Можно ли есть лягушку мусульманам

Животные, мясо которых можно есть, сравнительная таблица по 4 мазхабам!

Животные, мясо которых можно есть

Предлагаем вашему вниманию, сравнительную таблицу согласно 4 мазхабам разрешенности и запрещенности употребления в пищу некоторых видов животных.

Знание о том, что дозволено и не дозволено употреблять в пищу, входит в категорию первостепенных знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин.

Название животногоХукм мазхаба ХанафиХукм мазхаба ШафииХукм мазхаба МаликиХукм мазхаба Ханбали
Акулахарамхаляльхаляльхаляль
Бекасхаляльхаляльхаляльхаляль
Белкахарамхарамхаляльхарам
Буйволхаляльхаляльхаляльхаляль
Букашкахарамхарамхарамхарам
Блохахарамхарамхарамхарам
Верблюдхаляльхаляльхаляльхаляль
Водная змеяхарамхаляльхаляльхаляль
Волхаляльхаляльхаляльхаляль
Волкхарамхараммакруххарам
Воробейхаляльхаляльхаляльхаляль
Воронахарамхарамхарамхарам
Вошьхарамхарамхарамхарам
Газельхаляльхаляльхаляльхаляль
Гепардхарамхарамхарамхарам
Голубьхаляльхаляльхаляльхаляль
Горлицахаляльхаляльхаляльхаляль
Гиенахарамхаляльхаляльхаляль
Гусьхаляльхаляльхаляльхаляль
Дельфинхаляльхаляльхаляльхаляль
Дикие козыхаляльхаляльхаляльхаляль
Дупельхаляльхаляльхаляльхаляль
Ёжхарамхаляльхаляльхарам
Жаворонокхаляльхаляльхаляльхаляль
Журавльхаляльхаляльхаляльхаляль
Жук-оленьхарамхарамхарамхарам
Жигалка осенняяхарамхарамхарамхарам
Жирафхаляльхарамхаляльхарам
Дикие козыхаляльхаляльхаляльхаляль
Дупельхаляльхаляльхаляльхаляль
ЗмеяхарамхарамМожно есть, кроме головы и части хвостаМожно есть, кроме головы и части хвоста
Индейкахаляльхаляльхаляльхаляль
Камбалахаляльхаляльхаляльхаляль
Канарейкахаляльхаляльхаляльхаляль
Карпхаляльхаляльхаляльхаляль
Козахаляльхаляльхаляльхаляль
Кошкахарамхарамхарамхарам
Коршунхарамхарамхарамхарам
Кротхарамхарамхарамхарам
Коровахаляльхаляльхаляльхаляль
Крокодилхарамхарамхаляльхарам
Кузнечикхаляльхаляльхаляльхаляль
Куницахарамхарамхарамхарам
Куланхаляльхаляльхаляльхаляль
Куропаткахаляльхаляльхаляльхаляль
Курицахаляльхаляльхаляльхаляль
Ласкахарамхарамхарамхарам
Ласточкахаляльхарамхарамхарам
Левхарамхараммакруххарам
Леопардхарамхарамхарамхарам
Летучая мышьхарамхараммакруххарам
Лисахарамхаляльмубаххарам
ЛошадьТанзихан макруххаляльхарамхаляль
Лягушкахарамхарамхаляльхарам
Медведьхарамхарамхарамхарам
Мидиимакруххаляль
Морская свинкахарамхарамхарамхарам
Морской конекхарамхарамхарамхарам
Мольхарамхараммубаххарам
Мулхарамхарамхарамхарам
Муравейхарамхарамхарамхарам
Мухахарамхарамхарамхарам
Мышьхарамхарамхарамхарам
Обезьянахарамхарамхарамхарам
Овцахаляльхаляльхаляльхаляль
Орёлхарамхарамхарамхарам
Осёлхарамхарамхарамхарам
Павлинхарамхарамхарамхарам
Падальхарамхарамхарамхарам
Паукхарамхарамхарамхарам
Перепелхаляльхаляльхаляльхаляль
Попугайхаляльхарамхаляльхаляль
Пчелахарамхарамхарамхарам
Ракхарамхарамхаляльхаляль
Рыба (умершая в воде без видимых причин и всплывшая)харамхаляльхаляльхаляль
Сазанхаляльхаляльхаляльхаляль
Сапсанхарамхарамхарамхарам
Саранчахаляльхаляльхаляльхаляль
Свиньяхарамхарамхарамхарам
Серая цапляхаляльхаляльхаляльхаляль
Собакахарамхарамхарамхарам
Собольхарамхаляльхаляльхарам
Совахарамхарамхарамхарам
Соловейхаляльхаляльхаляльхаляль
Сорокахаляльхарамхарамхарам
Соколхарамхарамхарамхарам
Скорпионхарамхарамхарамхарам
Скворецхаляльхаляльхаляльхаляль
Слонхарамхарамхарамхарам
Средиземноморская черепахахарамхарамхарамхарам
Страусхаляльхаляльхаляльхаляль
Тараканхарамхарамхарамхарам
Тигрхарамхараммакруххарам
Угорьхаляльхаляльхаляльхаляль
Удодхарамхаляльхарамхарам
Улиткахарамхарамхаляльхарам
Уткахаляльхаляльхаляльхаляль
Чайкамубаххаляльхаляльхаляль
Черепахахарамхарамхарамхарам
Черный грифхарамхарамхарамхарам
Шакалхарамхарамхарамхарам
Шершеньхарамхарамхарамхарам
Ястребхарамхарамхарамхарам
Ящерицахарамхаляльхаляльхаляль

Источник

Источник

Пищевые запреты в исламе

Пищевые запреты в исламе — пища, запрещённая к употреблению мусульманам. Коран указывает на запрет употребления крови, мяса животных, которые умерли своей смертью, были забиты не с именем Бога[прояснить] и нечистых животных: хищников, всеядных животных (свинины и др.) и т. д.

Общие принципы[править | править код]

В исламе в основе всего (что касается бытовых, нерелигиозных вопросов) заложена разрешённость. То есть всё разрешено, кроме того, что явно запрещено. Это основано на Коране и Сунне. Более тонкие моменты регулируются фетвами.

В Коране есть явный запрет на мясо животных, которые умерли своей смертью, кровь, свинину, мясо животных которые были забиты не с именем Бога (Аллаха)[прояснить]. Запрещены также продукты, содержащие даже незначительное количество запретных веществ, например, созданные на основе свиного жира сыры. При производстве колбасной продукции свинина обычно заменяется курицей — филе или бедром без кости[1].

Халяльные кафе, рестораны и т. д., предлагающие клиентам халяльную еду, могут иметь сертификаты, подтверждающие халяльность продукции[1].

Здоровая пища[править | править код]

Здоровое питание считается важным в исламе, хотя это не обязательно может быть основано на западных стандартах. В то же время другие рекомендации им соответствуют: так некоторые мусульманские ученые считают избыточное питание грехом, ссылаясь на следующий аят Корана:

Аллах Единый — Тот, кто взрастил сады из виноградных лоз, растущих на подпорах и без подпор. Он взрастил финиковые пальмы и посевы, которые дают разнообразные плоды по цвету, вкусу, форме и запаху. Аллах взрастил также оливы, гранаты и другие плоды, схожие по некоторым качествам и различные по другим, хотя земля может быть одна и та же и орошается одной и той же водой. Ешьте из этих плодов, когда они созреют, и отдавайте должную милостыню после уборки урожая. Не вкушайте много, а будьте умеренны, чтобы не повредить себе и не обделить бедных. Аллах не любит расточительных и недоволен их неумеренными деяниями!

Оригинальный текст (ар.)

وَهُوَ الَّذِي أَنْشَأَ جَنَّاتٍ مَعْرُوشَاتٍ وَغَيْرَ مَعْرُوشَاتٍ وَالنَّخْلَ وَالزَّرْعَ مُخْتَلِفًا أُكُلُهُ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُتَشَابِهًا وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ ۚ كُلُوا مِنْ ثَمَرِهِ إِذَا أَثْمَرَ وَآتُوا حَقَّهُ يَوْمَ حَصَادِهِ ۖ وَلَا تُسْرِفُوا ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

В современном мире халяльные продукты употребляются не только из религиозных, но и из диетических соображений: они пользуются все большей популярностью среди приверженцев здорового питания[2]. Всего доля халяльных (то есть одобренных мусульманскими обычаями) продуктов питания на мировом пищевом рынке составляет около 20 %, причем значительная их часть производится в регионах с незначительной долей исламского населения, в частности, в Латинской Америке.[3]

Читайте также:  Можно ли есть геркулесовую кашу при язве желудка

Запрещённые мясные продукты (харам)[править | править код]

Некоторые животные и способы убоя животных могут являться запрещёнными к употреблению. Такое мясо будет являться «нечистым». Для того, чтобы мясо могло считаться халяльным, бараны и бычки должны быть зарублены по всем правилам. Животное не может быть больным или беременным. Оно не должно умирать своей смертью и страдать при убое. Желательно, чтобы одно животное не видело, как убивают другое животное[1].

При забое халяльного скота нежелательно использовать электрический ток, так как разряд замораживает кровообращение и закупоривает сосуды, в результате чего запрещённая к употреблению кровь не сливается[1].

Мертвечина[править | править код]

В исламе есть запрет на употребление в пищу мертвечины. Согласно исламскому праву (фикх), животные, которые умирают в результате утопления, пожара, поражения электрическим током, травмы, являются мертвечиной. Разрешаются животные, которые забиты сознательно на убой или на охоте, так как при этом есть возможность максимально выжать кровь. Исключениями из этих правил являются морепродукты.

  • Поистине, появятся среди моих последователей народы, которые сделают разрешённым спиртное, свинину, чистый шёлк и струнные инструменты[4].

Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный.

Оригинальный текст (ар.)

حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ وَالْمُنْخَنِقَةُ وَالْمَوْقُوذَةُ وَالْمُتَرَدِّيَةُ وَالنَّطِيحَةُ وَمَا أَكَلَ السَّبُعُ إِلَّا مَا ذَكَّيْتُمْ وَمَا ذُبِحَ عَلَى النُّصُبِ وَأَنْ تَسْتَقْسِمُوا بِالْأَزْلَامِ ۚ ذَٰلِكُمْ فِسْقٌ ۗ الْيَوْمَ يَئِسَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ دِينِكُمْ فَلَا تَخْشَوْهُمْ وَاخْشَوْنِ ۚ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا ۚ فَمَنِ اضْطُرَّ فِي مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِإِثْمٍ ۙ فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ

Халяль и кашрут[править | править код]

Правила, аналогичные халялю, есть и в иудаизме (см. Кашрут). Иудеи также не едят свинину, пользуются строгими правилами забоя скота (более строгими, чем в исламе). Но в иудаизме есть специальный человек (шойхет), в функции которого входит убой и разделка в соответствии с правилами кашрута, а в исламе подобного человека нет. Существует только одно ограничение, которое есть в исламе, но его нет в иудаизме: ислам запрещает употребление всех спиртных напитков, а с точки зрения кашрута вино может быть кошерным, если оно изготовлено с использованием разрешённых продуктов. В исламе халяльным продуктом не может считаться даже мясо разрешённых животных, если животное было зарезано не по правилам ислама[5].

Примеры дозволенных и запретных животных[править | править код]

К однозначно запрещённым к употреблению животным относятся: букашка, блоха, ворона, вошь, гепард, жук-олень, жигалка осенняя, кошка, коршун, крот, куница, ласка, леопард, медведь, морская свинка, морской конек, мул, муравей, муха, мышь, обезьяна, орёл, осёл, павлин, падаль, паук, пчела, сапсан, свинья, собака, сова, сокол, скорпион, слон, таракан, удод, черепаха, шакал, шершень, ястреб и др. Ниже в таблице приведён список животных, правовой статус которых отличается в зависимости от правовой школы (мазхаба)[6]

Исключения[править | править код]

Мусульманам разрешено употреблять запретную пищу только в случае нужды, например, если голод может стать причиной его смерти или болезни. В этом случае он может поесть минимальное количество запретной пищи, необходимое для выживания или поддержания своего здоровья до тех пор, пока он не найдёт разрешённую еду[10].

Примечания[править | править код]

Источник

Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу

Автор:

МУХАММАД ИБН АДАМ АЛЬ-КАВСАРИ

Муфтий, Даруль-Ифта, Лестер (Великобритания)

Источник:

ДАРУЛЬФИКР.РУ

Исламский образовательный портал

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том.

Ислам — это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека из-за того, что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.

Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил разницу между живыми и мертвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определенные животные, вредные для человека, например, свинья, собака, кошка и хищники, также стали запретны для приема в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаем мы этот или нет.

Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких — запретно (харам).

Читайте также:  Можно ли есть баранину при подагре

Ниже представлены принципы, на которых основываются ученые ханафитского мазхаба, описанные в классических книгах по ханафитскому фикху (Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/289-291; Бадаи ас-Санаи, 5/35-39; Радд аль-Мухтар, 304-308).

1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения, являются харамом, например, свинья, осел и т. д.

2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб — халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но, если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например, от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или ее выбросило волной на берег, и т. п., такая рыба — халяль. Всевышний Аллах говорит:

«Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, свинина…» (Сура «Аль-Маида», аят 3).



В приведенном выше аяте Всевышний Аллах запретил мясо мертвечины, на разделяя животных на живущих на суше и в море. Поэтому все морские животные тоже попадают под этот общий запрет. Но рыба не попадает под это общее правило, потому что на ее дозволенность явно указал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Саййидуна Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины — это рыба и саранча, а два вида крови — это печень и селезенка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).

Более того, нет ни одного упоминания в сборниках Сунны о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, хотя бы раз употребляли в пищу мясо каких-то морских существ, кроме рыбы. Если бы такое мясо было халяль, из Сунны был бы известен хотя бы единичный случай употребления мяса морских животных в пищу, чтобы показать, что это дозволено (Дарс Тирмизи, 1/280).

Насчет употребления в пищу мяса рыбы, которая естественным образом умерла в море без влияния каких-то внешних причин (самак ат-тафи), саййидуна Джабир ибн Абдулла, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остается после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809, Сунан Ибн Маджа).

Саййидуна Али, да будет доволен им Аллах, запретил продавать на рынках рыбу, которая умерла своей смертью (которая умирает в море и затем всплывает на поверхность) (Бадаи ас-Санаи, 5/36, Аль-Ихтияр. ).


В свете вышесказанного можно сделать вывод, что все морские животные, кроме рыбы, запретны для употребления в пищу. Рыбу есть дозволено даже без соблюдения всех правил забития животных Шариату. Но, если рыба умерла естественной смертью без внешнего воздействия и всплыла на поверхность воды (самак ат-тафи), такую рыбу запрещено (харам) есть.


3. Среди животных, обитающих на суше, те, у которых нет крови, запретны (харам) для употребления в пищу, например, шершень, муха, паук, жук, скорпион, муравей и т. д. Всевышний Аллах говорит:

«… (Пророк) который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую (чистую) снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное (и нечистое) для людей» (Сура «Аль-Ар’аф», аят 157).

Живые существа, в которых нет крови (паук и др.), относятся к нечистому, потому что употребление их в пищу вызывает у человека отвращение.

Исключением является саранча, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явно указал на ее дозволенность в вышеупомянутом хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.

Кроме того, Ибн Аби Авфа, да будет доволен им Аллах, когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил:

«Я участвовал вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в шести или семи битвах, и мы вместе ели ее (саранчу)» (Сунан Абу Дауд, № 3806).

4. Четвертый принцип заключается в том, что животные, у которых есть кровь, но кровь внутри которых не циркулирует, также запретны (харам) для употребления в пищу, например, змея, ящерица, хамелеон и т. д.

5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашарат аль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например, мышь, еж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо в том, что они также считаются нечистой пищей.



6. Все живущие на суше животные, в которых циркулирует кровь, которые питаются травой и листьями и не охотятся на других животных (то есть не хищники, живущие на земле) разрешены (халяль) для употребления в пищу, например, верблюд, корова, козел, буйвол, баран и т. д. Тем не менее, в ханафитском мазхабе есть небольшое разногласие относительно употребления в пищу конины, но об этом речь пойдет позже. Исключение из данной категории животных составляет осел — его мясо запрещено употреблять в пищу. Всевышний Аллах говорит:

«Аллах по Своей милости сотворил вам скот (ан’ам), чтобы вы использовали шерсть и пух для согревания, а мясо — для питания» (Сура «Ан-Нахль», аят 5).

«Аллах — Тот, кто подчинил вам скот, чтобы вы ездили на одних, а от других питались» (Сура «Аль-Мумин», аят 79).

В приведенных выше аятах Всевышний Аллаха использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, согласно единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.

Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими Аллах, высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передается, что имам Абу Ханифа также высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше воздержаться от этого.

Относительно мяса осла и мула, Всевышний Аллах говорит:

«Аллах сотворил вам коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них и чтобы они были для вас украшением, которое радует вас. Аллах сотворил и другие средства передвижения, которых вы не знаете» (Сура «Ан-Нахль», аят 8).

Читайте также:  Можно ли есть банан при вирусе

Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пищу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах cказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина). Если бы употребление в пищу этих животных было дозволенным, Всевышний Аллах, без сомнения, указал бы на это.


Более того, саййидуна Абдулла ибн Умар, да будет милостив к нему Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил есть мясо ослов в день битвы при Хайбаре (Сахих аль-Бухари, № 5202).


Саййидуна Абу Таляба, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо ослов (Сахих аль-Бухари, № 5205).

По поводу мулов саййидуна Халид ибн Валид, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мясо лошадей, мулов и ослов (Муснад Ахмад, 4/89, Сунан Абу Дауд, № 3790, Сунан Насаи и Сунан Ибн Маджа).

Факихи указали на тот факт, что решение о дозволенности либо запретности мяса мула зависит от того, кем была его мать. Если его мать была ослицей, то его мясо, без сомнения, харам. Если его мать была каким-то дозволенным животным, например, коровой, тогда его мясо, без сомнения, халяль. А если его матерью была лошадь, в отношении мяса мула будут действовать те же правила, что и относительно конины (Радд аль-Мухтар).


Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пишу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина).

7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, — харам, например, лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.

8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей, например, сокол, орел, коршун, ястреб, летучая мышь и т. д. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от саййидуны Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями (Сахих Муслим, № 1934).


Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.

9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например, курица, утка, голубь, ласточка, ворона и т. д. Саййидуна Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я видел, как Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, ел мясо курицы» (Сахих аль-Бухари, № 5198).


10. Если халяльное животное питается исключительно нечистыми продуктами, в результате чего его мясо и молоко приобретает неприятный запах, употреблять такое молоко и мясо в пищу — макрух. Но, если наряду с нечистым животное употребляет в пищу чистые продукты или употребление нечистого никак не влияет на его мясо и молоко, то употреблять в пищу мясо и молоко такого животного абсолютно дозволено (Радд аль-Мухтар, 6/340). В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано:

Употреблять мясо курицы будет порицаемым (макрух) только в том случае, если большая часть того, что она ест, — нечистое, и нечистая пища влияет на мясо курицы так, что оно приобретает неприятный запах (Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/289).

11. Если один из родителей животного — это дозволенное в пищу животное, а другой — запретное, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать — халяльное животное, мясо ее детеныша — халяль, как в случае с мулом, мать которого — корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо ее детеныша — харам, как в случае с мулом, мать которого ослица.

Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса, согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.

На основе изложенных выше одиннадцати принципов, представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных, согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).

Животные, мясо которых — халяль:

  1. Верблюд;
  2. козел;
  3. баран;
  4. буйвол;
  5. олень;
  6. кролик;
  7. корова;
  8. дикий осел (Запрет в хадисе распространяется только на домашних ослов);
  9. рыба (Любая, включая креветок, если следовать мнению, что они относятся к рыбе; есть также мнение, что креветки запрещены, так как не входят в семейство рыб);
  10. антилопа/газель;
  11. утка;
  12. цапля (Серая или белая болотная птица с длинной шеей, длинными ногами и (как правило) длинным клювом);
  13. соловей;
  14. перепел;
  15. попугай;
  16. турач;
  17. саранча;
  18. куропатка (Южно-американская охотничье-промысловая птица с массивным телом и маленькими крыльями);
  19. жаворонок;
  20. воробей;
  21. гусь;
  22. страус;
  23. голубь;
  24. дикий голубь;
  25. аист;
  26. петух;
  27. курица;
  28. павлин;
  29. скворец;
  30. удод (Любая из нескольких видов европейских хохлатых птиц с тонким загибающимся вниз клювом, известная в арабском языке как «худуд» — птица, которую отправил саййидуна Сулейман, мир ему).

Животные, мясо которых запретно (харам) для употребления в пищу:

  1. Волк;
  2. гиена;
  3. кошка;
  4. обезьяна;
  5. скорпион;
  6. леопард;
  7. тигр;
  8. гепард;
  9. лев;
  10. тушканчик;
  11. медведь;
  12. свинья;
  13. белка;
  14. ёж;
  15. змея;
  16. черепаха;
  17. собака;
  18. краб;
  19. шакал;
  20. осел (домашний);
  21. ящерица (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу ящериц; хадис об этом приводит Имам Абу Дауд в сборнике «Сунан» от Абдуррахмана ибн Шибля);
  22. лиса;
  23. крокодил;
  24. горностай/ласка;
  25. слон (Радд аль-Мухтар, 6/306);
  26. сокол;
  27. ястреб;
  28. коршун;
  29. летучая мышь;
  30. гриф;
  31. мышь;
  32. крыса;
  33. все насекомые (комар, муха, паук, жуки и т. д.).

Источник