Можно ли есть королем под шахом

Король (шахматы)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 октября 2020; проверки требуют 10 правок.

Между королями всегда остаётся одна клетка

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Возможные ходы короля

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Возможные ходы короля

Коро́ль (Юникод: ♔♚) — главная шахматная фигура. Самая ценная и самая высокая, хотя и не сильнейшая. Цель шахматной партии — объявить мат королю соперника (т. е. поставить его под удар так, чтобы не было защиты)[1], при этом никому из игроков нельзя забирать короля с доски.

Ходы короля[править | править код]

Король сочетает в себе свойства пешки и ферзя — он может перемещаться в любом направлении, но на 1 поле. Находясь на угловом поле, король атакует 3 поля, на поле у края доски — 5 полей, на остальных полях — 8 полей. При этом король, в отличие от остальных фигур, не может ходить на поле, находящееся под ударом фигуры соперника (под шах) или другого короля. Минимальное расстояние между королями обеих сторон всегда должно составлять одно поле, которое ни один из них не имеет права занимать. Это даёт возможность королю сильнейшей стороны совместно с другими фигурами объявить мат сопернику.

Король способен атаковать любую находящуюся к нему вплотную фигуру соперника, вплоть до ферзя [2], если занимаемое ею поле не защищено другой фигурой или королём (что сделало бы такой ход невозможным из-за угрозы шаха).

Рокировка[править | править код]

Рокировка представляет собой ход короля с его перемещением на два поля в сторону одной из ладей и последующим перемещением ладьи на поле, пройденное королём на том же ходу. Рокировка на королевский фланг называется короткой рокировкой (обозначается 0-0), рокировка на ферзевый фланг — длинной рокировкой (обозначается 0-0-0).

Рокировка допустима при соблюдении следующих условий:

  • король и ладья ещё не сделали ни одного хода;
  • между королём и ладьёй нет фигур;
  • король не находится под шахом, не проходит через атакуемые поля и не попадает на атакуемое поле (под шах).

Шах[править | править код]

Шах — ситуация, когда после хода противника король атакован фигурой противника (оказался «на линии огня» противника). Вскрытый шах — ситуация, когда после хода одной фигурой противника король оказался атакованным другой фигурой. Двойной шах — ситуация, когда король атакован сразу двумя фигурами противника (происходит, когда дается обычный шах фигурой, одновременно вызывающей вскрытый шах).

В случае, если королю объявлен шах, необходимо следующим ходом вывести его из-под шаха. Защититься от шаха можно одним из трёх способов — сделать ход королём на поле, не атакуемое фигурами противника, загородить короля своей фигурой, побить атакующую короля фигуру. Защититься от двойного шаха можно, только сделав ход королём. Самим королём возможно объявить только вскрытый шах, поскольку король не может непосредственно атаковать короля соперника, сам не оказавшись при этом под шахом.

Мат[править | править код]

Мат — ситуация, когда после хода противника король атакован фигурой противника, и при этом игрок не может своим ходом защититься от шаха. В этом случае он проигрывает.

Пат[править | править код]

Основная статья: Пат

Пат — ситуация, когда после хода противника игрок не имеет возможности сделать допустимый ход, поскольку при любом ходе короля он оказывается под шахом, а другие фигуры отсутствуют или заблокированы, и при этом король не атакован. Пат означает завершение игры вничью. (Иногда пат также называют «взаимным матом», что неверно, так как одновременный мат обоим королям невозможен.)

Король в шахматной партии[править | править код]

В начале партии белый король занимает поле е1, чёрный — е8 (т.е. короли должны стоять на полях, противоположных своему цвету). В дебюте королями обычно не ходят. Исключение — рокировка, осуществляемая для лучшей защиты самого короля и развёртывания других фигур. В миттельшпиле король нередко бывает объектом атак, результатом которых может стать победа одной из сторон. В эндшпиле короли обычно принимают активное участие в игре, помогая продвижению своих пешек в ферзи или препятствуя продвижению чужих пешек, а также взимодействуя со своими фигурами, атакующими короля противника.

Стоимость короля[править | править код]

Из-за особой роли короля в игре его редко сравнивают по силе с другими фигурами. С одной стороны, неустранимая угроза взятия короля (то есть мат) означает проигрыш партии, и поэтому его стоимость равна бесконечности. В дебюте и миттельшпиле неприкрытый король легко уязвим, и поэтому он не принимает активного участия в шахматном сражении, стремясь находиться под защитой других фигур; для этого обычно проводят рокировку. С другой стороны, ближе к концу партии, когда серьёзных угроз королю больше нет, он проявляет бо́льшую активность и становится важной атакующей и защищающей фигурой, и его сила равна 3-4 пешкам[3][4].

В культуре[править | править код]

Многие персонажи «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла стилизованы под шахматные фигуры. Также среди них есть Белый Король и Чёрный Король.

Белый Король впервые появляется в 1 главе, будучи размером с шахматную фигуру, а впоследствии появляется в 9 главе, будучи ростом с человека. Имеет двух гонцов: Болванс Чика и Зай Атса. Постоянно ест занозы. Любит смотреть на битву Льва и Единорога.

Чёрный Король появляется в повествовании только спящим. Он храпит так громко, что слышно по всему лесу. Траляля и Труляля уверяют Алису, что всё вокруг снится Чёрному Королю.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Король // Шахматы: Энциклопедический словарь / Глав. ред. А. Е. Карпов. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 176.
  2. ↑ Исключением является случай, когда король находится под шахом коня, которого он не в состоянии атаковать в связи с тем, что тот перемещается только на определённое количество полей и потому недосягаем в такой позиции. В этом случае следует либо увести короля, либо побить коня какой-нибудь из доступных фигур, под ударом которой он может оказаться.
  3. ↑ Костров В. и Давлетов Д. Урок четырнадцатый. Кто сколько стоит. Ценность шахматных фигур.. Детско-юношеская комиссия Санкт-Петербургской Шахматной Федерации ChessDeti.Ru (23 июня 2012).
  4. ↑ Сила шахматных фигур. Шахматный портал 2ls.ru (25 сентября 2013).
Читайте также:  Можно ли есть имбирь вич инфицированным

Источник

Король в шахматах: как ходить по правилам

Ход короляШахматный король является фигурой уникальной. Хотя бы потому что во время партии не рассматривается его съедение кем-либо из войска противника. Может быть, поэтому у него отсутствует номинальная ценность.

Королевский трон занимает клетку в первом горизонтальном ряду. Начинается край, как гласит правило, с ладьи и продолжается выставлением коня, слона, короля, ферзя (для белого ферзя — белая клетка, для чёрного — чёрная, естественно, на своих полях).

Потом снова клетки для слона, коня, и заканчивается ряд ладьёй. Вторая горизонталь перед обеими армиями занимается пешками. Их количество равняется восьми.

Королевские ходы

Перемещаться монарху по полю разрешено в любом направлении. Доходить он способен до любой клетки, если прежде не будет убит соперником. Один его ход равняется одной клетке.

Стоя в одном из угловых полей, королевская особа может атаковать на остальных 3 полях. Находясь на крайнем поле доски, она может двигаться по 5 полям. При расположении на остальных полях, монарх может двигаться по доступным ему 8 полям.

Если воин вражеской армии занимает клетку, подходящую для перемещения государя, он может рубить эту фигуру, будь это ферзь противника, и занять её место. Однако ему запрещено вставать на клетку, где, в связи с атаками соперника, есть риск попасть под шаха.

Недоступно монарху и передвижение по клеткам, занятым своим войском. А также он не может стоять рядом с вражеским королём. При завершении партии, когда прямых угроз со стороны воинов противника, оставшихся на поле, не имеется, его сила становится примерно равной силе, свойственной лёгким персонажам — слону или коню.

Ходы с рокировкой

Рокировкой называется ход, совершаемый одновременно королём и ладьёй, подразумевающий передвижение королевской особы на место выбранной ладьи, с параллельным её перемещением на поле, по которому монарх уже прошёл.

  • Рокировка, обозначающаяся «О-О», подразумевает короткую рокировку на королевском фланге.
  • Рокировка, обозначающаяся «О-О-О», означает длинную рокировку на ферзевом фланге.

Проведение рокировки невозможно, если:

  • Как ходит корольКоролём и ладьёй уже совершались ходы.
  • Королевская особа оказалась под шахом.
  • В результате рокировки венценосец неминуемо попадёт под шах.
  • Клетка между королём и ладьёй занята своей или чужой фигурой.
  • Король, но не ладья, двигается по полю, атакованному фигурой противника.

Место короля на поле

Во время игры часто возникают ситуации, когда монарха невозможно никуда передвинуть без риска его съедения. Привести такие ситуации могут либо к шаху, либо к мату, а могут обернуться патом.

Объявление шаха

Шах — ситуация, вызванная ходом противника, привёдшая к нападению на важную персону воина соперника.

Позиция со вскрытым шахом означает, что в результате хода, сделанного одной фигурой противника, королевская особа становится атакованной другой фигурой.

Ситуация с двойным шахом. Здесь венценосец сражается фигурами соперника сразу с двух сторон. Чаще всего его бьют обычным и вскрытым шахом последовательно.

В случае объявления королю шаха следующим шагом должно стать выведение фигуры из этой ситуации.

Для противостояния шаху можно воспользоваться тремя способами:

  • Передвижением короля по клеткам, не попадающим под атаку противника.
  • Выставлением своей фигуры на пути к монарху.
  • Битьём фигуры, объявляющей шах.

Защититься от попадания в ситуацию с двойным шахом можно только с помощью хода фигурой короля.

Своим правителем можно привести только к вскрытому шаху, так как невозможно рубить короля противника, не подставив своего под шаха.

Объявление мата

Правила игры в шахматыМат является ситуацией, вызванной ходом противника, в которой монарх атакован фигурой соперника, а игроку не под силу защитить короля от объявления шаха.

Объявление мата говорит о завершении партии поражением одного из игроков, не сумевшего обеспечить защиту своему самодержцу, несмотря на стоящие в клетках фигуры и остаток времени у стороны, объявившей о мате.

Мат фигурой короля возможен только позицией со вскрытым шахом.

Провозглашение ничьей

Окончание шахматной партии не всегда приводит к победе одной из сторон. Одним из вариантов завершения партии является ничья:

  • В ситуации пата, когда противник совершённым ходом лишает соперника возможности допустимого хода. Здесь, какой бы ход ни был совершён королём, он рискует оказаться под шахом. Других фигур нет или они заблокированы, короля никто не атакует.

Пат часто является средством спасения для проигрывающего игрока.

  • Конец партии в шахматыКогда между игроками достигнуто взаимное согласие с таким результатом.
  • Противникам не удаётся поставить мат друг другу.
  • При повторении одной и той же позиции трижды, при этом необязательно, чтобы они шли друг за другом без перерыва.
  • В течение пятидесяти ходов оба игрока не задействовали пешек и не побили ни одну из фигур соперника.

Завершение партии

Конец шахматной партии может быть:

  • Выигрышем белых.
  • Выигрышем чёрных.
  • Ничьей.

Традиционно, за одержанную победу присваивается 1 очко. Ничья равняется 0,5 очкам. При поражении — 0.

Источник

Шах (шахматы)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 марта 2021; проверки требуют 17 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Шах (значения).

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Белый слон на a2 объявляет шах чёрному королю. Чёрные обязаны выйти из-под шаха, совершив один из 8 возможных ходов: взять слона ладьёй (и одновременно объявить ответный шах белому королю), закрыться пешкой или уйти королём на одно из указанных полей вокруг него.

Шах — ситуация в шахматах и их вариантах, когда король находится под боем. Если от шаха нет защиты, объявляется мат. Правилами шахмат для игрока запрещён ход, после которого его король оказывается под шахом, даже если этот шах следует от связанной фигуры или же короля противника.

Шах может быть объявлен после хода любой фигуры или пешки. Однако король может атаковать короля противника лишь при помощи «вскрытого» шаха (см. ниже), иначе атакующий король сам подставился бы под шах, что запрещено. В алгебраической нотации шах обозначается знаком плюс (+).

Читайте также:  Можно ли после похудения есть сладкое

Слово «шах» происходит[1] от титула монарха (см. Шах) в персидском, арабском и некоторых других языках Ближнего и Среднего Востока.

Выход из шаха[править | править код]

По правилам шахмат, игрок, чей король оказался под шахом, своим следующим ходом обязан вывести короля из-под шаха (по завершении хода король не должен остаться или опять оказаться под шахом), что может быть сделано одним из трёх способов:

  1. Пойти королем (в том числе со взятием другой фигуры или пешки, даже если именно она атакует короля[2]) на любое соседнее поле, не находящееся под боем ни одной из фигур противника (включая короля и пешки) и не занятое фигурой или пешкой того же цвета, что и король; при этом уход из-под шаха с помощью рокировки запрещён.
  2. Прикрыть короля, поставив на пути угрожающей ему фигуры свою (данный способ нельзя применить, если король атакован конём, если дающая шах фигура стоит вплотную к королю (что исключает, в частности, прикрытие короля от атаки пешкой) или если поставлен двойной шах).
  3. Взять другой фигурой или пешкой фигуру противника, угрожающую королю (данный способ нельзя применить в ситуации двойного шаха или если берущая фигура или пешка находится в связке с королём).

Если ни одним из указанных способов уйти из-под шаха невозможно, позиция называется мат; игрок, оказавшийся в ней, считается проигравшим.

Вечный шах[править | править код]

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

После хода 1. Фc8+ белые сводят игру к ничьей.

«Вечный» шах — ситуация в партии, характеризующаяся следующими особенностями:

  • один из игроков объявляет шах королю противника;
  • после ухода противника от шаха игрок сразу же объявляет шах повторно;
  • последовательность уходов и шахов продолжается, причём позиции в какой-то момент начинают повторяться, и избежать этого игрок, оказывающийся под шахом, не может.

Вскрытый шах[править | править код]

Открытый (вскрытый) шах — ситуация, когда король оказывается под ударом не той фигуры или пешки, которой сделан ход, а той, которая находилась позади неё (это может быть слон, ладья или ферзь), то есть пешка или фигура, которой пошёл игрок (любая, кроме ферзя), «вскрывает» линию атаки угрожающей фигуры (см. также Освобождение линии). Опасен тем, что фигура, которой ходит игрок, не может быть взята противником в последующий ход (если только не самим королём при уходе из-под шаха), а значит, ей открывается большой простор для следующего хода.

Встречается ещё одна разновидность вскрытого шаха, когда пешка берёт пешку противника «на проходе», и после этого взятия открывается линия для шахующей фигуры.

Двойной шах[править | править код]

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Ход 13. Кс7++ объявляет двойной шах чёрному королю и позволяет произвести выгодный размен.

Двойной шах — частный случай вскрытого шаха, при котором шах объявляется одновременно двумя фигурами или фигурой и пешкой. Опасен тем, что от такого шаха нельзя ни закрыться, ни побить атакующую короля фигуру другой фигурой. Можно только уйти королём (или, гораздо реже, им же взять только что ходившую фигуру). В двойном шахе не может участвовать король, он не может быть объявлен двумя конями или слонами. Двойной шах обозначается двумя плюсами (++)[3].

Позиция, показанная на диаграмме, взята из партии Вайцкин — Палатник, 1998. 1. e4 c5 2. Кf3 d6 3. d4 cd 4. К:d4 Кf6 5. Кc3 a6 6. Лg1 Кc6 7. g4 h6 8. h4 К:d4 9. Ф:d4 С:g4 10. Л:g4!? К:g4 11. Фа4+ b5? (следовало согласиться на 11…Фd7 12. Сb5 ab 13. Ф:a8+ Фd8) 12. К:b5! e6 и жертва ладьи уже не кажется неоправданной. После двойного шаха 13. Кс7++[4]Крe7 14. К:a8 Ф:a8 белые восстанавливают паритет во взятых фигурах, а король чёрных теряет возможность рокироваться.

Двойной шах ходом пешки возможен:

  1. Если она берёт фигуру или пешку противника с шахом, при этом открывая вертикальную линию со вторым шахом от ладьи или ферзя.
  2. При взятии пешки противника на проходе. В этом случае возможен не только шах одновременно берущей пешкой и фигурой, но и «двойной вскрытый шах» двумя фигурами (в последнем случае взятие на проходе открывает сразу две линии — вертикальную и диагональную).
  3. После превращения пешки в фигуру (в любую, но обязательно с шахом), и при этом открывая линию для шаха от другой своей фигуры (ферзя, ладьи, слона). В этом случае возможен двойной шах сразу двумя ладьями — пешка забирает фигуру, стоящую на последней горизонтали, и превращается в ладью (с шахом), открывая своим ходом второй шах от другой ладьи.

Перекрёстный шах[править | править код]

Перекрёстный шах — объявление шаха в ответ на шах соперника. Фигура, объявляющая перекрёстный шах, одновременно должна сбить угрожающую королю фигуру противника или же встать между ней и своим королём. Перекрёстный шах — типичный тактический приём в ферзевом эндшпиле, нередко встречается он и в шахматной композиции.

В позиции из партии Михаил Ботвинник — Николай Минев (Амстердам, 1954)[5] после хода 91. Крc5!!, чёрные сдались, так как нет возможности защититься от угрозы g8Ф. Любой шах черных приводит к выгодному для белых размену ферзей. На 91…Фc7+, 91…Фg1+, 91…Фf2+ и 91…Фc2+ белые отвечают перекрёстными шахами 92. Фc6+, 92. Фd4+, 92. Фd4+ и 92. Фc4+ соответственно.

См. также[править | править код]

  • Шах!
  • Мат
  • Пат
  • Промежуточный шах
  • Сэннититэ

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Newton J. (2003) The King Isn’t Dead After All! Архивировано 13 мая 2008 года. (англ.)
  2. ↑ Атака королём становится невозможной, если он оказался под ударом коня или если стоящую рядом с королём фигуру противника (как атакующую, так и неатакующую) защищает другая.
  3. ↑ Часто в нотации (напр. FEN) двойной шах обозначается одним плюсом (+); двумя плюсами иногда обозначается мат.
  4. ↑ Ещё сильнее был другой двойной шах 13. К:d6++ Крe7 14. Сf4 с последующей длинной рокировкой и атакой.
  5. ↑ М.Ботвинник — Н.Минев, 1954

Источник

Правила шахмат

Скачать официальные правила ФИДЕ на русском языке вы можете по этой ссылке.

Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.

Читайте также:  Можно ли есть замороженное мясо курицы

Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.

По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.

Перед началом партии «черные» и «белые» имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично, как показано на рисунке.

В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:

Рассмотрим ходы каждой фигуры.

—-

Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.

Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).

Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка — это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом.

Рокировку нельзя делать:

— если король уже делал ход

— если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход

— если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d )

— если после рокировки король окажется под шахом

— если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой)

— если король при рокировке должен пройти через «битое поле» (т.е. поле, которое находится под ударом фигуры противника)

В записи шахматной партии короткая рокировка обозначается «0-0», длинная «0-0-0».

——

Шах — ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно:

— защититься от шаха

— забрать шахующую фигуру другой своей фигурой

— уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой

——

Мат — такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно.

—-

Пат — такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нету больше фигур кроме короля, либо нету возможности пойти той или иной фигурой.

—-

Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям).

Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.

—-

Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).

Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой «Г». То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой «Г». Отличительной особенностью коня является то, что он может «перепрыгивать» через другие фигуры.

—-

Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.

Также здесь следует разъяснить такое понятие как «битое поле». Битое поле — это такая позиция когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а черная находится в начальной позиции. Черная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить черную, став на поле d6.

Еще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали — у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки — она может превратиться в любую фигуру.

Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.

С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему — ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.

—-

Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже устаканились, и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Уже введены стоклеточные шашки и шахматы. В стоклеточных шахматах добавляется еще одна фигура, под названием «ракета».

Если вам будет что-то непонятно из правил по шахматам (имеется ввиду правил «обычных» шахмат), то можете задавать свои вопросы в комментариях к этой новости.

Источник