Можно ли есть печень православным
Содержание статьи
Можно ли православным христианам вкушать и гематоген и печень?
- #1
О.Олег помогите разобраться наткнулся на такое мнение
Можно ли объяснить запрет на вкушение крови животных без учёта ее в важнейшей ритуальной роли в культе Ветхого Завета ?
«Только строго наблюдай, чтобы не есть крови,
потому что кровь есть душа
: не ешь души вместе с мясом» (Втор. 12:23)
«Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю её из народа её, потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови… ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев 17:10-14).
По той же обрядовой причине и прямо наряду с кровью запрещается есть жир (сало): «Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев 3:17).
Но в Новом Завет Кровь очищение это кровь Иисуса Христа пролитая нас ради человек,один раз и на всегда,Новозаветные Христине были вне установлений о жертвоприношениях и связанной с этим кровью,у нас нет даже базы для ритуального почитания чьей бы то ни было крови, кроме Крови Иисуса Христа, пролитой нашего ради спасения.
Поэтому нам можно вкушать и гемотоген и печень?
Христос ясно сказал : «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека… неужели и вы еще не разумеете? ещё ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека» (Мф. 15:11,16-18).
Ап. Павел разрешает есть идоложертвенное (1Кор. 8:4-10), а мы смущаемся есть гемотоген ?
Посему будем «стоять в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1) «не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1:14-15).
- #2
Кровь в Н. З.:
Запрет на вкушение крови подтверждается и Новым Заветом, и канонами Вселенской Церкви:
«Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен» (Правило Святых Апостолов 63);
«Божественное Писание заповедало нам «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины» (Деян. 15:29). Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искусством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен» (Шестого Вселенского Собора правило 67), и т. д.
Лев Философ (886-911) издал 58 новеллу, которая приказывает, чтобы подвергались телесным наказаниям и затем ссылаемы были все, которые продавали или ели в каком бы то ни было виде кровь, — подлежащие гражданские начальники, которые не следят за точным исполнением этого предписания, подлежат штрафу в 10 литр золота.
Игнорировать это мы не можем.
Все остальное комментарии…
Применение гемотогена в лечебных целях не может возбраняться.
Целый ряд церковных канонов предусматривает систему послаблений для болящих!
«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя:да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (Правило Святых Апостолов 69).
«Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья» (Феофан Затворник).
Последнее редактирование модератором: 22 Июн 2015
- #3
Спасибо за объяснение! Скажите а правило имеет такое же не проходящие значение как догмат или оно все-таки со временем меняется и отменяется?
- #4
Догматы возникали как ответы на еретические метания ума.
Заповеди даны для жизни по воле Бога!
Спасаемся верою в Иисуса Христа как в Сына Божия!
- #5
Отец Олег, Вы пишете: «В случае с кровью выяснять способ забоя скота и обязательно отмачивать мясо. «
В супермаркете, при покупке мяса, практически невозможно выяснить способ забоя скота, а отмачивать мясо не всегда есть время. Имеет ли смысл и можно ли православному просто перейти на халяльное мясо (разумеется, если есть такая возможность)? Спасибо за ответ.
- #7
А для чего тогда молитва?
Источник
Есть ли продукты, которые нельзя вкушать христианам?
Подумалось, что, наверное, в рационе монашествующих отсутствует мясо и присутствует рыба именно по причине «кровяных» дел в том числе.
Если погуглить, то можно запутаться, как и во многих вопросах теперь.
От декабря прошлого года такая статья:
«Национальная кухня многих народов включает пищу, приготовленную из крови животных. Этот факт часто смущает верующих, так как в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов, а также в канонах Церкви содержится запрет на употребление крови в пищу.
Впервые это предписание упоминается в книге Бытия (9: 4), когда Господь, заключающий завет с Ноем, повелевает: «плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте», и затем неоднократно повторяется в книгах Ветхого Завета (Лев. 3: 17; Втор. 12: 16; Втор. 12: 23). «Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лицо Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришелец, живущий между вами, не должен есть крови. Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Лев. 17: 10-13).
В Новом Завете, в 15-й главе Деяний святых апостолов, этот ветхозаветный запрет подтвержден: «воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:29).
Почему из всего многообразия ветхозаветных запретов были выбраны именно эти? Вероятно, ответ состоит в том, что они максимально подчеркивали отличие ветхого Израиля от язычников (см.: Втор. 18:9).
Ветхозаветное религиозно-культовое значение крови в Новом Завете рассматривается как прообразовательное: кровь являлась прообразом крови Христа, пролитой Им на Кресте за спасение мира (см.: 10-я глава Послания к евреям).
Запрет на употреблении крови животных в пищу был подтвержден 63-м Апостольским правилом, 67-м правилом Трулльского собора, а также 58-й новеллой византийского императора Льва VI. Причиной подтверждения этого предписания несколькими правилами стало широкое употребление христианами крови животных в приготовлении еды.
Если задаться вопросом, можно ли применять лекарственные препараты, ингредиентами которых является кровь животных (например, гематоген), то необходимо понять, что Писание и каноны запрещают употребление крови в пищу, так как кровь носила сакральное значение и предназначалась для жертвенника, а также потому, что это служит чревоугодию.
Лекарственные средства, очевидно, не есть пища, и тем более — услаждающая чрево. Употребление каких бы то ни было препаратов (в том числе таких, как гематоген) также не является участием в религиозной практике. Исходя из этого, можно сделать вывод: в использовании этих лекарств нет ничего предосудительного.»
Епископ Белгородский Сильвестр, викарий Киевской Митрополии,
ректор Киевской духовной академии и семинарии
***
«Потерялась» статья, в которой все цитаты из ВЗ и НЗ на тему непотребления крови разложены по полочкам и сделаны выводы, главный из которых: Господь заповедал, и именно по этой причине — уважения к словам Господа, благоговейного к ним отношения — кровь не употребляется в пищу.
***
А здесь разнообразие…
Бoльшинcтвo coврeмeнных cвящeннocлужитeлeй, oтвeчaя нa вoпрoc o тoм, мoжнo ли упoтрeблять в пищу крoвь живoтных, увeрeннo зaявляют: «Нeт». Тaк, иeрeй Влaдимир Шлыкoв утвeрждaeт, чтo прaвocлaвным хриcтиaнaм нe cлeдуeт ecть дaжe крoвяную кoлбacу. В кaчecтвe дoкaзaтeльcтвa cвящeнник ccылaeтcя нa пeрeчиcлeнныe вышe выдeржки из Вeтхoзaвeтных иcтoчникoв.
Oднaкo прoтoиeрeй Вячecлaв (Рубcкий), нaпрoтив, гoвoрит, чтo пeчeнь, гeмaтoгeн и дaжe cвeжую крoвь прaвocлaвнoму чeлoвeку включaть в cвoй рaциoн мoжнo, тaк кaк «хриcтиaнcтвo иcкoни былo внe уcтaнoвлeний o жeртвoпринoшeниях и cвязaннoй c этим крoвью».
Иeрoмoнaх Eфрeм (Кaлинин) aбcoлютнo coглaceн c иeрeeм Влaдимирoм Шлыкoвым и нe coглaceн c Вячecлaвoм Рубcким и вceми тeми, ктo увeрeны в тoм, чтo прaвилa, coдeржaщиecя в Вeтхoм Зaвeтe, якoбы утрaтили cилу. Пoэтoму иeрoмoнaх упoминaeт тaкжe и тeкcт, принятый кaк рaз для уcтрaнeния пoдoбных тoлкoв eщe нa VI Вceлeнcкoм Coбoрe: зa упoтрeблeнии в пищу крoви живoтнoгo «клирик будeт низвeржeн, a мирянин — oтлучeн».
Душa — этo крoвь
Пoчeму жe мяco (пуcть и нe вce) вкушaть хриcтиaнину рaзрeшeнo, крoвь нeльзя никaкую? Oб этoм мoжнo прoчитaть в тoм жe Вeтхoм Зaвeтe. В книгe Лeвит cкaзaнo, чтo душa любoгo тeлa — этo eгo крoвь (Лeв. 17:13-14). Тo жe caмoe мoжнo узнaть и из Втoрoзaкoния: «…крoвь ecть душa…», и дaлee: «нe eшь души вмecтe c мяcoм» (Втoр. 12:23).
Имeннo блaгoдaря тaким утвeрждeниям нeкoтoрыe вeрующиe пoлaгaют, чтo крoвь нeльзя упoтрeблять в пищу пoтoму, чтo в нeй coдeржитcя душa. Прoтoиeрeй Дмитрий Cмирнoв гoвoрит, чтo этo, кoнeчнo, нe тaк. Cвящeннocлужитeль зaявляeт, чтo пoдoбнoe вeрoвaниe cущecтвoвaлo у дрeвних eврeeв, oт кoтoрых eгo унacлeдoвaли coврeмeнныe ceктaнты. «Душa жe — этo духoвнaя cубcтaнция» — зaключил Cмирнoв.
Прoтoиeрeй Aртeмий Влaдимирoв утвeрждaeт, чтo «пocтaнoвлeниe» o тoм, чтo крoвь ecть душa, «выдeрживaeтcя и пoнынe» для тoгo, чтoбы чeлoвeк нe зaбывaл o тoм, чтo жизнь нaпрямую зaвиcит oт циркуляции крoви в oргaнизмe и прoливaть ee нe cлeдуeт.
(Это от 30 марта этого года статья на просторах).
Наверное, проще разобраться с непищевым постом, с ним без разногласий вроде. Хотя тоже варианты…
Вопрос к батюшке тоже имеется. Проясните, отче, пожалуйста, по возможности, что изменилось в технологии изготовления просфор в Оптине? Подарил один иеродиакон служебную просфору. Сразу не порезала на кусочки, как и всегда ранее, в надежде, что когда высохнет, сама разломится на части, дальше в водичке размокает за секунды и в употребление. Но просфора сделалась камнем просто. Раздробить удалось ну очень принудительно, в воде не размокает от слова совсем. А с другой просфорой вообще «чудо» — с наружи чистенькая, беленькая, ни одного пятнышка, а внутри вся серая и пушистая — спрела или сгнила…Сразу припомнилась беседа покойного отца Наместника, как ему понравилась больше всех одна из многих просфор, когда он в больнице лежал. Выяснил, откуда просфора, оказалась Оптинская. Так и было всегда, Оптинские — самые-самые. Так же ведь и дальше будет??? Это же случайно получилось???
Источник
Мясная пища в христианстве
«Пища должна укреплять тело,
а не вызывать болезнь»
Святитель Василий Великий
Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.
Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.
Православие — это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах — двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.
Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:
- мясо — это мышечная масса убитого животного, употребляемая в пищу;
- мясом также называется само блюдо, приготовленное из такой мышечной массы;
- к мясу относится и мышечная часть рыбы;
- мясом может называться собственно мышечная ткань;
- а также это может быть мякоть плодов, окружающая семя.
Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.
^ Грех ли убивать животных ради еды?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.
В книге Бытия (Быт.1:29) написано, что Господь дает нам «всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя», и говорит, что нам «сие будет в пищу». Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.
Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: «разрешаю вам на время». Он просто благословил.
Господь есть Любовь и всё творимое Им есть благая забота о всем живом в земной нашей жизни и, важно, за ее чертой. Следовательно, ни умерщвление всех людей на планете во время потопа, ни смерть животных по Божиему благословению не противоречит Его благому промыслу о всех нас, как бы ужасно это нас ни впечатляло.
«Ошибается тот, кто считает,
что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла…»
Свт. Василий Великий.
^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?
Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.
«Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи.
Те, кто воздерживается от пищи,
а ведет себя неподобающе,
уподобляются дьяволу,
который хотя ничего не ест,
однако ж не перестает грешить».
Святитель Василий Великий.
^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?
Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).
- ЧИСТОЕ животное имеет всего два признака — оно должно быть:
- парнокопытным и
- жвачным.
- НЕЧИСТАЯ пища — это животные, у которых отсутствует хотя бы один из этих признаков. Это означает, что такое мясо для употребления в пищу не годится.
Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.
Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?!»
В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.
Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.
А для второй — вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания (Деян.10:9-15).
Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (1Кор 10:7), а точнее, поправляет Лопухин «плясать», то есть блудодействовать.
«Возобладай над чревом,
пока чрево не возобладало над тобой».
Свт. Василий Великий.
Так «…пищу других народов .. нам нельзя»?!
В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.
^ Исламская пища — разрешается условно
«Халяль» — это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие — это «харам». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.
К харамной у мусульман относиться:
- свинина и производные её,
- недозволено потребление мяса с невыпущенной кровью и падаль,
- а также мясо с выпущенной кровью, но приготовленное без произненсения имени Аллаха.
*Мусульманам разрешается есть мясо, которое
было приготовлено только «людьми Писания».
К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.
Подробнее: Можно ли православным употреблять халяльную пищу?
^ Иудейская пища — разрешается
«Кашрут» — это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.
*«Духовная чувствительность человека,
употребляющего некошерные продукты,
понижается, его сердце «закрывается»
для восприятия духовных идей».
Иудейская мудрость.
Нельзя есть:
- животное, если оно не имеет раздвоеное копыто и не жует жвачку. Это, к примеру, такие животные, как конина, медвежатина, волчатина, собачатина, свинина, зайчатина, мясо лисы и др.
- птиц: «орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его…» и других. Из птиц можно есть только тех у кого «есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле», то есть это курицы, индюшки, гуси и другие домашние птицы.
- животное, если оно погибло своей смертью (падаль) или было удавлено или убито током, то есть кровь животного осталась невыпущенной (из мёртвого животного кровь не выпустить, так как всякое движение по сосудам прекращается с остановкой сердца).
- рыб и всех обитателей речных, морских и океанских, которые не имеют плавников и чешуи. То есть сюда можно отнести крабов, мурен, акул, китов, молюсков, рачков, раков и лангустов и многое другое.
- жаренную кровью, в том числе кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген (пояснения см. дальше).
Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3:11).
Профессор Александр Васильевич Иванов
Рекомендуем также: Кошерные продукты: взгляд православного богослова
«Мясо можно есть только то, которое заколото,
а не убито электрическим током или задушено.
Определить это можно по цвету:
светлое мясо — с выпущенной кровью;
тёмное мясо — с невыпущенной (мертвечина);
синее — удавленина».
Отец Даниил Сысоев
^ Вьетнамская пища — не рекомендуется
Камнем преткновения является распространённый принцип заготовления мяса у тайцев и некоторых других родственных им народов. Перед тем, как убить животное, его долго избивают с целью пропитать живое мясо кровью.
*«Христианам лучше бы вообще создать
свои скотобойни и магазины,
где заведомо продавалось
бы ритуально чистое мясо…».
Священник Олег Стеняев
^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?
В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:4). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев 17:10). Слово «душа» в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.
А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того <..> и истреблю ее из народа ее» (Лев.17:11), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови (Деян.15:20). Подробнее в разделе «Кровь».
*«Гематоген хоть и является
производным крови крупного рогатого скота,
однако, приём его в лечебных целях
возбраняться не может».
Отец Олег Стеняев
^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?
В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).
Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос <..> со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:11,12), говорит апостол Павел в письме к иудеям.
Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.
^ Почему установлены запреты на пищу?
В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.
Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа».
Договор Бога с людьми
Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, — Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа — уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.
Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.
Рекомендуем также: Почему в пост запрещены именно мясные продукты?
^ Критерий воздержания от пищи — наша совесть?
Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь — это тропа, то нарушение заповеди — это болото в стороне от неё, — можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы — Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение — инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян.15:29).
А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9, 9-14).
О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10, 9-15).
Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови, удавленины и идоложертвенного мяса (Деян. 9:12), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, <..> без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» (1 Кор.9:22), говорит христоподобный апостол Павел.
Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.
Автор: Диакон Владимир Рождественский,
физиотерапевт НИДОИ им. Г.И. Турнера
Источник