Можно ли есть креветки евреям

Почему иудеям запрещено есть морских гадов и рыбу без чешуи

Можно ли есть креветки евреям

Почему иудеям запрещено есть морских гадов и рыбу без чешуи

Пищевые ограничения есть во всех мировых религиях. Но ни в одной из религиозных систем эти ограничения не отличаются такой скрупулезной дотошностью и вниманием к мелочам, как в иудаизме. Все животные и птицы, согласно Торе и основанной на ней системе кашрута, делятся на кошерных – дозволенных еврею в пищу, и некошерных, то есть запрещенных. То же касается и различных водоплавающих тварей. Одних рыб еврею кушать можно, других – категорически нельзя. В чем же разница?

Понятие о кошерных и некошерных рыбах

В книге «Ваикра» (часть «Пятикнижия») относительно рыбы, пригодной в пищу, сказано так:

«9. Это ешьте из всего, что в воде: все, что имеет плавник и чешую в воде, в морях и в реках, тех ешьте.
10. А все, что не имеет плавника и чешуи в морях и в реках, из всех мелких существ водяных, из всякой живой души, что в воде, — гнусны они для вас.
11. И гнусны будут они для вас, от их мяса не ешьте и падали их гнушайтесь.
12. Все, что не имеет плавника и чешуи в воде, гнусно это для вас».

Рыбой в этом тексте именуются не только, собственно, рыбы, но и все прочие обитающие в воде животные. Кошерной же считается лишь та рыба, которая имеет чешую и плавники. По этой причине евреям нельзя есть сомов, угрей, осетров, акул, а также китов и дельфинов. Строго запрещены мидии, устрицы, креветки, ракообразные, кальмары и прочие морепродукты.

Кошерной или некошерной становится и икра рыбы: красная — разрешена евреям, черная — нет. Да и с чешуей тоже не все так просто. У некоторых рыб, например, у осетровых, чешуя сидит так прочно, что удалить ее можно, только разрезав кожу. Подобная рыба тоже считается некошерной. Карп – дозволенная кашрутом рыба, но выведенный в результате многовековой селекции голый карп таковым не является.

Чем же можно объяснить эти запреты?

Религиозное толкование

Большинство верующих евреев вопросами на тему «почему нельзя?» голову себе не забивают. Рыба без чешуи и гады морские некошерны, поскольку не вписываются в законы кашрута. Значит, нельзя, и точка.

Однако евреи – народ пытливый и предпочитающий до всего доходить своим умом. Поэтому существуют и другие объяснения.

Этическое объяснение

Многие богословы полагают, что Тора запрещает евреям есть всяких «гадов», поскольку это не подобает народу, предназначение которого – служить Творцу. Употребляя такую омерзительную пищу, человек оскверняется. Чешуя и плавники есть то, что отделяет рыбу от гадов. Если же рыба без чешуи (например, угорь), чем она от этих самых гадов отличается?

Имеется и еще одно истолкование, также основанное на представлениях об этике. Любые пищевые ограничения подразумевают необходимость самодисциплины. Еда, в конце концов, должна поддерживать организм, давать нам силы, а не служить исключительно для нашего удовольствия. Поедание же морских гадов, к которым относятся, как правило, редкие и дорогие породы рыб и разные морские деликатесы, является именно данью чревоугодию.

Физиологическое объяснение

Многие талмудисты видят в законах кашрута также заботу о здоровье человека, поскольку некошерные продукты обычно вредны для здоровья. Запрет смешивать молочную и мясную пищу базируется на том, что такая еда очень тяжело переваривается, что крайне неполезно для желудка. Морские гады зачастую ядовиты, и так далее.

объяснение

Еще одно трактование табу на употребление морских гадов в пищу основано на словах Торы о «чистых и нечистых» животных. Чистые – и есть кошерные. Нечистые — наоборот. Свинья – грязное животное, питается нечистотами, и может стать источником инфекции. А что может быть грязнее разных водяных тварей, которые живут в придонной части водоема, в тине, и питаются падалью? Таковы ракообразные, моллюски. Да и рыбы, к примеру, сом, в этом смысле несильно от гадов отличаются.

Источник

Есть свинину и креветки опасно для здоровья и жизни?

Уважаемый Савелий,

Когда мы говорим о понятных и непонятных законах Торы, сначала нужно решить, с помощью какого критерия мы определяем их понятность. Для этого надо разобраться, какова цель законов Торы: духовная или материальная. И только тогда сможем приступить к делению законов Торы на понятные и непонятные.

Читайте также:  Можно ли есть бульон после варки грибов

Даже при неглубоком рассмотрении законов Торы мы можем убедиться, что Тора:

А: учит нас морали. В качестве примера возьмите такие заповеди, как о помощи бедным, о почитании родителей и старших, о справедливом суде, о благодарении Б-га за пищу, о честности в делах, запрет злословия и многие другие.

В: формирует наше мировоззрение. Отнесем сюда все заповеди, связанные с выходом из Египта: суббота (декларация о том, что мир был сотворен), молитва, обрезание (союз еврейского народа с Б-гом) и т.д.

Основываясь на этом, мы можем прийти к выводу, что настоящая цель Торы — это сформировать совершенного именно в духовном плане человека.

Намек на это мы находим в самом описании творения человека в Торе (Бэрейшит 2, 26): «И сказал Б-г: создадим человека» (во множественном числе). Возникает вопрос: разве Творцу нужны помощники в создании человека, тем более, что сразу после этого сказано (там же, 27): «И сотворил Б-г человека» (в единственном числе)? Некоторые комментаторы объясняют это так: Творец создал человека несовершенным для того, чтобы человек продолжил совершенствовать себя сам. Таким образом, человек как бы участвует в творении самого себя. О каком творении здесь идет речь? Ведь с материальной точки зрения человек является вполне законченным созданием. В плане материальном можно говорить максимум о пользе, но не о созидании. Значит этот стих следует понимать как призыв к человеку стать партнером Творца в собственном духовном становлении!

Об этом же свидетельствует, по мнению автора Сефер Хинух, заповедь обрезания. Тора как бы говорит еврею: «Так же, как ты исправляешь свое тело, ты можешь исправить и душу (то есть избавиться от недостатков и приобрести важные душевные качества: доброту, милосердие и т.д.)».

Продолжая эту мысль, определим: понятные заповеди — это те заповеди, которые очевидным образом направлены на улучшение человеческой натуры. Например, запрет воровства, прелюбодеяния, все заповеди, упорядочивающие отношения между людьми, предписания изучать Тору, молиться и т.п. А заповеди, которые также совершенствуют человека, но непонятным, неочевидным для него образом, являются хуким — непонятными заповедями. Соответственно, запрет некошерной пищи относится к категории непонятных заповедей, так как отрицательное влияние некошерных продуктов на душу человека неочевидно, так же, как неочевидно отрицательное духовное влияние запрещенных браков. То, что сегодня известно, что браки с близкими родственниками не рекомендуются по медицинским соображениям, не может объяснить, почему такие браки запрещены Торой. Так как — А: Не в этом цель Торы, как мы объяснили выше. В: Об этих проблемах стало известно (по крайней мере, широким массам) только в недавнее время, соответственно, нельзя сказать, что эти запреты понятны сами по себе. С: Не факт, что проблемы генетических отклонений существовали в момент дарования Торы. D: Есть браки, разрешенные Торой (которые поощрялись также в духовном смысле), но нежелательные в медицинском плане, например, брак с племянницей (но не с племянником — это запрещено), который практиковался до недавнего времени. (Я лично был знаком с женщиной, бывшей замужем за родным дядей).

Это не значит, что и теперь, когда известно о возможных проблемах с такими браками, нужно их поощрять. Ведь Тора нас учит избегать опасностей и вести здоровый образ жизни. Мудрецы Торы всегда прислушивались к рекомендациям врачей, а некоторые из них и сами хорошо разбирались в медицине (как, например, Рамбам), но не в этом суть законов Торы.

Законы Торы вечны, как и Творец, их Давший. Добро всегда было добром, а зло останется злом. Материальные же законы подвержены изменениям. То, что полезно одному, может быть вредно для другого. Поэтому не могут быть в материальной сфере законы неизменные. Существуют общие принципы здорового питания, которых нужно придерживаться, но нет в них святости, они «вспомогательные», а не основные.

С глубоким уважением, Яаков Гельфман

Источник

Какое мясо не едят евреи и почему

Кошерное мясо в Израиле

Можно ли есть креветки евреям

Ни в одной стране мира нет таких строгих ограничений на употребление некоторых продуктов, как в Израиле. Разговор пойдет о том, едят ли евреи свинину, какую птицу и рыбу можно кушать на Святой Земле.

Как мясо оказалось под запретом

Известно несколько историй и версий, почему евреи не едят свинину. Первая и основная причина запрета – религиозная, она же и законодательная. В Торе и Коране изложено, что свиное мясо нельзя есть иудеям (евреям) и мусульманам (арабам).

Расшифровывая записи, ученые сделали вывод о причислении свиньи к «грязным» животным. Одни считают, что это связано с употреблением свиньями грязной пищи. Другие видят причину в том, что свинина часто поражается вирусными, бактериальными и паразитными болезнями.

Более правильная версия связана с термином «кашрут» в иудаизме. Слово это означает дозволенность чего-либо на основании Галахи (своеобразного свода религиозных и правовых установок для верующих евреев, содержащихся в святом писании Торе).

Чтение Торы

Евреи, обосновавшиеся в Центральной Европе, произносят слово не «кашрут», а «кашер». От него образовалось и прилагательное «кошерный».

Читайте также:  Можно ли выезжать за границу если есть патент

Именно правилами кашрута определяются кошерные и некошерные продукты для израильского народа. Разберемся подробнее, какое мясо едят евреи, а что у них под строгим запретом.

Мясо животных

Разрешается есть мясо только тех животных, которые питаются травами и при этом имеют «парные» копыта. Это – лоси, олени, козы, овцы, коровы.

В природе существует несколько видов животных, отвечающих лишь одному из названных требований: свиньи, лошади, зайцы, верблюды, даманы. Их мясо употреблять запрещено. Свиньи с верблюдами относятся к парнокопытным, но не жвачным животным. Зайцы с даманами траву жуют, но их лапки не раздваиваются. Вот почему евреям нельзя есть свинину, а также мясо верблюдов и кроликов. Но на этом ограничения не заканчиваются.

Копыто свиньи

Чтобы мясо считалось разрешенным, животное необходимо забить с соблюдением определенных правил. Например, оно не должно испытывать боли и страданий, а мясо – содержать кровь. Такая деликатная и ответственная миссия доверяется только специалистам. После забоя мясо помещают в воду для вымачивания, затем солят, раскладывают на решетки для стекания остатков крови и через час тщательно промывают.

Есть еще несколько нюансов, касающихся того, какое мясо не едят евреи. Например, вам никогда не приготовят животных, болевших или умерших своей смертью, – этого можно не опасаться. Печень кошерных животных готовят только на открытом огне: варка и обжаривание запрещены. А такие «деликатесы», как околожелудочное сало или мясо с не удаленными седалищными нервами, вообще есть в Израиле нельзя.

Мясо птиц

Аналогично и с птицами, евреи кушают только одомашненных утку, курицу, перепелку, голубя, гуся, индейку. Употреблять в пищу их яйца тоже дозволяется.

Главный признак кошерного яйца – заостренный и округлый кончики. Запрещено кушать птичьи яйца с одинаковыми кончиками (тупыми либо острыми с двух сторон), потому что они принадлежат падальщику либо хищной птице.

Морепродукты

Причиной того, почему евреи едят не все морепродукты, является все тот же кашрут. Согласно его законам, к «разрешенным» относятся рыбы, у которых обязательно есть чешуя и плавники. Чешуя при этом должна легко отделяться от туловища при проведении по ней ногтем. К некошерным видам рыбы в Израиле относят речных угрей, осетровых и акуловых, хищного европейского удильщика и сома.

Согласно такому распределению в Израиле можно есть красную лососевую икру, а черную осетровую – нет.

Вот почему евреи не едят также креветок, омаров, устриц, раков, кальмаров, крабов, лангустов и осьминогов. У этих представителей моря просто-напросто нет плавников с чешуей.

Интересно: о мясном и молочном

Теперь понятно, почему евреи не едят свинину, крольчатину, некоторых птиц и морских обитателей. Но оказавшись в Израиле, туристу надо знать еще одну важную традицию.

Кошерная посуда

Законы кашрута запрещают употреблять одновременно мясные и молочные продукты. Считается, что это вредит духовному здоровью, поэтому они не подаются вместе на один стол и в одном рецепте не встречаются. После мяса молочный продукт разрешается съесть только через 6 часов. А посуда, в которой готовят молочные и мясные блюда, должна быть разной и храниться в отдельных шкафчиках. В обеспеченных еврейских семьях для этой цели даже предусмотрены отдельные кухни.

06.09.2019

Больше по теме

Источник

Почему иудеям нельзя есть рыбу без чешуи и морских гадов&nbsp

Пищевые ограничения есть во всех мировых религиях. Но ни в одной из религиозных систем эти ограничения не отличаются такой скрупулезной дотошностью и вниманием к мелочам, как в иудаизме. Все животные и птицы, согласно Торе, и основанной на ней системе кашрута, делятся на кошерных — дозволенных еврею в пищу, и некошерных, то есть, запрещенных. То же касается и различных водоплавающих тварей. Одних рыб еврею кушать можно, других — категорически запрещено. В чем же разница?

Понятие о кошерных и некошерных рыбах

В книге «Ваикра» (часть «Пятикнижия») относительно рыбы, пригодной в пищу, сказано так:

«9. Это ешьте из всего, что в воде: все, что имеет плавник и чешую в воде, в морях и в реках, тех ешьте. 10. А все, что не имеет плавника и чешуи в морях и в реках, из всех мелких существ водяных, из всякой живой души, что в воде, — гнусны они для вас. 11. И гнусны будут они для вас, от их мяса не ешьте и падали их гнушайтесь. 12. Все, что не имеет плавника и чешуи в воде, гнусно это для вас».

Рыбой в этом тексте именуются не только, собственно, рыбы, но и все прочие обитающие в воде животные. Таким образом, кошерной считается рыба, имеющая чешую и плавники. По этой причине евреям нельзя есть сомов, угрей, осетров, акул, а так же китов и дельфинов. Строго запрещены мидии, устрицы, креветки, ракообразные, кальмары и прочие морепродукты.

По признаку наличия плавников и чешуи у рыбы, кошерной или некошерной становится и икра этих рыб. Черная икра запрещена евреям, а красная разрешена. Да и с чешуей тоже не все так просто. У некоторых рыб, например, у осетровых, чешуя сидит так прочно, что удалить ее можно, только разрезав кожу. Такая рыба тоже считается некошерной. Карп — вполне дозволенная кашрутом рыба, но выведенный в результате многовековой селекции голый карп таковым не считается.

Чем же можно объяснить эти запреты?

Религиозное объяснение

Большинство верующих евреев вопросами на тему «почему нельзя?» голову себе не забивают. Рыба без чешуи и гады морские некошерные, поскольку нарушают законы кашрута. Значит нельзя, и точка.

Однако, евреи — народ пытливый и склонный до всего доходить своим умом. Поэтому существуют и другие объяснения.

Этическое объяснение

Многие богословы полагают, что Тора запрещает евреям есть всяких «гадов», поскольку это не подобает народу, предназначение которого — служить Творцу. Употребляя такую омерзительную пищу, человек унижается. Чешуя и плавники есть то, что отделяет рыбу от гадов. Если же рыба без чешуи (например, угорь), чем она от этих самых гадов отличается?

Читайте также:  Можно ли быть с женой во время беременности

Имеется и еще одно истолкование, так же основанное на представлениях об этике. Любые пищевые ограничения подразумевают необходимость самодисциплины. Еда, в конце концов, должна поддерживать организм, давать нам силу, а не служить исключительно потворством нашему чревоугодию. Поедание же морских гадов, к которым относятся, как правило, редкие и дорогие породы рыб и разные морские деликатесы, является именно данью чревоугодию.

Физиологическое объяснение

Многие талмудисты видят в законах кашрута так же заботу о здоровье человека, поскольку некошерные продукты, как правило, вредны для здоровья. Свинья — грязное животное, питается нечистотами, и может стать источником инфекции. Запрет смешивать молочную и мясную пищу основан на том, что такая еда очень тяжела и неполезна для желудка. Морские гады зачастую ядовиты, и так далее.

Гигиеническое объяснение

Еще одно истолкование запретности морских гадов в пищу основано на словах Торы о «чистых и нечистых» животных. Чистые — и есть кошерные. Некошерные — нечистые. Что может быть грязнее разных водяных тварей, которые живут в придонной части водоема, в тине, питаются падалью? Таковы ракообразные, моллюски, да и рыбы, такие как сом, в этом смысле недалеко от гадов ушли.

Видео дня. Пьяная мать напала на школу сына и побила директора в Мариуполе

Источник

Почему в иудаизме запрещено есть морских гадов и рыбу без чешуи

Пищевые ограничения есть во всех мировых религиях. Но ни в одной из религиозных систем эти ограничения не отличаются такой скрупулезной дотошностью и вниманием к мелочам, как в иудаизме. Все животные и птицы, согласно Торе, и основанной на ней системе кашрута, делятся на кошерных – дозволенных еврею в пищу, и некошерных, то есть, запрещенных. То же касается и различных водоплавающих тварей. Одних рыб еврею кушать можно, других – категорически запрещено. В чем же разница?

Понятие о кошерных и некошерных рыбах

В книге «Ваикра» (часть «Пятикнижия») относительно рыбы, пригодной в пищу, сказано так:

«9. Это ешьте из всего, что в воде: все, что имеет плавник и чешую в воде, в морях и в реках, тех ешьте.
10. А все, что не имеет плавника и чешуи в морях и в реках, из всех мелких существ водяных, из всякой живой души, что в воде, — гнусны они для вас.
11. И гнусны будут они для вас, от их мяса не ешьте и падали их гнушайтесь.
12. Все, что не имеет плавника и чешуи в воде, гнусно это для вас».

Рыбой в этом тексте именуются не только, собственно, рыбы, но и все прочие обитающие в воде животные. Таким образом, кошерной считается рыба, имеющая чешую и плавники. По этой причине евреям нельзя есть сомов, угрей, осетров, акул, а так же китов и дельфинов. Строго запрещены мидии, устрицы, креветки, ракообразные, кальмары и прочие морепродукты.

По признаку наличия плавников и чешуи у рыбы, кошерной или некошерной становится и икра этих рыб. Черная икра запрещена евреям, а красная разрешена. Да и с чешуей тоже не все так просто. У некоторых рыб, например, у осетровых, чешуя сидит так прочно, что удалить ее можно, только разрезав кожу. Такая рыба тоже считается некошерной. Карп – вполне дозволенная кашрутом рыба, но выведенный в результате многовековой селекции голый карп таковым не считается.

Чем же можно объяснить эти запреты?

Религиозное объяснение

Большинство верующих евреев вопросами на тему «почему нельзя?» голову себе не забивают. Рыба без чешуи и гады морские некошерные, поскольку нарушают законы кашрута. Значит нельзя, и точка.

Однако, евреи – народ пытливый и склонный до всего доходить своим умом. Поэтому существуют и другие объяснения.

Этическое объяснение

Многие богословы полагают, что Тора запрещает евреям есть всяких «гадов», поскольку это не подобает народу, предназначение которого – служить Творцу. Употребляя такую омерзительную пищу, человек унижается. Чешуя и плавники есть то, что отделяет рыбу от гадов. Если же рыба без чешуи (например, угорь), чем она от этих самых гадов отличается?

Имеется и еще одно истолкование, так же основанное на представлениях об этике. Любые пищевые ограничения подразумевают необходимость самодисциплины. Еда, в конце концов, должна поддерживать организм, давать нам силу, а не служить исключительно потворством нашему чревоугодию. Поедание же морских гадов, к которым относятся, как правило, редкие и дорогие породы рыб и разные морские деликатесы, является именно данью чревоугодию.

Физиологическое объяснение

Многие талмудисты видят в законах кашрута так же заботу о здоровье человека, поскольку некошерные продукты, как правило, вредны для здоровья. Свинья – грязное животное, питается нечистотами, и может стать источником инфекции. Запрет смешивать молочную и мясную пищу основан на том, что такая еда очень тяжела и неполезна для желудка. Морские гады зачастую ядовиты, и так далее.

Гигиеническое объяснение

Еще одно истолкование запретности морских гадов в пищу основано на словах Торы о «чистых и нечистых» животных. Чистые – и есть кошерные. Некошерные – нечистые. Что может быть грязнее разных водяных тварей, которые живут в придонной части водоема, в тине, питаются падалью? Таковы ракообразные, моллюски, да и рыбы, такие как сом, в этом смысле недалеко от гадов ушли.

Источник