Можно ли есть перед молитвой
Содержание статьи
Еда перед молитвой: можно, нельзя или… нужно?
Многие задают вопрос: «Почему в ХАБАДе едят мучные изделия (печенье, бисквиты…) перед утренней молитвой? Кто разрешил им это?» Ответ на это будет простой: это разрешили РАМБАМ, рабби Йосеф Каро, «Маген Авраам», «При хадаш», «Махацит а-шекель», «Элия Раба» и главное — Любавичский Ребе שליט»א Король Мошиах.
Сначала представляем вам отрывок из письма Ребе:
«Игрот Кодеш» том 10, стр. 326:
К моему глубокому удивлению я узнал о распорядке Вашего дня, что он не такой, как должен быть относительно охраны имущества Всевышнего — нашего тела (см. «Шулхан Арух» Алтер Ребе, «Законы ущерба для тела и души» п. 4. И см. РАМБАМ, «Законы об убийце» 1:4 и комментарий РАДБАЗа там, «Законы о Санедрине» 18:6). Особенно на основании сказанного в «маамарим» и в нескольких «сихот», что здоровье тела это одна из составляющих пути служения Всевышнему и должен быть порядок работы именно в виде «помоги вместе с ним». Особенно это относится к нашему ослабленному поколению, также в простом смысле (см. «Послание о раскаянии» в начале гл. 3) — когда мы ясно видим, что слабость тела мешает прежде всего в служении Всевышнему в служении молитвой, а также в учебе Торы и даже в соблюдении заповедей… И я сильно надеюсь, что после получения этого письма, Вы не будете голодать несколько часов в день, а попьете что-нибудь укрепляющее тело и съедите немного мучных изделий утром и даже перед молитвой. И уже известно высказывание наших учителей и их указание, что лучше есть, для того, чтобы молиться, чем молиться, для того, чтобы есть. И они имели в виду также в простом смысле, что если человек голоден во время молитвы, то для людей нашего уровня невозможно, чтобы это не помешало в сосредоточении во время молитвы («итбоненут») и ее длительности. Но когда он поест перед молитвой, эта проблема исчезнет и теперь в его возможности — если он только захочет — выполнять работу лучше и выше.
Есть у нас четкое указание от нашего учителя и Ребе, что не только можно есть мучные изделия перед молитвой, но мы обязаны это делать. Более того, в конце письма Ребе дает указание влиять на других людей, чтобы и они поступали подобным образом. То есть чтобы те люди, которым вреден пост (и Ребе приводит источник — «Послание о раскаянии» Алтер Ребе — в котором говорится, что это относится ко всем людям в нашем поколении) — ели перед молитвой.
Когда мы внимательно читаем это письмо, то видим, что Ребе говорит о двух причинах, которые разрешают (и обязывают) еду перед молитвой. В начале Ребе указывает причиной слабость тела, а в конце говорит о сосредоточении в молитве.
И действительно, в еврейском законе мы находим два закона на эту тему. Если человек должен есть по указанию врача (то есть жажда и голод способны повредить его здоровью), то нет вообще вопроса в том, что он должен есть перед молитвой и это не имеет никакого отношения к сосредоточении в молитве, ведь даже если такой человек может сосредоточиться, он все равно должен есть из-за здоровья. И также и здоровый человек, которому жажда и голод мешают сосредоточиться в молитве, может (и должен) поесть, как это будет объяснено ниже.
Разрешение есть перед молитвой как лечение
Что касается еды для лечения, то приведем еще одно письмо Ребе:
«Игрот Кодеш», том 19, стр. 40:
Что касается того, что Вы пишете об указании врачей часто есть, что помешает длительной молитве утром, так как до сих пор Вы остерегались есть перед молитвой по указанию — так эта еда является при заболевании, о котором Вы пишете, лекарством (препятствующим скоплению желудочного сока в кишечнике), а не из-за голода и даже не для укрепления тела. И на основании этого — полное разрешение (в «Шулхан Арух» Алтер Ребе 99:5. См. также слова «При хадаш» приведенные в «Махацит а-Шекель» там) и на основании известного правила в ТаЗ, раздел «Йорэ деа» в начале п. 117. И нужно сказать, что несомненно не об этом изначально было указание. А на будущее — нужно разрешить это поведение перед тремя людьми.
Здесь Ребе упоминает разрешение в «Шулхан Арух» Алтер Ребе, который пишет следующее (99:5): «Мудрецы запретили есть или пить с рассвета, пока человек не помолится… Поэтому можно пить воду перед молитвой, несмотря на то, что это потребность тела, так как к этому не относиться высокомерие… И даже различные виды пищи и напитки, к которым относится высокомерие, разрешено есть и пить для лечения, так как в лечении нет высокомерия». Правило же ТАЗа таково: «У мудрецов нет возможностей запретить вещь, которую Тора открыто разрешила». То есть автор письма утверждал, что до сих пор он никогда не ел перед молитвой по указанию и на это отвечает ему Ребе, что так как на это есть полное разрешение в «Шулхан Арух», то не может указание запретить это.
И еще несколько отрывков из писем Ребе:
«Игрот Кодеш» том 7, стр. 322:
И вот известно до какой степени в глазах Всевышнего ценно здоровье еврея… И понятно, что Вы должны оберегать свое здоровье, ведь для этого Тора передала врачу право давать указания о еде и питье… и нужно вести себя согласно указаниям врача. И непонятно то, что Вы пишете, что из-за этого не можете молиться. Если Вы имеете в виду, что не едите ничего до молитвы, то ведь известно из слов последних законоучителей и также постановили главы ХАБАДа, что в случаях, когда это необходимо для поддержания здоровья, можно есть перед молитвой и наоборот — это заповедь и необходимость. Особенно на основании высказывания Цемах-Цедека, что лучше есть, для того, чтобы молиться, чем молиться, для того чтобы есть.
«Игрот Кодеш» том 5, стр. 150:
…Вы не комфортно чувствуете себя в том, что касается Вашего здоровья, вообще, и в частности, насчет вопроса, связанном с тем, что вы едите печенье перед [утренней] молитвой. Поэтому я приведу здесь высказывание святого Баал-Шем-Това, напечатанное в [книге] «Кетер Шем Тов»… Там написано: «Когда тело болеет, [тогда] также [и] душа ослаблена, и [человек] не может молиться как надо, и несмотря на то, что он чист от грехов — поэтому человек должен сильно следить за своим здоровьем».
«Игрот Кодеш» том 14, стр. 18-19:
…Мне стало известно к моему глубокому удивлению, о вашем поведении в отношении еды и питья, что это не так, как следует быть… И уже известно высказывание Цемах-Цедека, что лучше сначала поесть, чтобы потом помолиться, чем наоборот — молиться для того, чтобы потом поесть. И в связи с ослабленностью этих поколений разрешают даже есть мучные изделия (выпечку) перед молитвой (понятно, что после чтения «Шма») для тех, кто завершает молитву через много времени после того, как просыпаются. И не следует устрожаться в этих вопросах, так как устрожение ведет к послаблениям в службе Всевышнему.
Разрешение и обязанность есть перед молитвой для сосредоточения в молитве
И даже относительно здорового человека Алтер Ребе пишет так (99:5): «…только если человек не может сосредоточиться в молитве, пока он не поест или не попьет, то даже сегодня, когда не могут особо сосредотачиваться в молитве, тем не менее, если он хочет поесть и попить для сосредоточения в молитве, то может это сделать».
Источник этого постановления находится в «Шулхан Арух» рабби Йосефа Каро (там, п. 4): «Испытывающий жажду и голодный входят в категорию больных. Если есть у него возможность сосредоточиться — пусть молится, а если нет — если хочет, пусть не молится, пока не поест и не попьет». «При мегадим» спрашивает, почему «Бейт Йосеф» упомянул испытывающего жажду, ведь воду можно пить перед молитвой в любом случае? И объясняет от имени «При хадаш», что если человек хочет пить, то разрешено ему также и есть «чтобы пустое питье не нанесло ущерба здоровью».
Также и РАМБАМ в «Законах о молитве» (5:2) пишет: ««Испытывающий жажду и голодный входят в категорию больных. Если есть у него возможность сосредоточиться — пусть молится, а если нет — пусть не молится, пока не поест и не попьет». Почти то же самое, только у «Бейт Йосеф» добавлены слова «если хочет». «Маген Авраам» (п. 113) цитирует «Бейт Йосеф» и объясняет: «Так как не могут особо сосредотачиваться, то можно молиться даже если не может сосредоточиться. Но если человек хочет полагаться на мнение РАМБАМа и поесть и попить перед молитвой, то можно». «Элия раба» также постановил как РАМБАМ: «Хотя человек не может особо сосредотачиваться, запрещено молиться не поев и не попив и также постановили «Тосафот». И даже если есть необходимость есть и пить постоянно, то нужно делать так». (См. также «Диврей Хамудот» на РОШ, трактат «Брахот» глава 1, п. 162 и глава 4, п. 136. И в сборнике «Симлат хаим» п. 145…)
И мы видим, что без сомнения можно есть перед молитвой для того, чтобы можно было сосредоточенно молиться. Более того, это необходимое поведение. А «Матэ Моше» пишет (часть 1 п. 107) так: «Не молитесь, не поев перед этим».
Председатель религиозного суда ультраортодоксальной общины Иерусалима рав Моше Штернбух пишет («Тшувот вэ анъагот» часть 1 п. 73): «Как испытывающий жажду и голодный может даже поесть и попить перед молитвой и как объясняется в „Шулхан Арух“, что тогда еда помогает сосредоточиться в молитве, также и питье к которому был привычен мешает молитве (если не попил) и поэтому нет в этом нарушения запрета… А если человек сказал перед этим благословение на Тору и утренние благословения, а также „Шма“ с условием, что принимает на себя Власть Небес, то… по Торе он уже исполнил заповедь о молитве». Как известно, в ХАБАДе принято есть перед молитвой только после утренних благословений и «Шма».
Обычай ХАБАДа есть перед молитвой по указанию и личному примеру Ребе
Автор книги «Мишна Брура» (р. Исраэль Меир Коэн или Хафец Хаим) разрешил пить чай перед молитвой без сахара, а сахар класть в рот отдельно. Есть история, как Хафец Хаим ехал в поезде и с ним рядом сидел хасид, который ел и пил перед молитвой. Спросил его Хафец Хаим: «Что это значит?» Хасид ответил: «Лучше есть, для того, чтобы молиться, чем молиться, для того чтобы есть». Сказал ему на это Хафец Хаим: «Ты прав, но я уже стар, чтобы менять свои привычки»…
Как-то во время праздника Суккот, Ребе зашел в сукку возле «770» и ел там перед молитвой. Ребе обратил внимание, что один из старых хасидов неодобрительно смотрит на него и сказал: «Я делаю это специально при всех, чтобы с меня брали пример все. Я не стесняюсь хабадского обычая!» Рассказывают также, что в начале 40-х годов, при жизни своего тестя — Ребе РАЯЦ, Ребе Король Мошиах приносил в праздники мучные изделия и раздавал их хасидам и ученикам йешив. Когда р. Берел Баумгартен не захотел есть, так как не был привычен к этому, Ребе сказал: «Если поешь — будешь хасидом, а если нет — не будешь хасидом».
И как обычно Ребе שליט»א объясняет эту идею с точки зрения внутренней части Торы. В беседе на главу «Ваякель» 5713 г. Ребе пишет так: «В эти дни намного легче заниматься работой по переборке искр святости… Например, в предыдущих поколениях только после молитвы и последующего урока Торы ели „утренний хлеб“. Но в последних поколениях разрешили пить перед молитвой, а еще позже разрешили и есть мучные изделия перед молитвой… И причина по простому заключается в слабости тела у людей последних поколений, но внутренняя, духовная причина заключается в том, что работа по переборке материального мира стала намного легче, чем раньше, так как евреи занимаются все время извлечением искр и эта работа почти закончена. Поэтому есть силы очистить материальные вещи и перед молитвой, только если это делается для самой молитвы».
Источник
Как правильно молиться дома чтобы Бог услышал молитву
Вопрос о том, как правильно молиться дома чтобы Бог услышал, волнует многих верующих людей. Некоторые христиане просто заучивают тексты молитв и механически повторяют, а порой даже до конца не понимают смысл слов… Так вот, эти люди просто не умеют общаться с Господом и не осознают, что молитва – это в первую очередь разговор из Всевышнем, а не какой-то долг, обязанность верующего человека.
Дома молиться нужно так, чтобы усиливалось желание посетить церковь. Важно соединять домашнюю молитву с церковной. В молитвословах можно найти большое количество молитв для разных надобностей:
- о вероисповедании;
- о болеющих;
- за супружество;
- о борьбе со страстями;
- в скорбях и искушениях;
- в памятные дни;
- при смерти и на поминовение усопших;
- о мире;
- о даровании молитв, что угодны Богу.
Как правильно молиться дома
К Вашему внимаю приведено несколько советов о правилах общения с Богом:
- Очень важно быть искренним, исповедоваться, причащаться и вести праведный образ жизни.
- Можно прочитать молитву одному или же всей семьей в зависимости от обстоятельств и потребностей. Перед трапезой, как правило, нужна совместная молитва.
- Если же Вы еще не знаете на память тексты молитв, то разрешается читать из молитвенника, а лучше всего молиться своими словами. Самым лучшим вариантом будет, если Вы будете «применять» тексты из молитвослова, а потом еще будете переходить на молитвы своими словами.
- Перед тем, как приступить к молитве, нужно перекреститься, совершить три больших и малых поклона и трижды произнести «Отче Наш».
- Лучше всего молиться перед ликами святых, при этом становиться на колени.
- Важно «пропускать» через себя, то что Вы говорите и молиться вслух. И помните, если Вам трудно молиться, то это вовсе не значит, что Вы что-то делаете не так, а наоборот, – это признак Вашей искренности.
- После завершения нужно также перекреститься, поблагодарить Бога за общение и не торопиться приступать к житейским делам.
Самое главное – это, конечно же, вера. Если ее нет, то никакая молитва невозможна. Также важным для есть покаяние. Бог не услышит нас, если мы не покаемся, не попросим прощения у ближних и сами не простим их. Мы должны оставить долги ближним нашим и только тогда приступать к общению с Господом.
Еще одним условием истинной молитвы есть смирение. Гордый человек, осуждающий других людей не будет услышан Богом.
Существует такое понятие, как молитвенное правило – каждодневные утренние и вечерние молитвы. Их тексты есть в молитвенниках. Правило может быть общим или же индивидуальным, которое поможет подобрать Ваш наставник.
Есть 3 самых важных Молитвенных Правил:
- Полное Молитвенное Правило для церковных служителей.
- Короткое Молитвенное Правило, подходящее всем христианам.
- Короткое Молитвенное Правило Серафима Саровского.
Как правильно молиться дома утром
Самой большой ошибкой будет, если Вы будете спешить. Лучше встать заранее, выработать для себя график и тогда не будет этой проблемы. Помолиться нужно первым делом, а потом приступать ко всем остальным своим делам.
Как правильно молиться вечером дома
Вечером главным врагом молитвы есть усталость. Как правило, просто нет сил и желания что-либо делать, поэтому помолиться можно перед ужином или даже раньше. Во время молитвы, человеку важно уединиться, чтобы никто не отвлекал. Нельзя перерывать этот процесс, отвлекаться время от времени, иначе Вы просто не будете услышаны Господом.
Молитвы у иконы
Многих интересует, как правильно молиться дома перед иконой. А все очень просто. Главное помнить, что молитва произноситься тому святому, чей лик изображен на иконе, пред которой вы стоите и очень важно понимать, что молимся мы не иконе, а перед нею. Нужно не забывать исповедоваться и причащаться в храме. Смотреть на образ не нужно, главное – это сосредоточиться и соблюдать молитвенное настроение. К тому же при молитве нужно опускать свой взгляд, а также разрешается закрыть глаза, если Вам так комфортней.
Молитва «Отче наш»
Все мы знаем, что эта молитва принадлежит Иисусу Христосу и именно Он передал ее нам. Ее должен знать каждый христианин. Она универсальная и читается во всех случаях, ею начинают все молитвы.
Текст:
«О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Отец наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.»
Молитвы за усопших
Помолиться за усопшего человека можно не только в церкви. Но многих интересует, как молиться дома за усопших. Неспроста тут возникает большое количество вопросов так, как есть много нюансов.
До 40 дней молиться очень важно, – так мы помогаем душе новопреставленного умершего. Дома можно также читать Псалтырь, делать это желательно перед иконами. В поминальные дни разрешается помолиться своими словами.
Молитва 1 (до 40 дней):
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.»
Молитва 2 (после 40 дней):
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.
Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
После 9 дней смерти, кроме молитв читается и акафист за единоумершего.
Как правильно молиться дома по соглашению
Молитва по соглашению – это такая молитва, когда несколько верующих людей молятся и при этом они могут находиться друг от друга на большом расстоянии. Делать это нужно по договоренном, четко установленном времени. Принимать участие может 2–3, а то и 20 человек. Важно то, что люди должны молиться об одном и том же, делая это одновременно.
Текст молитвы по соглашению просительной:
«Господи Иисусе Христе, Сын Божий,
Ты бо рекл еси пречистыми усты твоими:
Аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещается на земле от всяцей вещи,
еяже аще просита, будет има от Отца Моего,
Иже на небесех:
идеже бо ества два или трие собрании во имя Мое,
ту есмь посреде их.
Непреложны словеса Твоя Господи,
милосердие Твое безприкладно и человеколюбю
Твоему несть конца.
Сего ради молим Тя:
даруй нам рабам Твоим
(следует произнести имена людей, за которых молятся),
согласившимся просить Тебя
(следует изложить сущность просьбы в произвольной форме)
исполнения нашего прошения.
Но обяче не якоже мы хотим, но якоже Ты.
Да будет во веки воля Твоя.
Аминь.»
Смотрите еще видео рассказ священника о том, как читать молитвы чтобы быть услышанным:
Как правильно молиться Богу, чтобы молитва была услышана
Любой человек при возникновении каких-либо сложных жизненных ситуаций взывает к Всевышнему за советом или же вспоможением. Посему каждому верующему православному необходимо знать, как правильно молиться Богу, чтобы молитва была услышана. На сегодняшний день довольно большое количество людей до конца не уверены в том правильно ли они произносят молитвенные обращения, а ведь иной раз так необходимо услышать ответ на заданный вопрос.
Как правильно молиться Богу чтобы Он услышал и помог
Возносить прошение Вседержителю разрешается по-разному, несмотря на то находитесь ли вы в стенах храма или же пребываете дома. Чудотворный образ Спасителя всегда оказывает положительное действие. Молитвословие обязательно будет услышано если придерживаться таких рекомендаций:
- молитвенное прошение необходимо произноситься с чувством и искренним верованием;
- обращающегося не должно ничего отвлекать, ему необходимо сконцентрироваться лишь на прошении;
- во время произнесения молитвословия в голове у взывающего к Высшим силам должны находиться лишь мысли о Спасителе;
- если верующий человек хочет дабы его молитвенная просьба как можно быстрее услышана царем Небесным, то ее следует проговаривать не про себя, а вслух;
- прежде чем высказать свое мольбу, православному христианину необходимо очиститься и полностью покаяться во всех свершенных им прегрешениях;
- сами же молитвословия должны повторяться неоднократно, а иной раз на это может уйти не один год.
Источник