Можно ли есть яблоки до яблочного спаса ответ священника

Грех ли есть яблоки до Преображения?

В нашу редакцию часто приходит вопрос: почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса? Мы решили узнать подробности у священнослужителей.

Так почему же нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.
почему нельзя есть яблоки до яблочного спаса

Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.

«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».

Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.

Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года. И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.

Иерей Димитрий Карпенко

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов — всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Иерей Михаил Воробьев

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

грех ли есть яблоки до преображения

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.

Иерей Александр Рябков

Словарь Правмира — Спас

Источник

Мнения священников: почему можно и нужно есть яблоки до наступления Яблочного Спаса, если они созревают раньше

Ежегодно 19 августа отмечают Яблочный Спас. Существует поверье, что яблоки нельзя есть до этого праздника. В этой статье мы разберемся, имеет ли эта информация что-то общее с православными традициями. Почему женщинам нельзя есть яблоки перед Яблочным Спасом, и что по этому поводу думают священники?

Можно ли есть яблоки перед Яблочным Спасом по православным канонам

В Яблочный Спас на праздничной службе принято освящать плоды нового урожая и считается, что молодые яблоки можно есть только после их освящения.

Можно ли есть яблоки до яблочного спаса ответ священника

И действительно, в церковном уставе есть определенный запрет на вкушение яблок до Преображения. Дело в том, что раньше крестьяне приносили в храм результат своих трудов — яблоки, груши и виноград. Поэтому прежде чем вкусить эти плоды, по по традиции, важно получить благословение от Господа.

Однако учитывая, что яблоки в супермаркете можно купить в любое время года, правило приобретает наименьшую значимость и его придерживаться необязательно. Но не будет ли это грехом?

Можно ли есть яблоки до яблочного спаса ответ священника

У каждого человека есть выбор, и он должен делать так, как считает нужным, по совести. Вы можете самостоятельно определить для себя насколько вам важно соблюдать это правило. Если же у вас возникнут трудности в этом вопросе, необходимо обратиться к своему духовному наставнику.

Запрет на яблоки до Яблочного Спаса для женщин

Для детей и мужчин такой знак ассоциируется только с тем, что вы можете навредить своему желудку. Для женщины же это якобы грех. Почему?

Читайте также:  Можно ли есть персики при диабете беременных

Можно ли есть яблоки до яблочного спаса ответ священника

Эта примета связана с тем, что Ева дала вкусить Адаму запретный плод, нарушив тем самым единственную Божью заповедь. Это было именно яблоко. И сразу после этого Бог изгнал их из рая. Следовательно, если женщина съест яблоко в период после Воскресения до Спаса, то тем самым она примет на себя первый грех Евы.

В последнее время стало популярным новое правило: яблоки нового урожая запрещается есть с начала Успенского поста до Яблочного Спаса.

Можно ли есть яблоки до яблочного спаса ответ священника

Также существует распространенное мнение, что мать, потерявшая ребенка, не должна есть яблоки нового урожая до Яблочного Спаса. Считается, что в этом случае кроха на том свете не получит яблока. Это убеждение касается как умерших детей, так и тех, кто никогда не родился.

Можно ли есть яблоки до яблочного спаса ответ священника

Но по церковным обычаям и обрядам, употребление яблок, старых или новых, никак не влияет на мертвых детей. Для того чтобы у умерших детей было все хорошо на том свете, нужно за них молиться, ходить на богослужения, подавать об упокоении и зажигать свечи. Поэтому употребление яблок никак не повлияет на умершего ребенка.

Мнение священников

«В день Преображения Господня люди благодарят Бога за плоды. Основываясь на этой благодарности, мужчины и женщины должны отказаться есть яблоки, груши, виноград до Спаса», — говорит один из священников.

Можно ли есть яблоки до яблочного спаса ответ священника

«Если раньше запрет был на все яблоки от Воскресения Христова до Его Преображения, то теперь чуть иначе: нужно только отказаться от употребления яблок, груш, винограда нового урожая. При этом данный запрет не строгий, и его рекомендуют придерживаться только монахам. Даже многие священнослужители нарушают это правило. Поэтому великим грехом не будет являться, если вы будете вкушать их, но все таки лучше воздержаться до их освящения», — советует другой.

Можно ли есть яблоки до яблочного спаса ответ священника

«Не верьте ни в какие суеверия. Если же вас мучают сомнения, обратитесь к духовному пастырю вашего местного храма», — отвечает третий священнослужитель.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник

Яблочный Спас: почему нельзя есть яблоки до него

Никто не станет спорить с тем, что яблоко – полезный и вкусный плод. Организм человека нуждается в клетчатке, витаминах и микроэлементах, особенно в железе. Всем этим нас могут обеспечить душистые, ароматные, кисло-сладкие фрукты. Однако на Руси существовал строгий запрет, не позволявший людям лакомиться яблоками, когда они начинают созревать. Так почему эти плоды наши предки не могли есть до Яблочного Спаса?

Народная традиция

Помните, в известной поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» одна из крестьянок – несчастная мать, похоронившая маленького сына – говорит: «Молюсь о нем, в рот яблочка до Спаса не беру». Этим женщина дает понять, что она заботится о своем ребенке, пусть даже он и находится на том свете.

Дело в том, что на Руси существовало жутковатое поверье, что если мать покойного малыша позволит себе съесть этот фрукт до православного праздника Преображение Господне, который отмечается 19 августа, то в Раю сам Бог не даст ее ребенку яблока. Не желая невольно навредить детям, ушедшим в мир иной, православные старались вообще не есть никаких плодов до установленной даты.

Народные традиции во многом раскрывают суть представлений жителей той или иной страны о высших силах. Видимо, русские крестьяне считали Бога и ангелов, раздающих угощение, крайне мстительными и жестокими созданиями. Мысль о том, что невинные дети могут быть обижены и обделены едой (которой в Раю неограниченное количество) в наказание за поступки их родителей, отражает отношение простого народа к высшим силам, прежде всего, как к карающим структурам.

Запрет на поедание яблок распространялся не только на несчастных матерей, скорбящих о своих покойных детях, но и на всех женщин в целом. Говорят, что это связано с библейской историей о грехопадении Адама и Евы. Поскольку наша прародительница нарушила указание, данное самим Богом, соблазнившись плодами, то и русская крестьянка, съев яблоко, якобы тем самым возьмет на душу грех самой Евы. Так считали на Руси.

Впрочем, все православные люди старались не нарушать этой традиции, ведь во время праздника Преображение Господне церковь освящает плоды нового урожая. До этого момента яблоки воспринимались людьми как фрукты, недозволенные к употреблению.

Ранние сорта – под запретом

В августе православные христиане отмечают три особых праздника. День Происхождения честных древ Животворящего креста в народе называется Медовым Спасом, поскольку в эту дату церковь освящает плоды труда пасечников. Затем следует Яблочный Спас (Преображение Господне). И завершает череду праздников, посвященных урожаю, день Спаса Нерукотворного, называемый Ореховым Спасом. Интересно, что мед и орехи на Руси также не ели до их освящения в церкви.

В настоящее время, когда в магазинах круглый год продаются любые фрукты, православные люди, придерживающиеся народных традиций, стараются ограничить употребление яблок с начала Успенского поста.

Некоторые специалисты по церковной истории высказывают мнение, что запрет на поедание кисло-сладких плодов до 19 августа был обусловлен заботой священников о здоровье русских крестьян. Дескать, не все плоды поспевают к началу августа, большинство фруктов в это время года еще недозрелые, что вредно для работы желудочно-кишечного тракта.

Впрочем, наличие такого запрета само по себе могло сказаться на народной селекции. Люди выбирали и сажали в своих садах только те деревья, которые начинают плодоносить во второй половине августа, чтобы не вводить себя и своих домочадцев в искушение.

Кстати, первые упоминания о выращивании яблони как садовой культуры содержатся в исторических документах времен Ярослава Мудрого. Плоды этого дерева в России начинают созревать в конце июля. А такой известный сорт как Белый налив в некоторых регионах нашей страны можно употреблять в пищу еще за месяц до Преображения Господня. В советские времена многие селекционеры работали над выведением ранних сортов яблок. Это, например, Китайка золотая ранняя и Грушовка ранняя.

Что говорит церковь?

Современные священники стараются преодолеть негативное отношение, сложившееся в народе по отношению к Богу и ангелам. Служители церкви подчеркивают, что высшие силы не могут отыгрываться в Раю на покойных детях, обделяя их чем-то в наказание за поступки родителей. То есть, как такового запрета на поедание яблок до 19 августа не существует.

Читайте также:  Можно ли есть просроченную красную рыбу в вакуумной упаковке

Первоначально, еще до принятия христианства на Руси, на Святой земле в день Преображения Господня было принято освящать в церкви виноград. Поскольку он не растет повсеместно в России, люди стали заменять гроздья более распространенными плодами – яблоками.

Единственный запрет, имеющий отношение к вышеупомянутому празднику, содержится в церковном уставе (Типиконе). Там говорится, что священнослужители, вкусившие созревшие гроздья с лозы до их освящения, лишаются возможности есть виноград до конца августа. То есть, в течение последующих 10 дней. И все. И никаких несчастных детишек, страдающих в Раю. И никакой Евы с Адамом. И никакого страшного греха.

Тот факт, что праздник Преображения Господня приходится на строгий Успенский пост, тоже не означает, что яблоки в это время должны быть исключены из рациона. Они, как и виноград, не относятся к числу продуктов, недозволенных православным во время поста.

Единственное, почему церковь лишь рекомендует христианам по возможности воздерживаться от употребления яблок до 19 августа, это тот факт, что они еще не освящены. Яблочный Спас воспринимается верующими людьми, в первую очередь, как возможность поблагодарить Бога за дарованный урожай. Невежливо есть, не сказав «спасибо». Так полагают многие священники.

Источник

Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?

Можно ли есть яблоки до яблочного спаса ответ священника

    

– Приближается Успенский пост. Он окутан
приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н.
“трёх Спасов”. Многие православные верят в них
и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью
внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в
этих традициях?

– Само название «Спас» указывает на то,
что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом
нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости
веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного
контекста, празднование этих событий имеет также измерение
народной жизни, откуда и возникли наименования трех
Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны,
религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего
народа, свидетельствуют о том, что православная вера
всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и
мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни
людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших
аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные
климатические условия или опасность стихийных бедствий
– все это было вопросом жизни и смерти. И все свое
упование в житейских заботах люди возлагали на Господа.
Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях,
обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали
реальную помощь, так как молились от всего сердца, с
глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его
символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не
случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни
до порога». Наши предки хорошо знали, что любые
бедствия – это результат греха и нарушения Божиих
заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая – обычай,
который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На
протяжении многих веков народ свято хранил древние
религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда
было связано с глубокой церковностью, почитанием
православных праздников, хранением Евангельского идеала
жизни – неукоснительно хранило христианскую душу
нашего народа.  

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт
распространения многих суеверий, связанных с почитанием
праздников и святых. Суеверие – то есть суетная,
пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам
приписываются сверхъестественные свойства – это
результат религиозного невежества и потери живой связи с
Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные,
внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что
действительно является главным и важным – внутреннее
содержание – попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые
праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в
данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное
значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто
таким образом мы символически выражаем благодарность
Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей
жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается
в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин.
Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное
благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем
– в воскресные и праздничные дни оставить все земные
заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться,
причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких.
Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что
выращивали своими руками и добывали собственным трудом,
потому и отношение к данной традиции, наверное, было
несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние
атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не
участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает
приписывать этим предметам разные сверхъестественные
свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Можно ли есть яблоки до яблочного спаса ответ священника

    

– Например, на первый Спас, Медовый или
Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа,
люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной
силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о
значении этого праздника.

– 14 августа Церковь празднует Происхождение
(изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы
вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом
жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано
с традицией, которая в IX веке утвердилась в
Константинополе в связи с распространением смертоносных
эпидемий в разгар жары – износить в начале августа
часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих
императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали
воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и
многие недужные исцелялись. По сей день во всех
православных храмах в этот праздник совершается чин
освящения воды.

Читайте также:  Можно ли есть клюкву при повышенном гемоглобине

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных
мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев
и их матери Соломонии, которые пострадали за
неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем
мучеников Маккавеев связана традиция приносить на
освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его
именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к
этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято
приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к
нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день
– это всего лишь благочестивая традиция, которая
никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж
тем более не должна затмевать собой истинное значение
празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные
свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает
сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта.
Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот
день, некую чудотворную силу – значит поклоняться
твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам
все эти блага.

Также 14 августа – начало Успенского поста, который
длится две недели – до праздника Успения Божией
Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой
Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с
раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души
и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в
молитве, воздержании и богомыслии.

Можно ли есть яблоки до яблочного спаса ответ священника

    

– Второй Спас, который называют Яблочным,
празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С
этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе
говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть
яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение
приходится Яблочный Спас?

– Преображение имеет важный богословский смысл, так
как показывает то состояние, в котором мы будем находиться
после Второго Пришествия. Слава Преображения станет
достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем
радость Царства Божьего. «Господь преобразился не
без причины, но дабы показать нам будущее преображение
естества нашего и будущее Свое пришествие», –
писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин
должен исповедаться и причаститься, почтить праздник
молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому
великому событию хоть на шаг приблизиться к своему
собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград
и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви
люди придают освящению плодов магические свойства, что
является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения
состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового
урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен
Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в
храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву
– пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту
традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов.
В Палестине праздник Преображения приходился на момент
созревания винограда, который и приносили для освящения,
тем самым благословляя новый урожай, из которого делали
вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то
вместо винограда, который еще не научились разводить,
освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести
Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до
их освящения. И смысл этого предписания заключается не
столько в воздержании от плодов на определенный период,
сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала
обязательно освятить и только после этого потреблять. В
некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого
урожая сразу, как только они созреют, и после этого
вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника
Преображения.

Можно ли есть яблоки до яблочного спаса ответ священника

    

– И в последний, третий Спас, Ореховый, 29
августа, освящают орехи в храмах… Что делать
православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот
день?

– Ореховым Спасом называют праздник в честь
перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного
образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно,
что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем
меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным,
которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда
смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В
Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике,
служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено
внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие,
при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не
стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных
нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго
держаться церковного предания.

– Что бы Вы хотели пожелать всем нам в
начале Успенского поста?

– Прежде всего, хотел бы всех православных христиан
от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и
началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил
милость нашему народу и «благословил люди Своя
миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к
покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни
и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я
тебе, благословение и проклятие, – читаем мы в
Священном Писании. – Избери жизнь, дабы жил ты и
потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него
ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу
Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все
необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к
жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни
поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались
способными чувствовать и принимать Божественную благодать,
которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая
себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу,
а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь
мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми
вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

Источник