Можно ли есть мясо священникам

Веганство и пост — ничего общего

Архимандрит Савва (Мажуко) — о том, почему монахи не едят мяса и почему между постом и веганством нет ничего общего.

Монахи, как известно, не едят мяса. Хотя бы тут поспорил — все-таки едят, оставаясь монахами, поскольку в христианстве существует множество разных традиций отношения к посту и отношения к монашеству. Но почему я вдруг вспомнил эту историю с монахами и мясом? Потому что сейчас мне неоднократно приходилось встречать людей, одержимых модной идеей веганства, вегетарианства, которые считают, что христианство и христианское монашество являются таким же веганским движением, как они сами. Поэтому «мы должны дружить домами» и искать друг у друга поддержки, а неядение монахами мяса представляется аргументом в пользу того, что веганство — это правильный путь.

Должен разочаровать людей, которые так думают. Потому что между монашескими христианскими традициями и веганством нет ничего общего. Если монахи не едят мяса (а этот обычай сохраняется в основном только в русской традиции, да и то не везде), то не едят совсем по другим причинам, нежели это делают веганы. Дело в том, что эта идеология очень популярна особенно среди горожан — людей, которые никогда не видели, как обращаются со скотиной в крестьянских усадьбах. И совершенно естественно они переживают за смерть коров, поросят, кроликов, кур. Одна дама мне говорила, что не может есть мясо, потому что знает, через какой ужас и шок пришлось пройти птице или животному, и этот ужас и шок остаются в крови, в мясе, и это совершенно ненормально для человека — есть мясо. Я не спорю, может быть и так, но это не имеет никакого отношения к христианству.

Почему монахи не едят мяса? Преподобный Ефрем Сирин в своей работе «О борьбе с осьмю главными страстями вообще», которая вошла в «Добротолюбие», говорит, что «не по брезгливости какой отказываюсь есть мясо: ибо всякое создание Божие добро и ничтоже отметно (1 Тим. 4, 4); но поелику написано: не пользует безумному сладость (Прит. 19. 10), то неразумно монаху есть мясо животных». Что он имеет в виду?

Монахи на Востоке не ели мяса потому, что, проще выражаясь, «не в коня корм». Образ жизни монаха очень однообразен. Это человек одинокий (что и следует из слова «монах»), которому не надо заботиться о семье, о жене, о детях, который не должен работать на трех работах. Единственная его задача — жить в общине или в своей отшельнической келье (типов монашества очень много), молиться и минимально трудиться для своего пропитания. То есть, это человек, который не затрачивает так много энергии, как это предполагает едение мяса. Вот в чем дело. В древности полагали, что когда человек вкушает мясо, это возбуждает в нем какие-то страсти, которые монаху совершенно не нужны — потому что он живет один, у него нет жены и он должен вести очень скромный образ жизни. Поэтому ему меньше нужно. И если он ест мясо, а в те времена это была пища роскошная, которую могли позволить только богатые люди, это, во-первых, нескромно, а во-вторых неразумно. Монах должен питаться самой простой пищей, самой дешевой. Вот в чем дело.

И наоборот, если мы почитаем жития монахов, живших на Севере, например в Ирландии, Исландии, то мы увидим, что некоторые ирландские монахи, жившие на островах, питались морскими котиками. Для этого они на них охотились самым безжалостным образом — убивали, разделывали, солили впрок, готовили из них пищу. Они питались зверем, который в ту эпоху считался рыбой. Это была рыбная пища. Как и на Востоке птица считалась мясом, близким к рыбе и не считалась мясом. Об это пишет, например, Сократ Схоластик в своей «Церковной истории».

То есть — дело не в мясе. Дело в скромности — во-первых, а во-вторых — в воздействии этого продукта на организм. Считалось, что, например, орехи, не возбуждают такие страсти, как мясо. Сейчас ученые пришли к совсем другому выводу. Поэтому монахам, наверное, следует пересмотреть свой взгляд на пищу. Может быть, со временем. Мы этого не знаем и, возможно, не увидим, но ориентиры совершенно простые — скромность и польза для аскезы. Ни в коем случае не брезгливость и не жалость к животному, потому что для человека средних веков это было вообще какой-то нелепостью. Люди видели, как устроен мир. Они видели, что в мире есть хищники. У вас, например, есть кот. Вы будете веганом, откажетесь от мяса и молока, будете питаться только растительной пищей. Но вот вы из жалости подобрали на улице раненого кота — чем вы его будет кормить? Солеными огурцами? Тыквой? Нет, вы будете кормить его мясом, потому что пищеварение этого зверя, его повадки, даже его устройство — клыки, когти — все это устроено для охоты. Он хищник по определению. И мир весь так устроен — об этом очень хорошо пишет, например, Николай Заболоцкий в своей поэме «Лодейников». Он говорит, что если вы отбросите все романтические представления о природе, вы увидите, что все пожирает друг друга. И так устроен мир. Он, к сожалению, таков. Он болен. Поэтому он превратился в борьбу всех против всех. Каждый сам за себя — воюет и пожирает.

Читайте также:  Можно ли беременным есть виноград черный

История знает множество движений, похожих на веганское. Например, блаженный Августин несколько лет провел в секте манихеев. В своей «Исповеди» он пишет о том, как манихеи трактовали свое вегетарианство, доходившее до понятия «убийца тыкв». Сам манихей, принадлежащей к этой секте и занимавший в ней определенное положение, не имел права срывать тыквы, если он захотел тыквенной каши, или сорвать плод. Посылался специальный ученик, который «жертвовал собой», свершал «страшный грех», который доставлял «боль» тыкве. И от этой боли мог избавить мастер высшего посвящения, который, съедая эту тыкву, освобождал из нее какие-то элементы. Блаженный Августин, человек с большим чувством юмора, описывает эту историю со свойственной ему иронией, называя подобных учеников «убийцами тыкв». Если довести мысль до конца, веганство — тоже своего рода «убийство» растений — огурцов, винограда, арбузов… То, что вы поедаете арбуз, наверняка доставляет ему некоторый дискомфорт, мягко выражаясь. В любом случае — вы его убиваете.

Впрочем, я ничего против этого не имею. В нашей свободной стране возможно все. Мне всего лишь хочется подчеркнуть две мысли.

Это не имеет никакого отношения к христианству, посту, монашеству. Потому что монахи постятся и не едят мясо, во-первых, из скромности — а не потому, что это убитый зверь, во-вторых — потому, чтобы удержать в узде свое тело, подчинить его себе. И второй момент: это никакого отношения не имеет к реальности, потому что мир устроен совсем по-другому. Мир, в котором есть хищники, грызуны, растения, летучие мыши, кошки, которые не едят траву, они иначе устроены. И он красноречивее любых текстов и мудрецов говорит о том, что, к сожалению, мир болен. Но наша задача — сделать так, чтобы этой боли было меньше. Именно поэтому я веганов уважаю, не смотря ни на что. Хоть и не разделяю их точку зрения. Веганы и христиане — занимаются каждый своим делом, но это не одно и то же.

Источник

Православие и вегетарианство. Как церковь относится к вегетарианству

Тема вегетарианства в православии немного двояка, т. к. по канонам церкви употребление мяса разрешается, но не будем забывать, что мясо — это убой, а основная библейская заповедь гласит: «Не убий». Почему-то некоторые понимают эту заповедь как относящуюся только к человеку, несмотря на то, что в оригинале переводимое слово «lo tirtzach» обозначает ‘любое убийство’. Отсюда можно сделать вывод, что заповедь гласит об отказе от убийства кого бы то ни было вообще. Учение Иисуса также призывает к сострадательному отношению к животным. Прекрасным примером может послужить его личное отношение к братьям нашим меньшим.

Как христианство относится к вегетарианству

Вот что говорится в наиболее ранних писаниях «Евангелие Мира от ессеев» (датируемых 66 г. н. э.): «…И следующей была дана заповедь: «Не убий», ибо жизнь дается каждому от Бога, а то, что дано Богом, человек не может отнять. Ибо истинно говорю вам, от одной Матери происходит всё живое на земле. И потому тот, кто убивает, убивает брата своего… И плоть убитых зверей в его теле станет его собственной могилой. Ибо истинно говорю вам, кто убивает — убивает самого себя, а кто ест плоть убитых зверей — ест тела смерти. Ибо в крови его каждая капля их крови превращается в яд, в его дыхании их дыхание превращается в зловоние, в его плоти их плоть — в гнойные раны, в его костях их кости — в известь, в его внутренностях их внутренности — в гнильё, в его глазах их глаза — в пелену, в его ушах уши их — в серную пробку».

Ранние христиане, а также иудейские секты, которые заложили начало христианства, вели вегетарианский образ жизни в соответствии с заповедями Бога и учениями Христа. Это отразилось и на отношении к животным. Ведь поступки также важны, т. к. воздаётся нам за все наши свершения. Мяса не ели назареяне, эбиониты, гностики, ессеи.

Также обратим внимание на следующие слова из Библии: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29). Всё ясно и понятно, о мясе ни слова.

Исторически можно отследить, что употребление мяса в пищу было официально разрешено и занесено в церковное писание в 4 веке из-за того, что так решил император Константин, а Римская империя официально приняла это решение, позволяющее есть мясо. При этом христианам- вегетарианцам пришлось скрывать свои убеждения, т. к. их могли обвинить в ереси. Говорят, что Константин ввёл наказание уличённым в вегетарианстве, которым в горло вливался расплавленный свинец.

В том числе после Никейского Собора тексты Нового Завета претерпели изменения. Об этом говорит профессор Нестле: «Церковные власти выбрали специальных учёных, называемых «корректорами», и поручили им подправить Писание согласно тогдашнему представлению об ортодоксии».

А вот что об этом говорит преподобный Гидеон Джаспер Ричард Оусли: «Задача этих корректоров заключалась в том, чтобы очень аккуратно удалить из Евангелия те повеления Господа, которым они не собирались следовать,— запреты на употребление мясной пищи и крепких напитков».

Можно ли есть мясо священникам

Но, несмотря на всё это, на мой взгляд, важным примером является отношение и религиозные принципы святых, таких как: Иоанн Златоуст, Елементий Александрийский (это наиболее влиятельные лица ранней церкви), Сергий Радонежский, Святой Василий, Савва Сторожевский, Мефодий Пешновский, Серафим Саровский, Матрона Московская и др. Все они вели аскетичный образ жизни, всё время проводя в трудах, молитве и посте, исключив из своего питания всю животную пищу. К примеру, Серафим Саровский в основном питался сухим хлебом и тем, что вырастил в огороде. Также ему принадлежат такие слова: «Утончайте ткани памяти». Употребляя мясо, рыбу, яйца, алкоголь, мы огрубляем ткани памяти и о божественном не можем думать. А Сергий Радонежский, даже будучи ещё младенцем, не ел молока матери, если та в этот день вкушала мяса. Святой Василий говорил: «Зловоние, исходящее от мяса, затемняет свет духа. Едва ли можно обрести добродетель, наслаждаясь мясными блюдами и пиршествами…» Слова Иоанна Златоуста: «Мы, главы христианской церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу… мясоедение противно естеству и оскверняет нас».

Читайте также:  Можно ли участвовать в приватизации если есть другая собственность

Все эти святые своим примером показывают нам правильный путь. Ведь не зря люди шли и идут к ним с просьбами и молитвами. Если бы эти истинно верующие святые вели иной образ жизни, вряд ли они обладали бы теми способностями, которыми обладали, и вряд ли к ним пошли бы люди за помощью. И именно их примеру стоит подражать. Понятно, что мало кто сможет в точности повторить их путь, но следовать основным принципам стоит. 

Как церковь относится к вегетарианству

Церковь, а в частности служители церкви, зачастую отрицательно относится к вегетарианству, ссылаясь на Новый Завет. Иногда даже можно услышать, что у животных нет души и они отданы нам во власть. Да, во власть они нам отданы, но не для того, чтобы над ними издеваться, а в помощь. Вот что говорил Иисус, отвечая на вопрос своего ученика: «Что же мне делать, Учитель, если я увижу, как дикий зверь терзает брата моего в лесу? Должен ли я позволить брату моему погибнуть или убить дикого зверя? Не преступлю ли я закон в этом случае?» И Иисус ответил: «Было сказано: «Всех зверей, живущих на земле, и всех рыб морских? и всех птиц парящих отдаю я во власть вам». Истинно говорю вам, из всех существ, живущих на земле, только человека Бог создал по своему подобию. И потому звери для человека, а не человек для зверей. Значит, убивая дикого зверя, чтобы спасти жизнь своего брата, ты не преступаешь закон. Ибо истинно говорю вам, человек более велик, чем зверь. Но если кто убивает зверя без причины, когда зверь не нападает на него, а из-за желания убить или ради мяса его или ради шкуры его или ради клыков его, то совершает он зло, ибо сам превращается в дикого зверя. И конец его будет таким же, как конец диких зверей» (Евангелие Мира от ессеев). И по поводу души в Библии сказано: «…А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду], пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так».

Жизнь святых, как говорилось выше, показывает, что всеобъемлющее сострадание необходимо. Вот слова брата Девида: «К несчастью, христиане внесли свою лепту в эксплуатацию окружающей среды и жестокое обращение с животными. Иногда они даже пытаются оправдать свои преступления, используя отрывки из Библии, вырванные из общего контекста, но истинные принципы религии нужно изучать на примере святых…»

Также можно услышать ссылку на то, что Иисус сам ел мясо, во что трудно поверить, ведь Христос проповедовал сострадание и всеобъемлющую любовь. Мне даже трудно представить, что он разрешал убивать животных. К тому же ответственность несут не только те, кто убил, но и те, кто употребил это мясо. Хотя в Новом Завете постоянно повторяется просьба Христа дать ему мяса. Любители же мясной пищи именно этим оправдывают свои пристрастия. Но при внимательном изучении этого вопроса можно обнаружить, что Иисус просил вовсе не мяса, а просто пищи. Т. к. оригинальное слово «broma» переводится как ‘пища’, а не ‘мясо’. И таких неточностей перевода достаточно. Но если одни неточности могут быть забавными, то данная неточность меняет смысл абсолютно и приводит к значительному противоречию текста.

Можно ли есть мясо священникам

Та же история о чуде с хлебами и рыбой. Здесь важно обратиться к первым манускриптам Нового Завета, где нет упоминания о рыбе, а говорится о раздаче хлеба и фруктов. И только после IV столетия в Библии появляется вместо фруктов рыба. А, как было сказано выше, это было время, когда церковь склоняла Константина к христианству и принимала те поправки, которые он им давал, чтобы тот принял христианство. А также с «легкой руки» Никейского Собора.

В завершение хочу привести пример из жизни моей знакомой. Она замужем за состоятельным человеком, который одно время пристрастился к спиртному. Кто-то ей посоветовал одного батюшку, который помогает в таких проблемах, и они поехали к нему вместе. Когда он их встретил, то задал ей вопрос: «Ты-то что приехала?» Женщина немного оторопела, а он снова задал тот же вопрос. И она ответила: «Я не могу забеременеть», на что получила ответ: «Ты ешь чужих детей, а хочешь получить своих…». Эти слова имели большое воздействие на неё, поменяв её взгляд на вегетарианство. Отказавшись от мяса, она вскоре забеременела. Вы можете возразить, что многие женщины едят мясо и рожают детей. Да, но каждый из нас проходит свои уроки. У неё этот урок был такой. У кого-то из-за поедания мяса начинаются различные болезни, но зачастую люди не связывают это вместе, и никто им об этом не говорит. Так что начните сами задумываться, почему с вами происходит то или иное, и, вероятно, вы найдёте ответы.

Читайте также:  Можно ли есть сердцевину у яблоками

Приведу ещё личный пример, как я пришла к вегетарианству. А началось всё с того, что лет 7 назад я просто решила попоститься перед Пасхой. Всех тонкостей поста я не знала, но определила для себя, что исключу на эти 40 дней всю животную пищу, включая молочку и яйца в том числе. И вот, по прошествии поста, я поняла, что не хочу начинать снова есть животную пищу, в том числе и яйца, даже в Пасху. Т. к. спустя 40 дней я почувствовала себя иначе; это состояние сложно описать, но во мне появилась легкость, и не только физическая. Близкие, конечно, были в шоке, несмотря на то, что их я не склоняла к отказу от мяса. К сожалению, под давлением родных через год я понемногу стала есть рыбу и молочку — пусть редко, но стала. Хотя именно это, спустя ещё год, подтолкнуло меня к осознанию, что мне этого не надо. В том числе, я осознала, что мне не хочется употреблять алкоголь, даже «культурно». Теперь, спустя годы, моё окружение спокойно к этому относится, а некоторые сами стали отказываться от мяса.

Вообще пост в христианстве предназначен для очищения как духовного, так и телесного. То есть, не вкушая убойную пищу, человек очищается как душевно, так и телесно. Соответственно, вкушая убойную пищу, человек загрязняется. Вопрос: зачем очищаться, а затем опять загрязняться? Не лучше ли всегда ходить чистым?

Изучайте более ранние писания, ищите адекватных священнослужителей, а не служителей церкви, а также ищите ответы в себе, Матери Земной и Отце Небесном.

Можно ли есть мясо священникам

Источник

О мясоедении монашествующих

Здравствуйте о.Сергий!
Правда ли что есть мясоедные монастыри,и что монах не дает обет не есть мяса? И вообще какова история о не вкушении мяса,просветите меня пожалуйста.

В чинопоследовании монашеского пострига игумен первым делом спрашивает постригаемого: «Что пришел еси…?» И тот должен ответить: «Желая жития постнического, честный отче», подтверждая, что первая цель, ради которой монах принимает постриг – жизнь в непрестанном посте. Однако специального «мясного обета» у монахов не существует, так как содержание постнической жизни необозримо шире гастрономических ограничений, хотя воздержание от тех или иных продуктов является необходимой (но недостаточной!) частью поста, как духовного упражнения для развития силы воли в самоограничении от греха. Неядение монахами мяса — это древняя традиция, начиная с родоначальника монашества — прп.Антония Великого, подкрепленная духовным опытом Святых Отцов, которые хорошо знали, как через тело можно влиять на душу. Преподобный Паисий (Величковский) писал: «После потопа Господь по слабости человеческой допустил ядение мяса, но порядок монашеской жизни соответствует жизни в раю, где не было ядения мяса. И хотя в начале монашеской жизни бывали по местам отступления от этого порядка, особенно в больших городах, но Святой Савва Освященный утвердил неядение мяса. И таков стал общий порядок во всех странах. Поэтому нельзя ссылаться на то, что неядение мяса есть только местный обычай. И это не может быть предоставлено произволу каждого».

Прообраз отречения монахов от мясоедения Святые Отцы видят в исходе древних евреев (Исх. 16: 2-3), когда свыше от Бога была посылаема людям манна, а не мясо, ибо согласно Писанию те евреи, которые презрели небесную манну, умерли в пустыне. «Чьи кости пали в пустыне? Не взыскующих ли мясоядения? Ибо пока они довольствовались манной, побеждали египтян и проходили сквозь море, когда же вспомнили мясо и котлы, не увидели земли обетованной», — говорит свт. Василий Великий.

Надо заметить, что все Святые Соборы умалчивают о воздержании монахов от мяса — отказ от мясной пищи никогда не был самоцелью духовной жизни монашествующих, но только средством, хотя очень сильным и действенным. Известно, что некоторые из древних подвижников вкушали мясо, другие же — нет, однако это было в их воле, ибо апостол сказал: “Ядый не ядущаго да не укоряет, и не ядый ядущаго да не осуждает” (Рим. 14, 3)». Да и сегодня существуют различные местные особенности: так, например, в Грузии и на Кипре канонические традиции не запрещают вкушение мясной пищи, а на Святой Горе или в Египте — нет…

Святитель Игнатий предострегает о другой крайности, когда любое даже вынужденное потребление кусочка мясосодержащей пищи приравнивается к смертному греху: «Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтобы они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтобы употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда».

К сожалению, такие «мясофобные» предрассудки живучи, и сегодня они подпитываются псевдонаучным параноидальным бредом о существовании некой международной скотопромышленной мафии, скрывающей от человечества сведения о вреде мяса для организма, а также о подмене информации в учебниках биологии, о всемирном заговоре врачей и ВОЗ, о спасении животных и всего человечества от насилия, результатом которых является стойкое психопатическое расстройство в форме сектантской «идеи» о самосовершенствовании личности и переходе на иной энергетико-информационный уровень развития «эпохи Водолея».

Источник