Можно ли есть мясо по религии

Православие и вегетарианство

Тема вегетарианства в православии немного двояка, т. к. по канонам церкви употребление мяса разрешается, но не будем забывать, что мясо — это убой, а основная библейская заповедь гласит: «Не убий». Почему-то некоторые понимают эту заповедь как относящуюся только к человеку, несмотря на то, что в оригинале переводимое слово «lo tirtzach» обозначает ‘любое убийство’. Отсюда можно сделать вывод, что заповедь гласит об отказе от убийства кого бы то ни было вообще. Учение Иисуса также призывает к сострадательному отношению к животным. Прекрасным примером может послужить его личное отношение к братьям нашим меньшим.

Как христианство относится к вегетарианству

Вот что говорится в наиболее ранних писаниях «Евангелие Мира от ессеев» (датируемых 66 г. н. э.): «…И следующей была дана заповедь: «Не убий», ибо жизнь дается каждому от Бога, а то, что дано Богом, человек не может отнять. Ибо истинно говорю вам, от одной Матери происходит всё живое на земле. И потому тот, кто убивает, убивает брата своего… И плоть убитых зверей в его теле станет его собственной могилой. Ибо истинно говорю вам, кто убивает — убивает самого себя, а кто ест плоть убитых зверей — ест тела смерти. Ибо в крови его каждая капля их крови превращается в яд, в его дыхании их дыхание превращается в зловоние, в его плоти их плоть — в гнойные раны, в его костях их кости — в известь, в его внутренностях их внутренности — в гнильё, в его глазах их глаза — в пелену, в его ушах уши их — в серную пробку».

Ранние христиане, а также иудейские секты, которые заложили начало христианства, вели вегетарианский образ жизни в соответствии с заповедями Бога и учениями Христа. Это отразилось и на отношении к животным. Ведь поступки также важны, т. к. воздаётся нам за все наши свершения. Мяса не ели назареяне, эбиониты, гностики, ессеи.

Также обратим внимание на следующие слова из Библии: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29). Всё ясно и понятно, о мясе ни слова.

Исторически можно отследить, что употребление мяса в пищу было официально разрешено и занесено в церковное писание в 4 веке из-за того, что так решил император Константин, а Римская империя официально приняла это решение, позволяющее есть мясо. При этом христианам- вегетарианцам пришлось скрывать свои убеждения, т. к. их могли обвинить в ереси. Говорят, что Константин ввёл наказание уличённым в вегетарианстве, которым в горло вливался расплавленный свинец.

В том числе после Никейского Собора тексты Нового Завета претерпели изменения. Об этом говорит профессор Нестле: «Церковные власти выбрали специальных учёных, называемых «корректорами», и поручили им подправить Писание согласно тогдашнему представлению об ортодоксии».

А вот что об этом говорит преподобный Гидеон Джаспер Ричард Оусли: «Задача этих корректоров заключалась в том, чтобы очень аккуратно удалить из Евангелия те повеления Господа, которым они не собирались следовать,- запреты на употребление мясной пищи и крепких напитков».

Но, несмотря на всё это, на мой взгляд, важным примером является отношение и религиозные принципы святых, таких как: Иоанн Златоуст, Елементий Александрийский (это наиболее влиятельные лица ранней церкви), Сергий Радонежский, Святой Василий, Савва Сторожевский, Мефодий Пешновский, Серафим Саровский, Матрона Московская и др. Все они вели аскетичный образ жизни, всё время проводя в трудах, молитве и посте, исключив из своего питания всю животную пищу. К примеру, Серафим Саровский в основном питался сухим хлебом и тем, что вырастил в огороде. Также ему принадлежат такие слова: «Утончайте ткани памяти». Употребляя мясо, рыбу, яйца, алкоголь, мы огрубляем ткани памяти и о божественном не можем думать. А Сергий Радонежский, даже будучи ещё младенцем, не ел молока матери, если та в этот день вкушала мяса. Святой Василий говорил: «Зловоние, исходящее от мяса, затемняет свет духа. Едва ли можно обрести добродетель, наслаждаясь мясными блюдами и пиршествами…» Слова Иоанна Златоуста: «Мы, главы христианской церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу… мясоедение противно естеству и оскверняет нас».

Все эти святые своим примером показывают нам правильный путь. Ведь не зря люди шли и идут к ним с просьбами и молитвами. Если бы эти истинно верующие святые вели иной образ жизни, вряд ли они обладали бы теми способностями, которыми обладали, и вряд ли к ним пошли бы люди за помощью. И именно их примеру стоит подражать. Понятно, что мало кто сможет в точности повторить их путь, но следовать основным принципам стоит.

Как церковь относится к вегетарианству

Церковь, а в частности служители церкви, зачастую отрицательно относится к вегетарианству, ссылаясь на Новый Завет. Иногда даже можно услышать, что у животных нет души и они отданы нам во власть. Да, во власть они нам отданы, но не для того, чтобы над ними издеваться, а в помощь. Вот что говорил Иисус, отвечая на вопрос своего ученика: «Что же мне делать, Учитель, если я увижу, как дикий зверь терзает брата моего в лесу? Должен ли я позволить брату моему погибнуть или убить дикого зверя? Не преступлю ли я закон в этом случае?» И Иисус ответил: «Было сказано: «Всех зверей, живущих на земле, и всех рыб морских? и всех птиц парящих отдаю я во власть вам». Истинно говорю вам, из всех существ, живущих на земле, только человека Бог создал по своему подобию. И потому звери для человека, а не человек для зверей. Значит, убивая дикого зверя, чтобы спасти жизнь своего брата, ты не преступаешь закон. Ибо истинно говорю вам, человек более велик, чем зверь. Но если кто убивает зверя без причины, когда зверь не нападает на него, а из-за желания убить или ради мяса его или ради шкуры его или ради клыков его, то совершает он зло, ибо сам превращается в дикого зверя. И конец его будет таким же, как конец диких зверей» (Евангелие Мира от ессеев). И по поводу души в Библии сказано: «…А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду], пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так».

Читайте также:  Можно ли в пост есть ржаной хлеб при

Жизнь святых, как говорилось выше, показывает, что всеобъемлющее сострадание необходимо. Вот слова брата Девида: «К несчастью, христиане внесли свою лепту в эксплуатацию окружающей среды и жестокое обращение с животными. Иногда они даже пытаются оправдать свои преступления, используя отрывки из Библии, вырванные из общего контекста, но истинные принципы религии нужно изучать на примере святых…»

Также можно услышать ссылку на то, что Иисус сам ел мясо, во что трудно поверить, ведь Христос проповедовал сострадание и всеобъемлющую любовь. Мне даже трудно представить, что он разрешал убивать животных. К тому же ответственность несут не только те, кто убил, но и те, кто употребил это мясо. Хотя в Новом Завете постоянно повторяется просьба Христа дать ему мяса. Любители же мясной пищи именно этим оправдывают свои пристрастия. Но при внимательном изучении этого вопроса можно обнаружить, что Иисус просил вовсе не мяса, а просто пищи. Т. к. оригинальное слово «broma» переводится как ‘пища’, а не ‘мясо’. И таких неточностей перевода достаточно. Но если одни неточности могут быть забавными, то данная неточность меняет смысл абсолютно и приводит к значительному противоречию текста.

Та же история о чуде с хлебами и рыбой. Здесь важно обратиться к первым манускриптам Нового Завета, где нет упоминания о рыбе, а говорится о раздаче хлеба и фруктов. И только после IV столетия в Библии появляется вместо фруктов рыба. А, как было сказано выше, это было время, когда церковь склоняла Константина к христианству и принимала те поправки, которые он им давал, чтобы тот принял христианство. А также с «легкой руки» Никейского Собора.

В завершение хочу привести пример из жизни моей знакомой. Она замужем за состоятельным человеком, который одно время пристрастился к спиртному. Кто-то ей посоветовал одного батюшку, который помогает в таких проблемах, и они поехали к нему вместе. Когда он их встретил, то задал ей вопрос: «Ты-то что приехала?» Женщина немного оторопела, а он снова задал тот же вопрос. И она ответила: «Я не могу забеременеть», на что получила ответ: «Ты ешь чужих детей, а хочешь получить своих…». Эти слова имели большое воздействие на неё, поменяв её взгляд на вегетарианство. Отказавшись от мяса, она вскоре забеременела. Вы можете возразить, что многие женщины едят мясо и рожают детей. Да, но каждый из нас проходит свои уроки. У неё этот урок был такой. У кого-то из-за поедания мяса начинаются различные болезни, но зачастую люди не связывают это вместе, и никто им об этом не говорит. Так что начните сами задумываться, почему с вами происходит то или иное, и, вероятно, вы найдёте ответы.

Приведу ещё личный пример, как я пришла к вегетарианству. А началось всё с того, что лет 7 назад я просто решила попоститься перед Пасхой. Всех тонкостей поста я не знала, но определила для себя, что исключу на эти 40 дней всю животную пищу, включая молочку и яйца в том числе. И вот, по прошествии поста, я поняла, что не хочу начинать снова есть животную пищу, в том числе и яйца, даже в Пасху. Т. к. спустя 40 дней я почувствовала себя иначе; это состояние сложно описать, но во мне появилась легкость, и не только физическая. Близкие, конечно, были в шоке, несмотря на то, что их я не склоняла к отказу от мяса. К сожалению, под давлением родных через год я понемногу стала есть рыбу и молочку — пусть редко, но стала. Хотя именно это, спустя ещё год, подтолкнуло меня к осознанию, что мне этого не надо. В том числе, я осознала, что мне не хочется употреблять алкоголь, даже «культурно». Теперь, спустя годы, моё окружение спокойно к этому относится, а некоторые сами стали отказываться от мяса.

Вообще пост в христианстве предназначен для очищения как духовного, так и телесного. То есть, не вкушая убойную пищу, человек очищается как душевно, так и телесно. Соответственно, вкушая убойную пищу, человек загрязняется. Вопрос: зачем очищаться, а затем опять загрязняться? Не лучше ли всегда ходить чистым?

Изучайте более ранние писания, ищите адекватных священнослужителей, а не служителей церкви, а также ищите ответы в себе, Матери Земной и Отце Небесном.

Можно ли есть мясо по религии

Источник

Мясная пища в христианстве

«Пища долж­на укреп­лять тело,

а не вызы­вать болезнь»

Свя­ти­тель Васи­лий Великий

Бес­спор­но то, что для мла­ден­ца голос мате­ри важ­нее даже само­го звон­ко­го голо­са рас­кра­си­вой погре­муш­ки. Так и мы, в поис­ках отве­та на наши вопро­сы, минуя неглу­бо­кие полу­прав­ды, будем при­па­дать сво­им мла­ден­че­ским серд­цем к само­му род­но­му и близ­ко­му нам роди­тель­ско­му Божи­е­му голосу.

Три­еди­ный Гос­подь поста­вил Цер­ковь на зем­ле и, освя­тив Её лич­ным при­сут­стви­ем, сохра­ня­ет и направ­ля­ет Её Сво­ей без­гра­нич­ной любовью.

Пра­во­сла­вие — это гор­ная тро­па, вос­хо­дя­щая над про­па­стью в Небес­ный Иеру­са­лим. По тро­пе этой сле­до­вать мож­но толь­ко твёр­дым шагом, на двух ногах — дву­мя запо­ве­дя­ми: любо­вью к Богу и любо­вью к ближ­не­му. Сту­пе­ни же, от кото­рых оттал­ки­ва­ют­ся эти ноги есть Свя­щен­ное Пре­да­ние и Свя­щен­ное Писа­ние, где нема­ло вни­ма­ния уде­ле­но тому, что мы вкушаем.

Когда мы гово­рим о мясе, то это может озна­чать следующее:

  • мясо — это мышеч­ная мас­са уби­то­го живот­но­го, упо­треб­ля­е­мая в пищу;
  • мясом так­же назы­ва­ет­ся само блю­до, при­го­тов­лен­ное из такой мышеч­ной массы;
  • к мясу отно­сит­ся и мышеч­ная часть рыбы;
  • мясом может назы­вать­ся соб­ствен­но мышеч­ная ткань;
  • а так­же это может быть мякоть пло­дов, окру­жа­ю­щая семя.

Понят­но, что мы будем обсуж­дать отно­ше­ние Пра­во­сла­вия к живот­но­му мясу. Такое мясо делит­ся обыч­но на говя­ди­ну, сви­ни­ну, бара­ни­ну, кони­ну, куря­ти­ну и др.

^ Грех ли убивать животных ради еды?

Для того, что­бы отве­тить на этот вопрос, необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к Свя­щен­но­му Писа­нию, выше кото­ро­го Свя­тая Цер­ковь нико­гда не превозносится.

В кни­ге Бытия (Быт.1:29) напи­са­но, что Гос­подь дает нам «вся­кую тра­ву, сею­щую семя, какая есть на всей зем­ле, и вся­кое дере­во, у кото­ро­го плод дре­вес­ный, сею­щий семя», и гово­рит, что нам «сие будет в пищу». Здесь для пер­вых людей отчет­ли­во ска­за­но, что толь­ко рас­ти­тель­ная пища пред­на­зна­че­на для человека.

Одна­ко, после все­мир­но­го пото­па, когда восемь чело­век вышли из ков­че­га на голую зем­лю, несо­мне­нен тот факт, что такая бес­плод­ная поч­ва не мог­ла накор­мить их ещё дол­гое вре­мя. Тогда Гос­подь и раз­ре­шил им вку­ше­ние мяса. То есть Сам Все­дер­жи­тель, Тво­рец всей все­лен­ной, бла­го­слов­ля­ет вку­ше­ние мяс­ной пищи по сло­жив­шим­ся обсто­я­тель­ствам. Но и тут Он не гово­рит: «раз­ре­шаю вам на вре­мя». Он про­сто благословил.

Гос­подь есть Любовь и всё тво­ри­мое Им есть бла­гая забо­та о всем живом в зем­ной нашей жиз­ни и, важ­но, за ее чер­той. Сле­до­ва­тель­но, ни умерщ­вле­ние всех людей на пла­не­те во вре­мя пото­па, ни смерть живот­ных по Божи­е­му бла­го­сло­ве­нию не про­ти­во­ре­чит Его бла­го­му про­мыс­лу о всех нас, как бы ужас­но это нас ни впечатляло.

Читайте также:  Можно ли после 6 есть конфеты

«Оши­ба­ет­ся тот, кто считает,

что пост лишь в воз­дер­жа­нии от пищи.

Истин­ный пост есть уда­ле­ние от зла…»

Свт. Васи­лий Вели­кий.

^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?

Неко­то­рые люди оши­боч­но счи­та­ют, что пол­ное воз­дер­жа­ние от мяс­ной пищи при­ве­дёт чело­ве­че­ство к выс­шей нрав­ствен­ной точ­ке сво­е­го раз­ви­тия и, как след­ствие это­го, мир будет спа­сен. Одна­ко, стра­ни­цы Свя­щен­но­го Писа­ния гово­рят, что такой закон не рабо­та­ет. Гос­подь уни­что­жил пото­пом всё веге­те­ри­ан­ское насе­ле­ние зем­ли. Да-да, до Ноя всё чело­ве­че­ство пита­лось толь­ко лишь рас­ти­тель­ной пищей и, несмот­ря на это, всё рав­но на зем­ле воца­ри­лось пол­ное рас­тле­ние нра­вов, рас­тле­ние такой низо­сти, что Гос­по­ду при­шлось пой­ти на такой реши­тель­ный край­ний шаг.

«Бере­гись изме­рять пост простым

воз­дер­жа­ни­ем от пищи.

Те, кто воз­дер­жи­ва­ет­ся от пищи,

а ведет себя неподобающе,

упо­доб­ля­ют­ся дьяволу,

кото­рый хотя ниче­го не ест,

одна­ко ж не пере­ста­ет гре­шить».

Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий.

^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?

Есть одна важ­ная ого­вор­ка, кото­рую сде­лал Гос­подь при бла­го­сло­ве­нии мяс­ной пищи. Он раз­де­лил всех живот­ных на чистых и нечи­стых (Вет­хий Завет).

  • ЧИСТОЕ живот­ное име­ет все­го два при­зна­ка — оно долж­но быть:
  1. пар­но­ко­пыт­ным и
  2. жвач­ным.
  • НЕЧИСТАЯ пища — это живот­ные, у кото­рых отсут­ству­ет хотя бы один из этих при­зна­ков. Это озна­ча­ет, что такое мясо для упо­треб­ле­ния в пищу не годится.

Так­же к нечи­стой пище отно­сит­ся идо­ло­жерт­вен­ное мясо, то есть туша, остав­ша­я­ся от живот­но­го, после при­не­се­ния его в жерт­ву идолу.

Вопрос чита­те­ля: «Помо­ги­те раз­ре­шить спор внут­ри нашей семьи! Наша тётя гово­рит, что у пра­во­слав­но­го чело­ве­ка долж­но быть мно­го запре­тов каса­тель­но еды и эти запре­ты не долж­ны огра­ни­чи­вать­ся толь­ко постом. Она гово­рит, что пра­во­слав­ный чело­век дол­жен гото­вить мяс­ную пищу толь­ко по празд­ни­кам, а пищу дру­гих наро­дов, узбек­скую, япон­скую, корей­скую, татар­скую, нам нель­зя. А моя мама ей отве­ча­ет, что, помо­лив­шись, мож­но вку­шать любую пищу. Кто же прав?!»

В этом спо­ре инте­рес­но то, что здесь при опре­де­лён­ных усло­ви­ях ока­зать­ся пра­вы­ми могут обе жен­щи­ны. Всё зави­сит отто­го, куда направ­лен духов­ный взгляд каж­дой из них. «Ста­рай­тесь не о пище тлен­ной, но о пище, пре­бы­ва­ю­щей в жизнь веч­ную», гово­рит апо­стол Иоанн. И если эти жен­щи­ны смот­рят имен­но так на ту еду, как на под­креп­ле­ние сил для осво­е­ния пищи духов­ной, то это попро­сту раз­го­вор двух анге­лов, при­зы­ва­ю­щих друг дру­га всту­пить на радость сво­е­го пути.

Для пер­вой, види­мо, воз­дер­жа­ние необ­хо­ди­мо от опа­се­ния поте­рять даро­ван­ное ей неко­гда дра­го­цен­ней­шее чув­ство Бога. Пыта­ясь его сбе­речь, она неуме­ло, воз­мож­но, пере­жи­ва­ет за всех сво­их близ­ких, кото­рые, по ее взгля­ду, это чув­ство не берегут.

А для вто­рой — вполне воз­мож­но, что на духов­ной высо­те её серд­ца пища нуж­на лишь для того, что­бы хотя бы ещё один день созер­цать све­то­ткан­ное лицо Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Так неко­гда Сам Гос­подь по голод­ной чело­ве­че­ской необ­хо­ди­мо­сти бла­го­слов­ля­ет апо­сто­лу вку­ше­ние нечи­стой пищи во вре­мя его молит­вен­но­го дела­ния (Деян.10:9-15).

Пер­во­му типу людей для спо­кой­ствия их сове­сти необ­хо­ди­мо опре­де­лить­ся, что’ по вет­хо­за­вет­ным зако­нам раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­лять хри­сти­а­ни­ну, а что нет. Это так­же полез­но и для людей, неча­ян­но свер­нув­ших с бого­спа­са­е­мо­го пути для покло­не­ния сво­е­му живо­ту или самой пище, о кото­рых, как гово­рит апо­стол Павел, «напи­са­но: народ сел есть и пить, и встал играть» (1Кор 10:7), а точ­нее, поправ­ля­ет Лопу­хин «пля­сать», то есть блудодействовать.

«Воз­об­ла­дай над чревом,

пока чре­во не воз­об­ла­да­ло над тобой».

Свт. Васи­лий Великий.

Так «…пищу дру­гих наро­дов .. нам нель­зя»?!

В про­дол­же­ние вопро­са от наше­го чита­те­ля давай­те корот­ко опре­де­лим­ся в раз­ли­чи­ях пище­вых огра­ни­че­ний пра­во­слав­но­го чело­ве­ка и пред­ста­ви­те­лей дру­гих рели­гий, близ­ких и неблиз­ких нам по отно­ше­нию к Свя­щен­но­му Писа­нию Вет­хо­го Заве­та. Для это­го необ­хо­ди­мо корот­ко упо­мя­нуть о наших общих запре­ща­ю­щих поня­ти­ях в обла­сти питания.

^ Исламская пища — разрешается условно

«Халяль» — это поня­тие раз­ре­шен­но­го и доз­во­лен­но­го в исла­ме. Про­ти­во­по­лож­ное по смыс­лу поня­тие — это «харам». Обыч­но, эти­ми сло­ва­ми обо­зна­ча­ют допу­сти­мую и недо­пу­сти­мую пищу.

К харам­ной у мусуль­ман относиться:

  • сви­ни­на и про­из­вод­ные её,
  • недоз­во­ле­но потреб­ле­ние мяса с невы­пу­щен­ной кро­вью и падаль,
  • а так­же мясо с выпу­щен­ной кро­вью, но при­го­тов­лен­ное без про­из­нен­се­ния име­ни Аллаха.

*Мусуль­ма­нам раз­ре­ша­ет­ся есть мясо, которое

было при­го­тов­ле­но толь­ко «людь­ми Писания».

К ним отно­сят­ся хри­сти­ане, иудеи и сами мусульмане.

Подроб­нее: Мож­но ли пра­во­слав­ным упо­треб­лять халяль­ную пищу?

^ Иудейская пища — разрешается

«Каш­рут» — это свод иудей­ских зако­нов о запре­тах в обла­сти потреб­ля­е­мой пищи. Пища по этим зако­нам может быть кошер­ной и неко­шер­ной или при­год­ной и непри­год­ной для потребления.

*«Духов­ная чув­стви­тель­ность человека,

упо­треб­ля­ю­ще­го неко­шер­ные продукты,

пони­жа­ет­ся, его серд­це «закры­ва­ет­ся»

для вос­при­я­тия духов­ных идей».

Иудей­ская мудрость.

Нель­зя есть:

  1. живот­ное, если оно не име­ет раз­дво­е­ное копы­то и не жует жвач­ку. Это, к при­ме­ру, такие живот­ные, как кони­на, мед­ве­жа­ти­на, вол­ча­ти­на, соба­ча­ти­на, сви­ни­на, зай­ча­ти­на, мясо лисы и др.
  2. птиц: «орла, гри­фа и мор­ско­го орла, кор­шу­на и соко­ла с поро­дою его, вся­ко­го воро­на с поро­дою его, стра­у­са, совы, чай­ки и яст­ре­ба с поро­дою его…» и дру­гих. Из птиц мож­но есть толь­ко тех у кого «есть голе­ни выше ног, что­бы ска­кать ими по зем­ле», то есть это кури­цы, индюш­ки, гуси и дру­гие домаш­ние птицы.
  3. живот­ное, если оно погиб­ло сво­ей смер­тью (падаль) или было удав­ле­но или уби­то током, то есть кровь живот­но­го оста­лась невы­пу­щен­ной (из мёрт­во­го живот­но­го кровь не выпу­стить, так как вся­кое дви­же­ние по сосу­дам пре­кра­ща­ет­ся с оста­нов­кой сердца).
  4. рыб и всех оби­та­те­лей реч­ных, мор­ских и оке­ан­ских, кото­рые не име­ют плав­ни­ков и чешуи. То есть сюда мож­но отне­сти кра­бов, мурен, акул, китов, молюс­ков, рач­ков, раков и лан­гу­стов и мно­гое другое.
  5. жарен­ную кро­вью, в том чис­ле кро­вя­ную кол­ба­су, биф­штек­сы с кро­вью и гема­то­ген (пояс­не­ния см. дальше).

Раз­ли­чие чистых и нечи­стых живот­ных и запре­ще­ние в Вет­хом Заве­те упо­треб­лять нечи­стых живот­ных в пищу име­ло спе­ци­аль­ное и вре­мен­ное зна­че­ние: научить евре­ев чисто­те жиз­ни и серд­ца, и было внеш­ним сред­ством отли­чия и отде­ле­ния евре­ев от дру­гих наро­дов. С при­ше­стви­ем Мес­сии такое отде­ле­ние сде­ла­лось излиш­ним: все наро­ды, при­няв­шие Еван­ге­лие, освя­ще­ны и очи­ще­ны кро­вию Хри­ста; посе­му в цар­стве бла­го­да­ти нест Еллин ни Иудей, обре­за­ние и необ­ре­за­ние, но вся­че­ская и во всех Хри­стос (Кол. 3:11).

Про­фес­сор Алек­сандр Васи­лье­вич Иванов

Реко­мен­ду­ем так­же: Кошер­ные про­дук­ты: взгляд пра­во­слав­но­го богослова

«Мясо мож­но есть толь­ко то, кото­рое заколото,

а не уби­то элек­три­че­ским током или задушено.

Опре­де­лить это мож­но по цвету:

свет­лое мясо — с выпу­щен­ной кровью;

тём­ное мясо — с невы­пу­щен­ной (мерт­ве­чи­на);

синее — удав­ле­ни­на».

Отец Дани­ил Сысоев

^ Вьетнамская пища — не рекомендуется

Кам­нем пре­ткно­ве­ния явля­ет­ся рас­про­стра­нён­ный прин­цип заго­тов­ле­ния мяса у тай­цев и неко­то­рых дру­гих род­ствен­ных им наро­дов. Перед тем, как убить живот­ное, его дол­го изби­ва­ют с целью про­пи­тать живое мясо кровью.

*«Хри­сти­а­нам луч­ше бы вооб­ще создать

свои ско­то­бой­ни и магазины,

где заве­до­мо продавалось

бы риту­аль­но чистое мясо…».

Свя­щен­ник Олег Сте­ня­ев

^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?

В кни­ге Бытия мы чита­ем настав­ле­ние Божие: «толь­ко пло­ти с душею ее, с кро­вью ее, не ешь­те» (Быт.9:4). Эти настав­ле­ния Все­дер­жи­тель дела­ет для Ноя и его семьи после пото­па. То есть, бла­го­слав­ля­ет есть плоть, но запре­ща­ет есть душу. По сло­ву Божи­е­му, кровь соеди­не­на с душою того, кого окорм­ля­ет: «душа тела в кро­ви, и Я назна­чил ее вам для жерт­вен­ни­ка, что­бы очи­щать души ваши, ибо кровь сия душу очи­ща­ет» (Лев 17:10). Сло­во «душа» в дан­ном слу­чае обо­зна­ча­ет жизнь. Здесь Гос­подь гово­рит о том, что вся­кая кровь долж­на быть исполь­зо­ва­на либо для жерт­во­при­но­ше­ния Ему, либо про­ли­та на зем­лю. Отсю­да древ­няя тра­ди­ция у «людей Писа­ния», то есть у иуде­ев, мусуль­ман и хри­сти­ан, выпус­кать кровь у живот­но­го перед потреб­ле­ни­ем его мяса в пищу.

Читайте также:  Лимон из чая можно ли есть лимон из чая можно ли есть лимон из чая

А далее, в кни­ге Левит мы нахо­дим резуль­тат отступ­ле­ния от этой запо­ве­ди: «обра­щу лице Мое на душу того <..> и истреб­лю ее из наро­да ее» (Лев.17:11), гово­рит Гос­подь. Люди Вет­хо­го Заве­та рев­ност­но испол­ня­ли обря­до­вые пра­ви­ла. Собо­ром апо­сто­лов, кото­рый состо­ял­ся око­ло 50 года в Иеру­са­ли­ме, было утвер­жде­но поло­же­ние, по кото­ро­му на хри­сти­ан из языч­ни­ков непо­силь­ные иудей­ские пра­ви­ла не накла­ды­ва­лись. В то же вре­мя было ука­за­но о необ­хо­ди­мо­сти воз­дер­жа­ния от удав­ле­ни­ны и кро­ви (Деян.15:20). Подроб­нее в раз­де­ле «Кровь».

*«Гема­то­ген хоть и является

про­из­вод­ным кро­ви круп­но­го рога­то­го скота,

одна­ко, при­ём его в лечеб­ных целях

воз­бра­нять­ся не может».

Отец Олег Сте­ня­ев

^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?

В ука­за­ни­ях на то, что «кровь сия душу очи­ща­ет», гово­рит­ся об окроп­ле­нии Божи­его жерт­вен­ни­ка в каче­стве зало­га за соде­ян­ный грех (подроб­но в кни­ге Левит).

Этот кро­ва­вый акт при поверх­ност­ном взгля­де на исто­рию Свя­щен­но­го Писа­ния кажет­ся бес­смыс­лен­ным и жесто­ким. Одна­ко, всё оста­ёт­ся труд­но­объ­яс­ни­мым до тех пор, пока на свет ни появ­ля­ет­ся Гос­подь Иисус Хри­стос. Спа­си­тель Сам стал «тель­цом» для жерт­вен­ни­ка и окро­пил Кро­вью Сво­ею Жерт­вен­ник-Крест, что­бы раз и навсе­гда очи­стить души наши от про­па­сти бого­от­чуж­дён­но­сти. Это Божие ука­за­ние есть про­об­раз Вели­кой буду­щей Жерт­вы за наши гре­хи. «Хри­стос <..> со Сво­ею Кро­вию, одна­жды вошел во свя­ти­ли­ще и при­об­рел веч­ное искуп­ле­ние» (Евр.9:11,12), гово­рит апо­стол Павел в пись­ме к иудеям.

Вот так Бого­че­ло­век при­ми­рил чело­ве­ка через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вку­ше­ние Кро­ви и Пло­ти Божи­ей, шагом минуя непре­одо­ли­мую про­пасть, ста­но­вим­ся при­част­ны­ми Цар­ству Небесному.

^ Почему установлены запреты на пищу?

В Апо­столь­ских пра­ви­лах есть осо­бые ука­за­ния на отно­ше­ние хри­сти­ан к Вет­хо­му и Ново­му Заве­там. Там ска­за­но: «Кни­ги же яко подо­ба­ет почи­та­ти Вет­хо­го и Ново­го Заве­та суть». Поэто­му Пра­во­слав­ная Цер­ковь ана­фе­мат­ство­ва­ла, то есть отлу­чи­ла от Себя, всех тех, кто усо­мнил­ся в свя­то­сти и бого­дух­но­вен­но­сти книг Вет­хо­го и Ново­го Заветов.

Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский назы­вал оба Заве­та «чаша­ми пре­муд­ро­сти» в наших руках, пото­му что, гово­рил он, из «обе­их пье­те Хри­ста».

Дого­вор Бога с людьми

Сло­во «завет» озна­ча­ет дого­вор. Под «Вет­хим Заве­том» под­ра­зу­ме­ва­ет­ся дого­вор с древни­ми пра­вед­ны­ми пат­ри­ар­ха­ми, то есть отца­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми наро­дов зем­ли, — Ноем, Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом. Их мож­но пред­ста­вить дра­го­цен­ны­ми семе­на­ми, упав­ши­ми сея­те­лю в руку в пери­од все­мир­ной засу­хи. Цель Гос­по­да — убе­речь от болез­ней и смер­ти жизнь в этих семе­нах, то есть сохра­нить чисто­ту веры и рода, в кото­ром дол­жен появить­ся на свет Хри­стос, Спа­си­тель мира. Поэто­му Он выдви­га­ет стро­гие тре­бо­ва­ния в вере, пре­дан­но­сти и послу­ша­нии. Вза­мен же даёт Своё бла­го­сло­ве­ние и обе­ща­ет даро­вать спа­се­ние наро­ду Божиему.

Забо­та Все­выш­ня­го о людях Сво­их заклю­ча­лась в Его запо­ве­дях, неко­то­ры­ми из кото­рых были запо­ве­ди о вни­ма­тель­ном отно­ше­нии к пище. Одна­ко, необ­хо­ди­мо пони­мать, что теперь, когда Хри­стос уже родил­ся, жил меж­ду нами, был рас­пят, вос­крес и вос­се­да­ет одес­ную Бога Отца, это вет­хо­за­вет­ный дого­вор, стро­гий по понят­ным уже при­чи­нам, при­ве­ден в испол­не­ние. А ныне для нас тянет­ся вре­мя Ново­го Заве­та, дого­во­ра меж­ду все­му людь­ми без выде­ле­ний и раз­гра­ни­че­ний, дого­во­ра «пока­я­ния-про­ще­ния», глав­ным кри­те­ри­ем кото­ро­го явля­ет­ся наша лич­ная совесть.

Реко­мен­ду­ем так­же: Поче­му в пост запре­ще­ны имен­но мяс­ные продукты?

^ Критерий воздержания от пищи — наша совесть?

Из чего исхо­дил Гос­подь, уста­нав­ли­вая такие раз­де­ле­ния, ска­зать труд­но. Быть может, здесь отра­жа­ют­ся некие сани­тар­ные сооб­ра­же­ния, но ско­рее все­го то, о чём зна­ет толь­ко Бог, а мы можем толь­ко дога­ды­вать­ся. Одно ясно, если запо­ведь — это тро­па, то нару­ше­ние запо­ве­ди — это боло­то в сто­роне от неё, — мож­но завяз­нуть и нико­гда не выбрать­ся. Так, неви­ди­мые гра­ни­цы этой спа­си­тель­ной тро­пы — Божи­его «дого­во­ра», ныне при­шед­ше­го в испол­не­ние — инер­ци­он­но, подоб­но рас­кру­чен­но­му вело­си­пед­но­му коле­су, тянут­ся и до наше­го вре­ме­ни. Так, к при­ме­ру, апо­стол Лука реко­мен­ду­ет «воз­дер­жи­вать­ся от идо­ло­жерт­вен­но­го и кро­ви, и удав­ле­ни­ны, и блу­да», но тут же ста­вит на этом гру­бом пье­де­ста­ле запо­ведь новой высо­ты, Ново­го Заве­та, запо­ведь суда соб­ствен­ной сове­сти: «не делать дру­гим того, чего себе не хоти­те» (Деян.15:29).

А апо­стол Павел, под­твер­ждая отме­ну Хри­стом необ­хо­ди­мо­сти вет­хо­за­вет­но­го зако­на, гово­рит, что закон этот не может «сде­лать в сове­сти совер­шен­ным» испол­ня­ю­ще­го его, ибо дохо­дит толь­ко «до пло­ти». Эти запо­ве­ди были уста­нов­ле­ны, гово­рит он «толь­ко до вре­ме­ни исправ­ле­ния». Толь­ко Хри­стос, пишет апо­стол Павел, «Кото­рый Духом Свя­тым при­нес Себя непо­роч­но­го Богу, очи­стит совесть нашу от мерт­вых дел, для слу­же­ния Богу живо­му и истин­но­му!» (Евр. 9, 9-14).

О бла­го­сло­ве­нии на нару­ше­ние по необ­хо­ди­мо­сти этой запо­ве­ди гово­рит и апо­стол Пётр. Ему было виде­ние, в кото­ром к нему во вре­мя голо­да и молит­вы спу­стил­ся с отвер­сто­го неба «неко­то­рый сосуд, как бы боль­шое полот­но, при­вя­зан­ное за четы­ре угла и опус­ка­е­мое на зем­лю». В этом полотне нахо­ди­лись «вся­кие чет­ве­ро­но­гие зем­ные, зве­ри, пре­смы­ка­ю­щи­е­ся и пти­цы небес­ные». Гос­подь при­звал Пет­ра поесть, одна­ко Петр, испу­га­ва­шись, отве­тил, что он «нико­гда не ел ниче­го сквер­но­го или нечи­сто­го». И Гос­подь отве­тил ему: «что Бог очи­стил, того ты не почи­тай нечи­стым» (Деян. 10, 9-15).

Так, на «Апо­столь­ском» собо­ре было при­ня­то и огра­ни­чить эту запо­ведь поста­нов­ле­ни­ем воз­дер­жи­вать­ся от кро­ви, удав­ле­ни­ны и идо­ло­жерт­вен­но­го мяса (Деян. 9:12), то есть при­но­си­мо­го на покло­не­ние идо­лам. Но всё же, на высо­те сво­ей бого­лю­би­во­го серд­ца апо­стол Павел раз­ре­ша­ет вку­ше­ние все­го, «что про­да­ёт­ся на тор­гу, <..> без вся­ко­го иссле­до­ва­ния, для спо­кой­ствия сове­сти» хри­сти­ан­ско­го серд­ца. При этом он нахо­дит­ся уже на такой высо­те, что лич­ность его рас­тво­ря­ет­ся в подви­ге бес­ко­неч­ной люб­ви. «Для сла­бых я был слаб, что­бы при­об­ре­сти сла­бых, для всех я стал всем, что­бы спа­сти, кого мож­но» (1 Кор.9:22), гово­рит хри­сто­по­доб­ный апо­стол Павел.

Для той люб­ви, кото­рой любил апо­стол Павел, нет ника­ко­го огра­ни­че­ния, ниче­го чисто­го и нечи­сто­го, ника­ко­го зако­на, ибо он стал выше зако­на. Так и для нас закон этот нужет толь­ко с целью при­об­ре­те­ния такой без­гра­нич­ной и жерт­вен­ной люб­ви к Гос­по­ду и ближ­не­му сво­е­му. Нам, кто всё ещё страст­ные жела­ния чре­ва сво­е­го пута­ет с жиз­нен­но­не­об­хо­ди­мой истиной.

Автор: Диа­кон Вла­ди­мир Рождественский,

физио­те­ра­певт НИДОИ им. Г.И. Турнера

Источник