Можно ли есть пасху если месячные

О так называемой женской нечистоте » Сайт священника Константина Пархоменко

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»

Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос?

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Читайте также:  Можно ли есть печень при больной печени

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов 2. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Читайте также:  Если чеснок пророс можно ли его есть

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.

Источник

Красить яйца, печь куличи на Пасху при месячных

Будут ли считаться оскверненными крашенные яйца, куличи, творожная пасха, если их делает женщина с месячными? Грешно ли подготавливаться к Пасхе, готовить продукты на Пасху женщине с месячными? Можно ли потом будет есть эти продукты- яйца, куличи, пасху самой этой женщине и её родственникам?

Женщине во время месячных нельзя заходить в церковь, женщина считается «грязной» в эти дни. Так могут ли стать «грязными» такие святыни, как крашенные яйца, куличи и Пасха, если ими занимается женщина во время месячных? Может яйца вообще тогда нельзя красить и куличи нельзя печь? А как тогда быть?

И р и н а
[128K]

6 лет назад

Во время месячных женщине не противопоказано ни церковью , ни Богом печь пасхальные куличи, готовить творожные пасхи и красить яйца. Мало того, ей даже в церковь на службу можно идти и молиться вместе со всеми. В это время нельзя только лишь причащаться.

Это в далекой древности женщине не разрешалось во время месячных посещать церковь, так как тогда не было таких цивилизованных средств гигиены и кровь ненароком могла попасть на пол храма, тем самым как бы осквернить его. И тогда его нужно было по новой освящать. Кстати, тоже самое могло случиться и например с мужчиной, у которого ненароком пошла носом кровь и запятнала храм. Церковь не приемлет пролития крови. Только в этом вся суть.

И не стоит называть женщину «грязной», когда у нее случаются такие дни. Не будь этого явления, ни одна из нас не могла бы стать матерью, а это святое! Так может ли святое быть грязным?!

система выбрала этот ответ лучшим

андре­й2208
[15.1K]

6 лет назад

Начнём так-сказать с начала — Всевышний создал женщину. и при этом он сделал так , что у неё бывают месячные. То, что женщина в этот период «грязная» придумали какие-то недоумки, сам Бог лично этого не говорил, ибо его творение прекрасно в любой период месяца, а на мнение недоумков мы внимания не обращаем, так что делайте всё что угодно в эти дни, а если кто-то прицепится с нравоучениями — напомните ему из какого конкретно места он появился на свет.

Афана­сий44
[385K]

4 года назад

В «подробностях» к вопросу написано о том, что женскому полу запрещено заходить во время месячного очищения в церковь.

Это совершенно неправильно и женщинам ни в коем случае не следует считать себя «грязными» в такие периоды.

Другое дело, что тогда им нельзя участвовать в церковных Таинствах, но молиться в Храме, свечки ставить, заказывать требы никогда не запрещалось.

Это только от невежества так могут люди считать.

Но вот с приготовлением теста на самом деле может получиться не очень хорошо. Тесто ведь как живое и реагирует даже на настроение, с которым человек с ним работает.

Лучше попросить другую родственницу, подругу или соседку, чтобы она побольше теста на куличи поставила.

А то может так случиться, что время и продукты будут израсходованы, а куличи неважными получатся.

Агафь­я
[91.4K]

4 года назад

Не думаю, что выпечка куличей, приготовление творожной пасхи или окраска куриных яичек могут считаться оскорблением святыни, если при этом у женщины идут регулярные отделения.

На куриные яйца это уж точно влиять не будет, вот тесто на куличи может и не подойти как надо.

Потому что в это время в организме женщины происходят значительные гормональные изменения. Гормоноподобные вещества, простогландины, появляются с потовыми выделениями и на коже рук. Это может губительно воздействовать на процесс брожения теста, оно может не подняться.

Как вариант некоторые женщины надевают хирургические резиновые перчатки, чтобы работать с тестом.

Кстати, так делают и при заготовках для консервации или квашения.

Мираб­илис
[40.9K]

4 года назад

Думаю, что печь куличи, делать из творога пасху, красить яйца женщине в такие дни можно. И можно их освятить. В дни месячных нельзя трогать святыни, прикасаться к иконам. А поставить на стол для освящения продукты для Пасхи можно.

Я читала в энциклопедии Православия, что женщине не надо ходить в храм во время месячных не потому что кровь на пол накапает, а потому что в храме святой считается кровь Христа и никакой крови больше быть не должно. Это не дискриминация женщин, т.е. если у священника будет большая рана с кровью, например, на ноге, то ему тоже нежелательно заходить в церковь, пока рана не заживет.

В дверях храма женщине с месячными стоять можно.

На счет «грязноты» женщины в дни менструаций. Что-то выделяется все-таки в кровь женщины, и выходит из пор кожи, происходит очищение организма женщины. Поэтому тесто не поднимается, если его поставит женщина во время месячных.

Женщина тесто месит руками, а из пор кожи что-то выделяется и не дает бактериям брожения в тесте размножаться, чтобы тесто поднялось.

Мираб­илис
[40.9K]

4 года назад

Второй мой ответ, за который не заплатят. Но написать хочется. Была сегодня на освящении продуктов для праздника Пасхи. Зашла в храм и спросила служащую- а можно ли мне освятить продукты, если идут месячные. Она спросила- одна ли я? То есть может родственники могут освятить. Я сказала, что одна. Она сказала- ну что с вами делать, освящайте, хоть и нежелательно это, но тогда ничего руками не трогайте. Я спросила- а как же мне все это упаковать назад, она только развела руками. Я спросила- и свечи трогать нельзя? Она ответила «да» и сказала, что мне и в храме дальше ящика проходить нельзя. Какого ящика я не поняла, но записки за здравие и упокой она мне разрешила написать. А свечу я брала руками дома, она из дома взята. А после освящения случайно днем коснулась свечи рукой. Это грех, наверное.

Но я не спросила её- если нельзя ничего освященного брать руками, то как же тогда освященные продукты есть?

kaban­iaka
[23.5K]

4 года назад

Ни печь куличи, ни освящать их, ни быть на Пасхальной службе не возбраняется ни церковью, ни настоятелями, ни Господом. Как мне сказал один батюшка: «Господь создал женщину такой для того, чтобы выполнить повеление Божье к рождению чада. Так может ли созданное Богом им же и порицаться?» Главное во время подготовки к великому христианскому празднику Воскресения Господнего — соблюдать святость и чистоплотность (как физическую, так и духовную), с чистым сердцем и мыслями подходить к приготовлениям, тогда и пища приготовленная будет нести благо.

Вот уж, действительно, в древности от страха на женщин «всех собак» навешать готовы были. Средства гигиены здесь совершенно ни при чём, всё дело в непонятном для мужчин явлении и, соответственно, их пугающем. Хорошо хоть, что сейчас женщин частично реабилитировали в правах, и из того, что было «низя», кое что стало можно). Готовиться к празднику (и для мужчин же, в частности, этот праздничный стол) — теперь «разрешают»).

kitsu­ne Tenko
[73.6K]

4 года назад

В одном источнике читала, что такой обычай, как наложение запрета ходить в церковь и на другие дела для женщин во время естественного цикла сделали для того, чтобы облегчить эти несколько дней для самих женщин. Раньше ведь таблеток не было, которые снимают боль, и женщины только радовались, когда в это время можно было посидеть тихо дома и никуда не ходить, ничего не делать. Так что сейчас вполне можно и делами заниматься, если принять болеутоляющий препарат (конечно, имеются в иду дела полегче).

Людви­го
[121K]

5 лет назад

Что поделать, если в это время у женщины начинаются месячные? Это же естественный процесс, его невозможно отменить. В это время женщине нельзя ходить в церковь, причащаться и исповедоваться, но в четверг на Страстной неделе хочется отпустить все грехи, поэтому не вижу ничего плохого в том, что в это время женщина будет посещать церковь и печь куличи.

То, что в этот период женщина «грязная», написано в старом завете. Мужчинам запрещалось спать с женщинами неделю до, во время, и неделю после месячных. Наверное оттуда и пошёл запрет женщинам во время месячных ходить в церковь.

С моей точки зрения запрет абсурдный. Но вспомните пословицу: В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Знаете ответ?

Источник