Можно ли есть опору
Содержание статьи
Можно ли есть пчелиные соты? Польза, применение, вред — Семейная клиника ОПОРА г. Екатеринбург
Однако употребление мёда прямо из пчелиных сот может также представлять определенный риск.
В этой статье рассматриваются применение пчелиных сот, польза для здоровья и опасности их употребления.
Можно ли есть соты или это вредно для здоровья?
Что такое медовые соты?
Медовые соты — это натуральный продукт, созданный пчелами для хранения мёда и пчелиной пыльцы или для размещения их личинок.
Он состоит из ряда гексагональных ячеек, построенных из пчелиного воска, которые обычно содержат сырой мёд.
Сырой мёд отличается от коммерческого мёда тем, что он не пастеризован и не отфильтрован.
Соты также могут содержать пчелиную пыльцу, прополис и маточное молочко — дополнительные продукты пчеловодства с потенциальной пользой для здоровья. Тем не менее они могут быть найдены только в небольших количествах (1, 2).
Вы можете есть медовые соты целиком, включая мёд и окружающие его восковые ячейки.
Сырой мёд имеет более текстурированную консистенцию, чем фильтрованный мёд. Кроме того, восковые ячейки можно жевать как жевательную резинку.
Резюме:
Медовые соты — это натуральный продукт, созданный пчелами для хранения личинок, мёда и пыльцы. Соты можно есть целиком, включая восковые ячейки и сырой мёд, который в них содержится.
Богаты определенными питательными веществами
Пчелиные соты богаты углеводами и антиоксидантами. Они также содержат следовые количества некоторых других питательных веществ.
Их основным компонентом является сырой мёд, который содержит небольшое количество белка, витаминов и минералов, но на 95-99% состоит из сахара и воды (3, 4).
Из-за того, что сырой мёд не был обработан, он содержит ферменты, такие как глюкозооксидаза, которые придают ему антимикробные и антибактериальные свойства.
Такие ферменты разрушаются при нагревании и фильтрации, используемой для обработки большинства коммерческих видов мёда (5).
Кроме того, сырой мёд реже может быть загрязнен подсластителями, такими как кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы, а также содержит больше антиоксидантов, чем обработанный мёд (6, 7, 8).
Антиоксиданты являются полезными растительными соединениями, которые укрепляют здоровье, уменьшают воспаление и защищают ваш организм от болезней. Их уровень может быть в 4,3 раза выше в сыром мёде, по сравнению с обработанным (8, 9, 10, 11).
Полифенолы являются основным антиоксидантом в мёде. Исследования показывают, что они могут помочь снизить риск развития сахарного диабета, деменции, сердечно-сосудистых заболеваний и даже некоторых видов рака (12).
Медовые соты также содержат пчелиный воск, который содержит в своем составе полезные для сердца длинноцепочечные жирные кислоты и спирты. Эти соединения могут помочь снизить уровень холестерина (13, 14).
Резюме:
Сырой мёд и пчелиный воск являются двумя основными компонентами медовых сот. Сырой мёд богат ферментами и антиоксидантами, а пчелиный воск содержит длинноцепочечные жирные кислоты и спирты — все это может помочь вашему самочувствию.
Может способствовать здоровью сердца
Пчелиные соты могут улучшить здоровье вашего сердца.
Исследования показывают, что жирные кислоты и длинноцепочечные спирты, содержащиеся в пчелином воске, могут снижать высокий уровень холестерина в крови, что является фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Например, в одном обзоре отмечается, что спирты из пчелиного воска могут помочь снизить уровень «плохого» холестерина ЛПНП на 29%, и повысить уровень «хорошего» холестерина ЛПВП на 8-15% (14).
Тем не менее в исследованиях в этом обзоре использовались высокие уровни изолированных спиртов, полученных из пчелиного воска, что затрудняет определение того, будут ли небольшие количества пчелиного воска в сотах вызывать такие же эффекты.
Тем не менее сам мёд может иметь такую же способность снижать уровень холестерина (15, 16, 17, 18).
В одном небольшом исследовании участники употребляли 70 граммов сахара или меда в день. Через 30 дней те, кто находился в группе, потреблявшей мёд, повысили уровень своего «хорошего» холестерина ЛПВП на 3,3% и понизили уровень «плохого» холестерина ЛПНП на 5,8% (19).
Более того, замена сахара мёдом может также помочь снизить уровень триглицеридов на 19% (15, 16, 17, 18, 19).
Кроме того, присутствующие в мёде антиоксиданты могут помочь расширить артерии, ведущие к вашему сердцу. В свою очередь, это может улучшить кровоток и снизить артериальное давление, потенциально снижая риск образования тромбов, инфаркта и инсульта (9, 20).
Резюме:
Медовые соты могут принести пользу вашему сердцу за счет улучшения кровообращения и увеличения уровня «хорошего» холестерина ЛПВП при одновременном снижении артериального давления, уровней триглицеридов и «плохого» холестерина ЛПНП.
Может защитить от инфекций
Соты могут повысить способность вашего организма бороться с определенными бактериями и грибками.
Например, исследования в пробирке показывают, что экстракты пчелиного воска могут обеспечить защиту от грибков и болезнетворных бактерий, включая Золотистый стафилококк, Кандиду альбиканс, Сальмонеллу энтерика и Кишечную палочку (21, 22, 23).
Мёд также известен своими антимикробными свойствами. Исследования показывают, что он может помочь защитить кишечник от кишечного паразита Кишечная лямблия (24).
Тем не менее для подтверждения этих эффектов необходимы человеческие исследования.
Резюме:
Медовые соты могут усилить защиту вашего организма от грибков и некоторых видов болезнетворных бактерий. Они могут также помочь защитить ваш кишечник от определенных паразитов. Тем не менее необходимы дополнительные исследования на человеке.
Может уменьшить кашель у детей
Пчелиные соты также могут помочь уменьшить кашель у детей.
Дети подвержены инфекциям верхних дыхательных путей, которые могут вызвать кашель. Исследования показывают, что мёд может помочь подавить этот кашель (25).
В одном исследовании употребление всего лишь 1/2 чайной ложки (2,5 мл) гречишного мёда за 30 минут до сна было более эффективным, чем сироп от кашля, в уменьшении дискомфорта, связанного с кашлем у детей.
Группа детей, получавших гречишный мёд, также спала лучше, чем дети, получавшие сироп от кашля или вообще не получавшие ничего (26).
Пчелиные соты, вероятно, обладают теми же полезными свойствами, так как они содержат мёд.
Тем не менее мёд содержит споры бактерий Ботулина, которые могут нанести вред младенцам. По этой причине мёд или соты не следует давать детям младше 12 месяцев (27, 28).
Резюме:
Медовые соты богаты мёдом, который может помочь уменьшить кашель у детей. Однако его не следует давать детям младше одного года из-за риска развития ботулизма.
Потенциальная альтернатива сахара для людей с диабетом
Медовые соты могут быть хорошей альтернативой сахару для людей с сахарным диабетом.
Отчасти это связано с тем, что мёд намного слаще сахара, поэтому для достижения того же уровня сладости требуются меньшие количества. Кроме того, мёд повышает уровень сахара в крови меньше, чем рафинированный сахар (29).
Тем не менее мёд все еще повышает уровень сахара в крови — поэтому люди с сахарным диабетом не должны потреблять его слишком много.
Более того, спирты, содержащиеся в пчелином воске, могут помочь снизить резистентность к инсулину — состояние, которое способствует повышению уровня сахара в крови.
Одно небольшое исследование на людях с неалкогольной жировой болезнью печени (НАЖБП) — заболеванием, при котором жир накапливается в вашей печени и часто сопровождается резистентностью к инсулину — показало, что экстракты пчелиного воска снижают уровень инсулина на 37% (30).
Эти более низкие уровни инсулина могут указывать на снижение резистентности к инсулину, что также может помочь людям с сахарным диабетом.
Имейте в виду, что необходимы более качественные исследования.
Резюме:
Медовые соты имеют тенденцию повышать уровень сахара в крови меньше, чем рафинированный сахар. Более того, соединения, содержащиеся в сотах, могут помочь снизить резистентность к инсулину, но необходимы дополнительные исследования.
Может улучшить функцию печени
Пчелиные соты также могут способствовать здоровью печени.
В одном 24-недельном исследовании людям с заболеваниями печени ежедневно давали смесь из пчелиного воска. Примечательно, что 48% из группы пчелиного воска сообщили о снижении симптомов — таких как боль в животе, вздутие живота и тошнота — по сравнению только с 8% в группе плацебо.
Более того, функция печени нормализовалась у 28% из тех, кто принимал пчелиный воск, по сравнению с группой плацебо (30).
Несмотря на то, что эти результаты кажутся многообещающими, неясно, сколько сот вам нужно потребить, чтобы получить те же полезные эффекты. Следовательно, необходимы дополнительные исследования на людях, прежде чем можно будет сделать убедительные выводы.
Резюме:
Пчелиный воск, содержащийся в сотах, может улучшить функцию печени и уменьшить симптомы у людей с заболеваниями печени. Тем не менее необходимы дополнительные исследования.
Как их употреблять
Пчелиные соты можно употреблять различными способами.
Хотя вы можете есть их в чистом виде, они отлично подойдут для употребления в сочетании с теплым хлебом или оладьями. Соты также могут быть использованы в качестве подсластителя в домашних десертах — или поданы поверх блинов, овсянки или йогурта.
Некоторые люди могут также наслаждаться кусочками сот поверх салата или рядом с фруктами, мясными закусками или выдержанными сырами.
Вы можете купить пчелиные соты в интернет-магазинах или на фермерском рынке.
Выбирая соты, имейте в виду, что чем темнее мёд, тем больше он содержит полезных соединений, таких как антиоксиданты (31, 32).
Медовые соты могут храниться при комнатной температуре в течение длительных периодов времени. Чем дольше вы их храните, тем вероятнее, что содержащийся в них мёд кристаллизуется, но его кристаллизованная форма остается съедобной.
Резюме:
Соты можно использовать в качестве подсластителя или подавать в качестве гарнира к различным блюдам. Скорее всего, вы найдете соты на местном фермерском рынке и должны хранить их при комнатной температуре.
Потенциальный вред
Пчелиные соты, как правило, считаются безопасными для употребления.
Однако, поскольку они содержат мёд, их употребление подвергает некоторые группы населения риску заражения спорами Ботулина. Они особенно вредны для беременных женщин и детей в возрасте до 12 месяцев (27, 28).
В некоторых случаях употребление в пищу большого количества медовых сот может вызвать кишечную непроходимость (33).
Чтобы минимизировать риск кишечной непроходимости, лучше избегать ежедневного употребления большого количества медовых сот — или после пережевывания просто выплевывать воск.
Кроме того, людям, страдающим аллергией на пчелиный яд или пыльцу, необходимо соблюдать осторожность при употреблении сот, поскольку их употребление может вызвать аллергическую реакцию (34).
Также важно отметить, что, несмотря на множество потенциальных полезных свойств, в сотах остается очень много сахара — поэтому лучше всего их есть в умеренных количествах.
Резюме:
Употребление в пищу небольшого количества медовых сот обычно считается безопасным. Однако вы не должны давать их маленьким детям или есть их, если вы беременны из-за риска ботулизма. Так как в мёде много сахара, соты лучше не употреблять в большом количестве.
Подведем итог
- Пчелиные соты — это натуральный продукт пчеловодства, состоящий из восковых шестиугольных ячеек, содержащих сырой мёд.
- Мёд и соты съедобны и обладают многочисленными полезными свойствами, помогая бороться с инфекциями и улучшать здоровье сердца. Соты могут также улучшить функцию печени и служить альтернативой сахару для людей с сахарным диабетом.
- Тем не менее медовые соты по-прежнему богаты сахарами, поэтому их следует употреблять в умеренном количестве.
Мёд, Пчелиные соты
Источник
Признаки неисправности опорного подшипника подвески и порядок его замены
На многих переднеприводных автомобилях в качестве передней независимой подвески используются стойки МакФерсона.
Как и любая подвеска, основное назначение этих стоек — гашение вибраций и колебаний и снижение их передачи на кузов автомобиля.
Важная роль стоек МакФерсона
Но есть у стоек МакФерсона еще одна немаловажная функция — они выполняют еще и роль поворотных кулаков. То есть, стойка с закрепленной на ней ступицей колеса может вращаться вокруг оси, что и позволяет ведущим колесам быть управляемыми.
Естественно, где есть вращение, там и используется подшипник, в случае с таким типом подвески — опорный.
Чтобы разобраться, где опорный подшипник установлен, коротко рассмотрим устройство подвески автомобиля.
Основными ее составными частями являются:
- Амортизатор.
- Корпус.
- Пружина.
- Опора.
Все эти элементы собраны в единое целое, при этом обеспечивается возможность сжатия-разжатия пружины и перемещения штока амортизатора в корпусе (для чего собственно и нужна подвеска, поскольку в процессе этих движений и осуществляется гашение колебаний).
Чтобы все это обеспечивалось, стойка собрана так: в корпус устанавливается амортизатор и все это устанавливается в пружину.
Для упора пружины снизу используется чашка, закрепленная на корпусе (приварена к нему).
Чтобы пружина была в поджатом состоянии, вверху установлена еще одна чашка, которая упирается в опору.
Ограничителем вылета пружины выступает шток амортизатора, концевик, который проходит через опору и фиксируется гайкой.
Дополнительно опора выступает не только упором для пружины, она еще и обеспечивает верхнее крепление стойки к кузову (снизу она крепится к нему рычагами).
Где установлен опорный подшипник и какую функцию он выполняет?
Выше отмечено, что стойка МакФерсона выступает еще и в качестве поворотного кулака. Снизу проворот вокруг оси обеспечивает шаровая опора, посредством которой рычаги крепятся к стойке.
Если бы верхняя опора стойки не являлась ограничителем для пружины, то проблем с вращением не было бы (шток амортизатора может свободно вращаться).
А вот пружина, находясь в поджатом состоянии, создает достаточно сильное усилие на чашки, и как следствие на опору, которая жестко крепится к кузову.
Поэтому между опорой и верхней чашкой пружины и устанавливается опорный подшипник.
Благодаря такому конструктивному решению при воздействии рулевого механизма, стойка (в сборе) может проворачиваться вокруг оси, при этом опора остается неподвижной.
Вот именно возможность прокручиваться амортизационной стойке и обеспечивает опорный подшипник.
Виды подшипников
Конструктивных исполнений верхней части стойки — два:
А вот самих опорных подшипников, которые применяются в конструкции подвески — несколько:
- СО ВСТРОЕННЫМ НАРУЖНЫМ ИЛИ ВНУТРЕННИМ КОЛЬЦОМ. Особенность его заключается в обеспечении возможности вращения элементов, которые контактируют как с внешним, так и внутренним кольцом. Дополнительно в таком варианте предусмотрено наличие установочных отверстий, поэтому при монтаже прижимные фланцы не нужны;
- С ОТДЕЛЯЕМЫМ ВНЕШНИМ ИЛИ ВНУТРЕННИМ КОЛЬЦОМ. В таком варианте одно из колец (в зависимости от конструкции) может отделяться, в то время как второе закреплено на опоре;
- ОДИНОЧНО-РАЗДЕЛЬНЫЙ. Конструктивно этот вариант — тот же подшипник с отделяемым кольцом, но обладает повышенными показателями по жесткости.
В целом, особой разницы, какой из типов подшипника используется, — нет, главное, чтобы он выполнял свои функции.
Несмотря на то, что верхняя часть стойки устанавливается внутрь специальной ниши в колесной арке, грязь, песок и пыль проникают к опоре, а эти загрязняющие элементы являются губительными для любого подшипника.
Дополнительно опорный подшипник практически постоянно подвергается резкоменяющимся нагрузкам, в том числе и ударным (из-за работы пружины), что в сочетании с загрязнениями приводит к интенсивному износу составных частей подшипника и выхода его из строя.
Из-за достаточно сложных условий эксплуатации, ресурс такого подшипника ограничен. Многие производители указывают, что замене он подлежит каждые 100 тыс. км.
Но в действительности же, из-за плохого состояния дорог, они требуют замены уже через 50 тыс. км. При этом ресурс этого узла также зависит и от его качества.
Не редкие случаи, когда опорный подшипник приходится менять уже через 10 000 км пробега.
Последствия износа подшипника и признаки повреждения
Поскольку опорный подшипник можно частично отнести к рулевому управлению (без него вращение стойки было бы невозможно), то в первую очередь его неисправность влияет именно на управляемость.
Но здесь следует оговориться, что зависит это от используемого конструктивного решения.
К примеру, в ВАЗ-2110 внутренняя обойма подшипника выступает втулкой, через которую проходит шток амортизатора.
В результате критического износа подшипника, он начинает люфтить и шток получает возможность отклоняться от оси.
Результатом этого является нарушение углов установки колес, а следственно — и ухудшение управляемости авто, а также ускоренный износ шин.
А вот на авто, где подшипник обеспечивает только вращение стойки и с амортизатором он не взаимодействует, нарушение развала-схождения практически не происходит, поскольку шток от осевого смещения удерживает втулка, запрессованная в резиновый демпфер.
Но даже при такой конструкции износ подшипника будет оказывать негативное влияние на управляемость.
Если произошел износ подшипника, то это, естественно, начнет проявляться. При этом признаки неисправности зависят от конструктивного исполнения.
Если взять тот же ВАЗ-2110, то износ подшипника проявиться в виде стуков при проезде ухабов и неровностей на дороге, дополнительно они могут прослушиваться при поворотах. Звуки в опоре дает люфт в опорном элементе их важно не перепутать со стуком в амортизаторе.
В случае же с подшипником, который не взаимодействует с амортизатором, чаще всего его неисправность проявляется в виде скрипов и писков при поворотах.
Способы проверки
Проверить состояние опорного подшипника — несложно, но технология зависит от конструктивных особенностей самой стойки.
Здесь стоит отметить, что такая проверка точно результата не даст, убедиться в неисправности подшипника можно только после снятия его с авто.
Но, все же, выполнив ряд нехитрых действий можно определить состояние верхней опоры.
Если брать модель ВАЗ-2110, то у нее опорный подшипник установлен в саму опору.
Чтобы проверить его состояние следует попросить помощника пораскачивать авто в поперечном направлении (не особо сильно), а сами в это время кладем руку на выступающую часть стойки в подкапотном пространстве.
Если подшипник изношен, то рукой будет чувствоваться люфт. Также у поврежденного элемента такие раскачивания обычно сопровождаются появлением сторонних звуков — скрипов, щелчков.
Если все это обнаружено при проверке — пора провести ревизию опоры.
На таких же моделях как Лада «Приора», Лада «Калина», или к примеру, Nissan X-Trail, подшипник не входит в конструкцию опоры, поэтому методом раскачки его не проверить. Единственным сигналом об износе у них является появление стука при движении.
Но все же есть возможность дополнительно удостовериться в неисправности узла.
Для этого просим помощника повращать руль в разные стороны. Сами при этом прикладываем руку к пружине.
Если подшипник сильно изношен, то в нем могут появиться подклинивания, которые хорошо будут отдаваться в пружину в виде вибрации и несильных «отстрелов».
Читайте про причины по которым слышен стук при повороте руля.
Замена подшипника
На каком бы автомобиле не износился опорный подшипник, но если на нем используется стойка МакФерсона, то технология разборки узла для замены — идентична, за исключением некоторых нюансов, касающихся устройства подвески.
Поэтому рассмотрим, как производится замена на автомобиле ВАЗ-2110, а затем укажем особенности операции на других моделях.
Инструмент.
Итак, выявлено, что опорный подшипник требует замены. Выполнить все работы можно и в гаражных условиях, но потребуется некоторый специализированный инструмент.
В целом, понадобиться:
- Стандартный набор ключей, шестигранников, головок с воротками и штангами;
- Домкрат;
- Съемник рулевых наконечников;
- Стяжки для пружин;
- Ветоши.
Также потребуется новая опора, поскольку на этом авто подшипник входит в ее конструкцию.
Конечно, можно и разобрать саму опору для замены только подшипника, но большинство автовладельцев предпочитают менять узел в сборе.
Дополнительно можно приобрести пружинный виброгаситель, устанавливающийся между верхней чашкой и пружиной.
Последовательность действий.
Ниже рассмотрим последовательность действий, причем укажем небольшие хитрости, которые облегчат работы.
Разборка и замена производится так:
- Устанавливаем автомобиль на ровную площадку и обездвиживаем при помощи ручного тормоза и противооткатных опор;
- Берем головку на 30 и послабляем гайку крепления привода к ступице. Лучше это сделать, пока на авто стоит на всех колесах (открутить эту гайку при снятом колесе затруднительнее, поскольку заблокировать ступицу от проворота будет сложнее). Также стоит отметить, что гайка эта — накернена, поэтому сорвать ее с места — сложно и без наращивания ключа не обойтись;
- Открываем капот и при помощи накидного ключа и шестигранника срываем с места гайку штока амортизатора (шестигранником удерживается сам шток, а ключом послабляется гайка. При этом ее нужно только немного послабить, категорически запрещено гайку полностью скручивать, иначе ничем не удерживаемая пружина «выстрелит»). Эту операцию лучше сделать до снятия стойки (на снятом узле сорвать гайку значительно сложнее);
- После срывания указанных двух гаек с места можно продолжать разборку. Выдомкрачиваем требуемое колесо и снимаем его;
- Откручиваем крепление шаровой опоры рычага к стойке;
- При помощи съемника выпрессовываем наконечник рулевой тяги;
- Полностью выкручиваем гайку крепления привода к ступице;
- Разбалчиваем крепление тормозного суппорта (трубки отсоединять от него не нужно), снимаем его с диска и отводим в сторону;
- Беремся за тормозной диск, и тянем его на себя, стягивая ступицу со шлицов концевика вала привода;
- Переходим в подкапотное пространство и откручиваем три гайки крепления опоры к кузову авто. При этом просим помощника придержать опору, чтобы она не упала на землю. После этого извлекаем узел в сборе;
- Устанавливаем стяжки, и стягиваем пружину до тех пор, пока верхний ее виток не отойдет от упорной чашки;
- Полностью выкручиваем гайку крепления штока амортизатора и снимаем опору (после этого можно проверить работоспособность амортизатора, проверить состояние пыльника и отбойника).
- Перед установкой новой опоры, проверяем состояние опорной чашки, очищаем ее от ржавчины и грязи, устанавливаем под нее виброгасители (если они приобретены);
- Перед установкой новой опоры, правильно устанавливаем пружину (концы витков вверху и внизу должны стать в специальные углубления в чашках);
- Ставим новую опору и накручиваем до упора гайку крепления штока;
- Снимаем стяжки, постоянно контролируя положение концов пружины;
- Собранную стойку устанавливаем на автомобиль. После сборочных работ необходимо дополнительно подтянуть гайку крепления штока.
Теперь об особенностях замены на «Приора», «Калина», X-Trail. Снятие и разборка стойки у этих авто — такие же, как и описано выше.
Но саму опору на этих авто менять не обязательно (если состояние е удовлетворительное), достаточно после демонтажа, снять с нее подшипник (установлен со стороны опорной чашки), а на его место поставить новый. А далее все собирается обратно.
Ниже представлена таблица обозначения опорных подшипников по ГОСТу, обозначения (полные, основные, иностранные аналоги), их размера и масса.
Проводя замену, особое внимание следует уделить технике безопасности. Не стоит пытаться разобрать стойку без стяжек, поскольку «выстрелившая» пружина может нанести серьезные травмы. Также читайте про другие причины вибрации автомобиля.
Проверка опорных подшипников ВАЗ.
Источник