Можно ли делать намаз где есть спиртное
Содержание статьи
Алкоголь в Исламе: запрещен или разрешен?
- Что такое алкоголь
- Алкоголь в истории
- Как запрещался алкоголь в исламе
- Первый этап
- Второй этап
- Окончательный запрет
- Хадисы о запрете
- Дарить — харам
- Использовать в качестве лекарства
- Исключения
- Ислам и современное отношение к алкоголю
Одним из самых распространенных вопросов, связанных с законами Шариата и образом жизни мусульман, является вопрос о том, можно ли мусульманам пить алкоголь.
Алкоголем (alcohol) называют летучую бесцветную жидкость, которая получается в результате ферментации сахаров. На некоторые формы жизни алкоголь оказывает интоксицирующее действие. Напитки, содержащие этиловый спирт, называют алкогольными напитками. От них развивается наркотическая зависимость, которую называют алкоголизмом.
Алкоголь в истории
С давних времен алкоголь называют «похитителем рассудка». О нем впервые упоминают еще в четвертом веке нашей эры: о нем пишет китайский алхимик Гэ Хун, который в процессе обсуждения рецептов производства киновари сравнивает их с вином, которое перебродило девять раз.
Предположительно виноделие могло возникнуть еще до того, как началось культурное земледелие. Еще путешественник Миклухо-Маклай упоминал о папуасах Новой Гвинеи, которые не умели добывать огонь, но приемы изготовления алкогольных напитков уже знали.
Получать чистый спирт, который тогда называли «одурманивающим», начали в шестом-седьмом веках, а о выпуске первой бутылки водки стало известно в 860 году. Когда была налажена перегонка вина, с помощью которой получали спирт, резко усугубилось пьянство.
По всему миру алкогольные напитки начали распространяться очень быстро за счет того, что промышленное производство алкоголя постоянно росло, и его производили из дешевого сырья, такого, как отходы сахарного производства или картофель.
Тема алкоголя стала предметом обсуждения и вдохновения для деятелей искусства – писателей, художников и поэтов. Тема алкоголя отражена в работах художников Голландии, Германии, Испании и Италии. Многие из передовых людей своего времени понимали, насколько велика и зла сила алкоголизма. Мартин Лютер писал: «наш немецкий дьявол – добрая бочка вина».
В России пьянство получило широкое распространение из-за той политики, которую вели господствующие классы. Массово в Россию начали завозить вино и водку в шестнадцатом веке из-за границы. Были учреждены даже «царевы кабаки» во время правления Ивана IV и Бориса Годунова. Эти заведения приносили очень большой доход в государственную казну. Но даже и в то время были попытки ограничить употребление спиртных напитков, и даже был выпущен приказ, которые предписывал «продавать водку по одной чарке человеку». Но уже в 1894 продажа алкогольных напитков стала монополией царской семьи.
Монополия на алкоголь у государства существовала во времена Советского союза, и тогда до 30% бюджета составляли поступления от алкоголя.
Известно, что арабы до принятия ислама употребляли алкоголь, и употребляли его достаточно активно, и у них частенько образовывались попойки, о чем есть немало указаний в арабском языке, который предлагает более ста названий для вина, а в арабской поэзии воздается хвала и вину, и кубкам, и самим застольям.
Как запрещался алкоголь в исламе
Аяты о запрете спиртного в исламе, для искоренения пьянства среди мусульман Создатель ниспослал верующим поэтапно. Употребление спиртного среди арабов было делом восхваляемым и популярным, поэтому поэтапный запрет стал милостью от Аллаха и в этом была божественная мудрость, мусульмане, у которых была зависимость от алкоголя постепенно отказались от этого греха полностью и безвозвратно.
Первый этап
На первом этапе были ниспосланы аяты о том, что вреда в употреблении вина больше, чем пользы. После того, как этот аят был ниспослан, мусульмане в большей своей части от употребления спиртного отказались, но определенная часть из мусульман все-таки продолжили употреблять вино, услышав из слов Аллаха только слова о пользе вина. Полностью запрет на алкоголь был введен в Коране в суре «Аль-Маида». В суре названы «скверными деяниями», внушаемыми шайтаном, опьяняющий напиток, азартные игры или майсир, гадания и жертвоприношения. В суре сообщается, что шайтан с помощью этих вещей и действий стремится посеять вражду между верующими, поселить ненависть между ними, а также отвратить от намаза и поминания Аллаха.
Второй этап
Следующим этапом был запрет в исламе на все опьяняющие средства, и он был введен после того, как для всех мусульман стало неприемлемым начинать намаз, будучи в состоянии алкогольного опьянения, ведь намаз, молитва – это единственная возможность и привилегия для мусульманина, которая позволяет ему обратиться ко всевышнему Аллаху, сконцентрировав свои мысли, духовные силы и намерения, поскольку молитва должна произноситься с почтением и глубоким благоговением.
После того, как состоялся праздник, устроенный одним из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, Абдуррахманом ибн Ауфом, и на этом празднике стояло вино среди других угощений, был ниспослан еще один аят. Произошло это после того, как ко времени вечернего намаза имамом назначили одного из тех, кто участвовал в трапезе и он потому прочел суру «Кафирун» «Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Мы поклоняемся тому, чему поклоняетесь вы». Это был вопиющий случай, после которого был ниспослан аят, в котором говорилось: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…» (Сура 4. Женщины, 43-й аят).
Окончательный запрет
Последний запрет на спиртное был введен после того, как состоялся пир, в котором принимали участие мединцы и мекканцы, и на этом пиру подавали спиртное. Хмельные участники пира сначала хвалились друг перед другом, затем пиршество переросло в драку. Протрезвев и увидев последствия своих действий, мусульмане устыдились своего пьяного поведения и почувствовали себя грешными и почувствовали свою вину. После этого события верующим была ниспослана сура, в которой вводился запрет не только на спиртное, но и на азартные игры. В суре сказано: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете» (сура Аль-Маида (Трапеза), 90-й аят).
Пророк Мухаммад ﷺ потребовал после ниспослания суры, чтобы жители Медины вынесли все то вино, которое хранилось у них в домах и вылить на улицу.
Постепенно трезвенниками стало все население города, и это было самой успешной антиалкогольной кампанией, когда-либо предпринимавшейся в мире. И до сего дня все мусульмане мира – это общество, которое наименее всего подвержено проблеме алкоголизма. Через все века существования ислама мусульмане сумели пронести свое негативное отношение к алкоголю.
Существует история, в которой рассказывается, что сподвижники Мухаммада ﷺ сказали, когда он закончил говорить аяты о запрете употребления вина: «О Господи, мы прекратили!». Некоторые из них в момент, когда Мухаммад ﷺ говорил, сидели и пили вино, но когда он закончил свою речь, они прекратили пить, вылили его на землю, а потом разбили кувшины с остатками вина.
Хадисы о запрете
Мухаммад ﷺ обращал внимание не на то, из чего сделан алкогольный напиток, а на то, какими опьяняющими свойствами он обладает.
Однажды Пророку Всевышнего ﷺ был задан вопрос о тех напитках, которые производят из меда, ячменя или пшеницы, которые в результате брожения превращаются в алкогольный напиток. На этот вопрос Пророк Мухаммад ﷺ ответил так: «Все опьяняющее — хамр, а всякий хамр запретен». Хамр, то есть алкоголь, является запретным, и это не зависит от того, из чего он сделан и как называется, водка ли это, вино, ликер или пиво.
Не только на алкоголь в исламе был введен запрет, но и на его торговлю, и на его производство, и этот запрет касается не только мусульман, но и немусульман.
Всевышний Аллах проклял людей десяти категорий, как сообщается об этом в хадисе, которые имеют какое-то отношение к алкоголю:
- производителей вина,
- заказчиков,
- тех, кто пьет алкоголь,
- кто таскает его,
- кому приносят алкоголь,
- кто его разливает,
- кто алкоголь продает,
- тех, кто получает с этого прибыль,
- тех, кто вино покупает,
- и кому его покупают.
Дарить — харам
Существует в исламе и запрет и на то, чтобы мусульманин дарил алкоголь, также запрещено получать алкоголь в подарок.
Описывается случай, когда в подарок Пророку Мухаммаду ﷺ принесли бочонок вина. Человеку, который принес вино в подарок, Мухаммад ﷺ сказал, что оно запрещено Аллахом. Человек спросил, можно ли продать вино. Пророк ﷺ ответил, что Аллах запретил и продавать вино. Человек спросил о том, можно ли продать иудею это вино. Пророк ﷺ ответил, что и иудею запрещено продавать вино. Тогда человек спросил, что ему делать с этим вином. И тогда Пророк Мухаммад ﷺ сказал вылить его на землю.
Использовать в качестве лекарства
Также в религии Ислам запрещено использовать алкоголь в качестве лекарства, как запрещено и использовать лекарство, которое сделано с применением алкоголя. Описывается случай, когда Пророку Мухаммаду ﷺ один человек сказал, что вино он применяет как лекарство, на что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Это не лекарство, а болезнь».
Исключения
В Исламе предусматриваются случаи, когда употребление алкоголя можно разрешить и это может быть прощено Аллахом: «Если же кто-либо будет вынужден употребить (алкоголь) без умысла, не будучи нечестивцем и преступающим (предписания), то воистину, твой Господь — Прощающий, Милосердный!».
Ислам и современное отношение к алкоголю
Запрет в исламе на алкоголь может показаться некоторым пережитком прошлого, и потребление современных алкогольных напитков отличается от того, что было в доисламские времена. Некоторые считают, что запрет на потребление алкоголя в исламе можно назвать насилием над человеком. Другие считают, что существующий в исламе запрет на употребление алкоголя может стать хорошим решением существующей проблемы алкоголизма, и сторонники этого мнения выступают с требованием к остальным странам последовать примеру мусульманских стран и ввести немедленно «сухой закон». Но сторонники всех этих мнений едины в одном качестве: они совершенно не понимают истинных причин того, почему алкоголь в исламе под запретом.
Одно из объяснений того, почему мусульмане не пьют алкоголь, таково. Любой человек имеет обязанность по отношению ко Всевышнему охранять собственный интеллект, жизнь и здоровье. В День Суда каждый человек будет нести ответственность за выполнение этой обязанности. Если что-то наносит вред здоровью, одурманивает разум и разрушает целостность организма и личности, то это является запретным. Если кто-то не считает, что это запретно, то он выходит тем самым за рамки ислама.
Алкоголь наносит вред здоровью мусульманина, алкоголизм является тяжелым заболеванием, трудно поддающимся лечению. В конечной стадии алкоголизм приводит к смертельному исходу. Алкоголизму сопутствуют многие проблемы и болезни, которые развиваются на его фоне – это и заболевания печени, и сердечные нарушения, и расстройства нервной системы, а также проблемы с желудком и легкими, нарушений функции почек. Общественная жизнь человека, который пристрастился к спиртному, также полна проблем и несчастий: у него возникают проблемы с личной жизнью, он часто встает на путь преступлений и заканчивает свою жизнь в тюрьме.
Ученые неоднократно призывали внести алкоголь и табак в число тех наркотических веществ, которые наиболее опасны для жизни – эти наркотики социально приняты, но вред, который они наносят организму человека, даже больше, чем многие из тех наркотиков, которые официально запрещены.
Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что даже если человек может опьянеть только от очень большой дозы какого-то напитка, то и малую его дозу пить ему запрещено: путь к алкоголизму начинается с малых доз, а после это перерастает в привычку и зависимость.
Источник
Положение спиртосодержащих препаратов и продуктов в Исламе
Большинство исламских ученых сошлись на том, что все опьяняющее является нечистотой. В обоснование этого все приводят аят из Корана, в котором говорится, что «хамр» (опьяняющее) является «риджс».
Большинство ученых говорят, что смыслом слова «риджс» является «наджас» (нечистота). Но некоторые ученые дают этому слову другие значения. Решение относительно спирта и всего остального, что опьяняет, такое же как, и относительно вина. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все, что опьяняет, является «хамром», а всякий «хамр» является нечистотой»
Хотя некоторые ученые и согласны в том, что смыслом слова «риджс» является нечистотой, но они посчитали, что это образное значение «хамра» и всего того, что в Коране упомянуто наряду с ним. Из современных известных ученых многие считают дозволенным в намазе жидкое опьяняющее вещество (будь это спирт и т.д..). Десятки ученых «аль-Азхара» в своем собрании вынесли фетву, что спирт является чистым. Из тех, кто считал, спирт не является нечистотой, также является: 1. Шавкани, 2. Мухаммад Рида. Из Шафиитских ученых: аль-Музани и другие.
По мнению этих ученых все, что содержит спирт, будь это: одеколон, духи, мыло, шампунь, разные крема, также и еда, лимонад, квас, и тому подобное — можно использовать, продавать покупать, а также можно и совершать намаз, если они будут на теле или на одежде.
Из-за того, что в наше время стало распространенным добавление спирта в пищевые продукты с целью их сохранения, по мнению других ученых в них делается афву (прощение), считая это безвыходностью и широко распространённой проблемой. Также если по какой-то причине пришлось протереть спиртом тело или он попал на одежду и нет возможности его отмыть, то можно в этом последовать за этими учеными также в действительности тех намазов, которые были совершены в таком состоянии.
В любом случае, спирт и другие жидкие опьяняющие вещества в нашем (шафиитском) мазхабе и по мнению большинства ученых считается нечистотой. И в безвыходных положениях, даже следуя за теми учеными, которые не считали их нечистотой, нам следует не расслабляться в этом и по мере возможности быть бдительными. И нельзя забывать, что набожность кроется в уверенности.
Для более легкого определения чистоты спиртосодержащих веществ рассматривается следующее:
Одеколон, духи, лимонад, квас, пепси, основой которых является вода: Если на заводе, в котором готовят эти вещества, спирт налили в воду объемом больше 216 литров, и от этого не изменился ни цвет, ни запах ни вкус воды, то это вещество, даже имея в составе спирт, не является нечистотой и его можно пить, и даже если затем оно было разлито в маленькие бутылки.
Если при добавлении других ингредиентов, будь это красители и т.д.. изменился цвет или вкус, запах воды, то такую воду можно пить. Но в качестве очистителя[1] (для совершения омовения или подмывания) она не пригодна.
[Ахмад-хажи аль-Годобери, «Иршад аль-Авамм», 25 стр.]
[1] То есть, не разрешается подмываться, совершать малое и полное омовение соками и другими жидкостями, у которых цвет, вкус или запах изменен чистыми добавками, а если цвет, запах или вкус воды объемом 216 литров и более, изменен спиртом, то такую жидкость и пить запрещается, так как она считается мутанаджис (оскверненная вода). Если объемом воды был меньше 216 литров, то при контакте с нечистотой такая вода сразу портится и становится оскверненной, даже если оно не изменилось.
taalib.ru
Источник
Спиртосодержащая парфюмерия для мусульман
Разрешается ли пользоваться спиртовым дезодорантом или одеколоном? Можно ли совершать молитву, надушившись ими?
Если рассматривать строго и без поблажек, то непосредственно перед молитвой-намазом – нет, не стоит. Уточню, что это «нет» не проистекает из текста какого-либо аята или хадиса, а отражает взгляд значительной части ученых прошлых веков, которые, принимая во внимание то, что спиртное и все одурманивающее рассудок в Исламе запрещено, высказали мнение: сам спирт является канонически нечистым (наджас). В то же время запрет на употребление аннулируется, когда, например, вино преобразуется в уксус, и о разрешенности использовать уксус, полученный из вина, есть упоминание в Сунне как об «очень хорошей приправе»[1].
Среди богословов прошлого и современности, отвечающих на подобный вопрос, есть также мнение, что спиртосодержащие одеколоны и духи не являются запретными (харам), так как используются не для опьянения рассудка, а для устранения неприятных запахов и подчеркивают чистоту, опрятность человека[2]. Я лично согласен с таким подходом к данному вопросу, тем более что сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов.
Известный богослов Рамадан аль-Буты считает, что «пользоваться одеколоном, даже если он со спиртом, канонически допускается». В реалиях нашего времени этот богослов относит спиртосодержащие одеколоны и дезодоранты к ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемому и прощаемому[3], ведь количество наносимого на тело спирта крайне незначительно и он моментально испаряется. Также малое количество спирта в тех или иных средствах гигиены или парфюмерии, например, в шампунях или креме, относится к категории ‘умумуль-бальва[4], и верующий не должен мучить себя излишними сомнениями, которые обычно от Сатаны.
Если человек решает следовать мнениям тех богословов, которые более строго относятся к спиртосодержащим дезодорантам, духам, то сегодня среди косметических и гигиенических средств можно найти и такие, которые не содержат спирта. Если же все-таки пользоваться спиртосодержащим одеколоном, принимая во внимание мнения о дозволенности этого средства гигиены (ведь тех, что без спирта крайне мало и выбор невелик), то, даже учитывая быстрое испарение содержащегося в нем спирта и наличие приятного аромата, остающегося на протяжении дня, все-таки не стоит брызгать их непосредственно на тело, одежду прямо перед совершением молитвы-намаза, уместно будет дать несколько минут на испарение спирта.
Отмечу, что когда речь идет о спиртосодержащих кондитерских или других продуктах питания, в которые добавляется ликероводочная продукция, то следует воздержаться от употребления этого в пищу, ведь они попадают в желудок, а потому запретны, так как в достоверном хадисе сказано, что «опьяняющее в большом количестве запрещено [к употреблению] и в малом»[5].
Может ли женщина:
Пользоваться благовониями непосредственно перед намазом, идя в мечеть и т. п., но не для того чтобы соблазнять, а для себя?
Пользоваться молочком для тела, маслом для тела, в состав которых входит спирт — когда и в каких случаях? Не для того чтобы соблазнять, а для себя. Запах молочка или масла через короткое время после применения выветривается и остается очень легкое благоухание, которое можно почувствовать только лишь при близком контакте.
Можно ли молиться, ходить в мечеть в красном или ярком?
1. Лучше для улицы благовония не использовать, кроме как в малом количестве, когда аромат будете ощущать лишь вы сами. Правильным будет пользоваться ими только дома, в кругу домочадцев и родных. Но замечу, что запах чистоты и свежести всегда актуален как для мужчины-мусульманина, так и для девушки, женщины-мусульманки. Сопровождающий вас шлейф дорогих духов — это для дома и семейного круга, а для всего остального — аромат чистоты и свежести, которые являются проявлением веры мусульманки (мусульманина). И здесь использование молочка для тела и легкий аромат парфюма могут быть очень кстати. Пророк Мухаммад сказал: «Чистота [физического и духовного характера] — половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]»[6]. Согласитесь, что сегодняшние возможности поддержания чистоты тела и одежды огромны и многообразны.
2. Количество спирта ничтожно мало, к тому же он мгновенно испаряется, приятный запах еле ощутим, поэтому заострять внимания на этом совершенно не стоит.
3. Можно, но желательно исключить ярко-красный и желтый цвета. Придерживайтесь умеренности, но не забывайте об удобстве и стиле.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 849, хадис № 2051.
[2] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 18; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 25, 26.
[3] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 18.
[4] ‘Умумуль-бальва — все то, что является повсеместно распространенным и сложно обезопасить себя от этого.
[5] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 645.
[6] Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».
Источник