Можно ли есть лягушку в исламе
Запись на стене
О морских животных.
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Все, что обитает только в воде, является дозволенным. Абу Хурайра рассказывал, что некий мужчина подошел к пророку,да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О Посланник Аллаха! Выходя в море, мы берем с собой немного воды. Если мы станем совершать ею омовение, то будем испытывать сильную жажду. Можно ли совершать омовение морской водой?” Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Морская вода пригодна для очищения и мертвечина ее дозволена».
(абу Дауд 1/83, ат-Тирмизи 1/69, ан-Насаи 1/176, Ибн Маджах 1/386. Имам Ибн Хузайма, ат-Тирмизи, ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.)
Имам ас-Сан’ани сказал: “Из этого хадиса ясно, что любая мертвечина моря является дозволенной, даже если внешне она похожа на собак или свиней”. (см. “Субулю-Ссалям” 1/23)
Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Нам дозволено употреблять две мертвечины и два вида крови. Что касается мертвечины, то это рыба и саранча, а что касается крови, то это печень и селезенка».
(ибн Маджах, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-джами’» 210)
Также кровь, которая остается в жилах животных, заколотых необходимым образом, является дозволенной. См. “Сахих фикъху-Сунна” 2/338.
Сообщается, что ‘Аиша не видела ничего страшного в крови и красноте, которые оставались в мясе. ат-Табари 8/71. Иснад достоверный.
Исключением из существ, обитающих как на суше, так и в воде ученые делали крокодила. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/197. Но в этом было разногласие среди уляма. Джумхуур (большинство) запрещали есть его, маликиты говорили о дозволенности, так же это одна из версий имама Ахмада, рахимаху Ллах.
Те, кто запрещал говорили что у него клыки, и он терзает ими (убивает), а те, кто дозволял говорили, что он заходит в общий аят:
أُحِلَّ لَكُمْ صَيْدُ الْبَحْرِ وَطَعَامُهُ
Вам дозволена добыча моря, и еда его дозволена вам (суры Маида, 96)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о море:
هو الطهور ماؤه ، الحل ميتته
«Вода его чистая, и мертвечина его дозволена»
(хадис приводят ат-Тирмизи, 69, ан-Насаи, 332, абу Дауд, 83, ибну Маджа, 386, шейх Альбани подтвердил его достоверность)
Спросили ученых постоянного Комитета по фетвам:
— Дозволено ли есть таких животных как черепаха, морской конь, крокодил, ёж, или же они харам ?
Ответ был такой:
«Ёжик — халяль есть его, и это заходит в аят:
قُلْ لَا أَجِدُ فِي مَا أُوحِيَ إِلَيَّ مُحَرَّمًا عَلَى طَاعِمٍ يَطْعَمُهُ إِلَّا أَنْ يَكُونَ مَيْتَةً أَوْ دَمًا مَسْفُوحًا أَوْ لَحْمَ خِنْزِيرٍ فَإِنَّهُ رِجْسٌ أَوْ فِسْقًا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ
Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я не нахожу запрещенным употреблять в пищу, кроме мертвечины, пролитой крови и мяса свиньи, которое (или которая) является скверной, и мяса животных, которые были заколоты не ради Аллаха» (сура аль-Ан’ам, 145)
И основа у нас тут дозволенность до тех пор, пока не станет ясным запрет !
Что касается черепахи, то уляма сказали: «Дозволено есть ее, даже если она не будет зарезана», и это заходит в слова Всевышнего Аллаха:
أُحِلَّ لَكُمْ صَيْدُ الْبَحْرِ وَطَعَامُهُ
Вам дозволена добыча моря, и еда его дозволена вам
И слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о море:
هو الطهور ماؤه ، الحل ميتته
«Вода его чистая, и мертвечина его дозволена».
Однако ближе будет зарезать ее, чтобы этим выйти из разногласия
Что касается крокодила, то он кушается как рыба, исходя из доводов, которые были изложены, аят и хадис (о еде моря). Говорят, что не кушается он по причине клыков, однако первое мнение более правильно !
Что касается морского коня, то так же он заходит в аят и хадис, кот. упоминались, и нет того, что исключало бы его. И он халяль следуя доводу, и он морской, и поэтому первый попадает под еду моря !»
(см. «фатауа ляджнатуд-даима», 22/319)
Сказал шейх Усеймин, рахимаху Ллах, после того, как вывел, что более правильным будет дозволенность есть крокодила и морскую змею:
«Правильно то, что нет исключения в этом вопросе, и что все животные моря, кот. не живут кроме как в воде (или не живут кроме как с водой) халяль, живые или мертвые, и это заходит в общий аят, кот. мы упоминали до этого, т.е. слова Всевышнего:
أُحِلَّ لَكُمْ صَيْدُ الْبَحْرِ وَطَعَامُهُ
Вам дозволена добыча моря, и еда его дозволена вам
(см. «шарх мумти’ «, 15/35)
Что касается лягушки, то так же есть слова шейха Усеймина об этом.
В начале, в «фатауа нур ‘аля ад-дарб», он говорил, что и крокодил и лягушка халяль.
Однако затем, в «шарх булюг аль-марам», в книге пищи, запись №2, после того, как упомянул хадис:
أَنَّ طَبِيبًا سَأَلَ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ ضِفْدَعٍ يَجْعَلُهَا فِي دَوَاءٍ فَنَهَاهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ قَتْلِهَا
«Когда пришел врач к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил о дозволенности применять в лечение лягушку, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ему убивать ее».
(хадис приводят абу Дауд, 3871, шейх Альбани подтвердил его достоверность)
Сказал:
«Лягушка — известное существо, они живет на суше и в воде, и этот врач спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о дозволенность применить ее как лекарство, но посланник Аллаха запретил убивать ее, и поэтому они становиться харам, т.к. у нас есть правило установленное: «из путей, кот указывают на запрет — это то, что приказано убивать и то, что запрещено убивать». И исходя из этого лягушка харам, и нельзя убивать ее !»
\\\\\\\
Существуют ли морепродукты, которые нам нельзя употреблять в пищу?
Ответ:
Хвала Аллаху
Одно из благословение Аллаха — это то, что Он облегчил нашу религию и не сделал ее тяжелой. Он дозволил нам многие вещи, которые были запрещены в законах, ниспосылаемых ранее. Аллах говорит:
يريد الله بكم اليسر ولا يريد بكم العسر
«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Корова 2:185)
Все виды морепродуктов разрешены, будь то растения или животные, живые или мертвые. Аллах говорит:
أحل لكم صيد البحر وطعامه متاعاً لكم وللسيارة
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (Трапеза 5:96).
Ибн Аббас (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: ««Сайдуху» (морская добыча) относится к тому, что поймано живым, а «та’амуху» (еда) — к тому, что поймано мертвым».
Некоторые ученые исключили определенные виды морских животных из этого разрешения, посчитав их запретными к употреблению. К ним относятся:
Крокодилы. Правильное мнение в том, что они запрещены к употреблению в пищу, поскольку у них есть клыки и они живут на земле, хотя могут проводить много времени в воде. В этом случае приоритетным считается мнение о запрете (это наземное животное с клыками). Маликиты считали его дозволенным, опираясь на слова Аллаха «Вам дозволены морская добыча и еда».
Лягушки. Не дозволено употреблять их в пищу, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать их. Об этом говорится в хадисе от Абдуррахмана ибн Усмана, который рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать лягушек. Хадис передали Имам Ахмад и Ибн Маджа; см. также «Сахих аль-Джами», 6970. Правило гласит, что если запрещено убивать что-либо, то это запрещено и есть; а что дозволено убивать, то и дозволено в пищу.
Некоторые ученые включили в этот запрет водяных змей, но правильное мнение заключается в том, что если они живут только в воде, то дозволено есть их, по причине общего смысла хадиса: «Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам».
Выдры и черепахи. Правильное мнение таково, что для полной уверенности необходимо совершить их убой положенным образом, а затем употреблять в пищу, потому что они живут как на суше, так и в воде. В случае, если дело касается животных, обитающих как на суше, так и в воде, предпочтение отдается правилу, действующему в отношении наземных животных, из осторожности. Поэтому необходимо совершить правильный забой. Сюда не относятся крабы (раки), которых, хотя они живут и на суше, и в воде, не требуется забивать, так как у них нет крови.
Запрещено в пищу все, что может принести вред, даже если это морепродукт, потому что Аллах говорит:
ولا تقتلوا أنفسكم إن الله كان بكم رحيماً
6. «Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам» (Женщины 4:29),
ولا تلقوا بأيديكم إلى التهلكة
7. «и не обрекайте себя на гибель» (Корова 2:195)
См. «Аль-Мугни», 11/83; «Хашийя ар-Рауд», 7/430; «Тафсир Ибн Касир», 3/197; «Ахкам аль-Ат’има» шейха Фаузана.
\\\\\\\
Морские, делятся на два вида:
1– То, что похоже на рыбу и живёт только в воде. Считается дозволенным к потреблению по единогласию большинства учёных, кроме ханафитов, которые считают нежелательным потребление подохших и плавающих на воде рыб.[ «Тухфат аль-Фукъаха» 3/88, «Бадаи ас-Санаи» 6/475]
2– То, что не обязательно похоже на рыбу внешне. Правильнее всех мнение шафиитов, которые считают, что все умершие морские животные, кроме лягушек, независимо от причин смерти.
Также считают имам Малик и Ахмад, в «Манар ас-Сабиль» 2/415, только с той разницей, что Малик считает нежелательным потребление мяса дельфина.[«Бидаят аль-муджтахид» 1/456.]
Имам аш-Шафи’и считает, что можно потреблять мясо дельфина. Имам ан-Науауи сказал: “Правильнее всего всех их считать рыбами, и их не нужно резать”.[«Кифаят аль-Ахьяр 2/445]
Шафииты в качестве довода приводят аят:
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (Трапеза, 96).
Ибн ‘Аббас сказал: “Добыча это то, что вы поймали, а еда, это то, что вам выбросило море”».
В достоверном хадисе о море говорится: «Её вода чистая, а мертвечина из неё дозволена».[«Ируауль-Гъалил тахрид ахадис манна ас-Сабиль» 1/42 — 9/149, ибн Хузайма и ибн Хиббан считали его достоверным хадисом. Также смотри «Достойные ответы на десять вопросов» стр. 229. Этот хадис также приводится в двух «Сахихах» аль-Бухари №8, ат-Тирмизи также считал его достоверным, см. ан-Науауи «аль-Маджму’» 9/27.]
Передают, что Джабир, рассказывая о некоем походе: (да будет доволен им Аллах), сказал: “Море выбросило нам животное, именуемое «‘анбар»[«‘Анбар» — кашалот.], и мы полмесяца ели (его мясо) и натирались его жиром, пока наши тела (не пришли в своё обычное состояние)”.
В дополнении от аль-Байхакъи посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал им: «У вас осталось что-нибудь от него?»
Из водных животных по единогласию шафиитов и ханбалитов запрещается потребление лягушатины, ханафиты же запрещают всё морское кроме рыбы. Также запрещается потребление крокодильего мяса, т.к. это хищник, имеющий когти и клыки. В достоверном хадисе от Абу Хурайры, (да будет доволен им Аллах), передаётся, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Все обладатели клыков запретны». Рассказал Муслим.[«Ируа аль-Гъалил 8/139.]
Это мнение принято у шафиитов и ханбалитов.[аль-Маджму’» 9/27, ибн Къудама «аль-Мугъни» 8/607, «Кифаят аль-Ахьяр» 2/445]
Правильно считать, что морское животное не нужно резать, т.к. Абу Бакр ас-Сыддикъ, (да будет доволен им Аллах), сказал: “Любое умершее морское животное Аллах уже зарезал для вас”. Рассказал аль-Байхакъи.[См. «Ируауль-Гъалил» 8/142.]
Имам Ахмад передаёт с иснадом от Шурайха, что человек застиг посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и тот сказал: «Всё, что в море уже зарезано». Рассказал имам Ахмад, Абу Дауд, ибн Маджах, ибн Хиббан с достоверным иснадом на условиях двух шейхов.[См. «Ируауль-Гъалил» 8/142]
В доказательство данного мнения также приводится хадис: «Её вода чистая, а мертвечина из неё дозволена». [Абу Дауд 1/83, ат-Тирмизи 1/69, ан-Насаи 1/176, Ибн Маджах 1/386. Имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Мандах, ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.]
\\\\\\\
Положение земноводных животных.
Вопрос: Всем известно что есть различия в употреблении в пищу животных которые обитают на земле и в воде,вот про это у меня и вопрос,из животных нельзя кушать хищных с когтями, с клыками и т.д. а вот про воду сказанно все что в воде все халяль хоть хищное оно или нет, а как на счет таких животных как тюлень, морж, они ведь и в воде живут и на земле, некоторые приравнивают их к рыбам и считают, что забивать таких животных можно всем (если не мусульманин забил), и оно считаться будет халяль,но у нас сомнения,ведь эти животные в отличае от рыб, без воды живут, и не умирают как рыбы, мы живем в морском районе, и у нас распространены продукты как тюлений жир и там др. вот и хотелось бы знать как быть с такими продуктами?
Ответ:
В этом вопросе есть разногласие среди ученых, поэтому будет приведено одно из мнений, которое кажется отвечающему более очевидным.
Сказал имам аль-Муарди:
«Раздел. Что касается третьего вида животных, а это те из животных которые соединяют между жизнью в воде и на суше, то они делятся на три категории —
Первый вид: Животное, чье основное существование на суше, а пропитание в воде
Как например водные птицы. Такой вид животного будет наземным животным, и на него распространяются положения наземных животных.
Второй вид: Животное, чье основное существование в воде, а место пропитания на суше, как черепаха.
Такое животное будет из водных животных, и на него распространяются положения водных животных.
Третий вид: Животные которые обитают и питаются, как в воде так и на суше.
Такое животное, принимется во внимание его преобладающее состояние. Если преобладающее состояние – существование и пропитание в воде, то оно берет положения водных животных, если на суше, то наземных.
Если ни одно из состояний не будет преобладающимоднако они равны, то в этом случае будет два мнения:
1. На него распространяется положение сухопутного животного. И в этом случае перевешивается сторона запрета, так как это животное может жить без воды.
2. На него распространяется положения водного животного. И в этом случае перешивается сторона разрешения, так как это животное не нуждается в суше.
См. аль-Хауи аль-Кабир 15146
Сказал имам Закария аль-Ансари после того как упомянул два мнения приведенных имамом аль-Мауарди:
«И более правильное мнение — первое.»
См. Асна ль-Маталиб 7169
Хотелось бы для полноты пользы сделать небольшое разъяснение к словам имама аль-Мауарди.
Что касается связывания положений с преобладающим состоянием, описанием, то это строится на известном правиле в фикхе – Положение принадлежит (или характеризуется) преобладающему.
См. Шарх аль-Уаджиз 1151, Нихаятуль-Мухтадж 7319, Асна ль-Маталиб 471.
Что касается тех основ на которые опираются два послeдних мнения о которых упомянул имам, то первое мнение опирается на известное фикховское правило — «Если есть причина для запрета и разрешения, то отдается предпочтение причине запрета».
См. аль-Ашбах уа ан-Назаир 1252
В нашем случае, когда в равной степени нашлось состояние сухопутности, а оно требует запрета поедания животного кроме как если оно не будет хищным, и будет зарезано шариатским методом, в этом случае эта группа ученых применили это правило.
Вторая группа ученых также опирается на другое правило которое звучит- «Основа в вещах – разрешение».
См. См. аль-Ашбах уа ан-Назаир 1166
Затем – «Основа не уходит по причине сомнения». (прим. Сомнение – равенство в предположении).
См. аль-Ашбах уа ан-Назаир 1151
И причина того, что первое мнение будет более правильное заключается в том, что в вопросе мертвячины есть своя частная основа, а это запрет и нечистота, поэтому вопрос метвячины выходит из общего смысла правила о разрешенности вещей.
Сказал имам ар-Рафии:
«Основа в мертвячине – нечистота.
Сказал Всевышний Аллах (смысл): «Вам запрещена мертвячина»
См. Шарх аль-Уаджиз 1161, Нихаятуль-Мухтадж 7134. Мугний ль-Мухтадж 855.
Поэтому если мы сомневаемся в разрешенности мертвого животного при наличии причины для этого, то основа- запрет.
Источник
Животные, мясо которых можно есть, сравнительная таблица по 4 мазхабам! —
Предлагаем вашему вниманию, сравнительную таблицу согласно 4 мазхабам разрешенности и запрещенности употребления в пищу некоторых видов животных.
Знание о том, что дозволено и не дозволено употреблять в пищу, входит в категорию первостепенных знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин.
Название животного | Хукм мазхаба Ханафи | Хукм мазхаба Шафии | Хукм мазхаба Малики | Хукм мазхаба Ханбали |
Акула | харам | халяль | халяль | халяль |
Бекас | халяль | халяль | халяль | халяль |
Белка | харам | харам | халяль | харам |
Буйвол | халяль | халяль | халяль | халяль |
Букашка | харам | харам | харам | харам |
Блоха | харам | харам | харам | харам |
Верблюд | халяль | халяль | халяль | халяль |
Водная змея | харам | халяль | халяль | халяль |
Вол | халяль | халяль | халяль | халяль |
Волк | харам | харам | макрух | харам |
Воробей | халяль | халяль | халяль | халяль |
Ворона | харам | харам | харам | харам |
Вошь | харам | харам | харам | харам |
Газель | халяль | халяль | халяль | халяль |
Гепард | харам | харам | харам | харам |
Голубь | халяль | халяль | халяль | халяль |
Горлица | халяль | халяль | халяль | халяль |
Гиена | харам | халяль | халяль | халяль |
Гусь | халяль | халяль | халяль | халяль |
Дельфин | халяль | халяль | халяль | халяль |
Дикие козы | халяль | халяль | халяль | халяль |
Дупель | халяль | халяль | халяль | халяль |
Ёж | харам | халяль | халяль | харам |
Жаворонок | халяль | халяль | халяль | халяль |
Журавль | халяль | халяль | халяль | халяль |
Жук-олень | харам | харам | харам | харам |
Жигалка осенняя | харам | харам | харам | харам |
Жираф | халяль | харам | халяль | харам |
Дикие козы | халяль | халяль | халяль | халяль |
Дупель | халяль | халяль | халяль | халяль |
Змея | харам | харам | Можно есть, кроме головы и части хвоста | Можно есть, кроме головы и части хвоста |
Индейка | халяль | халяль | халяль | халяль |
Камбала | халяль | халяль | халяль | халяль |
Канарейка | халяль | халяль | халяль | халяль |
Карп | халяль | халяль | халяль | халяль |
Коза | халяль | халяль | халяль | халяль |
Кошка | харам | харам | харам | харам |
Коршун | харам | харам | харам | харам |
Крот | харам | харам | харам | харам |
Корова | халяль | халяль | халяль | халяль |
Крокодил | харам | харам | халяль | харам |
Кузнечик | халяль | халяль | халяль | халяль |
Куница | харам | харам | харам | харам |
Кулан | халяль | халяль | халяль | халяль |
Куропатка | халяль | халяль | халяль | халяль |
Курица | халяль | халяль | халяль | халяль |
Ласка | харам | харам | харам | харам |
Ласточка | халяль | харам | харам | харам |
Лев | харам | харам | макрух | харам |
Леопард | харам | харам | харам | харам |
Летучая мышь | харам | харам | макрух | харам |
Лиса | харам | халяль | мубах | харам |
Лошадь | Танзихан макрух | халяль | харам | халяль |
Лягушка | харам | харам | халяль | харам |
Медведь | харам | харам | харам | харам |
Мидии | макрух | халяль | ||
Морская свинка | харам | харам | харам | харам |
Морской конек | харам | харам | харам | харам |
Моль | харам | харам | мубах | харам |
Мул | харам | харам | харам | харам |
Муравей | харам | харам | харам | харам |
Муха | харам | харам | харам | харам |
Мышь | харам | харам | харам | харам |
Обезьяна | харам | харам | харам | харам |
Овца | халяль | халяль | халяль | халяль |
Орёл | харам | харам | харам | харам |
Осёл | харам | харам | харам | харам |
Павлин | харам | харам | харам | харам |
Падаль | харам | харам | харам | харам |
Паук | харам | харам | харам | харам |
Перепел | халяль | халяль | халяль | халяль |
Попугай | халяль | харам | халяль | халяль |
Пчела | харам | харам | харам | харам |
Рак | харам | харам | халяль | халяль |
Рыба (умершая в воде без видимых причин и всплывшая) | харам | халяль | халяль | халяль |
Сазан | халяль | халяль | халяль | халяль |
Сапсан | харам | харам | харам | харам |
Саранча | халяль | халяль | халяль | халяль |
Свинья | харам | харам | харам | харам |
Серая цапля | халяль | халяль | халяль | халяль |
Собака | харам | харам | харам | харам |
Соболь | харам | халяль | халяль | харам |
Сова | харам | харам | харам | харам |
Соловей | халяль | халяль | халяль | халяль |
Сорока | халяль | харам | харам | харам |
Сокол | харам | харам | харам | харам |
Скорпион | харам | харам | харам | харам |
Скворец | халяль | халяль | халяль | халяль |
Слон | харам | харам | харам | харам |
Средиземноморская черепаха | харам | харам | харам | харам |
Страус | халяль | халяль | халяль | халяль |
Таракан | харам | харам | харам | харам |
Тигр | харам | харам | макрух | харам |
Угорь | халяль | халяль | халяль | халяль |
Удод | харам | халяль | харам | харам |
Улитка | харам | харам | халяль | харам |
Утка | халяль | халяль | халяль | халяль |
Чайка | мубах | халяль | халяль | халяль |
Черепаха | харам | харам | харам | харам |
Черный гриф | харам | харам | харам | харам |
Шакал | харам | харам | харам | харам |
Шершень | харам | харам | харам | харам |
Ястреб | харам | харам | харам | харам |
Ящерица | харам | халяль | халяль | халяль |
Источник
Источник