Можно ли есть мусульманам конфеты с спиртом
Содержание статьи
Общее правило относительно спирта (алкоголя) в составе шоколада, конфет, лекарств и прочего | МУСУЛЬМАНЕ И ИСЛАМ
Ассаламу алейкум. Хотелось рассмотреть тему о разрешенности или о запрете питья кваса. Прошу знающих братьев помочь разобрать этот вопрос.
Ответ:
Уалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
К шейху Усеймину были обращены подобные вопросы, на которые он ответил практически одним ответом, отдельные отрывки которых будут упомянуты, чего будет достаточно с позволения Аллаха для понимания этого, и похожего на него вопросов.
Говорит шейх Усеймин:
«…. Затем я обращаю внимание на неясный для некоторых требующих знание вопрос. А это то, что они решили, что смысл слов Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – «То, что опьяняет в большем количестве, то малое количество этого – запрещено». Они решили, что смысл хадиса заключается в том, что если небольшое количество алкоголя смешается с чем то другим, то это будет запрещенным, но не в этом смысл хадиса. Однако его смысл в том, что если какая-то вещь не опьяняет кроме как в большем количестве , то малое количество этой вещи, которое не опьяняет будет запрещенным. Например, если представить что этот напиток, если человек выпьет десять бутылок, то он будет опьянен, а если же выпьет одну бутылку, то не опьянеет, то эта одна бутылка будет запрещена, даже если она не опьяняет. Это и есть смысл хадиса – «То что опьяняет в большем количестве, то малое колличество этого – запрещено». И смысл хадиса не заключается в том, что если опьяняющая жидкость смешается с чем-то другим, то эта смесь будет запрещенной. Так как если опьяняющая жидкость смешается с чем-то таким образом, что у опьяняющей жидкости не будет никакого следа (воздействия, влияния), то эта жидкость будет разрешена, по причине отсутствия причины (опьянение) которая и является точкой с которой связан хукм (запрет). См. Маджмуа фатава уа расаиль ибн Усеймин 18911
Также сказал:
«Затем процент, не думай что любой процент алкоголя который будет в чем-то, будет делать эту вещь запрещенной. Процент, который оказывает воздействие, таким образом что если человек выпьет эту жидкость смешанную с алкоголем и опьянеет, тогда это будет запрещенным. Что же касается предельно небольшого процента, влияние которого исчезает и не имеет воздействия, то это будет разрешенным. Например 1%, или 2%, или 3% не делает вещь запрещенной. И некоторые люди решили что слово Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует –»То что опъяняет в большем количестве, то малое количество этого – запрещено» – означает: «Что смешалось с небольшим количеством (алкоголя) – то это будет запрещенным, даже если этого (жидкости и т.д.) будет много». И это неправильное понимание, так как хадис – «То что опьяняет в большем количестве, то малое количество этого – запрещено» – означает: «Если ты выпьешь что-то в большем количестве то оно будет опьянять, а если выпьешь меньше то нет». В этом случае много и мало будет запрещенным. Почему? Потому что если ты выпьешь мало, может быть твоя душа потребует больше и ты опьянеешь . Что же касается того, что смешалось с опьяняющим (жидкостью и т.д., и процент небольшой, который не оказывает воздействия, то это разрешено и это не входит в хадис». См . Сильсиля ликаат аль-баб аль-мафтух 1663
Источник
Любите сладкое? Не наешьтесь запретного!
Советуем при покупке кондитерских или хлебобулочных изделий, тщательно изучать состав. Если среди ингредиентов указаны вино (десертное или столовое), ликер, ром или же спирт, такая продукция является харамом.
Наверное, нет такого человека, который не любил бы сладостей. Разнообразие ассортимента кондитерских изделий поражает воображение. Но порой знакомые и любимые всеми продукты несут скрытую опасность для мусульман, так как возникает много вопросов к составу продукции. Струдников комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ часто спрашивают, можно ли употреблять торты и шоколад, в состав которых входит вино, ликер или спирт?
Как известно, алкогольные напитки в исламе являются харамом (5:90-91). Об этом не раз говорил и Пророк (с.а.в.). В одном из хадисов передается: «Все, что опьяняет – хамр (алкоголь), а любой хамр является запретным» (хадис передал Муслим).
Большинство ученых-богословов (среди которых четыре имама) считают, что вино также является наджасой ‘айния. Свое мнение они основывают на аяте Корана: “О вы, которые уверовали! Вино, азартные игры, идолы, стрелы – мерзость (“риджс”) из деяний сатаны…” (5:90).
Слово “риджс” переводится с арабского как скверна (наджаса). В качестве довода они приводят также слова Всевышнего: “И напоит их Господь напитком чистым…” (76:21). Здесь речь идет о напитке, которым будут напоены верующие в Раю, из этих слов сторонники мнения, что наджаса – это нечистота, делают заключение, что вино этого мира – скверна.
«Следует отметить, что по мазхабу Абу Ханифы вино является наджасой, или скверной, в прямом смысле. Но, по мнению некоторых ученых, понятие «риджс» не несет прямого смысла нечистоты, а обозначает духовную скверну. Это мнение основывается на том, что спиртное в Коране (5:91) упоминается в ряде тех вещей, как идолы или стрелы, которые по своей природе не являются нечистыми», – комментирует Рустем хазрат Иззетов, специалист Комитета по стандарту «Халяль».
Получается, что вино (из винограда, ячменя, фиников и т.п.), согласно Корану и Сунне Пророка, (с.а.в.) является запрещенным, а также по единогласному мнению мусульман является нечистотой.
Но возникает другой вопрос. В состав шоколада при производстве иногда добавляют спирт. Можно ли употреблять такой продукт?
Казалось бы, спирт в составе шоколада не опьяняет, это синтетический продукт, следовательно, не является нечистотой, как вино. Но согласно хадису Посланника Аллаха (с.а.в.): «Все, что опьяняет в большом количестве, запрещено употреблять и в малом» (хадис передали Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Маджах).
Таким образом, не имеет значения, из чего делается хамр, – из плодов (виноград, свежие финики, инжир, изюм), злаков (пшеница, ячмень, кукуруза, рис), сладостей (мёд) или это продукт синтетического производства (спирт). Всё одурманивающее и затуманивающее рассудок запрещено. Как бы он ни назывался и какую бы форму ни имел, если алкоголь входит в состав кондитерских изделий – такой продукт уже не является халяльным. Поэтому Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ не выдает свое свидетельство пищевой продукции с любым содержанием алкоголя.
Советуем при покупке кондитерских или хлебобулочных изделий тщательно изучать их состав. Если среди ингредиентов указаны вино (десертное или столовое), ликер, ром или же спирт, такая продукция является харамом.
Алина Хакимзянова, Комитет по стандарту «Халяль» ЦРО ДУМ РТ
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Положение спиртосодержащих препаратов и продуктов в Исламе
Большинство исламских ученых сошлись на том, что все опьяняющее является нечистотой. В обоснование этого все приводят аят из Корана, в котором говорится, что «хамр» (опьяняющее) является «риджс».
Большинство ученых говорят, что смыслом слова «риджс» является «наджас» (нечистота). Но некоторые ученые дают этому слову другие значения. Решение относительно спирта и всего остального, что опьяняет, такое же как, и относительно вина. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все, что опьяняет, является «хамром», а всякий «хамр» является нечистотой»
Хотя некоторые ученые и согласны в том, что смыслом слова «риджс» является нечистотой, но они посчитали, что это образное значение «хамра» и всего того, что в Коране упомянуто наряду с ним. Из современных известных ученых многие считают дозволенным в намазе жидкое опьяняющее вещество (будь это спирт и т.д..). Десятки ученых «аль-Азхара» в своем собрании вынесли фетву, что спирт является чистым. Из тех, кто считал, спирт не является нечистотой, также является: 1. Шавкани, 2. Мухаммад Рида. Из Шафиитских ученых: аль-Музани и другие.
По мнению этих ученых все, что содержит спирт, будь это: одеколон, духи, мыло, шампунь, разные крема, также и еда, лимонад, квас, и тому подобное — можно использовать, продавать покупать, а также можно и совершать намаз, если они будут на теле или на одежде.
Из-за того, что в наше время стало распространенным добавление спирта в пищевые продукты с целью их сохранения, по мнению других ученых в них делается афву (прощение), считая это безвыходностью и широко распространённой проблемой. Также если по какой-то причине пришлось протереть спиртом тело или он попал на одежду и нет возможности его отмыть, то можно в этом последовать за этими учеными также в действительности тех намазов, которые были совершены в таком состоянии.
В любом случае, спирт и другие жидкие опьяняющие вещества в нашем (шафиитском) мазхабе и по мнению большинства ученых считается нечистотой. И в безвыходных положениях, даже следуя за теми учеными, которые не считали их нечистотой, нам следует не расслабляться в этом и по мере возможности быть бдительными. И нельзя забывать, что набожность кроется в уверенности.
Для более легкого определения чистоты спиртосодержащих веществ рассматривается следующее:
Одеколон, духи, лимонад, квас, пепси, основой которых является вода: Если на заводе, в котором готовят эти вещества, спирт налили в воду объемом больше 216 литров, и от этого не изменился ни цвет, ни запах ни вкус воды, то это вещество, даже имея в составе спирт, не является нечистотой и его можно пить, и даже если затем оно было разлито в маленькие бутылки.
Если при добавлении других ингредиентов, будь это красители и т.д.. изменился цвет или вкус, запах воды, то такую воду можно пить. Но в качестве очистителя[1] (для совершения омовения или подмывания) она не пригодна.
[Ахмад-хажи аль-Годобери, «Иршад аль-Авамм», 25 стр.]
[1] То есть, не разрешается подмываться, совершать малое и полное омовение соками и другими жидкостями, у которых цвет, вкус или запах изменен чистыми добавками, а если цвет, запах или вкус воды объемом 216 литров и более, изменен спиртом, то такую жидкость и пить запрещается, так как она считается мутанаджис (оскверненная вода). Если объемом воды был меньше 216 литров, то при контакте с нечистотой такая вода сразу портится и становится оскверненной, даже если оно не изменилось.
taalib.ru
Источник
Продукты и лекарства с алкоголем (спиртом в составе) — Вхиджабе حجاب.
Вопрос: Какого положение шоколада, в большинство из которого в процессе производства добавляют некоторое количество алкоголя?
Однако, этот алкоголь в процессе производства испаряется.
Ответ шейха аль-Альбани:
«Этот вопрос нуждается в уточнении:
● Первое: каково добавляемое количество алкоголя, добавляют в большом количестве или малом?
● Второе: правда ли то, что в процессе производства это количество алкоголя испаряется?»
Задавший вопрос сказал:
«Это сказал брат, который провел расследование и изучил данный вопрос. Он сказал, что добавляют туда малое количество алкоголя, и он испаряется в процессе производства».
Шейх аль-Альбани сказал:
«Основываясь на этом, я говорю: на подобный вопрос мы отвечаем так же, как и на вопрос относительно лекарств. Мы все знаем, что большинство видов лекарств содержат в себе спирт, так же обстоит и с одеколонами. Относительно этих лекарств и на вопрос о шоколаде мы отвечаем следующим образом: если дело обстоит так, как ты сказал, то употребление этого дозволено! Так же дозволено это все продавать и покупать из стран неверных. Однако запрещено производить это в исламских странах! Почему такое разделение? Без сомнения, лекарство первостепенная и важная вещь, чем шоколад, так как шоколад – это роскошь, а лекарство из предметов первой необходимости.
Но вместе с тем, нам нельзя производить в исламских странах, лекарства содержащие спирт. Почему? Потому что это потребует от производящих лекарства производить и спирт, потребует, чтобы они выжимали из винограда хамр (все опьяняющее), а подобное абсолютно не дозволенно, поскольку мы знаем слова пророка (c) , который сказал:
● «Поистине, Аллах проклял вино и того, кто его выжимает и того, кому выжимают и того, кто его несет и того, кому его несут и того, кто его продает и того, кто его покупает и того, кто ест заработанное на этом и того, кто его пьет и того, кто им поит!» Абу Дауд, ат-Табарани, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный.См. «Сахихуль-джами’» 72, 1802, 5091.
И поэтому для того, чтобы производить подобные лекарства, содержащие в себе спирт, нам придется его изготавливать, а тот, кто изготавливает его, является проклятым! Что же касается лекарств, поступающих к нам из стран неверных, в которых содержится спирт, то относительно этого мы говорим: если употребление этого в большом количестве не опьяняет, то его питье является дозволенным. И тут мы возвращаемся к вопросу шоколада. Если слова того, кто тебе сообщил, что спирт испаряется после окончания его производства, является верными, то шоколад не может в своем естественном состоянии опьянить. Но я еще раз повторюсь и скажу, что нельзя это производить в исламских странах». Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 491.
К шейху Усеймину были обращены подобные вопросы, на которые он ответил практически одним ответом, отдельные отрывки которых будут упомянуты, чего будет достаточно с позволения Аллаха для понимания этого, и похожего на него вопросов.
Говорит шейх Усеймин:
“…. Затем я обращаю внимание на неясный для некоторых требующих
знание вопрос. А это то, что они решили, что смысл слов Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – “То, что опьяняет в большем количестве, то малое количество этого – запрещено”. Они решили, что смысл хадиса заключается в том, что если небольшое количество алкоголя смешается с чем то другим, то это будет запрещенным, но не в этом смысл хадиса.
Однако его смысл в том, что если какая-то вещь не опьяняет кроме как в большем количестве , то малое количество этой вещи, которое не опьяняет будет запрещенным. Например, если представить что этот напиток, если человек выпьет десять бутылок, то он будет опьянен, а если же выпьет одну бутылку, то не опьянеет, то эта одна бутылка будет запрещена, даже если она не опьяняет.
Это и есть смысл хадиса – “То что опьяняет в большем количестве, то малое колличество этого – запрещено”. И смысл хадиса не заключается в том, что если опьяняющая жидкость смешается с чем-то другим, то эта смесь будет запрещенной. Так как если опьяняющая жидкость смешается с чем-то таким образом, что у опьяняющей жидкости не будет никакого следа (воздействия, влияния), то эта жидкость будет разрешена, по причине отсутствия причины (опьянение) которая и является точкой с которой связан хукм (запрет). См. Маджмуа фатава уа расаиль ибн Усеймин 18911
Также сказал:
«Затем процент, не думай что любой процент алкоголя который будет в чем-то, будет делать эту вещь запрещенной. Процент, который оказывает воздействие, таким образом что если человек выпьет эту жидкость смешанную с алкоголем и опьянеет, тогда это будет запрещенным. Что же касается предельно небольшого процента, влияние которого исчезает и не имеет воздействия, то это будет разрешенным. Например 1%, или 2%, или 3% не делает вещь запрещенной.
И некоторые люди решили что слово Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует –”То что опъяняет в большем количестве, то малое количество этого – запрещено” – означает: “Что смешалось с небольшим количеством (алкоголя) – то это будет запрещенным, даже если этого (жидкости и т.д.) будет много”. И это неправильное понимание, так как хадис – “То что опьяняет в большем количестве, то малое количество этого – запрещено” – означает: “Если ты выпьешь что-то в большем количестве то оно будет опьянять, а если выпьешь меньше то нет”. В этом случае много и мало будет запрещенным.
Почему? Потому что если ты выпьешь мало, может быть твоя душа потребует больше и ты опьянеешь . Что же касается того, что смешалось с опьяняющим (жидкостью и т.д., и процент небольшой, который не оказывает воздействия, то это разрешено и это не входит в хадис». См . Сильсиля ликаат аль-баб аль-мафтух 1663
Источник
Хукм сладостей с малым количеством спирта
Вопрос: У меня четверо детей, старшему 9 лет. Обычно я покупала им сок “Рибена” или сладости “Ликозада”, пока одна из подруг не сказала мне, что эти сладости содержат 0,01% спирта, а сок проходит через фильтр, изготовленный из свиней. Я искала в интернете и нашла, что шариатский совет Великобритании считает эту продукцию халяль. Это было в 2004 году. Что бы вы могли сказать по этому поводу?
Ответ: Хвала Аллаху
Отвечая на этот вопрос, мы обратим внимание на следующее:
1. Не разрешается мусульманину добавлять спирт, свинину или же другие запрещенные веществ к чему-либо из еды или питья, даже самую малость.
2. Если мусульманин нашел какие-либо продукты питания или напитки в продаже и не знает наверняка или не уверен, добавлены ли к ним запрещенные вещества, то основа в отношении такой еды и питья – это дозволенность их употребления, а добавка сама по себе не влияет на это.
3. Если известно, что в еду или питье добавлено некоторое количество спирта, свинины или другого запрещенного компонента, и если эта добавка содержится в малом количестве так, что она растворилась в других веществах и не оставила никакого следа, таким образом, что не проявляется ни ее цвет, ни вкус, ни запах, то это также не имеет значения и не запрещается употребление этих продуктов или напитков. Это положение в отношении малого количества соотношения, упомянутого в вопросе, и такое малое количество запрещенного рассеивается в том, к чему оно добавлено и не оставляет никаких следов.
4. Запрещается употребление продуктов или напитков, когда количество запретных добавок велико и влиятельно, или же его процентное соотношение небольшое, но оно воздействует и не рассеивается и остается что-то из его качеств, например, цвет, вкус или запах; или же остается что-то из его последствий, например, опьянение, если речь идет о спирте спирта и других наркотических веществах.
5. Что касается алкогольных добавок, то необязательно, чтоб их количество вело к опьянению, так как известно, что сладости или шоколад не содержат в себе количество спирта, приводящего непосредственно к опьянению. Основа Шариата в этом такова: то, что пьянит в большом количестве, запрещено и в малом количестве.
6. Есть общее правило и предписание Шариата для верующего: оставь то, что вызывает сомнение в твоей груди и бери из чистого то, что не приведет к сомнению. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Оставь то, в чем сомневаешься и делай то, в чем у тебя нет сомнения, воистину, правдивость это спокойствие, а ложь сомнение”. Ат-Тирмизи, 2442 и др.; шейх аль-Альбани назвал его достоверным.
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям”. Аль-Бухари, 1910; Муслим, 2996.
И Аллах знает лучше
Islam Q&A фатва № 198536
Перевод: www.sawab.ru
Источник