Можно ли есть перед литургией в храме
Содержание статьи
Святитель Иоанн Златоуст: Кто не причащается — не стойте нагло, уходите после чтения Евангелия
Можно ли ходить на Литургию, но не причащаться на ней? Вопрос не праздный.
Ещё десять лет назад большинство читающих этот текст удивлённо вскинули бы брови: ну конечно, можно! Странный вопрос… Мы же не для причастия только в церковь ходим.
Но вот отгремели в печати баталии между сторонниками «частого причащения» и любителями дореволюционного ежегодного «говения и приобщения», вышел эпохальный документ «Об участии верных в Евхаристии», поколение молодых священников потихоньку сменяет заслуженных «перестроечных» протоиереев, привыкших к другому — и перед христианами, всерьёз приходящими к Богу, возникает вопрос: как быть, если прекрасно знаешь, что Литургия — это единый священный порыв к соединению со Христом в Его Тайнах, но причащаться ты не готов (причины неготовности трогать здесь не будем).
И вот из глубины веков таким сомневающимся громогласно отвечает Иоанн Златоуст. Этот огненный епископ жил во времена, когда в недавно гонимую Церковь, вдруг ставшую «государственной», хлынули потоки маловерующих византийских граждан. Многие из них вроде и верили. А вроде и не верили. Как мы сейчас сказали бы, просто «крестик носили». Ситуация, в общем, чем-то похожа на наше дореволюционное время, но и на нынешнюю эпоху тоже. А потому весьма интересно, что же по поводу присутствия на Литургии непричащающихся говорил святой Иоанн.
А говорил он очень просто: кто не готовился, уходите сразу после первой части Литургии, вместе с оглашенными — с теми, кто только готовится ко крещению, и кому положено уходить после слов диакона «Оглашенные, изыдите!». Это, напомним, примерно после чтения Евангелия. И проповеди — она как раз должна быть тут, но в нынешней практике часто переносится на конец службы.
«Для чего взывает [диакон]: «Изыдите те, которые не можете молиться Богу», а ты стоишь нагло? Если же ты не из кающихся, но из тех, кто имеет возможность причащаться, как же ты не заботишься, чтобы причаститься? Или ты не считаешь Причастие великим даром и пренебрегаешь им? Задумайся, прошу тебя! Здесь царская трапеза, ангелы служат на этой трапезе, Сам Царь здесь присутствует, а ты стоишь, как зевака».
Общий посыл вдохновенной проповеди прост: к Литургии надо относиться серьёзно. Если христианином назвался — будь им. А это значит: живи честно, стремись к Богу, старайся всегда помнить, что ты — член Церкви. Если так себя ведёшь — значит, тебе можно причащаться. А если можно — то причащайся постоянно, а не только по праздникам. Причащайся, испытывая себя, смиряясь, со страхом и трепетом. Но — причащайся!
Вот какой пример приводит Златоуст:
«Скажи мне, пожалуйста, если бы кто-нибудь был приглашён на трапезу, пошёл туда, помыл свои руки, сел и приготовился к трапезе, а затем не стал бы есть, разве он не оскорбил бы того, кто его пригласил? Не лучше ли было бы, если бы он не приходил вообще? Так и ты: пришёл на трапезу, пел с остальными песнопения, исповедовал, что ты достоин (поскольку не удалился вместе с недостойными), как ты можешь [после всего этого] оставаться [на Литургии] и не причащаться от этой Трапезы?»
А если называешь себя недостойным, и говоришь, что к Чаше тебе сегодня нельзя подходить, значит — покидай собрание после возгласа: «Оглашенные изыдите», и не дерзай оставаться дольше. «Всякий, не причащающийся Таин, стоит бесстыдно и нагло», — комментирует святитель наше поведение.
Выводы? Целью нашей должно стать изменение жизни, приближение её ко Христу, постоянная память о Нём, радость соединяться с Господом на воскресных литургиях, нежелание грешить и отдаляться от дружбы с Богом.
Что делать, если причащение за каждой Литургией пока что кажется нам недостижимым идеалом, и желания приобщаться на каждой службе у нас нет, и всю неделю мы о Боге почти не вспоминаем? Ни в коем случае не причащаться «насильно», потому что прочитали в интернете, и «так положено». Так и вправду положено, но всё это только для христиан, с покаянием, радостью и желанием идущих на службу.
Остальным что?
Во-первых, поставить цель постоянного причащения и каждодневной жизни с Богом. Во-вторых, предлагаем то самое упражнение: уходить после возгласа «Оглашенные, изыдите».
Зачем? Чтобы дать понять себе, чего лишаемся. Чтобы не самообманываться: мол, Литургию отстоял, ко кресту приложился, и с чистой совестью иду домой. Не с чистой! Уходи покаянно после Евангелия, и, глядишь, через пару недель душа сама запросит подготовиться и остаться на службе до конца, и причаститься.
Что, даже если праздник будет, с молебном и освящением яблок? Как же я уйду? Так и уходи — зато честно всё будет. Ну, можно подождать на лавочке у входа, и после окончания Литургии, когда радостно скажет батюшка «С миром изыдем» и врата закроются, войти в церковь и помолиться на молебне — очень хорошая вещь.
А если я так совсем разленюсь, и не буду ходить в итоге в храм? Значит, плохая идея была — можно, посоветовавшись с батюшкой, оставаться на Литургии до конца и не причащаться. Но, во всяком случае, скорбеть, что Чашу проносят мимо тебя. Отец Андрей Ткачёв, например, на вопрос, ходить ли на Литургию, если не причащаешься, отвечал, что, мол, время сейчас у нас такое трудное, что лучше ходить — хотя бы стоять и слушать для начала каждое воскресенье службу.
Поэтому, узнав об этой проповеди Златоуста, с рассуждением подойдём к тому, что в ней сказано. Слова очень важные и полезные, но как сделать так, чтобы на пользу они пошли нашей конкретно душе, тут поразмыслим. Помолимся святому Иоанну, попросим помощи. Он обязательно поможет, и жизнь наша потихоньку выправится, встанем мы на твёрдую почву и будем вместе карабкаться к Царствию Небесному.
Будем ещё ждать воскресного дня, как самого счастливого в неделе, будем бежать на Литургию вприпрыжку, и моменты страшной и прекрасной службы будут ещё для нас самым главным временем в жизни.
И тогда всё наше существование превратится в удивительное время радости о Боге, и Его присутствия у нас в сердце. Ей, гряди, Господи Иисусе!
Источник: У стен Церкви
Источник
Что можно и что нельзя в Церкви?
протоиерей Алексей Митюшин
Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Мы выбрали наиболее распространенные вопросы и задали их протоиерею Алексию Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово.
Можно ли в церкви фотографировать?
Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.
Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.
Фото Владмира Ештокина
Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?
Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае – все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.
С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой – не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.
Могут ли животные находиться в храме?
По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.
А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.
В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.
Можно ли некрещенным посещать церковь?
Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещенным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.
Может ли некрещенный человек прикасаться к святыням?
Некрещенный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.
Некрещенному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещенным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.
Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?
Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду – по рождению христианка. А потому – каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.
Можно ли кушать перед посещением храма?
Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.
В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.
Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.
Кому нельзя венчаться?
Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.
Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.
В какое время нельзя венчаться?
Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.
Можно ли развенчаться в церкви?
В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.
Подобная ситуация – из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.
Как следует выглядеть женщине в церкви?
Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.
Может ли женщина ходить в храм в брюках?
Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.
Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах – это обязательно. На участие в таинстве следует выглядеть соответственно.
Можно ли приходить в храм накрашенной?
Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех – не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.
Когда можно исповедоваться в церкви?
Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.
Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.
Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь – это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа – время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.
Когда можно причаститься в церкви?
В основном литургия совершается ежедневно. В какое время – можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.
Время причастия зависит от храма, в каждом – свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.
Когда можно заходить в церковь?
В храм можно заходить в любое время. С 1990х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.
Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?
Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.
Плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.
Что можно заказать и купить в церкви?
В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.
Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.
В какой церкви можно покреститься?
Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.
Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий – купель для полного погружения.
Можно ли чем-то заразиться в церкви?
Если речь идет о таинстве Евхаристии – нет, заразиться во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия – величайшее из таинств Христовой Церкви.
Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?
Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.
Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь во время критических дней?
Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.
Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.
Церковь Христова – пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.
В такие дни женщины не приступают к таинству причащения и, по традиции, не целуют иконы.
Источник
Воронежский священник рассказал, как вести себя на богослужении
Все житейские заботы лучше оставить за порогом храма, советует представитель церкви
Многие из нас боятся идти в храм из-за осуждения: не так оделся, не так крестишься, не тому святому ставишь свечку. Но так ли это важно, когда душа тянется к Богу, и стоит ли обращать внимание на замечания других? Обо всём этом нам рассказал настоятель Покровского храма в Лисках, руководитель миссионерского отдела Воронежской епархии Алексий Иванов.
Как одеваться
— Существует ли дресс-код для посещения храма?
— Такого рода рекомендации относительны и основываются прежде всего не на церковных канонах, а на здравом смысле, внутренней культуре человека, чувстве уместности и благоговении. Большинство людей понимает, что в храм лучше заходить в подобающей одежде — опрятной, достаточно закрытой, не привлекающей лишнего внимания. Это естественное проявление уважения к дому Божьему и к другим людям, которые пришли в него помолиться. Понятно, что ситуации бывают разные. Например, человек решил зайти в храм внезапно: может быть, его посетило сильное религиозное чувство или случилась беда… Не стоит отказываться от этого доброго намерения только потому, что нет подходящей одежды. В крайнем случае можно воспользоваться специальными накидками, которые для таких случаев предлагают во многих храмах.
— Можно ли приходить в церковь в любое время или обязательно быть к началу службы?
— В храм можно заходить в любое время – помолиться в тишине, приложиться к святыням, поставить свечу. Если же вы собираетесь в храм, чтобы помолиться за уставным вечерним или утренним богослужением, желаете исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, то следует прийти к началу службы, внимать молитвам и священнодействиям, ведь они возносятся от лица всех верующих. Расписание богослужений узнать несложно. Как правило, оно размещается на видном месте либо внутри храма, либо снаружи, у входа.
Как заходить в храм
— Есть какое-то определенное правило, как заходить в церковь? Нужно ли при этом креститься? И зачем?
— «Когда доходишь до самого храма, останавливаешься на мгновение: это дом Божий, это Божий удел. И крестишься перед ним не только на икону, которая видна, но и на самый храм: это место селения Божия», – советует в своей замечательной книге «Войду в дом Твой» митрополит Антоний Сурожский. Крестное знамение – наше свидетельство о вере, употребляется не только при молитве, но и в различных обстоятельствах жизни как источник Божией благодати. Осеняя себя крестным знамением при входе в храм, мы свидетельствуем, что являемся христианами, верим в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу, воздаем поклонение Богу, вступая в Его дом.
— Что нужно сделать первым делом в храме: подойти к иконе, подать требы, купить свечи? Обязательны ли эти действия?
— Если вы нечасто заходите в храм, то для ознакомления придите туда, когда там нет службы, постойте один в тишине, помолитесь. Попробуйте обратиться к Богу своими словами — для этого не нужна какая-то специальная подготовка. При входе в храм осените себя крестным знамением, передвигайтесь по возможности неспешно и тихо, никого не задевая. Можно поставить свечи: «о здравии» (за живых) – на любой подсвечник, при этом молятся святому, изображенному на иконе, у которой расположен подсвечник. Свечу «о упокоении» (за усопших) ставят на широкий подсвечник прямоугольной формы (канун), который чаще всего стоит перед Распятием.
Конечно, в храме нежелательно заниматься посторонними делами, не связанными с молитвой, — для этого достаточно других мест. Входите в храм, оставив все житейские заботы и суетные мысли снаружи. Так вы почувствуете, что даже время здесь течет по-другому, а после молитвы обретете покой и умиротворение.
— В какие места храма запрещен вход мирянину?
— Алтарь – это главная святыня православного храма, доступ в него был ограничен с глубокой древности. По церковным правилам, находиться в алтаре могут только мужчины, получившие благословение настоятеля храма. В женских монастырях нередко послушание алтарниц выполняют монахини, бывает, что и в приходских храмах пожилые женщины получают на такой труд благословение священника. В древней Церкви в алтарь могли входить диаконисы.
— Почему женщинам в определенные дни нельзя приходить на службу?
— Женщине при месячных не должно прикасаться святыням (прикладываться к иконам и святым мощам, вкушать антидор и просфору, помазываться освященным елеем) и тем более приступать к церковным Таинствам – Крещению, Причащению и т. д. Однако запрета на посещение храма в указанные дни нет. Таких же ограничений следует придерживаться женщине в течение 40 дней после рождения ребенка.
Как вести себя во время службы
— Пришедший должен отстоять всю службу от начала и до конца?
— Если человек пришёл на Литургию, чтобы причаститься Святых Христовых Таин, то, конечно, ему следует быть в храме и сосредоточенно молиться всю службу. Если же вы не готовились к причащению и имеете какие-то неотложные дела, можно выйти из храма и до окончания службы, только не следует это делать во время чтения Апостола или Евангелия, пения Херувимской песни, а также во время главнейшей части Литургии – Евхаристического канона (от пения «Верую» до «Отче наш»). Вечером то же правило, желающие на следующее утро причаститься молятся до конца, а остальные по возможности. Однако важно помнить, что нельзя постоянно пренебрегать причащением Святых Таин.
— Можно ли во время службы присесть или выйти на улицу подышать воздухом?
— Можно. Стоять неподвижно в продолжение всего богослужения – благочестивая традиция, а не каноническое требование. Даже в монастырях, где строго соблюдаются церковные уставы, разрешается сидеть при чтении кафизм Псалтири. При этом нужно помнить, что ходить по храму нельзя в особенно важные моменты богослужения. Например, во время чтения Апостола и Евангелия, при пении «Херувимской» и «Милость мира». В это время следует стоять в молчании и благоговении.
Как реагировать на замечания
— Можно ли во время службы переговариваться?
— Нет, нельзя. Входите в храм, оставив все суетные мысли за порогом. Ощущайте себя находящимися перед лицом Божиим, и Он услышит ваши просьбы. Только после искренней и сосредоточенной молитвы душа обретает покой и умиротворение. А отвлекаясь на разговоры, вы нарушаете благоговейное молитвенное состояние – и свое, и других. Это недопустимо.
— Как реагировать на замечания бабушек, если человек на службу пришел, может быть, второй раз в жизни и не знает многих правил?
— Спокойно, с любовью, понимая, что они – бабушки. Не нужно вступать в споры и доказывать свою точку зрения. Если уж совсем вам трудно – сообщите об этом настоятелю или другому священнику – клирику храма. Главное – при любом испытании не впускать в свое сердце раздражение. «Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух», – наставлял духовных чад преподобный Серафим Саровский. Мир в душе – необходимое условие для уподобления Богу.
— Как понять, что служба закончилась и как себя при этом вести?
— Служащий священник по завершении Литургии обычно говорит проповедь, либо, если это вечернее богослужение, благодарит всех за молитвы, поздравляет с праздником. В завершение – осеняет молящихся крестом или преподает общее благословение десницей (правой рукой). Выходить из храма следует в благоговейном молчании и с чувством благодарности Богу, стараясь сохранить душевный мир и благорасположение к окружающим в продолжение как можно более длительного времени.
Источник