Можно ли делать курбан если есть долги
Совершать ли ему жертвоприношение или отдать долг?
Вопрос: Может ли должник совершать жертвоприношение в праздник? Или ему лучше вернуть долг?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Возврат долга предпочтительнее и лучше совершения жертвоприношения в праздничные дни по нескольким причинам:
1. Возврат долга является обязанностью /уаджиб/, а жертвоприношение – подтвержденным желательным действием /сунна муаккада/. Желательное не предпочитается обязательному. Даже если следовать мнению тех ученых, кто считает жертвоприношение обязательным /уаджиб/, то возврат долга все равно предпочтительнее совершения жертвоприношения. Так как жертвоприношение, если следовать мнению тех ученых, кто считает его обязанностью, становится обязательным только для того, кто у кого есть возможность его совершить, а у должника такой возможности нет.
2. Возврат долга – обязанность человека, а для жертвоприношения человек будет использовать сумму, которую отвлечет на жертвоприношение. Нет сомнений в том, что исполнению обязанности следует отдавать предпочтение перед использованием этой суммы на жертвоприношение.
3. Долг – обязанность перед другими людьми, жертвоприношение – рекомендуемое деяние, которое совершается ради Аллаха. В этом случае обязанности перед людьми отдается предпочтение.
4. В оставлении неоплаченного долга серьезный риск для человека, так как есть опасность, что в Судный День человек станет отдавать долг своими благими деяниями, если его не вернет за него Аллах. В этом серьезная опасность, так как в тот День мусульманин будет нуждаться в каждом своей благом деле.
Таким образом, стало понятно, что возврат долга является большей обязанностью, чем совершение жертвоприношения. И исключением из этого является только отсроченный на долгий срок долг, то есть такой, который по большей вероятности должник сможет вернуть вовремя, даже если сейчас совершит жертвоприношение, или если он оставил залог в счет своего долга, и в случае невозможности оплатить долг, залог послужит оплатой долга. В подобном случае на должнике не будет греха, если он совершит жертвоприношение и получит, если пожелает Всевышний Аллах, за него награду.
В «аль-Ликау-ш-шахри»Ибн ‘Усеймин. Аль-Ликау-ш-шахри № 53. Вопрос № 24.
сказано:
«Вопрос: каково положение жертвоприношения, которое закалывается в счет отсроченного долга? Считается ли оно верным, или необходимо спросить на это разрешение человека, давшего деньги в долг?
Ответ.
Я считаю, что должник не должен совершать жертвоприношение, если только это не отсроченный долг, и, если только он уверен, что, когда придет срок выплаты долга, он вернет его. В последнем случае нет греха в том, чтобы совершить жертвоприношение. А в ином – он должен собирать сумму для возврата долга. Долг очень важен, братья. Когда к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пребывал человек, на котором были долги, то он не совершал по нему погребальную молитву. Так однажды к нему принесли одного мужчину из ансаров (для совершения погребальной молитвы). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прошел несколько шагов, а после спросил: „Есть ли на нем долг?“ Ему ответили: „Да“. Он сказал: „Совершите молитву по нему“, но сам он молитвы по нему не совершил, пока не поднялся Абу Катада и сказал: „Я отдам два динара за него“. (Пророк) сказал: „(Это имущество) будет отдано человеку, одолжившему ему, а умерший ничего не будет должен?“ Тот ответил: „Да, о Посланник Аллаха!“. И тогда Пророк подошел и совершил молитву по умершему.
Когда его спросили о смерти на пути Аллаха (о мученичестве), и о том, что посредством неё человеку будет прощено всё, Пророк ответил: „Кроме долга“. Мученичество не искупает долг. Долг – не ничтожное дело, братья, спасите себя! А иначе в будущем экономический кризис постигнет страны, так как люди, которые берут в долг и пренебрегают им, в дальнейшем останутся без денег. А после них без денег останутся и те, кто давал им в долг. Этот вопрос очень важен. Аллах облегчил рабам Своим совершение поклонений, связанных с имуществом, и обязал выполнять их только тому, кто в состоянии, почему следует восхвалять Аллаха».
В своем труде он также сказал:
«Если у человека есть долг, то он должен начать с выплаты долга до совершения жертвоприношения». Ибн ‘Усеймин. Аш-шарху-ль-мумти‘. Т. 8. С. 455.
Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 41696.
А Аллах знает лучше.
Сайт «Ислам: вопрос и ответ»
Islam Q&A фатва № 112426
Источник
Тимергали хазрат Юлдашев: «При наличии 19 тысяч рублей свободных денег мусульманин обязан совершить жертвоприношение»
– Хазрат, для кого из мусульман совершение жертвоприношения является обязательным? Каковы основные положения этого обряда?
– В первую очередь надо рассмотреть значение слова «курбан». «Курбан» идет от арабского глагола «караба» – «приблизиться, стать ближе». Этот наш поступок означает приближение ко Всевышнему Аллаху. На арабском этот праздник звучит как «Ид аль-Адха», где «ид» (по-татарски произносится как «гает». – Ред.) – это «праздник». «Гает» на арабском означает «возвращение», то есть этот праздник каждый год возвращается, повторяется.
Кто же обязан совершить жертвоприношение? Есть два условия: человек должен быть совершеннолетним, и второе – имеющим достаток. Если у мусульманина дома есть свободные 18 – 19 тысяч рублей, то он обязать совершить жертвоприношение. Имея достаточно средств, отказываться от исполнения этой обязанности навлекает на мусульманина большой грех.
Для любого человека, исповедующего ислам, мужчина это или женщина, жертвоприношение является ваджибом. Ваджиб – поступок, близкий к фарду, то есть обязательному. Невыполнение действий, являющихся ваджибом – это грех. Тот, кто отрицает ваджиб-действия, становится кяфиром, неверующим. Поэтому, приносить жертву в праздник Курбан-байрам считается одним из ваджиб-действий, это повеление Всевышнего Аллаха, это предписание записано в Коране.
–Можно ли совершать жертвоприношение человеку, имеющему долг?
– Почему нельзя? Можно! Пусть и долг свой выплатит, и жертву принесет. Жертвоприношение может сделать кто угодно – должник он или не должник. Но ты должен исходить из своих возможностей и думать: «Если я сейчас сделаю жертвоприношение, будет возможность и долг свой в следующем месяце выплатить». Надо, чтобы намерение человека было в его душе. Если человек имеет добрые, благочестивые намерения, мы не можем ему сказать – не делай этого, не совершай жертвоприношения. Но долг свой в будущем тоже надо выплатить. При слове «долг» может подразумеваться разная сумма. У кого-то могут быть миллионные, миллиардные долги.
– А если у человека ипотека, которую он должен будет выплачивать всю жизнь, что такому человеку делать?
– Должен быть нисаб, то есть свободная сумма, достаточная для наступления обязательности жертвоприношения. Если для выплаты ипотеки не хватает денег, значит, у него нет свободных денег. Но если у человека есть возможность взять ипотеку, выплачивать ежемесячно взносы, думаю, 5 тысяч рублей на покупку барашка он сможет найти.
– Какие требования к жертвенному животному?
– Животное, предназначенное для закалывания, не должно быть хромым. Рога могут быть сколотые, однако не до основания. Зубы должны быть целые, хвост – на месте. Если животное немного хромает, оно тоже подходит, но лучше такое животное не брать. Овцу, хромую с рождения, можно заколоть в жертву. На арабском это является «горф» – то есть таким создано Всевышним. Но животное, захромавшее из-за травмы, не может быть жертвенным.
– Как делить жертвенное мясо?
– Мясо делится на три части. Первая часть раздается нуждающимся, неимущим, бедным, вторая – родственникам, третью часть оставляют себе. При желании ее тоже можно раздать. Мусульмане также накрывают столы в праздничный день, угощают единоверцев ужином из мяса жертвенного животного – это тоже хороший и красивый обычай.
– Если человек обозначил себе намерение совершить жертвоприношение, но не смог выполнить это намерение, как ему поступить? Может он сделать это через два-три месяца или лучше ждать следующего курбана?
– Если человек из-за нехватки денег не может заколоть в жертву животное, то он не обязан этого делать. Но если, имея деньги, он не находит времени сделать это, то обязанность за ним сохраняется, и это жертвоприношение становится обещанным. Обещание он должен выполнить как можно скорее. Бывает и так: человек намеревался заколоть животное на курбан, но закрутился-завертелся, забыл, не успел – и пропустил положенное для этого время. Не беда – сейчас возможностей очень много. Можно обратиться в наши мечети. В свободное время можно занести деньги, назвать имя, и обряд организуют в мечети. Присутствия не требуется. Работа будет сделана качественно, по всем правилам. Поэтому сейчас проблем нет.
– А обещанное жертвоприношение можно сделать в дни Курбан-байрама?
– Это две отдельные категории – обязательное жертвоприношение в день курбана и обещанное. Иногда их путают. Обещанное жертвоприношение должно быть на своем месте, обязательное – на своем. Разрешается закалывать жертвенное животное для обещанного жертвоприношения в дни Курбан-байрама. Но обязательное жертвоприношение надо сделать отдельно. Если человек одновременно двух овец покупает – пожалуйста. Если нет, сначала сделай обязательное жертвоприношение, затем выполни обещанное. Жертвоприношение праздника Курбан-байрам можно приносить только в эти три дня.
– Можно ли взять животное для жертвоприношения в долг или в рассрочку?
– Нет. Как уже сказал ранее, это должны быть свободные деньги. Должно быть личное имущество. Всевышнему Аллаху нужен не твой барашек, а твое намерение. До него дойдут богобоязненность в нашем сердце и искренность. Жертвоприношение – всего лишь обряд.
– Можно ли в жертву принести не барана, а овцу?
– Конечно, можно. В жертву закалывается парнокопытное животное. Самое распространенное животное на курбан – это баран, молодой барашек. Ему должно быть не менее года, или внешне и по весу он должен соответствовать этому возрасту.
– Что делать с деньгами от продажи шкуры заколотого животного?
– Их надо отдать на милостыню. Себе забирать нельзя. Отдашь несчастному, бедному или занесешь в мечеть – это уже твоя воля.
– Можно ли овцу заколоть от имени нескольких людей?
– У нас нет права закалывать овцу от имени нескольких людей. За одного человека закалывается одна овца. А вот корову можно пожертвовать за семерых.
– Могут ли закалывать жертвенное животное женщины?
– Нет. Женщины не могут, потому что это – дело мужчин.
– Можно ли жертвовать курдючную овцу? Из-за отсутствия хвоста, многие сомневаются.
– Как уже говорил ранее, есть понятие «горф». Аллах создал это животное таким. Он родился с такой особенностью, его природа такая – жить без хвоста. Поэтому курдючную овцу тоже разрешается закалывать на курбан.
– Каков порядок обряда жертвоприношения? Обязательно ли звать муллу? Какую молитву он читает? Если нет муллы, кто может произносить эту молитву?
– Жертвенное животное разворачиваем к Кибле, завязываем передние ноги, задние оставляем незавязанными. После этого произносим «Бисмиллу», «Аллаху акбар» и режем горло. Но перед тем как заколоть животное, произносим намерение: «Йа, Всевышний, от имени Такого-то, сына (дочери) Такого-то приношу эту жертву», – с такими словами читается молитва. Если человек не знает эту молитву, тогда он зовет муллу. Мулла заодно могут объяснить порядок совершения этого обряда.
– А можно во время совершения жертвоприношения, если не знаешь арабское произношение молитвы, читать просто ее татарский вариант?
– Конечно. Если поискать в интернете «дуа при жертвоприношении», то можно найти текст молитвы.
– Если человек в дни Курбан-байрама окажется в пути и не сможет сделать курбан, что ему делать?
– Как уже говорил, если человек имеет деньги, то может оставить деньги. Человеку, находящемуся в пути, путнику необязательно закалывать. Но если есть возможность и человек может оставить деньги на жертвоприношение – это намного лучше.
– Можно ли совершать жертвоприношение, посвятив духу умерших?
– Можно. Но сначала человек должен сделать жертвоприношение от своего имени. Главная особенность курбана: если есть деньги, сделай жертвоприношение от своего имени. А если есть деньги помимо этого, тогда можно сделать жертвоприношение за умершего близкого. Тогда во время нията (намерения) произносится имя этого человека: «Бисмиллах ир-рахман ир-рахим! Пусть воздаяние за эту жертву дойдет до Такого-то сына (дочери) Такого-то, дорогого дедушки (бабушки, отца, матери)». С такими словами читается молитва и совершается обряд.
Источник
Курбан Айт. Часто задаваемые вопросы
Курбан Айт. Часто задаваемые вопросы
В преддверии священного праздника Ид-аль-Идха, известного также, как Курбан-айт, мы публикуем часто задаваемые вопросы и ответы на них, исходя из опыт…
В преддверии священного праздника Ид-аль-Идха, известного также, как Курбан-айт, мы публикуем часто задаваемые вопросы и ответы на них, исходя из опыта прошлых лет.
Вопрос: Приближается мусульманский праздник Курбан айт. Что означает курбан?
Ответ: Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения Всевышнему Аллаху.
Вопрос: На какой день в этом году выпадает Курбан айт?
Ответ: В этом году праздник жертвоприношения Курбан-айт выпадает на 24 сентября (четверг).
Вопрос: Я слышал о посте перед Курбан-айтом, расскажите о нем.
Ответ: Первая декада (10 дней)
месяца Зульхиджа
считаются наиболее благословенными днями для поклонения Аллаху и совершения добрых дел, как об этом сообщается во многих хадисах. Одним из распространенных видов поклонения, помимо всего остального, является пост. Особенно важно держать пост в день Арафат, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (23 сентября, среда).
В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».
Вопрос: Каков уровень обязательности принесения животного в жертву?
Ответ: Согласно ханафитскому мазхабу, совершение жертвоприношения является ваджибом (обязательным). Доказательством этому служат слова Всевышнего: «Молись Господу твоему [совершая праздничную молитву] и принеси в жертву [животное]» (Аль Бакара, 108:2). А также хадис Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы».
Вопрос: Кто обязан совершать жертвоприношение?
Ответ: Для того, чтобы совершение жертвоприношения было обязательным, человек должен:
— быть мусульманином;
— быть дееспособным;
— быть совершеннолетним;
— быть свободным;
— быть мукимом, то есть не находиться в путешествии;
— обладать минимальным достатком (имуществом), с которого необходимо выплачивать закят (нисабом, который равен стоимости 85 г. золота).
Вопрос: Каких животных разрешается приносить в жертву, а каких нет?
Ответ: К жертвенным животным относятся:
1. Овцы и козы;
2. Коровы, быки и буйволы;
3. Верблюды.
Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот — двухлетнего, а верблюды — пятилетнего.
Эти животные должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:
1. слепота на один или оба глаза;
2. слабость и истощение;
3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов ( половины и более);
4. сломанный рог;
5. хромота;
6. явная болезнь.
Вопрос: Я приобрел барана на Курбан айт, но оказалось, что он кастрирован. Могу ли я его принести в жертву?
Ответ: Кастрированное животное принести в жертву можно. Абу Рафи’ рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).
Вопрос: Можно ли совершить обряд жертвоприношения в последующие дни после первого дня праздника?
Ответ: Жертвоприношение нужно совершать после праздничной молитвы. Но если человек, по каким, либо причинам не смог это сделать в первый день, он может совершить обряд во второй день, а также в третий до захода солнца.
Вопрос: Могут ли несколько человек совершить жертвоприношение вместе?
Ответ: Каждый человек может принести в жертву одного барана или одну козу. Жертвоприношение одного крупнорогатого скота или верблюда может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из семи человек. Причем все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение. Сообщается со слов Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Корова приносится в жертву за семерых и верблюд за семерых». (Абу Дауд, ан-Насаи).
Вопрос: Как нужно совершать жертвоприношение?
Ответ: Перед совершением жертвоприношения нужно сделать намерение, подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным, это-макрух. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда закалываете животное, делайте это хорошо, хорошо заточите свой ножи и закалывайте животное, не мучая его». (Муслим).
Жертвенное животное кладут на бок, поворачивают его голову в сторону кыблы, и произносят следующий аят, как дуа (это действие является желательным, но не обязательным):
«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-л-а،ламин ля шарика лях»
(Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей»).
Далее желательно произнести такбир:
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Ллаху, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, уа лилляхил-хамд».
После этого, произнося: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» и закалывается животное. Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после его полного умерщвления.
Вопрос: Нужно ли приглашать имама (муллу), чтобы он прочитал суру перед закалыванием животного?
Ответ: Присутствие имама (муллы) при закалывании животного необязательно. Необязательно также читать суры и молитвы. Главное, при закалывании произнести: «Бисмиллях. Аллаху Акбар!».
Вопрос: Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?
Ответ: Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху. История этого обряда начинается еще со времен Пророка Ибрахима, мир ему. Всевышний Аллах для того, чтобы испытать Пророка Ибрахима, мир ему, и показать всем мусульманам пример покорности, повелел ему принести в жертву его сына Исмаила, мир ему. Когда Пророк Ибрахим, мир ему, был уже готов принести в жертву сына, Всевышний Аллах, испытав его покорность, ниспослал барана для жертвоприношения и сохранил жизнь Исмаила, мир ему.
Сегодня, совершая жертвоприношение, мы делаем это как знак памяти о том, какую великую жертву готов был принести Пророк Ибрахим, мир ему. Мы также делаем это в знак благодарности за то, что Аллах сохранил жизнь Исмаилу, мир ему. Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути Пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного нельзя.
Вопрос: Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?
Ответ: Желательно (сунна) сделать это самому. Но если вы собственноручно не в состоянии совершить обряд закалывания, то вы можете уполномочить кого-либо сделать это от вашего имени. Но даже в этом случае вам желательно присутствовать непосредственно во время обряда. «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, когда совершал жертвоприношение за свою дочь Фатиму, попросил ее лично присутствовать во время обряда, сказав при этом, что с первой каплей крови, капнувшей с жертвенного животного простятся все ее предыдущие грехи». (Ибн Хиббан).
Но если человек не имеет возможности присутствовать на церемонии, он может совершить намерение, передать стоимость жертвенного животного и попросить, чтобы от его имени совершили обряд.
Вопрос: Что нужно делать с мясом? Необходимо ли его раздать полностью?
Ответ: Мясо жертвенного животного желательно (мустахаб) разделить на три части. Одну часть нужно оставить себе на нужды семьи, вторую часть оставить в качестве угощения для гостей, третью желательно раздать неимущим. Однако можно раздать и полностью.
Вопрос: Как поступать со шкурой животного?
Ответ: Шкуру животного можно оставить на собственные нужды или отдать в качестве садака. Категорически запрещено продавать шкуру и использовать деньги для себя, но можно отдать эти деньги в качестве садака.
Вопрос: Как надо проводить Курбан айт?
Ответ: В Курбан-айт надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.
Источник