Можно ли есть нехаляльное мясо
Содержание статьи
Можно ли есть пищу христиан и иудеев?
Можно ли есть мясные блюда в любимой ресторанной сети, например, в Макдональдсе или в KFC? А как насчет куриных тушек из супермаркета без маркировки «халяль»? Отсутствие должного количества халяльной еды в кафе, ресторанах, магазинах породило заведомо ложное представление о нехаляльной мясной продукции. Коран и Сунну некоторые начали трактовать излишне вольно. Появились люди, которые употребляют обычное мясо или любое мясное блюдо, ограничиваясь произнесением слов «бисмилля» («с именем Бога») перед едой. Некоторые приводят фетвы о том, что якобы если поблизости нет халяльной еды, то можно довольствоваться общедоступной, сказав перед приемом пищи «бисмилля». Кто-то говорит, что он, живя в России, Америке или Европе, ест мясо христиан, которые относятся к людям Писания.
Анализ аятов, достоверных хадисов и мнение авторитетных богословов убедительно доказывает ошибочность такого поведения.
Что нельзя есть по Корану и Сунне?
В Священном Коране Господь миров установил ряд ограничений относительно пищи, среди которых — запрет на употребление мяса животного, заколотого без упоминания имени Творца[1].
«И ешьте [из мясных продуктов] то, над чем упомянуто имя Аллаха (Бога, Господа)[2] [при заклании], если вы уверовали в Его знамения… Не ешьте [из мясных продуктов] то, над чем не было упомянуто имя Аллаха (Бога, Господа) [при заклании]. Это [употребление нехахяльного мяса] — уклонение от заповеди [грешно пред Господом]» (см. Св. Коран, 6:118, 121).
В аяте имеется в виду именно обряд заклания, во время которого необходимо упомянуть имя Аллаха (Бога, Господа), а не повседневный прием пищи.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Вы можете употреблять в пищу мясо животного, кровь которого пущена с упоминанием имени Аллаха (Бога, Господа)»[3].
Мясо с точки зрения мусульманской традиции становится халяльным (дозволенным Богом) при наличии двух условий: (1) перерезание основных шейных артерий с выходом большей части крови животного и (2) произнесение имени Творца.
До Ислама у арабов жертвоприношение было одним из обрядов поклонения идолам. С началом распространения Ислама пророком Мухаммадом, наряду с другими языческими обычаями, было запрещено и упоминать при заклании животного какое-либо имя, помимо имени Всевышнего.
Что касается людей Писания, христиан и иудеев, то они, в основном сохраняя приверженность Единобожию, остаются наиболее близкими к мусульманам в религиозном отношении. Ввиду появления в их практике признаков и элементов многобожия, некоторые мусульмане стали причислять их к язычникам. Это ошибочно. В Коране они неоднократно упоминаются в одной строке вместе с язычниками и безбожниками, но при этом выделяются как «люди Писания» отдельным упоминанием. Бог знает, что и тогда, во времена пророка Мухаммада, и сегодня, и до Конца Света у них будут заблуждения в вопросах веры, и все же они определены в заключительном Писании, Коране, как особая группа верующих.
Кого считать людьми Писания?
Тех, кто относит себя к христианам или иудеям.
Господь миров касательно пищи людей Писания четко говорит в Коране:
«[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена для вас [мусульмане] пища[4] людей Писания [иудеев и христиан], а ваша пища разрешена для них» (см. Св. Коран, 5:5).
Многие авторитетные ученые передают слова Ибн ‘Аббаса, согласно которым, под упомянутым в аяте словом «пища» подразумевается мясо животных, принесенных в жертву людьми Писания[5].
Все сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а также исламские ученые первого поколения после Пророка были едины во мнении о разрешенности мяса, употребляемого христианами и иудеями[6].
Известно, что пророк Мухаммад не отказался от блюда из баранины, которым его угостила женщина-иудейка[7].
Также сподвижники Пророка, отправившиеся в Сирию, употребляли в пищу мясо, которым питались тамошние христиане, не видя в этом ничего предосудительного.
Ни один из богословов и исследователей не привел из жизни Пророка или его сподвижников ни одного примера, противоречащего вышесказанному, кроме случая с племенем бану таглиб[8]. Это племя, хотя и относило себя к христианам, было совершенно незнакомо с христианским учением и не соблюдало никаких религиозных заповедей. Имам ‘Али говорил о запрете на употребление приготовленного представителями этого племени мяса и о запрете женитьбы на женщинах из этого племени, аргументируя свое мнение тем, что, по сути, это племя продолжает пребывать в язычестве: не выполняет того, что обязательно у христиан, и не сторонится того, что запретно у них[9].
Отмечу, что большинство сегодняшних христиан таковы (подобны племени бану таглиб), поэтому их мясо, и в первую очередь магазинное, не дозволено для употребления. Таково мое, и не только мое, мнение. Мясники, совершающие забой, могут считать себя христианами, но зачастую ничего о Христианстве не знают и его не практикуют. Главное же то, что у современных христиан (всех направлений и течений) потерян ритуал заклания животного, в отличие от иудеев, которые очень трепетно и внимательно к этому относятся.
Если также принять во внимание тот факт, что в условиях современного светского государства разнообразные технологические способы забоя скота не учитывают религиозных канонов, отсутствует контроль за этим процессом со стороны религиозных общин (мусульманских, христианских, иудейских), то, безусловно, мусульманам недопустимо употреблять в пищу мясные продукты, продаваемые в магазинах и предлагаемые в заведениях общественного питания (ресторане, кафе), кроме тех случаев, когда устно или письменно оговаривается, что мясо соответствует иудейским (кошерное) или мусульманским (халяльное) каноническим требованиям.
В заключение стоит отметить, что в любой ситуации, когда есть выбор, верующий должен отказываться от употребления нехаляльных мясных продуктов. Если нет маркировки или заявления о том, что еда халяльная или кошерная, то она таковой от слова «бисмилля» не становится. К тому же при отсутствии в том или ином городе, регионе кошерного или халяльного мяса всегда можно заменить его рыбой[10], растительной белковой пищей или бобовыми. Покупая еду в ресторане или кафе, вы всегда можете выбрать немясные блюда (рыбные или вегетарианские).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В Священном Коране, последнем Божественном Откровении, Господь подтвердил ниспосланные Им ранее пророкам заповеди относительно ограничений в пище. Тора содержит упоминания о подобных запретах. В Коране это приняло окончательную форму до Конца Света.
[2] Слово «Бог» на разных языках звучит по-разному, но главное не в этом. С точки зрения Ислама главное — это единственность Творца, неограниченность временем и пространством, трансцендентность, несравнимость с чем-либо мирским.
На арабском языке слово «Бог» звучит как «Аллах» и состоит из двух частей — определенного артикля «аль» и слова «иляхь» (бог, божество), что дословно переводится как «определенный Бог». Говоря на арабском «Аллах», любой мусульманин подразумевает Единого и Единственного Творца. Выделяют 99 имен Всевышнего, каждое из которых раскрывает отдельные качества и характеристики Господа. Эти имена-характеристики упоминаются в Коране и в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).
[3] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1770, хадис № 5498; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 777–784, хадис № 5498 и пояснение к нему.
Животное, мясо которого предполагается использовать в пищу, может быть заколото любым человеком, независимо от его национальной принадлежности или вероисповедания. Немусульманин так же, как и мусульманин, во время перерезания основных шейных артерий животного обязан произнести слова «бисмил-ля, аллаху акбар».
[4] Все богословы Ислама согласны (иджма‘), что в данном аяте под словом «пища» подразумевается именно мясо животных, ибо растительная и иная пища изначально не подпадает под коранический запрет. Исключением являются только шиитские богословы, считающие, что в аяте подразумеваются зерновые из-за их наиболее частого употребления. Мнение последних не нарушает общего согласия (иджма‘) ввиду недостаточной аргументированности. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 17. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230.
[5] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 319.
[6] Там же. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 311.
[7] См.: аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 231; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.
[8] См.: Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.
[9] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 299, 323.
[10] Согласно мусульманским канонам, рыба не является мясом, и поэтому на нее правила относительно халяльности не распространяются.
Когда у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть постоянно обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]». Хадис от Абу Хурайры. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69.
В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, совершая долгий путь, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении одного месяца. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось немного этого мяса, для того чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили утвердительно и угостили Пророка. См.: аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая. Т. 4. С. 204.
Запрет на употребление обитателей моря может касаться только случаев, когда началось гниение продукта и отравление им очевидно. Считаю верным мнение, что все, постоянно живущее в воде и съедобное, является разрешенным (халяль).
Источник
О кошерных и халяльных продуктах: разъяснения для тех, кто не в курсе
Многие слышали о кошерных и халяльных продуктах, но не многие понимают что это такое, зачем оно, с чем его едят, в чем отличие, следует ли это различать, и о чем вообще речь. Сегодня мы приоткроем завесу этой «тайны» для тех, кто не в курсе. Кто в курсе — просим дополнить или исправить, если мы где-то ошибись.
Само слово כשר — кашер (в ашкеназском произношении кошер) переводится с иврита как «пригодный, подходящий». Ударение в современном иврите ставится на «е» (кашЕр), однако в старом ашкеназском произношении на «о» (кОшер)
Источник:
Сегодня кошерный ассоциируется с натуральный и это совершенно верно — только натуральные ингредиенты и продукты.
Однако имеется еще и свод правил, определяющих в иудаизме, что еврею кушать можно, а что нельзя, который называется кашрут
Источник:
При производстве «Кошер» продуктов руководствуются: — священной книгой иудеев — Талмудом; — традиционным иудейским правом, совокупностью законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев, — Галахой;
В этом своде правил множество противоречий и сложностей и вдаваться в подробности человеку несведущему тяжко
Источник:
Основами запретов являются библейские фразы, такие как, например, «Не вари козлёнка в молоке его матери», запрещающие есть мясо с молочным (временный промежуток не менее 5 часов)
Источник:
Из более чем 600 заповедей свыше 50 касаются еды и определяют, что такое кошерный продукт питания. Нельзя есть мясо больных животных, а также готовить мясо и молоко отдельно, не просто в разной посуде, а желательно в разных помещениях
Так Тора позволяет есть млекопитающих, одновременно соответствующих двум признакам, — жвачных и парнокопытных (коз, овец, коров, оленей, косуль)
Источник:
А значит, что свинина, конина, зайчатина, верблюжатина сразу оказываются под запретом. Кошерное мясо получается только от животных, убитых без причинения страданий. Туша не должна лежать в крови. А мясник, забивающий животное, по роду своей работы, не должен контактировать с «нечистыми» видами, то есть быть чисто кошерным мясником. Ритуальный убой скота в иудаизме называется шехита, а сам боец — шохет.
В списке запрета также 24 вида птиц — падальщики и хищники — совы, орлы, соколы, ястребы и пеликаны. Курятину, утятину, гусятину и индюшатину можно
Источник:
Те птицы, которых кололи гормонами, антибиотиками и другими препаратами, уже не кошерны. Кошерный способ забоя: резать нужно очень острым ножом в специальном месте по шее, делать это нужно спокойно, без малейшей дрожи в руках, и чтобы животное было максимально неподвижно — так птица не почувствует боли. Шохет держит одной рукой, другой режет. Если птица дернулась — она уже не кошерна. Затем птицу вскрывают, проверяют внутренние органы на предмет болезни (хоть один орган боле — птица не годится), затем, если все в порядке, внутренности промывают, чтобы убрать кровь. После тушу оставляют в соли на полчаса, чтобы вытянуть оставшуюся кровь. Затем замачивают и промывают от соли.
В целом, кошерные продукты питания подразделяются на три группы:«басар» — мясные продукты;«парвэ» — нейтральные;«халяв» — молочные.
Источник:
Мясо : сюда относится говядина, козлятина, а также лоси, жирафы, газели и овцы – т.е. животные, которые имеют раздвоенные копыта и питаются растительной пищей. Из тех, у кого нет раздвоенных копыт, разрешаются даманы, верблюды и кролики, а из не травоядных допускается свинина. Самое главное в такой продукции – отсутствие крови: по мнение евреев, те, кто ее поглощают внутрь, могут стать агрессивными и жестокими. Также запрещены яйца с наличием кровяных сгустков;
Яйца : они должны иметь особую форму – быть острыми на одном конце и округлыми – на другом. Если оба их концы притуплены – их есть нельзя, т.к. вполне вероятно, что они принадлежат питающимся падалью хищным птицам
Молоко только от кошерных животных, овощи и фрукты без ограничений, кроме тех, что соприкасались с не кошерными животными или кровью, а также не червивые
Рыба : на ней обязательно наличие плавников и чешуи. Полностью запрещаются все морепродукты (осьминоги, креветки, черви и т.д.), т.к. на них нет ни того, ни другого. Некошерны также насекомые и змеи
Источник:
Все продукты, запрещенные к употреблению называются трефными
Источник:
Трефными (не дозволенными) животными и продуктами являются — кровь; — животные, которые умерли естественной смертью; — животные, которые были растерзаны дикими зверями; — животные, которые не обладают одновременно двумя признаками, а это свиньи, кролики, верблюды, лошади, медведи, собаки; — рыба и морепродукты, у которых нет плавников и чешуи, являются запретными для употребления в пищу — дельфины, киты, акула, зубатка, скаты, угри, миноги, моллюски, омары, кальмары, креветки, улитки, устрицы, ракообразные; — хищные птицы (сова, орел, пеликан др.).
Символы Кошерности (экшеры), которые помогут вам найти нужные продукты:
Здесь вы найдете список продуктов на 2020 год
Источник:
Здесь есть — Продукты, которые можно покупать без символов Кошерности, при условии, что они 100% натуральные и не содержат никаких добавок — Продукты, изготовленные под наблюдением раввина Сладкое, закуски, напитки изготовленные под наблюдением раввина
Халяль, халал (араб. حلال — разрешённый) — «всё то, что разрешено и допустимо в исламе» (противоположно хараму).
Источник:
При производстве продуктов «Халяль» руководствуются: — священной книгой мусульман — Кораном; — высказываниями и действиями пророка Мухаммада — Сунной; — нормами Шариата; — постановлениями и рекомендациями Совета исламской академии правоведения (фикх);
Маркировка «Халяль» означает, что продукция не содержит компонентов, запрещенных для употребления в пищу мусульманам (свинину, кровь и т. д.), и является чистым продуктом «Духовного происхождения».
Источник:
Если анализировать пищу по продуктовым категориям, то к халяльным продуктам относится морская и речная рыба, морепродукты, молочные продукты и молоко.
Источник:
Но при этом, если, например, в йогурте используется желатин, то это харамный (запрещенный продукт), т.к. желатин изготовляется из костей животных
При выборе конфет необходимо быть уверенным, что в составе конфет точно нет алкоголя. Если спирт, применяемый при изготовлении, выветривается в процессе производства, то такое употреблять разрешено
Источник:
К халяльным продуктам относятся также ягоды и фрукты, напитки, в которых нет алкоголя, и даже квас и безалкогольное пиво. Маргарин относится к халяльным продуктам, если произведен на основе растительных жиров. К ним относят также мороженое, цветная капуста, соя и фасоль, орехи и злаки, а также сыры.
Источник:
Запрещено использовать при производстве продуктов питания стандарта «Халяль»: — свинину; — кровь; — мертвечину: животные, умершие своей естественной смертью или умершие в результате воздействия электрического тока, удара молнии, удушения, отравления, удара, падения и др.; — мясо хищных животных (волк, лев) и птиц (ястреб, сокол); — мясо ослов, собак, мулов; — железы внутренней секреции, желчный и мочевой пузырь, гениталии животных; — мясо животных, забитых не в соответствии с исламской традицией; — продукты «Халяль», которые соприкасались с запрещенными продуктами, до тех пор, пока их не промоют или не удалят место соприкосновения; — вспомогательное сырье и материмы (добавки, наполнители, специи, желатиновые загустители и др.), полученные из мяса или компонентов запрещенных животных.
И кошерный и халяльный забой животных очень похож
Источник:
Животные не должны быть больны, они не должны страдать, забой осуществляется только перерезанием горла (никакого оглушения, электричества и т.п.) длинным о очень острым ножом; запрещено проводить манипуляции по подготовке мяса (сдирание шкуры, выщипывание перьев и т.п.) до тех пор пока не стечет вся кровь Одним из условий убоя животного является произнесение мусульманином фразы: «Бисмиллях, Аллаху акбар» при перезании основных шейных артерий животного. Использовать магнитофонные и иные записи запрещено. При кошерном методе убоя животного шохет произносит бенедикцию — молитвенную формулу.
Помните — кошерные всегда халяльные, но не все халяльные будут кошерными
Источник:
«В Коране написано, что «пищу людей Писания», то есть иудеев, мы признаём и употребляем в пищу. Наши принципы похожи на принципы кашрута, и продукт, признанный кошерным, также является халяльным, но это работает только в одну сторону, так как халяль не всегда является кошерным. В нашем случае правила менее строгие. По стандарту «халяль» мы допускаем электрооглушение в случае с птицей, по кашруту это запрещено. Чтобы легче снять перья, мы используем ванны ошпарки, по кашруту перья ощипывают вручную. Та кровь, которая вытекает из животного после забоя, — запретная. Но кровь, которая остаётся в туше, мы не трогаем. Иудеи пошли дальше: они эту кровь удаляют путём выдавливания. Далее: мы используем в производстве тушу целиком, иудеи же — только переднюю часть.»(с) Айдар Газизов. руководитель Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России
В целом и «Халяль» и «Кошер» это полезные, качественные и экологически чистые продукты, с религиозной подоплекой, направленной на сохранении здоровья и жизни
Источник:
Источник