Можно ли есть паутова

Паут: что за насекомое, средства защиты от укусов, народные средства

Мухи-кровопийцы обитают на всех континентах, кроме Антарктиды. Причём науке известны тысячи видов подобных насекомых. Все они относятся к семейству слепней. Однако на некоторых территориях (в основном в Сибири и на Урале) обитают кровососущие и паразитирующие мухи, которых называют паутами. Что это за насекомые? Чем они отличаются от оводов и слепней? Опасна ли встреча с ними для человека и животного? Давайте разбираться.

Пауты – то же самое что оводы и слепни

Ещё известный писатель и лексикограф В.И. Даль отмечал, что оводов в некоторых губерниях часто называли паутами. Причём учёный отмечает, что происхождение этого слова ему неизвестно. Также В.И. Даль пишет, что им были зафиксированы и случаи, когда слепней ошибочно именовали паутами.

Сегодня же спустя 150 лет ситуация не изменилась. Жители многих территорий продолжают путать оводов и слепней, называя всех этих мух паутами. Хотя если тщательно разобраться, то это неправильно. Пауты – региональное именование оводов.

Но оводов опять же по ошибке часто называют слепнями, хотя это совершенно другая разновидность насекомых. Вот и выходит, что под паутами нередко понимается вообще любая муха, которая питается кровью или откладывает личинок-паразитов.

Для справки! В обиходе паутами нередко называют бычьих слепней.

Оводы или пауты: общая характеристика

Итак, как мы отметили выше, многие люди называют паутами и оводами всех больших серых мух, которые нападают на человека или животных с целью укусить и выпить крови. Однако кровопийцами являются лишь слепни. Взрослому оводу не нужна пища вообще. Он ничего не ест. Насекомое это живёт за счёт питательных веществ, которые получило ещё на стадии личинки.

Многие оводы (они же пауты) даже не имеют ротового аппарата, способного прокусить кожу. Но всё-таки эти крылатые довольно опасны и могут нанести вред человеку. Дело в том, что они откладывают яйца на тело млекопитающих (в том числе и людей). Из них вылупляются паразитарные личинки, которые могут проникать под кожу или в слизистые, где активно питаются полезными элементами и выделяют токсичные вещества.

Как же выглядят оводы и пауты? Конечно, хорошо бы поймать и рассмотреть такое насекомое под микроскопом. Поэтому мы представим ниже пару фото с изображением этих мух.

овод (слева) и слепень

Исходя из данных фотографий, получается, что паут имеет:

  • Тело длиной – от 1,5 до 2 см.
  • Редуцированный ротовой аппарат.
  • Густо покрытое волосами туловище.
  • Большие (чаще всего переливающиеся разными цветами) глаза.
  • Удлинённые передние лапки.
  • Полупрозрачные крылья с сетчатым рисунком.
  • Разнообразную расцветку – от серой и тёмно-коричневой до пестрой и ярко-оранжевой.

Продолжительность жизни овода (паута) небольшая. Имаго обычно умирает спустя 3-4 недели после вылета. За это время особь успевает отложить сотни, а то и тысячи яиц, из которых и появляются личинки-паразиты.

Для справки! В интернете можно встретить информацию про сибирских паутов, которые кусаются намного больнее, чем комары или мошка. Люди на форумах также отмечают, что это мухи средних размеров, обычно встречающиеся на территории между Уралом и Приморьем. Но на самом деле это не оводы, а европейские слепни.

Пауты-слепни

Как вы поняли, не только оводов в народе называют паутами. Слепней, которые любят питаться кровью млекопитающих, именуют порой также. Что же это за насекомые? Как выглядят? Каков их образ жизни, насколько опасны укусы и пр.?

Слепни крупнее оводов. Длина тела таких мух может достигать и 3 см. Их ротовой аппарат – колюще-режущего типа. Поэтому они легко прокусывают кожу, желая насытиться кровью. Слепень в отличие от овода не является паразитом. Он не откладывает яйца на тела млекопитающих. Но питается их кровью, которая нужна ему для формирования кладки.

Активны слепни в жаркую погоду. Если же на градуснике отметка колеблется ниже +15, то обычно остаются в укрытии, спрятавшись где-нибудь в высокой траве. Любят «выйти на охоту» перед дождём. Не боятся и лёгкой мороси. Слепни могут садиться на кожу и кусать практически моментально. Из-за чего они опаснее, комаров и мошки. Поэтому на природе, в лесу или на рыбалке старайтесь, чтобы одна рука была всегда свободна. Тогда ей вы сможете отгонять этих кровососущих насекомых.

Но если муха укусит, то вы сразу же почувствуете боль. На коже останется капля крови и точечная ранка. Место рядом с укусом сразу начнёт сильно чесаться.

Что же делать, если укусил слепень (паут)?

Укус этого насекомого весьма болезнен. Причём его последствия могут быть самыми разными:

  • повышение температуры тела;
  • зуд;
  • покраснение;
  • опухоль;
  • отёк;
  • увеличение лимфоузлов;
  • нагноение кожи и мягких тканей;
  • головная боль;
  • диарея и мн. др.

Крови выпивают слепни много. Где-то в 10 раз больше, чем комар. При этом нужна она им для продолжения потомства. Поэтому кусают только самки-слепни, а вот особи мужского пола питаются пыльцой, соками растений, выделениями простейших и т. п.

Так какие же меры следуют предпринять после укуса? Рекомендуем сделать следующее:

  1. Сразу же придавите ранку. Это уменьшит прилив крови и распространение вредных веществ, которые «достались» при укусе.
  2. Приложите что-нибудь холодное. Бутылка воды из холодильника, лёд, кусок замороженного мяса и пр.
  3. Обработайте рану йодом, зелёнкой, спиртом, хлоргексидином, перекисью водорода или другим подобным антисептиком. Конечно, подобных средств может не оказаться под рукой – пауты едва ли искусают вас в городе вблизи дома. Если встреча с насекомым произошла на природе, то можно для обработки использовать компресс из листа подорожника, сок лука, размятые листья одуванчика, тысячелистник, мяту и др.
  4. Неплохо помазать кожные покровы вокруг укуса противовоспалительной мазью, которая снимает зуд и раздражение. Особенно если у вас чувствительная кожа либо вас покусало несколько насекомых.
  5. При аллергических реакциях обязательно примите супрастин, тавегил, зодак и пр.

Лечить укус паута (слепня) можно в домашних условиях, применяя мази и крема, делая компрессы, снимая боль и жар препаратами наподобие ибупрофена и нимесулида. Но если наблюдаются неприятные реакции (тошнота, повышенная температура, мигрень, жжение или вовсе сильно опухла нога, рука или другая часть тела), которые доставляют вам дискомфорт, то лучше всего обратиться за квалифицированной медицинской помощью.

Не обойтись без врача, если насекомое укусило вас в глаз или рядом с ним – велик риск паразитарной инвазии и инфицирования. Нельзя забывать и о том, что самые тяжелые последствия нападения насекомого проявляются у детей. Их иммунная система формируется, да и проницаемость кровеносных сосудов выше, чем у взрослого. В итоге токсины из слюны мухи быстро распространяются по организму, что вызывает сильную интоксикацию. Поэтому и при отсутствии какой-либо симптоматики ребёнка стоит показать специалисту.

Для справки! Опасны слепни и пауты тем, что являются переносчиками опасных инфекций. В их числе туляремия, сибирская язва, полиомиелит, филяриоз и др.

Как защититься?

Пауты и слепни – неприятные «соседи» для каждого, кто решил провести время на природе, съездить порыбачить на речку, позагорать на даче и пр. Чтобы не стать их жертвой, а также оградить себя и своих близких от этих насекомых, необходимо использовать специальные защитные средства:

  • спреи;
  • аэрозоли;
  • механические ловушки;
  • отпугиватели;
  • инсектицидные лампы.

Выбор за вами. Но не забывайте и про одежду. Она должная быть плотной и закрывать большую часть тела. Тогда паутам и слепням будет сложнее укусить вас. Только старайтесь не носить одежду чёрного цвета – он сильно привлекает мух-кровопийц.

Есть и те, кто успешно борется с паутами, слепнями и прочим гнусом, народными средствами. Например, некоторые люди, собираясь на природе, обрабатывают открытые участки кожи мазью Вишневского. Она имеет неприятный запах, который отпугивает мух. Чтобы отогнать слепней и оводов, применяют и разные растворы. На основе цитрусов, мяты, нашатырного спирта, хвои и пр. Самый популярный вариант – в дешёвом одеколоне разводят порошок гвоздики. Затем такую смесь настаивают в течение 10 дней. После чего наносят на кожу и одежду.

Читайте также:  Можно ли котенку есть только сухой корм

Но стоит отметить, что все народные способы борьбы с этими насекомыми эффективны лишь в тех случаях, когда вредителей немного. Если же вы приехали в деревню или на речку, а там вас облепила целая стая слепней и оводов, то напрасно рассчитывать на то, что запах мяты или лимона отпугнёт всех этих мух.

Эффективно противостоять таким летающим насекомым можно лишь правильно и комплексно применяя самые разные средства защиты – от репеллентов до специальных ловушек.

Источник

Биография Ольги Паутовой: «Прямая линия с Путиным» и «Ледниковый период»

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU

Люди, которые делают Историю. Люди, которых все обсуждают. Люди, которых считают примером. Здесь вы найдете их биографии, краткие и полные.

Текст:
INFOX Биографии

Фото: Instagram.com/oll_pautova

Ольга Паутова

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Ольга Паутова. Биография: работа на «Первом канале», «Прямая линия с Владимиром Путиным» и вопрос про хосписы, «Ледниковый период» с Максимом Шабалиным.

Краткая справка

Ольга Паутова (Olga Pautova). Дата рождения – 13 января 1993 года. Место рождения – Мариуполь, Украина. Рост – 168 см. Вес – нет данных.

Ранние годы

Будущая тележурналистка родилась в украинском Мариуполе, городе в Донецкой области. Она не единственный ребенок в семье, у нее есть сестра Екатерина, которая учится на психолога, и младший брат Егор.

В детстве девочка занималась художественной гимнастикой. Получив аттестат о среднем образовании, девушка отправилась покорять Москву. Она подала документы в МГУ и поступила на факультет тележурналистики (Высшая школа телевидения). Училась она у Виталия Третьякова.

Карьера на ТВ

Окончив вуз в 2014 году, Ольга устроилась работать на ТВ. Почти сразу она оказалась на «Первом канале». Так началась телевизионная биография Ольги Паутовой.

Среди ее репортажей были те, которые касались событий в области культуры, спорта (любимого фигурного катания), и те, что посвящены важным российским праздникам (Дню Победы и др). Освещала она в 2020 году и ситуацию с коронавирусом.

Ведущий «Первого канала» Кирилл Клейменов как-то раз весьма лестно отозвался об Ольге. По ее словам, за ней и другими молодыми журналистами будущее отечественного телевидения.

Вопрос о хосписах

Широкая известность к Ольге Паутовой пришла в декабре 2016-го, когда как корреспондент «Первого канала» она поучаствовала в традиционной ежегодной пресс-конференции президента России. Журналистка спросила у Владимира Путина, с чем связано почти полное отсутствие в стране детских хосписов (на тот момент их работало всего три).

На уточняющий вопрос, не пора ли государству вмешаться в затянувшееся строительство московского детского хосписа, президент ответил, что раз стройка идет на деньги благотворителей, то те несут за это полную ответственность, поэтому им нужно довести дело до конца самим. В конце своей речи президент все же выразил надежду, что городские власти обратят на ситуацию внимание.

Смелый вопрос не сказался отрицательно на карьере журналистки, и она была одним из помощников на прямых линиях с Путиным в 2017 и 2019 годах.

«Ледниковый период»

Еще в середине нулевых на отечественном ТВ появился новый жанр программ – ледовые шоу. Их продюсером выступает Илья Авербух. В стартовавшем осенью 2020 года седьмом сезоне «Ледникового периода» удалось засветиться и Ольге Паутовой.

Напарником Ольги Паутовой стал Максим Шабалин, бронзовый призер Олимпиады в Ванкувере в танцах на льду и двукратный чемпион Европы (в паре с Оксаной Домниной). Пара продержалась недолго, уже по итогам седьмого выпуска они вылетели, заняв итоговое 12-е место. После вылета журналистка поблагодарила напарника за то, что он спасал ее из стольких ситуаций. По ее словам, именно благодаря Максиму, она узнала, что такое настоящий партнер.

По словам журналистки, «Ледниковый период» она обожала еще в подростковом возрасте. Когда делали сюжет к юбилею «Первого канала», молодых сотрудников спрашивали про их первое воспоминание о телеканале. Ольга назвала две передачи – «Что? Где? Когда?» и «Ледниковый период». В руководстве канала узнали об этом и предложили сотруднице поучаствовать. Если для Паутовой седьмой сезон был дебютным, то вот Шабалин уже дважды к тому моменту принимал участие в шоу.

Хореографом шоу выступил Даниил Глейхенгауз, а во главе жюри оказалась легенда отечественного тренерского цеха Татьяна Тарасова. Вести шоу доверили олимпийским чемпионам Алине Загитовой и Алексею Ягудину.

Личная жизнь Ольги Паутовой

О личной жизни журналистки известно довольно мало. Мужа у нее нет, детей тоже. Есть ли любимый мужчина, девушка не сообщает и принципиально не затрагивает в соцсетях тему своих отношений с противоположным полом.

Фото журналистки можно посмотреть в ее аккаунте в Instagram. На страницу миниатюрной брюнетки (рост Ольги Паутовой – 168 см) с фотографиями и видео подписаны свыше 1,5 тыс. пользователей. Паутову можно найти и во «ВКонтакте», но горячие снимки (в купальнике) она выкладывает преимущественно в Инстаграм.

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и
получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться

Источник

«Ледниковый период». Мои очередные размышлизмы после просмотра

31 октября 2020 года

Здравствуйте! Я продолжаю смотреть шоу «Ледниковый период» и высказывать свое непрофессиональное мнение. Сильно не ругайте меня за это.

О грустном начале дня

Настал пятый соревновательный день — и начало его грустное. Выступают две пары, одна из них должна покинуть проект. Очень жаль, что их судьбу решает только жюри. Думаю, было бы интереснее включить зрительское голосование, ведь это не профессиональное соревнование фигуристов, а шоу. Такие мероприятия делают для зрителей, почему бы им не решать, кто должен остаться дальше, а кто уйти? Хотя… есть некоторые сомнения.

Максим Маринин и Надежда Михалкова.

Ну а в этот раз проект покинули Максим Маринин и Надежда Михалкова. Так как я не очень хорошо совсем не разбираюсь в фигурном катании, то спорить не хочу с оценками жюри, но все же показалось, что они были несколько занижены. Танго ребят под песню «Утомленное солнце» получилось пронзительным.

О самой крутой песне

«Самой крутой песней» назвал композицию This is a man’s, man’s, man’s world Влад Соколовский, под которую он катался вместе с партнершей Екатериной Бобровой. Мне она тоже очень нравится.

А пара получила хорошие оценки и осталась на этот раз в проекте. Вообще жалко всех выбывающих — не хочется никому этого желать. Но таковы правила.

О моей любимой паре

Не могла оторвать глаз от аргентинского танго в исполнении Марии Луговой и Повиласа Ванагаса. Вот это был номер, в котором мне ничего не мешало. Я вообще не думала, кто из них профессионал, а кто начинающий. Не слушала отдельно музыку, как иногда бывает. Это был цельный номер, из которого нельзя ничего выделить отдельно.

Лично у меня такое случается редко.

Впервые в этом сезоне высокие оценки.

Но тут надо признаться, я не могу быть объективной: Повилас у меня в любимчиках этого шоу с самого первого дня, как я его увидела (надеюсь, мой супруг не прочитает эту статью))). Это было очень давно, но симпатия осталась до сих пор. И если уж когда перестану смотреть «Ледниковый период», то только после того, как в нем не будет пары Мария Луговая — Повилас Ванагас. Очень надеюсь на их победу.

Ольга Кузьмина.

О соперниках

Посоперничать номером в этот раз смогли, на мой взгляд, Ольга Кузьмина и Александр Энберт. Их буги-вуги, костюмы, улыбки — все это мне напомнило фильм «Стиляги». Я просто получила настоящее удовольствие. Да, и попрыгала даже немного в такт музыке))).

Какая же Ольга артистичная!

О судействе

Елена Исинбаева жжет. Наконец-то она объяснила свою позицию. Оказывается, на этом шоу именно она самая объективная))). Теперь все понятно.

О вопросах, которые остались после просмотра

  • Заметила, что перестали называть лучшую пару дня. Ну и правильно. Похоже, что у зрителей будет меньше на один вопрос.
  • Ольга Паутова и Максим Шабалин танцевали аргентинское танго. Стильные, красивые. Только я не очень поняла, почему у Ольги была длинная красная перчатка на одной руке. Это как-то связано с традициями национального костюма? Жаль, что нигде не объяснили для таких недогадливых, как я.
  • Позволю себе небольшую критику. Не лишними ли были такие моменты, как разбитое яйцо на голове Вольфганга Черни и пыльная тряпка, которой закрывали Повиласа Ванагаса? Иногда они мне напоминают ненужный бантик на праздничном шикарном платье.
  • Спасибо, что на Регину Тодоренко не лили воду в начале номера. Вообще не считаю правильным подвергать риску здоровье участников шоу. Мне кажется, у зрителей достаточно воображения, чтобы представить эту самую воду))).
Читайте также:  Можно ли есть мед если высокий холестерин

О восторге

Но все это мелочи, которые упомянула, чтобы никто не усомнился, что смотрю шоу внимательно))). На самом деле, благодарна всем причастным к этому празднику, которым мы наслаждаемся каждую субботу.

Прекрасные костюмы, отличный подбор музыки, оформление номеров, свет, милые ведущие (очень душевненько) — все продумано до мелочей.

Кадр из шоу «Ледниковый период» от 31.10.

Отдельный поклон идейному вдохновителю и главному человеку на этом проекте — Илье Авербуху. Я не представляю, как можно готовить сразу столько пар. Сколько же нужно фантазии, творчества и труда, чтобы получилось столько прекрасных номеров, которые никогда не повторяются. Я вижу, как он переживает за своих воспитанников, и восторгаюсь, и преклоняюсь перед его талантом. Не в первый раз и не первый год, кстати.

Спасибо всем!

А кто ваши любимчики? Признавайтесь!

Источник

Эксперты: Бумажная работа в офисе рождает массу тревожных синдромов

Прокуратура Москвы потребовала ограничить доступ к странице Дмитрия Виноградова «ВКонтакте».

Пошел девятый день с тех пор, как тихий юрист в офисе аптечной компании, где работал, расстрелял своих коллег. Шокирует в этой истории все: и мирная, не брутальная профессия преступника, и место действия, и то, что человек на приличном русском языке загодя обосновал свой страшный поступок в так называемом «Манифесте». «Вежливый убийца», «злодей в белом воротничке», «офисный Раскольников», — как только не называют сейчас Виноградова. Каковы причины подобных преступлений? СМИ героизирует образ убийцы? Большой город сводит людей с ума? Какие вызовы преподносит общество потребления поколению 30-летних? На эти вопросы отвечают участники совета экспертов «РГ» психолог Ольга Маховская, социолог Лариса Паутова, культуролог Борис Дубин и писатель Людмила Сараскина.

Представитель российского среднего класса, тихий офисный служащий впервые в центре такого убийства?

Можно ли есть паутова
Борис Дубин: Наше телевидение тиражирует вечер за вечером бандюков и такого рода копеечных ницшеанцев. Фото:ИТАР-ТАСС

Лариса Паутова: Хочу выразить глубочайшие соболезнования родным и близким погибших, прежде чем мы начнем анализировать убийцу… Действительно, наверное, впервые на авансцену такой трагедии вышел «белый воротничок», который расстреливает своих сослуживцев, а место действия — офис с его жесткой системой внутреннего распорядка жизни. «Юрист» у нас, конечно, понятие расплывчатое, но люди эти точно настолько встроены в работу, что гнев, любовь или ненависть выплеснуть им негде, кроме как на рабочем месте. Очень нехороший тренд, что начинает срываться средний класс. Впрочем, бумажно-компьютерная работа в «клетке»-офисе рождает кучу тревожных синдромов. Не секрет, что среди офисного пролетариата многие курят, наркоманят, пьют. Проблемы в личной жизни и на работе, неуверенность в завтрашнем дне да еще с утра до вечера — офис с проходной системой!

Ольга Маховская: Я бы на первый план все-таки вытащила монотонность офисной работы, а не жесткую систему. Потому что, несмотря на жесткие офисные правила, наши люди все равно живут не по правилам. Но офисный ад состоит именно в монотонности, которая съедает тебя ежедневно с 9 до 6 или с 9 до 9. Офисный работник должен делать то, что скажет начальник, он должен бесконечно отбивать эту чечетку.

Не случайно в голливудских хоррорах в основном присутствует офисный планктон, чья жизнь лишена личных событий. Те события, которые происходят в компаниях, трудно назвать личными, они обезличенные. А офисная монотонность порождает агрессию, которую надо куда-то сбагривать. Эти люди катают боулинг, занимаются спортом. У нас же пока эта культура компенсации не очень развита. Я, например, не могу сказать, что офисный планктон выйдет завтра на улицы. Наоборот, мы видим, что атрофируются личные потребности и запросы. Это не те люди, у которых накапливается социальный протест, у них накапливается чисто физиологическое напряжение. Кто-то начинает его сбрасывать в ночных клубах, кто-то пьет, кто-то играет в «стрелялки», а кто-то стреляет по-настоящему.

По поводу «стрелялок»: известно, что Виноградов несколько лет подряд играл в компьютерную игру Manhunt — «Охота на людей». Виртуальные убийства материализовались?

Лариса Паутова: Вопрос о том, сбрасывает ли человек свою агрессию через «стрелялки» или, наоборот, ее накапливает и выносит в реальную жизнь, пока не имеет однозначного ответа. Понятно одно: чрезмерная тяга к компьютерным играм говорит о том, что человек испытывает одиночество.

В компьютерных играх, безусловно, есть полезное. Симулякр, подобие, имитация помогают проиграть какие-то ситуации и раскрыть свои положительные качества: умение заботиться о животном или дизайнерский талант… Если же игры втягивают чрезмерно, то есть определенная опасность стирания грани между реальностью и игрой. Когда на проблемы на работе и в личной жизни накладывается такой антигуманный сюжет в игре, то результат может оказаться страшным: шесть человек убиты…

Ольга Маховская: Привыкание начинается с детства. Игры в «стрелялки», содержащие сцены насилия, чреваты тем, что у ребенка снижается порог чувствительности, а все табу ставятся под сомнение и разрушаются. Снижается в том числе и собственный болевой порог. А если эти игры занимают основное время и им нет альтернативы в общении, то подросток через компьютер фактически усваивает модели поведения. Мы, психологи, называем это поколение экранным именно потому, что основной «няней», основным воспитателем оказывается компьютер или телевизор. И мы на самом деле не понимаем, насколько наша молодежь зависит от экрана, и недооцениваем, насколько он авторитетен для нее. Известно, что даже дети-попрошайки, собирая мелочь, идут в компьютерные клубы. Конечно, эта сфера должна подвергаться контролю. А психологическое воздействие изучаться.

Борис Дубин: По произведениям мирового искусства давно известно, что люди, находящиеся в условиях жесткой бюрократической организации с соответствующим распорядком дня и отношениями между сотрудниками, довольно безличными и формальными, оказываются предрасположенными к нервным срывам. Искусство внимательно к теме «служащего, срывающегося с катушек». Единственное, что мне не нравится в контексте этого года, когда ставят знак равенства между такого рода людьми, «офисными хомячками», и теми, кто выходил в протестном движении на площади Москвы и других городов. Здесь никакой связи нет и быть не может.

Ольга Маховская: Беда в том, что людей вокруг много, но ты никому не нужен. Виноградов не только был в положении несчастного со своей неразделенной любовью, но был один на один и со своей болезнью. При других обстоятельствах человек мог и не сойти с рельс. Встреться ему девушка потеплее или еще что-то. Поражает еще то, что он очень долго к этому готовился. Тихо, спокойно.

Но какое же это одиночество, когда вокруг столько людей?

Ольга Маховская: Внешних социальных контактов у нас много, мы вроде и контактируем с кем-то, здороваемся, руки жмем, улыбаемся кому-то, но все это очень поверхностные контакты, в которых нет ни интереса, ни готовности поддерживать, ни готовности помогать. Я называю подобное суррогатной социальностью. И это проблема нынешней цивилизации.

Можно ли есть паутова
Лариса Паутова: Бумажно-компьютерная работа в «клетке»-офисе рождает кучу тревожных синдромов. Фото:Евгения Смолянская

В «Манифесте» Виноградова многие обнаружили параллели с «теорией» Раскольникова…

Борис Дубин: «Теорию» Достоевский не придумал: что-то вытягивал из самого себя, что-то из окружающей реальности, к которой был чрезвычайно внимателен, включая СМИ. Они подарили ему множество сюжетов для романов и «Дневника писателя». Не думаю, что Достоевский отвечает за Виноградова. С тех пор манера отношения к окружающим как «твари дрожащей», потеряла связь с писателем и стала общераспространенным клише. Все эти бесконечные кино и пьесы об эстетической привлекательности фашизма, о превосходстве какой-то расы или социальной группы над остальными стали так расхожи, что всерьез принимать их не приходится. Хотя эта поганая риторика в отдельных случаях вполне может служить оправданием кому-то его собственных античеловеческих действий. Достоевский при всей сложности того, о чем он думал, писал или что оставлял при себе, не может отвечать за такого рода поступки.

Ольга Маховская: Мне кажется, что общее с Раскольниковым только в том, что и тот, и другой манифестирует преобразование мира, его разрушение, чтобы оправдать свои ужасные поступки. У того и другого не хватило сил выполнить свой план. В конце концов это два больных человека. У того и другого есть социальный бэк-граунд, который способствовал развитию известных событий. Заброшенность, ненужность, ощущение, что необходимо выполнить свою особую миссию, что ресурсы распределены как-то неграмотно. Думаю, Раскольников боролся не с обществом ростовщичества, его возмущало то, что ресурс распределен не так: у того есть, а у него нет, и в этом какая-то огромная несправедливость. А суть идеологии Виноградова заключается в том, что само обогащение есть зло, получение удовольствий есть зло. Это, конечно, уже протест из другой эпохи, ведь такого пресыщения в ХIХ веке не было. Была скудость, аскеза, холод, голод. У Виноградова был свой «паек», он одевался, входил в какой-то определенный круг, все ведь стоит денег. В современном обществе стандарт утяжеляется — ты должен быть успешным, улыбчивым, плюс экономический фактор. Идет мощная отбраковка.

Читайте также:  Можно ли есть смесь после года

Я думаю, что упреки, адресованные своей девушке, он бросил всему человечеству. Согласно его логике, если бы девушка была более скромна, сдержанна в своих желаниях, она бы обратила на него внимание. Ему нечего было ей предложить, если рассуждать в категориях современного успеха. Вроде он и не лузер, но олигархом, чтобы привлечь девушку, ему не стать.

Лариса Паутова: Соглашусь, олигархи, «денежные мешки», господа, способные обеспечить красивую жизнь, по наблюдениям социологов, все продолжают быть мечтой многих юных россиянок…

Общество потребления «заточено» на успешность, как справиться с неудачей, пусть не в работе, а в любви?

Лариса Паутова: Поражения принимаются, конечно, болезненно. Я не согласна, что эти люди не умеют мириться с неудачами. Они привыкли к ним. В офисах обычно все вперемешку: и унижения, и успехи. Новый фильм «Духлесс» как раз об этом: движение вперед, а в то же время каждый день продажа самого себя, это очень разрушительная для личности история. Успех — мантра «белых воротничков», но, с другой стороны, ахиллесова пята и невроз. 80 процентов тридцатилетних считают его обязательным. Столько же боятся быть лузерами.

Борис Дубин: С моей точки зрения, источник всего происшедшего, скорее, риторика массовой культуры и попкультуры. Наше телевидение бандюков и такого рода копеечных ницшеанцев тиражирует вечер за вечером. В десятках сериалов, связанных с криминальными сюжетами и мотивами. Скорее нужно предъявить счет людям, производящим этот продукт…

То есть, когда СМИ так подробно пишут о брейвиках и виноградовых, они героизируют этих персонажей? И этим может воспользоваться современный Герострат?

Борис Дубин: Если это делать загадочным, зловещим тоном, то образ убийцы точно будет демонизироваться. Особая подача сюжетов о Брейвике или Виноградове возбуждает в сознании читателей и зрителей фигуру Зла. Поскольку Зло, так уж человек устроен, более привлекательно, чем «скучное» Добро. Но я бы не взялся утверждать, что здесь на что больше влияет. Привлекательность Зла, может быть, и первична, а СМИ только придают ей некоторую форму и отчасти легализуют эту проблему. Могут ли сообщения СМИ подвигнуть людей на что-то, к чему они не готовы и о чем никогда не думали? В такие манипуляции и зомбирование я не верю. Самое большое, на что способны СМИ, — поддержать существующие стереотипы и предрассудки.

Можно ли есть паутова
Ольга Маховская: Кто-то пьет, кто-то «катает» боулинг, кто-то играет в «стрелялки», а кто-то стреляет по-настоящему. Фото:Лилия Злаказова

В «Манифесте» Виноградова многие обнаружили параллели с «теорией» Раскольникова…

«Лузер» Раскольников был окружен страшными петербургскими дворами. А как действует на человека огромная, отстраненная, бегущая мимо Москва?

Ольга Маховская: Большой город требует больше сил на себя, на других их уже не хватает. Мы живем с ощущением задавленной человечности. В этом смысле человек, который долго живет безвыездно в большом городе, похож на бомбу замедленного действия. Он может «сдетонировать» как угодно. У одних это проявляется в хамстве и агрессии. Задень человека в очереди, он тебе так ответит, мало не покажется, иногда и сам «откроешь варежку». Люди стали мешать друг другу, раздражать друг друга, путаться под ногами. В такой среде равнодушия и холодности болезнь расцветает быстрее, чем там, где тепло и забота. Уровень скрытой агрессии и всеобщей напряженности сегодня настолько высок, что постоянно сталкиваешься с событиями, которых могло бы и не быть: они совершены по неосторожности, из-за переоценки себя и ситуации, по неряшливости. И из-за напряженного отношения к другим людям.

Борис Дубин: Есть большое количество людей, правда, это не результат социологического опроса, а мой личный опыт москвича, которые не воспринимают Москву как бездушную громаду, высасывающую душу у приезжих и коренных жителей. В Москве есть много чего. В зависимости от того, какими маршрутами ты ходишь, не говоря уж о том, с какими людьми имеешь дело, образ столицы меняется.

По социологическим данным, люди молодые и приезжие воспринимают Москву несколько оптимистичнее, чем пенсионеры. Говорить о том, что это супергород и Вавилон, я не стал бы. Многих Москва даже окрыляет, или умиляет, или забавляет…

На ваш взгляд, корректно ли сравнивать Брейвика и Виноградова?

Ольга Маховская: Мне кажется, что сравнение Виноградова с Брейвиком не совсем бессмысленно, хотя у норвежца убийство было более массовым и совсем другая идеология, которая и сделала его особо опасным и в то же время интересным для общества.

Виноградов — это одиночка. Внешне он выглядит вполне пристойно. На работе и дома у него репутация лояльного человека. Он ведь даже прощения попросил, такой вежливый убийца. Брейвик никакого прощения не просил. Он просто маньяк. «Наш» больше похож на тихого потерянного сумасшедшего. А «тихие сумасшедшие» страшны тем, что человек может долго сидеть в «болоте», а потом внезапно проявиться в полную мощь. Ведь никто не ждал от этого Виноградова такой выходки. Оба путают ценности и людей, протестуя против идей, убивают людей.

* Doom II: Hell on Earth («Doom II: Ад на Земле») — компьютерная игра в жанре «шутер от первого лица». Сюжет ее прост: Морпех, расправившийся с силами Ада на Фобосе, Деймосе и Марсе, теперь спасает от монстров Землю. Он сражается на военных объектах и на улицах городов.

Досье «РГ»

Герострат — молодой житель Эфеса, который сжег храм Артемиды в своем родном городе 21 июля 356 года до н. э. для того, чтобы, как он сознался во время пытки, его имя помнили потомки. Наказанием стала казнь и как высшая мера наказания — приказ о его полном забвении. Для этого были наняты специальные глашатаи, которые в продолжение многих десятков лет разъезжали по всей Греции и объявляли следующее распоряжение: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм богини Артемиды».

Мнение

Людмила Сараскина, писатель:

— У многочисленных поклонников злополучного, чтобы не сказать зловещего, Манифеста, получившего в социальных сетях множество «лайков», может возникнуть соблазн сравнить киллера Д. Виноградова, расстрелявшего своих сослуживцев, с героями Достоевского. Думаю, это будет ложное сравнение. Текст Манифеста донельзя убог и интеллектуально несостоятелен: признаков «интеллигентности», в которой кокетливо кается автор, в нем не наблюдается. Убийца сознается в том, что привык смотреть на человеческое общество «со стороны» и видеть в нем аналог раковой опухоли. Почему же он не посмотрел таким же образом и на себя?

Можно ли есть паутова
Людмила Сараскина: Снятся ли Дмитрию Виноградову живые лица убитых коллег в его тюремных снах? Фото:Виктор Васенин

Герой-бунтарь, возвращающий Богу билет на проживание в этом падшем мире, мог бы сказать себе с подобающим отчаянием: я здесь лишний, я — генетический мусор, который возник случайно, в результате ошибки в эволюции, и потому должен быть сметен с лица Земли. Вместо этого он говорит миру: вы здесь лишние, вы — генетический мусор…

Это тот самый случай, про который уместно сказать: валит со своей больной (скорее всего, очень больной) головы на здоровую или на чужую больную.

Но почему же не на свою?

Раскольников, убивший старуху-процентщицу в надежде очистить мир от зловредного существа, очень скоро понял, что, переступив черту, душу свою погубил навеки и безвозвратно. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!..» Я глубоко уверена в правоте Родиона Романовича: именно навеки, именно безвозвратно. В какой-то миг Раскольникову было дано осознать свою вечную погибель.

Сможет ли то же самое сказать о себе Виноградов? Жалеет ли он убитых коллег? Снятся ли ему их живые лица в его тюремных снах? Очень сомневаюсь: тут другая логика, другое сознание — прим?