Можно ли есть печенку православным

Содержание статьи

Можно ли православным христианам вкушать и гематоген и печень?

  • #1

О.Олег помогите разобраться наткнулся на такое мнение
Можно ли объяснить запрет на вкушение крови животных без учёта ее в важнейшей ритуальной роли в культе Ветхого Завета ?
«Только строго наблюдай, чтобы не есть крови,

потому что кровь есть душа

: не ешь души вместе с мясом» (Втор. 12:23)
«Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю её из народа её, потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови… ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев 17:10-14).
По той же обрядовой причине и прямо наряду с кровью запрещается есть жир (сало): «Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев 3:17).
Но в Новом Завет Кровь очищение это кровь Иисуса Христа пролитая нас ради человек,один раз и на всегда,Новозаветные Христине были вне установлений о жертвоприношениях и связанной с этим кровью,у нас нет даже базы для ритуального почитания чьей бы то ни было крови, кроме Крови Иисуса Христа, пролитой нашего ради спасения.
Поэтому нам можно вкушать и гемотоген и печень?
Христос ясно сказал : «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека… неужели и вы еще не разумеете? ещё ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека» (Мф. 15:11,16-18).
Ап. Павел разрешает есть идоложертвенное (1Кор. 8:4-10), а мы смущаемся есть гемотоген ?
Посему будем «стоять в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1) «не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:14-15).

  • #2

Кровь в Н. З.:
Запрет на вкушение крови подтверждается и Новым Заветом, и канонами Вселенской Церкви:
«Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен» (Правило Святых Апостолов 63);

«Божественное Писание заповедало нам «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины» (Деян. 15:29). Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искусством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен» (Шестого Вселенского Собора правило 67), и т. д.

Лев Философ (886-911) издал 58 новеллу, которая приказывает, чтобы подвергались телесным наказаниям и затем ссылаемы были все, которые продавали или ели в каком бы то ни было виде кровь, – подлежащие гражданские начальники, которые не следят за точным исполнением этого предписания, подлежат штрафу в 10 литр золота.

Игнорировать это мы не можем.
Все остальное комментарии…

Применение гемотогена в лечебных целях не может возбраняться.
Целый ряд церковных канонов предусматривает систему послаблений для болящих!
«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя:да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (Правило Святых Апостолов 69).

«Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья» (Феофан Затворник).

Последнее редактирование модератором: 22 Июн 2015

  • #3

Спасибо за объяснение! Скажите а правило имеет такое же не проходящие значение как догмат или оно все-таки со временем меняется и отменяется?

  • #4

Догматы возникали как ответы на еретические метания ума.
Заповеди даны для жизни по воле Бога!
Спасаемся верою в Иисуса Христа как в Сына Божия!

  • #5

Отец Олег, Вы пишете: «В случае с кровью выяснять способ забоя скота и обязательно отмачивать мясо. «
В супермаркете, при покупке мяса, практически невозможно выяснить способ забоя скота, а отмачивать мясо не всегда есть время. Имеет ли смысл и можно ли православному просто перейти на халяльное мясо (разумеется, если есть такая возможность)? Спасибо за ответ.

  • #7

А для чего тогда молитва?

Источник

Есть ли продукты, которые нельзя вкушать христианам?

Подумалось, что, наверное, в рационе монашествующих отсутствует мясо и присутствует рыба именно по причине «кровяных» дел в том числе. 

Если погуглить, то можно запутаться, как и во многих вопросах теперь. 

От декабря прошлого года такая статья:

«Национальная кухня многих народов включает пищу, приготовленную из крови животных. Этот факт часто смущает верующих, так как в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов, а также в канонах Церкви содержится запрет на употребление крови в пищу.

Читайте также:  Можно ли заставлять ребенка есть в 10 лет

Впервые это предписание упоминается в книге Бытия (9: 4), когда Господь, заключающий завет с Ноем, повелевает: «плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте», и затем неоднократно повторяется в книгах Ветхого Завета (Лев. 3: 17; Втор. 12: 16; Втор. 12: 23). «Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лицо Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришелец, живущий между вами, не должен есть крови. Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Лев. 17: 10–13).

В Новом Завете, в 15-й главе Деяний святых апостолов, этот ветхозаветный запрет подтвержден: «воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:29).

Почему из всего многообразия ветхозаветных запретов были выбраны именно эти? Вероятно, ответ состоит в том, что они максимально подчеркивали отличие ветхого Израиля от язычников (см.: Втор. 18:9).

Ветхозаветное религиозно-культовое значение крови в Новом Завете рассматривается как прообразовательное: кровь являлась прообразом крови Христа, пролитой Им на Кресте за спасение мира (см.: 10-я глава Послания к евреям).

Запрет на употреблении крови животных в пищу был подтвержден 63-м Апостольским правилом, 67-м правилом Трулльского собора, а также 58-й новеллой византийского императора Льва VI. Причиной подтверждения этого предписания несколькими правилами стало широкое употребление христианами крови животных в приготовлении еды.

Если задаться вопросом, можно ли применять лекарственные препараты, ингредиентами которых является кровь животных (например, гематоген), то необходимо понять, что Писание и каноны запрещают употребление крови в пищу, так как кровь носила сакральное значение и предназначалась для жертвенника, а также потому, что это служит чревоугодию.

Лекарственные средства, очевидно, не есть пища, и тем более – услаждающая чрево. Употребление каких бы то ни было препаратов (в том числе таких, как гематоген) также не является участием в религиозной практике. Исходя из этого, можно сделать вывод: в использовании этих лекарств нет ничего предосудительного.»

Епископ Белгородский Сильвестр, викарий Киевской Митрополии,
ректор Киевской духовной академии и семинарии

***

«Потерялась» статья, в которой все цитаты из ВЗ и НЗ на тему непотребления крови разложены по полочкам и сделаны выводы, главный из которых: Господь заповедал, и именно по этой причине — уважения  к словам Господа, благоговейного к ним отношения — кровь не употребляется в пищу.

***

А здесь разнообразие…

Бoльшинcтвo coврeмeнных cвящeннocлужитeлeй, oтвeчaя нa вoпрoc o тoм, мoжнo ли упoтрeблять в пищу крoвь живoтных, увeрeннo зaявляют: «Нeт». Тaк, иeрeй Влaдимир Шлыкoв утвeрждaeт, чтo прaвocлaвным хриcтиaнaм нe cлeдуeт ecть дaжe крoвяную кoлбacу. В кaчecтвe дoкaзaтeльcтвa cвящeнник ccылaeтcя нa пeрeчиcлeнныe вышe выдeржки из Вeтхoзaвeтных иcтoчникoв.

Oднaкo прoтoиeрeй Вячecлaв (Рубcкий), нaпрoтив, гoвoрит, чтo пeчeнь, гeмaтoгeн и дaжe cвeжую крoвь прaвocлaвнoму чeлoвeку включaть в cвoй рaциoн мoжнo, тaк кaк «хриcтиaнcтвo иcкoни былo внe уcтaнoвлeний o жeртвoпринoшeниях и cвязaннoй c этим крoвью».

Иeрoмoнaх Eфрeм (Кaлинин) aбcoлютнo coглaceн c иeрeeм Влaдимирoм Шлыкoвым и нe coглaceн c Вячecлaвoм Рубcким и вceми тeми, ктo увeрeны в тoм, чтo прaвилa, coдeржaщиecя в Вeтхoм Зaвeтe, якoбы утрaтили cилу. Пoэтoму иeрoмoнaх упoминaeт тaкжe и тeкcт, принятый кaк рaз для уcтрaнeния пoдoбных тoлкoв eщe нa VI Вceлeнcкoм Coбoрe: зa упoтрeблeнии в пищу крoви живoтнoгo «клирик будeт низвeржeн, a мирянин — oтлучeн».

Душa – этo крoвь

Пoчeму жe мяco (пуcть и нe вce) вкушaть хриcтиaнину рaзрeшeнo, крoвь нeльзя никaкую? Oб этoм мoжнo прoчитaть в тoм жe Вeтхoм Зaвeтe. В книгe Лeвит cкaзaнo, чтo душa любoгo тeлa – этo eгo крoвь (Лeв. 17:13-14). Тo жe caмoe мoжнo узнaть и из Втoрoзaкoния: «…крoвь ecть душa…», и дaлee: «нe eшь души вмecтe c мяcoм» (Втoр. 12:23).

Имeннo блaгoдaря тaким утвeрждeниям нeкoтoрыe вeрующиe пoлaгaют, чтo крoвь нeльзя упoтрeблять в пищу пoтoму, чтo в нeй coдeржитcя душa. Прoтoиeрeй Дмитрий Cмирнoв гoвoрит, чтo этo, кoнeчнo, нe тaк. Cвящeннocлужитeль зaявляeт, чтo пoдoбнoe вeрoвaниe cущecтвoвaлo у дрeвних eврeeв, oт кoтoрых eгo унacлeдoвaли coврeмeнныe ceктaнты. «Душa жe – этo духoвнaя cубcтaнция» — зaключил Cмирнoв.

Прoтoиeрeй Aртeмий Влaдимирoв утвeрждaeт, чтo «пocтaнoвлeниe» o тoм, чтo крoвь ecть душa, «выдeрживaeтcя и пoнынe» для тoгo, чтoбы чeлoвeк нe зaбывaл o тoм, чтo жизнь нaпрямую зaвиcит oт циркуляции крoви в oргaнизмe и прoливaть ee нe cлeдуeт.
(Это от 30 марта этого года статья на просторах).

Наверное, проще разобраться с непищевым  постом, с ним без разногласий вроде. Хотя тоже варианты…

Вопрос к батюшке тоже имеется. Проясните, отче, пожалуйста,  по возможности, что изменилось в технологии изготовления просфор в Оптине? Подарил один иеродиакон служебную просфору. Сразу не порезала на кусочки, как и всегда ранее, в надежде, что когда высохнет, сама разломится на части, дальше в водичке размокает за секунды и в употребление. Но просфора сделалась камнем просто. Раздробить удалось ну очень принудительно, в воде не размокает от слова совсем. А с другой просфорой вообще «чудо» — с наружи чистенькая, беленькая, ни одного пятнышка, а внутри вся серая и пушистая — спрела или сгнила…Сразу припомнилась беседа покойного отца Наместника, как ему понравилась  больше всех одна из многих просфор, когда он в больнице лежал. Выяснил, откуда просфора, оказалась Оптинская. Так и было всегда, Оптинские — самые-самые. Так же ведь и дальше будет??? Это же случайно получилось???

Источник

Может ли христианин употреблять в пищу кровь? |

IMG_49271Иеромонах Ефрем (Калинин), миссионерский отдел Кызыльской епархии.
Часто народные обычаи входят в противоречие с заповедями Божиими. Это усложняет носителей данной культуры выстраивать свою жизнь в соответствии с Божией правдой…
Например, для африканского племени масаев, у которых кровь животных, наравне с кисло-молочными продуктами, составляет основу рациона, отказаться от вкушения крови, является настоящим подвигом.
Тем не менее, в Кении за последнее время появилось огромное количество православных масаев. Это значит, что слова Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37; ср. Лк. 14:26) дали в их сердцах правильные всходы, и люди готовы отказываться от всего, что мешает им быть со Христом.Но речь пойдет не об африканских великанах-масаях, а о том, что касается непосредственно нас. Ведь и в Туве есть традиция готовить кровяную колбасу, забивать баранов так, чтобы кровь не стекала, а оставалась внутри, в конце-концов, о гематогене, который дают страдающим анемией и малокровием, тоже говорится, что он изготовлен из дефибринированной крови крупного рогатого скота. Может ли христианин без вреда для своей души употреблять все это в пищу?
Если мы попытаемся найти ответ на этот вопрос в интернете, то столкнемся с тем, что даже на православных сайтах встречаются различные мнения, причем эти авторами этих мнений зачастую бывают даже священнослужители. Поэтому было бы полезно разобрать данный вопрос, комментируя основные встречающиеся ложные доводы..
В Священном Писании Ветхого Завета запрет на вкушение крови встречается многократно. После Потопа Бог разрешил Ною вкушать наряду с растительной пищей, животную, говоря: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте» (Быт. 9:3-4). Когда Господь Бог давал распоряжения о порядке жертвоприношений, Он также запретил вкушать кровь: «никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев. 3:17), «и никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота» (Лев. 7:26).Распоряжаясь о то, при каком условии можно есть пойманную дичь и домашний скот, Бог также упомянул, что кровь должна вытечь: «Если кто… на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею. Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его; всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев. 17:13-14); «когда только пожелает душа твоя, можешь закалать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих… только крови не ешьте; на землю выливайте ее, как воду» (Втор. 12:15-16).
Интернет-советчики говорят, что это правило утратило свою силу, наряду со многими другими ветхозаветными запретами: «в Ветхом Завете крови отводилась очень важная ритуальная роль — <…> кровью были помазаны косяки дверей при исходе из Египта, кровь свидетельствовала о Завете с Богом <…>, кровь животных была очистительной жертвой в Иерусалимском Храме <…>. Именно поэтому древние иудеи особо почитали кровь и, естественно, не могли употреблять ее иным образом. В христианстве же нет установлений о жертвоприношениях, связанных с кровью, как нет и ритуального почитания никакой крови, кроме Крови Господа Иисуса Христа, пролитой нашего ради спасения. <…> Поэтому бессмысленно пытаться соблюсти ветхозаветный кашрут…» (Не буду приводить ссылку, чтобы кто-нибудь не подумал, что я борюсь с человеком, высказавшим эти мысли, а не с ошибкой, которая в них содержится).
Нужно согласиться как с тем, что в Ветхом Завете у крови была ритуальная роль, так и с тем, что в христианстве нет установлений о жертвоприношениях, связанных с кровью (кроме Крови Господа Иисуса Христа), однако значит ли это, что никаких запретов на вкушение крови нет?
На Апостольском соборе, описанном в книге Деяний, было произнесено определение, согласно которому, все присоединяющиеся к Церкви из язычников должны «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда…»(Деян. 15:29). Вопреки современным интернет-советчикам, апостолы поставили вкушение крови в один ряд с вкушением идоложертвенного и блудом. Правда оппоненты пытаются перетолковать и это определение, говоря, что «Деяния 15:29 носят не абсолютно запретительный, а явно рекомендательный характер». Но тогда, получается, что и воздержание от блуда — только рекомендация — что даже помыслить нельзя.
Тем более, что православный человек не ходит во тьме, как те, кто, отвернув Священное Предание, вынужден догадываться о смыслах Писания своим умом. У православного человека есть возможность обратиться к толкованиям святых отцов и посмотреть, как они учили понимать сложные места Писания, можно обратиться к наставлениям о христианской жизни древних (и не очень) отцов. Можно обратиться и к Церковным Соборам, которые решали современные им проблемы церковной жизни.
Видимо в VII веке, также как и сейчас, возникли хитрые толкователи, которые считали допустимым для христианина вкушение крови. Чтобы уврачевать возникшую болезнь и прекратить порочную практику на VI Вселенском Соборе, в 680 году прошедшем в Константинополе, 67-м правилом было определено: «Божественное Писание заповедало нам воздержатися от крове и удавленины и блуда. Посему, ради лакомствующего чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искуством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
Однако современные интернет-советчики, не желая учиться у Церкви, сформулировавшей правилами, говорят, что «67-е Соборное Правило очень конкретно указывает на лакомствующее чрево <…> нужно не бездумно исполнять рекомендации, а иметь здравое рассуждение — наслаждаться вкусом кровяного бифштекса <…> не стоит, а вот по врачебным показаниям не очень-то вкусный гематоген вполне допустим».
Но писать правила не имело бы никакого смысла, если бы их можно было понимать как вздумается. Предание Церкви содержит как ключ к правильному пониманию Священного Писания, так и ключ к правильному пониманию правил Святых Соборов. Церковь, по слову апостола — «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).Авторитетные канонисты, толкуя это правило не дают повода понимать правило так, как настаивают интернет-советчики:
Зонара: «…следуя божественному Писанию и божественные отцы, когда узнали, что некоторые разными способами из крови закалаемых животных приготовляют снеди и вкушают их, запретили им этим правилом делать что либо таковое…»
Аристин: «Клирик, ядущий кровь, изверггается, а мирянин отлучается. Ясно».
Вальсамон: «<…> Итак, поелику некоторые, хотя не ели крови, но приготовляли некоторые снеди из других веществ и из крови и говорили, что они соблюдают постановление божественного Писания потому, что не ели крови непосредственно; то святые отцы определили устранить такое толкование божественного законоположения, и того, кто употребляет в пищу кровь какого либо животнаго, в каком бы то ни было виде, или приготовлении, если это клирик, извергать, а мирянина отлучать. Таково содержание правила <…>».
Казалось бы, все свидетельствует о том, что для христианина недопустимо вкушение крови ни в каком виде. Но интернет-советчики пытаются выкрутиться и из этой ситуации, ссылаясь на прп. Паисия Святогорца, сказавшего: «Чтобы человек правильно применял церковные каноны с пользой для людей, он должен быть духовным и иметь духовное рассуждение. Потому что иначе он остаётся на букве закона, а буква закона «убивает». <…> Как я видел на практике, в одном случае могут скрываться тысячи случаев. Епитимия, например, должна соответствовать человеку, его состоянию, проступку, который он совершил, покаянию, которое показал, и учитывать многое-многое другое. Здесь нет одного рецепта, одного единого правила на все случаи жизни». По их рассуждению, раз уж мы не духовные, то и правила нам не помогут, ведь за ними мы только букву видим, а значит, не будем обращать внимание ни на какие правила, буква-то убивает.
Но этот пример показывает, что как диавол, искушая Христа после Его крещения, подбивал его сделать безрассудные поступки, ссылаясь на Священное Писание, так и вольные или невольные слуги диавола, взяв правильные рассуждения святых людей, способны с их помощью обольщать сердца простодушных. Прп. Паисий говорит о том, что епетимию (наказание) нужно подбирать с рассуждением, но не говорит, что грех перестает быть грехом от того, что на правило стал смотреть более духовно-одаренный человек. С такой логикой все правила превратятся в «кривила». В каждом правиле есть цель и есть средства. Цель 67 правила — прекратить вкушение крови христианами; средство — страх отлучения для мирянина и извержения для клирика. Написано оно не для того, чтобы как можно больше христиан отлучить от Причастия, а клириков извергнутть из сана, а для того, чтобы кровь перестали употреблять в пищу. В случае покаяния нет нужды отлучать даже тех, кто по незнанию прежде ел кровь.
Из всего вышесказанного можно сделать, как минимум, два вывода. Первый вывод самый простой: христианин не должен вкушать кровь ни в каком виде, ни в сыром виде, ни в виде кровяных колбас, ни в виде содержащего кровь гематогена. Второй вывод несколько сложнее, и касается он поиска ответов на вопросы веры. С начала истории Церкви мы имеем предупреждение: «войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих (из священнослужителей) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29-30). Каждому, кто хочет спастись, нужно быть осторожным в выборе наставников, учителей и литературы, которую он читает, и принимать только то, что соответствует Преданию Церкви, а от модернистов (тех, кто по-новому пытается понимать вечные истины) — отвращаться, «потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).
PS: В качестве отдельного вопроса стоило бы коснуться гематогена. В справочниках написано, что гематоген изготавливается на основе дефибринированной крови крупного рогатого скота. Такой гематоген есть нельзя, в соответствии с установлением Божиим и церковными правилами. Но есть информация, о том, что появился «новый» гематоген, в состав которого кровь не входит. На этикетке написано, что в нем содержится альбумин, наличием которого и обуславливается медицинский эффект. Альбумин это белок, который содержится в крови и составляет основу плазмы. Кроме крови, он содержится в яйцах (яичный белок). Некоторые люди, связанные с фармакологией, говорят, что альбумин, получаемый в результате фракционирования крови, является очень дорогим и дефицитным продуктом, поэтому его вряд ли будут использовать для изготовления дешевого гематогена. Наиболее вероятно, что для изготовления «нового» гематогена используют яичный альбумин.
Таким образом, гематоген можно есть только в том случае, если в его состав не входит ни кровь, ни производные крови. Но кто нам даст стопроцентную гарантию этого?

Источник