Можно ли есть евреям курицу

https://ldn-knigi.lib.ru/Judaica.htm Dotan (03.2004)

, .

https://www.kuking.net/11_431.htm

‘.. , : : , : , , , ‘.

. 11:2-3

, , .

».

, , . », ». » . » «», ‘ ‘.

, — o , . , … , , , . , , , .

, , , .

, , , , , ( , , » ).

, , , . , , , , , . . , .

.

, ; ; .

, , (»), , , . ( ; — !)

( ldn-knigi:

2 ,

— 6 .

‘ ‘ ( 23:19)

3 -.

. , .. ».

, , , . . , , , , , — .

, , , , , … .

. , ( ) . , ..

. , , , , .

, ; , . , .

. , (Mishnah) , ‘, , , , , ‘ (Hulin 3:6).

, , , , , .

( 11:13- 19), . , , , , .

, .

, — , , , .

, , . , , , , .

, .

, , — ».

, , , , , , , , , , , , , , . , .

.

, , , , , , , , .

, , , — . -.

.

, , : ‘ ‘ ( 23:19 ) .

, , , . .

.

, » . , , , .

, , , (), . , . , , , .

, , (, , ) , » ». , .

. , , , .

:

https://www.kasher.ru/lows/guide/guide1.phtml

, , , , , .

, 613 , , (8 !) .

, , , , , , ..

, , : , , , ? , : , » «, .

( — » «.)

, , , .

, , : , , , ; ; .

, — : , — , , , , — » «. , , , , , , .

.

, , , , , , .

» , — «», — , — , , «. : , , .

, — » «.

, , «» , — , , ; , . , — , ?

, , — , — . , , .. , .

, , , , . » » , . — . , , . ?

. — , .

» — — : , , , , «.

» «. . » , — -. : _ -:

? : , , , -: , «.

, » » — . , , () . , , ? , , , : » , , ?»

( ) : , , . » » , , , . — , — , , . — , — . , , , . , ?

: » , , , «.

, — , . , — , , , . , , , .

, -, . , — , , .

? , — . , . , : » , «. , : » , — , — «. , , .

. , .

, , — , — . , .. , — , — , , .

, » «, — , , . , » «, .. , . : , .

«» , , — , .

, , — — , . , , , , , — ! .

.

, : — , . , , . , , . , , , — . , , , (, , » «, ).

, , , , ? , , .

: ! , . , , , .. .

, , , , , . .

, .. , , .

, — , , . , : » , «. «», , , , : , — , , «».

.., , , , .

, , . .

( , , ), , , , , . , , — — .

, * . , , , (, , , .), , , , , .

: ( ) , .

: , , , , , .

, .

, , , . , — , — , . , , , .

? , , , , , , . » , , — . — , , . , ? — , , , , «:

. — , . , , , — .

, . » , ?» — , , , . .

, .

, » «, . .

, .. . , . ? — , . : , !

, , . ( ). , , , .. , — , . , , , , , , , . , , , — , , . .

, , , . . , , . , , , , . ; , .

. () , — . , . (, : — — , — .)

? , , ? , — . , , , .

, , , , , , , , , , .

«» , , , .

, — , .

, — , : — . — , .

, , — . : — — , . , .

, , . : , , , — , , . , , , , , .

, , ? , , . , , , . , , ? , ? — , , . , , , , .

, .

: — , , , , , .

: » , : ..» , , , , .

? , , , .

, , : » , «, — , .

: , , , , . .. , , — , , . : , .

, : , , , — : , , , . , . , , .. ..

, , , .

. — -? ( ) , . , , , , . , , , , , .

, ( ) , , , . ( ).

, , , .

, . , . , — , .

— , . , , , , , , , , «», .

, .

. , , . ? , , , 18 , — . , , .., , , , . , , . * .

* * *

, , , — : , , .

, , — . .

, , , , , , . , , » «, , — , » «.

, , . , , . , ; , . , , — .

, , , , ; , . : , — . , , !

, : » — , — «.

— — !

.

( )

— , , .

.

, — .

. , .

, — . , , . , .

, , . , ( ). , . , — , .

: » «

( , , .. ).

, , , .

, , , , : , .

, . : , , , , . .

, , , . , , , ,

הוכשר ונמלח כדין ( ).

, , — , , , , , . , , , . , , , , , — ( ), () . , .

, .

, , — . — , , , — . , , . , , «», «» ( , ).

— ( ; , , ). ( ). , , , , , , .

?

) , . , , .

) , .

) .

) . , — , ..

, . , ; , , , . , , , . , , , .

: 24 , , , . — .

:

https://www.kasher.ru/lows/

Источник

Какое мясо не едят евреи и почему

Кошерное мясо в Израиле

Ни в одной стране мира нет таких строгих ограничений на употребление некоторых продуктов, как в Израиле. Разговор пойдет о том, едят ли евреи свинину, какую птицу и рыбу можно кушать на Святой Земле.

Как мясо оказалось под запретом

Известно несколько историй и версий, почему евреи не едят свинину. Первая и основная причина запрета — религиозная, она же и законодательная. В Торе и Коране изложено, что свиное мясо нельзя есть иудеям (евреям) и мусульманам (арабам).

Расшифровывая записи, ученые сделали вывод о причислении свиньи к «грязным» животным. Одни считают, что это связано с употреблением свиньями грязной пищи. Другие видят причину в том, что свинина часто поражается вирусными, бактериальными и паразитными болезнями.

Более правильная версия связана с термином «кашрут» в иудаизме. Слово это означает дозволенность чего-либо на основании Галахи (своеобразного свода религиозных и правовых установок для верующих евреев, содержащихся в святом писании Торе).

Чтение Торы

Евреи, обосновавшиеся в Центральной Европе, произносят слово не «кашрут», а «кашер». От него образовалось и прилагательное «кошерный».

Именно правилами кашрута определяются кошерные и некошерные продукты для израильского народа. Разберемся подробнее, какое мясо едят евреи, а что у них под строгим запретом.

Мясо животных

Разрешается есть мясо только тех животных, которые питаются травами и при этом имеют «парные» копыта. Это — лоси, олени, козы, овцы, коровы.

В природе существует несколько видов животных, отвечающих лишь одному из названных требований: свиньи, лошади, зайцы, верблюды, даманы. Их мясо употреблять запрещено. Свиньи с верблюдами относятся к парнокопытным, но не жвачным животным. Зайцы с даманами траву жуют, но их лапки не раздваиваются. Вот почему евреям нельзя есть свинину, а также мясо верблюдов и кроликов. Но на этом ограничения не заканчиваются.

Копыто свиньи

Чтобы мясо считалось разрешенным, животное необходимо забить с соблюдением определенных правил. Например, оно не должно испытывать боли и страданий, а мясо — содержать кровь. Такая деликатная и ответственная миссия доверяется только специалистам. После забоя мясо помещают в воду для вымачивания, затем солят, раскладывают на решетки для стекания остатков крови и через час тщательно промывают.

Есть еще несколько нюансов, касающихся того, какое мясо не едят евреи. Например, вам никогда не приготовят животных, болевших или умерших своей смертью, — этого можно не опасаться. Печень кошерных животных готовят только на открытом огне: варка и обжаривание запрещены. А такие «деликатесы», как околожелудочное сало или мясо с не удаленными седалищными нервами, вообще есть в Израиле нельзя.

Мясо птиц

Аналогично и с птицами, евреи кушают только одомашненных утку, курицу, перепелку, голубя, гуся, индейку. Употреблять в пищу их яйца тоже дозволяется.

Главный признак кошерного яйца — заостренный и округлый кончики. Запрещено кушать птичьи яйца с одинаковыми кончиками (тупыми либо острыми с двух сторон), потому что они принадлежат падальщику либо хищной птице.

Морепродукты

Причиной того, почему евреи едят не все морепродукты, является все тот же кашрут. Согласно его законам, к «разрешенным» относятся рыбы, у которых обязательно есть чешуя и плавники. Чешуя при этом должна легко отделяться от туловища при проведении по ней ногтем. К некошерным видам рыбы в Израиле относят речных угрей, осетровых и акуловых, хищного европейского удильщика и сома.

Согласно такому распределению в Израиле можно есть красную лососевую икру, а черную осетровую — нет.

Вот почему евреи не едят также креветок, омаров, устриц, раков, кальмаров, крабов, лангустов и осьминогов. У этих представителей моря просто-напросто нет плавников с чешуей.

Интересно: о мясном и молочном

Теперь понятно, почему евреи не едят свинину, крольчатину, некоторых птиц и морских обитателей. Но оказавшись в Израиле, туристу надо знать еще одну важную традицию.

Кошерная посуда

Законы кашрута запрещают употреблять одновременно мясные и молочные продукты. Считается, что это вредит духовному здоровью, поэтому они не подаются вместе на один стол и в одном рецепте не встречаются. После мяса молочный продукт разрешается съесть только через 6 часов. А посуда, в которой готовят молочные и мясные блюда, должна быть разной и храниться в отдельных шкафчиках. В обеспеченных еврейских семьях для этой цели даже предусмотрены отдельные кухни.

06.09.2019

Больше по теме

Источник

Почему нельзя есть курицу с молоком? Она же не млекопитающее!

Большое спасибо за Ваш интересный вопрос. Прежде, чем перейдем непосредственно к ответу на него, попробуем вкратце разобрать суть запрета есть мясное с молочным. Безусловно, этот запрет кардинально отличается от обычных законов запрещённой пищи. Основное отличие состоит в том, что сами по себе и мясо, и молоко разрешены в пищу и только их смесь считается запрещенной.

Существует несколько объяснений запрета употребления мясного с молочным:

— некоторые считают, что жестоко и бессердечно употреблять мясо детеныша, сваренного в молоке его матери, поэтому Тора запретила употребление мяса с молоком, даже если это не молоко его матери (Рашбам, комментарий к Шмот 23:19; Рамбан, комментарий к Дварим 14:21);

— другие считают, что употребление мясного с молочным запрещено, поскольку это вредно для духовного здоровья (Рабейну Бехайя, Шмот 23:19);

— Рамбам (Морэ Нэвухим 3:48) полагает, что цель запрета — оградить евреев от идолопоклонства, от общения с язычниками, поскольку у язычников был обычай есть мясное с молочным на праздники.

Читайте также:  Можно ли сверлить в воскресенье и что будет если нет

— в каббалистических источниках (Зоар, Мишпатим 125а) можно найти еще одно объяснение: мясо представляет собой гевура (проявление качества суда и справедливости), а молоко — хесед (проявление качества милосердия), поэтому не следует смешивать противоположности.

Безусловно, приведенные объяснения не раскрывают полностью истинную причину запрета, поскольку на самом деле эта заповедь — хок, т.е. закон, который необходимо выполнять только потому, что так заповедал Всевышний, даже если мы не понимаем, почему. Как сказано в трактате Ган Эден (Оцер мидрашим, стр.59), истинную причину запрета есть мясное с молочным мы узнаем только после прихода Машиаха.

Эта заповедь упоминается вТоре в трех местах: (Шмот 23:19; Шмот 34:26; Дварим 14:21). Обычно на русский язык ее переводят как: «Не вари козленка в молоке его матери». Чтобы получить представление об истинном значении запрета, нам не обойтись без Устной Торы. Гемара Хулин (113-116) детально разбирает, почему заповедь упоминается в Торе трижды, а также специфическое употребление именно данных слов. Приведем несколько выводов, к которым приходит Гемара. Во-первых, перевод, приведенный выше, не совсем точный, поскольку слово гди, употребленное в Торе, означает любого детеныша, который питается молоком матери, а не только козленка. Во-вторых, имеется в виду не только молоко «матери», но и молоко животных других кошерных видов. В-третьих, трехкратное повторение заповеди говорит о том, что запрещено не только варить мясное и молочное вместе, но и употреблять эту смесь в пищу, и извлекать выгоду из нее.

Теперь перейдем непосредственно к Вашему вопросу об употреблении в пищу мяса птицы с молоком. На самом деле этот вопрос так же детально разбирается в той же Гемаре. Там приводятся три различных мнения о запрете употребления мяса птицы с молоком:

— некоторые считают, что запрет Торы употреблять мясо с молочными продуктами относится не только к мясу домашних кошерных животных, но и диких кошерных животных, а также к мясу кошерной птицы. Свое мнение они основывают на том, что запрет употребления мясного с молочным в Торе соседствует с запретом употребления нэвела (мяса животного, которое не было зарезано кошерным способом). Поэтому, раз запрет нэвела относится и к мясу кошерных диких животных и птицы, значит, их мясо также запрещено употреблять с молочными продуктами (Тана кама мишны 113а, по мнению Тосафот).

— другие полагают, что запрет употребления мяса птицы с молоком — не запрет Торы, а только постановление мудрецов. По их мнению, в Торе слово гди — «козленок» (см. выше более точный перевод) — употреблено три раза, чтобы запрет Торы не распространялся на мясо тех животных, которые не подобны гди: во-первых, на мясо детенышей диких кошерных животных, во-вторых, птенцов, в-третьих, на мясо детенышей некошерных животных (Раби Акива, Мишна 113а).

— третьи считают, что вообще нет запрета употреблять мясо птицы с молоком. По их мнению, Тора запрещает варить мясо именно в «молоке матери», чтобы исключить те виды, у которых матери не вскармливают детенышей молоком, т.е. птицу (Раби Йоси а-Глили, Мишна 113а).

Подавляющее большинство ришоним (ранних комментаторов) принимают второе мнение, а именно: запрет употребления мяса птицы с молоком — постановление мудрецов (Риф, Рамбам, Рош, Тур и др.). Так говорит и основной свод еврейских законов — Шулхан Арух (Йорэ Дэа 87:3).

Почему же мудрецы сочли необходимым расширить запрет Торы и распространить его на мясо птицы? Во-первых, поскольку, как было сказано выше, кошерные мясо и молоко являются по отдельности продуктами разрешёнными и, составляя важную часть рациона, имеются в любом доме, мудрецы опасались, что, если не принять дополнительных мер, вероятность нарушений будет очень высока. Чтобы оградить людей от случайного нарушения законов Торы, мудрецы приняли ряд постановлений об отделении мясного от молочного. Одним из таких постановлений и является запрет употребления мяса птицы с молоком. Во-вторых: мы можем сказать, что по вкусу и виду мясо птицы отличается от мяса животного; но мудрецы видели, что они похожи и сходство это достаточно велико, ошибка возможна. Поэтому необходимо оградить людей от случайного нарушения законов Торы. Моменты сходства:

— как животное, так и птицу перед употреблением следует зарезать определенным способом (шхита);

— как животное, так и птица разрешены в пищу, только если они здоровы, не имеют дефектов и у них целы все органы;

— как мясо животного, так и мясо птицы перед употреблением должно быть высолено определенным образом.

Как было сказано, мудрецы запретили варить мясо кошерных домашних животных с молоком, употреблять эту смесь в пищу и извлекать из неё выгоду. Что касается мяса птицы, мудрецы запретили только есть его с молоком. Варить мясо птицы в молоке, а затем использовать эту смесь в любых целях, кроме пищи, не запрещено. Однако для того, чтобы можно было сварить мясо птицы с молоком, необходимо, чтобы всем было ясно: варят именно мясо птицы, а не мясо кошерного домашнего животного. Также должно быть ясно, что варят не для еды, а для других целей.

Итак, чтобы понять суть запрета есть мясо птицы с молоком, нам пришлось обратиться к двум основополагающим принципам еврейского закона. Во-первых: существует Устная Тора, которая даёт нам истинное представление о том, что сказано в Торе Письменной. Во-вторых, Тора дала право мудрецам устанавливать особые законы, цель которых — возвести «ограду вокруг Торы», чтобы таким образом предотвратить нарушение ее законов.

С уважением, Яков Шуб

Источник

КАШРУТ

Свод законов о разрешенной и запрещенной пище

  • Смысл заповеди о кашерной пище
  • Основные принципы кашрута
  • Практические рекомендации
  • Кошерное питание в Петербурге
  • Об истории экшера — значка кашрута

Еврейский закон предъявляет ряд требований к продуктам питания и способам приготовления пищи. Свод правил, касающихся питания, называется кашрут, а пища, приготовленная в соответствии с этими правилами, — кашерной. В переводе с иврита слово «кашерный» означает «пригодный».

Смысл заповеди о кашерной пище

Существует множество объяснений смысла заповеди о кашруте. Кратко перечислим наиболее часто встречающиеся и «популярные» из них.

«Всезнающий доктор»

Заповедь соблюдения кашрута — это одна из заповедей, причины и смысл которых нам не раскрыты. Однако следует доверять Всевышнему. Тора была нашим путеводителем в жизни на протяжении тысяч лет. Творец мироздания дал нам закон, в соответствии с которым нам следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для нашего духовного благополучия, пусть мы и не всегда понимаем причины Его указаний. Когда знающий врач, на которого можно положиться, дает указание об излечении, мы ему доверяем. Тем более мы должны доверять Тому, который не только знает как мы устроены, но Сам нас создал.

Высвобождение «искр святости»

Великий еврейский мистик средневековья Раби Ицхак Луриа (Аризаль) выстраивает свое объяснение как комментарий на стих «Не хлебом единым живет человек, но словом, исходящим от Бога» (Дварим 8:3). Он объясняет, что не пища сама по себе дает жизнь, а искра Б-жья — заключенное в пище «слово, исходящее от Б-га». Все сущее имеет в себе нечто от «Б-жьей искры», дающей миру жизнь и бытие. Когда мы едим, то получаем силы. Если человек использовал эти силы на святые дела, искра святости, которая есть в пище, высвобождается и возвращается к святости. Но такое возможно только в том случае, если пища кашерна. Некашерная пища, наоборот, тянет человека вниз, к грубой материальности.

Читайте также:  Православие можно ли есть свинину

Стремление к святости

Тора сама объясняет цель вводимых ею законов кашрута: везде, где речь идет о кашруте, Тора говорит о святости: «И людьми святыми будьте у Меня, и мяса животного, растерзанного в поле, не ешьте…» (Шмот 22: 30).

Познание духовности

Некашерная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека. Она вредна именно для души, а не для тела. Наши мудрецы объясняют, что духовная чувствительность человека, употребляющего некашерные продукты, понижается, его сердце «закрывается» для восприятия духовных идей.

Не быть жестокими

Шхита (забой скота согласно Торе) — это наиболее гуманный метод умерщвления животного. Животное теряет сознание в доли секунды. Тора запрещает также употреблять в пищу кровь — источник жизни. Поэтому существуют специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Запрещая есть кровь, Тора учит нас не быть жестокими.

Основные принципы кашрута

Разрешенные и запрещенные в пищу живые существа

Живые существа, дозволенные Торой в пищу, называются кашерными, или «чистыми», а запрещенные — некашерными, или «нечистыми».

Животные, обитающие на суше

У кашерных животных два признака: они должны иметь раздвоенные копыта и жевать жвачку. Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы. Многие дикие травоядные животные — лоси, олени, газели, горные козлы и т.п. тоже кошерны. Мясо животных, которые не отвечают этим требованиям, называется трефным. Правилами кашрута запрещается употребление в пищу мяса многих животных: не только свинины, но и крольчатины, конины и др. Почему именно свинина считается самым ярким примером негодного в пищу животного? Во-первых, в Торе имеется прямое указание на запрет употребления свинины. Во-вторых, свиней очень много разводят во всем мире, и поэтому отказ от употребления их мяса в пищу выглядит особенно заметным. Но есть и символическое объяснение: когда свинья стоит, она показывает, что у нее раздвоенные копыта. Это один из признаков кошерности. Но у нее нет другого важного признака — она не срыгивает жвачку. Поэтому мудрецы сравнивают свиней с людьми, которые, выставляя напоказ свои положительные качества, прячут серьезные недостатки и вводят в заблуждение окружающих. Для того чтобы мясо кошерного животного было пригодно в пищу, животное должно быть правильно забито, а мясо после забоя правильно обработано.

Рыба и морские обитатели

Кошерные рыбы имеют два признака: у них есть чешуя и плавники. Разрешены только те виды рыб, которые имеют одновременно оба эти признака. Рыбы, не имеющие чешуи (акула, сом, угорь, осетр), а также все остальные обитатели водных глубин, такие как раки, устрицы, моллюски, в пищу запрещены. Подавляющее большинство рыб (кроме хищных) — кашерные. Рыба, в отличие от животных и птиц, не нуждается в дополнительной обработке (ритуальном забое, удалении крови). Икра кашерных рыб также кашерна. Так, кашерной является красная икра. А вот черная (осетровая) икра — некашерна.

Птицы

В Торе не приводятся признаки кошерности, по которым можно было бы отличить разрешенных и запрещенных в пищу птиц. Вместо этого названы двадцать четыре вида некошерных птиц. В основном это хищные или питающиеся падалью птицы: вороны, страусы, пеликаны, аисты, цапли, удоды и т. д. Поскольку мы не можем сегодня точно идентифицировать всех некошерных птиц, перечисленных в Торе, мы едим только домашних птиц, о кошерности которых известно из традиции. К счастью, в их число входит большинство домашних птиц, то есть индюшки, куры, голуби, гуси, утки. Как и в случае с животными, птица должна быть забита особым образом, а ее мясо подвергнуто специальной обработке.

Насекомые и змеи

Все земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, насекомые и т. д. в пищу строжайше запрещены. Воздержитесь!

От чистого — чистое…

Один из важнейших принципов кашрута таков: «то, что происходит от чистого, — чисто, а то, что происходит от нечистого, — нечисто». Отсюда следует, что нельзя пить молоко нечистого животного, есть яйца нечистой птицы, есть икру нечистой рыбы.

Единственное исключение из этого правила — мед. Он кашерен, хотя и является продуктом жизнедеятельности насекомых — пчел.

Правила ритуального забоя (шхиты) и кашерования мяса

Процедура шхиты направлена на то, чтобы причинить наименьшее страдание животному. Для этого необходим очень острый нож без малейших шероховатостей или неровностей на поверхности лезвия. Нож мгновенно перерезает горло животного.

Человек, совершающий ритуальное умерщвление животных, то есть шхиту, называется шойхет. Шойхет должен быть очень богобоязненным человеком и строго соблюдать все заповеди. Причина этого — в том, что евреи, которые едят это мясо, вынуждены полностью полагаться на честность резника: если он ошибся, никто кроме него и Всевышнего не будет знать об этом. Кроме этого, Шойхет должен иметь специальное образование.

После того как животное забито, шойхет проверяет внутренние органы животного: там не должно быть признаков смертельного ранения или заболевания. Если такие признаки есть — животное некашерно.

Затем шойхет удаляет из туши животного запрещенный к употреблению жир и седалищный нерв, который называется гид анаше (запрет на его употребление остался у нас в память о сражении нашего праотца Яакова с ангелом).

Кровь

Тора строжайше запрещает употреблять в пищу кровь животных и птиц. Перед приготовлением мяса скота или птицы из него удаляют кровь с помощью высаливания, вымачивания или обжаривания на открытом огне. Мясо, которое продается в кашерном магазине, как правило, уже прошло процедуру удаления крови. Кровь запрещена даже в самых малых количествах. Поэтому яйцо перед приготовлением необходимо проверить, вылив его в прозрачную стеклянную емкость: если в нем обнаружится пятнышко крови, употреблять в пищу его нельзя.

Мясное и молочное

Знаменитый запрет «Не вари козленка в молоке матери его» Тора повторяет трижды. Еврейские мудрецы выводят отсюда целых три запрета относительно мясного и молочного:

  • Нельзя варить, т.е. готовить вместе мясо и молоко — даже если вы варите не для себя, а для собаки.
  • Нельзя есть вместе мясо и молоко. Более того, между мясной и молочной пищей следует делать перерыв: после мясной трапезы перед молочной — не менее 6 часов, после молочной до мясной — не менее 1 часа.
  • Нельзя никаким образом использовать смесь мяса и молока, например, продавать приготовленное блюдо или кого-то им угощать.

    Мясную и молочную пищу, по законам кашрута, готовят отдельно, зачастую на двух разных плитах. В доме верующего еврея обязательно имеется два набора посуды — для мяса и для молока. И даже хранят мясную и молочную посуду отдельно.

Растительная пища

Любые растительные продукты кашерны. Но, поскольку Тора запрещает в пищу насекомых и червей, необходимо предпринимать меры предосторожности и проверять крупы, муку, бобовые, зелень, а также многие виды овощей, фруктов и ягод, чтобы удалить оттуда насекомых и следы их жизнедеятельности. Для каждого вида продуктов существуют определенные методы проверки: муку просеивают, крупы перебирают, капусту, листья салата и зелень проверяют на свету, цветную капусту и брокколи замачивают в соленой воде и затем промывают, фрукты и ягоды просто осматривают (такие плоды, как вишни, персики, сливы и др. перед проверкой разделяют на половинки и удаляют косточку).

Относительно фруктов и овощей, выращенных евреями в Земле Израиля, в Торе имеется несколько отдельных заповедей. Во времена Храма суть этих заповедей сводилась к:

  • обязанности отделять часть урожая в пользу бедных
  • обязанности отделять часть урожая для служителей Храма
  • запрету использовать плоды первых трех лет урожая деревьев
  • отдыху земли в каждый седьмой год.

Часть из этих требований актуальна и сегодня без изменений (например, запрет на использование плодов первых трех лет), часть теперь невозможно выполнить буквально (например, отделять часть урожая для Храма), и поэтому они выполняются только символически.

Полная система законов, связанных с выполнением этих заповедей в наши дни, совсем не проста, и человеку, не обладающему специальными знаниями, трудно в ней разобраться. Поэтому тем, кто не живет в Израиле, лучше не покупать израильские фрукты.

Напитки

На напитки распостраняются те же правила, что и на пищу вообще. Отдельно следует сказать про вино. Кашерное вино должно быть приготовлено евреем. Это связано с тем, что запрещено употреблять вино, которое может быть использовано в языческих обрядах.

С этим же связан запрет употреблять любой приготовленный неевреем напиток, содержащий виноградные ингредиенты. На другие напитки, как спиртные, так и безалкогольные, этот запрет не распостраняется.

Посуда

Кашерность посуды

Согласно еврейскому закону, посуда, в которой готовится еда, также должна быть кашерной. Кашерной является вся новая посуда. Некашерной посуда может стать, если в ней готовилась или хранилась некашерная пища. Требования кашерности распространяются на все виды посуды: кастрюли, тарелки, чашки, ложки, ножи, сковородки, противни для печей, мясорубки и т. д. Некашерную посуду можно откашеровать, прокипятив ее или прокалив на огне. Но это относится только к металлической и стеклянной посуде: посуда из фарфора, дерева или глине кашерованию не поддается. Правила, касающиеся посуды, сложны и включают в себя массу нюансов. Поэтому для решения конкретных вопросов о кашерности или некашерности посуды, а также о возможности и способах кашерования посуды следует обратиться к раввину.

Окунание посуды

Запрещено пользоваться посудой, купленной у нееврея, даже новой, пока она не будет погружена в микву или в естественный водоем для придания ей статуса еврейского имущества. О законах окунания посуды Вы можете прочитать здесь.

Законы отделения халы

При выпечке хлеба или пирога в том случае, если используется не менее 1.2 кг муки, от теста нужно отделять небольшой кусочек — халу. Если муки меньше чем 1.2 кг, то халу отделять не нужно. Если вес муки — от 1.2 до 1.6 кг, то халу отделяют без благословения. Если муки больше 1.6 кг, то при отделении халы говорят благословение, а кусочек затем сжигают или выбрасывают, завернув в салфетку.

Благословение на отделение халы:

Барух ата адо-най эло-эйну мелех аолам ашер кидешану бемицвотав вецивану леафриш хала.

Практические рекомендации

Как организовать кашерную кухню у себя дома

Организовать кашрут у себя дома — дело нелегкое, но оно того стоит! Первым делом нужно будет откашеровать то из кухонных принадлежностей, что возможно. Остальную посуду придется купить новую. Плиту и кухонные поверхности нужно будет прокалить. Это самые общие рекомендации. Для того, чтобы узнать все детали и подробности, Вам следует проконсультироваться с раввином Большой Хоральной Синагоги. На консультацию можно записаться по тел. +7 (812) 713 8186.

Какие продукты и где покупать

Во многих еврейских общинах мира имеются специальные кашерные магазины. В таких магазинах продаются только кашерные продукты. Например, при Петербургской еврейской общине существует сразу два кашерных магазина: магазин «Кошер» во дворе Большой Хоральной Синагоги на Лермонтовском д. 2 тел. +7 (812) 575 3859 и магазин Центра еврейского образования на ул. Союза Печатников д. 24 тел. +7 (812) 710 8496.

Стоит быть готовыми к тому, что ряд кашерных продуктов стоит несколько дороже обычных. Это связано с необходимостью дополнительной обработки и импорта тех продуктов, которые не могут быть произведены в Вашем городе. Если же Вы пытаетесь купить кашерную пищу в обычном магазине, прислушайтесь к советам в этом разделе.

Начните покупки со свежих овощей и фруктов. С ними меньше всего вопросов, они кашерны. Затем переходите к лоткам со свежей или замороженной рыбой и выбирайте ту, у которой есть чешуя и плавники. Филе не покупайте. Сахар, соль, крупы, мука и белые яйца также являются кашерными.

Кроме овощей, фруктов, рыбы и бакалеи есть еще ряд продуктов, которые можно есть без значка кашрута — экшера, так как известно, что они кашерны. На всех остальных продуктах, должен быть знак кашрута — экшер.

Откуда берется экшер? Для этого существуют специальные организации, занимающиеся вопросами кашрута. Если какая-либо фирма хочет, чтобы соблюдающие кашрут евреи ели ее продукцию, она заключает договор с одной из таких организаций. Согласно этому договору организация осуществляет инспекцию (на иврите hашгаха) соблюдения требований кашрута в течение всего производственного процесса. И если все требования фирмой выполнены, организация ставит свою печать на ее продукции — экшер. Чтобы заранее познакомится с кашерным ассортиментом магазинов, можно изучить список кашерных продуктов, которые производят в России.

Есть несколько организации, которые занимаются сертификацией кошерной продукцией для мировых гигантов пищевой промышенности. Их продукция продается по всему миру, в том числе и в России. Поэтому если вам встретится продукт с таким значком, радуйтесь — это кошерный продукт.

Кошер Россия

Печать департамента кашрута при главном раввинате России по версии ФЕОР

Печать главы раввинского суда объединения раввинов России, главного раввина России по версии ФЕОР Берла Лазара

Печать Департамента кашрута Петербурга

Печать Всемирного департамента кашрута ОК (OK Kosher Certifiaction) — одной из наиболее авторитетных в мире организаций по сертификации кашрута

Знак крупнейшей еврейской ортодоксальной организации США и Канады — «Orthodox Union» («Ортодокс Юнион», ОЮ), объединяющей почти 1100 синагог Северной Америки

Бадац — один из самых известных израильских экшеров.

БаДаЦ — абревиатура — Бейт (дом) Дин (суда) Цедек (праведного).

Бадац эда харедит — Иерушалаим — печать раввинского суда ортодоксальной общины Иерусалима

Где можно поесть вне дома

В крупных городах мира, как правило, имеются кошерные рестораны или кафе. В Петербурге, например, это кошерный ресторан «Лехаим» при Большой Хоральной синагоге. Планируя поход в еврейский ресторан, следует удостовериться, что предлагаемая там еда — не просто блюда еврейской кухни, а что действительно кашерная пища. Многие раввины разрешают пить кофе без добавок или пить пиво в обычном кафе, но придется обойтись без закуски.

Как быть в гостях

Если Вас пригласили в гости или на банкет и там нет кашрута, вам предстоит нелегкое испытание. Лучше всего обходиться одноразовой посудой, в которую наливать напитки из списка и нерезанными овощами и фруктами. Если на торжестве используется специальная посуда, предназначенная только для чая, кофе или, например, пива, такой посудой тоже можно пользоваться.

Консультация по кашруту

+7 (812) 713-8186

Кошерное питание в Петербурге

Магазин «Кошер»

Кашерные продукты, книги, сувениры, ювелирные изделия

Лермонтовский пр. д. 2, тел: +7 (812) 575 3859

Часы работы 9:00 — 21:00

Выходные — суббота и еврейские праздники

Интернет-магазин

Магазин кошерных продуктов при ешиве «Томхей Тмимим»

Кашерные продукты, заказы на банкеты, семинары

Союза Печатников ул. д. 24 В

Тел: +7 (812) 710 8500

Часы работы 12:00 — 19:00

Выходные — суббота и еврейские праздники

Ресторан «Лехаим»

Блюда еврейской и европейской кухни

«Кошер шеф» — доставка полуфабрикатов с рецептами

Лермонтовский пр., д. 2

Тел: +7 (812) 572 5616

Голден-Кафе

Блюда еврейской ашкеназской, израильской и грузинской кухни. Банкеты, свадьбы, торжества

Лабутина ул., д. 2/27

Тел: +7 (812) 714 4591

#Мясанет. Молочное кафе

Союза Печатников 28/29

Тел.: +7 (999) 209-68-57

Полезные ссылки

  • Департамент кашрута при главном раввинате России
  • Cписок кошерных продуктов
  • Список кошерной алкогольной продукции

Источник