Можно ли девушке быть дальнобойщиком
Содержание статьи
Плюсы и минусы работы женщины-дальнобойщика
Сегодня практически нет различия между мужскими и женскими профессиями: представительницы прекрасной половины человечества водят автобусы и управляют локомотивами или самолетами, служат по контракту в армии, но девушки — водители фур ущемляют некоторым автолюбителям их мужское эго.
На трассах США, Японии и Европы женщины за рулем многотонных автопоездов давно не редкость, да и в странах СНГ и России некоторые из их числа стали весьма знаменитыми.
Почему женщины идут в дальнобой
Статус домохозяйки давно уже остался в глубоком прошлом, поэтому термин «женский дальнобой» уверенно входит в повседневную жизнь.
В автошколах девушки познают нюансы будущей профессии наравне с юношами, а некоторые из них на практических занятиях водят многотонную фуру лучше и увереннее.
По словам одного инструктора, он даже стал записывать на видео, как хрупкая девушка ставит тягач с полуприцепом под разгрузку, чтобы потом использовать сюжет для обучения будущих водителей.
На дорогах РФ женщина-дальнобойщик теперь не редкость, о них ведут рассказы из разряда народного эпоса во время посиделок у костра. Нередко можно услышать заявления водителей, что место женщины — на кухне, а такие же приверженцы старых устоев из числа руководителей отказывают им в приеме на работу под любым предлогом.
В середине прошлого века никто и подумать не мог, что женщины будут управлять многотонной грузовой техникой, а сегодня это становится нормой. По словам самих водителей — они нисколько не жалеют о сделанном выборе и считают, что имеют право работать там, где хочется, а за детьми во время отлучки может поухаживать и муж.
Те девушки, которые выбрали такую суровую профессию, любят мощную технику, их не страшат трудности дальних переездов, потому что они давно мечтали водить грузовую машину. Устраивают свой быт каждая по-своему, но в салоне обязательно присутствует небольшой букет.
Специфика работы
Работа дальнобойщика связана с суровыми условиями труда и неустроенностью быта — это касается питания, отправления естественных надобностей и личной гигиены, потому что существует строгий график движения, который нужно неукоснительно выполнять. Например, если произошел затор на трассе из-за ДТП, то потом придется сокращать остановку около кафе, чтобы не выбиться из графика движения.
Положительные моменты
Вначале поговорим о плюсах профессии водителя-дальнобойщика для девушек.
Слабый пол давно уже доказал, что любая профессия ему по плечу, нет разницы — политика это или строительство, разработка инженерных проектов, а также руководящие должности — от начальника отдела до директора коммерческой компании. Поэтому водитель-женщина многотонного транспортного средства не может быть исключением.
Некоторые скептики утверждают, что женщина, постоянно разъезжающая по неделям в рейсах, не может иметь нормальных семейных отношений, но жизнь доказывает обратное, ведь проводницы нечасто балуют домашних своим присутствием, но браки от этого не распадаются. Отец не хуже справляется с домашними обязанностями.
Женщина в силу своей природной конституции не сможет заменить тяжелое колесо на фуре, но на дорогах действует система взаимовыручки между дальнобойщиками — помочь товарищу в беде не считается обузой.
В плане личной гигиены — проблем не так уж и много, ведь женственность передается на генетическом уровне и спорить тут не о чем. Неряхи встречаются везде, независимо от пола, у некоторых женщин дома меньше порядка, чем в салоне у девушки-водителя.
Наши женщины, работая водителями многотонных фур, доказали, что являются профессионалами и мало в чем уступают мужчинам…
Отрицательные стороны
Негатив присутствует в любой профессии, но водитель-дальнобойщик сталкивается с этим чаще:
- водители старой закалки считают, что женщинам не место за рулем фуры, она должна воспитывать детей и готовить еду, поэтому и относятся к нововведению отрицательно;
- профессия дальнобойщика относится к трудной работе, где требуется хорошая физическая подготовка;
- специфика деятельности водителя большегрузной техники подразумевает профессиональные заболевания, которые могут подорвать женское здоровье, а ведь девушкам еще детей рожать надо;
- невзгоды переездов налагают отпечаток на внешность, долгие часы приходится проводить в неподвижности, поэтому женщины могут располнеть и потерять былую привлекательность;
- хороший дальнобойщик должен знать технику и уметь устранить любые неполадки, а откручивать на морозе прикипевшие гайки на двигателе женщинам не под силу.
Конечно, негатива в профессии много, но в то же время, а где его нет? Женщина-хирург, например, может простоять около оперируемого пациента от 5 до 12 часов. Женщины за рулем фур — явление новое и непривычное, но пройдет немного времени, и даже старые скептики станут относиться к этому движению иначе.
Отличие от водителя-мужчины
Так чем же девушки или женщины дальнобойщики отличаются от сильного пола?
Ориентация в пространстве
Сильный пол в расчетах использует километры и стороны света, т. к. часть мозга, контролирующая скорость и восприятие трехмерного пространства, развита лучше, а женщины ориентируются по ландшафту и направлению. Происходит это из древности, когда мужчины добывали пропитание, а слабый пол хранил очаг и готовил пищу.
Здоровье
Мужчины в целом стареют медленнее, а хронические заболевания, такие как артрит и артериальное давление с увеличением возраста наблюдается чаще у женщин. Но болевой порог у дам намного выше, чем у нас, поэтому в случае травматизма при аварии выжить у них больше шансов.
Однако силы не позволяют девушкам делать самостоятельно некоторую работу. Например, менять тент на фуру, что без проблем для мужчин.
Зрение
Мужчины лучше видят в темноте, читают мелкий шрифт, а женщины отлично различают цветовую гамму — только 0,5 % страдают дефицитом распознавания против 8 % у сильного пола.
Поведение за рулем
Статистика ДТП на дорогах РФ утверждает, что по вине женщин меньше аварий, потому что они аккуратнее водят машины, реже нарушают ПДД, не рискуют с опасным обгоном, начинают движение на светофоре не раньше других. Женщина за рулем ведет себя сдержаннее, чем мужчины, им не присуще стремление к лидерству, потому и на трассах они реже становятся виновниками аварий.
Однако девушкам сложнее управлять крупногабаритом. Например, им не позволяют везти самый длинный автопоезд.
Женщины могут паниковать, окажись фура на льду.
Нормативные требования
На основании документов, датированных концом прошлого и началом XXI века, женщинам запрещалось управление автобусом с пассажирами больше 14 человек и грузовым транспортом более 2,5 тонн.
К сведению! В новой документации Правил проведения медицинского осмотра сделали пересмотр требований к женскому контингенту водителей — нет обязательного обследования у гинеколога.
Официально брать женщин на работу водителями большегрузных авто нельзя из-за ограничений на тяжелые условия труда, прописанные в Постановлении Правительства РФ за № 162.
Но нет запрета на управление личным грузовым транспортом или автобусом, поэтому женщины имеют право:
- управлять большегрузным транспортом по доверенности;
- приобретать их для использования в коммерческой деятельности.
Есть и хорошие новости: с января 2021-го официально будет разрешено женщинам работать водителями-дальнобойщиками и слесарями-ремонтниками, а также управлять электровозами.
Заработная плата
Заработная плата водителей дальних рейсов напрямую зависит от таких факторов:
- Опыт работы, потому что водитель с большим стажем знает нюансы профессии, строго придерживается графика движения.
- Важность груза, потому что новичку работодатель поручит перевезти трубы, но не дорогостоящий товар.
- Время, проведенное в рейсе, — дальние поездки приносят больше дохода.
- Имея грузовик, водитель существенно повышает уровень заработка.
Молодые шоферы зарабатывают 40-60 тыс., опытные водители 100-150 тыс., а собственники ТС — 250 тысяч рублей. Конечно же, имеет значение и регион приписки. Разницы между оплатой женщин и мужчин нет.
Режим и график работы
По продолжительности вождения большегрузных авто есть только общие ограничения, которые касаются всех дальнобойщиков. Впрочем, никто из дальнобойщиц не сетует на судьбу, потому что сами являлись инициаторами и знали, на какие трудности добровольно согласились.
Основная задача водителя — вовремя доставить груз по назначению, а как он будет это делать, зависит лично от дальнобойщика, в первую очередь имеют значение возможности автомобиля.
Сравнение с другими странами
По статистике, в США не хватает 50 тысяч дальнобойщиков, в течение ближайших 10 лет этот дефицит сможет возрасти более чем в 3 раза, поэтому для привлечения девушек компания установила на траках, которыми управляют дамы, броскую надпись — She drives CFI.
Легендой среди женщин-дальнобойщиц США является Стефани Клэнг, которая в конце 80-х годов прошлого века впервые села за руль тягача и за 31 год преодолела более 5 миллионов километров без аварий. На фурах компании в честь знаменитой дамы выполнены портреты, как дань уважения ее профессиональным качествам.
Исследования Национального института транспорта показали, что на конец 2017 года женщины составляли всего 7,9% от общего числа профессиональных дальнобой-щиков в стране. По данным организации Women In Trucking, 45 % автопарков готовы взять на работу представительниц слабого пола.
Что касается специальной техники для водителей-женщин, то компания Werner Enterprises из города Омахи, штат Небраска, оснащает тягачи автоматическим седельным устройством, позволяющим отсоединять полуприцеп, не покидая кабины. Компания Hadley, штат Мичиган, заменила стандартные модули для тягачей на электрические аналоги, чтобы облегчить работу женщин-дальнобойщиц.
Выводы
Прежде чем идти девушке в такую трудную профессию, нужно смириться с тем, что дома будешь довольно редко, а это является основным препятствием для многих будущих мам. Когда не получается, то не стоит огорчаться и опускать руки, надо обратиться за помощью к опытным водителям. Романтика присутствует, но и на страшные последствия аварий приходится смотреть не на экране ТВ.
Источник
Особенности профессии женщин – дальнобойщиц
Какие есть плюсы и минусы в этой профессии для женщин
Сейчас эта тема очень актуальна, представительницы прекрасного пола давно освоили почти все изначально считавшиеся мужскими профессии и специальность водителя дальнего следования не стала исключением. Работа интересная, сложная, временами опасная, но не лишенная своей особенной дорожной романтики. Сейчас смелые и сильные девушки выбирают профессию дальнобойщика и становятся водителями разнообразного крупногабаритного транспорта.
Раньше многие говорили, что только слышали о женщинах-дальнобойщицах, но сейчас их спокойно можно встретить в реальной жизни, как в Америке и в Европе, так и в России. Тем более, в интернете сейчас много живых журналов, видео, дневников об этой профессии, в том числе и ее женской стороне.
Всем уже давно известно, что водят машины и мужчины, и женщины примерно одинаково. Много хороших водителей как среди одних, так и среди других. Женщины уже давно доказали, что не хуже мужчин управляются с огромными грузовиками и фурами. Но, согласно стереотипам некоторых людей до сих пор это шокирует, по нескольким причинам:
1). женщине сложно совместить дом, семью и работу водителя, так как она не сможет уделять достаточно времени и одной сфере жизни и другой. Но, мужчин же это никогда не останавливало отказываться от работы.
2). работа очень сложная и опасная, сильно подрывает здоровье. Есть целый спектр профессиональных заболеваний водителей дальнего следования. Раз многие мужчины не выдерживают нагрузки, то и женщинам будет очень сложно. Но и тут, стереотип разбивается о жизнь, так как некоторые женщины и физически, и морально крепче представителей сильного пола. А касательно вопроса про рожать детей, некоторые умеют все совмещать, благо работа супруга без разъездов, а некоторые не планируют рождение ребенка.
3). другие противники женщин в профессии дальнобойщик говорят о том, что она отнимает женственность. Это в целом очень размытый фактор, смотря что считать этой самой женственностью, и есть дамы, которые прекрасно выглядят и за рулем. Кроме того, женщина в целом не обязана быть красивой.
4). и финальный пункт, как девушка сможет организовать починку машины на дороге и справиться в сложных ситуациях со своим транспортом. Тут ситуация выходит следующая, человек не отправится в путь, вне зависимости от пола, если он не владеет достаточной информацией для качественного выполнения своей работы, в том числе и в ситуации технических проблем.
А теперь поговорим о положительных моментах того, что женщины теперь активно работают в этой профессии.
1). Женщины в целом более аккуратны, чем мужчины, спокойнее ездят и реже, согласно статистике, соглашаются на авантюрные мероприятия. Значит и путешествие до места назначения пройдет спокойнее.
2). Дамы уже давно показали, что не уступают мужчинам во всех сферах деятельности — в политике, науке, строительстве и прочее, так что эта профессия не стала исключением.
3). Когда вопрос касается семьи, тут все очень неоднозначно, ведь, у всех все по-разному. У кого-то женщина зарабатывает в командировках, у кого-то дома занимается семьей, где-то муж занимается домом, тут все зависит от отношений в семье и распределения ролей, сейчас не существует никакой правильной модели семьи, каждая хороша, была бы там любовь и понимание, и у женщин-дальнобойщиц тоже есть все шансы на счастливую семью.
4). Если говорить о том, что трудно поднять что-то, заменить детали, в силу веса или не достаточности усилий одного человека, это вообще не проблема, дальнобойщики — это коллеги и спокойно помогают друг другу в сложных ситуациях, и женщины тут не исключение.
5). Внешний вид — это вообще выбор каждого человека отдельно, если женщина хочет выглядеть хорошо, ее ничего не остановит и любые условия этому не преграда.
6). Человек, который является настоящим профессионалом своего дела, вызывает уважение, его пол не имеет никакого значения. Быть классным специалистом — вот самый основной фактор, и тогда все коллеги начинают уважать друг друга.
И финальный факт. Раньше женщин не было во многих профессиях, которые традиционно считались мужскими, а теперь это обычная ситуация и профессиональная пригодность уже не вызывает вопросов, так что не так много времени осталось до того, как и в профессии водитель женщин будет тоже много.
Источник
«Водить грузовик было моей мечтой» – истории женщин, которые водят тяжелую технику и мнение работодателей
Женщинам c января нынешнего года стал официально доступен ряд традиционно мужских профессий — в том числе водителя магистрального автопоезда. Решатся ли они разбавить коллектив дальнобойщиков и ждет ли таких работниц рынок?
Ирина Зверева
В профессию прекрасный пол пустили благодаря вступлению в силу новых правил по ограничению женского труда. Речь об обновленном «Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Документ был утвержден в 2000 году, хотя фактически это список еще советского периода. До наступления нынешнего года он включал более 400 запрещенных профессий. Однако в документе есть оговорка, что работодатель вправе нанять женщину, если созданы безопасные условия труда, объясняли ранее в Минтруда. То есть разбавление мужского коллектива водителей было возможным, однако сопряжено с рядом бюрократических трудностей. И не все наниматели шли на их преодоление.
В 2016 году Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН рекомендовал России отменить перечень, рассмотрев жалобу девушки, которую не взяли на должность рулевого-моториста на судно. Связано это или нет, но в прошлом году список пересмотрели — число запрещенных профессий сократилось в четыре раза. Среди разрешенных теперь — машинист электропоезда, а также боцман или матрос на судне.
Что касается авто-отрасли, то снят запрет на работу водителем большегрузных автомобилей и сельскохозяйственной спецтехники (свыше 2,5 тонн). Впрочем, женщинам по-прежнему нельзя быть машинистами строительной техники (бульдозер, экскаватор, автогрейдер).
ЧТО ХОЧЕТ ЖЕНЩИНА
Привлечет ли дам дальняя дорога, ведь они будут вынуждены находиться в пути от нескольких дней до нескольких месяцев?
«Спрос со стороны женщин на данную профессию достаточно мал, — сообщил директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. — Профессия все же более популярна среди мужчин. Ведь условия труда водителей, например, предполагают, что он может в дороге заменить колесо большегруза».
Пока соискательниц на место в рядах дальнобойщиков на рынке не так много, подтверждает директор по персоналу ООО «Байкал-Сервис ТК» Татьяна Козлова.
«Не думаю, что наших дам может отпугнуть ответственность за машину и груз. Скорее, не каждая сможет позволить себе уходить в дальние рейсы, это вариант не для каждого водителя», — считает эксперт.
У слабого пола в работе на большегрузных автомобилях, конечно, особые приоритеты. «Помимо удобства и безопасности им важен график работы — предполагает ли он длительное отсутствие дома, поскольку большинство все-таки стремятся проводить больше времени с семьей», — рассказала представитель «Байкал-Сервис ТК».
Между тем, международный опыт свидетельствует в пользу женского труда на длительных рейсах. «В США и Австралии, к примеру, четверть водителей-дальнобойщиков — женщины, — привел пример коллега Татьяны Козловой, директор по административно-хозяйственной деятельности той же компании Александр Разин. — В России их доля пока невелика, где-то 2-3 % от общего числа дальнобойщиков, но, тем не менее, они есть».
Что касается сложностей в дальней дороге для дам, то, по словам эксперта, они преувеличены. «Современные машины не требуют от водителя наличия определенной физической силы и выносливости, — напомнил он. — Они достаточно комфортны, оснащены разнообразными системами помощи водителю, да и дорожный сервис развит на порядок лучше, чем это было у нас в 1990‑е годы».
НЕ ВСЕМ ПОДОЙДЕТ
А вот руководитель направления подготовки водителей ООО «Скания-Русь» Алексей Олин сложности для женского пола признает. Он напомнил, что наряду с управлением автомобилем водителю приходится решать немало задач, требующих физической силы или связанных с определенными рисками. «Например, работы по подготовке фуры к загрузке и разгрузке, когда тент нужно расчехлить, груз увязать, стянуть, зачехлить, — отметил эксперт. — Или высотные работы, ведь высота автомобиля достигает 4 метров, и порой нужно находиться на самом верху».
К тому же, констатировал Олин, пока еще не все перевозчики соблюдают режим труда и отдыха, в результате водителям приходится работать по 12-14 часов без перерыва, порой по две-три недели без выходных.
Еще одна сложность, по его словам, связана с отсутствием санитарно-бытовой инфраструктуры во многих местах для погрузки и разгрузки техники, на таможенных пунктах.
«Определенный спрос на профессию водителя со стороны женщин существует — наверняка многие из нас видели их в такси, — напомнил заместитель генерального директора международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО» по транспорту Михаил Пальков. — А в некоторых транспортных компаниях женщины-водители работают и на большегрузных автомобилях».
Михаил Пальков считает, что выбор в пользу профессии водителя большегруза все же сделают только «подготовленные и предельно организованные женщины». Ведь такой трудовой путь сложен «с точки зрения требуемых психоэмоцио-нальных и физических кондиций», констатировал эксперт. «Также для женщин большое значение будут иметь обычные бытовые условия при длительных командировках, которые точно отличаются от привычных домашних», — добавил Пальков.
Директор междугороднего автотранспортного предприятия Intercity Александр Касьянов ожидает, что дальнобойщиц в России заметно прибавится. «Женщины испокон веков хотели быть наравне с мужчинами, — напомнил он. — Если на какую-то профессию есть запрет для противоположного пола, то они все будут к ней тянуться».
Эксперт привел в пример пилотов воздушных судов. «В летных училищах для девушек сняли ограничения для поступления, и на данный момент на пилотов учится достаточно много девушек, — констатировал Касьянов. — А как мы знаем, самолет гораздо дороже автомобиля, и это не отпугивает девушек от профессии. В летных отрядах авиакомпаний постоянно пополняются ряды пилотов-женщин, поэтому ожидаем это и в автотранспортной сфере. У нас своя романтика».
ПОЛ НЕ ВАЖЕН
Но нужны ли работодателям такие сотрудники и готовы ли они платить им столько же, как и сотрудникам-мужчинам? Может ли риск ухода в декрет, просто предубеждение против женщин за рулем и другие факторы стать препятствием для того, чтобы их брать на работу?
«Работодателям нужны компетентные сотрудники, и совершенно не важно, представителями какого гендера они являются», — заявил о позиции компании «ТРАСКО» Михаил Пальков. — Если сотрудник отвечает всем предъявляемым к нему требованиям в части опыта, компетенций и профессионализма — мы с удовольствием предложим ему работу».
Что касается стерео-типов, которые есть в любой деятельности, то зачастую многие из них на поверку оказываются далекими от истины, считает Пальков. «Главное — это понимание, что профессия водителя непростая и сопряжена с повышенным вниманием и требованиями к уровню подготовки», — предупредил он.
А если коснуться вопроса оплаты труда, то и тут, по его словам, вопрос гендера не является хоть сколько-нибудь важным, берется в расчет только профессионализм.
«Профессиональные требования и успех никак не связаны с полом, — уверена руководитель отдела корпоративной культуры СДЭК Наталия Сальникова. — Если постепенно женщины будут «входить» в ранее недоступную отрасль (как это происходит активно в авиации), то и «наземная» логистика подтянется. Мы же, со своей стороны, никак не препятствуем и не оцениваем сотрудника по гендерным маркерам».
Тем более, подчеркнула эксперт, в компании исключают разную зарплату на одинаковой должности для мужчин и женщин, ведь сотрудников СДЭК оценивает по эффективности и вовлеченности. «Так что, если женщины сами захотят и будут успешно работать водителями — рынок труда постепенно подстроится, и мы — не исключение», — резюмировала Сальникова.
В «Байкал-Сервисе ТК» тоже заверили, что готовы принимать на водительскую работу и дам, если спрос с их стороны будет. «Каких-либо предубеждений против женщины за рулем у работодателей нет, — отметила Татьяна Козлова. — Сотрудникам, выполняющим один и тот же функционал, мы платим одинаковую зарплату, и женщины-водители не исключение».
Александру Касьянову тоже не принципиально, какого пола будет дальнобойщик. «Работодателям нужны верные люди, — уверен он. — И не важно, мужчина ты или женщина. Если свою работу человек выполняет хорошо, то почему мы должны вводить какие-либо ограничения? А если человеку не нравится, где он работает, то и держать его никто не будет. Я согласен платить больше верному работнику — не имеет значения, мужчина это или женщина, все зависит от того, насколько он хорошо выполняет свои обязанности».
В «Деловых Линиях» уже работают шесть женщин-водителей большегрузов, и, как рассказал Александр Лашкевич, отзывы их руководителей положительные — машины ухоженные, документооборот ведется аккуратно. «А при приеме на работу мы оцениваем только опыт и профессиональные качества будущего сотрудника», — подчеркнул он, добавив, что гендерных отличий в размере оплаты труда в компании нет.
Алексей Олин («Скания-Русь») отметил, что работодателям, делая выбор в пользу сотрудниц, следует учитывать ряд сложностей. Речь о таких обстоятельствах, как необходимость порой решать задачи, связанные с физической нагрузкой, и других факторах, которые уже были названы выше. Учитывать все это надо, «чтобы сохранить здоровье персонала и обеспечить приемлемые условия труда», добавил он.
ВЫБОР В ПОЛЬЗУ БЕЗОПАСНОСТИ
Среди плюсов сотрудников-женщин представители работодателей назвали дисциплинированность, организованность. И не только в дороге. Например, как сообщил Алексей Олин, женщины более внимательны в процессе обучения, охотно прислушиваются к рекомендациям и готовы применять новое. Между тем, это, по его словам, не всегда можно сказать о водителях-мужчинах, особенно со стажем. «Немаловажно и то, что женщины, в отличие от мужчин, в основном, становятся водителями грузовиков осознанно, не случайно, а значит, им интересно все, что связано с техникой, — считает эксперт. — И управляют автомобилями они не хуже мужчин, порой даже лучше, ведь современный грузовик во многом напоминает компьютер, он максимально приспособлен для комфортного управления: если разобраться в правилах эксплуатации, правильно их применять и своевременно проводить техобслуживание для предотвращения поломок».
Михаил Пальков даже считает, что массовый приход женщин в водительское дело, возможно, будет иметь последствия в сфере безопасности на дорогах. Он заметил, что те из женщин, кто решает всерьез связать свою жизнь с логистикой и дорогой, «являются очень аккуратными и внимательными участниками дорожного движения». «Поэтому вопросы безопасности движения совершенно точно могут быть подняты на небывалую доселе высоту, учитывая эти качества женщин-водителей, — считает он. — Во многом, возможно, это даже послужит стимулом поднять существующие ныне стандарты на рынке!».
ВЛИЯНИЕ НА АВТОРЫНОК
Поможет ли приход женщин на рынок труда дальнобойщиков справиться с дефицитом профессиональных водителей? Согласно официальным данным, в России он составляет 25 %. Представитель «ТРАСКО» считает, что только женщинами-водителями этот дефицит не устранить. «Здесь должна быть более глубокая проработка вопроса на более высоком уровне, — отметил Пальков. — Сами компании прикладывают немалые усилия в этом направлении, но основные инициативы по популяризации профессии водителей-экспедиторов среди молодежи должны исходить все же от государственных органов, поскольку это будущий вклад в экономику».
«На наш взгляд, дефицит профессиональных водителей гораздо больше в категории Е — до 30-32 %. Профессия »стареет», — поделился мнением Александр Лашкевич (»Деловые Линии»). — Сейчас 47 лет — это средний возраст водителей-дальнобойщиков, а молодежь в профессию не идет. Но устранить разрыв между спросом и предложением за счет водителей-женщин вряд ли удастся».
Эксперт привел пример: за весь 2020 год на одном из крупных сайтов поиска работы было размещено всего 63 резюме.
Алексей Олин подтверждает, что решение проблемы нехватки водительских кадров должно иметь куда более масштабный размах, чем привлечение в профессию дам. Ведь причин дефицита несколько. Во-первых, недостаточный уровень квалификации водителей, большинство из которых получили права 10-15 или даже 20-30 лет назад и больше не обучались, хотя техника постоянно модернизируется. Во-вторых, низкий уровень оплаты труда водителей. В-третьих, нежелание многих транспортных компаний заниматься кадровой политикой, развивать систему мотивации персонала.
Ольга Козэль,
водитель автобуса ГУП «Мосгортранс»
По образованию я филолог. Но если честно, то на самом деле с детства была мечта стать водителем. Еще в школьных сочинениях я писала, что хочу водить электропоезд, электричку, а в студенческие годы всем уши прожужжала, что, как только окончу институт, стану водителем трамвая. Затем я окончила Литературный институт, защитила кандидатскую диссертацию. Замужество, появление детей несколько затормозили мой путь к управлению большим пассажирским транспортом. Пришлось работать редактором, писать в литературные журналы и даже руководить пресс-службой одной крупной компании. Еще был период, когда преподавала в школе. Однако к 40 годам я поняла, что если сейчас не исполню свою детскую мечту, то потом о ней придется забыть — водитель автобуса должен иметь отменное здоровье.
Первым автобусом, на котором я выехала в рейс, был ЛиАЗ-5292. Сейчас я вожу городской НефАЗ-5299, это машина нового поколения. Можно сказать, я знакома с конструкторскими школами и «Группы ГАЗ», и КАМАЗ. Слышала много рассказов коллег о том, что водители доводили до ума свои машины сами. Ранее это была действительно не очень женская работа, а сейчас я даже не имею права самостоятельно заменить перегоревшую лампочку, слежу лишь за уровнем жидкости в бачке стекло-омывателя. И потом, в моем автобусе коробка-автомат — езжу в удовольствие.
В нашем филиале 20 водителей-женщин. Если встречаемся на линии, то приветствуем друг друга. Впрочем, как и водителей-мужчин. И не только «своих», но и коллег из областного Мострансавто. Это своеобразная цеховая солидарность в сфере пассажирских автоперевозок.
В свободное от работы время я пишу статьи в нашу многотиражку, называется «За отличный рейс», являясь ее внештатным корреспондентом. Примерно полтора года назад я стала лауреатом конкурса «Лучший поэт Мосгортранса», заняв первое место. Жюри высоко оценило стихотворение «Военный автобус», на создание которого меня вдохновила архивная заметка из новостной сводки 1942 года о том, что на помощь осажденному Ленинграду из Москвы прибыла колонна автобусов.
А еще вместе с коллегой мы делаем стенгазету, она называется «Литературная газета 16‑го автобусного парка». Выпускается ежемесячно. Не могу сказать, что ее читают все наши работники, но интерес к ней есть.
Вообще, у нас работают очень творческие люди. Как и положено стенгазете, там не только тексты, но и фото, и рисунки, своего рода графика. Стараемся выдерживать свой график — один раз в месяц.
Елена Грецкая,
водитель ООО «Ространс», Брянск
Водить грузовик было моей мечтой. Вот совсем мечтой-мечтой, понимаете? Рада, что она осуществилась. По первому образованию я преподаватель физкультуры, но грузовик взял верх — вот уже 16‑й год я управляю дальнобойным тягачом. В компании «Ространс» с 2010 года. За рулем верного «Дафа» объездила всю Европу, возила грузы из Италии, бывала в Китае. Сейчас мое направление — Турция. Маршрут идет через Осетию, Грузию. Тамошние мужчины, когда понимают, что за рулем грузовика женщина — испытывают просто культурный шок.
Если честно, не понимаю, почему Минтруда до последнего не пускало нас за руль грузовиков. В Европе женщины за рулем больших машин — распространенное явление. Может быть, наша техника раньше была не для барышень, но сейчас совсем другое дело: грузовики стали комфортабельные. За мою водительскую практику у меня только два раза были проблемы с заменой колес на дороге. Во всех остальных случаях мне всегда помогали коллеги-мужчины. Глобально мы выполняем одну и ту же работу, однако женщина за рулем более собранна и дисциплинированна. Это проявляется в манере вождения и в общении с сотрудниками ДПС, транспортной инспекцией. Наконец, женщина за рулем дальнобойного тягача — это красиво! Даже дорожные инспекторы совершенно по-другому со мной разговаривают. Хотя, не скрою, многие коллеги смотрят на меня открыв рот.
Муж работает вместе со мной в одной компании, он тоже водитель-международник. У нас двое детей, обыкновенная семья, и заботы у нас такие же, как и у всех. Главное, что работодатель идет мне навстречу, мои домашние не страдают. Конечно, водить грузовик в Европе и в нашей стране — это большая разница. Там много цивилизованных паркингов. Все красиво, чистенько. У нас пока таких стоянок немного, к сожалению, но я надеюсь, что ситуация изменится к лучшему.
Мне очень нравится моя работа. Я люблю ездить, а за это мне еще и платят, так что детская мечта осуществилась. Если совсем коротко — я работаю не только из-за денег, понимаете? Надеюсь, что есть в нашей стране такие, как я, у которых водить грузовик — детская мечта. Пока в нашей организации я одна женщина-водитель, но у меня иногда девочки спрашивают об условиях работы. А еще, когда я приезжаю домой на грузовике, дочка к машине тянется больше, чем сын. Может, гены?
Хочу получать самые интересные статьи
Источник