Можно ли есть фигуру которая ставит шах
Содержание статьи
Шах (шахматы)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 марта 2021; проверки требуют 19 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Шах (значения).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Белый слон на a2 объявляет шах чёрному королю. Чёрные обязаны выйти из-под шаха, совершив один из 8 возможных ходов: взять слона ладьёй (и одновременно объявить ответный шах белому королю), закрыться пешкой или уйти королём на одно из указанных полей вокруг него.
Шах — ситуация в шахматах и их вариантах, когда король находится под боем. Если от шаха нет защиты, объявляется мат. Правилами шахмат для игрока запрещён ход, после которого его король оказывается под шахом, даже если этот шах следует от связанной фигуры или же короля противника.
Шах может быть объявлен после хода любой фигуры или пешки. Однако король может атаковать короля противника лишь при помощи «вскрытого» шаха (см. ниже), иначе атакующий король сам подставился бы под шах, что запрещено. В алгебраической нотации шах обозначается знаком плюс (+).
Слово «шах» происходит[1] от титула монарха (см. Шах) в персидском, арабском и некоторых других языках Ближнего и Среднего Востока.
Выход из шаха[править | править код]
По правилам шахмат, игрок, чей король оказался под шахом, своим следующим ходом обязан вывести короля из-под шаха (по завершении хода король не должен остаться или опять оказаться под шахом), что может быть сделано одним из трёх способов:
- Пойти королем (в том числе со взятием другой фигуры или пешки, даже если именно она атакует короля[2]) на любое соседнее поле, не находящееся под боем ни одной из фигур противника (включая короля и пешки) и не занятое фигурой или пешкой того же цвета, что и король; при этом уход из-под шаха с помощью рокировки запрещён.
- Прикрыть короля, поставив на пути угрожающей ему фигуры свою (данный способ нельзя применить, если король атакован конём, если дающая шах фигура стоит вплотную к королю (что исключает, в частности, прикрытие короля от атаки пешкой) или если поставлен двойной шах).
- Взять другой фигурой или пешкой фигуру противника, угрожающую королю (данный способ нельзя применить в ситуации двойного шаха или если берущая фигура или пешка находится в связке с королём).
Если ни одним из указанных способов уйти из-под шаха невозможно, позиция называется мат; игрок, оказавшийся в ней, считается проигравшим.
Вечный шах[править | править код]
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
После хода 1. Фc8+ белые сводят игру к ничьей.
«Вечный» шах — ситуация в партии, характеризующаяся следующими особенностями:
- один из игроков объявляет шах королю противника;
- после ухода противника от шаха игрок сразу же объявляет шах повторно;
- последовательность уходов и шахов продолжается, причём позиции в какой-то момент начинают повторяться, и избежать этого игрок, оказывающийся под шахом, не может.
Вскрытый шах[править | править код]
Открытый (вскрытый) шах — ситуация, когда король оказывается под ударом не той фигуры или пешки, которой сделан ход, а той, которая находилась позади неё (это может быть слон, ладья или ферзь), то есть пешка или фигура, которой пошёл игрок (любая, кроме ферзя), «вскрывает» линию атаки угрожающей фигуры (см. также Освобождение линии). Опасен тем, что фигура, которой ходит игрок, не может быть взята противником в последующий ход (если только не самим королём при уходе из-под шаха), а значит, ей открывается большой простор для следующего хода.
Встречается ещё одна разновидность вскрытого шаха, когда пешка берёт пешку противника «на проходе», и после этого взятия открывается линия для шахующей фигуры.
Двойной шах[править | править код]
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Ход 13. Кс7++ объявляет двойной шах чёрному королю и позволяет произвести выгодный размен.
Двойной шах — частный случай вскрытого шаха, при котором шах объявляется одновременно двумя фигурами или фигурой и пешкой. Опасен тем, что от такого шаха нельзя ни закрыться, ни побить атакующую короля фигуру другой фигурой. Можно только уйти королём (или, гораздо реже, им же взять только что ходившую фигуру). В двойном шахе не может участвовать король, он не может быть объявлен двумя конями или слонами. Двойной шах обозначается двумя плюсами (++)[3].
Позиция, показанная на диаграмме, взята из партии Вайцкин — Палатник, 1998. 1. e4 c5 2. Кf3 d6 3. d4 cd 4. К:d4 Кf6 5. Кc3 a6 6. Лg1 Кc6 7. g4 h6 8. h4 К:d4 9. Ф:d4 С:g4 10. Л:g4!? К:g4 11. Фа4+ b5? (следовало согласиться на 11…Фd7 12. Сb5 ab 13. Ф:a8+ Фd8) 12. К:b5! e6 и жертва ладьи уже не кажется неоправданной. После двойного шаха 13. Кс7++[4]Крe7 14. К:a8 Ф:a8 белые восстанавливают паритет во взятых фигурах, а король чёрных теряет возможность рокироваться.
Двойной шах ходом пешки возможен:
- Если она берёт фигуру или пешку противника с шахом, при этом открывая вертикальную линию со вторым шахом от ладьи или ферзя.
- При взятии пешки противника на проходе. В этом случае возможен не только шах одновременно берущей пешкой и фигурой, но и «двойной вскрытый шах» двумя фигурами (в последнем случае взятие на проходе открывает сразу две линии — вертикальную и диагональную).
- После превращения пешки в фигуру (в любую, но обязательно с шахом), и при этом открывая линию для шаха от другой своей фигуры (ферзя, ладьи, слона). В этом случае возможен двойной шах сразу двумя ладьями — пешка забирает фигуру, стоящую на последней горизонтали, и превращается в ладью (с шахом), открывая своим ходом второй шах от другой ладьи.
Перекрёстный шах[править | править код]
Перекрёстный шах — объявление шаха в ответ на шах соперника. Фигура, объявляющая перекрёстный шах, одновременно должна сбить угрожающую королю фигуру противника или же встать между ней и своим королём. Перекрёстный шах — типичный тактический приём в ферзевом эндшпиле, нередко встречается он и в шахматной композиции.
В позиции из партии Михаил Ботвинник — Николай Минев (Амстердам, 1954)[5] после хода 91. Крc5!!, чёрные сдались, так как нет возможности защититься от угрозы g8Ф. Любой шах черных приводит к выгодному для белых размену ферзей. На 91…Фc7+, 91…Фg1+, 91…Фf2+ и 91…Фc2+ белые отвечают перекрёстными шахами 92. Фc6+, 92. Фd4+, 92. Фd4+ и 92. Фc4+ соответственно.
См. также[править | править код]
- Шах!
- Мат
- Пат
- Промежуточный шах
- Сэннититэ
Примечания[править | править код]
- ↑ Newton J. (2003) The King Isn’t Dead After All! Архивировано 13 мая 2008 года. (англ.)
- ↑ Атака королём становится невозможной, если он оказался под ударом коня или если стоящую рядом с королём фигуру противника (как атакующую, так и неатакующую) защищает другая.
- ↑ Часто в нотации (напр. FEN) двойной шах обозначается одним плюсом (+); двумя плюсами иногда обозначается мат.
- ↑ Ещё сильнее был другой двойной шах 13. К:d6++ Крe7 14. Сf4 с последующей длинной рокировкой и атакой.
- ↑ М.Ботвинник — Н.Минев, 1954
Источник
Правила шахмат
Скачать официальные правила ФИДЕ на русском языке вы можете по этой ссылке.
Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.
Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.
По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
Перед началом партии «черные» и «белые» имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично, как показано на рисунке.
В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:
Рассмотрим ходы каждой фигуры.
—-
Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).
Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка — это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом.
Рокировку нельзя делать:
— если король уже делал ход
— если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход
— если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d )
— если после рокировки король окажется под шахом
— если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой)
— если король при рокировке должен пройти через «битое поле» (т.е. поле, которое находится под ударом фигуры противника)
В записи шахматной партии короткая рокировка обозначается «0-0», длинная «0-0-0».
——
Шах — ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно:
— защититься от шаха
— забрать шахующую фигуру другой своей фигурой
— уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой
——
Мат — такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно.
—-
Пат — такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нету больше фигур кроме короля, либо нету возможности пойти той или иной фигурой.
—-
Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям).
—
Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.
—-
Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).
—
Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой «Г». То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой «Г». Отличительной особенностью коня является то, что он может «перепрыгивать» через другие фигуры.
—-
Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.
Также здесь следует разъяснить такое понятие как «битое поле». Битое поле — это такая позиция когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а черная находится в начальной позиции. Черная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить черную, став на поле d6.
Еще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали — у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки — она может превратиться в любую фигуру.
Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему — ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.
—-
Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже устаканились, и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Уже введены стоклеточные шашки и шахматы. В стоклеточных шахматах добавляется еще одна фигура, под названием «ракета».
Если вам будет что-то непонятно из правил по шахматам (имеется ввиду правил «обычных» шахмат), то можете задавать свои вопросы в комментариях к этой новости.
Источник
Шах в шахматах – что означает, как поставить шах?
Шахматный король является самой главной фигурой на доске. Шахом в шахматах называется ситуация, когда король противника находится под нападением фигуры соперника. В результате следующего хода фигура короля будет побита, поэтому королю необходимо защищаться.
Поговорим про различные способ защиты короля от шаха.
Защита короля от шаха
Даже если такой ход является не самым выгодным, короля необходимо убирать из-под шаха, так как в таком положении, по правилам игры, он оставаться не может.
В зависимости от ситуации, игроком могут быть предприняты следующие варианты:
- переместить короля на поле, которое не будет находиться под атакой противника;
- прикрыть короля любой фигурой или пешкой;
- взять атакующую фигуру или пешку.
В первом случае короля необходимо просто переместить на свободную клетку, которая не будет располагаться под ударом любой из фигур соперника, в том числе и короля.
Так, в указанном примере король находится под ударом ладьи, поэтому ему просто необходимо уйти на одну клетку вверх или вниз.
Для защиты от шаха игрок также может перекрыть траекторию нападения другой своей фигурой.
Здесь белая ладья становится на пути движения черной ладьи, тем самым закрывая короля от шаха.
Защита с помощью собственной фигуры таким образом не всегда бывает возможна. Исключения составляют:
- шах конем;
- двойной шах;
- шах пешкой или другой фигурой, которая располагается к королю вплотную.
Если королем или другой фигурой можно побить фигуру, которая ставит шах, то почему бы этого не сделать?
Белый слон может побить вражескую фигуру, что является наиболее надежным способом вывести короля из-под шаха. Так можно быть уверенным, что ладья больше не будет представлять опасности для короля.
Разновидности шахов
В зависимости от расположения фигур, различают разные виды шахов.
Двойной шах
Это шах, который поставлен королю одновременно двумя фигурами. От такого шаха невозможно защититься путем атаки на шахующую фигуру, ведь даже если побить одну из фигур, вторая следующим ходом будет атаковать короля.
Так, от двойного шаха на примере ниже можно только уйти белым королем из-под удара.
Ни взятие конем слона, ни закрытие белым ферзем от вражеского ферзя не спасет короля от удара.
Вскрытый шах
Под вскрытым шахом подразумевается ситуация, когда королю ставит шах не та фигура или пешка, которая делала последний ход, а та, траектория которой открылась из-за перемещения фигуры. То есть фигура или пешка, которая совершила ход, открывает линию для атаки другой фигуры, к примеру, ферзя, ладьи или слона.
Сама походившая фигура, тем временем, может представлять опасность для других фигур соперника. Опасность этого шаха заключается в том, что игрок не может устранить угрозу и взять данную фигуру, поскольку ему необходимо первоочередно вывести короля из-под шаха.
Посмотрим на примере.
Черная ладья делает ход на клетку выше, что тем самым делает вскрытый шах. Теперь король белых находится под атакой черного слона, а белый конь находится под атакой черной ладьи.
Игрок не может убирать коня из-под удара, поскольку в первую очередь ему необходимо разобраться с ситуацией с королем, чтобы вывести его из-под шаха. Можно закрыть его с помощью белой ладьи или отойти самим королем на соседнюю клетку. Но в результате следующего хода черные гарантированно забирают слона.
Вечный шах
В результате вечного шаха игрок может шаховать бесконечно. Для иллюстрации приведем простой пример:
При возникновении ситуации вечного шаха фиксируется ничья, и партия заканчивается. Хотя, согласно правилам, объявление ничьей из-за вечного шаха не является достаточным основанием, на практике игроки приходят к этому решению по общей договоренности, так как через некоторое время ничьей избежать не удастся. Наступает троекратное повторение позиции или 50 ходов без продвижения пешек и взятия фигур — такие ситуации позволяютигроку по правилам затребовать ничью даже без согласия оппонента. Вечный шах — простой способ добиться ничьей для игроков, которые уже фактически проиграли партию.
Шах «двойной удар»
Это одновременное нападение одной фигуры на короля и другую фигуру противника. Поскольку сопернику необходимо выводить короля из-под шаха, следующим ходом атакующая фигура забирает фигуру соперника.
Так, черный слон ставит шах королю, а после хода белого короля на соседнюю клетку, забирает белую ладью.
Перекрестный шах
Это ситуация, когда соперник защищается от шаха, самостоятельно объявив шах.
Здесь каждому из игроков придется пожертвовать ферзями для защиты своих королей от шаха.
Не следует гнаться за попытками поставить шах только ради шаха. Этот ход является таким же, как и любой другой ход в партии. Сам по себе он не несет королю никакой угрозы, только в сочетании с общей стратегией и продуманной игрой это поможет прийти к победе.
Источник
Как играть в шахматы — правила игры, инструкция для начинающих с нуля
Как играть в шахматы — такой вопрос возникает не только у детей, но и у взрослых. Каждый человек в игре находит собственный смысл. Одним это просто игра, возможность провести время, развлечение. Другим — спорт, соревнования и возможность продемонстрировать умения. Третьи подходят к вопросу сугубо философски и творчески, считая шахматную доску олицетворением холста, на котором можно творить, создавать красивые и оригинальные этюды.
В широком понимании шахматы — мини-инсценировка военных действий, где человек может почувствовать себя великим полководцем, выиграть сложнейшее противостояние. Мало хотеть побеждать в шахматы, перед тем, как погрузиться в загадочный мир мини-баталий — нужно узнать, как выглядит доска, какие есть фигуры как они передвигаются, чтобы построить стратегический план для победы.
Расположение доски
Шахматная состоит из 64 клеток, поровну «белых» и «черных» клеток. Доска представляет большой квадрат, на каждой стороне располагается по 8 клеток. В зависимости от производителя, оттенки клеток отличаются, могут быть коричневыми, серыми, оранжевыми, желтыми, но темный цвет на доске будет называться «черным», а светлый — «белым».
Для профессионального спорта каждая клетка имеет цифро-буквенное обозначение. По горизонтали располагается буквенный ряд, состоящий из латинского алфавита: «A, B, C, D, E, F, G, H», по вертикали клетки обозначаются цифрами от 1 до 8. Это необходимо для подсчета и обозначения ходов играющих. Запись в спортивном противостоянии будет выглядеть: «Ход 11. Игрок ФИО, конь на G5, время начала и окончания хода».
Обязательным условием правильного расположения доски, является угловая левая клетка черного цвета у обоих игроков. Такое расположение считается верным, можно расставлять фигуры.
Кто ходит первым в шахматах и как располагаются фигуры
Расположение шахматных фигур строгое. Нарушение в расстановке поведет игру наперекосяк. Важно правильно расставить фигуры на свои места. С расстановки учителя стараются начинать урок обучения шахматам.
Шахматных фигур 32: 16 белых и 16 черных. Они расставляются на горизонталях. В начале партии игроки путем жеребьевки или предварительной договоренности выбирают цвет фигур. Шахматисты расставляют фигуры одного цвета между двумя горизонталями. Белые на 1 и 2, а черные на 7 и 8.
Какие существуют шахматные фигуры и как они выглядят
На доске 6 видов фигур:
- король;
- ферзь;
- ладья;
- слон;
- конь
- пешка;
У каждого игрока будет король и ферзь, по две фигуры: ладьи, слона, коня, и 8 пешек. Различать фигуры несложно, в классическом варианте они изображаются одинаково. Например:
ладья похожа на башню;
конь — в форме головы этого животного;
слон — с высоким остроконечным шлемом;
ферзь похож на короля, но наверху с небольшим шариком;
король отличается от ферзя высоким «ростом» и крестом на верхней части.
Есть дорогие коллекционные шахматы, в которых фигуры могут иметь другое стилистическое исполнение. Стоит заглянуть в инструкцию, если не получается определить предназначение фигуры, или спросить у владельца доски.
Как шахматные фигуры располагаются на доске
Все 8 пешек обоих цветов занимают полностью игровой ряд доски. Белые выставляются на 2 горизонтальном ряду, а черные на 7.
Дальше фигуры расставляются симметрично:
Угловые клетки 1 горизонтальной линии занимают белые ладьи, на 8 линии — черные.
Следом ставят коней.
После конных отрядов для охраны короля и ферзя ставят слонов.
Основная путаница у начинающих игроков связана с определением месторасположение короля и ферзя. В начале партии ферзь занимает клетку своего цвета. Черный на темной клетке, белый на светлой.
Последнее свободное место достается королю.
Достаточно несколько раз потренироваться, чтобы не возникало путаниц с начальным построением фигур.
Как ходят фигуры в шахматах
Начинающим игрокам в шахматах важно понять и запомнить, как ходят и бьют различные фигуры. Правила игры в шахматы состоят из того, как можно или нельзя играть различными видами фигур. Для ведения шахматных боевых действий необходимо знать, как правильно ходить.
Пешка
Чтобы научиться играть пешками, нужно запомнить:
В начальной позиции, когда пешка находится на 2 и 7 линии — может двигаться на одну или две клетки вперед по желанию шахматиста.
Когда пешка изменила начальную позицию — может двигаться на одну клетку вперед.
Пешки бьют по диагонали, они не могут ударить по горизонтали, вперед или назад.
Бить фигуры пешка может расположенные слева или справа по диагонали в следующем ряду. Например, пешка находится на D4, ударить может фигуры, расположенные на C5 и E5.
Пешка — единственная фигура, у которой правило хода и атаки отличаются. У остальных фигур совпадают. Незаметная фигура может быть выигрышной. Дойдя до края противоположной стороны (белым — 8 горизонталь, черным — 1) пешка может превращаться в любую игровую фигуру по желанию шахматиста, кроме короля.
Номинальная стоимость — 1 очко.
Конь
Конь имеет интересную Г-образную траекторию движения. Это хитрая фигура, которую невнимательные соперники упускают из вида. Стоит далеко, а потом легко поражает армию противников.
От клетки, где стоит Конь, траектория движения захватывает 2 клетки вперед по горизонтали или вертикали, и еще одну клетку в сторону, чтобы получилась буква Г. Фигура соперника, которую планируется взять в плен должна находиться на клетке, образующей букву Г в траектории хода коня.
Конь может перепрыгивать фигуры, стоящие на пути, кроме конечной точки «приземления».
Номинальная стоимость — 3 очка.
Слон
Слон может переставляться на любое количество клеток, необходимых играющему игроку. Двигаться может только по диагонали, по клеткам того цвета, на которых стоял в самом начале игры. Каждый игрок имеет двух слонов, один атакует фигуры противника на белых клетках, второй — на черных.
Минус слона — не может перепрыгивать через другие шахматные фигуры. Может ударить любую фигуру, стоящую на пути, но должен занять клетку, где она стояла. Правило действует даже на свои фигуры, через них перепрыгивать или атаковать — нельзя.
Номинальная стоимость — 3 очка.
Ладья
Слон может ходить в любую сторону, на любые расстояния по диагонали, а ладья может двигаться аналогично по прямым линиям. Она может поражать соперника по вертикали или горизонтали, на любом расстоянии.
Не может перепрыгивать через другие фигуры, при атаке ладья должна занять клетку, которую занимала атакованная фигура. Из-за высокой номинальной стоимости и неповоротливости, шахматисты не используют ладью в центре поля, стараясь держать отстраненно, но готовую вступить в бой.
Номинальная стоимость — 5 очков.
Ферзь
Ферзь может ходить во все стороны: по диагонали, по вертикали, на любые расстояния. Не может перепрыгивать через другие фигуры. Это сильная и мобильная фигура, которой можно успешно играть в защите и нападении. Однако постоянно следует контролировать ее положение на поле, чтобы не отдать за фигуру меньшего номинала, оказавшись в невыгодном положении.
Номинальная стоимость — 10 очков.
Король
Король — самая слабая фигура, нуждается в постоянной защите. У нее нет номинальной стоимости, ее нельзя разменять. Когда у короля не остается ходов, чтобы уйти из-под угрозы — партия считается законченной, а игрок, попавший в такое положение считается проигравшим.
Ходит на одну клетку вперед, назад, по диагонали или в бок. Может сбить фигуру, стоящую рядом, если она не защищена любой другой. Ударить фигуру, стоящую на клетке под защитой — король не может.
У короля есть запасной ход — рокировка. Когда слона и коня нет на фланге, а ладья и король еще не делали ход, можно произвести рокировку. Ход начинается с короля, его нужно передвинуть на С1, С8 (в зависимости от цвета) или G1, G8 (зависит от направления рокировки). Затем сдвинуть ладью F1,F8 или D1, D8. По правилам ход считается короля, если игрок первым коснулся ладьи, противник может настоять, чтобы игрок играл ей. Когда ладья сделает ход — рокировка будет невозможна.
Дополнительные правила
Цель игры в шахматы — взять в плен короля противника. Для её достижения используют правила передвижения фигур по шахматной доске. Чем больше фигур забрано в плен, тем легче это осуществить. Бывают ситуации, когда мат ставят в первые четыре хода, расклад называется «Детский мат».
Среди правил, кроме перемещения фигур, необходимо запомнить:
Право первого хода достается игроку, играющему за «светлую» сторону.
Ходы совершаются по очереди, вне зависимости, была атака результативной, закончилась ли взятием фигуры в плен.
За один ход можно выполнить либо передвижение фигуры по доске, либо атаку. Когда вы ставите фигуру на клетку, а рядом фигура противника оказывается под боем, ударить можно только в следующий ход. Нужно иметь в виду, атаковать вашу фигуру может противник в свой ход.
В шахматах существует правило первого прикосновения, игрок должен ходить фигурой, до которой дотронулся первой.
Когда королю объявляется шах, игрок может: отойти королем в сторону, закрыть его другой фигурой, ударить нападающую фигуру.
Когда объявлен шах, а идти некуда, закрыться и ударить тоже — ставится мат. Партия закончена.
Шахматная партия, по решению игроков, может закончиться сдачей противника или ничьей.
Когда возникает ситуация без шаха, что все фигуры игрока заблокированы и не могут сделать ход — это пат, объявляется ничья.
Если в партии три раза повторяется ситуация с объявлением шаха, чтобы избежать бесконечной партии, объявляется ничья.
«Мировая» достигается, когда на доске остается мало фигур, чтобы сделать мат, или когда за 50 последних ходов противники не ходили пешкой, не было забрано ни одной фигуры в плен.
Не слишком много правил для интеллектуальной игры, поэтому попотеть придется занимаясь не теорией, а практикой.
Как победить в шахматах
Чтобы освоить шахматы, для начинающих есть несколько эффективных советов профессиональных шахматистов:
Постоянно практиковаться с сильными противниками. Усложнение уровня необходимо, чтобы совершенствовать навыки игры.
Играя впервые с новичком, особенно, если это ребенок, можно попробовать поставить мат в 4 хода: белые фигуры (пешка на Е6, слон на С5, ферзь сначала на F6, затем F2); черные фигуры (пешка E3, слон C4, ферзь F3 затем на F7).
Понять ценность фигур, основные усилия прилагать, чтобы защитить ценные, а у противника наоборот постараться их забрать.
Шахматы, обучение которым заключается в постоянном совершенствовании навыков, стратегическая игра, побеждает в ней тот, кто может продумать ходы, предвидеть действия противника на 4-5 ходов вперед. Новичкам лучше практиковаться, продумывая стратегию на 1-2 хода.
Играя белыми — нужно проводить агрессивные действия, не давая возможности противнику перехватить инициативу. Черным, наоборот, заняться обороной, выводя на поле коня и слона, делая рокировку, создавая вокруг короля неприступную крепость.
- Не стоит много ходить пешками. Можно сделать два первых хода, чтобы открыть проход сильным фигурам, ведущим эффективную защиту и нападение. Если много ходить пешками, инициатива перейдет к противнику, а сильные фигуры не успеют вступить в игру.
- Ферзь должен вступать в игру, когда часть сильных фигур противника убраны с поля боя. Раннее введение ферзя в игру может поставить его под бой, а лишиться самой сильной фигуры в начале игры не очень хорошо.
- Многие новички выводят сильные фигуры по краям, чтобы минимизировать риски. Это неверная тактика, для победы нужно стараться максимально контролировать центр доски.
- Внимательно следите за перемещениями фигур противника на доске, просчитывайте варианты, старайтесь не отдавать свои фигуры просто так. Самым оптимальным вариантом в такой ситуации является размен равнозначных по номинальной стоимости фигур, например, слона на коня.
- Слоны и другие дальнобойные фигуры должны быть открыты. Для этого можно даже отдать несколько пешек.
Для победы в шахматах нужна практика. Просмотр противостояний хороших шахматистов, изучение партий, их анализ. Это если говорить о профессиональной игре. В случае, когда желание просто хорошо провести время, главное знать основные правила расстановки фигур и их перемещения.
Видео о том, как играть в шахматы
Предлагаем несколько видео, которые помогут ответить на вопрос, как научится играть в шахматы:
- знакомство с фигурами, правила игры:
- стратегия и применение связок:
- начало партии:
- нападение:
- мат ладьей или ферзем:
Теперь вы знаете как играть в шахматы, для начинающих мы предложили изучение правил и основной тактики, необходимых для победы. Для тренировок подойдут электронные платформы, где можно попросить подсказку и выбрать уровень сложности, а также проанализировать классические шахматные этюды, они научат делать первые шаги в шахматах, но не стоит забывать, что шахматное противостояние — это искусство тактики и стратегии, искусственный интеллект никогда не заменит настоящего противника.
Источник