Можно ли есть льняное семя в экадаши

Что можно есть в экадаши: общие положения и перечень.

Экадаши — традиционный день поста в ведической культуре, который выпадает на одиннадцатый день после полнолуния и одиннадцатый день после новолуния каждого лунного месяца. Пост в день Экадаши — это не просто религиозная традиция. Жизненные ритмы нашего тела очень сильно связаны с перемещением луны. Многим известно, к примеру, что в полнолуние люди могут испытывать проблемы со сном.


С древности люди определили, что голодание на 11-й день после новолуния и после полнолуния наиболее благостно сказывается на организме. Поэтому голодание (или же диету) рекомендуется совершать именно в день Экадаши.

Наиболее благоприятным считается полное воздержание от воды и еды в день Экадаши. Практика сухого голодания дважды в месяц оказывает на организм очистительное, омолаживающее и оздоравливающе воздействие. Наш ЖКТ настроен на то, чтобы работать в одном из двух режимов — он либо переваривает пищу, либо очищает себя и весь организм. И если идёт процесс переваривания пищи, процесс очищения невозможен. А если же мы отказываемся от воды и пищи, запускаются процессы очищения организма. Для тех, у кого есть проблемы с почками, не рекомендуется сухое голодание, — это может привести к непредсказуемым последствиям.

Если же здоровье или какие-либо иные причины не позволяют провести голодание на воде, то в день Экадаши можно просто соблюдать диету, это тоже очень полезно для здоровья.

смузи

Что можно есть в Экадаши

Традиционно в день Экадаши либо соблюдается голодание (сухое или на воде), либо — диета, которая исключает зерновые и бобовые. Также стоит учитывать, что в ведической культуре в принципе такая пища как мясо, рыба, яйца, лук, чеснок и грибы — считается неблагоприятной, поэтому воздержание от неё в день Экадаши происходит по умолчанию.

Почему же в день Экадаши следует воздерживаться от зерновых и бобовых? Зерновые и бобовые — это очень тяжёлая для нашего организма пища, и если мы хотим очистить организм (а это тот самый день, когда лунные ритмы будут способствовать очищению), то следует воздержаться от неё. Дело в том, что любой белок, который поступает в наш организм, является чужеродным (в том числе и растительный), поэтому процесс переваривания и усвоения чужеродного белка, во-первых, очень энергозатратен (а энергия в день Экадаши организму нужна для очищения), а во-вторых, процесс переваривания чужеродного белка токсичен для организма. Поэтому не рекомендуется нагружать организм токсинами в день очищения.

Также есть и эзотерическая причина отказа от зерновых и бобовых. Согласно легенде, бог Вишну, чтобы помочь живым существам освободиться от негативной кармы, создал возможность совершать пост в день Экадаши. И, согласно верованиям, регулярно соблюдая Экадаши, можно вырваться из круговорота перерождений и обрести состояние, которое называется мокша (освобождение). И, согласно легенде, некие тёмные силы, которые не желают, чтобы живые существа освобождались от их влияния, нашли в этот день себе прибежище в зерновых и бобовых, наполняя их своей тёмной энергией. И тот, кто в этот день будет употреблять зерновые и бобовые, будет потреблять эту тёмную негативную энергию.

тарелка, пустая тарелка, голодание, экадаш

Экадаши: что можно и что нельзя

Не существует каких-то конкретных запретов. Каждый соблюдает день Экадаши, исходя из своих возможностей и своего здоровья. Тот, кто может соблюдать в этот день сухое голодание, — несомненно, проведёт пост в Экадаши наиболее эффективно. Однако и просто воздержание от тяжёлой и мясной пищи будет оказывать положительное влияние на здоровье. Традиционно пост предусматривает воздержание от всех видов бобовых: фасоли, гороха, нута, чечевицы и т. д. Также от всех видов зерновых: риса, овса, ячменя, сорно, кукурузы, ржи, пшеницы, проса, пайзы, дагуссы, чумизы, могара, амаранта и других. В день Экадаши рекомендуется воздерживаться от всех видов семян: кунжута, мака, семян подсолнуха и т. д. Всех представителей растительного мира из семейства злаков, бобовых и зернобобовых рекомендуется в день Экадаши исключать из рациона. Также речь идёт об исключении всех производных зерновых и бобовых культур, то есть от хлебобулочных изделий также рекомендуется воздержаться в день Экадаши. Питание в день Экадаши должно преимущественно состоять из овощей и фруктов.

Что можно есть в Экадаши: перечень продуктов

Какие же продукты можно есть в Экадаши? Благостной пищей в этот день считаются все фрукты и овощи за некоторыми исключениями. Однако рекомендуется избегать свёклы, а другие корнеплоды допустимы для употребления. Молочные продукты также являются благостными для употребления в этот день. Несмотря на то, что орехи тоже содержат высококонцентрированный белок, их употребление допустимо в Экадаши, однако если желаете достичь большего очистительного эффекта, лучше воздержаться в этот день от любого высокомолекулярного белка, такого как орехи и молочные продукты. Помимо зерновых и бобовых также не рекомендуется в этот день употреблять мёд, шпинат, баклажаны и асафетиду.

Читайте также:  Можно ли на правильном питании есть печень говяжью

календарь, телефон, экадаш

Наиболее благостной пищей в день Экадаши будут свежие фрукты и овощные салаты. В день поста происходит мощный процесс очищения, и не рекомендуется излишне нагружать организм тяжёлой пищей. Фрукты — самая лёгкая пища для питания нашего тела, а овощи имеют функцию очищения, и их употребление будет способствовать процессу очистки организма от шлаков и токсинов. Овощные салаты можно заправлять маслами холодного отжима. Существует мнение, что растительные масла сами по себе не усваиваются, но расщепляют слизь в организме и способствуют её выведению. Поэтому если есть намерение получить максимальный очистительный эффект, рекомендуется употреблять овощные салаты в этот день. В любом случае, всё сугубо индивидуально и рацион для Экадаши каждый для себя должен выбрать сам, принимая во внимание общие рекомендации, но делая поправку на своё здоровье, режим дня, образ жизни и вкусовые предпочтения.

Источник

Запрещенные продукты в экадаши | ИСККОН Пенза

— все порошковые, в том числе чёрная соль. Вероятность добавления муки и других утяжеляющих вес продуктов очень велика. Лучше не рисковать, два раза в месяц можно без этого обойтись.

— семена шамбалы нельзя, а листья можно. Так как грех прячется в зёрнах и бобах, а не в листья.

— кунжут нельзя однозначно. Даже в Шат -тилла экадаши, когда очень благоприятно предлагать Божеству кунжут, лучше почитать его на следующий день.

— мёд — если вы поститесь и пьёте только воду — то нельзя, если поститесь на зерно-бобовые и кушаете — то мёд можно.

ВНИМАНИЕ. Есть также мнение, что пчелы могут собирать пыльцу с цветков зерновых и поэтому мед употреблять не стоит. Не известно, авторитетно это или нет.

— масла подсолнечное хорошего качества, гхи — можно.

Масло подсолнечное употреблять можно, там нет зерен; семечки являются семенами, а не зернами.

— арахис-относится к семейству бобовых. Шрила Прабхупада его разрешал есть, так как авторитет Шрилы Прабхупады выше, чем изобретения науки, то арахис есть можно.

— можно — калинджи, кумин, асафетиду в камне, куркуму в корешках,горчицу, перц, размолотый собственноручно, сладкие специи — корица в коре, гвоздика, фенхель, кардамон, шафран.

ВНИМАНИЕ. Горчицу желтую и черную не предлагают в экадаши.

***

Заметки об экадаши

(Из руководства по поклонению Божествам в ИСККОН, Панчаратра-прадипа — том 2)

Хари-бхакти-виласа даёт много правил по соблюдению экадаши и они обсуждаются во 2 томе Панчаратра-Прадипы. Здесь, однако, мы остановимся лишь на некоторых моментах, касающихся экадаши в отношении с общим стандартам поклонения Божеству в ИСККОН.

= Предложение зерновых духовному учителе и Господу Чаитанйе =

В беседе, Шрила Прабхупада сказал, что в экадаши зерновые не должны предлагаться духовному учителю или Господу Чаитанйе и Его спутникам.

Преданный: Можем ли мы предлагать Божеству зерновые в экадаши?

Шрила Прабхупада: О, да. Но не гуру. Экадаши соблюдаются джива-таттвой, но не Вишну. Мы постимся для очищения от нашей материальной болезни, но Радха-Кришна, Чаитанйа Махапрабху… Чаитанйе Махапрабху также можно не предлагать зерновые, так как Он играет роль преданного. Только Радха-Кришне, Джаганнатхе могут быть предложены зерновые. Однако, Гуру-Гауранге — нет. И прасадам никто не должен принимать. Его следует оставить на следующий день. /Беседа со Шрилой Прабхупадой, Токио, 22 апреля, 1972 г./

— Если есть только одна тарелка для всех Божеств и главными Божествами являются Кришна или Джатаннатха, зерновые должны предлагаться как в обычный день. Если главные божества — Гаура-Нитаи, предлагаются только незерновые блюда. /Если вы готовите для ресторана, где зерновые будут подаваться в экадаши, можно предложить зерновые Гаура-Нитаи понимая, что Они предложит бхогу Кришне/. Лучше заменить обычно предлагаемые зерновые блюда незерновыми так, чтобы получилось то же количество блюд, что и в обычные дни. Однако, если зерновые блюда готовились для Кришны или Джаганнатхи, это может оказаться трудным готовить дополнительные незерновые блюда для духовного учителя и Гаура-Нитаи. В этом случае подайте большие количества незерновых блюд духовному учителю и Гаура-Нитаи, а для Кришны или Джаганнатхи подготовте тарелку подношений как в обычные дни.

=Что входит в понятие «зёрна» в экадаши?=

Шрила Прабхупада выделил зерновые и бобы как пищу, которую следует избегать в экадаши. Можно использовать специи для приготовления, однако зёрен горчицы следует избегать. /Тот, кто очень строго соблюдает экадаши, должен избегать всех специй кроме перца, каменной соли и тмина. Он должен также исключить определённые овощи, такие как томаты, цветная капуста, баклажаны и листовые овощи. Храмовым кухням нет нужды следовать этим ограничениям, так как Шрила Прабхупада не установил их.

Отдельные преданные могут соблюдать эти правила, если хотят, либо делая собственные правила готовки в экадаши, принимая необрабатываемую пищу, такую как фрукты, или соблюдая полный пост. Эти правила не должны отражаться на кухонном расписании храма./

Не следует использовать порошок асафетиды /хинг/, так как он содержит зерновые. Семян сезама также следует избегать, кроме Шат-тила экадаши, когда их можно предлагать и есть.

Читайте также:  Можно ли в пост есть карамельки

Не используйте никаких ингредиентов, которые могут быть смешаны с зерновыми, таких как гхи, использовавшееся для жарения пури, или специи к которым прикасались руками, выпачканными мукой для чапати.

=Махапрасад в экадаши.=

В экадаши, строгие последователи вайшнавских ограничений избегают есть любой махапрасад из предложения, включавшего зерна. Шастры объясняют, что папа-пуруша /олицетворённый грех/ принимает убежище в зёрнах в экадаши и поэтому мы избегаем зёрен во всех видах в этот день, даже не рискуя принимать незерновые блюда махапрасада с тарелки, подношение на которой содержало зерновые. Экадашный махапрасад должен сохраняться до следующего дня; если это невозможно, его можно раздать людям, не строго следующим вайшнавским ограничениям или животным. На самом деле, махапрасад сохраняет свою чистоту в экадаши несмотря на присутствие папа-пуруши и потому он очистит любого, кто съест его. Тем не менее, последователи Чаитанйи Махапрабху, будучи строгими последователями вайшнавских ограничений, избегают махапрасада в этот день, потому что присутствие папа-пуруши может помешать их строгой садхане.

Источник

Соблюдение Экадаши

• любые виды зерновых и их производные (рис, пшеница, соя, маис, рапс, злаковые, овес, просо, ячмень, рожь, лен, хлеб и т. д.)

• любые виды бобовых и их производные (соевые бобы, нут, бобы, горох, какао, чечевица, маш)

• любые виды муки (кроме гречневой)

• кукуруза, кукурузное масло, кукурузный крахмал

• морковь

• свекла

• помидоры

• горькая дыня

• капуста кочанная

• шпинат, лист салата

• специи (кроме имбиря, кумина и черного перца)

Могут употребляться в Экадаши:

• картофель

• цветная капуста

• цуккини

• тыква

• гречка

• молоко, творог, йогурт (не содержащий кукурузного крахмала или производных продуктов зерновых)

• огурцы, фрукты, орехи

• тапиока, саго, батат

• соль, сахар

• имбирь, кумин, черный перец (только эти специи)

Как правило, многие продукты пищевой промышленности содержат пшеничные ингредиенты, глютен и т. д. Поэтому следует проверять их наличие в составе, дабы не нанести оскорбление Экадаши.

Соблюдение дней Экадаши включено в список шестидесяти четырех практик преданного служения и поэтому является неотъемлемой частью жизни искреннего практикующего. В Шри Чайтанья Сарасват Матхе дням Экадаши следуют тщательно и с любовью в соответствии с датами, указанными в вайшнавском календаре. Обычно в такие дни преданные не завтракают, а принимают анукалпу (небольшое количество прасада без зернобобовых, принимаемое, когда нет возможности поститься) в полдень, а также принимают прасадам не из зернобобовых вечером, по мере необходимости.

Там, где это возможно, преданным рекомендуется придерживаться поста и прерывать пост в то время, которое вычислено для их региона. Если же это не возможно, следует соблюдать Экадаши по времени, рассчитанному для Индии.

Паран (прерывание поста) является неотъемлемой составляющей соблюдения Экадаши и должен совершаться в указанное время с тем же вниманием, с которым соблюдаются сами Экадаши. В дни Экадаши преданные также воспевают две особые песни — «Шри Хари-васара-гити» утром и «Шуддха-бхаката» вечером.

Примечания:

1. Во время своего визита в Россию в 2013 году Шримати Бхакти Лалита Деви Даси дала следующие комментарии относительно соблюдения поста в дни Экадаши (https://harekrishna.ru/2013/09/13401-ekadashi.html): «Когда я служила секретарем Шрилы Гурудева, то мы получили, должно быть, сотни вопросов о технических подробностях следования Экадаши, и Гурудев терпеливо отвечал на многие из них. Иногда преданные спрашивали: „А как же морковка?“ И когда его снова и снова атаковали этим вопросом, он сказал: „Хорошо, морковка допустима“. Некоторые овощи не рекомендованы в эти дни: помидоры, баклажаны, все, что содержит семена, чили. Он (Гурудев) понимал, что мы люди западного мира, и поэтому никогда не пытался заставить нас следовать индийским ведическим стандартам. Иногда преданные в панике спрашивали Гурудева: „А как насчет этого? А как же вот это?“, — задавали тысячи вопросов, и Гурудев в конце-концов говорил: „Ладно, лишь бы только зерновые не выпячивались из вашей еды“ [смеется]». Также Шримати Бхакти Лалита Деви Даси дала детальные разъяснения по поводу употребления некоторых продуктов: «Существует несколько различных стандартов соблюдения Экадаши, градация от очень либерального следования до очень строгого, в связи с чем предписания могут меняться. Некоторые виды продуктов не доступны или даже не известны в каких-то регионах мира. Некоторые продукты не желательны, а иные даже запрещены. Но в то же время нельзя сказать, что такие продукты, как свекла, морковь, кочанная капуста, салат-латук, шпинат, зелень, горькая дыня или томаты неизбежно нарушают пост в Экадаши. Некоторые Гаудия-вайшнавские миссии и некоторые преданные, а также порядок во многих храмах не допускают употребления этих овощей. Шрила Гурудев был однозначно против любых зерновых или семян, включая продукты на основе подсолнечника. Обычно для приготовления пищи используют чистое гхи или кокосовое масло, но не подсолнечное масло или иное другое масло, полученное из семян. Что касается специй, то используют исключительно лишь корень имбиря, черный перец и соль».

Оригинальный текст: https://scsmathinternational.com/guidance/ekadasi-guidance.php 

Переводчик и составитель примечаний: Кришна Чайтанья Дас

Источник

Специи, запрещенные в экадаши (и кое-что ещё :-)). Обсуждение на LiveInternet

Как-то делал небольшой конспект на эту тему с форума кришна.ру, вот он на гугл.докс — https://goo.gl/w8VB4, и в текстовом виде:

Читайте также:  Можно ли есть на арене wow

Не экадашные специи

— все порошковые, в том числе чёрная соль. Вероятность добавления муки и других утяжеляющих вес продуктов очень велика. Лучше не рисковать, два раза в месяц можно без этого обойтись.

— семена шамбалы нельзя, а листья можно. Так как грех прячется в зёрнах и бобах, а не в листья.

— кунжут нельзя однозначно. Даже в Шат -тилла экадаши, когда очень благоприятно предлагать Божеству кунжут, лучше почитать его на следующий день.

— мёд — если вы поститесь и пьёте только воду — то нельзя, если поститесь на зерно-бобовые и кушаете — то мёд можно.

— масла подсолнечное хорошего качества, гхи — можно.

— арахис-относится к семейству бобовых. Шрила Прабхупада его разрешал есть, так как авторитет Шрилы Прабхупады выше, чем изобретения науки, то арахис есть можно.

— можно — калинджи, кумин, асафетиду в камне, куркуму в корешках, горчицу, перц, размолотый собственноручно, сладкие специи — корица в коре, гвоздика, фенхель, кардамон, шафран.

***

Заметки об экадаши

(Из руководства по поклонению Божествам в ИСККОН, Панчаратра-прадипа — том 2)

Хари-бхакти-виласа даёт много правил по соблюдению экадаши и они обсуждаются во 2 томе Панчаратра-Прадипы. Здесь, однако, мы остановимся лишь на некоторых моментах, касающихся экадаши в отношении с общим стандартам поклонения Божеству в ИСККОН.

= Предложение зерновых духовному учителе и Господу Чаитанйе =

В беседе, Шрила Прабхупада сказал, что в экадаши зерновые не должны предлагаться духовному учителю или Господу Чаитанйе и Его спутникам.

Преданный: Можем ли мы предлагать Божеству зерновые в экадаши?

Шрила Прабхупада: О, да. Но не гуру. Экадаши соблюдаются джива-таттвой, но не Вишну. Мы постимся для очищения от нашей материальной болезни, но Радха-Кришна, Чаитанйа Махапрабху… Чаитанйе Махапрабху также можно не предлагать зерновые, так как Он играет роль преданного. Только Радха-Кришне, Джаганнатхе могут быть предложены зерновые. Однако, Гуру-Гауранге — нет. И прасадам никто не должен принимать. Его следует оставить на следующий день. /Беседа со Шрилой Прабхупадой, Токио, 22 апреля, 1972 г./

— Если есть только одна тарелка для всех Божеств и главными Божествами являются Кришна или Джатаннатха, зерновые должны предлагаться как в обычный день. Если главные божества — Гаура-Нитаи, предлагаются только незерновые блюда. /Если вы готовите для ресторана, где зерновые будут подаваться в экадаши, можно предложить зерновые Гаура-Нитаи понимая, что Они предложит бхогу Кришне/. Лучше заменить обычно предлагаемые зерновые блюда незерновыми так, чтобы получилось то же количество блюд, что и в обычные дни. Однако, если зерновые блюда готовились для Кришны или Джаганнатхи, это может оказаться трудным готовить дополнительные незерновые блюда для духовного учителя и Гаура-Нитаи. В этом случае подайте большие количества незерновых блюд духовному учителю и Гаура-Нитаи, а для Кришны или Джаганнатхи подготовте тарелку подношений как в обычные дни.

=Что входит в понятие «зёрна» в экадаши?=

Шрила Прабхупада выделил зерновые и бобы как пищу, которую следует избегать в экадаши. Можно использовать специи для приготовления, однако зёрен горчицы следует избегать. /Тот, кто очень строго соблюдает экадаши, должен избегать всех специй кроме перца, каменной соли и тмина. Он должен также исключить определённые овощи, такие как томаты, цветная капуста, баклажаны и листовые овощи. Храмовым кухням нет нужды следовать этим ограничениям, так как Шрила Прабхупада не установил их.

Отдельные преданные могут соблюдать эти правила, если хотят, либо делая собственные правила готовки в экадаши, принимая необрабатываемую пищу, такую как фрукты, или соблюдая полный пост. Эти правила не должны отражаться на кухонном расписании храма./

Не следует использовать порошок асафетиды /хинг/, так как он содержит зерновые. Семян сезама также следует избегать, кроме Шат-тила экадаши, когда их можно предлагать и есть.

Не используйте никаких ингредиентов, которые могут быть смешаны с зерновыми, таких как гхи, использовавшееся для жарения пури, или специи к которым прикасались руками, выпачканными мукой для чапати.

=Махапрасад в экадаши.=

В экадаши, строгие последователи вайшнавских ограничений избегают есть любой махапрасад из предложения, включавшего зерна. Шастры объясняют, что папа-пуруша /олицетворённый грех/ принимает убежище в зёрнах в экадаши и поэтому мы избегаем зёрен во всех видах в этот день, даже не рискуя принимать незерновые блюда махапрасада с тарелки, подношение на которой содержало зерновые. Экадашный махапрасад должен сохраняться до следующего дня; если это невозможно, его можно раздать людям, не строго следующим вайшнавским ограничениям или животным. На самом деле, махапрасад сохраняет свою чистоту в экадаши несмотря на присутствие папа-пуруши и потому он очистит любого, кто съест его. Тем не менее, последователи Чаитанйи Махапрабху, будучи строгими последователями вайшнавских ограничений, избегают махапрасада в этот день, потому что присутствие папа-пуруши может помешать их строгой садхане.
_________________
Из рассылки

Источник