Можно ли есть еду мавлид
Употребление в пищу еды, которую раздают в день Маулида — Сайт «Ислам: вопрос и ответ»
Хвала Аллаху.
Во-первых, в Шариате, в Исламе нет того, что называется Праздник Маулида Пророка. Ни сподвижники, ни табиины, ни четыре известных имама, ни иные не практиковали то, что называется маулидом. Этот праздник был выдуман некоторыми нововведенцами и невежественными людьми из батынитов. А после них этому нововведению начали следовать и остальные люди, несмотря на то, что оно до сих пор и во многих местах порицается имамами и учеными.
Для дополнительной и более подробной информации обратитесь к ответам на вопросы № 10070, № 13810 и № 70317.
Во-вторых, все особые деяния и дела, которые совершаются специально в этот день и из-за этого дня, являются запретными, и считаются нововведением. Ведь своими особыми делами люди желают отпраздновать праздник, являющийся нововведением в нашем Шариате. Например, они проводят празднества, готовят угощение и прочее.
Шейх аль-Фаузан сказал: «Аяты и хадисы, повелевающие следовать тому, что велел Аллах и Его Посланник, и запрещающие вносить в религию нововведения, не являются ни для кого тайной. Сказал Всевышний Аллах:
قُلْ إِنْ كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ
«Скажи: Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный[1],
اتَّبِعُواْ مَا أنزل إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلاَ تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِ أَوْلِيَاء قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ
Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание![2],
وَأَنَّ هَذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ وَلاَ تَتَّبِعُواْ السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَن سَبِيلِهِ
Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, — быть может, вы устрашитесь[3]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Воистину, самыми правдивыми словами является Книга Аллаха, лучшим путем является путь Мухаммада, а наихудшие дела — нововведения, он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: Тот, кто ввел в это наше дело (то есть в Шариат) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто, а в предании у Муслима: Дело того, кто совершит нечто, что не является частью нашего дела (Шариата), будет отвергнуто.
Одним из порицаемых нововведений, которые изобрели люди, является празднование Маулида Пророка в месяц раби‘-уль-аууаль. По отношению к этому празднованию людей можно разделить на несколько групп.
Есть те, которые просто собираются и читают историю Маулида, где произносится проповедь и читаются стихи на эту тему.
Есть те, кто готовят еду и сладости и предлагают ее присутствующим.
Есть те, кто проводит это время в мечети, а есть те, кто проводит это время дома.
Есть те, кто не ограничивается только перечисленным, но совершает во время собраний и запрещенные вещи: смешение мужчин и женщин, танцы, песни, деяния, являющиеся многобожием, как обращение к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воззвание к нему с просьбой о помощи в победе над врагами и прочее.
В каком бы виде не праздновался Маулид, и какие бы действия специально не проводились в эти дни, нет сомнений в том, что это является запретным нововведением, которое появилось по прошествии нескольких веков после жизни Пророка и праведных предшественников.
Первым человеком, который стал отмечать эту дату, был правитель аль-Музаффар Абу Са‘ид Кукбури, правитель Ирбиля в конце шестого или в начале седьмого века по Хиджре, как об этом сказали такие историки как Ибн Касир, Ибн Хылликан и другие.
Абу Шама сказал: Первым, кто начал делать это в Мосуле, был шейх ‘Умар ибн Мухаммад аль-Мулля, один из известных праведников. И с него взял пример правитель Ирбиля и остальные.
Ибн Касир в аль-Бидайа (Т. 13. С. 137) , говоря о Абу Са‘иде Кукбури, сказал: «Он делал Маулид в месяц раби‘у-ль-аууаль, и устраивал огромное празднество… <…> Ас-Сыбт сказал: Некоторые присутствующие за столом Музаффара в некоторые из дней Маулида рассказывали, что за этим столом подавалось пять тысяч запеченных (жаренных) голов, десять тысяч куриц, ставили на стол сто тысяч керамических посуд и тридцать тысяч подносов со сладостями. <…> Он устраивал для суфиев слушания (песен) от полудня до утренней молитвы и сам танцевал вместе с ними».
Ибн Хылликан в Уафайату-ль-а‘ян (Т. 3. С. 274) сказал: Когда наступал первый день месяц сафар, они украшают шатры различными видами украшений. В каждом из тех шатров сидел хор, <…>, и группа музыкантов, и они не оставляли ни один шатер без подобных групп»[4].
Таким образом, самое большое, что делают в этот день люди, совершающие нововведения, это готовят много различных видов пищи, раздают ее и приглашают к своему столу других. Если в их делах участвует мусульманин, ест эту еду, сидит за их столами в эти дни, то нет сомнений в том, что этот человек оживляет, поддерживает это нововведение и помогает в его праздновании. Но ведь Всевышний Аллах сказал:
وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве (Коран .Сура Трапеза 5:2).
Поэтому в фетвах говорится о запрете принимать в пищу то, что раздают в этот день или в дни других новоизобретенных праздников. Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали следующий вопрос (см. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 9. С .74):
«Каково мнение Шариата о мясе животных, которое бывает в дни Маулида? И он, да помилует его Аллах, ответил: Если он заколол животное ради того, чье рождение отмечается, то это является большое многобожие. А если животное закололи просто для еды, то он не совершил многобожие. Однако мясо это есть не нужно, и не стоит присутствовать в этих празднествах, чтобы своим отсутствием показать порицание их действиям. Кроме случаев, когда человек присутствует для того, чтобы дать людям, совершающим нововведения, добрый искренний совет, но не участвует в еде и прочем.
Для дополнительной информации обратитесь к фетвам на нашем сайте, в которых говорится на эту тему № 7051 и № 9485.
А Аллаху ведомо лучше.
[1] Коран. Сура Семейство ‘Имрана 3:31.
[2] Коран. Сура Преграды 7:3.
[3] Коран. Сура Скот 6:153.
[4] Аль-Фаузан. Аль-Байан ли-ахтаъи ба‘ди-ль-куттаб. С. 262-270.
Источник
Условия проведения мавлида
Категория: Манхадж
Автор: Админ.
Просмотров: 6131
Мухаммада ибн Ахмад аль-Хвартикуни, да смилуется над ним Аллах, спросили о дозволенности проведения мавлида. После ответа о дозволенности проведения мавлида, он приводит некоторые запретные действия, совершаемые во время проведения мавлида:
«В большинстве собраний мы видим, что еду готовят и мужчины и женщины, при этом оставляя намаз; также мы видим, что там присутствуют запрещённые в религии Мухаммада, мир ему и благословение, изображения. А мы сидим, не обращая на это внимания, и нас не интересует ничего, кроме того, чтобы поесть еду, и мы не повелеваем благое и не отстраняем от запретного. Также мы видим, что еду готовят, находясь без омовения, не говоря уже о смиренности во время приготовления пищи, в то время как человек обязан быть предусторожным в каждом куске еды.
Ты поразмысли над тем, что сказал Имам Шаарани, да смилуется над ним Аллах, в «Минан»: «Большинство из тех, кто готовит пищу и находится на кухне организатора мавлида, если они мало религиозны, то им присуще совершение намаза вне его времени и откладывание его от начала времени, [отвлекаясь] на приготовление еды. Хозяину мавлида следует побудить их к совершению намаза и не забывать о них, чтоб приготовленная ими еда не смешивалась с ослушанием Аллаху свят Он и велик, и чтоб приготовление ими пищи не стало причиной несвоевременного совершения намаза, а оно может быть причиной для оставления совершения коллективного намаза, если есть вероятность того, что еда испортится.
В общем: очень мало мавлидов в наше время чисты от грехов присутствующих там людей. Иногда туда приходят люди, кушают еду хозяина мавлида и уходят, жалуясь на еду или на порядок совершения мавлида, они уходят из этого мавлида накапливая грехи сверх своих грехов. Поэтому, пусть хозяин мавлида посмотрит сперва на то, что принесет ему вред, а не на то, что принесет ему пользу. Может быть так, что он останется [после мавлида] ни с чем, после стольких усилий и усталости». [«Фатава аль-Хвартикуни», 154 стр.]
Также хотели бы привести фетву Ибн Хаджара аль-Хайтами.
Спросили у имама Ибн Хаджара аль-Хайтами аль-Макки (909-974 х/1504-1567 м), да сделает Аллах его знания полезными для нас, о положении мавлидов и зикров, которые совершают многие люди в наше время. Тут возникают следующие вопросы:
«Если по причине мавлидов происходит смешивание и встреча мужчин и женщин, происходит беседа и взаимные подарки, которые противоречат Шариату, то можно ли запрещать людям их проведение, учитывая положение Шариата: «Если неблаговидное преобладает, над общим благом (маслахатом), то маслахат запретен», или же это не вредит?
Он ответил: «И нет сомнения в том, что первая категория (те собрания, в которых происходит смешение мужчин и женщин) запрещена из-за известного, установленного правила: «Устранение дурных поступков предпочтительней совершения благих дел». Кто знает, что будут совершаться плохие поступки в том, что он проводит, он будет ослушавшимся, грешником, даже если предположить, что он совершил при этом хороший поступок. Ведь иногда хороший поступок не перевесит его плохие поступки. Разве вы не видите, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ограничивался в хорошем тем, что удается, и отдалялся от всех видов зла, так как сказал: «Когда я повелеваю что либо, совершайте то, что можете, а когда я запрещаю что- либо, отдаляйтесь от него». Поразмыслив над этим, становится понятным то, что я сказал: дурные поступки, как бы их мало не было, не разрешено их совершать, а из благих дел совершают то, что удается.
А вторая категория (те собрания, в которых нет плохих поступков) является Сунной, на что указывают переданные хадисы на счет особого и общего зикра. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не сядет группа людей для поминания Аллаха, не иначе как ангелы их окружат, покроет их милость Всевышнего, снизойдет на них спокойствие и Аллах расскажет о них своим ангелам». (Передал Муслим)
Также передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал группе людей, которые сидели, поминая Аллаха и восхваляя Его за то, что Всевышний наставил их: «Ко мне пришел Джибриль и рассказал, что Всевышний Аллах гордится вами перед ангелами». (передал Муслим) В этих обоих хадисах имеется явное доказательство на превосходство собрания и сидения для совершения благих дел, и доказательство того, что Всевышний Аллах гордится перед ангелами теми, кто собирается для совершения благих дел, и на то, что ниспосылается на них спокойствие, накрывает их милость и Аллах рассказывает о них ангелам, и восхваляет их. Какое еще превосходство превыше этого?» [Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 320]
Источник
В каком случае Мавлид будет дозволенным, а в каком – запретным?
Мавлид — рождение Пророка (мир ему)
Каждый год, когда наступает месяц рабиуль-авваль, мусульманская община нашей (и не только) страны взрывается спорами – дозволено ли проведение мавлидов, особых мероприятий, которыми многие мусульмане традиционно выражают радость по случаю рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Противники этих мероприятий приводят в доказательство своего мнения тот факт, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) и первые мусульмане мавлиды не проводили, следовательно, это является новшеством в религии (бид’a).
Сторонники мавлидов возражают, что это мероприятие призвано оживить среди мусульман любовь к Пророку (мир ему и благословение), то есть, имеет под собой благую цель, а значит, это полезное действие.
Чтобы разобраться в этом вопросе, следует сначала выяснить – что можно называть новшеством в религии, и бывают ли хорошие, благие новшества?
Что такое нововведение в религии и всегда ли оно запретно?
С точки зрения арабского языка, слово бид’а означает некое вновь возникшее явление, подобного которому не было ранее. В религиозной терминологии бид’а – это какая-то практика, которая появилась после окончания жизни Пророка (мир ему и благословение), и нет конкретного аята или хадиса с ее упоминанием.
Чересчур категоричные мусульмане, указывая на запретность любого новшества в религии, опираются на хадис, где говорится, что «каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в огне» (Муслим).
Однако, существует хадис с другим смыслом, где говорится следующее:
«Кто введет в религию какое-то благое деяние (суннат хасанатан), и примеру его последуют другие люди, тот получит вознаграждение, которого достоин сам, а также вознаграждение всех тех, кто будет следовать этому благому пути. Кто введет в религию дурное деяние (суннат шаррин), которому последуют другие, тот понесет наказание за себя и за всех тех людей, кто последует этому плохому делу» (Муслим, Насаи, Ахмад, Тирмизи).
На основании этого хадиса исламские ученые сделали вывод, что новшества в религии бывают дозволенные (благие) и запретные (дурные). Также некоторые ученые (как шафиитский факих имам Навави или ханафитский ученый Ибн Абидин) считали, что новшества – как и любые действия в шариате – делятся на пять видов: обязательные (фард), желательные (мустахаб), дозволенные (мубах), порицаемые (макрух) и запретные (харам).
Ибн Абидин аль-Ханафи, в частности, сказал: «Нововведение бывает обязательным – как обучении религии с целью опровержения заблудших, и изучение грамматики, чтобы понимать Коран и Сунну. Бывает желательным – как строительство медресе, и к нему же относится каждое благое деяние, которого не было во времена Пророка (мир ему и благословение). Бывает нежелательным – как излишнее украшение мечетей. Бывает дозволенным – как разнообразие еды и питья, или одежды» («Хашия», том 1, стр. 376).
Другой ханафитский ученый, Бадруддин Айни писал в своем толковании на Сахих Бухари: «Бид’а – это совершение действий, которых не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Далее оно делится на два вида: если содержит благое в шариате, то его называют одобренным нововведением, если же содержит плохое, называют порицаемым нововведением».
Так что хадис, где говорится о том, что все новшества будут в огне, исходя из вышесказанного, ученые объясняют так: он подразумевает именно такие — дурные новшества, которые противоречат общепринятой религиозной практике и священным текстам.
К примеру, если кто-то добавит шестую обязательную молитву к пяти намазам, либо добавит лишний ракаат к какой-то молитве – обеденной или вечерней; будет считать пост в какой-то день, помимо месяца Рамадан, обязательным; назовет чтение некоего зикра – поминания Аллаха — после совершения молитвы сунной или обязательным действием, все это будет являться дурным новшеством.
Как мы знаем из исламской истории, многие вещи из религиозной практики, к которым мы привыкли, появились не при жизни Пророка (мир ему и благословение), а позже, к примеру, при первых халифах.
Самый известный пример – это собирание текста Корана в единую книгу, которое было сделано при халифе Абу Бакре (да будет доволен им Аллах). После одного из сражений, когда погибло множество сподвижников-хафизов (знающих Коран наизусть), Умар (да будет доволен им Аллах) предложил Абу Бакру собрать знатоков Корана и записать все аяты Корана в одну книгу. Абу Бакр вначале сомневался это делать, поскольку от Пророка (мир ему и благословение) не было передано подобного завещания. Но потом согласился с тем, что в этом будет много пользы.
Известно, что сам Пророк (мир ему и благословение) очень редко совершал намаз таравих (желательный намаз, совершаемый в месяце Рамадан) с джамаатом, обычно он совершал его дома, один, чтобы люди не восприняли его как обязательный.
Однако, халиф Умар, отметив, что люди стали небрежны к совершению этого намаза, ввел коллективное его совершение каждую ночь в месяце Рамадан. При этом сам халиф так отозвался о введенном им обычае: «Какое прекрасное новшество (бид’а)!»
Такие вещи как собирание хадисов в сборники, систематизация и специализация религиозных наук (что подразумевает отдельные науки по разным отраслям знания — по сире, фикху, вероучению, хадису, тафсиру и прочее), устройство религиозных школ – это также примеры благих новшеств.
Мавлид – проведение которого началось спустя несколько сот лет после смерти Пророка (мир ему и благословение) – большинство исламских ученых также относят к хорошим, благим новшествам (бид’а хасана), поскольку он помогает возродить любовь к Пророку (мир ему и благословение) в мусульманской общине, способствует увеличению среди людей знаний об исламе и жизни Пророка.
Почему сподвижники не проводили мавлид?
Противники мавлида выдвигают самый, с их точки зрения, сильный аргумент против мавлида. Почему его не устраивали во времена Пророка (мир ему и благословение) или первых поколений мусульман (которых называют саляфами – праведными предками)? Ведь если это очень благочестивое деяние, неужели эти люди не должны были больше всех усердствовать в его совершении.
Однако, такие люди не принимают во внимание сам факт – что такое мавлид и с какой целью он проводится. Традиционно мавлид представляет собой мероприятие, где читаются аяты Корана с упоминанием достоинств Пророка (мир ему и благословение), рассказываются истории о его жизни – особенно о чудесах, сопровождавших его рождение, поются нашиды в его честь и во множестве произносятся салаваты – благословения в его адрес. Также в некоторых случаях гостям предлагается угощение или небольшие подарки.
Из этого мы видим, что сподвижникам не было нужды в проведении подобного мероприятия – даже спустя много лет после смерти Пророка (мир ему и благословение) они свято хранили каждую подробность его жизни, сам его образ постоянно стоял у них перед глазами. Мусульманам первых трех праведных поколений также не было надобности в мавлидах – они прекрасно знали Сунну Посланника (мир ему и благословение), знали историю его жизни.
Но еще через несколько сот лет люди стали охладевать к религии, любовь к Пророку (мир ему и благословение) стала уходить из сердец людей, он стал для них просто исторической личностью, который жил когда-то давно, и о котором они мало что помнили.
Поэтому спустя примерно пятьсот-шестьсот лет после хиджры ученые и правители своего времени решили, что в месяц прихода в мир Посланника Мухаммада (мир ему и благословение) будет полезно напомнить людям о его жизни и его достоинствах.
Известно, что впервые мавлид начали праздновать в 12 веке (6-м веке хиджры) по указанию Музаффауддина ибн Зейнуддина, правителя сирийской местности Ирбиль. Для проведения первого мавлида он собрал известных учёных, хорошо знающих хадисы.
Ученые того времени – такие как имам Ибн Хаджар Аскаляни или имам Суюти – одобрили проведение мавлидов, посчитав их бид’а хасана — хорошим, благим новшеством. Более поздние ученые – такие как известный индийский ученый Абдуль-Хай Лякнави (рахимахуллах), живший в 19 веке (13-м веке хиджры) также вынесли фетву о его дозволенности.
В каком случае мавлид будет дозволенным, а в каком – запретным?
Итак, как мы сказали, мавлид (в основе своей) состоит из дозволенных и даже весьма желательных действий: чтения Корана, произнесения салаватов и зикра, рассказов о жизни Пророка (мир ему и благословение) и чтения стихов с его восхвалением; иногда еще включает в себя угощение гостей – если, к примеру, человек устраивает его у себя дома.
Но в некоторых случаях мавлид также может стать греховным и соответственно, запретным. В частности, если на мавлиде будут совершаться какие-то порицаемые и греховные действия – гостей на нем, допустим, будут угощать спиртным, такой мавлид не принесет его учредителям ничего, кроме греха. То же самое относится к ситуации, когда на мавлиде представители противоположного пола будут слишком близко смешиваться и общаться.
Также мавлид превратится в действительно дурное новшество, если кто-то будет ограничивать его проведение одним днем – к примеру, 12-м числом месяца рабиуль-авваль или только одним месяцем (и запрещать проводить его в другое время).
Если какой-то человек заявит, что мавлид – это обязательное для всех мусульман мероприятие (либо является сунной) и будет на основании этого порицать и называть грешниками всех тех, кто по каким-то причинам не хочет на нем присутствовать, в таком случае это тоже будет запретное нововведение.
В остальных случаях – когда мусульмане проводят мавлид в соответствии с шариатом, не привнося туда каких-то запретных практик и не совершая греха на этом мероприятии, имея намерение выразить любовь и преданность нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), его семье и сподвижникам, желая способствовать распространению религиозных знаний, тогда, по милости Аллаха, все устроители и участники этого действия заслужат вознаграждение от Всевышнего.
И да поможет нам всем Аллах.
Анна (Муслима) Кобулова
Автор: Анна Кобулова
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник