Можно ли есть мусульманам осетрину

Пищевые запреты в исламе. Продукты халяль, макрух, мубах и харам

Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.

В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:

«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)

Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).

Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.

В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:

«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)

Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:

«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)

«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)

По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.

Что такое мертвечина?

Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)

Читайте также:  Можно ли есть когда удалили зуб мудрости

В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.

Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.

Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.

Можно ли есть морепродукты?

Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).

Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)

Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.

Запрещённые в исламе ингредиенты

Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.

Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.

Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.

В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.

Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:

1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).

2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).

3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).

4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).

5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).

6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).

Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).

Читайте также:  Можно ли при диете есть сушеный чернослив

7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.

8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.

Источник

У иранцев своя причина не есть осетрину

Иранская креветка придет на российские прилавки, чтобы потеснить чилийскую. Вместе с ней придет и форель. А из России иранцы в ответ получат не только консервы, но и рецепты рыбных блюд. Российские рецепты разведения осетровых и получения черной икры на фермах они уже используют. Обо всем этом руководитель представительства Росрыболовства в Иране Рифат Асанов рассказал в интервью порталу «Каспийские новости».

«Каспийские новости»: Рифат, 12 лет назад вы стали абсолютным победителем Первой всероссийской олимпиады персидского языка и литературы — обошли студентов таких титулованных вузов, как МГУ и Университет Дружбы народов. Тогда вы были четверокурсником Астраханского госуниверситета. Преподаватели говорили, что у вас уникальные способности к персидскому языку. Как вы обнаружили в себе эти таланты? Почему связали свою жизнь с Ираном?

Рифат Асанов: Эта победа стала судьбоносным событием в моей жизни, она открыла мне дорогу в профессию. Многие преподаватели на олимпиаде говорили тогда, что были в шоке от победы астраханца. Никто этого не ожидал. В соревновании участвовали не только москвичи, но и питерцы, казанцы, махачкалинцы. Не сказал бы, что у меня есть особые таланты. Я был обычным студентом. Мой пример — для тех, кто изучает иностранные языки, — надо прилагать усердие.

«Каспийские новости»: Сколько лет вам было, когда мы стали руководителем представительства Росрыболовства в Иране? Как вас, такого молодого, воспринимали иранские чиновники и бизнесмены?

Рифат Асанов: Мне было 29 лет. Представителя России в Иран выбирали долго. Несмотря на мой возраст, руководство Росрыловства доверило мне представлять свои интересы в Иране. К иранцам надо иметь подход. И, вероятно, сыграло роль мое знание персидского языка, знание культуры этой древней самобытной страны, аспектов того, как вести дела с иранцами. Со временем иранцы меня приняли. В том числе чиновники. Ну, бизнес всегда первым идет на контакт. На тот момент иранский бизнес нуждался в представителе от России в сфере рыбного хозяйства, который бы направил иранцев на путь сотрудничества. Что касается чиновников, со временем мы завели партнерско-дружеские отношения. Сейчас нас все устраивает, ежедневно находимся в контакте, изучаем проблематику, ведем различные вопросы, составляем планы на будущее.

«Каспийские новости»: Представительство Росрыболовства в Иране учреждено 20 лет назад. Зачем, если торговли рыбопродуктами не было вплоть до нынешнего года? Каковы в Иране интересы Росрыболовства?

Рифат Асанов: Да, 18 мая исполнилось 20 лет с того дня, когда было подписано первое соглашение о сотрудничестве между Ираном и Россией в сфере рыбного хозяйства. И одним из пунктов этого соглашения было создание представительство Росрыболовства в Иране.

Все всегда задают один и тот же вопрос — для многих он резонный — почему долгое время не шла торговля. На начальном этапе были определённые проблемы. Не хочу себя хвалить, но факт есть факт — с моим приходом в 2013 году работа начала активизироваться. И в том числе с помощью представительства Росрыболовства вопрос о поставках иранской рыбной продукции на российский рынок начал продвигаться. В 2014 году уже 19 иранских рыбных компаний получили первое разрешение на поставки своей продукции в Россию. Речь о форели, креветках, карповых, о продукции аквакультуры, в том числе осетровых, чёрной икре.

Отмечу, что наше представительство в Иране решает в первую очередь не вопросы коммерции, а вопросы, связанные с нашим общим бассейном Каспийского моря, — сохранения водных биоресурсов. Сейчас мы ведём работу в трёх направлениях — по кильке, осетровым и тюленям. В дальнейшем планируем расширять тематику, но всё будет зависеть от состояния Каспийского моря. Помимо этого в экономике мы вышли на этап создания совместных предприятий на территориях наших стран. Также планируем активизировать научное и гуманитарное сотрудничество. Так, например, на седьмой сессии российско-иранской комиссии по вопросам рыбного хозяйства, которая прошла в апреле этого года в Астрахани, мы обсуждали вопрос о возможности обучения иранских студентов рыбным специальностям на базе Астраханского государственного технического университета.

«Каспийские новости»: Во многих ли государствах Россия имеет такие рыбные структуры?

Рифат Асанов: У Росрыболовства на данный момент 13 представительств. Все они завязаны на сотрудничество с крупными рыболовными державами или направлены на защиту интересов России в сфере международного рыбного хозяйства при сотрудничестве с другими странами. Помимо Ирана, представительства есть в Дании, Италии, Канаде, Китае, Мавритании, Марокко, Норвегии, Сенегале, Северной Корее, США, Южной Корее и Японии. Насколько я знаю, в планах Росрыболовства увеличение количества представительств.

«Каспийские новости»: Вы упомянули сессию российско-иранской комиссии по вопросам рыбного хозяйства. По ее итогам было заявлено, что Россия и Иран выступили за продление запрета на коммерческий лов осетровых в Каспийском море. Вы были участником переговоров. Легко ли получилось договориться, ведь иранцы последними из всех стран бассейна прекратили лов?

Рифат Асанов: Договориться было просто. Потому что, начиная с 2009 года, мораторий принимается всеми пятью странами Прикаспия. По результатам пятилетней работы мы можем говорить, что смогли стабилизировать ситуацию с запасами осетровых в Каспийском море. Да, действительно, Иран был одной из последних присоединившихся к мораторию стран. Если не ошибаюсь, иранцы вообще перешли на аквакультуру и добыли в условиях ферм первую черную икру только в 2005 году, то есть всего 11 лет прошло с этого момента. Сейчас они динамично развивают товарное осетроводство, что большой плюс как Ирану, так и России, потому что помогали Ирану в этом деле российские специалисты — ученые КаспНИРХа.

Читайте также:  Гепатит с можно ли есть лимон

«Каспийские новости»: В интервью порталу «Каспийские новости»

заместитель министра сельского хозяйства Ирана Хасан Салехи

сказал, что иранцы традиционно едят немного рыбы. В том числе осетрина и черная икра для них не являются желанным деликатесом, как для россиян, особенно для браконьеров. Говорят, аппетиты иранцев к осетрине и черной икре сдерживаются религиозными запретами. В чем их суть?

Рифат Асанов: Что касается потребления рыбы в пищу — Иран имеет средние показатели по потреблению рыбы — 11 килограммов на человека в год. В России, по-моему, 27 килограммов. Мы, россияне, едим рыбу не только в разном количестве, но и в разном виде. Я живу в Иране и вижу, что культура потребления рыбы и морепродуктов у них ограничена всего лишь форелью и креветками. В меню очень малое количество консервов и вообще рыбных блюд. Хотя правительство Ирана заложило сейчас в пятилетнюю программу страны увеличение потребления рыбы. И за последние два года иранцы уже подняли уровень потребления рыбы с 7 до 11 килограммов. Это колоссальный результат. Мы много раз предлагали, чтобы иранцы приезжали в Россию, в том числе в Астрахань — известный рыбный город, — изучать меню, способы приготовления.

Если говорить об осетровых — до определенного момента поедание осетровых и, соответственно, черной икры, считалось в Иране харамом. Потому что эта рыба не имеет чешую. Харам — это запрет по исламу, в еде это противоположное халяльному. Несколько лет назад духовное руководство Ирана ввело специальную фетву, то есть религиозный указ, разрешающий иранцам есть осетровое мясо и черную икру, потому что, якобы, ученые нашли чешуйки на хвосте этих видов рыб. Но иранцы весьма консервативный народ и они все равно пока не едят осетрину и икру. 98 процентов черной икры, производимой в Иране, уходит на экспорт.

«Каспийские новости»: По этой логике, рыбные потоки пойдут в одну сторону — из Ирана в Россию? Что из иранского будет самым вкусным и самым востребованным у нас — и по цене и по качеству? Смогут ли иранцы попробовать и что-то наше?

Рифат Асанов: Учитывая сегодняшний возрастающий интерес к Ирану, все больше российских компаний выходят на иранский рынок. Не только с вопросами закупок продукции у них, но и поставок нашей российской рыбной продукции на иранский рынок. Интерес есть. Есть и бюрократические проволочки. Но они устранимы. Мы подали со стороны Россельхознадзора заявку на поставки на экспорт нашей рыбной продукции в Иран. Сейчас ждем подтверждения от иранцев. Иранцы всегда проявляли интерес к нашей мойве, их также интересует тиляпия, которая производится у нас, а также некоторые виды лососевых, которые производятся в Сибири. Что касается иранской продукции, то речь идет пока в основном о форели и креветках. Но уже есть заявки на покупку иранской черной икры и осетрины. Это продукция высокого качества. Про осетрину не буду говорить, но вот креветки и форель, думаю, займут место на российском рынке, потому что качество просто превосходное. То, что сейчас поставляется из Чили и других дальних стран, не идет ни в какое в сравнение с иранской продукцией.

«Каспийские новости»: Скажите, как вам вообще «на вкус» иранская жизнь? Вы там живете с женой и дочкой? Освоились?

Рифат Асанов: Моя жизнь связана с Ираном с сентября 2001 года, когда я сел за студенческую парту и начал изучать язык. Постепенно я впитывал в себя иранскую культуру, поэтому сейчас жизнь в Иране не кажется мне сложной. До нынешней работы я несколько раз длительно жил в Иране, находился там в командировках, поэтому проблем не было. Первое время оказалось нелегким для моей семьи, но и для них это был временный вопрос.

«Каспийские новости»: Вы привезли туда жену из Астрахани. У иранцев, живущих в России, часто русские жены. А бывает ли, что российские мужчины женятся там на иранках?

Рифат Асанов: Действительно в Астрахани я замечал, что многие иранцы женятся на российских девушках. Не буду вдаваться в причины. На своей памяти я знаю только одного российского мужчину, который женился на иранке. Это вопрос тонкий. Иранцы очень требовательны к религии, и моему знакомому, который женился в Иране, пришлось принять ислам, точнее не просто ислам, а шиитскую веру, и после этого он остался там жить. Он потерял многое в России, но остался в Иране.

«Каспийские новости»: Вы мусульманин. Скажите прямо, чувствуете ли, что из-за вашей религиозной принадлежности вам в Иране больше доверия?

Рифат Асанов: На самом деле иранцы очень удивляются, когда узнают, что в России есть мусульмане. Хотя когда я им озвучиваю статистику — как много мусульман-россиян, они радуются этому. Да, в какие-то моменты я действительно ощущал, что это помогало мне. Вообще иранцы толерантный народ. Они спокойно относятся к представителям любых национальностей и вероисповеданий. И вполне могут работать с представителями религиозных меньшинств. Там есть такие. Например, не смотря на то, что все мы мусульмане, они — шииты, мы — сунниты. Для них этот тоже принципиальное отличие. Но в целом работается там хорошо. Я имею в виду российских специалистов, которые живут в Иране. Иранцы очень доброжелательно относятся к россиянам. Это обусловлено и исторически, и сложилось на фоне последних событий, когда в условиях жестких санкций Россия не отвернулась от Ирана, была стратегическим партнером и в регионе, и вообще в мире. За это многие иранцы нам благодарны.

БЛИЦ «КАСПИЙСКИХ НОВОСТЕЙ»

Любимое место в Прикаспии:

Я астраханец, поэтому назову Астрахань. Хотя для меня Решт, Баку, Ашхабад стали родными, потому что часто там бываю.

Любимое национальное блюдо:

Я плохо готовлю, но в Иране освоил плов. Всегда его любил и теперь могу приготовить сам.

Историческая личность:

Петр Первый с его знаменитыми персидскими походами, ознаменовавшими начало российско-персидских отношений. Его в Иране многие знают.

Галина Годунова, Дмитрий Казинский, Николай Телюфанов, Дмитрий Трубицин

Источник