Можно ли есть лосось мусульманам
Содержание статьи
Список халяльной и кошерной рыбы — List of halal and kosher fish
Это список рыбы, считающейся халяльной в соответствии с Мусульманин , а также быть кошерным согласно евреям согласно кашруту диетическим законам в галахе раввинов Иудаизм .
В мусульманской традиции эти рыбы считаются халяльными, потому что они обладают соответствующими характеристиками: рыбьей чешуей .
В иудаизме, помимо требования наличия настоящей рыбьей чешуи, кошерная рыба также должна иметь 115>плавники . Это, казалось бы, избыточное требование служит для устранения двусмысленности за счет исключения морских животных без плавников, обладающих различными характеристиками, которые можно спутать с чешуей, включая раковины (например, у креветок или креветок). Хотя не у каждой рыбы с плавниками будет чешуя, у каждой настоящей рыбы с настоящей рыбьей чешуей по умолчанию также есть плавники. Согласно современному научному определению, в иудаизме также раковины ракообразных являются их экзоскелетом («внешний скелет»), и поэтому они не кошерные не только из-за отсутствия плавников, но и из-за отсутствия истинной чешуи.
В некоторых исламских школах мысли, где чешуя также является признаком халяльной рыбы, в том числе у шиитов Джафари, экзоскелеты также не включаются в «чешую». Однако другие исламские школы мысли, как суннитские, так и шиитские, имеют более свободные определения, которые включают экзоскелет ракообразных как «чешую», другие, тем не менее, включают более мягкие экзоскелеты креветок как «чешуйки», но исключают более твердые экзоскелеты омаров.
Хотя в еврейской галахе нет ничего специально упомянутого, требующего, чтобы кошерная рыба имела эндоскелет («внутренний скелет») и жабры (в отличие от легких), все истинные рыба, у которой по умолчанию есть как чешуя, так и плавники, также обладают эндоскелетом и жабрами. Любое морское существо, у которого нет жабр и которое может дышать кислородом из воздуха только через легкие, или имеет экзоскелет вместо эндоскелета, по умолчанию не кошерно, потому что оно не может быть рыбой.
Таким образом, список рыб на этой странице совпадает с теми, которые обладают сочетанием эндоскелета, жабр, плавников и чешуи.
Кошерный
В соответствии с чок или божественными указами Торы и Талмуда , чтобы рыба была объявлена кошерной, у нее должны быть чешуя и плавники. Определение «чешуя» отличается от определений, представленных в биологии, тем, что чешуя кошерной рыбы должна быть видна глазу, присутствовать во взрослой форме и может быть легко удалена с кожи вручную или ножом для чистки. Таким образом, белый амур, зеркальный амур и лосось являются кошерными, тогда как акула с микроскопической чешуей, осетр, чьи щитки не могут быть легко удалены, не вырезая их из тела, и рыба-меч, которая теряет все свои свойства. чешуя взрослого человека не является кошерной.
Когда (кошерная) рыба вынимается из воды, она считается «забитой», и нет необходимости ритуально убивать ее, как кошерный домашний скот. Однако кошерный закон прямо запрещает употребление рыбы, пока она еще жива. Хотя существует мнение раввина Йосефа Каро из Цфата (в его юридическом комментарии XVI века, Бейт Йосеф), что молоко и рыбу не следует готовить или есть вместе, Каро ссылается на Шулхан Арух (OC 173: 2), который на самом деле имеет дело с мясом, а не с рыбой. Большинство раввинских авторитетов с того времени (включая почти всех ашкенази ) постановили, что это была ошибка писцов, и нет ни талмудической основы, ни какого-либо другого раввинского прецедента, запрещающего молоко и рыбу и, таким образом, разрешающего такое смеси. Действительно, два отрывка в Вавилонском Талмуде неявно заявляют, что это вполне допустимо. Тем не менее, поскольку Каро писал, что нельзя смешивать молоко и рыбу, есть те, кто их не смешивает. Обычай Хабада — не есть рыбу вместе с настоящим молоком, но разрешать это вместе с другими молочными продуктами, так что добавления в молоко немного масла или сливок достаточно, чтобы смешать его с рыбой. .
Халяль
Сунниты
В суннитском исламе существуют две общие школы мысли. Большинство суннитских мусульманских школ юриспруденции (Шафиит , Ханбали и Малики ) придерживаются общего правила, что вся «морская игра» (животные моря) ) можно есть за небольшими исключениями. Например, местное блюдо лакса (которое включает в себя такие мясные блюда, как креветки и кальмары, с суповой основой из креветочной пасты ) , считается допустимым в шафиитских странах суннитского мусульманского большинства в Индонезии и Малайзии , где он обычно употребляется.
Ханафи
В ханафитской школе мусульманского права суннитского толка, к которой принадлежит большинство мусульман-суннитов, только «рыба» (в отличие от всех «морских дичь »), включая угря и миксину.
Любые другие морские (или водные) существа, не являющиеся рыбой, поэтому также являются харам (запрещены), независимо от того, дышат ли они кислородом от воды через жабры (например, как креветки, омары и крабы, которые являются ракообразными ), и особенно если они дышат кислородом от воздуха до легких (например, морские черепахи и морские змеи, рептилии , дельфины и киты, которые являются млекопитающими , или полуводные животные, такие как пингвины, которые являются птицами , морскими крокодилами , которые являются рептилиями, тюлени, которые являются млекопитающими, а лягушки — земноводными ).
Следовательно, для мусульман-суннитов-ханафитов суп лакса будет харам (запрещен).
Шииты
Шиитский ислам регулирует рыбу в Джафари школа юриспруденции происходит из нескольких сахиххадисов , один из них, как передал пятый имамМухаммад аль-Бакир : Ешьте любую рыбу с чешуей и не ешьте рыбу без чешуи. | Аль-Кулайни , Аль-К afi , том 6, с. 219
Список разрешенной рыбы (неоднозначный, неясно, какая рыба разрешена в иудаизме или различных ветвях ислама)
Ссылки
Внешние ссылки
- Kashrut.com: Kos ее и некошерная рыба
Источник
Отчего рыбу в исламе можно есть только в чешуе
Москва, 01.06.2021, 08:17:12, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Юлия Якобсон.
Конфессиональные правила касательно еды разнятся довольно сильно, поэтому часто возникают вопросы. Например, почему нельзя есть рыбу без чешуи — по Библии и исламу всё это описывается по-разному, но принцип прослеживается один и тот же — животная пища может быть чистой и нечистой. Но почему?
В исламе мясо нечистых животных в пищу не употребляется ни под каким соусом. В иудаизме тоже есть «черный список» живности, чье мясо еврей есть не станет, дабы не осквернять свое тело — храм божий. Возникает вопрос: есть ли в христианстве нечистые животные?
Вкусная и здоровая пища в исламе
В исламе разрешено всё, что не запрещено. А всё, что запрещено — это харам, под него попадает:
- больное или беременное животное,
- падаль,
- погибшее животное или убитое в схватке с собратом,
- кровь животных,
- свинина.
А вот почему рыба в исламе кушается исключительно с чешуей? Это исключительно привычка, религия к этому отношения не имеет. Как правило, базовые рецепты той или иной народности приходят к нам от предков. А в древности на Ближнем Востоке было не до изысков: рыбу пекли вместе с чешуей, не заморачиваясь на ее чистку. Слой чешуи после термообработки все равно отпадал, никому не мешая при трапезе.
Коран, кстати, разрешает мусульманину есть всё, что под рукой лишь в одном случае — когда грозит смерть от голода. В христианстве всё куда гуманнее.
Как едят рыбу христиане — с чешуей или без?
В христианстве всё базируется на Новом Завете, который утверждает, что человек не может осквернить себя едой. Дегенерация личности идет в мозгу, так что мысли должны быть чистыми. «Чистому всё чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть», — сигналит нам Послание к Титу, стих 1:15.
Так что способ приготовления рыбы — в чешуе или без нее — значения для христианина не имеет. Это относится исключительно к личным гастрономическим предпочтениям. Если прочесть Книгу деяний апостолов, то главе Х описано видение Петра. Дескать, было апостолу видение, в котором всевышний ему сказал, что он очистил скверную еду и позволил ему есть всё, что было запрещено [по Ветхому завету].
«И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым», — сообщают «Деяния апостолов» 10:13-15.
Но самое главное правило у христиан — следить за своими мыслями и словами. Не рекомендуется выпускать в эфир хулу, проклятия или подобным образом демонстрировать недостаток культуры. Пищевые привычки тут ни при чем, это сказал и Иисус в «Послании к Колоссянам».
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а выходящее из уст оскверняет человека», — вторит ему Евангелие от Матфея в стихе 15:11.
Эксперты по религии предполагают, что в раннем христианстве тоже был списки запретов на пищевые привычки. Но для популяризации новой религии среди язычников эти запреты были сняты. Единственным «нельзя» для истинно верующего осталась идоложертвенная еда — ту, что приносили в жертву других богам.
Источник
Пищевые запреты в исламе
Пищевые запреты в исламе — пища, запрещённая к употреблению мусульманам. Коран указывает на запрет употребления крови, мяса животных, которые умерли своей смертью, были забиты не с именем Бога[прояснить] и нечистых животных: хищников, всеядных животных (свинины и др.) и т. д.
Общие принципы[править | править код]
В исламе в основе всего (что касается бытовых, нерелигиозных вопросов) заложена разрешённость. То есть всё разрешено, кроме того, что явно запрещено. Это основано на Коране и Сунне. Более тонкие моменты регулируются фетвами.
В Коране есть явный запрет на мясо животных, которые умерли своей смертью, кровь, свинину, мясо животных которые были забиты не с именем Бога (Аллаха)[прояснить]. Запрещены также продукты, содержащие даже незначительное количество запретных веществ, например, созданные на основе свиного жира сыры. При производстве колбасной продукции свинина обычно заменяется курицей — филе или бедром без кости[1].
Халяльные кафе, рестораны и т. д., предлагающие клиентам халяльную еду, могут иметь сертификаты, подтверждающие халяльность продукции[1].
Здоровая пища[править | править код]
Здоровое питание считается важным в исламе, хотя это не обязательно может быть основано на западных стандартах. В то же время другие рекомендации им соответствуют: так некоторые мусульманские ученые считают избыточное питание грехом, ссылаясь на следующий аят Корана:
Аллах Единый — Тот, кто взрастил сады из виноградных лоз, растущих на подпорах и без подпор. Он взрастил финиковые пальмы и посевы, которые дают разнообразные плоды по цвету, вкусу, форме и запаху. Аллах взрастил также оливы, гранаты и другие плоды, схожие по некоторым качествам и различные по другим, хотя земля может быть одна и та же и орошается одной и той же водой. Ешьте из этих плодов, когда они созреют, и отдавайте должную милостыню после уборки урожая. Не вкушайте много, а будьте умеренны, чтобы не повредить себе и не обделить бедных. Аллах не любит расточительных и недоволен их неумеренными деяниями!
Оригинальный текст (ар.)
وَهُوَ الَّذِي أَنْشَأَ جَنَّاتٍ مَعْرُوشَاتٍ وَغَيْرَ مَعْرُوشَاتٍ وَالنَّخْلَ وَالزَّرْعَ مُخْتَلِفًا أُكُلُهُ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُتَشَابِهًا وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ ۚ كُلُوا مِنْ ثَمَرِهِ إِذَا أَثْمَرَ وَآتُوا حَقَّهُ يَوْمَ حَصَادِهِ ۖ وَلَا تُسْرِفُوا ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
В современном мире халяльные продукты употребляются не только из религиозных, но и из диетических соображений: они пользуются все большей популярностью среди приверженцев здорового питания[2]. Всего доля халяльных (то есть одобренных мусульманскими обычаями) продуктов питания на мировом пищевом рынке составляет около 20 %, причем значительная их часть производится в регионах с незначительной долей исламского населения, в частности, в Латинской Америке.[3]
Запрещённые мясные продукты (харам)[править | править код]
Некоторые животные и способы убоя животных могут являться запрещёнными к употреблению. Такое мясо будет являться «нечистым». Для того, чтобы мясо могло считаться халяльным, бараны и бычки должны быть зарублены по всем правилам. Животное не может быть больным или беременным. Оно не должно умирать своей смертью и страдать при убое. Желательно, чтобы одно животное не видело, как убивают другое животное[1].
При забое халяльного скота нежелательно использовать электрический ток, так как разряд замораживает кровообращение и закупоривает сосуды, в результате чего запрещённая к употреблению кровь не сливается[1].
Мертвечина[править | править код]
В исламе есть запрет на употребление в пищу мертвечины. Согласно исламскому праву (фикх), животные, которые умирают в результате утопления, пожара, поражения электрическим током, травмы, являются мертвечиной. Разрешаются животные, которые забиты сознательно на убой или на охоте, так как при этом есть возможность максимально выжать кровь. Исключениями из этих правил являются морепродукты.
- Поистине, появятся среди моих последователей народы, которые сделают разрешённым спиртное, свинину, чистый шёлк и струнные инструменты[4].
Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный.
Оригинальный текст (ар.)
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ وَالْمُنْخَنِقَةُ وَالْمَوْقُوذَةُ وَالْمُتَرَدِّيَةُ وَالنَّطِيحَةُ وَمَا أَكَلَ السَّبُعُ إِلَّا مَا ذَكَّيْتُمْ وَمَا ذُبِحَ عَلَى النُّصُبِ وَأَنْ تَسْتَقْسِمُوا بِالْأَزْلَامِ ۚ ذَٰلِكُمْ فِسْقٌ ۗ الْيَوْمَ يَئِسَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ دِينِكُمْ فَلَا تَخْشَوْهُمْ وَاخْشَوْنِ ۚ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا ۚ فَمَنِ اضْطُرَّ فِي مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِإِثْمٍ ۙ فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
Халяль и кашрут[править | править код]
Правила, аналогичные халялю, есть и в иудаизме (см. Кашрут). Иудеи также не едят свинину, пользуются строгими правилами забоя скота (более строгими, чем в исламе). Но в иудаизме есть специальный человек (шойхет), в функции которого входит убой и разделка в соответствии с правилами кашрута, а в исламе подобного человека нет. Существует только одно ограничение, которое есть в исламе, но его нет в иудаизме: ислам запрещает употребление всех спиртных напитков, а с точки зрения кашрута вино может быть кошерным, если оно изготовлено с использованием разрешённых продуктов. В исламе халяльным продуктом не может считаться даже мясо разрешённых животных, если животное было зарезано не по правилам ислама[5].
Примеры дозволенных и запретных животных[править | править код]
К однозначно запрещённым к употреблению животным относятся: букашка, блоха, ворона, вошь, гепард, жук-олень, жигалка осенняя, кошка, коршун, крот, куница, ласка, леопард, медведь, морская свинка, морской конек, мул, муравей, муха, мышь, обезьяна, орёл, осёл, павлин, падаль, паук, пчела, сапсан, свинья, собака, сова, сокол, скорпион, слон, таракан, удод, черепаха, шакал, шершень, ястреб и др. Ниже в таблице приведён список животных, правовой статус которых отличается в зависимости от правовой школы (мазхаба)[6]
Исключения[править | править код]
Мусульманам разрешено употреблять запретную пищу только в случае нужды, например, если голод может стать причиной его смерти или болезни. В этом случае он может поесть минимальное количество запретной пищи, необходимое для выживания или поддержания своего здоровья до тех пор, пока он не найдёт разрешённую еду[9].
Примечания[править | править код]
Источник
Морепродукты (креветки, крабы, лобстеры) халяль
Бытует мнение, что мусульманам запрещено употреблять в пищу многие морепродукты, а именно — креветок, мидий, кальмаров, крабов, раков, лобстеров, осьминогов и т. д. Правда ли это и почему?
Когда у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]»[1].
В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, совершая долгий путь и сильно проголодавшись, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении двух недель. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось немного этого мяса, для того чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили утвердительно и угостили Пророка[2].
Запрет на употребление обитателей моря может касаться только случаев, когда началось гниение продукта и отравление им очевидно.
Считаю верным мнение, что все живущее в воде и съедобное для человека является разрешенным (халяль) и специального ритуала заклания не требует. Об этом говорило большинство мусульманских ученых. Упомянутый достоверный хадис — прямой тому аргумент. Ученые ханафитского мазхаба говорили о дозволенности лишь рыбы. Обоснование косвенно и не убедительно. А потому — это не более чем мнение, которого можно как придерживаться, так и не придерживаться[3]. Сам я в религиозной практике следую ханафитскому мазхабу, но без строгой и слепой приверженности лишь ему.
В заключение напомню важный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным[4]]»[5].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 265 и 306.
[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1317, хадис № 4362; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 153, хадис № 3637; аз-Зайля’и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 4. С. 204.
[3] Подробнее богословскую полемику по этому вопросу см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2790-2792; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 153-156.
[4] Сюда нельзя относить сигареты, так как их не существовало во времена Пророка. Богословское заключение об их запретности (харам) сформулировано современными мусульманскими учеными на основе научно и экспериментально доказанной степени вреда — постепенное разрушение здоровья и убийство человека.
[5] Хадис от Абу Са’ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу’а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.
Источник