Можно ли есть освященный мед

Медовый Спас – праздник освящения меда?

Праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня в народе называется Медовым Спасом. Люди несут в храм освящать мед, совершенно не задумываясь ни о смысле праздника, ни об источниках народной традиции. Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора, рассказывает о том как не бороться с народными традициями, а воцерковлять их, ставить на службу Богу и человеку.

Можно ли есть освященный мед

Протоиерей Александр Агейкин

Существует большая современная проблема — человек ассоциирует церковные праздники с какими-то своими приземленными представлениями о них. Глубина не нужна, смыслы не важны, а вот то, что можно пощупать, потрогать и принять внутрь, интересно и привлекает человека. Люди приземляют христианские праздники с глубоким духовным смыслом, подобные дню празднования Происхождения Честных Древ, не понимая и не желая узнать их смысла, их истинного названия. Скажешь «Медовый Спас» – это всем знакомо, а остальное неинтересно.

Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные и народные обычаи, в том числе — использовать совпадение, совмещение праздников. Медовый Спас, приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня, давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары. Например, за мед, ведь медосбор начинался буквально в те дни, которые предшествуют или совпадают с этим праздником.

Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии жизни. Чтобы не было такого разделения: я живу с понедельника по субботу, как крестьянин, а в субботу и воскресенье я, приходя в храм, становлюсь христианином, чтобы «ублажить» Бога. Крестьянин вел воцерковленный образ жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость — эти дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание, но богоборчество отбросило многих из нас назад, к примитивным, магическим восприятиям религиозной жизни.

Если говорить о празднике, то мы восприняли этот праздник Происхождения Честных Древ от Византии, когда на улицы Константинополя выносилось древо Животворящего Креста, так как именно в этот жаркий период начиналось распространение разных эпидемий и болезней. Император даже уезжал подальше из столицы, чтобы не быть затронутым эпидемиями, а людям давалась возможность прикоснуться к святыне, попросить Бога о милости, об исцелении, которое стало бы не просто врачеванием, но обретением ощущения духовной гармонии, через молитву, через покаяние.

Этот праздник был воспринят на Руси очень близко, но в то же время люди пытались приспособить его под себя. Нужно понять, что мёд в этот день освящается не ради того, чтобы принять его потом, как какое-то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви.

Ikona

Оставлялся мёд также не случайно. Не для того, чтобы батюшка наелся меда без меры, а чтобы церковь, как община, могла поделиться этим мёдом с нуждающимися, с теми, кто не может его купить, не может приобрести, не имеет пасеки. Также и освящение плодов на Преображение — люди приносили часть начальных плодов нового урожая, оставляя их в храме для нуждающихся.

И вот это отношение к празднику сегодня мы теряем. Мы приходим в храм со своей баночкой: «Батюшка, освяти нам мед. Мед освящённый – лучше, чем не освященный». А в чем его святость заключается? Мёд освящается нашей молитвой, нашим участием, а не просто каким-то тайным действием, которое мы не понимаем, но верим, что если такого медку вкусим, с нами произойдет что-то необычное.

honey

То же самое касается и названия – Медовый Спас, Яблочный Спас. Главное слово здесь — не «медовый», а «Спас». От чего Он спасает нас? В первую очередь, от нас самих. А у нас ассоциации: медовый – это мёд, яблочный – это яблоки, а слово «Спас» становится просто фоном.

Праздник должен делать человека лучше. Когда мы становимся щедрыми, милостивыми, готовы поделиться с ближним, вот тогда и праздник в полном смысле этого слова. И Медовый Спас, и Яблочный Спас – это не только повод добыть для себя освященного яблочка или освященного медку, а возможность поделиться этими дарами Божьими с другими.

В Елоховском соборе мы решили в этом году взять на праздник у уже испытанных, известных производителей мёд, который затем будем предлагать на продажу в лавке или перед храмом. И что важно, человек сможет купить мёд не только для себя, но и оплатить мед для нуждающихся. Тогда мы будем иметь возможность поделиться с нуждающимися, имея оплаченный добрыми, щедрыми людьми мед. Конечно, это наш первый опыт, посмотрим, как это будет восприниматься людьми, но мы специально отобрали несколько сортов хорошего меда нового сбора, чтобы гарантировать соблюдение традиции – освящения меда нового сбора. Теперь  прихожане могут приобрести мед не только для себя, но и для других, для тех, кто не имеет возможности порадовать себя медом в эти дни.

Читайте также:  Можно ли есть лепестки роз

medok AHFA na tarelochkah

Это своего рода пример, как не бороться с новыми традициями, а воцерковить их, наполнить духовным смыслом. Когда мы живем не только для себя, мы меняемся. Человек должен жить в служении, в служении Богу и ближнему. Кто-то может помочь собрать урожай и привезти в храм яблоки, раздать их. Кто-то может эти яблоки распространять как пожертвования и т. д. Есть различные виды служения, и как раз народные традиции можно использовать для того, чтобы воцерковить человека, привить ему вкус к добродетели.

Нужно возродить такое понятие, которое сейчас, к сожалению, утеряно, как «школа добродетели». Храм – это не только место богослужения, это еще и школа добродетели, где священник, духовенство, община могут помочь человеку научиться быть добродетельным. В том числе и с помощью народных традиций.

Подготовила Мария Строганова

Источник

Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий? / Православие.Ru

Можно ли есть освященный мед

    

– Приближается Успенский пост. Он окутан
приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н.
“трёх Спасов”. Многие православные верят в них
и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью
внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в
этих традициях?

– Само название «Спас» указывает на то,
что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом
нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости
веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного
контекста, празднование этих событий имеет также измерение
народной жизни, откуда и возникли наименования трех
Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны,
религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего
народа, свидетельствуют о том, что православная вера
всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и
мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни
людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших
аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные
климатические условия или опасность стихийных бедствий
– все это было вопросом жизни и смерти. И все свое
упование в житейских заботах люди возлагали на Господа.
Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях,
обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали
реальную помощь, так как молились от всего сердца, с
глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его
символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не
случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни
до порога». Наши предки хорошо знали, что любые
бедствия – это результат греха и нарушения Божиих
заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая – обычай,
который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На
протяжении многих веков народ свято хранил древние
религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда
было связано с глубокой церковностью, почитанием
православных праздников, хранением Евангельского идеала
жизни – неукоснительно хранило христианскую душу
нашего народа.  

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт
распространения многих суеверий, связанных с почитанием
праздников и святых. Суеверие – то есть суетная,
пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам
приписываются сверхъестественные свойства – это
результат религиозного невежества и потери живой связи с
Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные,
внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что
действительно является главным и важным – внутреннее
содержание – попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые
праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в
данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное
значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто
таким образом мы символически выражаем благодарность
Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей
жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается
в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин.
Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное
благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем
– в воскресные и праздничные дни оставить все земные
заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться,
причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких.
Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что
выращивали своими руками и добывали собственным трудом,
потому и отношение к данной традиции, наверное, было
несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние
атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не
участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает
приписывать этим предметам разные сверхъестественные
свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Можно ли есть освященный мед

    

– Например, на первый Спас, Медовый или
Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа,
люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной
силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о
значении этого праздника.

– 14 августа Церковь празднует Происхождение
(изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы
вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом
жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано
с традицией, которая в IX веке утвердилась в
Константинополе в связи с распространением смертоносных
эпидемий в разгар жары – износить в начале августа
часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих
императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали
воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и
многие недужные исцелялись. По сей день во всех
православных храмах в этот праздник совершается чин
освящения воды.

Читайте также:  Можно ли после удаления желчного пузыря есть хлеб

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных
мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев
и их матери Соломонии, которые пострадали за
неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем
мучеников Маккавеев связана традиция приносить на
освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его
именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к
этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято
приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к
нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день
– это всего лишь благочестивая традиция, которая
никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж
тем более не должна затмевать собой истинное значение
празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные
свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает
сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта.
Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот
день, некую чудотворную силу – значит поклоняться
твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам
все эти блага.

Также 14 августа – начало Успенского поста, который
длится две недели – до праздника Успения Божией
Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой
Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с
раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души
и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в
молитве, воздержании и богомыслии.

Можно ли есть освященный мед

    

– Второй Спас, который называют Яблочным,
празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С
этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе
говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть
яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение
приходится Яблочный Спас?

– Преображение имеет важный богословский смысл, так
как показывает то состояние, в котором мы будем находиться
после Второго Пришествия. Слава Преображения станет
достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем
радость Царства Божьего. «Господь преобразился не
без причины, но дабы показать нам будущее преображение
естества нашего и будущее Свое пришествие», –
писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин
должен исповедаться и причаститься, почтить праздник
молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому
великому событию хоть на шаг приблизиться к своему
собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград
и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви
люди придают освящению плодов магические свойства, что
является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения
состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового
урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен
Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в
храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву
– пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту
традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов.
В Палестине праздник Преображения приходился на момент
созревания винограда, который и приносили для освящения,
тем самым благословляя новый урожай, из которого делали
вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то
вместо винограда, который еще не научились разводить,
освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести
Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до
их освящения. И смысл этого предписания заключается не
столько в воздержании от плодов на определенный период,
сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала
обязательно освятить и только после этого потреблять. В
некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого
урожая сразу, как только они созреют, и после этого
вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника
Преображения.

Можно ли есть освященный мед

    

– И в последний, третий Спас, Ореховый, 29
августа, освящают орехи в храмах… Что делать
православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот
день?

– Ореховым Спасом называют праздник в честь
перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного
образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно,
что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем
меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным,
которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда
смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В
Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике,
служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено
внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие,
при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не
стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных
нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго
держаться церковного предания.

Читайте также:  Можно ли есть авокадо при повышенной мочевой кислоте

– Что бы Вы хотели пожелать всем нам в
начале Успенского поста?

– Прежде всего, хотел бы всех православных христиан
от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и
началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил
милость нашему народу и «благословил люди Своя
миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к
покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни
и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я
тебе, благословение и проклятие, – читаем мы в
Священном Писании. – Избери жизнь, дабы жил ты и
потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него
ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу
Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все
необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к
жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни
поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались
способными чувствовать и принимать Божественную благодать,
которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая
себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу,
а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь
мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми
вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

Источник

Освященный мед — лекарство от многих болезней

Для того чтобы отличить искусственный (сахарный) мед, нужно положить капельку на руку. Если через некоторое время она расплывется — мед натуральный. Повышенную влажность можно распознать, если грифель химического карандаша в капельке меда дает синее окрашивание. Если в банке с медом при кристаллизации явно видно расслоение, распадение на части разной консистенции — перед вами подделка!

Мед, долго сохраняющий жидкое состояние и не кристаллизующийся, также подделка (один из самых верных признаков). Мед не должен пениться — это признак его незрелости.

Чем выше качество меда, тем быстрее он садится (загустевает). Часто для долгого сохранения жидкого состояния меда его нагревают до 60-70 С , но уже при 45 С мед теряет большую часть своих полезных качеств, поэтому подумайте, что лучше — бесполезный жидкий или настоящий, но закристаллизовавшийся продукт. Для обнаружения примесей крахмала к пробе меда прибавляют каплю настойки йода. Реакция покажет синее окрашивание. Мел обнаруживается прибавлением нескольких капель уксуса — раствор вспенится.

Самое важное: один литр меда должен весить не менее 1410 г, элитный — 1420 и более граммов. Зная точный вес и объем тары, всегда можно определить, какой мед вы приобретаете.

Сортов меда сейчас более сотни — традиционных и экзотических. У профессионалов их принято различать по ботаническому (гречишный, липовый), географическому (алтайский, сибирский, дальневосточный), рельефному (горный, лесной, степной, луговой) происхождению, а также по физическим свойствам и вкусовым качествам. Мед, собранный преимущественно с одного вида растений, называется монофлерным, а с нескольких — полифлерным. Монофлерные сорта называют по виду растений, с которых собран нектар, а полифлерные — по месту сбора.

Липовый мед — один из лучших сортов меда, очень душист и прозрачен, слабо-желтого цвета. Донниковый мед — один из первосортных, светло-янтарного цвета, со специфическим ароматом ванили. Оказывает слабительное действие, полезен при болезнях обмена веществ, геморрое. Обладает сильными антисептическими свойствами, используется в компрессах при гнойных ранах и фурункулах. Клеверный мед — бесцветен и прозрачен. Кристаллизуясь, образует белую твердую массу. Используется в гинекологической практике.

Акациевый мед — один из лучших сортов, содержит до 40 % фруктозы, светлый, прозрачный, кристаллизуется медленно, принимая молочный цвет. Применяется в качестве успокоительного средства, при заболеваниях печени. Каштановый мед — цвета чайной заварки, с характерным горьковатым вкусом, обладает выраженным стимулирующим эффектом. В народе часто называется мужским медом, так как повышает потенцию.

Полифлерные сорта меда, такие, как лесной, луговой, горный или лесной, в отличие от монофлерных, как правило, не имеют специфического, присущего только им вкуса и запаха, но отличаются разнообразием органических кислот и эфирных масел, что придает им особо выраженный приятный вкус и тонкий аромат.

Один из сортов такого меда, померанцевый, собранный с цветков цитрусовых, особенно богат эфирными маслами и обладает удивительным цукатным ароматом.

Отдельно хочется отметить падевый мед, который пчелы делают не из нектара, а из собираемых ими сладких выделений листьев, стеблей некоторых растений или выделений некоторых насекомых (тлей). Он часто горчит, имеет неприятный запах и может вызвать отравление. Однако некоторые сорта падевого меда, особенно хвойного, очень почитаются гурманами.

Источник