Можно ли есть королем при шахе
Содержание статьи
Король в шахматах: как ходить по правилам и кого можно рубить, варианты завершения партии
Шахматный король является фигурой уникальной. Хотя бы потому что во время партии не рассматривается его съедение кем-либо из войска противника. Может быть, поэтому у него отсутствует номинальная ценность.
Королевский трон занимает клетку в первом горизонтальном ряду. Начинается край, как гласит правило, с ладьи и продолжается выставлением коня, слона, короля, ферзя (для белого ферзя — белая клетка, для чёрного — чёрная, естественно, на своих полях).
Потом снова клетки для слона, коня, и заканчивается ряд ладьёй. Вторая горизонталь перед обеими армиями занимается пешками. Их количество равняется восьми.
Королевские ходы
Перемещаться монарху по полю разрешено в любом направлении. Доходить он способен до любой клетки, если прежде не будет убит соперником. Один его ход равняется одной клетке.
Стоя в одном из угловых полей, королевская особа может атаковать на остальных 3 полях. Находясь на крайнем поле доски, она может двигаться по 5 полям. При расположении на остальных полях, монарх может двигаться по доступным ему 8 полям.
Если воин вражеской армии занимает клетку, подходящую для перемещения государя, он может рубить эту фигуру, будь это ферзь противника, и занять её место. Однако ему запрещено вставать на клетку, где, в связи с атаками соперника, есть риск попасть под шаха.
Недоступно монарху и передвижение по клеткам, занятым своим войском. А также он не может стоять рядом с вражеским королём. При завершении партии, когда прямых угроз со стороны воинов противника, оставшихся на поле, не имеется, его сила становится примерно равной силе, свойственной лёгким персонажам — слону или коню.
Ходы с рокировкой
Рокировкой называется ход, совершаемый одновременно королём и ладьёй, подразумевающий передвижение королевской особы на место выбранной ладьи, с параллельным её перемещением на поле, по которому монарх уже прошёл.
- Рокировка, обозначающаяся «О-О», подразумевает короткую рокировку на королевском фланге.
- Рокировка, обозначающаяся «О-О-О», означает длинную рокировку на ферзевом фланге.
Проведение рокировки невозможно, если:
-
Королём и ладьёй уже совершались ходы.
- Королевская особа оказалась под шахом.
- В результате рокировки венценосец неминуемо попадёт под шах.
- Клетка между королём и ладьёй занята своей или чужой фигурой.
- Король, но не ладья, двигается по полю, атакованному фигурой противника.
Место короля на поле
Во время игры часто возникают ситуации, когда монарха невозможно никуда передвинуть без риска его съедения. Привести такие ситуации могут либо к шаху, либо к мату, а могут обернуться патом.
Объявление шаха
Шах — ситуация, вызванная ходом противника, привёдшая к нападению на важную персону воина соперника.
Позиция со вскрытым шахом означает, что в результате хода, сделанного одной фигурой противника, королевская особа становится атакованной другой фигурой.
Ситуация с двойным шахом. Здесь венценосец сражается фигурами соперника сразу с двух сторон. Чаще всего его бьют обычным и вскрытым шахом последовательно.
В случае объявления королю шаха следующим шагом должно стать выведение фигуры из этой ситуации.
Для противостояния шаху можно воспользоваться тремя способами:
- Передвижением короля по клеткам, не попадающим под атаку противника.
- Выставлением своей фигуры на пути к монарху.
- Битьём фигуры, объявляющей шах.
Защититься от попадания в ситуацию с двойным шахом можно только с помощью хода фигурой короля.
Своим правителем можно привести только к вскрытому шаху, так как невозможно рубить короля противника, не подставив своего под шаха.
Объявление мата
Мат является ситуацией, вызванной ходом противника, в которой монарх атакован фигурой соперника, а игроку не под силу защитить короля от объявления шаха.
Объявление мата говорит о завершении партии поражением одного из игроков, не сумевшего обеспечить защиту своему самодержцу, несмотря на стоящие в клетках фигуры и остаток времени у стороны, объявившей о мате.
Мат фигурой короля возможен только позицией со вскрытым шахом.
Провозглашение ничьей
Окончание шахматной партии не всегда приводит к победе одной из сторон. Одним из вариантов завершения партии является ничья:
- В ситуации пата, когда противник совершённым ходом лишает соперника возможности допустимого хода. Здесь, какой бы ход ни был совершён королём, он рискует оказаться под шахом. Других фигур нет или они заблокированы, короля никто не атакует.
Пат часто является средством спасения для проигрывающего игрока.
-
Когда между игроками достигнуто взаимное согласие с таким результатом.
- Противникам не удаётся поставить мат друг другу.
- При повторении одной и той же позиции трижды, при этом необязательно, чтобы они шли друг за другом без перерыва.
- В течение пятидесяти ходов оба игрока не задействовали пешек и не побили ни одну из фигур соперника.
Завершение партии
Конец шахматной партии может быть:
- Выигрышем белых.
- Выигрышем чёрных.
- Ничьей.
Традиционно, за одержанную победу присваивается 1 очко. Ничья равняется 0,5 очкам. При поражении — 0.
Источник
Правила шахмат
Скачать официальные правила ФИДЕ на русском языке вы можете по этой ссылке.
Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.
Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.
По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
Перед началом партии «черные» и «белые» имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично, как показано на рисунке.
В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:
Рассмотрим ходы каждой фигуры.
—-
Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).
Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка — это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом.
Рокировку нельзя делать:
— если король уже делал ход
— если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход
— если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d )
— если после рокировки король окажется под шахом
— если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой)
— если король при рокировке должен пройти через «битое поле» (т.е. поле, которое находится под ударом фигуры противника)
В записи шахматной партии короткая рокировка обозначается «0-0», длинная «0-0-0».
——
Шах — ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно:
— защититься от шаха
— забрать шахующую фигуру другой своей фигурой
— уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой
——
Мат — такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно.
—-
Пат — такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нету больше фигур кроме короля, либо нету возможности пойти той или иной фигурой.
—-
Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям).
—
Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.
—-
Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).
—
Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой «Г». То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой «Г». Отличительной особенностью коня является то, что он может «перепрыгивать» через другие фигуры.
—-
Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.
Также здесь следует разъяснить такое понятие как «битое поле». Битое поле — это такая позиция когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а черная находится в начальной позиции. Черная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить черную, став на поле d6.
Еще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали — у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки — она может превратиться в любую фигуру.
Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему — ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.
—-
Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже устаканились, и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Уже введены стоклеточные шашки и шахматы. В стоклеточных шахматах добавляется еще одна фигура, под названием «ракета».
Если вам будет что-то непонятно из правил по шахматам (имеется ввиду правил «обычных» шахмат), то можете задавать свои вопросы в комментариях к этой новости.
Источник
Может ли в шахматах король сьесть короля?
ktotama 6 лет назад Люблю играть в шахматы. Жаль, что люди подзабыли эту игру. На самом деле она гениальная, сложная и очень интересная. Для меня она — это битва интеллектов. Это первая стратегия была придумана ещё в 6 веке нашей эры в Индии. Я знаю правила. В школьные годы даже участвовал в различных шахматных соревнованиях. Выиграть, к сожалению, ничего существенного не удалось, но интерес поустыл не из-за этого, а из-за того, что современной молодёжи это просто не интересно. А для меня, играть с компьютером не интересно. Нет того азарта. Мозг не хочет включаться на все сто. Отвечая на ваш вопрос — Может ли в шахматах король съесть короля? — нет. Ну, начнём с того, что короля вообще съесть никто не может. Эта фигура не бъётся как остальные. Королю можно поставить только мат. Мат это такое положение, когда королю объявлен шах, а чтобы уйти с этого положения у короля нет манёвра. Тогда объявляется мат. И игра заканчивается. Короли друг на друга ходить не могут. Потому что они не могут попадать под шах. Такие вот правила. система выбрала этот ответ лучшим Юрий17 6 лет назад Нет. Я в шахматы играть не умею с детства и как-то даже не стремился, хотя именно в детстве пытался хоть что-то понять в этих перестановках фигур… однако когда столкнулся с электронными версиями, оказалось, что детские знания не прошли даром и кое-что даже осталось по видимому на всю жизнь… Во всяком случае именно в интернете и простых играх с диска бывало оставалось не просто два короля, а и больше фигур, но короли не могли придвинуться друг к другу на пограничные клетки, оставались всегда только через клетку друг от друга. А вот любая другая фигура может находиться рядом с королем и король бьет близстоящую фигуру во всех восьми направлениях. Так что если Вам кто-то втемяшивает в голову, что короли могут быть рядом друг с другом, то это не так. Если особенно остались 2 короля, то это явно ничья. Someone- более года назад Нет, правилами игры в шахматы такая ситуация не предусмотрена. Чтобы королю съесть короля, ему нужно приблизиться к нему вплотную, но в этом случае он сам оказывается под ударом того короля, которого намеревался съесть. Честно говоря, не знаю, если король случайно сам себя подставил под удар — такие ходы правомерны ли? Но даже если так, то королю объявляется мат, и игра прекращается. Съедания короля все же не происходит, то есть король не удаляется с шахматной доски. Argynot 6 лет назад Даже самая грозная фигура в шахматах ферзь, она же королева, не съедает короля, а милостиво ставит ультиматум в виде шаха. А бедные короли не то что съесть друг друга, они приблизиться боятся. Ну нету у них благородной дуэли и баста… ilyastroev 6 лет назад Нет. У обоих королей лишь одна клетка на ход. То есть, если вы приблизитесь к королю противника на максимально близкое расстояние (даже если на шахматной доске больше не осталось фигур), то вы в любом случае уже дадите ему вас «убить». Это просто бессмысленно. Именно поэтому в шахматах в таких случаях короли идут на «вражескую территорию» до самой границы начала (там где противник начинает играть), и при достижении им (королём) этого начала, на доску возвращается одна фигура. P.S. насколько я помню, возвращается пешка (но я не уверен) Syrons более года назад Съесть короля противника не может ни одна фигура — объявляется «шах и мат» и один из игроков уходит победителем. Если на столе остаются 2 короля, они никогда не определят победителя между собой. Чтобы убить короля противника, нужно приблизиться к нему вплотную, однако в этом случае противник сам объявит «мат». Поэтому объявляется ничья. Однако король противника может стать преградой для передвижения короля противника. И в принципе, в теории, он может помешать движению вражеского короля, тем самым объявив ему «мат». Знаете ответ? |
Источник
Король в шахматах
Продолжаем серию статей о шахматных фигурах, и на очереди статья Король в шахматах.
Король в шахматах – самая главная фигура, несмотря на то, что не самая сильная. Цель шахматной партии – объявить мат королю соперника. Если королю поставлен мат, то партия завершена.
Взглянем на диаграмму, чтобы понять и запомнить начальное положение королей:
Король в шахматах может перемещаться в любом направлении, по вертикали, горизонтали и диагонали, но всего на 1 поле.
Король не может пойти на поле, если оно занято своей фигурой, или на поле, которое атакует чужая фигура (под шах). Также король не может подойти к вражескому королю, то есть 2 короля не могут стоять на соседних клетках.
В позиции на диаграмме белый король имеет всего 4 хода. Король не может пойти на поле занятое своей фигурой (в данном случае пешкой g3), также король не может пойти на поля f1, f2 и f3, так как попадет под шах от ладьи f8.
Разберемся с такими понятиями как шах, мат и пат.
Шах – ситуация в игре, когда после хода противника король атакован какой-то фигурой.
Черная ладья объявила шах белому королю. Король не может находиться под шахом больше 1 хода. То есть если на короля напали, игрок должен сразу предпринять какие-то действия, по нейтрализации угрозы. Что же можно сделать? От шаха королю можно защититься тремя способами:
1) Король уходит из-под шаха:
Король уходит на любое поле, которое не атакует фигура соперника (в данном случае d1, так же король мог уйти на поля d2, b1 и b2);
2) Короля закрывает своя фигура:
Игрок перекрывает линию действия атакующей фигуры, какой-либо своей фигурой. В данном случае, слон закрыл короля от атаки ладьи. От шаха конем невозможно защититься таким способом;
3) Игрок бьет фигуру, которая напала на короля:
Игрок уничтожает фигуру, которая угрожает королю. В нашем случае, слон побил ладью, которая объявила шах.
Бывают ситуации, когда шах объявляют сразу 2 фигуры, такая ситуация называется двойной шах. От двойного шаха можно защититься только одним способом – уйти королем. Есть еще один вид шаха – вскрытый шах – ситуация, когда после хода одной из фигур (например слоном) король оказывается атакован другой фигурой (например ладьей).
Мат – положение в игре, когда после хода соперника король атакован какой-либо фигурой, и при этом игрок не может своим ходом, защититься от шаха. Когда объявлен мат, игрок, который не смог защитить своего короля, объявляется проигравшим.
Как видно из диаграммы, король не может пойти на 2 горизонталь, потому что он станет под шах ладьи. И на 1 горизонтали король находится под ударом ферзя. Закрыться от шаха ферзем белому королю нечем. Значит на доске мат, то есть игрок игравший белыми фигурами проиграл.
Пат – ситуация в игре, когда после хода соперника, игрок не имеет возможности сделать ход согласно правилам игры, и при этом король не атакован.
Как видим из диаграммы, черные не могут сделать ни 1 хода. Черная пешка а4 не может сделать ход, так как дорогу ей преграждает слон а3. Черный король не может пойти на поле f8, так как окажется под шахом от слона а3. Так же королю закрыт путь на поле d8, которое контролирует ладья d2. Король не может подойти к вражескому королю. Вывод такой: черные не могут сделать ни одного хода, при этом не нарушив правила, но их король не находится под шахом, значит на доске пат. Пат значит, что партия завершилась вничью.
Источник