Можно ли есть пастель
Содержание статьи
Сознательное отравление пастелью
Самооборона самозащите рознь. Бывает, мы защищаемся от бандитов, а, бывает, от дурака. От самого себя. Наверное, вы уже видели статьи типа «Как я жрал лампочку и что из этого вышло» (не на нашем портале по самозащите «Оружие, которое лучше оружия»). Эта статья «Сознательное отравление пастелью» — в чём-то подобная. Но она на голову впереди. Во-первых, она проверена на собственном опыте. Во-вторых, она затрагивает область, которая казалась безопасной. И, уверен, таковой кажется многим другим людям. У которых есть дети, которые тянут в рот любые мелки…
Сознательно отравились пастелью — и пишем об этом. Чтобы вы не пробовали воспроизвести наш опыт. А если и пробовали, то ждали, что вас ждёт. Знаете, в данном случае объект исследований выступил в роли очень, очень древней профессии. Куда древнее проституции. И куда важнее. Первобытные стада первобытных людей ещё бродили по берегам морей, только чутку рискуя забираться в опасные и дикие джунгли. А уже надо было пробовать. Съедобен ли этот моллюск? Ядовита ли эта рыба? Что будет, если съесть этот аппетитный корешок? Или, в нашем случае, кусочек мелка обычной, художественной пастели, которой в художественных магазинах пруд пруди?
Так вот, будет приличное отравление, повторение которого не приветствуется.
В общем, читайте.
25.12.2016, в обед, начался эксперимент по сознательному отравлению пастелью. Просто чтобы проверить, каково оно.
Про ядовитость художественных материалов ходят легенды. Мол де художники облизывают кисти с красками и заболевают жуткими болячками.
С другой стороны, если в доме есть дети, то рано или поздно они доберутся до художественных материалов и съедят их.
Краски у нас недоступны. А вот пастель…
«Сознательное вероятное отравление пастелью» — эксперимент по проверке. Исходная гипотеза: пастель безвредна, там только краситель и глина. Исходный материал — обычная художественная пастель.
Метод проверки: съесть кусочек пастели (примерно четверть мелка). И посмотреть, что будет.
Если забежать наперёд и обобщить, то будет херово. Именно это слово хорошо описывает моё состояние отравления.
Была выбрана жёлтая. На вкус как обычный мел. Разжёвано для пущей надёжности. Сам мелок очень впитывает воду и буквально прилипает к слизистой рта.
- Затем час — никаких проблем.
- Второй час — лёгкое неприятное ощущение в желудке.
- Третий час — тошнота, с которой можно бороться.
А затем 3 часа херовости:
- Сильная тошнота,
- Временами испарина
- Хочется лечь и лежать
- Слабость в теле
- Много вязкой слюны
- Рвота каждые 10-15 минут. Иногда жёлтыми кусочками, похожими на пастель.
- Понос.
Спустя 3 часа полегчало чутку. Ещё через час херовость более менее утряслась. Появилась надежда…
Но, похоже, часть мелка таки пошла в кишечник, и кишки неприятно крутило всю ночь.
Утром легче, чем вечером. Но как с сильного бодуна — на еду не смотрю, а если смотрю — тошнит. Иногда опять вязкая слюна. Понос. Под вечер (больше суток прошло) вроде полегчало. В кишках что-то бурлит, но почти не болит. Вероятно, мелок вышел большей частью.
Сильно помогла витаминка С и кислая вода. Само собой, без еды.
Ну и сессии восстановления общения с телом.
Поэтому не ешьте пастель без крайней необходимости!
И детям не давайте!
Успешной самообороны от ядовитой пастели!
Кстати, в данном случае нарушены все правила создания намерения победить. Вот пастель и победила ????
Источник
Все, что нужно знать о пастели
Художникам-новичкам, пытающимся выбрать нужную пастель среди множества её видов, иногда кажется, будто производители специально хотят их запутать. В самом деле, есть мягкая, твердая и меловая пастель, а также пастельные мелки, мелки Conte и пастельные карандаши. Чем они различаются и для каких работ подходят?
Photo: so_flow
Поделим все виды пастели на несколько групп: квадратная пастель, круглая, и пастельные карандаши. Каждая форма пастели подходит для различных видов рисования. Получается, что форма пастели определяет вид её применения.
Пастель разной твёрдости
Изготавливают пастель при помощи связной материи и пигментного порошка. Чем более добавить этой материи, тем тверже станет пастель. Мягкая и твердая пастель ведут себя в работе по-разному.
Мягкую пастель очень легко крошить и он быстро окрашивает бумагу. Пигмент попадает в отверстия в бумаге, но сверху задерживается порошок, который надо сдуть. С таким же нажимом твердая пастель немного царапает бумагу и медленно её окрашивает. Пигмент так задерживается на поверхности и не попадает в поры, потому рисунок выходит чуть зернистым.
Многие производства издают мягкие, средние и твердые разновидности пастели. Но то, что один производитель называет твердой пастелью, иной называет средней, так что, перед покупкой пастели, проверьте её.
Круглая пастель
Это мягчайшая пастель. Часто о ней говорят профессиональная или художественная, так как старые мастера могли изготовить данную пастель собственноручно.
Круглая пастель не подойдёт линейным работам. Маленькие детали можно нарисовать острым концом, но он очень быстро затупится. Но ещё данный вид пастели проявляет себя во всей красе, когда нужно окрасить большое полотно: благодаря использованию бока стержня выходят большие полоски цвета. На маленьких листах обычно пользуются короткими кусками пастели. Круглая пастель, из-за своей мягкости, очень хорошо растушевывается.
Квадратная пастель
Данную пастель очень часто величают меловой. Художники часто очерчивают меловой пастелью детали на работах, выполненных мягкой пастелью. Линия, проведенная меловой пастелью, — мягкая и выразительная.
Пастельные карандаши
Как следует из названия, эта пастель представлена в карандашах. Вообще эти карандаши намного тверже, чем круглая пастель, и поэтому они очень хорошо подойдут сложным деталям и штриховкам. Из-за того, что в пастельных карандашах нет воска, их можно растушевать и смягчить водой. По насыщенности цвета пастельные карандаши напоминают мягкую пастель. Они невероятно выразительны и подходят как для ярких смелых эскизов, так и для детальных рисунков с неброскими переходами тонов, которые можно передать тщательным штрихованием и прерывистым цветом.
Хранение и заточка пастели
Хранить пастельные карандаши несложно. Их просто ставят заточенными концами вверх. С круглой и квадратной пастелью все не так просто. Хранить её «насыпью» в жестянке — не самый лучший вариант, потому что мягкая пастель осыпается и стержни окрашивают друг друга. Лучше всего разложить их в соответствии с цветами и поместить в пластиковую коробку или на деревянный поднос с сухим рисом. Тогда пастельная пыль будет оседать на крупе, а не на стержнях.
Не затачивайте пастель карандашными точилками. Лучше пользуйтесь наждачной бумагой, стеклянной шлифовальной шкуркой или канцелярским ножом.
Эти знания должны помочь вам выбрать нужную пастель как в магазине, так и для своей роботы. Приятного творчества!
- Практика работы пастелью
- Выставка пастелей «Между линией и цветом»
- Татьяна Трунова. Я ОГЛЯДЕЛАСЬ ВКРУГ. Масляная пастель
- Анна Зельцман. НА ПОЛПУТИ. Графика/пастель, коллаж, наброски
- Выставка «Одно мгновение». Акварели и пастели Галины Хоменко
- Постоянные экспозиции Эрмитажа пополнились пастелями французских художников 19-20 века
- Работы в технике сухой пастели от участников «Итальянского пленэра»
- Работы мастера пастели Сергея Усика и его молодых коллег в галерее «Мольберт»
Источник
На какой бумаге рисовать сухой пастелью
Сухая художественная пастель — интересный материал для творчества, позволяющий работать в разных техниках. Пастель подходит и для написания натюрмортов, и для рисования выразительных портретов. Чтобы работа с сухой постелью доставляла удовольствие, необходимо подобрать подходящую для нее бумагу.
Чаще всего в продаже можно найти сухую пастель в виде брусочков-мелков или пастельных карандашей. Материал бывает трех типов: твердая сухая пастель, мягкая и супер-мягкая художественная пастель.
Качественная профессиональная или полупрофессиональная сухая пастель относится к числу не самых дешевых материалов для творчества. Однако в магазинах она продается как в небольших универсальных или узконаправленных, например, только для рисования портрета, наборах, так и поштучно. Богатый выбор вариантов позволяет подобрать материал по вкусу и немного сэкономить.
Художественная пастель прекрасно смешивается, создавая различные дополнительные оттенки. С помощью нее несложно нарисовать красивые градиенты и переходы. Качественный материал для творчества имеет плотное покрытие, замечательно наслаивается и растушевывается. И мягкая сухая пастель, и твердая размываются водой, словно акварельные карандаши, что позволяет получить интересный эффект и «оживить» рисунок.
Однако сухая пастель — материал, для которого обязательно нужно выбрать подходящую бумагу. В противном случае даже дорогая пастель будет вести себя непредсказуемо, рисовать ею будет неудобно, а картина в итоге получится неудачной.
Какую бумагу выбирать для сухой пастели
Для пастели производится специальная пастельная бумага. Она плотная, имеет шероховатую поверхность. Но дешевые варианты такой бумаги не отличаются качеством. Они не позволяют наслаивать материал в большом количестве, легко идут катышками после продолжительной растушевки. Желая получить отличный результат, на пастельной бумаге не стоит экономить.
Кроме пастельной бумаги, для рисования и карандашами, и брусками подойдет бумага акварельная: крупнозернистая и мелкозерниста. Плотность листов — минимум 200 г/м. Сухая пастель лучше выглядит не на снежно-белых листах, потому стоит выбирать акварельную бумагу цвета слоновой кости, топленого молока, пастельных оттенков. Не рекомендуется отдавать предпочтение бумаге для акварели с покрытием холст. Такие листы слишком грубые для рисования на них сухой художественной пастелью. Добиться ровного покрытия и аккуратной растушевки — проблематично.
Прекрасно сочетается сухая пастель в брусках и карандашах с обычной крафтовой бумагой. Скетчбуки и папки с крафтом стоят недорого, выступают как экономный вариант. Но стоит помнить, что крафтовые листы достаточно тонкие, нарисовать на них полноценную картину будет сложно. Крафт подходит для быстрых набросков и зарисовок пастелью только в сухой технике. Добавлять воду нельзя, иначе тонкий листок пойдет волной, а цвета мелков исказятся.
Для мягкой и супер-мягкой художественной пастели можно использовать цветной картон или плотную бумагу, поверхность которых не глянцевая, а бархатная. Такие листы обычно продаются наборами в канцелярских отделах. Для твердой сухой пастели бархатные цветные листы не подойду. Мелок или карандаш будет сдирать верхнее бархатное покрытие, что вызовет много сложностей во время работы.
Интересным вариантом, на чем рисовать сухой пастелью, выступает обычная шлифовальная бумага или наждачка. Листы наждачной бумаги разных оттенков, размеров продаются в специализированных магазинах. Для пастели сухой нужно выбирать только мелкозернистую наждачную бумагу.
Какая бумага точно не подходит для сухой художественной пастели
- Принтерная бумага. Она чересчур тонкая.
- Бумага для маркеров. Поверхность гладкая, листы слишком тонкие.
- Бумага для графики или чертежей. Нет шероховатой поверхности, из-за этого цветной крошке от мелка или карандаша не за что цепляться. Рисовать пастелью на такой бумаге может быть мучительно, особенно для новичка.
Источник
Виды и свойства пастели
Пастель получается путём сухого пигмента, мела и связующего вещеста (для каждого вида пастели он свой). Добиваясь консистенции густой пасты, пастель формируют в нужную форму (палочки), и сушат. Благодаря тому, что пастель представляет из себя почти чистый пигмент — она очень яркая и насыщенная. Чем не могут похвастаться почти все другие материалы для рисования и письма.
Есть несколько разновидностей данного материала:
1) Мягкая пастель
2) Сухая пастель
3) Пастельные карандаши
4) Масляная пастель
В данном посте я расскажу о каждом виде. А также свойства, плюсы и минусы каждой пастели.
Пастель делится на студентческую и художественную — они отличаются качеством.
Художественная пастель содержит лучшие пигменты, они в большинстве своём натуральны. И наиболее высокое соотношение пигмента и связующего состава. Это означает, что цвета ярче и интенсивнее. Она очень стойкая и не тускнеет со временем.
Студенческая пастель стоит дешевле. Но и по качеству отличается — содержит более дешёвые пигменты, зачастую — их заменителе. Это сказывается на качестве. Используется больше связующего состава, нежели пигмента — это значит, что цвета будут нетакими насыщенными, пастель легче ломается.
Начать лучше со студентческой — ощутить что это такое в принципе, набить руку. Если не получится — не так жалко денег, если же взять профессиональную (художественную). Когда уже отточатся навыки и умения, можно приступить к художественной. Поверьте, вы почуствуете разницу и качество.
Цвета пастели
Пастель можно смешивать между собой — наложением штрихов друг на друга. Но не ждите такого же лёгкого эффекта смешивания как в любой краске. Пастоель так хорошо не смешивается. Из-за этого фирмы делают очень большой выбор цветов.
Пастели можно приобрести в наборах или по отдельности. Со временем у художника формируется собственная палитра цветов.
Если в качестве заменителя используется более дешевый пигмент, он будет иметь слово «оттенок» после названия пигмента.
Давайте рассмотрим все 4 вида пастели:
1) Мягкая пастель — наиболее распространена среди художников. Имеет высокую концентрацию пигментав себе, спресованный маленьким количеством связующего элемента — резиной.
Её хрупкость и порошкообразная текстура делают её более подходящей под живописные приёмы, легко наслаивается, смешивается.
У мягкой пастели наибольшая палитра цветов и оттенков по сравнению с остальными видами этого материала. У некоторых производителей цвета доходят до 500 видов.
Продаётся как поштучно, так и наборами. Для начала лучше купить набор, а к нему уже добавлять недостающую палитру цветов.
Самыми лучшими считаются мягкие пастели Sennelier и Rembrandt, они постоянно восхваляются художниками.
PanPastel также продает качественные пастели для художников, которые поставляются в баночках. Их можно наносить с помощью кистей, губок и других инструментов.
Плюс:
- Яркие цвета
- Возможность смешивания, наслоения
Минус:
Легко крошится, необходимо закрепить фиксативом.
2) Сухая пастель изготавливается из тех же материалов, но используется меньше пигмента и больше связующего элемента. Следовательно, она не такая яркая, но не на столько сильно крошится как мягкая пастель.
Можно заточить ножом для создания тонких линий. В качестве альтернативы, торцы палочек можно использовать для нанесения широких полос.
Сухой пастелью можно сделать всю работу. Но обычно она используется в сочетании с мягкой. Так же можно смешивать, наслаивать друг на друга. Используется для созданий предварительных эскизов, мелких деталей и штрихов.
Сухие пастели также делают по качеству для художников и учеников. Если на ней ничего не указано, вероятно, это ученическая пастель. В палитре сухой пастели меньше цветов, чем у мягких пастелей, но этого более чем достаточно. Выбор между мягкими и сухими пастелями зависит от тех методов, которые вы хотели бы использовать в работе.
Плюсы:
- Не так сильно крошится как мягкая пастель.
- С её помощью можно сделать тонкие линии.
- Возможность смешивания, наслоения.
Минусы:
- Не такая яркая, как мягкая пастель.
- Всё равно требует фиксации.
3) Пастельные карандаши очень удобны в использовании. Они похожи на обычные карандаши, но внутри тонкий пастельный стержень средней жесткости (твердо-мягкая пастель).
Можно вести работу только пастельными карандашами, а можно смешивать с другими видами пастели (за исключением масляной). Также можно смешивать, наслаивать. Удобны для большей деталировки рисунка — можно с лёгкостью заточить. Многие художники используют пастельные карандаши для создания предварительного эскиза.
Плюсы:
- Не так пачкают, как остальные.
- Подходят для работы на чистом воздухе.
- Возможность смешивания, наслоения.
Минусы:
- Маленькая палитра — до 80 тонов.
- Требуют фиксации.
4) Масляная пастель
В ней пигмент связан воском и маслом. Эта, кажущаяся незначительной разница, дает им отличительную консистенцию и оригинальные свойства, отсутствующие в других типах пастели.
Главное отличие масляной пастели от всех остальных её видов — она не крошится, не смазывается и не выделяет пыль в воздухе. Но при этом содержат пигмента столько же, если не больше. Дают яркие цвета.
Они также более устойчивы, чем мягкие пастели и не требуют фиксации. Это делает их отличным вариантом для использования на природе, но они никогда полностью не высыхают, поэтому общественный транспорт может стать проблемой.
С помощью масляной пастели можно создать эффект наложения красок.
Плюсы:
- Яркость.
- Стойкость по сравнению с остальными видами пастели.
- Не крошится.
- Не смазывается.
- Не требует фиксации.
Минусы:
- Никогда не высыхает.
- Трудно смешать между собой.
- Лучше не использовать с остальными видами пастели.
- Трудно смешивается.
И для примера разница между масляной пастелью (1) и другими видами (2):
Источник
О пастели моими глазами
Доброго времени суток, дорогие друзья!
Эта статья будет посвящена пастели, различным техникам и приемам ее использования. Думаю, что данная статья будет полезен как новичкам, которые только собираются освоить этот материал, так и тем, кто уже профессионально рисует пастелью.
Я всего около полутора лет рисую пастелью, но за это время добился неплохих результатов в данной технике. Заранее отмечаю, что не включаю в этот период то время, когда только начал применять пастель в рисовании. Ведь именно тогда моим первым набором стала пастель фирмы «ГАММА» Московская палитра. Пытаясь объективно оценивать уровень качества данного материала, смело ставлю ей «неуд»! В данном случае, низкая цена полностью соответствует определенно НИЗКОМУ качеству этого материала.
После такого, весьма неудачного опыта, я решил для себя, что не буду экономить на рабочих материалах для рисования. Многие говорят: «для начала сойдет и такая, я же не профессиональный художник» Нет! Не сойдет! Важно с самого начала выработать правильный вкус и научится отличать качество используемых материалов. Помните, «как корабль назовешь, так он и поплывет!»?.. Так вот, назовите ваш корабль «превосходный художник, работающий с отличными материалами!» и всегда пытайтесь соответствовать этому образу!
Помните, также, что имея серьезное желание начать рисовать, прежде всего, стоит пересмотреть огромное количество статей, видео, узнать, чем рисуют другие, каким маркам отдается большее предпочтение и чем они отличаются, не забывая, при этом, интересоваться ценой. Опыт подсказывает, что, в случае с рисованием пастелью, чем дороже, тем лучше.
Купив самый дешевый набор и попробовав им творить будущие шедевры, желание рисовать, как таковое, попросту улетучивается, появляется чувство неудовлетворенности, переходящее в разочарование… Рисовать такой пастелью, без преувеличений, не комфортно, цвета тусклые, она очень плохо растушевывается и часто просто портит бумагу. Совершенно готов к вопросу, который поначалу возникал и в моем сознании: «а вдруг я куплю дорогой набор и мне не понравиться?! И рисовать больше не захочу?.. Это будет бесполезная трата!..» Именно об этом я и веду речь: прежде всего, решите для себя, хотите ли вы заниматься этим, хватит ли у вас терпения и усидчивости для посещения множества уроков и мастер-классов, просмотра огромного количества видео-материалов и безграничной работы над собой.?.. Выбор только за вами! Но, если будете усердно учиться и работать, верить в себя и в то, что делаете, то вскоре сможете удивить весь мир и самих себя своими собственными неповторимыми произведениями!
Итак, возвращаемся к нашим баранам, то есть, пастели! Выбор пастели зависит, исключительно, от ваших художественных предпочтений (цены и качество мы уже обсудили выше). Мне всегда нравился реализм, именно поэтому, я решил, что основной свой акцент сделаю на реалистичности своих работ. С этой целью я сделал свой выбор в пользу пастельных карандашей. Ими удобно прорабатывать мелкие детали, приятно рисовать. Совсем недавно я купил набор пастельных мелков, решив, что он мне пригодиться. Так и оказалось, чуть позже расскажу почему именно.
А, пока, несколько слов о моей пастели, предлагаю провести небольшой сравнительный анализ с другими марками, которые у меня есть в наличии. Надеюсь, это поможет вам сделать ваш собственный выбор.
_______________________________________
Меня можно назвать счастливым обладателем следующего: набор Faber Castell PITT 36, Faber Castell Creative Studio 36, два карандаша Derwent, один мелок Derwent, один карандаш LYRA, три мелка Faber castell Polychromos
_______________________________________
Теперь подробней:
1. Пастельные карандаши Faber Castell PITT.
В продаже наборы 12, 24, 36 и 60 цветов, а так же продаются поштучно. У меня набор из 36 цветов. Что касается цветовой гаммы, я бы сделал некоторые изменения, поскольку есть много карандашей похожих цветов, а некоторых, напротив, не хватает. Например: нет чисто желтого, оранжевого, красного. Я их докупил отдельно. Дерево карандашей превосходное, точатся отлично, грифель твердо вклеен в деревянную оболочку, если карандаш падает, кончик отламывается крайне редко, сам стержень внутри остается цел. Эти карандаши достаточно твердые, затачиваются тонко. Цвета карандашей отличаются от пастели Faber Castell Creative Studio, на что, поначалу, я не обратил внимания, но, со временем, когда увидел, что один и тот же цвет выглядит по-разному, был крайне удивлен! Оказалось, на карандашах рядом с цветом, есть звездочки (*) это обозначает, насколько цвет светлее. Максимум — это 3 звездочки (***). На бумагу пастель ложиться ровно, растушевывается по-разному (это зависит от бумаги), но, в общем, достаточно хорошо растушевывается. Кроющая способность хорошая, белый достаточно ровно ложиться поверх других цветов.
Кроющая способность
_______________________________________
2. Пастельные мелки Faber Castell Creative Studio.
В продаже есть наборы 12, 24, 36, 48 и 72 цвета. В наборе 72 цвета, пастель не полного размера, а половинки. Некоторых цветов есть по 2 мелка. Поштучно не продаются. У меня набор 36 цветов. Очень доволен пастелью, цвета яркие, пастель мягкая, ложится на бумагу отлично, растушевывается без труда на любой бумаге. Кроющая способность отличная, белый без проблем ложится на другие цвета. Еще одна особенность пастели — она размывается водой. На прочность не проверял, думаю, как и другая пастель, упав с большой высоты, расколется на несколько частей. Но, поверьте, это не так страшно, ведь иногда и самому приходилось ломать мелки с целью удобства рисования. Покупал я ее, в основном, для фона, для заполнения больших пространств, и только теперь понял, что ее можно вполне использовать и для рисования реалистичных рисунков, применяя, при этом, карандаши минимально.
Кроющая способность
Так же, ниже, я использовал эту пастель для пробы на различных видах бумаги.
_______________________________________
3. Пастельные карандаши Derwent Pastel Pencils.
В наборах 6, 12, 24, 36, 48 и 72 цвета. Цветовой диапазон достаточно широк, но некоторые цвета, мне лично, кажутся немного неестественными, некоторые даже землистыми. По структуре пастель рассыпчатая, немного чувствуется скрежет по бумаге и, если, например, сравнить ее с пастельными карандашами Faber Castell, то у них порошок от пастели однородный, а у Derwent — небольшими гранулами. Сами карандаши мягче, чем, например, у Faber Castell. На бумагу ложатся отлично, растушевываются тоже хорошо. Деревянная оболочка карандаша хорошая, затачивается карандаш легко, но сам пастельный стержень хрупче, чем у Faber Castell, случалось, что при заточке, обламывался почти уже заточенный кончик.
_______________________________________
4. Пастельные мелки Derwent.
В наборах 6, 12, 24, 36. У меня один белый мелок, так что свои впечатления выскажу, судя по нему. Пастель очень твердая, сверху покрыта чем-то, так что руки не загрязняются, острым уголком можно рисовать достаточно ровные штрихи, не хуже чем карандашом. Так как она твердая, то растушевывается не очень хорошо, и, поскольку, мелок расходуется не слишком быстро, им приходиться просто тушевать.
_______________________________________
5. Пастельные карандаши LYRA Rembrandt. Честно скажу, о них я практически ничего не нашел, даже на «LYRA Pastel pencils». Но у меня есть 1 белый карандаш — LYRA Rambrandt Pastel Medium White. Хорошего о нем сообщить ничего не могу, указано что медиум, на практике он твердый, скребет по бумаге, плохо растушевывается и плохо перекрывает другие цвета (смешивается с ними)
Кроющая способность
_______________________________________
6. Пастельные мелки Faber Castell Polychromos.
В наборах 12, 24, 36, 60, 100, 120 цветов. У меня есть 3 мелка. Профессиональная пастель, очень качественная, цвета яркие, мелки прочные, покрыты специальным, не загрязняющим руки раствором. По мягкости — что-то среднее между пастельными карандашами и пастелью Faber Castell Creative Studio. С одной стороны, ими можно делать достаточно ровные штрихи, с другой — затушевывать большие поверхности. Пастель растушевывается очень хорошо и на любой бумаге. Кроющая способность отличная.
Кроющая способность
Небольшие сравнения пастели:
На этом обзор пастели окончен. Бесспорно, марок пастели существует огромное количество, и в разных ценовых категориях, но, к сожалению, не смогу предоставить вам информацию обо всех остальных, так как их я не использовал.
Теперь несколько слов о бумаге, с которой я работаю. Итак, это: Fabriano Tiziano, LANA, Canson Mi-tientes, Derwent Sketching Paper и PastelMat Clairefontaine.
1. Fabriano. Итальянская фирма-производитель, бумага хорошая, с выраженной текстурой, цветовая гамма богатая. За счет текстуры бумага хорошо держит пастель, дает возможность положить достаточно много слоев пастели. Текстура добавляет рисунку своеобразный вид, хотя, есть возможность создания рисунка, при котором текстура будет почти незаметной.
Проба бумаги (пастель Faber Castell Creative Studio)
1. Размываем водой
2. Растушевываем цветом (об этом после)
3. Растушевываем с помощью растушевки
Пример работы на бумаге.
2. LANA и Canson Mi-tientes. Я поставил их вместе, потому что они достаточно похожи, по крайней мере, для меня. Отличия: у кэнсона 2 стороны: одна текстурная, почти как у Fabriano, а другая — более гладкая, что дает возможность более детальной проработки рисунка. Бумага позволяет положить на себя достаточно много слоев.
Пример работы на бумаге
3. Derwent Sketching Paper. Откровенно говоря, эта бумага — не для пастели, я брал ее для карандашных рисунков, но решил, как-то, попробовать на ней пастель и, признаю, результат был совсем неплох!. Пастель хорошо впитывается в бумагу при растушевке, держит достаточно слоев, позволяет наилучшим образом детализировать работу.
Проба бумаги (пастель Faber Castell Creative Studio)
1. Размываем водой
2. Растушевываем цветом
3. Растушевываем с помощью растушевки
Пример работы на бумаге.
4. Бумага для акварели. Если в продаже нет бумаги для пастели, то вполне для начала может подойти бумага для акварели. Обычно она тоже двухсторонняя, с одной стороны текстура, примерно как у бумаги Fabriano, а с другой более гладкая, можно сравнить с Derwent Sketching Paper.
5. PastelMat Clairefontaine. Вот мы и подошли к самой лучшей (практически по всем характеристикам) бумаге. Плотная бумага (360 г), бархатистая, пастель ложиться идеально, при этом пастельного порошка остается минимум, он впитывается в бумагу. Небольшая особенность (для кого-то это плюс, а для кого-то минус) — на ней не получится растушевать так, как на другой бумаге, например если хаотично почеркать мелком и попробовать растушевать, то мы с трудом получим ровный слой. На ней приходиться заполнять необходимую область полностью, а потом растушевывать для более ровного слоя. Бумага держит много слоев, практически не осыпается, прикоснувшись к рисунку, пастель практически не загрязняет, так как хорошо впитывается в бумагу. Цветовая гамма небольшая, но этого вполне достаточно.
Проба бумаги (пастель Faber Castell Creative Studio)
1. Размываем водой
2. Растушевываем цветом
3. Растушевываем с помощью растушевки
Пример работы на бумаге
Дополнительные инструменты и приемы.
1. Клячка: липкая, пластилинообразная масса, предназначение которой — стирать. В стирании пастели не особо пригодится, сможет частично убрать верхний слой, осветлить.
2. Обычный ластик. Поможет слегка убрать пастель, но, отнюдь, не полностью, так как пигмент достаточно хорошо впитывается в текстуру бумаги. Сильно тереть не стоит, рискуете испортить бумагу.
3. Ластик-карандаш. Достаточно удобная вещь, с одной стороны — мягкий ластик розового цвета, с другой — белый, твердый. Он, так же, полностью не избавит от пастели, но поможет в тех местах, где простым ластиком стирать неудобно.
4. Растушевки. Я использую растушевки, типа «Colour shaper». Растушевка с каучуковым наконечником, который, со временем, конечно, стирается. Хорошо иметь растушевки разных размеров, для больших пространств и для труднодоступных мест.
Пример смешивания цветов
Тут же немного скажу о растушевке цветом. Многие художники не пользуются растушевками, а просто растушевывают цветом: накладывают цвет немного темнее, а потом берут более светлый оттенок и проходят им поверх, при этом, нижний слой становится светлее и ровнее. Так можно повторять много раз до достижения нужного результата.
5. «Давилка» (Stylus). Служит для продавливания в бумаге ямок, которые, впоследствии, останутся не закрашенными.
6. Жесткая обрезанная кисть. Может быть использована как растушевка, а так же для рисования растительности, травы, при размывании пастели водой.
7. Лезвия. Для заточки карандашей я использую простые лезвия от резака, преимущественно широкие. Сознаюсь, если бы нашел хорошую точилку, которая не ломает карандаши и затачивает их остро, то с удовольствием использовал бы именно ее, но, при отсутствии таковой, пока обхожусь лезвиями. Многие спрашиваю «как тебе удается так остро затачивать карандаш?» Все просто: берем в руки лезвие и карандаш как на фото, сначала снимаем часть деревянной оболочки, оставляя стержень примерно 1 см длиной. Далее, осторожно стачиваем его кончик, затем постепенно подтачиваем весь стержень до такого, примерно, состояния:
Думаю, пока это все.
Всем спасибо за внимание, надеюсь, статья пригодится! Удачи!
Автор: Ведерников Михаил (Nemon)
Источник