Можно ли есть квашеную капусту в пост

Как поститься, или «Не ешь постом капусту квашеную…»

  • «Не ешь постом капусту квашеную…»

Священник Павел Бибин о смыслах, дарах и ошибках постных дней

Наступил Рождественский пост. Для кого-то он — первый. И этот кто-то, наверное, уже купил вдоволь капусты, морковки и крупы, а теперь сидит волнуется: «Выдержу ли?»

Память, растворенная в заботах

— Отец Павел, многие из тех, кто задумываются о вере, пытаются приобщиться к ней через посты. Мол, если я молюсь, хожу в церковь, вроде бы не грешу и не ем животных, значит, становлюсь верующим.

— Христианская жизнь не начинается с поста, вот в чем дело. Пост — это внутренняя, содержательная часть церковной жизни. Поэтому смысл поста для людей нецерковных и неверующих теряется. И православие-то здесь может оказаться ни при чем. Все религии, так или иначе, имеют практику поста.

— Выходит, по-настоящему поститься может лишь воцерковленный человек? Все остальные как бы на диете?

— Но для кого-то этот шаг может быть важным. Господь смотрит на путь человека. В идеальном случае нужно быть уже внутри, в церковной общине, нужно разделять ответственность по отношению к церковной жизни. Это традиция, норма. Все иное просто аскетическая практика, совсем не обязательно христианская. Без этого уточнения наш разговор я счел бы бессмысленным и бесполезным. Я говорю о том, как должно быть. О том, как есть на самом деле, вы и без меня знаете.

— Понятно, конечно, что смысл любого поста не начинается и не завершается отказом от определенного набора продуктов. Все-таки в чем он?

— В библейской традиции смысл многодневных постов связан с важными вопросами подготовки к выходу на служение. Подготовка к крещению, которое в ранней Церкви традиционно было связано с празднованием Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и Пятидесятницы (Троицы), также не обходилась без поста. Эта подготовка и является изначальным смыслом Рождественского и Великого постов. Это время восстановления памяти человека о Боге.

Жизнь хочет эту память каким-то образом стереть, растворить в мирских делах и заботах. И если человек держит пост, значит, он стремится к тому, чтобы лишние, не имеющие принципиального значения вещи уходили на второй план. Это, если хотите, восстановление иерархии ценностей.

— Которые определены заповедями?

— Если мы говорим о христианском посте, то эти ценности всегда выстраиваются в соответствии с Евангелием. И чтобы восстановить эту иерархию, человеку нужно внимательно взглянуть на свою жизнь. Понять, что в ней запуталось, перемешалось, что нужно поправить… Это время примирения человека с Богом и с человеком.

«Таких людей нам посылает Господь»

— Отец Павел, в поисковой интернет-системе набрала слово «пост». Результат превзошел… Рейтинг ссылок по этим четырем буквам: постановление правительства РФ, посткроссинг, постмодернизм, постиндустриальное общество. Есть в обществе запрос на то, о чем вы говорите?

— Не многие задумываются об этом всерьез, поскольку это очень трудно и люди это интуитивно понимают. Предназначение поста заключается в исправлении отношений не только с Богом, но и с людьми. Не только близкими, но и ближними. Это различные понятия. Близкие — наши родственники, родные по плоти, и первый близкий для нас — я сам. Не случайно слово «семья» в русском языке звучит как «семь я». Поэтому помогать своим близким — это значит помогать самому себе. Это нужно делать постоянно, хотя ничего исключительно христианского в этом нет. А в помощи ближнему — да.

— Кто тогда этот ближний?

— Ближний тот, кто родственен тебе не по плоти, а по духу. Ближним может быть любой, даже самый неожиданный человек. Христос говорит о любви к ближнему, он говорит даже о любви к врагам. Твой враг может стать тебе ближним. Но без живой веры во Христа это невозможно. Без этого христианство теряет свою силу, соль…

— Думаю, сейчас уместно вспомнить святого Тихона Задонского: «Любовь от дел, а не от слов познается». Итак, а что же делать?

— Христианский пост связан с жертвой. Можно жертвовать на Божье дело. Как бы пафосно это ни звучало, преодолевать заложенное в человеческой природе накопительство и потребительство. Во время поста мы принимаем более скромную пищу. Ибо постная пища — это скромная и, соответственно, более дешевая пища. Но высвободившиеся средства тратить на себя и на близких не принято. Это как переложить из одного кармана в другой.

— К примеру, помощь сиротам, больным, немощным — это оно?

— Конечно. Но тут хотелось бы поделиться древней мудростью: прежде чем твой пятак окажется в руке страждущего, он должен в твоей руке запотеть. Не торопитесь, смотрите, думайте. Не каждому просящему нужно давать. На плохое — не нужно. Велик риск оказаться соучастником большого несчастья. Слушайте внутренний голос, не бойтесь спросить, а что, собственно, случилось. Ведь если мы оказываем помощь впустую, это не будет иметь духовного плода.

— Но ведь всегда есть шанс ошибиться…

— Знаете, чем евангельский нищий отличается от того, кто на этом просто зарабатывает? Слово «нищий» здесь я употребляю в смысле «нуждающийся». Первый — это всегда человек по-настоящему благодарный, даже за копейку благодарный. У него глаза светятся, когда он эту копейку принимает. Это видно. Таких людей нам посылает Господь.

— Говорят, все в мире относительно. Для кого-то большая беда не опохмелиться.

— Нет, на выпивку давать нельзя.

— Получается, что вопрос пожертвования не столь однозначный, каким мы его видим?

— На самом деле он очень глубокий и точно не простой. Частенько люди бросают на ходу, не глядя, в чью-то шапку свои рубли и бегут прочь. Такую милость Господь может не принять. Кто сказал, что все жертвы принимаются? А ведь любой человек, так или иначе, жертвует: временем, силами, средствами, здоровьем… Важно, на что и ради чего это. И если человек, жертвуя, попадает в «десятку», от этого в мире умножается любовь.

Читайте также:  Можно ли будет работать в школе учителем без педагогического образования

— Отец Павел, мы сейчас говорим о посте. Но ведь нелепым и даже диким будет выглядеть «помощь ближнему» в период с 28 ноября по 7 января, а потом хоть трава не расти…

— Конечно же, это и нелепо, и дико, и неправильно. Делами милосердия нужно заниматься постоянно. А время поста — это как раз то время, когда возможно начать выстраивать новые отношения с людьми. И с Богом, само собой.

Свято место пусто?

— Вот батюшки говорят, что пост должен оборачиваться радостью. А если нет этого ощущения?

— Смотря с чего начать. Если с вещей внешних… Это может очень плохо закончиться. Пост часто путают с диетой, с некими обязательными днями очистки организма от шлаков и пр. Да, очиститься, наверное, можно. Но мы же знаем, что свято место пусто не бывает. Если очищенное пространство не наполнить ничем Божьим, стоит ли удивляется, что через какое-то время оно заполнится чем-то иным, с другим знаком.

— И все же гастрономический момент игнорировать, наверное, нельзя. Говорят, мера поста у каждого своя. Как ее определить и кто в этом должен помочь?

— Если есть какие-то отношения со священником, нужно советоваться с ним, брать у него благословение.

— К врачу можно обратиться за советом по поводу питания в пост?

— Думаю, все же лучше прийти к священнику. Человек ведь знает о своем состоянии здоровья и рекомендациях докторов.

— Столкнулась с тем, что разные информационные ресурсы предлагают не совсем одинаковые «постные» программы — когда и что можно или нельзя…

— Действительно, информация может разниться. Сейчас любой крепкий монастырь может издавать православный календарь. И этот монастырь вправе брать на себя более суровые обязательства. В Интернете тоже все довольно схематично. Если сомневаетесь — поговорите со священником.

— Боюсь, батюшек на всех не хватит…

— Батюшек хватит, на то они и поставлены. Нельзя же допустить, чтобы духовником вашим какой-нибудь сайт сделался. Личное общение важно, ведь вопросы могут возникнуть самые неожиданные. К примеру, один мой знакомый, вегетарианец, долго не мог понять, как ему поститься. Проблема! Вся его жизнь — сплошной пост. Пришел он к своему духовнику за советом, тот спрашивает: «А ты что более всего из пищи любишь?» — «Квашеную капусту!» — «Не ешь тогда постом квашеную капусту…»

Гаджеты? Да ради Бога!

— Как вы считаете, отец Павел, не являются ли советы воздерживаться во время поста от общения по мобильному телефону или в Интернете неким сдерживающим фактором? Особенно для молодых.

— Речь о том, чтобы на это время избавиться от пустых развлечений. Не злоупотреблять, не тратить время впустую днями и ночами. Мы ведь живем в XXI веке, поэтому совсем без гаджетов не обойтись. Иначе пришлось бы отказаться от мобильных телефонов, интернет-ресурсов, в том числе православных. Вряд ли это нужно. Вопрос не в форме, а в содержании.

— Пост — это некий контроль. А собственно, кто в большей степени контролирует? Ты себя? Духовник тебя? Или, может быть, Сам Он тебя?

— Совесть есть у человека. А она и есть голос Божий. Обмануть можно кого-нибудь, но себя обмануть не получится.

Поздравляю с началом Рождественского поста!

Источник

Основы сухоядения

Сухояде́ние (греч. ξηροφαγία) — одна из стро­гих сте­пе­ней поста, упо­треб­ле­ние рас­ти­тель­ной пищи без масла в холод­ном виде.

В цер­ков­ном Уставе о сухо­яде­нии ска­зано сле­ду­ю­щее (О постах, глава 1, О вели­ком Посте): «… ясти хлеб, и сурово зелие, и варе­ние без посла­сти, … и пием укроп с медом». То есть, доз­во­лены: хлеб, вода, соль (о чем особо ска­зано в Пост­ной Три­оди), сырые или ква­ше­ные овощи, зелень, мёд, тер­ми­че­ски обра­бо­тан­ная пища рас­ти­тель­ного про­ис­хож­де­ния без вку­со­вых при­прав, в том числе и сла­до­стей. На Руси пред­пи­са­ние о «сухо­яде­нии» пони­ма­лось как, пусть даже сва­рен­ная, но остыв­шая еда.

Сухо­яде­ние пред­пи­сано Уста­вом в боль­шин­ство дней Вели­кого поста: кроме суб­бот, вос­кре­се­ний и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подо­бает» (гл. 32). Под это опре­де­ле­ние также под­па­дают прак­ти­че­ски все среды (в память о пре­да­тель­стве Иудой Иисуса Хри­ста) и пят­ницы (в память о рас­пя­тии Христа).

Эта сте­пень поста рас­про­стра­ня­ется пре­иму­ще­ственно на мона­ше­ству­ю­щих. Миряне обычно постятся так только в Рож­де­ствен­ский сочель­ник и в Вели­кий Пяток (пят­ницу Страст­ной сед­мицы).

АЗБУКА ВЕРЫ

Самое строгое меню основано на потреблении хлеба, капусты в квашеном и сыром виде, а также моркови, фруктов, салатов из свежих овощей и воды.

При­мер­ный пере­чень про­дук­тов, раз­ре­шен­ных при сухоядении:

Хлеб. Чер­ный, ржа­ной или отруб­ной хлеб можно нате­реть чес­но­ком и посы­пать солью и зеле­нью. Сухарики.

Печё­ный кар­то­фель (холод­ный). Кар­тошку в мун­дире запечь в духовке или в мик­ро­вол­новке. Кушать с солью и зеле­нью, запи­вать соком или водой.

Фрукты и овощи без теп­ло­вой обра­ботки, свежие.

Соле­ния, ква­ше­ная капу­ста, солё­ные и мари­но­ван­ные огурцы, грибы. Любые заго­товки без масла.

Можно каши из паке­ти­ков, не варе­ные, запа­рен­ные в термосе.

Соки, мине­раль­ная вода.

Мёд. Чай (так как это не отвар, а настой).

Ком­поты в холод­ном виде, а так же ягоды и фрукты из компотов.

Салаты из капу­сты, свёклы, репы и редьки све­жей. При этом можно ошпа­рить кипят­ком репу или редьку (чтобы изба­виться от горечи), но не варить.

Сухо­фрукты, орехи, изюм. В том числе размоченные.

Жаре­ные семечки, тмин, козинаки.

Базовые рецепты сухоядения

Тем, кто решает при­дер­жи­ваться поста впер­вые, стро­гое воз­дер­жа­ние про­ти­во­по­ка­зано. Подоб­ный стиль пита­ния не под­ра­зу­ме­вает голодания.

Рецеп­тов для сухо­яде­ния мно­же­ство, бла­го­даря чему можно раз­но­об­ра­зить свой рацион и питаться вкусно. Сокра­ще­ние коли­че­ства про­дук­тов идет наравне с умень­ше­нием пор­ций и частоты трапез.

1. Каши

Овсянку, льня­ную и греч­не­вую кашу можно при­го­то­вить, не исполь­зуя нагрев. Гре­чиху доста­точно залить водой из рас­чета на один ста­кан крупы — один ста­кан воды. Оста­вив ее на ночь в тер­мосе, с утра уже можно вку­шать кашу на зав­трак. Овсянка и льня­ная каша раз­бу­хают быст­рее, поэтому их гото­вить еще проще. Уси­лить вкус блюд можно при помощи соли. Допу­сти­мые уси­ли­тели вкуса: сухо­фрукты; орехи; семена льна в цель­ном или моло­том виде; све­жие овощи и фрукты; мёд; сое­вый соус; раз­лич­ные травы и пря­но­сти (мята, корица, лимон).

Читайте также:  Можно ли есть сгущенное молоко с истекшим сроком

2. Салаты

Их можно гото­вить на свое усмот­ре­ние из све­жих ово­щей, меняя составы и экс­пе­ри­мен­ти­руя в рам­ках доз­во­лен­ного. Можно добав­лять неко­то­рые фрукты. Напри­мер, отлично соче­та­ются мор­ковь и яблоко в салате. Неза­ме­ни­мым помощ­ни­ком на кухне в период поста ста­нет тёрка для корей­ской мор­кови, кото­рая поз­во­лит не только быстро нашин­ко­вать про­дукты для салата, но и кра­сиво их подать. Допу­сти­мые добавки в салаты: семена кун­жута и льна (моло­тые или цель­ные); изюм, пред­ва­ри­тельно замо­чен­ный в воде; тыква; груши и яблоки; мёд; сухо­фрукты; чес­нок; перец; зелень; сое­вый соус.

Для уси­ле­ния вкуса гото­вого салата можно дать ему насто­яться в тече­ние пары часов. За это время ингре­ди­енты отда­дут неко­то­рое коли­че­ство сока и вкус ста­нет насы­щен­нее. Заправ­кой с насы­щен­ным и пикант­ным вку­сом может послу­жить сме­шан­ные в рав­ных коли­че­ствах мёд и сое­вый соус.

3. Супы

Мно­гим постя­щимся трудно пройти испы­та­ние пище­вым огра­ни­че­нием без пер­вых блюд. В таком слу­чае можно при­бег­нуть к испан­скому рецепту холод­ного супа — гас­паччо. Он гото­вится из тома­тов, кото­рые явля­ются основ­ным ингре­ди­ен­том (250 г). Их пере­ма­лы­вают в сок, в кото­рый затем добав­ляют 2 огурца, пучок лука, сель­де­рей (корень), зелё­ный перец, чес­нок. Все эти ком­по­ненты пред­ва­ри­тельно измель­чают до каше­об­раз­ного состо­я­ния. После наста­и­ва­ния на про­тя­же­нии несколь­ких часов суп готов к подаче.

4. Десерты

Для детей или про­сто люби­те­лей слад­кого в период сухо­яде­ния можно при­го­то­вить осо­бое пече­нье. Для этого пона­до­бится четыре ста­кана оре­хов кешью, поло­вина ста­кана смеси сухо­фрук­тов на выбор (курага, яблоки, инжир). Ком­по­ненты про­пус­ка­ются через мясо­рубку для полу­че­ния клей­кой одно­род­ной массы. Затем ката­ются шарики, кото­рым при­дают нуж­ную форму. Если сде­лать по цен­тру пече­нья углуб­ле­ние, в него можно поме­стить ягоды в све­жем виде или в виде пасты, сме­шан­ной с медом. Из ука­зан­ного коли­че­ства ингре­ди­ен­тов полу­ча­ется коли­че­ство пече­нья, доста­точ­ное, чтобы поба­ло­вать слад­ким боль­шую компанию.

5. Пере­кусы

Для тех, кто при­вык питаться часто, на помощь при­дут пере­кусы. В этом каче­стве можно исполь­зо­вать любые сухо­фрукты, семена и семечки. А также можно сме­ши­вать раз­лич­ные их ком­би­на­ции в раз­ных про­пор­циях с мёдом.

Для уси­ле­ния вкуса помо­гут соль, мускат­ный орех, корица. Пере­мо­лов ком­по­ненты на мясо­рубке или в блен­дере, можно полу­чить при­вле­ка­тель­ный, полез­ный и вкус­ный десерт, кото­рым можно под­кре­питься в пере­ры­вах между едой.

6. Бутер­броды

В период поста можно поба­ло­вать себя бутер­бро­дами, кото­рые не только вкусны, но и полезны. В каче­стве базы лучше исполь­зо­вать ржа­ной хлеб. Начин­кой может послу­жить аво­кадо, поми­доры, семена кун­жута, соль и перец для вкуса, и укроп для украшения.

Огра­ни­че­ния в пище — не един­ствен­ный инстру­мент поста. В этот период сле­дует также воз­дер­жаться от злых и завист­ли­вых мыс­лей и дея­ний, попы­таться взрас­тить в себе любовь и ува­же­ние к ближнему.

Источник

В среду, 28 ноября, наступил Рождественский пост. Для кого-то он — первый. И этот кто-то, наверное, уже купил вдоволь капусты, морковки и крупы, а теперь сидит волнуется: «Выдержу ли?»

Память, растворенная в заботах

— Отец Павел, многие из тех, кто задумываются о вере, пытаются приобщиться к ней через посты. Мол, если я молюсь, хожу в церковь, вроде бы не грешу и не ем животных, значит, становлюсь верующим.

— Христианская жизнь не начинается с поста, вот в чем дело. Пост — это внутренняя, содержательная часть церковной жизни. Поэтому смысл поста для людей нецерковных и неверующих теряется. И православие-то здесь может оказаться ни при чем. Все религии, так или иначе, имеют практику поста.

— Выходит, по-настоящему поститься может лишь воцерковленный человек? Все остальные как бы на диете?

— Но для кого-то этот шаг может быть важным. Господь смотрит на путь человека. В идеальном случае нужно быть уже внутри, в церковной общине, нужно разделять ответственность по отношению к церковной жизни. Это традиция, норма. Все иное просто аскетическая практика, совсем не обязательно христианская. Без этого уточнения наш разговор я счел бы бессмысленным и бесполезным. Я говорю о том, как должно быть. О том, как есть на самом деле, вы и без меня знаете.

— Понятно, конечно, что смысл любого поста не начинается и не завершается отказом от определенного набора продуктов. Все-таки в чем он?

— В библейской традиции смысл многодневных постов связан с важными вопросами подготовки к выходу на служение. Подготовка к крещению, которое в ранней Церкви традиционно было связано с празднованием Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и Пятидесятницы (Троицы), также не обходилась без поста. Эта подготовка и является изначальным смыслом Рождественского и Великого постов. Это время восстановления памяти человека о Боге.

Жизнь хочет эту память каким-то образом стереть, растворить в мирских делах и заботах. И если человек держит пост, значит, он стремится к тому, чтобы лишние, не имеющие принципиального значения вещи уходили на второй план. Это, если хотите, восстановление иерархии ценностей.

— Которые определены заповедями?

— Если мы говорим о христианском посте, то эти ценности всегда выстраиваются в соответствии с Евангелием. И чтобы восстановить эту иерархию, человеку нужно внимательно взглянуть на свою жизнь. Понять, что в ней запуталось, перемешалось, что нужно поправить… Это время примирения человека с Богом и с человеком.

«Таких людей нам посылает Господь»

— Отец Павел, в поисковой интернет-системе набрала слово «пост». Результат превзошел… Рейтинг ссылок по этим четырем буквам: постановление правительства РФ, посткроссинг, постмодернизм, постиндустриальное общество. Есть в обществе запрос на то, о чем вы говорите?

— Не многие задумываются об этом всерьез, поскольку это очень трудно и люди это интуитивно понимают. Предназначение поста заключается в исправлении отношений не только с Богом, но и с людьми. Не только близкими, но и ближними. Это различные понятия. Близкие — наши родственники, родные по плоти, и первый близкий для нас — я сам. Не случайно слово «семья» в русском языке звучит как «семь я». Поэтому помогать своим близким — это значит помогать самому себе. Это нужно делать постоянно, хотя ничего исключительно христианского в этом нет. А в помощи ближнему — да.

Читайте также:  Можно ли при грудном вскармливании есть варенье из абрикосов

— Кто тогда этот ближний?

— Ближний тот, кто родственен тебе не по плоти, а по духу. Ближним может быть любой, даже самый неожиданный человек. Христос говорит о любви к ближнему, он говорит даже о любви к врагам. Твой враг может стать тебе ближним. Но без живой веры во Христа это невозможно. Без этого христианство теряет свою силу, соль…

— Думаю, сейчас уместно вспомнить святого Тихона Задонского: «Любовь от дел, а не от слов познается». Итак, а что же делать?

— Христианский пост связан с жертвой. Можно жертвовать на Божье дело. Как бы пафосно это ни звучало, преодолевать заложенное в человеческой природе накопительство и потребительство. Во время поста мы принимаем более скромную пищу. Ибо постная пища — это скромная и, соответственно, более дешевая пища. Но высвободившиеся средства тратить на себя и на близких не принято. Это как переложить из одного кармана в другой.

— К примеру, помощь сиротам, больным, немощным — это оно?

— Конечно. Но тут хотелось бы поделиться древней мудростью: прежде чем твой пятак окажется в руке страждущего, он должен в твоей руке запотеть. Не торопитесь, смотрите, думайте. Не каждому просящему нужно давать. На плохое — не нужно. Велик риск оказаться соучастником большого несчастья. Слушайте внутренний голос, не бойтесь спросить, а что, собственно, случилось. Ведь если мы оказываем помощь впустую, это не будет иметь духовного плода.

— Но ведь всегда есть шанс ошибиться…

— Знаете, чем евангельский нищий отличается от того, кто на этом просто зарабатывает? Слово «нищий» здесь я употребляю в смысле «нуждающийся». Первый — это всегда человек по-настоящему благодарный, даже за копейку благодарный. У него глаза светятся, когда он эту копейку принимает. Это видно. Таких людей нам посылает Господь.

— Говорят, все в мире относительно. Для кого-то большая беда не опохмелиться.

— Нет, на выпивку давать нельзя.

— Получается, что вопрос пожертвования не столь однозначный, каким мы его видим?

— На самом деле он очень глубокий и точно не простой. Частенько люди бросают на ходу, не глядя, в чью-то шапку свои рубли и бегут прочь. Такую милость Господь может не принять. Кто сказал, что все жертвы принимаются? А ведь любой человек, так или иначе, жертвует: временем, силами, средствами, здоровьем… Важно, на что и ради чего это. И если человек, жертвуя, попадает в «десятку», от этого в мире умножается любовь.

— Отец Павел, мы сейчас говорим о посте. Но ведь нелепым и даже диким будет выглядеть «помощь ближнему» в период с 28 ноября по 7 января, а потом хоть трава не расти…

— Конечно же, это и нелепо, и дико, и неправильно. Делами милосердия нужно заниматься постоянно. А время поста — это как раз то время, когда возможно начать выстраивать новые отношения с людьми. И с Богом, само собой.

Свято место пусто?

— Вот батюшки говорят, что пост должен оборачиваться радостью. А если нет этого ощущения?

— Смотря с чего начать. Если с вещей внешних… Это может очень плохо закончиться. Пост часто путают с диетой, с некими обязательными днями очистки организма от шлаков и пр. Да, очиститься, наверное, можно. Но мы же знаем, что свято место пусто не бывает. Если очищенное пространство не наполнить ничем Божьим, стоит ли удивляется, что через какое-то время оно заполнится чем-то иным, с другим знаком.

— И все же гастрономический момент игнорировать, наверное, нельзя. Говорят, мера поста у каждого своя. Как ее определить и кто в этом должен помочь?

— Если есть какие-то отношения со священником, нужно советоваться с ним, брать у него благословение.

— К врачу можно обратиться за советом по поводу питания в пост?

— Думаю, все же лучше прийти к священнику. Человек ведь знает о своем состоянии здоровья и рекомендациях докторов.

— Столкнулась с тем, что разные информационные ресурсы предлагают не совсем одинаковые «постные» программы — когда и что можно или нельзя…

— Действительно, информация может разниться. Сейчас любой крепкий монастырь может издавать православный календарь. И этот монастырь вправе брать на себя более суровые обязательства. В Интернете тоже все довольно схематично. Если сомневаетесь — поговорите со священником.

— Боюсь, батюшек на всех не хватит…

— Батюшек хватит, на то они и поставлены. Нельзя же допустить, чтобы духовником вашим какой-нибудь сайт сделался. Личное общение важно, ведь вопросы могут возникнуть самые неожиданные. К примеру, один мой знакомый, вегетарианец, долго не мог понять, как ему поститься. Проблема! Вся его жизнь — сплошной пост. Пришел он к своему духовнику за советом, тот спрашивает: «А ты что более всего из пищи любишь?» — «Квашеную капусту!» — «Не ешь тогда постом квашеную капусту…»

Гаджеты? Да ради Бога!

— Как вы считаете, отец Павел, не являются ли советы воздерживаться во время поста от общения по мобильному телефону или в Интернете неким сдерживающим фактором? Особенно для молодых.

— Речь о том, чтобы на это время избавиться от пустых развлечений. Не злоупотреблять, не тратить время впустую днями и ночами. Мы ведь живем в XXI веке, поэтому совсем без гаджетов не обойтись. Иначе пришлось бы отказаться от мобильных телефонов, интернет-ресурсов, в том числе православных. Вряд ли это нужно. Вопрос не в форме, а в содержании.

— Пост — это некий контроль. А собственно, кто в большей степени контролирует? Ты себя? Духовник тебя? Или, может быть, Сам Он тебя?

— Совесть есть у человека. А она и есть голос Божий. Обмануть можно кого-нибудь, но себя обмануть не получится.

Наталья Кологреева

Источник