Можно ли часто есть союзы
Содержание статьи
Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
Назначение союзов
В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:
Простые и составные союзы
В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.
Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
Сочинительные и подчинительные союзы
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
---|---|---|
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. | а, но, да (в значении но), зато и др. | или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др. |
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. | Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. | Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. |
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. | Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. |
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. | Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь. |
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. | Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. |
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. | Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. |
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. | Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. |
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. | Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. |
Следственные (указывают на следствие): так что. | В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. |
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. | Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. |
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь | Подчинительная связь |
---|---|
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) | Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений. |
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. | Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др. |
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. | Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. | Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет… |
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. | В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. | В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных. |
Русский язык. 9 класс. Русская речь
Учебник «Русский язык. Русская речь» является неотъемлемой частью УМК по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Учебник поиогает ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; умть видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.
Купить
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Подчинительные союзы | Союзные слова | |
---|---|---|
Простые | Составные | |
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. | потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. | что кто как когда который какой где куда откуда и др. |
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.
Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.
Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.
Источник
Союз – что это за часть речи, какими бывают союзы и как легко находить их в предложении
Служебная часть речи. Соединяет слова и предложения.
145
Автор: Алексей Морозов
Дата: 05.01.2021
Начнем с того, что союз – это служебная часть речи. То есть она сама по себе ничего не обозначает и вопрос к ней задать нельзя. «Саша и Маша» – понятно, что Саша – имя мальчика, Маша – имя девочки. А что обозначает «и»? Ничто.
Саша и Маша отвечают на вопросы «кто?», а союз «и»? К нему нельзя задать вопрос.
Союзы выполняют две функции:
- Соединяют однородные члены, то есть отдельные слова: Таня и Вика; читать или писать; качественно, но дорого.
- Соединяют простые предложения внутри одного сложного: «Шел снег и выл ветер», «Я сказал, что кот съел карасика».
Вот и все. Теперь разберем, какими бывают эти части речи.
Простые и составные союзы
Простые – это такие, которые состоят только из одного слова. Например: и, но, однако, зато.
Составные состоят из двух или большего количества слов: не только – но и, вследствие того что, до тех пор пока, потому что.
Составные союзы сложны тем, что не знаешь, где в них надо ставить запятую. Как правило, эта проблема решается просто «интонацией»: «Я готовлю салат, (пауза) потому что завтра Новый год» – «Я готовлю салат потому, (пауза) что завтра Новый год».
Курсы подготовки к ОГЭ по русскому языку – только лучшие дистанционные программы от самых талантливых учителей России
Для учеников 8-9 классов любого уровня подготовки.
Сочинительные и подчинительные
Сочинительные связывают равноправные слова и предложения. Равноправные – это когда от одного нельзя задать вопрос к другому, то есть одно другому не подчиняется.
Смотрите, два однородных члена: «светло и празднично», «читаю, но не понимаю», «спать, а не выспаться». Задайте от какого-то одного из них вопрос к другому. Это невозможно. Потому что они равноправные.
То же касается предложений: «Ты читаешь книгу, а я смотрю в окно», «Играет виолончель и плачет скрипка». Задайте от любой из частей вопрос к другой части. Не зададите, потому что они равноправные.
Подчинительные союзы могут находиться только между двумя простыми предложениями в составе сложного. Подчинительные – то есть они стоят между предложениями, из которых одно подчиняется другому, от одного можно задать вопрос к другому:
- Мне кажется (что?), что ученики не готовы к экзамену.
- Я не могу читать Лермонтова (почему?), потому что у него стихи очень грустные.
- Дорога закрыта (почему?), потому что дорожники ее ремонтируют.
3 типа сочинительных союзов
Соединительные – они как бы соединяют всё, что перечисляется, в единое целое. К ним относятся: и, да (если употребляется в значении «и»), ни – ни (этот союз соединяет что-то, но показывает, что этого всего нет), не только – но и, как – так и, тоже, также.
Примеры:
- А у него все блин да пирог, блин да пирог. То есть и блин, и пирог. И то, и другое.
- Ни кола, ни двора. То есть вообще ничего нет.
- Я взял не только тетрадь, но и ручку = и тетрадь, и ручку.
- Я захватил палицу, дубинку, а также копье. Короче, все три вида оружия.
Платные и бесплатные курсы подготовки к ВПР по русскому языку – только лучшие учебные программы и преподаватели
Актуально для учеников всех возрастов.
Противительные. Они нужны для того, чтобы противопоставить один предмет другому. К ним относятся: а, но, да (если употребляется в значении «но»), зато.
Примеры:
- Я работаю, а кот только ест. С помощью союза «а» я противопоставил себя коту.
- Яблоки дорогие, зато сладкие. Противопоставляется цена и качество.
- Дорого, да мило, дёшево, да гнило. Тоже противопоставление, но уже с помощью союза «да». Обратите внимание, он здесь равен по значению союзу «но», а не союзу «и» как в списке выше.
Разделительные. Они используются, когда надо выбрать что-то одно из двух. Союзы этой группы: или, либо, или – или, то – то, не то – не то, то ли – то ли.
Примеры:
- Не то снег, не то дождь. То есть либо снег, либо дождь, просто непонятно.
- Выбирай: или он, или я.
- То ли зверь, то ли птица. То есть животное в конечном итоге окажется либо зверем, либо птицей.
8 типов подчинительных союзов
Вот тут разновидностей побольше.
Изъяснительные – помогают «изъясняться», то есть высказывать свою мысль. Это союзы «что», «чтобы» и (редко) «будто». «Я хочу сказать, что вы должны…», «Я хочу сказать, чтобы вы взяли тряпку и…»
Временные – нужны для указания времени: когда, только лишь, едва, пока. «Когда ей священник на палец // Надел золотое кольцо, // Из глаз ее горькие слезы // ручьем потекли на лицо», «Едва забрезжил рассвет, мы отправились в путь».
Причинные – помогают сказать о причинах того или иного события: потому что, из-за того что, оттого что, ибо. «Я не катался с горки, ибо я просто не хотел кататься», «Вы нервничаете, потому что вы не готовы к экзамену».
Целевые – нужны для того, чтобы сказать о целях. Главный целевой союз – «чтобы», к нему могут примыкать слова «для того», «ради того». «Я искал эту книгу для того, чтобы подарить тебе».
Условные – позволяют указать условие, из-за которого действие произошло или не произошло. Чаще всего используется союз «если», иногда – «раз»: «Раз ты не хочешь есть пирог, я его съем», «Если тебе скучно, иди гулять».
Уступительные – показывают, что действие произошло несмотря на что-то. Союзы этой группы: несмотря на то, что; хотя; пускай. «Хотя злилась вьюга, настроение у нас было чудесное». «Несмотря на то, что я зол, я заставлю себя улыбаться».
Сравнительные – сравнивают одно с другим: как, будто, словно. «Он так смотрит на меня, как будто хочет съесть».
Следственные – показывают последствия какого-то действия. Самый частый союз этой категории – «так что». «Приближался шторм, так что вы должны быть благодарны судьбе за ваше спасение».
Где писать союзы, когда строишь схему предложения
Все сочинительные союзы, которые связывают простые предложения в сложном, всегда ВНЕ скобок. Запомните это. То есть на схеме они будут выглядеть так:
Все подчинительные союзы – всегда внутри предложения, которое они подчиняют:
Правописание союзов
Направляю вас на восемь своих статей. Они все очень маленькие, читаются за 2-3 минуты. Я в начале объясняю правило простым языком, а потом еще говорю, как надо объяснять в школе. Итак:
- Как пишется Как ни.
- Как пишется Потому что.
- Как пишется Поэтому.
- Как пишется Тоже.
- Также или Так же – как правильно.
- Правописание союза Вследствие.
- Правописание слова Чтобы.
- Правописание слова Несмотря на.
Напишите, пожалуйста, как вам эта статья и статьи по правописанию. Если есть пожелания к материалу – с радостью их учту и внесу правки.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Источник
Готовимся к ЕГЭ. Занятие 17. Союз. Морфология и правописание
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». В этом занятии речь пойдет о морфологии и правописании союзов. Тема большая, но впереди каникулы, можно считать это заданием на отдых!
Занятие 17. Союз. Морфология (грамматическое значение) и комментарии. Сочинительная, подчинительная и присоединительная синтаксическая связь. Правописание раздельно сочинительных союзов то есть, то бишь и слитно союзов тоже, также, зато, насколько… настолько, присоединительных союзов причём, притом, отчего. Правописание подчинительных союзов чтобы, чтоб, оттого что, потому что и вводного слова итак, выступающего в роли союза. Учимся создавать высказывания
I. Союз — служебная часть речи, которая используется для связи самостоятельных частей речи в предложении и самих предложений, например: На большой ёлке, что росла напротив моего дома, расположились вороны и сороки.
Морфологический разбор союза.
- Синтаксическая функция союзов — роль скрепляющих элементов как членов предложения, так и предложений. По своей синтаксической функции союзы делятся на сочинительные, подчинительные, присоединительные.
- Грамматические значения.
- Структурное строение.
Комментарии к морфологическому разбору
1. Сочинительные, подчинительные и присоединительные союзы получили своё название от типа синтаксической (грамматической) связи самостоятельных частей речи в предложении и самих предложений — сочинительной (сочинения), подчинительной (подчинения) и присоединительной (присоединения).
Сочинительная синтаксическая связь устанавливает равноправные отношения между самостоятельными частями речи, которые в предложении становятся членами предложения, и самими предложениями. Это выражается в том, что при сочинительной связи от одного члена предложения или предложения нельзя поставить вопрос к другому члену предложения или предложению, например:
1) Маша и Петя пошли сегодня в школу. — Существительные Маша и Петя в этом простом предложении выступают в синтаксической роли подлежащих, и эти подлежащие соединены между собой сочинительной связью как однородные члены предложения.
2) Маша сегодня пошла в школу, и Петя отправился вслед за ней. — В этом сложном предложении при помощи сочинительной связи соединяются два равноправных простых предложения, отчего всё предложение получило название сложносочинённого.
Скрепляющим элементом членов предложения и предложений-частей в сложносочинённом предложении выступает сочинительный союз и.
Подчинительная синтаксическая связь устанавливает отношения подчинения, зависимости между самостоятельными частями речи — членами предложения и самими предложениями. Это выражается в том, что при подчинительной связи от одного члена предложения или предложения можно поставить вопрос к другому члену предложения (составить словосочетание) или предложению, например:
1) Маленькая Маша играла в куклы. — В этом простом предложении подчинительной связью соединены существительное Маша (подлежащее) и прилагательное маленькая (определение), глагол играла (сказуемое) и существительное с предлогом в куклы (дополнение).
Задание. Соедините вопросами все указанные части речи — члены предложения.
2) [Петя видел], как (маленькая Маша играла в куклы). — В этом сложном предложении от одного простого предложения (главного, заключённого в квадратные скобки) можно поставить вопрос к другому простому предложению (придаточному, заключённому в круглые скобки): Петя видел (что?), как маленькая Маша играла в куклы. От подчинительной связи, с помощью которой соединены главное и придаточное предложения, всё сложное предложение получило название сложноподчинённого.
Подчинительные союзы соединяют только простые предложения в составе сложноподчинённого (в данном случае союз как), члены предложения подчинительными союзами не соединяются.
Присоединительная синтаксическая связь употребляется в высказывании, разделённом на две части. Присоединяемая вторая часть выступает уточнением, пояснением, добавочным суждением, развитием мысли первой части. При этом на вторую, присоединяемую, часть падает логическое ударение. Присоединяться могут и члены предложения, и предложения, например:
1) В свободное время Иван пел, и замечательно. — Присоединяется в простом предложении обстоятельство, выраженное наречием, при помощи союза и.
2) В свободное время Иван пел, притом он делал это замечательно. — Присоединяется в сложном предложении второе простое предложение к первому с помощью союза притом.
2. Сочинительные союзы по передаваемым ими грамматическим значениям делятся на:
- соединительные — и, да (в значении и), тоже, также, а также, ни… ни и т. д. Маша и Петя пошли сегодня в школу.
- разделительные — или, либо, то… то, не то… не то, то ли… то ли и т. д. Не пойму, дождь или снег на улице.
- противительные — а, но, да (в значении но), зато, однако, хотя, как и т. д. Это не дождь, а снег.
- сопоставительные — так… как, если не… то, настолько… насколько, не только… но и и т. д. Я так знаю математику, как хватает способностей.
- пояснительные — или, то есть, то бишь и т. д. Саша необыкновенный, то есть просто замечательный, человек.
Задание. Посмотрите ещё раз примеры и определите, какие слова — части речи в каждом предложении соединены союзами. Проследите, как с помощью союзов соединяются, разделяются, противопоставляются, сопоставляются и поясняются понятия, заключённые в этих словах.
Подчинительные союзы по передаваемым ими грамматическим значениям делятся на:
- определительные — какой, который, чей, где, куда, откуда… [В дверь вошёл человек] (какой?), которого я видел из окна.
- изъяснительные — что, чтобы, будто, как, как бы не, ли… [Посмотри] (что?), не пришел ли кто.
- временные — когда, пока, покамест, в то время как… В то время как занималась заря (когда?, в какое время?), [корабли уже вышли из гавани].
- причинные — потому что, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, так как… [Я пишу стихи] (почему?, по какой причине?), потому что не могу иначе.
- следствия — так что (придаточные предложения следствия, соединяемые этим союзом, обозначают следствие причины, заключённой в главном предложении). [Он оделся тепло], так что мороз ему не страшен. (Мороз ему не страшен, вследствие того что он тепло оделся).
- целевые — чтоб, чтобы, дабы, для того чтобы, лишь бы, с тем чтобы… [Марина старалась вести себя хорошо] (для чего?, с какой челью?), для того чтобы её не наказали.
- сравнительные — как, словно, будто, как будто… [Снег сыпал так тихо] (как?), словно природа замерла на время.
- условные — если, как, коли, ли… ли, раз… то, если… то и т. д. Если выйти в мороз без шапки (при каком условии?), [ можно заболеть].
- уступительные — хотя, несмотря на то что, пусть (пускай)… Несмотря на то что идёт дождь (хотя что?, несмотря на что?), [всё равно пойду гулять].
Задание. Определите, где в простом предложении употреблён производный предлог и где в сложноподчинённом — союз.
1) Вследствие того что автор не закончил повесть, её не взяли в издательство.
2) Вследствие прошедших обильных дождей урожай картофеля оказался под угрозой.
Присоединительные союзы — и, да и, причём, притом, затем, отчего… Он учился хорошо, причём по всем предметам.
3. Как видно из примеров, союзы по структуре подразделяются на:
1) одиночные (и, да, тоже, чтобы и т. д.)
2) повторяющиеся (и… и, то… то, ли… ли и т. д.
3) двойные (так… как, не только… но и, настолько… насколько и т. д.).
ВАЖНО! Союзы, так же как и предлоги, могут быть сложными и состоять из нескольких частей (то есть, не только… но и, несмотря на то что и т. д.), но представляют собой одно слово.
Дополнительные сведения
1. Кроме союзов, в сложноподчинённом предложении в качестве связки главной и придаточной частей употребляются союзные слова: местоимения что, который, какой, наречия как, когда, куда, где. От союзов они отличаются синтаксической функцией: союзные слова самостоятельные части речи и выступают членами придаточного предложения, их можно заменить самостоятельными частями речи; союзы служат только для связи главной и придаточной частей и членами предложения не являются. Сравните:
1) [Я знаю], (что скоро будет). — Союзное слово, местоимение, подлежащее, можно заменить существительным в именительном падеже: Я знаю, зима скоро будет. Обратите внимание, что на союзное слово падает логическое ударение.
2) [Я знаю], что (скоро будет зима). — Подчинительный союз. В придаточной части к нему нельзя поставить вопрос ни от какого члена предложения. Находится в предложении в безударной позиции.
2. Обычно границу между сочинительным и подчинительным союзом провести легко, но есть и омонимия сочинительных и подчинительных союзов, например союз как. Сравните:
1) [Ученик не знает] (чего?), как (решить эту задачу). — Союз как находится в придаточном предложении и относится к подчинительным.
2) Брат работает на заводе как инженер. — Союз как связывает сказуемое работает и обстоятельство инженер в простом предложении и относится к сочинительным.
3. Один и тот же союз может употребляться с разным значением, от чего зависит и постановка знаков препинания в предложении. Например, сочинительный союз или может иметь как разделительное значение, например: Маша хочет научиться писать или читать, так и пояснительное, например: Перед вами бегемот, или гиппопотам (бегемот он же и гиппопотам).
II. Некоторые сочинительные и присоединительные союзы на слух неразличимы с сочетаниями наречий и местоимений с предлогами и частицами. Главное при выяснении части речи в предложении помнить, что: а) к союзу как служебной части речи нельзя поставить вопрос, б) заменить самостоятельную часть речи можно только синонимичной или аналогичной самостоятельной, а служебную — служебной.
1. Пишутся раздельно синонимичные сочинительные пояснительные союзы то есть, то бишь, например: Пили по-обыкновенному, то есть очень много. (А. Пушкин)
Задание. Союз то бишь относится к устаревшим. Произнеся сегодня фразу Третьего дня, то бишь позавчера, мы были с подругой на выставке картин, какой нюанс мы ей придадим?
2. Пишутся слитно 1) соединительные союзы тоже, также 2) противительный зато 3) сопоставительный настолько… насколько 4) присоединительные причём, притом, отчего.
Соединительные союзы тоже и также синонимичны друг другу, и оба синонимичны союзу и, например: Я тоже (я также, и я) хочу учиться в этой школе.
Союзы тоже, также нужно отличать от местоимения то и наречия так с частицей же.
Сочетания указательного местоимения то с частицей же и наречия так с частицей же содержат в себе сравнение-соотношение: местоимения с предметом (то же самое лицо, явление), наречия — с признаком действия. Сравниваемые аналогичные предмет и признак действия содержатся в контексте или логически выводятся из него. Частицу же при этом вообще можно опустить. Например:
1) Я получил по математике двойку. То же повторилось и по русскому (то же самое событие повторилось).
2) В прошлом году всё лето стояла хорошая погода. Так же было и в этом году (так и в этом году; так, как в прошлом).
Часто при указательном местоимении то с частицей же находится местоимение что, а при наречии так с частицей же — наречие как. Например:
1) Я читал то же, что и мой друг (читал то же самое, что и мой друг; читал книгу, что и мой друг).
2) Нынешнее лето дети проведут так же, как и предыдущее (так, как предыдущее; хорошо, как предыдущее).
Задание. Попытайтесь объяснить, почему выражение в то же время пишется только так и не иначе. Приведите пример предложения с этим выражением.
Противительный союз зато синонимичен по значению противительному союзу но и устанавливает между членами предложения и предложениями отношения противопоставления, например: Становилось прохладно, зато (но) не так сыро.
Данный союз нужно отличать от предлога за с указательным местоимением то. При употреблении предлога с местоимением следует помнить, что указательное местоимение то в этом случае определяет следующее за ним существительное, например: Девочка спряталась за то дерево (за соседнее, за большое дерево).
Задание. Противительные союзы но и зато не всегда синонимичны. Исходя из оттенков значения выберите, какой из союзов вы поставите вместо многоточия в предложении Мы пришли в гости, … никого не оказалось дома. Какие ещё противительные союзы подходят в этом случае?
Двойной сопоставительный союз насколько… настолько синонимичен повторяющемуся союзу как… так и, например: Насколько Саша правдив, настолько и приветлив (как правдив, так и приветлив).
Этот союз нужно отличать от местоимений с предлогом на сколько, на столько, выступающих в значении счёта, например: На сколько Алёша поправился в лагере, на столько похудел дома от болезни (поправился на пять килограммов, похудел на пять килограммов).
Присоединительные союзы причём, притом, отчего, употребляются в присоединительных конструкциях в простом и сложном предложении, например (обратите внимание на приведённые в скобках синонимы):
1) Выступление оратора было интересным, причём (притом, в том числе) всем присутствующим.
2) Солнце стояло высоко, притом (причём, но) жара немного спала.
3) Саша в мороз ходил без шапки, отчего (почему) и заболел.
От союзов необходимо отличать сочетания предлогов с местоимениями при чём, при том, за тем, от чего, которые никогда не употребляются в присоединительных конструкциях.
Сочетание при чём употребляется в вопросительных предложениях: При чём тут вы?, а также в ответе на этот вопрос: Я здесь ни при чём.
Задание. Объясните написание частицы ни в этом выражении.
Сочетания с указательными местоимениями при том, за тем определяют следующие далее существительные:
1) При том заводе имеется медпункт. (а не при этом; при большом заводе)
2) За тем зданием начинается пустырь. (а не за другим; за новым зданием) (Ср. наречие: Я поем, затем (потом) посплю.)
Сочетание от чего в вопросительных предложениях всегда указывает на существительное с предлогом от, например: От чего эта деталь? От радиоприёмника. Это сочетание нужно отличать от причинного союза отчего, синонимичного союзу почему, например: Отчего (почему, по какой причине) пасмурно? Солнце скрылось (потому что солнце скрылось).
III.