Можно ли держать суннат пост если есть долги
Содержание статьи
Может ли она держать добровольный пост, если еще не восполнила пропущенные дни Рамадана?
Вопрос: Из-за менструации я не постилась несколько дней в Рамадане и я до сих пор не восполнила их. Можно ли мне поститься первые 10 дней месяца Зуль-Хиджа?
Ответ: Хвала Аллаху
Этот вопрос известен ученым как соблюдение добровольного поста прежде восполнения пропущенных дней поста в Рамадан. Среди ученых существуют разногласия по этому вопросу: некоторые говорят, что запрещено соблюдать добровольный пост до того, как восполнишь пропущенные дни Рамадана, потому что обязательное важнее дополнительного; другие говорят, что это разрешено.
Спросили шейха Мухамада ибн Салиха ибн Усеймина (да смилуется над ним Аллах) о совмещении восполнения пропущенного обязательного деяния с желательным: разрешено ли человеку совершать желательное перед восполнением обязательного или следует сначала возместить обязательное, например, поститься в день Ашура и совместить это с восполнением пропущенного дня Рамадана?
Он ответил: «Что касается обязательных и добровольных постов, то предписано Шариатом и подсказывает здравый смысл, что необходимо начинать с обязательного, а затем преступать к дополнительному, потому что обязательный пост является долгом, который необходимо возместить, тогда как дополнительный пост является добровольным и если человек может, то соблюдает его, а если не может, то нет на нем греха. Исходя из этого, мы скажем тому, кто не возместил пропущенные дни Рамадана: восполните то, что необходимо, а затем соблюдайте добровольный пост. Но если человек соблюдает дополнительное перед тем, как восполнить обязательное, то по правильному мнению, его пост действителен, если осталось достаточно времени для восполнения обязательного, потому что человек может восполнять пропущенные дни Рамадана до наступления следующего Рамадана. Пока у него достаточно времени, разрешено ему соблюдать добровольные посты. Тоже самое относится к обязательным молитвам: разрешено человеку совершать добровольную молитву перед обязательной, если есть достаточно времени. Действителен пост того, кто постится в день Ашура или Арафат, но при этом имеет долги за Рамадан. Но если он сделает намерение поститься в эти дни, чтобы восполнить пропущенные дни Рамадана, то получит две награды — одну за пост в день Ашура (или Арафат), другую за восполненный день Рамадана. Это правило относится ко всем добровольным постам, которые не связаны с Рамаданом. Что касается 6 дней поста в месяц Шавваль, то он неразрывно связан с Рамаданом, поэтому может быть соблюден только после возмещения пропущенных дней Рамадана. Если человек постится эти дни до того, как восполнить пропущенное в Рамадан, то он не получит желаемой награды, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постился в Рамадан, а затем 6 дней месяца Шавваль, тот как будто постился целый год». Известно, что тот, кто пропустил дни поста, не может считаться постившимся в Рамадан, пока не восполнит пропущенное. Некоторые люди полагают, что из-за страха пропустить Шавваль они могут поститься 6 дней, даже если имеют не восполненные дни Рамадана и что это допустимо. Но это ошибка, потому что человек не может держать шестидневный пост месяца Шавваль пока не восполнит пропущенные дни Рамадана.
«Маджму Фатава ибн Усеймин», 20/438.
Основываясь на вышесказанном, разрешено соблюдать дополнительный пост в первые 10 дней месяца Зуль-Хиджа, но лучше для вас, если вы сделаете намерение поститься эти дни и одновременно восполнять пропущенные дни из обязательного поста, и тогда вы получите две награды, если будет на то воля Аллаха.
И Аллах знает лучше
Islam Q&A фатва № 41901
Перевод: www.sawab.ru
Источник
Соблюдение поста в вопросах и ответах
Что есть пост по Шариату?
– По Шариату пост – это несовершение ничего того, что могло бы его нарушить с рассвета до заката, имея для этого определенное намерение.
Какова мудрость возложения поста Всевышним?
– Первая мудрость поста заключается в том, что Всевышний заставляет раба выражать свою покорность Ему. Полноценный пост пробуждает сердце человека, помогает ему помнить об Аллахе. Когда человек будет испытывать жажду и голод, он вспомнит, что отказался от еды и питья ради Аллаха (добровольно), и то, что находится под господством и наблюдением Его.
Купить книгу о посте в Рамазан с доставкой на дом
Месяц поста Рамазан является баракатным месяцем, в котором днем люди постятся, раздают милостыню, а вечером совершают намаз-таравих, читают Коран, также встают ночью и поминают Аллаха. Многие мусульмане оживляются с приходом месяца Рамазан. Если человек голоден, то тело его оживляется для поклонения (ибадата), если же человек сыт, то сердце его черствеет, что подталкивает его к совершению действий, выходящих за рамки этикета. Пост тренирует тело и очищает сердце. Те, которые постоянно сыты, не могут понять голод бедняков и нуждающихся. Почувствовав голод во время поста, человек понимает голод бедняков и, сжалившись над ними, начинает помогать им. Пост помогает человеку уберечь свои органы от греха, а тело от зла и открывает ему врата для поклонения.
Каково достоинство поста?
– Всевышний Аллах говорит, что все деяния детей Адама для них, кроме поста. Пост же Мой, и Я за него вознагражу, и отплачу добром.
Постящийся имеет две радости: при разговении и при встречи с Аллахом в Раю. В Раю есть особые врата для тех, кто постился. Те, которые войдут через эти врата, увидят Аллаха. Воздаяния за другие деяния Всевышний увеличивает от десяти до семисот раз, а воздаяние за пост безгранично. Пост – это щит мусульманина перед Адом. Пост прибавляет здоровья и является вратами к добру. Пост в Судный день заступается за постившегося. Ду’а постившегося принимается, и вознаграждение ему записывается больше. В хадисах приводится много высказываний о достоинстве поста.
Что теряет человек, который не постился без шариатской причины?
– Если человек не постился один день, не имея на то шариатскую причину, то он не в состоянии возместить вред, который нанес сам себе, даже если будет поститься всю жизнь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал: «Я видел не постившихся людей, мучающимися, прибитыми за ноги и висящими вниз головой с разорванными ртами и истекающими кровью».
Каково шариатское решение о соблюдении поста в месяц Рамазан?
– Согласно Шариату, пост в месяце Рамазан – обязанность (фарз). Доказательство этому Коран, хадис и иджма‘. Тот, кто говорит, что не нужно поститься или зачем нужно поститься (с пренебрежением, издевкой), впадет в неверие. Если он вновь не прочитает шахаду, не примет Ислам и не покается, то будет ввергнут в вечный Ад.
Каковы условия к обязанию поста в месяце Рамазан?
– Для обязания к посту в месяце Рамазан человек должен быть мусульманином, совершеннолетним и здравомыслящим. Дети не обязаны поститься, но если они могут выдержать пост, то родители должны заставлять их поститься с семилетнего возраста. Женщине в период месячных и послеродовых очищений поститься грех, но после очищения она должна возместить пропущенные дни. Может не поститься находящийся в долгом пути человек и тот, здоровью которого голод может нанести вред (но это должно быть установлено богобоязненными опытными врачами, знающими обязательность и значимость поста). Но если эти люди способны выдержать, то лучше поститься, т.к. пропущенные таким образом дни необходимо восстановить.
Каково решение возмещения пропущенных постов в месяце Рамазан?
– Пост нужно обязательно возместить, не зависимо от причины. За пропущенный пост по уважительной причине греха не будет, но если нет шариатской причины, то пропускать пост греховно. Пропущенные в этом году посты без уважительной причины нужно возместить до наступления месяца Рамазана следующего года. За посты, не возмещенные в течение года, имея при этом возможность, налагается штраф (муд), а также за каждый день, пропущенный в месяце Рамазан, и увеличивается с каждым невозмещенным годом. Если пост был пропущен добровольно, или из-за халатности и принебрежения, то этот человек вместе с возмещением и выплачиванием муда должен покаяться, т. к. несоблюдение фарза является тяжким грехом. Например, если 20 лет назад не постился 30 дней, имея при этом возможность, и не возместил пост за все эти годы, то человек подвергается штрафу – шестистам мудам для раздачи бедным. Если не постился по уважительной причине, не позволяющей соблюдать пост, и до смерти не освободился от нее, то человек не должен ни возмещать пост, ни выплачивать муд. Если человек, имея возможность, не постился и умер, то за него возмещать пропущенные посты должен близкий родственник или же с его состояния выплачивается муд по числу пропущенных постов. Если же покойный не оставил ничего, то за него посты возместить может любой человек, так же как и отдать долги.
Если человек неизлечимо болен, что позволяет ему не поститься, или же стар и не может соблюдать пост, то за каждый пропущенный пост должен заплатить муд. Если беременная женщина или кормящая мать во избежание нанесения вреда своему здоровью не постится, то после она должна возместить посты. А если она не постилась, боясь за здоровье своего ребенка, то должна и возместить посты, и выплатить муд.
Что такое муд? Кому его нужно отдавать? Можно ли вместо него отдать деньги, равные его стоимости?
– Муд – это мера измерения сыпучих тел. Современные алимы вычислили объем муда – 675 грамм или 0,688 литра. Существуют некоторые расхождения («Аль-фикху исламийю ва адиллатуху», т. 1, стр. 143), но если следовать этим мерам, тоже будет правильно. Выплачивая муд наиболее употребляемыми продуктами питания в данном населенном пункте, необходимое количество нужно отдавать беднякам или нуждающимся. Например, если в одном городе больше употребляют пшеницу, то и раздать надо пшеницу. Можно несколько мудов отдать в одни руки, но лучше раздать их нескольким людям. Муды не обязательно отдавать там, где живешь («Хашиятуль-Жамал», т. 3, стр. 457). По мазхабу имама Абу Ханифы, вместо муда (шафиитов) можно выплатить полсаха пшеницы («Аль-фикхул исламийя», т. 3, стр. 1743, «Тафсируль Куртуби», т. 1, стр. 192). Согласно мазхабу Абу Ханифы, полсаха – это 1 кг 900 гр. («Аль фикхул исламийя», т. 1, стр. 143). Те, кто в наше время выплачивает муды деньгами, должны следовать сначала мазхабу имама Абу Ханифы, а уже затем из указанного им количества ( 1 кг 900 гр.) выплачивать его стоимость. По мазхабу имама Шафии, штраф (фидья) составляет 675 гр. Выплачивая в денежном эквиваленте, нужно выплатить стоимость за указанное количество.
Какое ду‘а читается после разговения?
– Постящемуся хорошо побольше поминать Аллаха, читать салават, молиться, ибо его мольба принимается.
После разговения читается это ду’а: «Аллагьумма лака сумту, ва гIала ризкъика афтIартIу, ва бика аманту, ва лака асламту, ва гIалайка таваккалту, ва рахIматика ражавту, ва илайка анабту, загьаба ззамау вабталлаатиль гIурукъу, ва сабаталь ажру иншаАллагь. Я ВасигIаль фазли, игъфир ли. АлхIамду лиллагьи ллази, агIанани фасумту, ва разакъани фа афтIарту. Аллагьумма ваффикъна лиссиями ва баллигъна фигьиль къияма ва агIинна гIалайгьи ва ннасу ниямун, ва адхиналь жанната биссалами».
Перевод: «О, мой Аллах! Я ради Тебя постился, Твоим благом разговелся, я уверовал в Тебя, я Тебе покорен, я уповаю на Тебя, я надеюсь на Твою милость, я повернулся к Тебе, жажда прошла, промокли кровеносные сосуды, если захочет Аллах – получу вознаграждение. О, Всемилостивый Аллах! Ты смой мои грехи. Вся хвала Аллаху, помогавшему мне поститься и давшему мне блага для разговения. О, мой Аллах! Ты помоги мне поститься, дай силы встать ночью, когда люди спят, и введи нас в Рай Своим благословением».
Расскажите об обязательных составляющих поста?
– Пост имеет два обязательных составляющих. При отсутствии хотя бы одного из них пост нарушается.
1. Намерение. Его делают сердцем. Срок же его наступает с вечера и длится до рассвета постящегося дня. Если не сделали намерение, то весь следующий день обязательно нужно воздержаться от еды и питья, но этот день нужно возместить. Порядок полного намерения поста таков: «Я намереваюсь поститься завтра в месяце Рамазан этого года ради Аллаха». Во время желательного поста, если вы ночью забыли сделать намерение, то его можно сделать до обеда постящегося дня.
2. Второе составляющее – это предостережение от всех действий, нарушающих пост с рассвета до захода солнца.
Что нарушает пост?
– Пост нарушает преднамеренный прием пищи, питья (если съесть что-нибудь по забывчивости, пост не нарушается). Также пост нарушает проникновение в тело из естественных отверстий чего-либо телесного (например, через нос, рот, уши, половые органы, задний проход). Если капнуть в ухо что-нибудь или засунуть спичинку, пост нарушается. Пост нарушает и клизма. Если проглотить слюну после растворения сахара во рту или покурить, пост нарушается. С проглатыванием слюны или с проникновением внутрь через рот или нос пыли или насекомых, пост не нарушается.
От проглатывания наджасы (нечисти), например, слюны, смешанной с кровью из десен, пост нарушается, но если по какой-либо причине трудно этого избежать, то делается ‘афву (прощение). Постящийся должен быть осторожен при полоскании рта и носа. Если, стараясь тщательно прополоскать нос и рот, вода попадет вовнутрь, то пост нарушается. Если, по незнанию или по забывчивости что-нибудь попадет вовнутрь, то пост не нарушается.
Также пост нарушает преднамеренная рвота или половая близость. Если человек преднамеренно нарушит свой пост путем совершения полового акта, то он облагается искуплением (каффаратом) – двухмесячный пост без пропуска. Если пропустить хоть один день, то отчет двух месяцев начинается заново.
Пост так же, как и намаз, нарушается, если человек сойдет с ума, впадет в куфр (совершит действие, приводящее в неверие, языком или сердцем). Пост нарушают месячные, послеродовые выделения женщины.
Если, подумав, что солнце уже зашло, разговеться, а потом выяснится, что оно не зашло, то этот пост нарушается, и его необходимо возместить. Также нарушается пост, если подумав, что еще не рассвело, поесть, а потом окажется, что рассвет уже был.
Что является суннатами поста?
– Из суннатов поста является разговение сразу после захода солнца. Желательно разговляться фиником, а если его нет, то водой. Вставать перед рассветом для приема пищи; откладывание приема пищи ближе к рассвету; побольше читать Коран и поминать Всевышнего Аллаха; оберегание глаз, ушей, языка и других органов от греховного; полное омовение от половой близости до наступления рассвета; пребывание в мечети (и‘тикаф) особенно в последние десять дней месяца; побольше чтения ду’а (особенно после разговения, перед рассветом и при разговении в гостях); отказаться от удовольствий, особенно от хорошей и сытной еды и благовоний; желательно отдаляться от всего, что приносит удовольствие нафсу (обозрение греховного, слушание музыки и т. д.); уберечь себя от удовольствий, даже если они дозволенные. Желательно уберечь язык от споров, пререканий и ругани. Если кто-то и ругается, то, не отвечая ему, сказать: «Я держу пост». Желательно также раздавать побольше милостыни, почаще посещать мечеть и совершать другие благие деяния.
Соблюдавший эти вышеприведенные суннаты и этикет получит полное вознаграждение за пост. Если нет – вознаграждение уменьшится, особенно если не уберечь себя ото лжи или поклепа, а тело от греховного, то от поста, кроме голода и жажды, он не получит никакого вознаграждения. Месяц поста – это месяц, когда следует отказаться от удовольствий и отдыха для тела и необходимо усердствовать в поклонении.
В какие дни желательно поститься?
– Из желательных для поста дней является день Арафа (для тех, кто не находится в хадже). Это девятый день месяца зуль-хиджа. У постившегося в этот день смываются грехи предыдущего и последующего годов.
Желательно поститься в день Ашура – десятый день месяца мухаррам, а также в девятый и одиннадцатый день этого же месяца. Если поститься в день Ашура, то смываются грехи предыдущего года. Желательно также поститься в понедельник и четверг каждой недели; в пятницу и в предыдущий или последующий за ней день (отдельно в пятницу не желательно).
Желательно поститься шесть дней в месяце шавваль после Рамазана. Если человек постился в месяце Рамазан и после шесть дней в месяце шавваль, то он будет подобен постившемуся весь год. Есть еще другие месяцы и дни, в которые желательно поститься. Много вознаграждения в желательном посте. Есть хадис, в котором говорится, что человека, постившегося один день, находясь на пути Аллаха, Всевышний отдалит от Ада на 70-летнее расстояние. Да поможет Аллах!
На вопросы ответил Курамухаммад-хаджи Рамазанов
Купить книгу о посте в Рамазан с доставкой на дом
Источник
ПОСТ В ДЕНЬ АШУРА ТЕМ,У КОГО ЕСТЬ ДОЛГ ЗА МЕСЯЦ РАМАДАН.
ХУКМ ДНЯ МАТЕРИ
___________________
ЕГО МАТЬ РАССЕРДИТСЯ, ЕСЛИ ОН НЕ ОТПРАЗДНУЕТ ДЕНЬ МАТЕРИ
ВОПРОС: У меня есть друг в одной из арабских стран, где День матери является официальным праздником, который он отмечает вместе с сестрами и братьями в честь их матери. Сейчас он хочет прекратить все это. Однако его мать рассердится, так как она привыкла к празднованию этого дня, которое стало обычаем в их стране. И он боится вызвать гнев матери, которая будет очень недовольна и скорее умрет, чем согласится с ним.
Он пытался ее убедить в том, что это харам (грех), однако она не согласилась с его доводами из-за царящей в стране атмосферы.
Что же ему делать? Дайте нам, пожалуйста, совет. Да смилуется над вами Аллах.
ОТВЕТ: Хвала Аллаху!
Празднование Дня матери является новшеством (ересью/бидъа), которое не совершал ни пророк (да благословит его Аллах и приветствует), ни его сподвижники (да будет доволен ими Аллах).
Это также является подражанием кафирам (неверующим), отличаться от которых нам было велено. Поэтому не разрешается ни отмечать этот день, ни повиноваться в этом матери, ибо пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Нет послушания (творению) в ослушании Всевышнего Аллаха, поистине, подчинение только в одобряемом». [Бухари, 7257, Муслим, 1840].
Ему следует продолжать оказывать ей почет и делать добро, стараясь убедить ее в том, что празднование этого дня является одним из нововведений, ибо пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наихудшими из дел являются нововведения и каждое нововведение ведет к заблуждению» (Муслим, 867).
В хадисе, приведенном Ан-Насаи (1578) имеется дополнение, где говорится: «и каждое заблуждение ведет в Огонь»
Мать имеет полное право, чтобы к ней относились с почтением, добротой, с уважением и поддерживали бы с ней родственные связи всю ее жизнь. В чем же смысл ограничиваться лишь одним днем для оказания ей почитания?
Более того, это новшество перешло к нам из тех обществ, где неповиновение родителям получило широкое распространение, и где они не находят иного убежища, помимо домов для престарелых. Здесь они остаются одни, и никто не навещает их, и всё свое время они проводят в страхе и сожалениях. Поэтому в этих обществах полагают, что почтение, оказанное матери один день, смоет грехи непослушания за весь остальной год.
Однако мы — мусульмане, которым приказано оказывать почтение родителям и поддерживать родственные связи и запрещено выказывать неповиновение по отношению к ним. И в нашей религии матери было дано такое право, которого не было дано ей ни в одной другой религии. Право матери предшествовало праву отца, как об этом было передано Аль-Бухари (5514) и Муслимом (4621) в хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):
«(Как-то раз) один человек пришел к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «О, посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать». (Этот человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек снова) спросил: «А кто потом?» (И тогда) он сказал (ему): «Твой отец».
Почитание матери не прекращается даже после ее смерти, которое выражается в совершении погребальной молитвы (джаназа-намаз) по ней, дуа (мольба) за прощение ее грехов, исполнении завещания и почитании родственников и друзей ее.
Так давайте крепко придерживаться этой великой религии, соблюдая этикет и постановления ее, ибо в ней заключается довольство и сострадание.
Шейх Али Махфуз (да смилуется над ним Аллах) разъяснил то, каким образом празднование Дня матери является уподоблением кафирам:
«Объясняя опасность отмечания праздников, не являющихся мусульманскими, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о том, что в его общине появятся люди или группы людей, которые последуют за людьми Писания и воспримут некоторые из их обычаев и традиций.
Передают со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и (дело дойдёт до того, что) если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!» Мы спросили: «О посланник Аллаха, (ты имеешь в виду) иудеев и христиан?» − и он сказал: «А кого же ещё?» (аль-Бухари и Муслим)
Любовь к подражанию, хотя и существует в сердце людей, запрещена по Шариату, особенно, если объект подражания отличается от нас по своему вероубеждению и образу мышления. В частности, ими являются идеология, акты поклонения, ритуалы и обычаи. В настоящее время, когда произошло ослабление мусульман, подражание своим врагам получило широкое распространение среди них. И многое из обычаев и традиций Запада, без различия, является ли это товарами потребления или же поведением, широко распространилось среди них. И одним из этих обычаев и явилось празднование Дня матери». Конец цитаты
Шейху Мухаммаду Салиху ибн Усеймину был задан вопрос о справлении этого праздника, на что он ответил:
«Все праздники, отличающиеся от мусульманских, являются новшествами. Они не были известны во времена праведных салафов. Возможно также, что они перешли к нам от немусульман. Наряду с новшествами, в них заключается уподобление врагам Аллаха (Преславен Он и Велик).
Установленные же Шариатом праздники хорошо известны среди мусульман. Это – Ид-аль-Фитр (Праздник Разговения) и Ид-аль-Адха (Празник жертвоприношения), а также еженедельный праздник – день пятницы. В исламе не существует праздников, помимо этих трех. Все же праздники, привнесенные в религию, помимо этих, будут отвергнуты, согласно Шариату Аллаха (Преславен Он и Велик), т.к. они являются новшеством и ложью.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «(Дело того), кто внесет в наше дело то, что не имело к нему отношения, (будет) отвергнуто». (Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим),
т.е. будет обратно возвращено нему и не будет принято Аллахом.
Или же: «Любое дело того, кто совершит нечто не соответствующее нашему делу, (будет) отвергнуто».
Из выше сказанного становится ясно, что не разрешается мусульманину проявлять какие-либо признаки празднества по случаю Дня матери, т.е. выказывать признаки радости и счастья, преподносить подарки и т.п.
Мусульманину следует гордиться своей религией и не преступать границ, установленных Аллахом Всевышним и его посланником (да благословит его Аллах и приветствует) и которую Аллах избрал для рабов своих. И не следует мусульманину ни добавлять, ни удалять из нее что-либо. Что же следует также делать мусульманину, так это не следовать за каждой появившейся новой идеей.
Более того, его характер должен соответствовать требованиям, установленным Шариатом Аллаха, т.е. он должен быть лидером, а не подчиненным, быть примером для подражания, но не стремящимся к подражанию. Ибо Шариат Аллаха (Хвала Ему) является во всех отношениях совершенным, как об этом сказал Всевышний:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный». (Коран, 5:3)
Право же матери огромно, чтобы быть отмеченным лишь одним днем в году. Более того, право матери над ее детьми заключается в том, чтобы они заботились о ней, были внимательными по отношению к ней, слушались бы ее везде и всегда, если только это не связано с непослушанием по отношению к Аллаху». «Сборник фетв Шейха Ибн Усеймина» (2/301)
См. вопрос № 10070
А Аллаху известно лучше
ccылка: https://islamqa.info/ar/59905
Источник