Можно ли есть квашеную капусту в пост
Содержание статьи
Как поститься, или «Не ешь постом капусту квашеную…»
- «Не ешь постом капусту квашеную…»
Священник Павел Бибин о смыслах, дарах и ошибках постных дней
Наступил Рождественский пост. Для кого-то он — первый. И этот кто-то, наверное, уже купил вдоволь капусты, морковки и крупы, а теперь сидит волнуется: «Выдержу ли?»
Память, растворенная в заботах
— Отец Павел, многие из тех, кто задумываются о вере, пытаются приобщиться к ней через посты. Мол, если я молюсь, хожу в церковь, вроде бы не грешу и не ем животных, значит, становлюсь верующим.
— Христианская жизнь не начинается с поста, вот в чем дело. Пост — это внутренняя, содержательная часть церковной жизни. Поэтому смысл поста для людей нецерковных и неверующих теряется. И православие-то здесь может оказаться ни при чем. Все религии, так или иначе, имеют практику поста.
— Выходит, по-настоящему поститься может лишь воцерковленный человек? Все остальные как бы на диете?
— Но для кого-то этот шаг может быть важным. Господь смотрит на путь человека. В идеальном случае нужно быть уже внутри, в церковной общине, нужно разделять ответственность по отношению к церковной жизни. Это традиция, норма. Все иное просто аскетическая практика, совсем не обязательно христианская. Без этого уточнения наш разговор я счел бы бессмысленным и бесполезным. Я говорю о том, как должно быть. О том, как есть на самом деле, вы и без меня знаете.
— Понятно, конечно, что смысл любого поста не начинается и не завершается отказом от определенного набора продуктов. Все-таки в чем он?
— В библейской традиции смысл многодневных постов связан с важными вопросами подготовки к выходу на служение. Подготовка к крещению, которое в ранней Церкви традиционно было связано с празднованием Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и Пятидесятницы (Троицы), также не обходилась без поста. Эта подготовка и является изначальным смыслом Рождественского и Великого постов. Это время восстановления памяти человека о Боге.
Жизнь хочет эту память каким-то образом стереть, растворить в мирских делах и заботах. И если человек держит пост, значит, он стремится к тому, чтобы лишние, не имеющие принципиального значения вещи уходили на второй план. Это, если хотите, восстановление иерархии ценностей.
— Которые определены заповедями?
— Если мы говорим о христианском посте, то эти ценности всегда выстраиваются в соответствии с Евангелием. И чтобы восстановить эту иерархию, человеку нужно внимательно взглянуть на свою жизнь. Понять, что в ней запуталось, перемешалось, что нужно поправить… Это время примирения человека с Богом и с человеком.
«Таких людей нам посылает Господь»
— Отец Павел, в поисковой интернет-системе набрала слово «пост». Результат превзошел… Рейтинг ссылок по этим четырем буквам: постановление правительства РФ, посткроссинг, постмодернизм, постиндустриальное общество. Есть в обществе запрос на то, о чем вы говорите?
— Не многие задумываются об этом всерьез, поскольку это очень трудно и люди это интуитивно понимают. Предназначение поста заключается в исправлении отношений не только с Богом, но и с людьми. Не только близкими, но и ближними. Это различные понятия. Близкие — наши родственники, родные по плоти, и первый близкий для нас — я сам. Не случайно слово «семья» в русском языке звучит как «семь я». Поэтому помогать своим близким — это значит помогать самому себе. Это нужно делать постоянно, хотя ничего исключительно христианского в этом нет. А в помощи ближнему — да.
— Кто тогда этот ближний?
— Ближний тот, кто родственен тебе не по плоти, а по духу. Ближним может быть любой, даже самый неожиданный человек. Христос говорит о любви к ближнему, он говорит даже о любви к врагам. Твой враг может стать тебе ближним. Но без живой веры во Христа это невозможно. Без этого христианство теряет свою силу, соль…
— Думаю, сейчас уместно вспомнить святого Тихона Задонского: «Любовь от дел, а не от слов познается». Итак, а что же делать?
— Христианский пост связан с жертвой. Можно жертвовать на Божье дело. Как бы пафосно это ни звучало, преодолевать заложенное в человеческой природе накопительство и потребительство. Во время поста мы принимаем более скромную пищу. Ибо постная пища — это скромная и, соответственно, более дешевая пища. Но высвободившиеся средства тратить на себя и на близких не принято. Это как переложить из одного кармана в другой.
— К примеру, помощь сиротам, больным, немощным — это оно?
— Конечно. Но тут хотелось бы поделиться древней мудростью: прежде чем твой пятак окажется в руке страждущего, он должен в твоей руке запотеть. Не торопитесь, смотрите, думайте. Не каждому просящему нужно давать. На плохое — не нужно. Велик риск оказаться соучастником большого несчастья. Слушайте внутренний голос, не бойтесь спросить, а что, собственно, случилось. Ведь если мы оказываем помощь впустую, это не будет иметь духовного плода.
— Но ведь всегда есть шанс ошибиться…
— Знаете, чем евангельский нищий отличается от того, кто на этом просто зарабатывает? Слово «нищий» здесь я употребляю в смысле «нуждающийся». Первый — это всегда человек по-настоящему благодарный, даже за копейку благодарный. У него глаза светятся, когда он эту копейку принимает. Это видно. Таких людей нам посылает Господь.
— Говорят, все в мире относительно. Для кого-то большая беда не опохмелиться.
— Нет, на выпивку давать нельзя.
— Получается, что вопрос пожертвования не столь однозначный, каким мы его видим?
— На самом деле он очень глубокий и точно не простой. Частенько люди бросают на ходу, не глядя, в чью-то шапку свои рубли и бегут прочь. Такую милость Господь может не принять. Кто сказал, что все жертвы принимаются? А ведь любой человек, так или иначе, жертвует: временем, силами, средствами, здоровьем… Важно, на что и ради чего это. И если человек, жертвуя, попадает в «десятку», от этого в мире умножается любовь.
— Отец Павел, мы сейчас говорим о посте. Но ведь нелепым и даже диким будет выглядеть «помощь ближнему» в период с 28 ноября по 7 января, а потом хоть трава не расти…
— Конечно же, это и нелепо, и дико, и неправильно. Делами милосердия нужно заниматься постоянно. А время поста — это как раз то время, когда возможно начать выстраивать новые отношения с людьми. И с Богом, само собой.
Свято место пусто?
— Вот батюшки говорят, что пост должен оборачиваться радостью. А если нет этого ощущения?
— Смотря с чего начать. Если с вещей внешних… Это может очень плохо закончиться. Пост часто путают с диетой, с некими обязательными днями очистки организма от шлаков и пр. Да, очиститься, наверное, можно. Но мы же знаем, что свято место пусто не бывает. Если очищенное пространство не наполнить ничем Божьим, стоит ли удивляется, что через какое-то время оно заполнится чем-то иным, с другим знаком.
— И все же гастрономический момент игнорировать, наверное, нельзя. Говорят, мера поста у каждого своя. Как ее определить и кто в этом должен помочь?
— Если есть какие-то отношения со священником, нужно советоваться с ним, брать у него благословение.
— К врачу можно обратиться за советом по поводу питания в пост?
— Думаю, все же лучше прийти к священнику. Человек ведь знает о своем состоянии здоровья и рекомендациях докторов.
— Столкнулась с тем, что разные информационные ресурсы предлагают не совсем одинаковые «постные» программы — когда и что можно или нельзя…
— Действительно, информация может разниться. Сейчас любой крепкий монастырь может издавать православный календарь. И этот монастырь вправе брать на себя более суровые обязательства. В Интернете тоже все довольно схематично. Если сомневаетесь — поговорите со священником.
— Боюсь, батюшек на всех не хватит…
— Батюшек хватит, на то они и поставлены. Нельзя же допустить, чтобы духовником вашим какой-нибудь сайт сделался. Личное общение важно, ведь вопросы могут возникнуть самые неожиданные. К примеру, один мой знакомый, вегетарианец, долго не мог понять, как ему поститься. Проблема! Вся его жизнь — сплошной пост. Пришел он к своему духовнику за советом, тот спрашивает: «А ты что более всего из пищи любишь?» — «Квашеную капусту!» — «Не ешь тогда постом квашеную капусту…»
Гаджеты? Да ради Бога!
— Как вы считаете, отец Павел, не являются ли советы воздерживаться во время поста от общения по мобильному телефону или в Интернете неким сдерживающим фактором? Особенно для молодых.
— Речь о том, чтобы на это время избавиться от пустых развлечений. Не злоупотреблять, не тратить время впустую днями и ночами. Мы ведь живем в XXI веке, поэтому совсем без гаджетов не обойтись. Иначе пришлось бы отказаться от мобильных телефонов, интернет-ресурсов, в том числе православных. Вряд ли это нужно. Вопрос не в форме, а в содержании.
— Пост — это некий контроль. А собственно, кто в большей степени контролирует? Ты себя? Духовник тебя? Или, может быть, Сам Он тебя?
— Совесть есть у человека. А она и есть голос Божий. Обмануть можно кого-нибудь, но себя обмануть не получится.
Поздравляю с началом Рождественского поста!
Источник
Основы сухоядения
Сухояде́ние (греч. ξηροφαγία) — одна из строгих степеней поста, употребление растительной пищи без масла в холодном виде.
В церковном Уставе о сухоядении сказано следующее (О постах, глава 1, О великом Посте): «… ясти хлеб, и сурово зелие, и варение без посласти, … и пием укроп с медом». То есть, дозволены: хлеб, вода, соль (о чем особо сказано в Постной Триоди), сырые или квашеные овощи, зелень, мёд, термически обработанная пища растительного происхождения без вкусовых приправ, в том числе и сладостей. На Руси предписание о «сухоядении» понималось как, пусть даже сваренная, но остывшая еда.
Сухоядение предписано Уставом в большинство дней Великого поста: кроме суббот, воскресений и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подобает» (гл. 32). Под это определение также подпадают практически все среды (в память о предательстве Иудой Иисуса Христа) и пятницы (в память о распятии Христа).
Эта степень поста распространяется преимущественно на монашествующих. Миряне обычно постятся так только в Рождественский сочельник и в Великий Пяток (пятницу Страстной седмицы).
АЗБУКА ВЕРЫ
Самое строгое меню основано на потреблении хлеба, капусты в квашеном и сыром виде, а также моркови, фруктов, салатов из свежих овощей и воды.
Примерный перечень продуктов, разрешенных при сухоядении:
Хлеб. Черный, ржаной или отрубной хлеб можно натереть чесноком и посыпать солью и зеленью. Сухарики.
Печёный картофель (холодный). Картошку в мундире запечь в духовке или в микроволновке. Кушать с солью и зеленью, запивать соком или водой.
Фрукты и овощи без тепловой обработки, свежие.
Соления, квашеная капуста, солёные и маринованные огурцы, грибы. Любые заготовки без масла.
Можно каши из пакетиков, не вареные, запаренные в термосе.
Соки, минеральная вода.
Мёд. Чай (так как это не отвар, а настой).
Компоты в холодном виде, а так же ягоды и фрукты из компотов.
Салаты из капусты, свёклы, репы и редьки свежей. При этом можно ошпарить кипятком репу или редьку (чтобы избавиться от горечи), но не варить.
Сухофрукты, орехи, изюм. В том числе размоченные.
Жареные семечки, тмин, козинаки.
Базовые рецепты сухоядения
Тем, кто решает придерживаться поста впервые, строгое воздержание противопоказано. Подобный стиль питания не подразумевает голодания.
Рецептов для сухоядения множество, благодаря чему можно разнообразить свой рацион и питаться вкусно. Сокращение количества продуктов идет наравне с уменьшением порций и частоты трапез.
1. Каши
Овсянку, льняную и гречневую кашу можно приготовить, не используя нагрев. Гречиху достаточно залить водой из расчета на один стакан крупы — один стакан воды. Оставив ее на ночь в термосе, с утра уже можно вкушать кашу на завтрак. Овсянка и льняная каша разбухают быстрее, поэтому их готовить еще проще. Усилить вкус блюд можно при помощи соли. Допустимые усилители вкуса: сухофрукты; орехи; семена льна в цельном или молотом виде; свежие овощи и фрукты; мёд; соевый соус; различные травы и пряности (мята, корица, лимон).
2. Салаты
Их можно готовить на свое усмотрение из свежих овощей, меняя составы и экспериментируя в рамках дозволенного. Можно добавлять некоторые фрукты. Например, отлично сочетаются морковь и яблоко в салате. Незаменимым помощником на кухне в период поста станет тёрка для корейской моркови, которая позволит не только быстро нашинковать продукты для салата, но и красиво их подать. Допустимые добавки в салаты: семена кунжута и льна (молотые или цельные); изюм, предварительно замоченный в воде; тыква; груши и яблоки; мёд; сухофрукты; чеснок; перец; зелень; соевый соус.
Для усиления вкуса готового салата можно дать ему настояться в течение пары часов. За это время ингредиенты отдадут некоторое количество сока и вкус станет насыщеннее. Заправкой с насыщенным и пикантным вкусом может послужить смешанные в равных количествах мёд и соевый соус.
3. Супы
Многим постящимся трудно пройти испытание пищевым ограничением без первых блюд. В таком случае можно прибегнуть к испанскому рецепту холодного супа — гаспаччо. Он готовится из томатов, которые являются основным ингредиентом (250 г). Их перемалывают в сок, в который затем добавляют 2 огурца, пучок лука, сельдерей (корень), зелёный перец, чеснок. Все эти компоненты предварительно измельчают до кашеобразного состояния. После настаивания на протяжении нескольких часов суп готов к подаче.
4. Десерты
Для детей или просто любителей сладкого в период сухоядения можно приготовить особое печенье. Для этого понадобится четыре стакана орехов кешью, половина стакана смеси сухофруктов на выбор (курага, яблоки, инжир). Компоненты пропускаются через мясорубку для получения клейкой однородной массы. Затем катаются шарики, которым придают нужную форму. Если сделать по центру печенья углубление, в него можно поместить ягоды в свежем виде или в виде пасты, смешанной с медом. Из указанного количества ингредиентов получается количество печенья, достаточное, чтобы побаловать сладким большую компанию.
5. Перекусы
Для тех, кто привык питаться часто, на помощь придут перекусы. В этом качестве можно использовать любые сухофрукты, семена и семечки. А также можно смешивать различные их комбинации в разных пропорциях с мёдом.
Для усиления вкуса помогут соль, мускатный орех, корица. Перемолов компоненты на мясорубке или в блендере, можно получить привлекательный, полезный и вкусный десерт, которым можно подкрепиться в перерывах между едой.
6. Бутерброды
В период поста можно побаловать себя бутербродами, которые не только вкусны, но и полезны. В качестве базы лучше использовать ржаной хлеб. Начинкой может послужить авокадо, помидоры, семена кунжута, соль и перец для вкуса, и укроп для украшения.
Ограничения в пище — не единственный инструмент поста. В этот период следует также воздержаться от злых и завистливых мыслей и деяний, попытаться взрастить в себе любовь и уважение к ближнему.
Источник
В среду, 28 ноября, наступил Рождественский пост. Для кого-то он — первый. И этот кто-то, наверное, уже купил вдоволь капусты, морковки и крупы, а теперь сидит волнуется: «Выдержу ли?»
Память, растворенная в заботах
— Отец Павел, многие из тех, кто задумываются о вере, пытаются приобщиться к ней через посты. Мол, если я молюсь, хожу в церковь, вроде бы не грешу и не ем животных, значит, становлюсь верующим.
— Христианская жизнь не начинается с поста, вот в чем дело. Пост — это внутренняя, содержательная часть церковной жизни. Поэтому смысл поста для людей нецерковных и неверующих теряется. И православие-то здесь может оказаться ни при чем. Все религии, так или иначе, имеют практику поста.
— Выходит, по-настоящему поститься может лишь воцерковленный человек? Все остальные как бы на диете?
— Но для кого-то этот шаг может быть важным. Господь смотрит на путь человека. В идеальном случае нужно быть уже внутри, в церковной общине, нужно разделять ответственность по отношению к церковной жизни. Это традиция, норма. Все иное просто аскетическая практика, совсем не обязательно христианская. Без этого уточнения наш разговор я счел бы бессмысленным и бесполезным. Я говорю о том, как должно быть. О том, как есть на самом деле, вы и без меня знаете.
— Понятно, конечно, что смысл любого поста не начинается и не завершается отказом от определенного набора продуктов. Все-таки в чем он?
— В библейской традиции смысл многодневных постов связан с важными вопросами подготовки к выходу на служение. Подготовка к крещению, которое в ранней Церкви традиционно было связано с празднованием Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и Пятидесятницы (Троицы), также не обходилась без поста. Эта подготовка и является изначальным смыслом Рождественского и Великого постов. Это время восстановления памяти человека о Боге.
Жизнь хочет эту память каким-то образом стереть, растворить в мирских делах и заботах. И если человек держит пост, значит, он стремится к тому, чтобы лишние, не имеющие принципиального значения вещи уходили на второй план. Это, если хотите, восстановление иерархии ценностей.
— Которые определены заповедями?
— Если мы говорим о христианском посте, то эти ценности всегда выстраиваются в соответствии с Евангелием. И чтобы восстановить эту иерархию, человеку нужно внимательно взглянуть на свою жизнь. Понять, что в ней запуталось, перемешалось, что нужно поправить… Это время примирения человека с Богом и с человеком.
«Таких людей нам посылает Господь»
— Отец Павел, в поисковой интернет-системе набрала слово «пост». Результат превзошел… Рейтинг ссылок по этим четырем буквам: постановление правительства РФ, посткроссинг, постмодернизм, постиндустриальное общество. Есть в обществе запрос на то, о чем вы говорите?
— Не многие задумываются об этом всерьез, поскольку это очень трудно и люди это интуитивно понимают. Предназначение поста заключается в исправлении отношений не только с Богом, но и с людьми. Не только близкими, но и ближними. Это различные понятия. Близкие — наши родственники, родные по плоти, и первый близкий для нас — я сам. Не случайно слово «семья» в русском языке звучит как «семь я». Поэтому помогать своим близким — это значит помогать самому себе. Это нужно делать постоянно, хотя ничего исключительно христианского в этом нет. А в помощи ближнему — да.
— Кто тогда этот ближний?
— Ближний тот, кто родственен тебе не по плоти, а по духу. Ближним может быть любой, даже самый неожиданный человек. Христос говорит о любви к ближнему, он говорит даже о любви к врагам. Твой враг может стать тебе ближним. Но без живой веры во Христа это невозможно. Без этого христианство теряет свою силу, соль…
— Думаю, сейчас уместно вспомнить святого Тихона Задонского: «Любовь от дел, а не от слов познается». Итак, а что же делать?
— Христианский пост связан с жертвой. Можно жертвовать на Божье дело. Как бы пафосно это ни звучало, преодолевать заложенное в человеческой природе накопительство и потребительство. Во время поста мы принимаем более скромную пищу. Ибо постная пища — это скромная и, соответственно, более дешевая пища. Но высвободившиеся средства тратить на себя и на близких не принято. Это как переложить из одного кармана в другой.
— К примеру, помощь сиротам, больным, немощным — это оно?
— Конечно. Но тут хотелось бы поделиться древней мудростью: прежде чем твой пятак окажется в руке страждущего, он должен в твоей руке запотеть. Не торопитесь, смотрите, думайте. Не каждому просящему нужно давать. На плохое — не нужно. Велик риск оказаться соучастником большого несчастья. Слушайте внутренний голос, не бойтесь спросить, а что, собственно, случилось. Ведь если мы оказываем помощь впустую, это не будет иметь духовного плода.
— Но ведь всегда есть шанс ошибиться…
— Знаете, чем евангельский нищий отличается от того, кто на этом просто зарабатывает? Слово «нищий» здесь я употребляю в смысле «нуждающийся». Первый — это всегда человек по-настоящему благодарный, даже за копейку благодарный. У него глаза светятся, когда он эту копейку принимает. Это видно. Таких людей нам посылает Господь.
— Говорят, все в мире относительно. Для кого-то большая беда не опохмелиться.
— Нет, на выпивку давать нельзя.
— Получается, что вопрос пожертвования не столь однозначный, каким мы его видим?
— На самом деле он очень глубокий и точно не простой. Частенько люди бросают на ходу, не глядя, в чью-то шапку свои рубли и бегут прочь. Такую милость Господь может не принять. Кто сказал, что все жертвы принимаются? А ведь любой человек, так или иначе, жертвует: временем, силами, средствами, здоровьем… Важно, на что и ради чего это. И если человек, жертвуя, попадает в «десятку», от этого в мире умножается любовь.
— Отец Павел, мы сейчас говорим о посте. Но ведь нелепым и даже диким будет выглядеть «помощь ближнему» в период с 28 ноября по 7 января, а потом хоть трава не расти…
— Конечно же, это и нелепо, и дико, и неправильно. Делами милосердия нужно заниматься постоянно. А время поста — это как раз то время, когда возможно начать выстраивать новые отношения с людьми. И с Богом, само собой.
Свято место пусто?
— Вот батюшки говорят, что пост должен оборачиваться радостью. А если нет этого ощущения?
— Смотря с чего начать. Если с вещей внешних… Это может очень плохо закончиться. Пост часто путают с диетой, с некими обязательными днями очистки организма от шлаков и пр. Да, очиститься, наверное, можно. Но мы же знаем, что свято место пусто не бывает. Если очищенное пространство не наполнить ничем Божьим, стоит ли удивляется, что через какое-то время оно заполнится чем-то иным, с другим знаком.
— И все же гастрономический момент игнорировать, наверное, нельзя. Говорят, мера поста у каждого своя. Как ее определить и кто в этом должен помочь?
— Если есть какие-то отношения со священником, нужно советоваться с ним, брать у него благословение.
— К врачу можно обратиться за советом по поводу питания в пост?
— Думаю, все же лучше прийти к священнику. Человек ведь знает о своем состоянии здоровья и рекомендациях докторов.
— Столкнулась с тем, что разные информационные ресурсы предлагают не совсем одинаковые «постные» программы — когда и что можно или нельзя…
— Действительно, информация может разниться. Сейчас любой крепкий монастырь может издавать православный календарь. И этот монастырь вправе брать на себя более суровые обязательства. В Интернете тоже все довольно схематично. Если сомневаетесь — поговорите со священником.
— Боюсь, батюшек на всех не хватит…
— Батюшек хватит, на то они и поставлены. Нельзя же допустить, чтобы духовником вашим какой-нибудь сайт сделался. Личное общение важно, ведь вопросы могут возникнуть самые неожиданные. К примеру, один мой знакомый, вегетарианец, долго не мог понять, как ему поститься. Проблема! Вся его жизнь — сплошной пост. Пришел он к своему духовнику за советом, тот спрашивает: «А ты что более всего из пищи любишь?» — «Квашеную капусту!» — «Не ешь тогда постом квашеную капусту…»
Гаджеты? Да ради Бога!
— Как вы считаете, отец Павел, не являются ли советы воздерживаться во время поста от общения по мобильному телефону или в Интернете неким сдерживающим фактором? Особенно для молодых.
— Речь о том, чтобы на это время избавиться от пустых развлечений. Не злоупотреблять, не тратить время впустую днями и ночами. Мы ведь живем в XXI веке, поэтому совсем без гаджетов не обойтись. Иначе пришлось бы отказаться от мобильных телефонов, интернет-ресурсов, в том числе православных. Вряд ли это нужно. Вопрос не в форме, а в содержании.
— Пост — это некий контроль. А собственно, кто в большей степени контролирует? Ты себя? Духовник тебя? Или, может быть, Сам Он тебя?
— Совесть есть у человека. А она и есть голос Божий. Обмануть можно кого-нибудь, но себя обмануть не получится.
Наталья Кологреева
Источник