Можно ли есть фрукты до спаса
Содержание статьи
Грех ли есть яблоки до Преображения?
Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.
В нашу редакцию часто приходит вопрос: почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса? Мы решили узнать подробности у священнослужителей.
Так почему же нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?
Успенский пост — почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз — на Преображение Господне (19 августа).
Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств — не следует брать подвиг выше сил.
Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.
«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».
Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.
Яблоки — это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года. И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.
Иерей Димитрий Карпенко
К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения — виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.
Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов — всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.
Иерей Михаил Воробьев
Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.
Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.
Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов — это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое — не вкушать до конца августа.
Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.
Иерей Александр Рябков
Словарь Правмира — Спас
Источник
Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?
— Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. «трёх Спасов». Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?
— Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.
У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий — все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия — это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.
Приносить Богу начатки первого урожая — обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни — неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.
С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие — то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства — это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным — внутреннее содержание — попросту забывается, теряется.
Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем — в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.
— Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.
— 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары — износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.
Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников — Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.
Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу — значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.
Также 14 августа — начало Успенского поста, который длится две недели — до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.
— Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?
— Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», — писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.
В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву — пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же — принести Богу все первое и лучшее.
Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.
— И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?
— Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.
— Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?
— Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, — читаем мы в Священном Писании. — Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).
Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).
Беседовала Наталья Горошкова
Источник
Можно ли есть яблоки до спаса
- #1
Собственно вопрос в заголовке.
Я почитала на православных форумах и поняла, что не есть яблоки нового урожая до 19 августа не является запретом, а предписание.
Но тем не менее, узнав это я не стану их есть.
Тем не менее хотелось бы узнать мнение форумчан.
А еще возникло такое чувство — некий страх узнавать что-то новое (кто умножает свои знания — умножает свои скорби) вот не знала раньше и лопала только за ушами трещало.
Почему столько непонятных предписаний. Чем это может повредить душе — есть яблоки?
Объясните пожалуйста.
- #2
Насколько знаю, не есть яблоки — просто обычай.
У греков была традиция освящать первые созревшие кисти винограда. У нас винограда нет, поэтому при христианизации его заменили яблоками. Душе это ничем не повредит.
- #3
Не есть яблоки, если нет мед противопоказаний (ряд болезней жкт), это глупость. Православному Христианину указана постная пища в соответствующие дни, и то это обговаривается и решается с духовным отцом и, при необходимости с врачом.
Научи дурака Богу молиться — он себе лоб расшибёт. Русская пословица. Означает — переусердствовать от излишнего (неумного) рвения.
- #4
Яблочный спас — это славянский праздник урожая, а православный христианин отмечает праздник Преображение Господне. А не есть яблоки до спаса — это мудрое предписание. Ну наедитесь вы неспелых яблок и что будет…. Скорее всего вы навредите не своей душе, а своему желудку.
- #5
Спасибо конечно, всем за мнение, но я знаю, что есть конкретное предписание на счет яблок. О чем указано в типиконе. При этом, насколько я понимаю, строго следовать предписаниям типикона мирянам не обязательно.
Но желательно из соображений этики.
Не есть яблоки, если нет мед противопоказаний (ряд болезней жкт), это глупость.
Не очень корректно так писать. Вы уверены, что компетентны в этом вопросе?
- #6
Спасибо конечно, всем за мнение, но я знаю, что есть конкретное предписание на счет яблок. О чем указано в типиконе. При этом, насколько я понимаю, строго следовать предписаниям типикона мирянам не обязательно.
Но желательно из соображений этики.
Не очень корректно так писать. Вы уверены, что компетентны в этом вопросе?
Покажите пожалуйста где это предписание написано. Прочитал 33, 35 главу Типикона: ни одного слова про яблоки не нашел… Не подумайте, что я пытаюсь Вас уловить в чем то, просто самому интересно стало.
- #8
Я читала на форумах, как сказано выше, а сначала нашла вот в этой книге.
на первой страничке «По благословению Преосвященнийшего Доримедонта, епископа Единецкого и Бричанского»
- #10
Ну с таким подходом мы скоро в старообрядцев превратимся
- #11
точно из разряда «Одна бабка сказала»
Вот — опять. Это написано в православной книге, одобренной к прочтению епископом….
И хотелось бы услышать реальные ответы и размышления на данную тему
- #12
Не очень корректно так писать. Вы уверены, что компетентны в этом вопросе?
У меня 10 лет клин стажа… Я за витамины! Причем Русские натур продукт!
Последнее редактирование: 7 Авг 2015
- #13
Собственно вопрос в заголовке.
Я почитала на православных форумах и поняла, что не есть яблоки нового урожая до 19 августа не является запретом, а предписание.
Но тем не менее, узнав это я не стану их есть.
Тем не менее хотелось бы узнать мнение форумчан.
А еще возникло такое чувство — некий страх узнавать что-то новое (кто умножает свои знания — умножает свои скорби) вот не знала раньше и лопала только за ушами трещало.
Почему столько непонятных предписаний. Чем это может повредить душе — есть яблоки?
Объясните пожалуйста.
Я там тему создал к вопросу…https://azbyka.ru/forum/threads/pro-post-edu-i-razum.14263/
- #14
Вот — опять. Это написано в православной книге, одобренной к прочтению епископом….
И хотелось бы услышать реальные ответы и размышления на данную тему
Вообще то книга называется «1380 полезнейших СОВЕТОВ». Правило от совета все таки отличается и Типикон в данном случае имеет все таки больший авторитет чем данная книга. А в Типиконе про яблоки я ничего не нашел.
P.S. Если яблоки будут соблазнять брата моего, не буду есть их во век )))
- #15
Вот — опять. Это написано в православной книге, одобренной к прочтению епископом….
И хотелось бы услышать реальные ответы и размышления на данную тему
Ну а какие могут быть реальные рассуждения о мелкой пустой суетности, которая даёт нам звание «православнутых» ?
Православие это удивительно ясная, разумная, открытая, чистая и простая вера, в которой категорически нет места всяким постыдным для разумного человека, как образа Божия, проявлениям языческого магизма и суеверия. Суеверие — это есть суетная вера — вера в пустое, непонятное, суетное. Исходит суеверие от лукавого научения бесов, которые этим пытаются унизить человека, выставить его неким пустым дурачком, поклоняющимся выдуманным глупостям и тем самым опорочить венец творения Божия. Сам себя человек унижает такими суевериями как — нельзя мусор выносить из дома и брать деньги из рук вечером, нельзя свечку в храме передавать через левое плечо, нельзя арбузы, яблоки и прочие круглые плоды есть в день усекновения главы Иоанна Предтечи, нельзя мыться по воскресным и праздничным дням… Вы знаете какие иудеи законники праведные? — Они на кануне Шабата лампочки из холодильника выкручивают потому, что в субботу работать нельзя, а когда ты открываешь холодильник, что бы достать еды и поесть, то зажигается свет в нём… Зажигаешь свет — совершаешь работу…
Мы вот ближних своих поедом едим мало об этом задумываясь, и при этом не вкушение яблок до спаса у нас злободневная тема. Был такой святой юродивый блаженный Николай Саллос Псковский. Иоанн Грозный вошёл в вольнолюбивый и непокорный Псков усмирять и жестоко карать горожан за вольность. А был в то время пост. Тогда Николай Саллос Псковский вышел на встречу царю и предложил ему от почивать с ним. В древней Руси юродивые блаженные почитались особо и народом и высшими властями, ни кто не смел их обижать. Блаженный Николай дал царю кусок мяса. Царь в удивлении даже возмутился — «Я христианин — в пост мяса не ем!» На что блаженный Николай ему ответил — «Христианин говоришь, мясо в пост не ешь? А кровь человеческую однако ж пьёшь.»
Для монашествующих не вкушение определённых продуктов в определённое время особого подвижничества серьёзная и обоснованная тема. Но мы же не монахи — куда нам Заповеди Блаженства для себя в строгие законы возводить, когда мы не одной Заповеди Закона не соблюдаем? Получается срам и конфуз — «без порток, но в шляпе».
Последнее редактирование: 7 Авг 2015
- #16
Собственно вопрос в заголовке.
Я почитала на православных форумах и поняла, что не есть яблоки нового урожая до 19 августа не является запретом, а предписание.
Но тем не менее, узнав это я не стану их есть.
Тем не менее хотелось бы узнать мнение форумчан.
А еще возникло такое чувство — некий страх узнавать что-то новое (кто умножает свои знания — умножает свои скорби) вот не знала раньше и лопала только за ушами трещало.
Почему столько непонятных предписаний. Чем это может повредить душе — есть яблоки?
Объясните пожалуйста.
В талмуде есть запрет на вкушение яиц в Субботу. И человеческими мудрствованиями, день покоя превратился в абсурд. Наверное мы слишком много придаём значение мелочам, когда верблюда поглощаем. Наверное, помимо вкушения или не вкушения яблок и прочего, есть более важные вещи, которые остаются без внимания.
- #17
Ну а какие могут быть реальные рассуждения о мелкой пустой суетности, которая даёт нам звание «православнутых» ?
.
Спасибо за ответ. Лично меня ваш ответ порадовал. Хотелось узнать реальное мнение.
Я еще младенец и только первые шаги делаю, поэтому боюсь что-то сделать не так. Я понимаю, что нужно просто включить голову и все будет просто и понятно (как с комарами) Но прочитав в книге и увидев разглагольствования батюшки на форуме о яблоках была удивлена неужели с яблоками это так важно, что даже батюшки об этом темы пишут.
Мне же, как младенцу на данном этапе воцерковления батюшки большим и непререкаемым авторитетом видятся.
Но в душе что-то не состыковывается — Душа и яблоки….Не вяжется важность данного вопроса с его сутью
- #18
помимо вкушения или не вкушения яблок и прочего, есть более важные вещи, которые остаются без внимания.
Ответила ниже, но повторюсь
Мне же, как младенцу на данном этапе воцерковления батюшки большим и непререкаемым авторитетом видятся.
а они на форумах этот вопрос на полном серьезе обсуждают с мирянами.
- #19
Ответила ниже, но повторюсь
а они на форумах этот вопрос на полном серьезе обсуждают с мирянами.
Ну нам с вами до них далеко. У нас то несовершенства духовные по серьёзнее будут.
Источник