Можно ли есть из посуды гжель

Гжельская посуда, прошлое или современность?

Всем здравствовать. Сегодня я на личном примере расскажу возможно ли использование многими любимой ,,Гжели,, в современном интерьере. Я живу в том регионе, где кобальтово-белая посуда Гжельского ФЗ была у всех, везде. Где нужно и не нужно. В советское время это была дешёвая посуда, здесь общедоступная. Ее делали много, качество было среднее, но зато экономичная альтернатива более дорогому и редко продаваемому фарфору.

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 1

Мне нравилось это сине-голубое-белое сочетание, но ужасно не нравилась простота мазковой декоративно-прикладной росписи и толстый фаянс, керамика. И ещё эти стройные ряды чашечек в сервантах всех поголовно местных жителей. Пришли 90-е, потом 0-е, о Гжели благополучно забыли, не до посуды было. Когда дышать и покупать стало полегче, пришли в Россию распрекрасные товары из Поднебесной, в том числе и посуда. На всех прилавках, во всех маркерах и бутиках море, обилие китайских чашек, тарелок, чайников. Да, бюджетно. Но почему-то мне ни разу не хотелось обновить свою посуду этими миллионными близнецами, хоть и отличного качества. Вот мертвые они для меня. Я покупала последние крохи умирающего ,,дулево,, , потом открыла для себя практичность гончарной посуды, теплой, живой, вышедшей из-под рук, а не производственного робота. А тем временем руководство Гжельского ФЗ не надеялись на авось, выкарабкивалось благодаря инициативному руководству и конечно ! талантам мастеров и художников. И я считаю, что Гжельская посуда и предметы интерьера на данный момент могут соперничать с некоторыми европейскими мануфактурами по производству фарфора. Сегодня я опять была в фирменных магазинах ГФЗ в Речицах и Новохаритоново. Меня там уже продавцы как давнюю знакомую встречают. Они, продавцы, не просто продавцы, они настолько хорошо знают Гжельскую посуду, всех авторов, названия коллекций, производственный процесс, знают каждый завиток росписи или малозаметный изъян на посуде, могут не останавливаясь говорить об этой посуде. Я для них и благодарный слушатель, и ценитель, и спорщик, и покупатель. Да, я сейчас много покупаю и посуды под роспись, и для своего дома. Я уже рассказывала, что новый гжельский костяной фарфор непередаваемого качества, тонкий, звонкий, просто идеальный. Я не встречала лучше. Даже мои антикварные элементы посуды проигрывают качеством глазури Гжельском фарфору. Но это работа, а есть ещё и личный аспект. Если мы наконец закончили ремонт и отделку части дома, то гостиную только начали. Муж решил не откладывать, а делать все сейчас. Впереди ещё много работы и вложений, но это мелочи по сравнению с моими хотелками, вернее видением интерьера. Всегда говорила, что все имеет значение для комфорта души и уюта глазам- от цвета обоев до картины на стене. И эти мелкие детали, картины, вазы, цветочные горшки, статуэтки или фигурки- это самое затратное и сложное. В свою кухню, 46м2., я собирала всё мелочи несколько лет, в основном винтаж и немножко антикварного. И все это время был у меня бзик-хочу много сине-белых фарфоровых вещей, вазы, имбирные банки, супницы, террины, кашпо, светильники, тарелки на стены и пр.

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 2

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 3

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 4

Ну вы поняли смысл? Да, очень дорого, хоть и респектабельно. В среднем такая ваза стоит 15-25000 рублей. Да, она антикварная, да это вложения и история, но быть рабом фарфора в интерьере я не хочу. Но интерьер такой хочу. Выход? Гжель! Да, наша родная, кобальтовая Гжель. Я сделала несколько фото в магазине в Новохаритоново. Фото как получились, освещения там маловато. Но смотрите сами, рассматривайте, изучайте. Это Клондайк, Эльдорадо! На любой кошелек и для любого интерьера.

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 5

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 6

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 7

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 8

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 9

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 10

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 11

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 12

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 13

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 14

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 15

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 16

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 17

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 18

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 19

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 20

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 21

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 22

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 23

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 24

А теперь немного моих покупок и размещения Гжельской посуды в интерьере. Нет, это не окончательный результат, половина всего уйдет в гостиную, там и камин со столешницей, и посудные витрины, и этажерки. И крупномеры ждут своей очереди в коробках. Когда в доме ремонт, убирать все подальше нужно.. А пока я всем этим любуюсь на кухне, все прекрасно дружит с голландской керамикой и английским фарфором. И чем наша Гжельская посуда хуже производства Голландии, Дании, Китая или Японии?

Читайте также:  Можно ли детям есть руками

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 25

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 26

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 27

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 28

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 29

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 30

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 31

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 32

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 33

А справа кружка моя роспись, слева голландский Delft.

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 34

Гжельская посуда, прошлое или современность?, фото № 35

Источник

Посуда Гжель. Почему она жемчужина русской культуры?

Гончарное ремесло в Гжели насчитывает примерно семь веков. Первое упоминание об этой местности в летописи датируется XIV столетием и связано с правлением Ивана Калиты. И это только официальное упоминание, поэтому можно предположить, что народный промысел образовался со времен начала истории Великого княжества Московского.

Интересный факт: происхождение термина «Гжель»

Существует несколько версий того, как образовалось название:

  1. Наиболее простая связана с основным занятием населения – гончарным делом. Гжельская земля всегда была богата глиной высокого качества, которую непременно обжигали. Предположительно, именно от глагола «жечь» и произошло слово «гжель», ведь ранее так называли процесс обжига.
  2. Древний славянский язык. Такое название содержится в Остромировом Евангелии и обозначает гусли. Примечательно, что сразу за Гжельским регионом расположилась местность Гуслица, поэтому теория выглядит наиболее правдоподобно.
  3. Обилие кукушек в деревне также могло дать наименование области, ведь на польском кукушка – это гжегжелика.

Родина росписи Гжель

Немного истории

В период зарождения гжельского промысла мастера занимались кустарным изготовлением простой глиняной посуды, детских игрушек.

Древняя роспись Гжель

Расцвет Гжельского производства приходится на XVII- XVIII вв. В это время всё трудоспособное население местности было занято керамическим ремеслом. Изделия из родной глины пользовались заслуженной популярностью людей из разных уголков России и даже за рубежом. Посуда гжель XVIII векСередина XVII века – расцвет производства сосудов для аптечных нужд. Стоит отметить, что крепостное право не коснулось Гжели. Посуда изготавливалась свободными ремесленниками из местного сырья. Они могли значительную часть своего времени тратить на оттачивание своего мастерства, а не на работу на помещика. В результате изделия славились высоким качеством.

В XVIII столетии новый толчок развитию местного производства дало обнаружение на территории деревни Минино особой серой глины. Сырье активно использовалось при производстве майолики (некоторые специалисты называют его «полуфаянс»), позднее фаянса. Эти технологии изготовления керамики были заимствованы у западных умельцев. Такая керамика была очень модной в XVIII — XIX веках, она была легче и изящнее традиционной гжельской.

XVIII век стал временем стремительного распространения фаянса в России. Посуда из этого материала имела белоснежный тонкий черепок, покрытый прозрачной глазурью.

Бесценный вклад в развитие народного промыла внесла семья Кузнецовых. Уроженец села Новохаритоново, крестьянин Яков Кузнецов открыл небольшой фарфоровый завод. Позже стремительно растущее производство возглавили его сыновья, а потом и внуки. Под их руководством увеличивалось количество предприятий, совершенствовались способы изготовления изделий. Именно в этот период появляется фирменный стиль росписи: синие узоры на белом фоне. Расширяется и ассортимент продукции. В него входят сервизы, вазы, подсвечники, чернильницы.

Падение спроса на традиционную посуду из Гжели произошло в конце XIX — начале XX в. В это время наша страна переживала сложное социально-экономическое положение, от которого смогла оправиться только после окончания Второй мировой войны. В это время начинается возрождение художественной школы Гжели.

Жемчужина русской культуры

В чём же ценность сине-белой росписи сегодня?

Посуда гжель XIX век

Во-первых, Гжель служит ярким примером преемственности поколений: сохранив древние традиции, искусство гармонично развивается в XXI веке. Несмотря на то, что в середине XX века искусство было практически утрачено, силами великих художников, таких как Наталия Ивановна Бессарабова, удалось воссоздать национальное ремесло. В XXI веке посуда гжель в точности такая же, какой она была в XVIII- XIX веках: она не оставляет равнодушным ни одного русского человека и вызывает восхищение у иностранцев.

Во-вторых, в основе всех изделий мастеров лежат народные мотивы. Традиционный рисунок не утратил свою актуальность в наши дни, он родной для большинства россиян. Он переносит нас в потрясающий и волнующий мир наших предков, их быт. Это бесценное культурное наследие, которое бережно хранится потомками.

Читайте также:  Можно ли есть инжир не моя

В-третьих, предметы создаются так же, как и несколько веков назад, – преимущественно вручную. Все они уникальны и неповторимы. Поэтому вы вряд ли встретите два одинаковых изделия. Благодаря этому гжельская посуда знаменита во всем мире.

В-четвёртых, академизм. На базе самого знаменитого Гжельского завода в селе Речицы основан институт, где осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов. Это помогает не только сохранить древние знания и умения, но и гармонично развивать искусство, привнося современные мотивы.

Таким образом, гжель – национальное достояние нашего народа. На протяжении веков она сохраняет свою оригинальность и изысканность, слаженно переплетая старинные традиции с достижениями современности.

Вернуться к списку

Источник

Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору

Посуда гжель: происхождение, особенности создания, советы по выбору

В посуде гжель есть что-то завораживающее — характерные сине-голубые орнаменты по снежно-белому фону делают ее очень нарядной. Вещь, созданная по особой технологии и с особенным рисунком, принесет в дом радость и красоту. Чтобы сделать правильный выбор и не нарваться на подделку, желательно знать об особенностях такой посуды заранее.

Можно ли есть из посуды гжель

Немного истории

Само понятие гжели происходит от села с соответствующим названием в Московской области, расположенного в 60 километрах от столицы. Вокруг него находился целый ряд других населенных пунктов, где активно использовали особую огнеупорную глину, которой богата эта местность.

Поселения так называемого гжельского куста, в которых занимались различными ремеслами, впервые упоминаются еще в Духовной грамоте Калиты, относящейся к 1328 году. Высококачественную глину, добывавшуюся там, в XVII веке использовали для создания сосудов медицинского назначения. Неслучайно Гжель указом царя Алексея Михайловича была закреплена за Аптекарским Приказом. Местные крестьяне, в отличие от подавляющего большинства в стране, были вольными людьми, а не крепостными.

Изготовлением изделий из глины занимались деревенские мастера со стажем. Дети помогали наносить глазурь. Роспись часто доверяли девочкам. Затем почти готовые вещи обжигались. Технология создания разнилась в зависимости от села. Каждый изготовитель берег секрет собственного производства, передавая его лишь наследникам.

Можно ли есть из посуды гжель

Можно ли есть из посуды гжель

Зачатки будущего широкомасштабного посудного производства в виде промысла проявили себя в XVIII веке — наряду с печными изразцами, игрушками и кирпичом местные мастера делали и посуду, которая в основном поставлялась в Москву, пользуясь там большим спросом.

Гжельская глина послужила материалом для изготовления знаменитого русского фарфора, изобретенного химиком Дмитрием Виноградовым.

Фарфоровая посуда стала очень модной в конце XVIII столетия. Обладание ею говорило о том, что человек входит в особый круг и может похвастаться своим богатством. Большой спрос на такую продукцию спровоцировал развитие ее фабричного производства. К 70-м годам широкий ассортимент посуды производило уже около сотни небольших фабрик. Гжельские же производители, поставлявшие фарфор к императорскому двору, обеспечили себе вполне безбедную жизнь.

Можно ли есть из посуды гжель

Некоторые сервизы, которые здесь создавали и расписывали, были рассчитаны на 150 персон. Посуда порой имела весьма причудливые формы. Например, ручка кувшина оформлялась в форме ветки, а носик имел вид птичьего клюва, в качестве руки изделия выступала фигура животного, на корпусе «сидели птички» и так далее.

Наборы дополнялись и небольшими расписными скульптурами, представлявшими различные бытовые сюжеты. Трогательная наивность изображений из народного быта во многом способствовала сохранению популярности именно фарфора гжель, несмотря на то, что уже в XIX веке конкуренция между фарфоровыми заводами была довольно велика. Гжельские заводчики получали серебряные медали за свои достижения в производстве.

Любопытно, что сначала посуда гжель была разноцветной. Ее расписывали с применением красных, зеленых, желтых цветов. Особенные сине-голубые краски начали применяться при ее росписи во второй половине XIX века. Ставший фирменным характерный рисунок синим по белому, порой дополненный золотыми контурами по предметам, придал посуде особенные черты. Хотя само производство пережило длительный период упадка. Это случилось во времена, когда после революции фарфоровые заводы были национализированы, и жизнь на них заглохла до середины XX века.

Сегодня фарфор гжель относится к классу люкс. Из-за своей практичности и особенных эстетических качеств он часто выступает в качестве дорогих подарков.

Можно ли есть из посуды гжель

Можно ли есть из посуды гжель

Особенности техники и популярные узоры

Особенный сине-голубой узор по белому в гжельской росписи достигается использованием кобальта в качестве красителя. Оригинальная изысканная роспись — это сочетание плавных линий, цветочных и растительных орнаментов. На посуде также изображают настоящие пейзажи, здания, фигуры зверей и людей. Сюжеты часто связаны с русской зимой и сказками. Сине-голубая палитра позволяет делать настоящие картины с русским колоритом. Наиболее популярны изображения птиц и роз.

За счет сочетания нежно-голубых и темно-синих оттенков (которых насчитывают более 20) изображения получаются необычными, глубокими и выразительными.

Можно ли есть из посуды гжель

Можно ли есть из посуды гжель

Техника создания рисунка предусматривает наличие следующих инструментов:

  • кисточек;
  • шпателей для смешивания красок;
  • окиси кобальта;
  • палитры.
Читайте также:  Кальмары можно ли есть щупальца кальмара

При нанесении краски на керамическую поверхность она выглядит черной, а в синюю превращается после обжига. Все картины на посуде создают вручную. Мазки наносят особым образом. Существует целый набор приемов, позволяющих создать рисунок в характерной для гжели манере.

Какие изделия расписывают?

Ассортимент расписной посуды в стиле гжель отличается большим разнообразием, в соответствующем духе оформляют самые разные предметы. Благодаря подобной технике на стену можно прикрепить красивую настенную декоративную тарелку, выполняющую исключительно эстетическую функцию. Хотя мастера придают неповторимый вид и вполне практичным предметам, например, чайным или столовым сервизам.

Если полный набор посуды не нужен, можно выбрать:

  • чайную или кофейную пару;
  • чайник;
  • кофейник;
  • блинную тарелку с крышкой — блинницу;
  • масленку;
  • сливочник или молочник;
  • емкость для специй;
  • соусницу;
  • столовые приборы типа ложек и подставок различного назначения;
  • блюда и тарелки;
  • сухарницу и хлебницу;
  • икорницу или шпротницу;
  • салатницу;
  • розетку;
  • конфетницу;
  • пирожницу или тортницу;
  • пивную кружку или штоф;
  • стопки.

Не обходятся мастера без росписи и таких колоритных вещей, как самовары, которые даже на современном столе смотрятся как практичные элементы оформления, придающие посудной композиции особого колорита.

Можно ли есть из посуды гжель

Можно ли есть из посуды гжель

Как отличить от подделки?

Настоящая гжель не просто украшает дом. Многие приобретают ее для коллекций. Наиболее ценные с эстетической точки зрения предметы пополняют фонды музеев. Секрет успеха – в особом очаровании таких вещей. Любоваться ими можно до бесконечности.

Учитывая, что настоящая посуда гжель стоит дорого, и пользуется спросом не только в нашей стране, но и за рубежом, на рынке есть немало изделий, имитирующих характерную роспись. Доморощенные мастера зачастую используют обычные краски вместо окиси кобальта. Отличить подлинники от подделок можно, если внимательно присмотреться к предлагаемому в магазине товару.

У настоящих гжельских предметов особый рисунок. Он не грешит размазанными контурами и линиями. Видно, что мастер по росписи работал вдумчиво, не спеша. Даже самые мелкие детали изображений хорошо продуманы и прорисованы, а затем отшлифованы. Если фон предмета не идеально белый и на нем есть шероховатости, значит, это не гжель.

Можно ли есть из посуды гжель

Можно ли есть из посуды гжель

Фирменное изделие имеет специальный штамп — лебедя или четкую, крупными буквами надпись «гжель», заключенную в овал. Наиболее ценные экземпляры изделий продаются с пометкой «расписано вручную». На некоторых указана фамилия автора.

Использовать настоящую гжель удобно. Не бывает предметов такого рода с неустойчивым основанием или с неплотно сидящими крышками. В продаже можно встретить как фарфоровые, так и фаянсовые предметы посуды. И в состав фарфора, и в состав фаянса входят такие компоненты, как:

  • полевой шпат;
  • каолин;
  • пластичная глина;
  • кварц.

Можно ли есть из посуды гжель

Можно ли есть из посуды гжель

При этом пропорции составов разные, что сказывается на физических свойствах посуды. Настоящий гжельский фарфор очень легкий и звонкий, водонепроницаемый. Когда чашку гжель подносят к свету, она просвечивает.

Если же в руках изделие, имеющее заметный вес — это фаянс. При постукивании от него раздается глухой звук. К тому же если на таком изделии появится трещина, его можно выбрасывать.

Настоящая посуда гжель жаропрочна. Поскольку рисунок наносится под глазурь, а сама посуда создана по определенной технологии, ей не страшны любые температуры. Такую конструкцию смело можно ставить в микроволновку, эмаль точно не пострадает. Самым очевидным признаком настоящей гжели является высокая цена. Но здесь уже нужно решить для себя, что важнее — настоящая гжельская посуда или ее фабричная имитация, красивая, но со всеми признаками поточного производства.

О том, как расписать посуду в технике гжель, вы узнаете из следующего видео.

Источник