Можно ли есть перед молитвой в православии
Содержание статьи
Как православные молятся перед едой
Согласно ортодоксальным православным представлениям, как любое другое дело, каждый приём пищи должен сопровождаться молитвой. Причём молитв христианину нужно знать несколько.
Молитва перед завтраком
Как любая молитва, обращение к Богу перед завтраком должно предваряться тройной покаянной молитвой, сопровождающейся поклонами: «Боже, очисти мя грешнаго. Создавый мя, Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго». Перед завтраком это важно вдвойне, потому что утренний приём пищи, хоть и является традиционным, в Церковном Уставе не значится.
За покаянием следует сама молитва перед трапезой: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животно благоволения». Затем глава семьи произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Все произносят: «Аминь» — и принимаются за завтрак.
Молитва перед обедом
Обед в православной традиции считается главным приёмом пищи, в котором допускается даже насыщение чрева. Поэтому его лучше предварить чтением «Отче наш», разумеется, сопроводив тройным покаянным началом и завершающим «Молитвами святых отец наших…»
Молитва перед ужином
Ужин – это второй из уставных приёмов пищи. Но в отличие от обеда он необходим только для подкрепления сил перед сном. Потому ужин православного должен быть гораздо легче обеда (насыщаться во время ужина разрешается только нищим и убогим). В связи с этим перед вечерним приёмом пищи рекомендуется читать: «Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века».
Молитва перед неуставными приёмами пищи
Все трапезы кроме двух уставных и – с определёнными оговорками – завтрака являются, пусть и небольшими, грехами. И тому, кто устраивает чаепитие или угощает гостя, или перекусывает между делами в фастфуде, Оптинские старцы рекомендуют читать молитву о прощении грехов: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради».
Другие молитвы
Допустимы и другие формы обращения к Богу перед принятием пищи. Так, трапезу можно предварить молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь». При этом нужно не забыть перекрестить пищу и напитки.
Также допустимой считается молитва: «Благослови, Господи Боже, нас и эти дары, которые по благости Твоей вкушать будем, и даруй, чтобы все люди имели хлеб насущный. Просим Тебя через Христа, Господа нашего. Аминь».
Значение молитвы перед едой
Молитвой человек одновременно освещает пищу, признавая её даром Божиим, и благодарит Отца Небесного за посланный дар. Поэтому важно не просто механически произносить текст молитвы, но читать её от души.
C другой стороны, некоторые священники допускают и некоторые послабления в традиции молиться перед едой. Если вы находитесь в общественном месте (например, ресторане или столовой) или в гостях, особенно среди иноверцев, допустимо чтение молитвы про себя, не вслух. Но всё же рекомендуется прочитать православную молитву в голос – после того, как хозяин-приверженец другой веры прочтёт свою.
Также тем, кто забыл помолиться перед едой и спохватился уже посреди приёма пищи, рекомендуют прерваться, прочитать молитву, а затем вернуться к обеду, завтраку или ужину: молиться никогда не поздно.
Григорий Саблин
Источник
Обычай молиться перед едой
священник В. Шумов
Предисловие архимандрита Макария (Веретенникова)
Наш современник, подвижник благочестия, отец Серафим Вырицкий († 1949) оставил такое наставление: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятьями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (Крещенской) водой, – она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено.
Всё, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Прежде всего мы призываем благословение Отца Небесного, читая молитву «Отче наш…». А там, где Господь, там и Божия Матерь, там и Ангелы, поэтому поем: «Богородице Дево, радуйся…» и тропарь Ангельским Силам: «Небесных воинств Архистратизи…». Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой» – и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу. А там, где Ангелы, там и все святые. Поэтому мы поем тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу.
Так и молились всегда перед едой у батюшки, и он благословлял своих духовных чад неукоснительно соблюдать это молитвенное правило» [Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) (1885–1949), М., 1996. – с. 43, 45]. Эти мысли еще более актуальны в наши дни, когда, с одной стороны, мы начинаем всё больше осознавать необходимость возрождения православных традиций, а с другой стороны, в обществе возросло действие демонических сил. Поэтому издаваемая до сих пор литература с рецептами блюд для православного христианина важна, но ещё более важна культура христианского приготовления пищи и благоговейного её вкушения. Для этой цели переиздается редкая ныне брошюра священника В. Шумова.
архимандрит Макарий (Веретенников)
***
И, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам… (Мф. 14:19)
В этих словах говорится о чуде, совершённом Спасителем в пустыне. Пять тысяч мужей, кроме жён и детей, стало быть всего 10 тысяч, слушали слово Спасителя о царствии Божием, слушали целый день и с таким наслаждением питались этою нетленною пищей, что забыли о пище вещественной, необходимой телу. Быть может, они сами и долго ещё не вспомнили бы об этой необходимой потребности, если бы не напомнили о том Спасителю Его ученики. Ученики подошли к Спасителю и сказали: «Место здесь пустынное, а время позднее, отпусти народ, чтобы он в соседних городах и сёлах купил себе хлеба». – «Вы дайте им ясти», – сказал Спаситель. Но что было дать, когда после строгого обыска, оказалось у всего народа только пять хлебов и две рыбы? Несмотря на такое малое количество, Спаситель велел найденное подать Ему и, воззрев на небо, благословил, эти хлебы и рыбы, и, преломив, дал ученикам; ученики же преподали народу. И дивное дело, – ели все и насытились, и даже оказался остаток, – собрано 12 коробов кусков, как бы в доказательство, что не в воображении было всё случившееся, но на самом деле.
Такова сила и могущество нашего Спасителя! В Его божественных руках слабое и немощное делается мощным, малое и ничтожное обращается в великое. Кто не узнает здесь Того, Который из праха сотворил человека, из ничего, единым словом Своим, создал мир? Так понял народ и это чудо, – он признал Божественного Чудотворца истинным Мессией и хотел поставить Его даже царем, но Иисус Христос уклонился от этой чести, потому что быть царем земным не входило в план божественного домостроительства о спасении рода человеческого. Царство Его не от мира сего.
В чуде Христовом для нас, между прочим, поучительно то, как Иисус Христос приступил к насыщению народа. «Воззрев на небо, благослови», говорит евангелист. Итак, обращение к Отцу Небесному, прославление Его, одним словом – молитва, вот что предшествовало этой благодатной трапезе. И у нас есть благочестивый обычай пред вкушением пищи обращаться с молитвой к Богу. Не дорого ли для нас, что этот добрый обычай освящён примером самого Иисуса Христа? Но в наше время многие стали уклоняться от этого обычая. К чему и зачем, говорят, это делать? Это ничего не значащий обряд. Но походят ли на правду такие речи? Зачем, в самом деле, нужно молиться пред вкушением пищи и пития?
Представьте, что у вас есть вещь, подаренная вам вашим другом, благодетелем, любимым вами братом, отцом, матерью, сестрой или женой. Как вы обращаетесь с этою вещью? Когда увидите её или когда станете употреблять её, вы непременно вспомните того, кто подарил её вам, и если тот человек жив, вы пожелаете ему заочно доброго здоровья, а если умер – Царства Небесного. Точно так и здесь. Что такое пища, вкушаемая нами? Это дар Отца Небесного, подающего нам на всякий день без всяких со стороны нашей заслуг, единственно по Своей милости. Как же, садясь за стол, не вспомнить Того, Кто питает нас? Как не восчувствовать и не сказать пред Ним так: «Ничего, Господи, нет у нас нашего, всё от Тебя. Ты, о нас промышляя, посылаешь всё нужное для нашей жизни. Благослови же употреблять дар Твоей благости во славу Твою и с пользою для нас». Так мы должны исповедовать свою зависимость от Бога; так должны свидетельствовать, что чувствуем Его милости к нам. А что же делают те, которые не хотят молиться пред столом и после стола? Они не хотят признать себя в зависимости от Бога; они себе, своим силам приписывают то, что имеют; они таким образом как бы отнимают у Бога то, что действительно исходит от Него, являются гордыми, неблагодарными. А гордость и неблагодарность, вы знаете, какие тяжкие грехи. И в этих-то грехах виновны те, которые не следуют обычаю молиться Богу пред вкушением пищи. Но действительно ли от Бога дается нам пища? Непременно так. Труд земледельца никогда бы не увенчался успехом, если бы Господь в одно время не послал на его ниву дождь, в другое – теплоту солнечную. Да он не мог бы и трудиться, если бы Господь не даровал ему сил к трудам. Больной разве способен к чему-нибудь? И мы с вами разве имели бы когда что-нибудь, если бы одному из нас Он не дал хороших способностей душевных, другому – крепких сил телесных, третьему – средств к образованию себя, четвёртому – благодетелей. Иной живёт в больнице или богадельне, ест чужой хлеб – но и это всё от Бога. Это Он посылает людям слабым, бедным благодетелей; это Он влагает в сердца людей богатых желание помочь бедным, позаботиться об участи их; ради Него – во Имя Его оказывается и самая помощь. Значит, всё от Бога, свой ли, чужой ли хлеб мы едим. Значит, каждый, кто бы он ни был, должен молиться пред вкушением пищи и по вкушении.
Пищу мы вкушаем для подкрепления сил, для поддержания жизни телесной. Так, но всегда ли достигается эта цель? Вместо пользы от пищи не получается ли иногда вред? Вместо здоровья не приносит ли она иногда болезнь, даже смерть? Бывает нередко – садятся за столь здоровыми, а выходят больными. Потому-то, приступая ко вкушению пищи, и необходимо вознести молитву к Богу, чтобы на пользу, а не во вред нашему телу послужила вкушаемая нами пища, чтобы дух наш был весел после еды, а тело крепко и бодро. И поверьте, кто молится не машинально, не кое-как, а со вниманием и благоговением, тот при правильном, умеренном употреблении пищи получает желаемое. Такой человек через молитву испрашивает благословение на свою пищу, потому вкушает её с пользой для своего здоровья.
Молитва делает пищу не только полезною, но и приятною. При молитве и самое простое, неизысканное кушанье становится приятнее, сладостнее, чем роскошные яства богачей и сластолюбцев. Эту истину я поясню примером. Недалеко от Константинополя в глубоком безмолвии жил святой отшельник. Все почитали этого пустынника, и многие для пользы душевной посещали его. Однажды в одежде простого воина пришел к этому старцу римский император. При разговоре пришедший гость, увидал висящую на стене корзину с сухим хлебом. Ему захотелось вкусить этого хлеба. Старец очень этому обрадовался, принес деревянную чашку с водой, положил туда сухой хлеб и, помолившись, сел со своим гостем за трапезу. По окончании стола старец принес свежей воды и подал гостю. После трапезы гость открылся, кто он, и потом сказал: «Вот я и родился царём, и теперь царствую, но никогда не вкушал хлеба, не пил воды с такою приятностью, с какою ныне ел и пил у тебя. Как сладка мне твоя пища!» – «Мы, монахи, принимаем пищу свою с молитвой и благословением, оттого наше брашно, хоть и худое, бывает сладко. А в ваших домах пьют и едят без молитвы, с шумом и празднословием, и оттого богатые и роскошные трапезы бывают у вас безвкусны – им недостает услаждающего благословения Господня». Поймите из рассказанного, что значит молитва перед вкушением пищи.
Не следуйте, братие, тем, которые не молятся, садясь за трапезу. Такие люди в учители нам не годятся. Наверное можно сказать, что они и в другое время или никогда не молятся, или молятся, но мало, вообще холодны к молитве. Кто Бога помнит, Его любит, тот не может забыть о Нём при пользовании дарами Его, тот не постыдится вознести к Нему молитву, хотя бы с ним тут никто не молился. Помолясь Богу пред столом, и за столом будьте в молитвенном настроении, с мыслью о Христе и тут не расставайтесь, – так и думайте, что вот с вами Христос, невидимо присутствующий. Потому и за столом избегайте смеха, празднословия, неуместных рассказов, шуток. Если во время стола сильнее, чем в другое время, чувствуется потребность поговорить, то говорите степенно. Помните, что в других местах даже в молчании вкушают хлеб. Дай нам, Господи, на всякое время и на всяком месте питать в себе чувство страха Твоего, и тогда бы, что бы ни стали мы делать – пить или есть, или иное что творить, по слову Апостола, всё во славу Божию будем делать. Да будет с нами так.
Аминь!
См. также Молитвы перед и после вкушения пищи
издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Москва 1997
Источник
святые тексты на русском языке и как правильно читать
Церковный устав предусматривает совершать молитву перед едой, по окончании трапезы, освящение пищи на столе крестным знамением. Молитвенное обращение к Творцу всего, что существует в мире, есть благодарность за возможность утолить голод и поддержать силы и покаяние за грехи. Крест, как символ смерти и воскрешения Иисуса Христа, отгоняет от дара Господня (пищи) дьявольские напасти.
Откуда пошел обычай
В Священном Писании неоднократно упоминается, что Иисус Христос перед принятием пищи обращался к Отцу Небесному. В память о Христе апостолы после его смерти и Вознесения стали молиться перед едой. Обычай освящения трапезы распространился на всех христиан.
С течением времени традиция произносить молитву до и после трапезы у мирян практически угасла и сохраняется в монастырях, семьях священнослужителей. Верующие стали уклоняться от молитвенного обращения, объясняя это отсутствием условий (приемом пищи в общественных местах), нехваткой времени, не столь важным по сравнению с другими причинами молиться.
Все, что имеет человек в жизни, дано ему от Бога. Пища – дар Божий. Молитва за столом – благодарность Господу за хлеб насущный, независимо от того, свой или по благодеянию.
Отказавшись от молитв, человек демонстрирует отдаленность от Создателя, гордость и неблагодарность, что в христианстве считается одним из смертных грехов. Другой смертный грех, который допускают люди, – чревоугодие. Завтрак, перекусы Церковь считает чревоугодием. Молитвенное обращение смягчает вину перед Господом за нарушение его заповедей.
Молитва перед вкушением пищи избавляет ее от вреда, который мог быть причинен в процессе приготовления недобрыми мыслями, пожеланиями. Полагается благословлять еду не только до и после приема, но и во время приготовления.
Смысл моления заключается:
- в освящении трапезы;
- благодарении Бога за Дар;
- просьбе сохранить милость в дальнейшем.
Молитва за столом, в присутствии детей имеет воспитательный эффект. В условиях дефицита времени, разобщенности членов семьи она способствует формированию уважительного отношения к труду, более тесным семейным узам. О необходимости молиться до и после еды писали в XVIII-XIX веках многие святые отцы, например, Иоанн Кронштадтский.
Как правильно обращаться к Богу перед приемом пищи
В помещении, где члены семьи собираются, чтобы потрапезничать, должна присутствовать икона. Святой образ вешают над столом таким образом, чтобы он был в поле зрения обедающих/ужинающих. Читать молитву в узком семейном кругу полагается вслух.
Произносить ее может любой член семьи:
- самый старший по возрасту;
- младший;
- по очереди;
- хозяин дома.
В присутствии гостей надо поинтересоваться, как они отнесутся к семейной традиции. Если люди являются приверженцами другой религиозной конфессии, атеисты, то помолиться следует про себя. Так же надо вести себя в гостях: выяснить, как отнесутся хозяева и другие приглашенные к молитвенным обращениям за столом. Если по какой-то причине верующий начал трапезу, забыв помолиться, то ему следует прервать прием пищи, совершить ритуал, после чего продолжить завтрак/обед/ужин.
Завтрак начинается со слов покаяния перед Богом, так как, по церковному уставу, он не полагается и считается грехом чревоугодия. Покаянные слова повторяются трижды, затем следует благодарственное обращение к Господу или Богородице. В конце молитвы присутствующие произносят хором «аминь». Обед – главная трапеза у православных христиан, во время которой разрешено полное насыщение. Первые слова молитвы – покаяние перед Господом (троекратное), затем обращение «Отче наш».
За ужином обряд повторяется в том же порядке, что за завтраком и обедом. Плотный ужин допускается для нищих и убогих, прочим верующим полагается еда постная, подкрепляющая силы, но не дающая насыщения.
Церковь допускает молиться перед едой стоя или сидя, руки при этом лежат на столе. У тех, кто видит икону, во время молитвы глаза должны быть устремлены на святой образ. У прочих присутствующих во время обряда они должны быть полуприкрыты, чтобы помочь сосредоточиться на молитве. До начала и по окончании молитвенных обращений надо перекреститься и освятить пищу крестным знамением. Перед принятием пищи еда на столе крестится в следующей последовательности: сверху-вниз, снизу-налево, слева-направо.
По окончании трапезы один из членов семьи, как это принято по семейной традиции, читает благодарственную молитву, после чего все крестятся. Сразу из-за стола выходить не следует. Необходимо подождать две-три минуты в молчании. Перекусы (питие чая, кофе, фаст-фуд) без молитвы будут считаться греховными. В таких случаях следует обращаться к Богу с молитвой оптинских старцев о прощении грехов.
В общественных заведениях (на работе, в кафе, ресторане) молятся про себя, если при себе имеется иконка Спасителя, не крестясь и не освящая пищу. Церковь допускает такое отклонение от обряда, чтобы не смущать людей неверующих и других религий. Отношения с Богом не должны выставляться напоказ. Это глубоко личное, духовное общение. Молитвы нельзя читать механически, заученно, они должны быть проникнуты чувством.
Тексты молитв на русском языке
За трапезой обращаться к Создателю можно своими словами, например:
«Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благослови яства и питие рабам Твоим, яко Свят еси, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
«Ничего, Господи, нет у нас нашего, всё от Тебя. Ты, о нас промышляя, посылаешь всё нужное для нашей жизни. Благослови же употреблять дар Твоей благости во славу Твою и с пользою для нас».
По церковному обряду, до еды читается «Отче наш», а также можно обращаться к Богородице, ангелу-хранителю.
Православная
Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.
Короткая
В присутственных местах, где нет возможности произнести молитву вслух, про себя читают краткий вариант благодарственного обращения.
«Очи всех уповают на Тебя, Господи, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению».
Благодарственная после еды
Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам, и спаси нас.
Источник