Можно ли есть мясо людей писания
Дозволенность мяса, забитого иудеями и христианами в исламе
Для мусульман, проживающих в немусульманских странах, актуален вопрос о дозволенности принимать в пищу мясо, заколотое людьми Писания – иудеями и христианами. Нередко такие мусульмане сталкиваются с проблемой отсутствия в их населённых пунктах мяса, соответствующего требованиям халяль.
Вопрос о дозволенности мяса, заготовленного иудеями и христианами, на сегодняшний день является дискуссионным – мнения мусульманских богословов разделились.
Известно, что иудеи и христиане в Священном Коране занимают особое положение, так как они, как и мусульмане, являются монотеистами, то есть верят в Единого Бога и чтут Писания, которые были ниспосланы Создателем на землю. Таким образом, наиболее близки к мусульманам среди обитателей земли – именно иудеи и христиане. В отношении них Господь установил некоторые послабления, в частности, мусульманам не возбраняется вступать в брак с женщинами, исповедующими эти две религии, а также есть мясо животных, заколотых людьми Писания.
В Священном Коране об этом сказано:
«Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им» (5:5)
Подчеркнём, что в данном случае речь не идёт о тех видах мяса, которые категорически запрещены исламом, например, свинина, мертвечина и так далее.
Этим аятом сторонники дозволенности пищи людей Писания аргументируют свою позицию, утверждая, что Создатель не запретил пищу христиан и иудеев. Плюс ко всему, в одном из хадисов Посланника Милостивого и Милосердного (с.г.в.) рассказывается история, как Пророк (с.г.в.) не стал отказываться от мяса баранины, которое приготовила иудейка (Бухари).
Противники же дозволенности пищи иноверцев-единобожников опровергают доводы сторонников. В частности, они утверждают, что 5 аят суры «Трапеза» посвящён иудеям и христианам времён Посланника Всевышнего (с.г.в.), которые являлись набожными и религиозными людьми, соблюдающими все предписания своих религий. Чего, увы, не скажешь о современном мире, а значит нельзя их приравнивать к тем христианам и иудеям, которые жили 14 столетий назад. И тот факт, что сам Мухаммад (с.г.в.) ел мясо, предложенное иудейкой, как говорят противники, объясняется высоким уровнем религиозности людей Писания тех лет.
Следует отметить, что ислам выдвигает ряд основных требований к закалыванию животных, среди которых: произнесение имени Аллаха и перерезание основных артерий на шее. В этой связи рассмотрим вопрос дозволенности мяса, заколотого иудеями и христианами, в зависимости от соблюдения данных требований.
1. Произнесение имени Всевышнего
Первое требование при закалывании скота и птицы – произнесение имени Создателя. Это символизирует, что данное закалывание происходит ради Творца и не кого-либо другого.
Если человек Писания соблюдал данное требование и не произносил при этом других имён, например, пророков, то такое мясо, по мнению большинства богословов, будет дозволенным. Если же при закалывании произносилось чьё-либо другое имя или же вовсе не произносилось никакое, то по данному вопросу мнения мусульманских учёных разошлись.
Одни богословы утверждают, что такое мясо дозволено, поскольку Милостивый и Милосердный в суре «Трапеза» разрешил нам пищу людей Писания, и Всевышний лучше нас осведомлён, каким образом те закалывают жертву. Кроме того, в одном из хадисов повествуется, что однажды верующие пришли к Мухаммаду (с.г.в.) и поведали ему, что люди доставляют им мясо, а они не знают, произносилось ли имя Создателя при закалывании. В ответ заключительный Божий Посланник (с.г.в.) посоветовал: «Произнесите имя Творца сами и ешьте» (Бухари).
Другие же считают, что такое мясо входит в категорию харам, ведь закалывание производилось не ради Господа. В качестве аргумента они приводят коранический аят:
«Ешьте же из того, над чем произнесено имя Аллаха» (6:118)
2. Перерезание артерий на шее
Вторым условием является сама физическая процедура закалывания, которая требует от мусульманина перерезать артерии на шее. О необходимости соблюдения данного пункта в отношении мяса, заготовленного людьми Писания, в среде мусульманских богословов также имеются разногласия по поводу его дозволенности для мусульман.
Многие алимы считают, что соблюдение данной процедуры является обязательным, то есть пища приверженцев иудаизма и христианства разрешена лишь в случае правильного закалывания скотины. Таким образом, мясо животного, убитого посредством электрического тока или иным способом, мусульманам есть нельзя. В качестве подтверждения данной позиции может служить хадис, гласящий следующее: «Употребляйте в пищу то, из чего была выпущена кровь» (Бухари).
Однако некоторые богословы считают, что пища христиан и иудеев является дозволенной вне зависимости от метода забоя. Сторонники данной позиции считают, что раз Всевышний разрешил правоверным употреблять в пищу мясо, которое едят сами иудеи и христиане, то нам, мусульманам, не стоит «глубоко копать» и пытаться выяснить о способах закалывания, а следует просто принять веление Аллаха о дозволенности и следовать ему.
Источник
Мясо животных зарезанных людьми писания в сегодняшнее время недозволенно, так как они не люди писания, упомянутые в Коране? — КиберПедия
Многие люди сеют сомнения, заявляя о том, что христиане наших дней не те, что были раньше и что они режут животное с именем отца, сына и святого духа. А разве люди Писания времен пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) были другими, и разве они не говорили о троице?!
Всевышний Аллах сказал: «Проявили неверие те, которые говорят: “Аллах является третьим в троице”. Нет достойного поклонения, кроме Единственного Аллаха! Если они не отрекутся от того, что говорят, то неверных из их числа коснутся мучительные страдания» (аль-Маида 5: 73).
Всевышний Аллах сказал:«Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллах – это Мессия, сын Марьям (Марии)». (5:17)
Всевышний Аллах также сказал:«Иудеи сказали: “Узайр – сын Аллаха”. Христиане сказали: “Мессия (‘Иса) – сын Аллаха”. Они произносят своими устами слова, похожие на слова прежних неверных. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!»(ат-Тауба 9: 30).
Со слов Усамы ибн Зайд (да будет доволен ими обоими Аллах), который рассказывал о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал во время своей болезни, которая стала причиной его смерти: «Запустите ко мне моих сподвижников». После чего сподвижники вошли к нему в то время, когда у него лицо было накрыто покрывалом. Затем он снял покрывало и сказал: «Проклятие Аллаха на иудеев и христиан, так как они превратили могилы своих пророков в мечети». (шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «тахзир ас-Сажид» стр 16).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Умм Хабиба и Умм Салама как-то рассказывали о церкви, которую они видели в Эфиопии, расписанную различными изображениями. Они рассказали об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал им: «Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят у его могилы храм для поклонения, расписывая его подобными изображениями. В День воскрешения такие люди окажутся наихудшими созданиями пред Аллахом!»” аль-Бухари 427, Муслим 528.
з Корана и Сунны становится понятно что христиане и иудееи были многобожниками во время ниспослания этих аятов Корана: Сура 5. Трапеза 5. «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (приданое), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон».
А значит мясо животных которое зарезали сегодня иудеи и христиане дозволено.
Также из свидетельства на то, что иудее и христиане ( люди писания) будут существовать до судного дня этот хадис:
Абу Хурейра рассказывал, что Пророк сказал: «Судный час не наступит до тех
пор, пока мусульмане не сразятся с иудеями. Мусульмане будут убивать их, так что иудеи будут прятаться позади камней или деревьев, а камни и деревья будут говорить: «О мусульманин! О раб Аллаха! За мной прячется иудей. Приди и убей его!» И только дерево гаркад не станет делать этого, потому что оно является иудейским деревом». (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).
При жизни Посланника Аллаха мусульмане не раз сражались с иудеями, а во время правления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба они изгнали их с Аравийского полуострова. Тем самым они выполнили завещание Пророка Мухаммада, который сказал: «Я непременно изгнал бы с Аравийского полуострова всех иудеев и христиан и не оставил бы на этих землях никого, кроме мусульман». Этот хадис передал Муслим.
Однако пророчество, о котором сообщается в хадисе Абу Хурейры, никоим образом не относится к этим и последующим сражениям мусульман с иудеями. В нем говорится о том, что произойдет после появления Лжемессии и нисхождения ‘Исы ибн Марйам. (В пользу этого говорит длинный хадис Самуры ибн Джундаба, переданный Ахмадом. См. «Муснад аль-Имам Ахмад», т. 5, стр. 16. Ибн Хаджар назвал этот хадис достоверным).
Абу Давуд передал хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы заключите мир с потомками Рума и вместе будете сражаться против общего врага. Вы одержите верх, захватите богатую добычу, и наступит мир. Однако на обратном пути между вами возникнут разногласия. Один из христиан поднимется на холм, поднимет крест и закричит: “Крест одержал победу!» Один из мусульман разгневается и сбросит крест вниз. После этого римляне отойдут и начнут готовиться к кровопролитному сражению». В одной из версий хадиса говорится: «Мусульмане возьмутся за оружие и погибнут. Аллах дарует этим мусульманам мученическую смерть». Аль-Албани назвал этот хадис достоверным. См. «Мишкат аль-Масабих», т. 3, стр. 18.
Также некоторые говорят, что люди Писания, чьих заколотых животных есть дозволено, это лишь люди Писания из числа евреев (сынов Израиля).
Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “То, что сказал имам аш-Шафи’и и его толкование аята: «Еда людей Писания также дозволена вам», является ошибкой, что в этом аяте подразумеваются иудеи и христиане из числа сынов Израиля, которым была ниспослана Таурат и Инджиль. Правильно то, что противоречит этому мнению и то, что сказали другие ученые, что мясо, зарезанное любым иудеем или христианином из любой нации потомков Адама, является дозволенным”. См. “Тафсир ат-Табари” толкование суры «аль-Маида» аят 5.
Также дело обстоит и с мнением ‘Али ибн Абу Талиба, который не дозволял есть мясо животных, зарезанных христианами племени Бану Тагълиб. Он говорил: “Не ешьте то, что закололи христиане Бану Тагълиб, ибо они подобны христианам лишь в употреблении вина!” ат-Табари 8897.
‘Aли считал так по той причине, что это племя не исповедовало должным образом религию людей Писания и не считало дозволенным и запретным то, что считали дозволенным и запретным люди Писания, кроме вина. Но не смотря на это Ибн ‘Аббас, Хасан аль-Басри, ‘Икрима, аш-Ша’би, Ибн Шихаб аз-Зухри, ‘Ата и Къатада считали дозволенным есть мясо заколотое христианами племени Бану Тагълиб и жениться на их женщинах. См. “Тафсир ат-Табари” 5/169.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Большинство сподвижников пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) не запрещали мясо племени бану Тагълиб, и не известно, чтобы кто-то кроме ‘Али запрещал это. Ученные пришли к выводу, что более правильное мнение, это мнение ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, что жениться и есть мясо животных племени бану Тагълиб дозволено. Абу аль-Асрам говорил: «Я не знаю кого-либо из сподвижников пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), кто бы порицал это кроме ‘Али»”. См. “Маджму’уль-фатауа” 35/678.
Дозволено есть мясо, зарезанное любым, кто причисляет себя к христианам и иудеям и исповедует их религию, будь он из числа евреев или нет. См. «аль-Джами’» 1/663.
И нет никакой разницы, были это люди Писания времен пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), или люди Писания наших дней. То, что было дозволенно во времена пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) и его сподвижников, будет дозволенным вплоть до Судного дня.
Ибн ‘Аббас, когда его спросили: “Можно ли есть мясо животного, заколотого христианами из числа арабов?”Он ответил: “Кушайте, ибо Аллах сказал: «Если же кто-либо из вас считает их (людей Писания) своими друзьями, то он сам является одним из них»” (аль-Маида 5: 51). См. “Тафсир Ибн Касир” 2/215.
Аят: «Еда людей Писания также дозволена вам», является обобщенным, в котором речь идет о всех людях Писания, а на конкретизацию того, что в нем речь идет только о сынах Израиля нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне.
Также нет никаких оснований, для утверждения того, что нынешние люди Писания чем-то отличаются от предыдущих, по причине чего их мясо стало запретным.
Если бы в этом была необходимость, то пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) обязательно указал бы на все это, поскольку он не оставил ничего, что нуждалось в предостережении.
Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) говорил: «Нет никакой вещи, которая бы вас приближала к Раю, которую бы я вам не повелел! И нет такой вещи, которая бы вас приближала к Аду, которую бы я вам не запретил!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2866.
Также некоторые, согласившись с тем, что есть то, что закололи люди Писания, дозволено, говорят, однако в наши дни они не режут животное, а забивают его током, или травят лекарствами и т.д.
Всевышний Аллах и Его пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) не обязали нас разузнавать происхождение мяса, кто бы не зарезал животное, если он из числа мусульман, христиан или иудеев. На это указывает хадис ‘Аиши: “О посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет”. На это посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его». аль-Бухари 2057.
Сообщается также от Анаса, что “Во время похода на Хайбар одна иудейка принесла пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) жареную баранину, в которую она добавила яд, и посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) отведал ее. После чего, когда Аллах ему открыл, что это мясо отравлено он перестал его есть”. аль-Бухари 2617, Муслим 2190.
[Впоследствии эта отравленная баранина сказалась на смерти пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам). От ‘Аиши сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) перед смертью сказал: «О ‘Аиша, то, что я съел в Хайбаре, всегда доставляло мне боль, а сейчас я чувствую, как от этого у меня рвется аорта». аль-Бухари 1/634].
Таким образом, мы видим, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) не спросил эту иудейку о происхождении этой баранины, о том, кто и как зарезал, помянул ли перед закалыванием имя Аллаха или нет.
Многие люди полагают, что усложнение некоторых положений религии, которое они совершают, является богобоязненностью. На самом же деле богобоязненность это то, что соответствует Корану и Сунне, и шариат смотрит не на трудность деяний, а на правильность. Всевышний Аллах ниспослал эту религию для облегчения, а не для затруднения, как сказано об этом в Коране: «Аллах желает для вас облегчения и не желает вам затруднения» (аль-Бакъара 2: 185).
Есть множество положений в шариате, когда в случае сомнений лучше оставить сомнительное, однако это не относится к тем случаям, когда шариат сделал некоторые вещи облегчением.
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Если кто-либо зайдет к своему брату-мусульманину, и он поставит ему еду, то пусть ест его еду и не спрашивает о ней, и если он даст ему пить, то пусть пьет, не спрашивая». Ахмад 8933, Ибн аль-Джа’д 2961, ад-Даракъутни 4/258. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 627.
[Но это веление не относится к той еде и питью, запретность которых не вызывает никаких сомнений].
Имам аль-Хаттаби говорил: “Отстранение от сомнительного бывает трех видов: обязательное, желательное и порицаемое. Отстраняться от того сомнительного, которое связано с запретным является обязательным. Отстраняться от дел с тем, у кого большинство имущества запретное, является желательным и отстраняться от того, что шариат сделал облегчением, является порицаемым”. См. “Найлюль-аутар” 5/119.
Спросили шейха аль-Альбани: «Являются ли христиане нашего времени людьми Писания?»
Шейх ответил: «А разве есть в этом сомнение? Какова разница между христианами нашего времени и христианами того времени, когда Аллах ниспослал этот аят: «Впали в неверие те, которые говорят: “Аллах является третьим в троице”»(аль-Маида 5: 73)? Эти являются хвостом тех».
См. «Джами’ турас аль-‘алляма аль-Альбани филь-манхадж» 8/101.
Оригинал этих слов в кассете шейха «Сильсилятуль-худа уа-ннур» № 386.
Источник
Люди Книги (Фетвы ученых относительно положения мяса животных)
Вопрос:
Шейх, вам известно, что в странах людей Писания, в наши дни смешаны множество национальностей, у которых разные религии, и в связи с этим сомнение относительно заколотого животного в этих странах очень сильное. Каково постановление относительно мяса закалываемых ими животных? Есть ли в этом вопросе то, что нуждается в разъяснении и уточнении? Просим вас разъяснить данный вопрос, так как он приводит нас в замешательство.
Ответ шейха Ибн ‘Усаймина:«Дозволенность закалываемого животного обуславливается тем, чтобы человек знал или же был склонен к тому, что по всей вероятности тот, кто закалывает животное, является из числа тех, чье заколотое животное дозволено есть. Таковыми являются мусульмане, христиане и иудеи. Если же мы сомневаемся в том, является ли закалывающий иудеем или христианином, но все-таки больше склонны к тому, что он из их числа, то в данном случае заколотое им животное дозволено. Если же мы больше склонны к тому, что стоящие за мясом не из числа людей Писания, то в этом случае это мясо является запретным. Итак, у нас пять положений относительно закалываемых животных:
1. Когда мы знаем, что зарезавший животное, из числа людей Писания. В данном случае это мясо является дозволенным.
2. Когда мы склонны к тому, что закалывающий, из числа людей Писания. В таком случае это мясо также является дозволенным.
3. Когда мы в сомнении, тогда мясо запретно.
4. Когда мы сомневаемся, но склонны к тому, что закалывающий, не из числа людей Писания, тогда это мясо также является запретным.
5. Когда мы знаем, что закалывающий, не из числа людей Писания. В данном случае это мясо является недозволенным. Это пять положений, три из которых запретны и два дозволенны. Мы слышали, что в Америке животных бьют током, но они выпускают кровь до того, как животное умрет, а животное, заколотое до смерти, является дозволенным. Аллах Всевышний сказал: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его (до смерти)» (аль-Маида 5: 3). Так же я слышал от некоторых молодых парней, которые ездили в эти страны, что в настоящее время им (неверным) стало известно что, мясо не может быть пригодным для продажи, если не выпускать кровь из забиваемых животных. И они стали выпускать кровь, способом отличительным, способу мусульман. Они прорезывают на шее яремную вену, а в другую большую вену устанавливают аппарат (выдувающий кровь) для того, что бы кровь выходила с яремной вены интенсивней. В действительности, это и есть выпускание крови, но иным способом. И возможно, что в один из дней они вернутся к способу, который используют мусульмане, т.е. будут перерезать артерии, так что бы кровь выходила из них. Но как бы там ни было, если ты хочешь, чтобы у тебя не было проблем относительно мяса и чтобы мясо, которое ты употребляешь, было благим, то покупай рыбу!» См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 1182.
Вопрос: Как на счет животных, которых сначала бьют током, а затем отрезают голову, чтобы вышла кровь?
Ответ шейха Ибн ‘Усаймина:
«Если кровь выходит, после того как отрезают голову, то значит, что удар током просто ослабляет животное, а затем его закалывают. В таком случае мясо этого животного дозволено, так как пророк (c) сказал: «Ешьте то, из чего выпущена кровь и над чем произнесено имя Аллаха!» Кровь не выходит, если животное не зарезали, когда оно было живым. Когда же животное умирает, то кровь меняется и свертывается и она уже не выходит. Но как бы там не было, если тот удар током, о котором говорит брат, неубил это животное и его зарезали до того, как оно умерло, то это закалывание соответствует шариату. Доказательство тому слова Всевышнего:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его (до смерти)» (аль-Маида 5: 3). Все перечисленное является причиной смерти, и все они запретны, за исключением того, что зарезано до смерти. Удар током подобен удушению, а Аллах запретил то, что было задушено, но исключил из этого то, что было зарезано до его смерти. И поэтому, удар током это только способ ослабить животное и если его закалывают до того, как оно умрет, то оно дозволено. Если же удар током убивает животное, хотя это противоречит словам задавшего вопрос, так как он сказал, что кровь у животного вытекает, то в этом случае оно становится запретным». См. “Фатауа нуру ‘аля-ддарб”.
Вопрос:
Дозволено ли в наши дни есть мясо животного, зарезанного христианами зная, что они забивают животное различными способами, используя машины и усыпляющие средства?
Ответ шейха Ибн База:
«Есть их мясо дозволено, если неизвестно, что оно заколото не в соответствии с требованиями шариата. Основой в их зарезанных животных является дозволенность, и их мясо дозволено нам, так же как и дозволенно животное, заколотое мусульманином. Аллах Всевышний сказал: «Еда людей Писания также дозволена вам» (аль-Маида 5: 5). См. “Фатауа ислямия” 3/401.
Вопрос: Можно ли есть мясо в кафе или столовых, если неизвестно упомянули при закалывании животного имя Аллаха или нет?
Ответ шейха Ибн База:
«Если эти кафетерии находятся в городах, где за забивание животных ответственны мусульмане или же люди Писания (христиане и иудеи), или владельцы этих кафе мусульмане или люди Писания, которые сами непосредственно режут животных, то употреблять их мясо дозволено, даже если нам неизвестно произнесли над этим животным имя Аллаха или нет, ибо основой в зарезанных ими животных является дозволенность. В сборнике у аль-Бухари передается хадис от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “Люди однажды сказали: “О посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет”. На это пророк (c) сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его» И это были люди недавно принявшие Ислам”. аль-Бухари 2057.
Однако, если же этими кафе управляют не мусульмане и не люди Писания, а атеисты или многобожники, то употреблять в этих заведениях мясо запрещено. И знай, что мясо животных, зарезанных мусульманами и людьми Писания в соответствии с требованиями шариата – дозволенно, даже если нам неизвестно каким способом они были забиты. А что касается тех животных, о которых мы знаем, что они были убиты не по нормам шариата, как удушение, забивание током и т.п., то это является мертвечиной, и запрещается употребление этого мяса. И в этом случае нет разницы в том, кто таким образом забил животное: мусульманин или же неверный. Аллах Всевышний сказал: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его (до смерти)» (аль-Маида 5: 3). См. “Фатауа Ислямийя” 3/414.
Ответ на подобный вопрос шейха Ибн ‘Усаймина:
«Зарезанные животные имеют три положения: Первое: когда мы знаем, что это животное забито правильно. В таком случае это мясо есть дозволено. Второе: когда мы знаем, что это животное зарезано неправильно. В этом же случае такое мясо есть недозволенно.
Третье: когда мы сомневаемся и не знаем, это животное было зарезано правильно или нет. И в данном случае положение этого мяса состоит в том, что оно дозволено, и мы не обязаны спрашивать и разузнавать, каким способом было забито это животное, произнесли над ним имя Аллаха или нет. Более того, Сунна ясно указывает на предпочтительность не спрашивать и не расследовать это. Когда пророку (c) сказали: ”Мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет”, он не сказал, спросите их, произнесли ли они имя Аллаха или нет. Напротив, он сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его». Данное повеление пророка (c) произнести имя Аллаха, не то поминание, которое произносится при закалывании животного, так как животное уже заколото, а это поминание, которое следует произносить перед едой. И в шариате установлено, чтобы кушающий произносил имя Аллаха перед едой. Более того, произнесение имени Аллаха перед едой является обязательным, и это является более правильным мнением, поскольку на это есть прямое повеление пророка (c) . И если человек не произнесет имя Аллаха перед едой, то шайтан обязательно примет участие в его еде и питье. Если человек проявит богобоязненность и не будет есть в этих кафе, то на нем не будет греха. И также наоборот, если он будет есть в подобных заведениях, тоже на нем нет греха». См. “Фатауа Ислямийя” 3/415.
Вопрос: Каково решение относительно консервированных куриц, поступающих из заграницы?
Ответ шейха Ибн База: «Если закалываемые за границей курицы и остальные животные, поступающие в консервированном виде, из стран людей Писания, то это является дозволенным, поскольку еда людей Писания дозволена нам текстами Священного Корана, если нам неизвестна причина, запрещающая это, как например то, что было заколото не ради Аллаха, или же заколото не перерезанием горла. А если мясо поступает из стран коммунистов, атеистов и многобожников, то оно является запретным и не дозволяется его употреблять». См. “Фатауа ислямия” 3/416.
Вопрос: Каково постановление относительно мяса, поставляемого из заграницы и стран неверных, на которых написано «халяль»?
Ответ шейха Салиха аль-Фаузана: «Нельзя полагаться на слова поставляющих это мясо, так же как нельзя полагаться на надписи на этикетках, что данные продукты были заколоты в соответствии с нормами Ислама. Если обратить внимание на куриц, которые появились на рынках, с такой надписью, то можно обнаружить ее с головой и не перерезанным горлом! Я сам видел надпись «халяль» на том, что не нуждается в этом, как например рыба! Это указывает на то, что надпись «халяль» всего лишь лживое привлечение для покупателей и делают они это для того, что сбыть свой продукт и присвоить имущество лживым путем» См. “аль-Ат’има” 165-166.
Вопрос:
До моего приезда в Китай я слышал, что животных, зарезанных атеистами, мусульманину употреблять нельзя. У нас в университете есть маленькая столовая для мусульман и в ней дают мясо, но я не уверен, что оно забито в соответствии с требованиями Ислама и я сомневаюсь в дозволенности употребления этого мяса. Мои друзья не сомневаются подобно мне и кушают это мясо. Правильно ли они поступают или же они употребляют запретное? Также относительно посуд, там нет различий между посудами мусульман и немусульман. Как мне поступать в таком положении?
Ответ шейха Ибн База:
«Не дозволено употреблять мясо, зарезанное неверными, кроме людей Писания (христиан и иудеев) и нет разницы это мясо огнепоклонников, идолопоклонников и им подобных. Все они являются неверными. Также нельзя употреблять бульон из такого мяса, так как Аллах не дозволил нам пищу неверных за исключением людей Писания. Всевышний сказал: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им» (аль-Маида 5: 5).
Пища – это мясо животных, зарезанных ими, как это сказал ибн ‘Аббас. А что касается фруктов и тому подобных вещей, то в их употреблении нет проблем, потому что они не входят в запретную пищу. Пища же мусульман, истинных мусульман, не поклоняющихся никому кроме Аллаха, не взывающих ни к пророкам, ни к святым и не поклоняющихся могилам, дозволена как для мусульман, так и для других. Что касается посуды, то мусульманам необходимо (уаджиб) иметь отдельную посуду, от посуды неверных, в которой они содержат свою пищу, вино и тому подобное. А если они не смогут этого сделать, то повару мусульманину необходимо мыть посуду, которую используют неверные и лишь затем класть туда пищу. В обоих достоверных сборниках пришел хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушани (да будет доволен им Аллах), что он спросил пророка (c) о том, можно ли есть из посуды многобожников, на что пророк (c) ответил: «Что касается твоего упоминания о людях Писания, то если вы сможете найти что-то другое, не пользуйтесь их посудой, а если не сможете, то мойте их посуду и кушайте из нее». См. “Маджму‘у фатауа уа макъалят” 4/435.
Вопрос:
Каково положение мяса, куриц и рыбы, которые мы употребляем в неисламских странах, в то время как они не придерживаются исламских правил при закалывании животных. Достаточно ли просто произнести “бисми-Ллях” перед едой и употреблять это?
Ответ шейха ‘Абдур-Рахмана аль-Баррака:
«Что касается рыбы, то она является дозволенной, потому что дозволенность рыбы не зависит от способа закалывания и не зависит от поминания Аллаха над ней. Остальные виды мяса, поставляемые какой-либо компанией или кем-либо из числа людей Писания, являются дозволенными, если не известно, что они убили животных током, или убивают ударом по голове и другими способами, которые известны в Европе. Всевышний сказал: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им» (аль-Маида 5: 5).
Однако, если известно, что они убили животное одним из перечисленных способов, то это мясо запретно, так как оно является мертвечиной. Также если поставляемое мясо выпускается не компанией людей Писания, то это мясо не дозволяется употреблять. Всевышний Аллах сказал: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие» (аль-Ан’ам 6: 121).
Мусульманин должен всячески отстранятся от явного запретного и остерегаться сомнительного, стремясь сохранить чистоту своей религии и чистоту своего тела, не насыщая его запретным» См. “Суаль уа джауаб” № 10339.
Источник