Можно ли есть на кладбище ответ священника

Свято-Пантелеимоновский храм в станице Каневской

Можно ли есть на кладбище ответ священникаПриближается большой поминальный день (в народе Проводы). На кладбище, как всегда, будет «пир горой». Обязательно ли есть и пить в таком месте?

Стаканчик с глотком водки и корочка хлеба на краю, россыпь конфет на надгробии — всем знакомая картина на наших кладбищах. Оставить что-нибудь на могиле любимого человека — это стало почти обязательным моментом в обряде поминок и похорон. Мол, это по-нашему, по православному. Я не хочу осуждать тех людей, кто, навещая родного человека на кладбище, оставляет рядом с могилой еду и стакан водки. Они делают так от неведения. Многие думают, что это связано с православными обычаями. Но я уверяю: к православию это не имеет никакого отношения! Видел, как многие льют на могилу спиртное, думая: вот любил человек выпить, так надо и после смерти ему хорошо сделать. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Также не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному. Мы помним еще из уроков истории: несколько веков назад рядом с умершим в могилу клали его любимых коней, золотые украшения, заживо закапывали рабов и жен — верили, что ему пригодятся все прежние земные плотские удовольствия. Сейчас, случается, кладут сотовые телефоны, сигареты. Не стоит. Все это не православные, а только языческие традиции… Строго по церковным канонам поминать нужно молитвами. Но церковь никогда не осуждала, воспринимала спокойно, когда люди во время поминок ели, пили, как бы разделяя с ушедшим человеком последнюю трапезу. Это наша давняя хорошая традиция. Однако не следует это превращать в разудалое пиршество, языческую тризну. Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина. Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших. Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление). Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Добрым словом вспомнить покойного или просто помолчать.

Просмотров: 

Источник

Еда на кладбище

Можно ли есть на кладбище ответ священника

Посещение места поминовения усопших – важнейшее действие тех, кто помнит своих уже умерших близких, чтит их и любит. Поминальные походы на погост проводятся несколько раз в году. Каждое посещение могилы сопровождается большим и не очень застольем здесь же. Но далеко не все знают, можно ли есть на кладбище принесенную еду и выпивать спиртные напитки. Именно об этом и пойдет речь далее.

Кладбище и еда — описание и история традиции

Первые упоминания о принесении пищи на место поминовения умершего относится к эпохе язычества. Известны они благодаря Повести временных лет (Х век). Тогда продукты питания использовались для задабривания богов и прошения у них более милостивого отношения к покойному. Называлась процедура тризной. Проводилась она при непосредственных похоронах человека. Предки считали, что чем богаче поминальный стол, тем более щадяще боги отнесутся к усопшему.

Читайте также:  Можно ли джунгарику есть изюм

С появлением христианства на Руси тризна практически полностью истребилась. Сохранились лишь некоторые отголоски язычества, которые действуют и поныне. Православная Церковь считала еду на могилах недопустимой, хотя к поминанию усопших молитвой призывала. Тогда кладбище посещали лишь для оплакивания покойного.

Исключением считалась лишь поездка на христианский погост после церковной службы. Так получалось, что крестьяне приезжали поминать близких к вечеру. Обусловлено это было долгой и опасной дорогой к месту захоронения. В такой ситуации приносить еду на кладбище (освященные куличи и яйца) и есть ее там было более чем нормально.

Именно эта традиция и сохранилась в наши дни. То есть приносится еда на кладбище не для поминовения души покойника, а для утоления собственного голода живых людей. Приносят на место захоронения не всегда освященные продукты питания. Чаще всего в ход идут приготовленные дома или купленные в магазине блюда.

Можно ли класть на кладбище еду?

Вопрос о том, можно ли брать еду на кладбище по сей день спорный. Одни родственники умерших веруют, что продукты следует оставлять на могиле для удовлетворения физических потребностей покойного, другие – что пищу заберут приближенные в Богу нищие и помолятся за умершего, третьи же не приносят еду на могилы вовсе.

Чтобы разобраться в данном вопросе, надо вновь обратиться к традициям наших предков. Священники утверждают, что нести пищу на поминальное место следует только в том случае, если здесь планируется проведение большого периода времени (затяжная уборка). В такой ситуации еда может понадобиться для перекуса. Поминать же продуктами питания умерших не следует, но и не возбраняется. Главное, если еда на погост и была принесена, — следует раздать ее малоимущим или знакомым. Следует попросить человека употребить пищу самостоятельно и помолиться за усопшего Богу.

Не менее спорным является вопрос о том, можно ли пить на кладбище спиртные напитки. С одной стороны, священнослужители разрешают выпивать глоток красного вина (ведь это наставление Иисуса). С другой же, брать на место захоронения алкоголь нельзя вовсе.

алкоголь на кладбище

Традиция обязательного поминовения с помощью алкогольных напитков уходит корнями в период Великой Отечественной войны. Именно таким образом сослуживцы поминали погибших друзей на месте их упокоения. Раннее обычая пить спиртное не было вовсе. Однако, придерживаться его или нет – решение каждого. Главное – вспоминать близкого человека в сопровождении с молитвой. Физическое окружение поминовения (пища, алкоголь) не так важны.  Необходимо лишь помнить о соблюдении меры и не брать на душу грех.

Зачем усопшим физическая пища?

Беря на место поминовения усопшего продукты питания, вы должны помнить, для чего приносят и оставляют еду на могилах умерших. Кладут пищу на место захоронения не для того, чтобы покойник «ел» любимые им при жизни блюда. Нет. Делается это для того, чтобы после прочтения молитвы преподнести пищу в качестве милостыни малоимущем. Такие люди приближены к Богу сильнее, а значит, что их молитва будет услышана раньше. Священники рекомендуют отдавать бедным людям не деньги, а еду. Денежные средства они могут использовать для покупки алкоголя. А пищу они забирают и едят с удовольствием, радостью.

Помните, зачем на кладбище оставляют еду. Делается это не для удовлетворения физических потребностей покойника и для того, чтобы его душа «поела», а для пожертвования в его честь. Однако, прибегать к такому способу милостыни не рекомендуется. Прежде чем положить и оставить принесенную пищу на могиле вспомните о бедных, не имеющих пропитания людях. Гораздо правильнее будет отдать продукты питания им в руки. Так вы точно будете уверены в том, что человек поест, и, соответственно, благое дело выполнено.

Что можно носить на место поминовения усопших?

Если вы твердо решили брать на поминки так называемые подати, то вы должны знать, что носят на кладбище из продуктов. В принципе, для предоставления в качестве милостыни подойдут практически любые продукты. Однако, предпочтение следует отдавать следующему перечню:

  • Кутья (или ее аналоги);
  • Яйца (крашенки);
  • Блины (с начинками и без);
  • Печенья и конфеты;
  • Печеные изделия (пирожки, куличи и иные высококалорийные продукты).

Включить в подати можно и иные нескоропортящиеся продукты. Помните, что употреблять их в пищу будут малоимущие, поэтому уделяйте внимание сытным изделиям.

Продукты, которые приносить на погост запрещено

Первое, что точно не стоит нести на кладбище – это водка. Батюшки призывают православных вовсе отказаться от алкогольных напитков на месте поминовения усопших. Но если данная традиция слишком близка вам, следует хотя бы заменить крепкие напитки красным вином. Пить же его следует в небольших количествах. Помните, что Иисус призывал нас не упиться! Класть стакан с алкоголем на могилу или нет – выбор прихожан. Церковь категорически против такого обряда, считая его языческим и даже магическим.

Читайте также:  Можно ли при панкреатите есть горчицу

Отказаться следует и от скоропортящихся продуктов. Каким бы не было кладбище, здесь наблюдается антисанитария (особенно у земли). Поэтому мясные и молочные блюда могут очень быстро портиться, становясь потенциальной угрозой для здоровья людей, которые решат покушать таким образом.

Почему нельзя есть на кладбище?

Принося еду на место упокоения умершего, вы должны понимать, что продукты следует отдать малоимущим или просто знакомым (которые и будут кушать пищу). Есть их самостоятельно нельзя. Церковь настоятельно рекомендует отказаться от данной привычки в пользу чтения молитвы.  Ведь умирает человек, а не его душа. Последняя особо нуждается в поддержке и спасении со стороны ныне живых родственников.  

Люди, которые едят на кладбище, не совершают страшный грех. Но этим они и не помогают душе умершего избавиться от тягостных мук, выпавших на ее долю. Не следует есть принесенную вами еду. Отдайте ее лучше в качестве милостыни или накормите ею животных. Таким образом вы совершите благое дело, посвященное умершему человеку. Следовательно, поминовение будет иметь смысл.

Можно ли забирать еду домой и почему?

Православные все еще едят на погосте и никак не перестанут спорить на счет того, можно ли брать еду с кладбища домой. Единой верной позиции нет. С одной стороны, если вы оставили пищу на могиле, то ее может забрать малоимущий, который съест подать и прочтет молитву за покойника. С другой же – продукты могут просто испортиться, что окажется знаком неуважения в сторону умершего. Но ни в одном из случаев забирать еду домой не стоит. Намного правильнее будет передать ее в руки нуждающимся лично. Они и пищу скушают с удовольствием, и умершего помянут добрым словом.

Согласно еще одной версии, на кладбище своя энергетика. Это место полностью принадлежит мертвым, мир которых не изучен нами вовсе. Забирать с места захоронения воду и продукты – значит забирать с собой плохую энергетику. Допускается такое поведение только для тех людей, которые не имеют что есть и не подразумевают под данными действиями злые помыслы.

Наличие еды на кладбище – очень спорный и неоднозначный вопрос. Священники в один голос твердят о том, что носить продукты питания и алкогольные напитки на место захоронения нельзя. Главное – сопроводить поминовение соответствующей молитвой за умершего. Однако, количество прихожан с большими пакетами еды и податей, предназначенных для поминального застолья на кладбище, не сокращается из года в год. Брать с собой блюда и выпивку или нет – решать лишь вам. Только помните, зачем вы приходите на погост, и не забывайте помянуть усопшего молитвой и добрым словом.

Источник

LiveInternetLiveInternet

, , , , , , , , , ? , , , .

, , , , .

, , , , , — , .

, . , , , , , .

?

, , , , . « », ».

, , , , « » , .

?

( ) , , , «, , », .

, , , , , « » .

, , , .

. , , , , , , .

, , , « », .

?

, . ?

.

, , , , .

, , , , , ,

, , , , , « ».

?

, , , , . , , — , .

, , , , . , .

, , ?

, , , , , , , .

, , ( ), , — , , , .

, , . , , . . , .

?

, , , .

, «» , — , , .

, , , .

, , , 95% , , , . — , , .

?

? , , . , , .

, , , , .

, , , . « ».

— , ?

, , « »? .

, ?

, , , . , ?

, « ».

, , , ( , , , ..) .

, . , « » .

, « », .

, , — — , , , , , , .

()?

, , , « .

, .

, , , , .  , , .

, — , , — , . , , , , , .

, , , .

, — , , , . , — , — .

, ?

, , , , , , .

, , . , , , , .

, , , — , .

, , « » «» «» . , , , , , , ,   , —   , .

, « » , , . , , , , .

, , «», . , , « » . .

, , , , , . , . , , — .

.

, , . , , , , , (, 3 ?), .

, , , « ». , — « ».

, , ( ), , , , .

, , , , , , — «» .

, , , . « », . , — .

?

, , , , , , , , , , , «».

, , , , , .

, , «» «», , 90% , ( 9 40 , 7 , 30, 9 40 , ), .

?

, , , .

— , , , . .

, , , , , , .

— , , «» . , , . «».

?

, , , . , , , .

, , , «» .

, — « » . , , , , .

?

, , , , . , .

. , , , , , .

, , , , , , . .

, — « — () — , », — , .

?

, , , . , , .

, , 4 , , , .

, , , , , « », , .

, , , , , .

, , , — . , , .

?

, , , . , , — .

, , , , , «» . , .

, « », , , , , . , , , .

?

, , , , , . , , . .

, , , , .

«» . «», , .

?

, , , , , , , . , . , .

, . , . , .

, , . , , , , .

, . , — , , — — , .

?

, () , , . «» (), .

, , . , , . , , , , , .

, , , .

, « , ». , . .

, , , .

, . , , . , , .

, , , — , « », .

, , , , .

: https://samosoverhenstvovanie.ru

https://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43803242712/Mozhno-li-est-na-kladbische

Источник

Поминки: нужна ли покойнику еда?

Можно ли есть на кладбище ответ священника

Накануне
Радоницы – дня поминовения усопших, который
приходится на второй вторник после Пасхи –
очень важно сказать о наиболее часто встречающихся
заблуждениях, касающихся вопроса поминовения
покойников. Ведь и в советское, и в нынешнее
просвещенное время забота о том, чтобы нашим родным
хорошо жилось на том свете, стоит не на последнем
месте. Важным элементом заботы о покойниках в
большинстве религий являются поминки — обеды или
съедобные подаяния в честь преставившегося
человека.

Примитивное язычество верит, что поминальные продукты
необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший
родственник может их кушать. Более развитые религии
(например, индуизм) рассматривают поминание как жертву,
которая служит своеобразной платой богам за благую участь
покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но
она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила
всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и
все эмоциональные характеристики человека, но чисто
биологические функции там прекращаются – ведь тела
нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с
точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду
христианская традиция, которая не отрицает идею
поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень
хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись.
Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым
греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И,
находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи.
А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми
делами, сделанными ради них.

О том, как действует молитва на другого человека, говорить
очень трудно, поскольку все в мире находится во власти
Бога, и все тайны бытия ведает только Он. Но опыт Церкви
говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за
которого помолились в храме и ради которого дали
милостыню, получает через это помощь. Церковь знает
множество случаев, когда молитвы полностью освобождали
грешника от адских мук.

Накрытый поминальный стол – это не способ
«улучшения жилищных условий» на том свете, и
не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не
нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни,
которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как
мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и
если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного
легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед
был сделан для галочки, или «для своих», без
молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда
умерший получит много пользы.

Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих,
увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон
приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом
посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба,
крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще
не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые
ей были дороги. Вот родственники и приглашают ее разделить
с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом
тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта
практика языческая и с христианством не связана. Спасибо
за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и
собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не
рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва –
искренняя, чистая, живая. А лучшим местом молитвы является
храм Божий.

Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить
несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего,
молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи,
продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности.
Вы можете принести горы, но если это будет сделано без
веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и
для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам
за это. И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать,
но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то
эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в
конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается
и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное
достигается только усердным духовным трудом, и наша
милостыня ( еда – в том числе) – это один из
элементов такого труда.

Ну, а если все-таки вы захотите пожертвовать, то важно
помнить – жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека,
которому вы даете милостыню, была от вашего приношения
настоящая радость. Чтоб он захотел помолиться о покойнике,
и делал это с благодарностью, а не воспринял вашу жертву
как подачку. Это весьма распространенное заблуждение
– мы порою хотим тремя конфетами купить себе рай. Но
такой подход – прямое лукавство. Бог ждет от нас
покаяния, перемены в лучшую сторону, избавления от
скупости, жадности, черствости душевной. И если мы сможем
через милостыню изменить себя подобным образом, если
сумеем поправить собственное духовное здоровье, тогда
сможем поделиться им и с нашими умершими близкими.

Источник