Можно ли есть мыло по исламу
Содержание статьи
Запись на стене
Хотите мыться мылом, содержащим коровий или свиной жир?!
Нет?
Тогда давайте ознакомимся со следующей информацией.
* * *
Для нетерпеливых и нежелающих нудно изучать и разгадывать, в каком же мыле есть продукты сала животных, а в каком их нет, можно сразу порекомендовать мыло, абсолютно свободное от продуктов насилия и более полезное, чем имеющиеся в продаже (даже мыльную основу производитель варит сама для пущей уверенности).
Ну, а тех, у кого достаточно времени и кто хочет подробно разобраться, какую свинью подкладывают в привычное нам мыло, приглашаем не торопясь изучить всю статью целиком, не пропуская ни строчки.
Во-первых, рассмотрим некоторые ингредиенты мыла, чтобы разобраться, какие из них могут быть непригодны для вегетарианцев:
Глицерин: Как видно из описания технологии мыловаренного процесса, природа глицерина определяется по тем жирам, которые используются при производстве конкретного мыла. Если в составе указаны соли жирных кислот, получаемые из животных жиров, то и глицерин животного происхождения, если – из растительных масел, то и глицерин также растительный.
Sodium Tallowate – талловат натрия, представляет собой смесь натриевых солей жирных кислот, получаемых при гидролизе животных жиров. Чаще всего используются говяжий и свиной жиры.
Sodium Stearate и Stearic Acid – натрия стеарат и стеариновая кислота. Стеариновая кислота содержится и в растительных, и в животных маслах.
В смеси с пальмитиновой кислотой входит в состав стеарина – продукта, получаемого при гидролизе животных жиров.
Впрочем, согласно другой информации, если мыло имеет ГОСТ, то в его состав могут входить как животные, так и растительные жиры, но стеарин (при прописанном ГОСТе) – растительного происхождения (из пальмового масла).
Sodium Palmitate – пальмитат натрия. Пальмитиновая кислота содержится и в растительных, и в животных жирах.
Sodium Palmate – альтернатива sodium tallwate – пальмат натрия. Получение при щелочном гидролизе пальмового масла.
Sodium Palm Kernelate – почти то же самое, что и предыдущее: смесь натриевых солей жирных кислот, получаемых из плодов маслиничной пальмы.
Sodium Cocoate – смесь натриевых солей жирных кислот, получаемых из кокосового масла.
Mustela (Mink oil) – жир норки.
Lanolin – ланолин – животный воск, покрывающий шерсть овец. Получение путём обработки шерсти овец органическими растворителями.
Так какое же мыло покупать?!
И еще: “Доверяй, но проверяй!” И перепроверяй!
К тому же, все может измениться у производителей.
* * *
Имеющие надежный сертификат «Халяль»
100% вегетарианское мыло, сваренное вегетарианцами
Мыло “Ив Роше” (Yves Rocher)
Мыло “Ив Роше” вегетарианское. И это здорово!
Крем-мыло ручной работы «Рецепты бабушки Агафьи».
Обратите внимание, это твердое мыло, хотя и называется крем-мылом.
Содержит растительные и синтетические компоненты.
Хозяйственное мыло “Пальмовое”
Производитель этого мыла – ЗАО “Аист”. Мыло вегетарианское (пока), содержит растительные и синтетические компоненты, в основе его – продукты пальмового масла. Запах так себе, зато цена очень низкая. На упаковке написано, что благодаря своему составу это мыло нормально подходит для кожи рук.
Компания Sanosan (Mann&Schroder GMBH).
У них есть “Детское мыло с оливковым маслом и молочным протеином”. У этого мыла полностью растительная основа, дополнительным компонентом является гидролизированный молочный белок.
Мыло сети аптек «36,6».
Крем-мыло антибактериальное. На момент 2010 г. это мыло состояло исключительно из растительных и синтетических компонентов. Минус бактериального мыла – создает стерильные условия, что вряд ли будет полезно для естественной защиты организма. Поэтому постоянно им лучше не пользоваться. А лучше и вовсе не пользоваться!
Мыло Natura (изготовлено по заказу торг. сети «36,6»).
Натуральное мыло якобы “ручной работы”. Мыло на основе растительных компонентов. Доверяй, но проверяй!
Мыло ОАО “Свобода”
Их мыло «Детское» содержит жир норки (Mustela или Mink oil).
Одно время (теперь – нет) было вегетарианским мыло детское «Алиса», «Тик-Так», “Мыло детское с ромашкой” – на момент 2010 г. эти мыла состояли полностью из растительных и синтетических компонентов и не содержали животных компонентов. Но с 2011 года в составе мыла “Тик-так”, “Алиса”, “Я и мама” фабрики “Свобода” значится Sodium Tallowate – продукт свиного или говяжьего жира.
Компания Procter&Gamble
Мыло Camay delicat. Растительные и синтетические компоненты. Но одна из читательниц сайта прислала уточнение: “Проктэр энд Гэмбл” были признаны компанией с самой плохой репутацией в этой области, т.е. они безжалостно используют и выкидывают измученных ими в лабораториях животных. Не могли бы вы убрать, пожалуйста, “Камей” из списка, или если не хотите убирать, то хотя бы приписать вышеуказанную мною информацию?”
Компания Bubchen (“Бюбхен Верк Эвальд Гермес”).
Детское мыло с ромашкой. Состоит из растительных и синтетических компонентов.
Источник
Фатва. Можно ли использовать вещества, полученные из свиной кожи и жира?
Тема
Можно ли использовать вещества, полученные из свиной кожи и жира?
Вопрос:
Ассаляму алейкум! В наши дни трудно найти косметику, которая не содержала бы компонентов животного происхождения, чаще всего речь идет о свинье. Я был поражен, узнав, что такие вещества содержатся, например, в мыле, которым я моюсь. Можно ли пользоваться такой продукцией?
Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
Аллах разрешил для нас все то, что является хорошим и здоровым, и запретил все, что нечисто и нездраво.
Мусульманам запрещено употреблять в пищу свинину и продукты, полученные из этого животного или других животных, которые не были забиты в соответствии с шариатскими правилами.
В своем ответе на Ваш вопрос, шейх Ахмад Кутти заявляет:
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) учил нас не быть слишком строгими и не запрещать того, что дозволено.
Ибн Масуд сказал: „Вам следует подражать сподвижникам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые никогда не были слишком строги в вопросах халяля и харама“.
Таким образом, когда они выезжали из Аравии, они ели пищу людей Писания, не углублялись в детали относительно способа забоя их скота. Они также ели сыр и другие молочные продукты в Персии, несмотря на то, что персы были в основном зороастрийцами, а не иудеями или христианами. Они приняли близко к сердцу слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
„Бог возложил на вас определенные обязанности, поэтому никогда не пренебрегайте ими, и Он запретил некоторые вещи, так воздерживайтесь. Он установил определенные пределы, поэтому никогда не преступайте их, и Он умолчал о многих вещах, так что не углубляйтесь в это, ибо Он сделал это из милосердия для вас, а не потому, что забывчив“ (Ад Даракутни).
Таким образом, ученые и правоведы никогда не спешили объявлять что-либо недозволенным (харамом). Они придерживаются следующего: разрешение — правило, в то время как запрет является исключением; с тягостью — легкость.
Что касается употребления свинины и компонентов, полученных из этого животного, то, вне всяких сомнений, мы должны воздерживаться от них. То же касается алкоголя или одурманивающих веществ.
Тем не менее, возникает вопрос, как быть, если алкоголь или компоненты, полученные из жира или кожи свиньи, содержатся в какой либо продукции? Ученые задавались вопросом, сохраняют ли эти компоненты первоначальные свойства или полностью изменяются в результате химической обработки, превращаясь в нечто иное?
Итак, если при этом не происходит никаких изменений, это явно запрещено. Тем не менее, если происходит химическое изменение вещества таким образом, что оно не сохраняет своих первоначальных свойств, — оно становится допустимым. Примером является то, что вино, содержащее алкоголь, превращается в уксус. Вино запрещено, а уксус разрешен. Поэтому исламские правоведы установили следующее правило: нечистое или недозволенное может стать чистым или дозволенным, как только оно изменяется химически посредством истихаля. Имам Ибн аль-Кайим объясняет это следующим образом:
„Вино очищается через процесс (химической) трансформации (истихаля). Ибо, хотя вино является недозволенным, как только фактор, делающий его таковым, изымается, правило меняется. Это хорошо установленный на основе фундаментальных источников шариатский принцип. И это — основа для награды и наказания“.
Соответственно, такое же правило распространяется и на вещества, считавшиеся нечистыми (недозволенными): как только они химически трансформируются, они становятся чистыми и дозволенными для использования.
Следовательно, тексты, объявляющие мертвечину, кровь, мясо свиньи, вино или спирт харамом, не могут распространяться на растения, пепел, соли, грязь или уксус ни буквально, ни по смыслу; ни по текстовому доказательству, ни по аналогии. Так что, когда говорят, что виноградный сок становится недозволенным, превращаясь в вино в результате химического изменения, точно так же вино становится дозволенным, превращаясь в другое вещество — уксус. Тот же самый подход должен применяться ко всему, что были изначально нечистым (недозволенным), если оно подверглось химическому изменению».
Основываясь на этих принципах, Исламская конференция медицинской ассоциации в Кувейте 24 мая 1995 года пришла к следующему выводу:
„Химическое преобразование, приводящее к превращению конкретного вещества в различные продукты с совершенно разными признаками и свойствами, делает нечистое (недозволенное) чистым и дозволенным“.
Таким образом, мыло, содержащее вещества, извлеченные из свиньи или других животных, становится чистым (дозволенным) вследствие химической трансформации ингредиентов.
В заключение я хотел бы заявить: мы не можем объявить мыло или моющие средства, которые могут содержать свиной жир, запрещенными для мусульман. Если бы это было так, то же самое можно было бы сказать и об уксусе, который изготавливают из вина.
Сказав это, я хотел бы отметить: если кто-либо хочет избегать использования мыла и прочей косметики, содержащей компоненты животного происхождения, то это его личное желание. Есть разница между тем, чтобы предпочесть что-либо по личным причинам, или объявить то, что является дозволенным, запретным. Последнее является тяжким грехом и сродни приписыванию Аллаху сотоварищей, по словам имама Ибн аль-Кайима, поскольку мы не можем считать что-либо халялем или харамом лишь на основании собственного мнения».
Всевышний Аллах знает лучше.
Источник
Личная гигиена мусульман: интересные факты
Думаю, каждому из нас с детства родители внушали, как важна гигиена и как ее правильно соблюдать. У каждого народа и религии есть свои правила поддержания чистоты своего тела. Ведь как говорится, когда чистое тело, то и разум чист от всяких негативных мыслей.
В исламе чистоте и правилам гигиены уделяется особое внимание. Наверное, в каждой религии заведено перед молитвой умываться, мыть руки и ноги. Например, мусульманин перед намазом обязан прополоскать рот. Воду при этом нужно набирать в правую ладошку. Также необходимо промыть нос. Молиться нужно после этих несложных гигиенических процедур и обязательно в чистой одежде. Кстати, про промывание рта и носа — эта процедура в целом полезна, особенно если приходится часто бывать в общественных местах. Таким образом можно снизить риск заболеть респираторными заболеваниями.
Есть определенные правила гигиены для мужчин и женщин. Например, мужчины обязаны следить за растительностью на лице. Необходимо поддерживать свои усы и бороду в аккуратном виде и регулярно подстригать их. Кроме того, нельзя забывать про волосы в подмышечных впадинах. Желательно полностью избавляться там от растительности. Таким образом можно не только очистить свою плоть, но и зачастую победить запах пота. Ведь этот неприятный запах появляется из-за бактерий, и особенно активно они размножаются именно в волосяном покрове. Хотя во многих культурах стран исламского пояса считается предосудительным бритье подмышек.
Маникюр и педикюр тоже являются важным правилом гигиены. Как мы все знаем, под отросшими ногтями скапливается грязь и размножаются бактерии. Поэтому нужно регулярно подстригать ногти, чтобы они выглядели аккуратно.
Среди мусульман распространена процедура обрезания мальчиков. По мнению многих «восточных» медиков, эта процедура обладает большим количеством преимуществ и действительно полезна для мужчин. Поэтому каждый мусульманин проходит ее в детском возрасте.
В любой книге или священном писании мусульман есть отдельная статья, посвященная чистоте. Человеку советуют не забывать о чистоте своего тела. Обязательно подмывать свои половые органы, ведь в этом месте как раз и размножается больше всего бактерий. Кроме того, следует каждый раз омывать свои гениталии после похода в туалет.
По мусульманским правилам, в сам туалет нужно заходить с левой ноги, а вот выходить с правой. Нельзя приносить в это место никакие священные писания. Также нельзя ходить в туалет на улице, на дорогах, в саду, где растут плодоносные деревья. Про «туалетный этикет» у нас есть отдельный интересный материал.
Так как мусульманин обязан каждый раз мыться перед молитвой, то, следовательно, он следит за собой каждый день. В исламе специально придумали это правило, чтобы верующие заботились о своей чистоте и всегда поддерживали ее. Кроме того, уделять внимание нужно было не только телу, но и своей одежде. Регулярно вещи необходимо было чистить и не допускать появление грязи.
Мусульмане не забывают и про уход за полостью рта. Чистка зубов была и остается обязательным ритуалом для каждого человека. Несмотря на то что раньше не было зубных щеток и паст, люди использовали мисвак. Это волокнистый корень дерева, произрастающего в Северной Африке, в соседних с ней государствах, и в южной части Евразии.
Руки тоже всегда должны быть чистыми. После улицы или какой-то работы необходимо мыть руки. Не забывать мыть голову и волосы, часто расчесываться.
Все правила чистоты в исламе прописаны не просто так. Все они базовые и соблюдать их может любой человек другой религии. Просто в исламе все гигиенические процедуры необходимы, прежде всего, для поддержания своего здоровья. Ведь если человек будет редко мыться, не удалять волосы на теле, то он будет чаще болеть.
А ежедневные гигиенические процедуры позволяют очищать всю грязь и микробы. Кроме того, намного приятнее мусульманину ходить чистым и опрятным, читать намаз в чистой одежде, чем источать неприятный запах от себя.
Фраза «чистота — залог здоровья» появилась не просто так. Когда ислам, как новая мировая религия, только зарождался, мусульмане придумали для себя правила гигиены и исполняют их и по сей день. И эти правила достойны уважения.
Если вам понравилась статья, нажимайте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на канал «Восточная сказка»!
Источник
Пищевые запреты в исламе. Продукты халяль, макрух, мубах и харам
Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.
В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:
«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)
Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).
Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.
В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:
«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)
Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:
«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)
«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)
По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.
Что такое мертвечина?
Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)
В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.
Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.
Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.
Можно ли есть морепродукты?
Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).
Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)
Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.
Запрещённые в исламе ингредиенты
Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.
Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.
Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.
В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.
Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:
1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).
2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).
3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).
4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).
5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).
6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).
Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).
7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.
8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.
Источник