Можно ли быть вместе кумовьям

Можно ли жениться кумовьям в православии, мнение церкви

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Духовные нормы и гражданские законы — это абсолютно разные вещи. Вопрос: можно ли жениться кумовьям, в гражданском праве не вызывает сомнений, потому что такие законы не предусматривают ограничения брака по этому принципу. Проблема заключается в желании венчаться в церкви.

1056

Почему нельзя жениться на куме

Между двумя людьми, принимающими участие в святом таинстве крещения ребенка, впоследствии возникают романтические отношения, которые приводят к свадьбе. Начались подготовительные действия, но при желании венчаться в церкви возникла проблема. Оказалось, мужчина, и женщина не могут заключить духовный союз в церкви, и возникает вопрос, можно ли жениться православным кумовьям.

Эта проблема больше надуманная и возникает из-за неверного толкования духовной связи между участниками обряда крещения. Такие вопросы следует изучить с точки зрения православной веры, а не других суждений. Но Церковь сформировала неоднозначное отношение к сексуальным отношениям и браку между крестными родителями.

Ранее такие брачные отношения запрещались императором Юстинианом, который считал, что крестные люди по факту крещения становятся духовными родственниками. Целостность духа превыше физического тела. Однако Синод православной церкви России дал разъяснение по этому вопросу еще 1810 году. Брак запрещался между крестными родителями и крестником, а также между крестником одного и того же крестного.

Вступать в брачные отношения кум и кума могут, потому что они не являются кровными родственниками, не ведут к кровосмешению, и такой союз не запрещаются церковью.

Можно куму жениться на куме

Когда два человека разного пола выступают крестными родителями, они дают клятву не вступать в сексуальные отношения. Таким образом, получается, что они не могут пожениться. Этим положением руководствуются многие священные служители, интерпретируя неверно положение «духовного родства».

Церковь не имеет однозначного ответа по этому вопросу, несмотря на разрешение такого брака Синодом. Но если кумовья решили пожениться и совершить таинство венчания в православной церкви, то следует спросить согласие епископа епархии. Но если это считается грехом, то где логическое объяснение получить разрешение на грех. В любом случае здесь можно поступать либо по совести, либо по зову сердца.

Многие священные служители, говоря о запрете брака, просто подстраховываются, не разбираясь в сути проблемы. Если руководствоваться постановлением Вселенского Собора, то брак невозможен:

  • между крестным, крестницей и матерью крещеного ребенка;
  • крестной, крестником и отцом ребенка.

Другие ситуации возможны. Следовательно, крестный отец и крестная мать могут вступить в брак.

Иногда неверное толкование доводит до разрушения семьи любящих людей. Когда одна семья услышала, что нельзя вступать в брак крестным родителям, то расторгла брачные отношения. Прежде чем делать быстрые выводы следует изучить проблему и спросить мнение православного священника.

Господь всегда с Вами!

Источник

Может ли кум жениться на куме? — Храм преподобного Сергия Радонежского

Иерей Тимофей Куропатов

Недавно ко мне в храм пришли молодые люди, очень удрученные… Они хотят венчаться, однако уже несколько батюшек, к которым они подходили, отказывали им в совершении над ними Таинства Брака, как только узнавали, что они оба являются крестными одного ребенка. Я был несколько удивлен таким решением священников, учитывая важность таинства брака, особенно в наше время, когда вообще мало кто решается не только венчаться, но и даже расписываться в ЗАГСе.

Честно говоря, я был не готов решить эту проблему и сразу им помочь не смог. Пришлось посмотреть церковную литературу, интернет, посоветоваться со священниками. И вот что мне стало известно по этому вопросу.

Многие священники, церковнослужители, свечницы и уборщицы в храмах считают и, более того, активно проповедуют, что крестному и крестной одного ребенка нельзя вступать в брак, так как между ними во время Таинства Крещения ребенка возникает духовное родство, препятствующее им быть мужем и женой.

Первый, вполне законный вопрос: откуда известно об этом «духовном родстве», какие каноны его определяют?

Если обратиться к церковной истории, то мы увидим, что начиная с Vl-ro и до XII века происходило развитие идей духовного родства и формировалось все более строгое к нему отношение. Если при императоре Юстиниане запрещалось жениться только крестному на своей крестнице (сер. VI века), то впоследствии отцы Трулльского Собора (691- 692 гг. в Константинополе) в 53-м правиле запретили брак и между восприемниками и родителями воспринятых: «сродство по духу есть важнее союза по телу», потому, в частности, «воспринимающие детей от святого Крещения не должны вступать в брак с матерями их вдовствующими». Еще позже Константинопольский синод при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.) определил, что наличие духовно¬го родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку.

Читайте также:  Можно ли есть фундук из крыма

К нам на Русь правила о кумовьях попали из Номоканона (Номоканон — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI VII веках и впоследствии дополненные).

«Правило 209.
…О духовнем сродстве.
Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелева¬ем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Аще ли совокупятся, имеют запрещение лет седмь надесять и метании по вся дни сто, сухо ядуще среду и пяток. Прощаяй же сих, да будет проклят.
О друзем сродстве духовнем.
Два некая, иже не имеют кого сродника, аще детца их един кум крестит, сиречь, от купели святаго крещения при¬емлет, дети оны да не приходят в брако причастие, до осмаго
степене. Понеже братия суть. Един бо отец роди тех духовный святым крещением».

Как видим, эти правила неимоверно строги, хотя если почи¬тать Номоканон внимательно, то можно увидеть, что многие правила сегодня совершенно не исполняются, некоторые неприменимы и, даже более того, и в наше время изменя¬ются, например: «Правило 175: Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним, ниже поминают и разве аще бяще изум¬лен, сиречь, вне ума своего. По четвертому надесять ответу святаго Тимофея Александрийскаго». И сравним это правило с постановлением Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года — Чин молитвеннаго утешения сродников, живот свой самовольне скончавшаго (https://www.patriarchia. ru/db/text/1586949.html).

Еще, что вполне очевидно, правила Номоканона относи¬тельно духовного родства исходят не от апостольских поста¬новлений или соборов первых веков (эти правила не имеют никаких ссылок на подобные постановления), а от более поз¬днего светского императорского законодательства, и только позднее вплетаются в церковные нормы. Но, тем не менее, эти правила Номоканона на много лет определили отношение к духовному родству на Руси.

Современное отношение к проблеме. Указы, действующие в РПЦ.

Теперь хочется указать на положение дел относитель¬но духовного родства в нашей Церкви. С одной стороны, укоренилось мнение, что кумовья вступать в брак не могут. Но, с другой стороны, мы живем по постановлениям и ука¬зам, принятым на Вселенских соборах и в нашей Русской Православной Церкви. И никто не отменял указа Святейшего Синода от 19 января 1810 года, который опирается на 53-е правило VI Вселенского собора, и признает духовное родство только между крестным, крещаемым и родителями крещен¬ного. Также следует заметить, что этот указ отрицает духов¬ное родство между детьми крестного и крещаемым, между крестным и крестной одного и того же младенца, ссылаясь на Требник, где сказано: «При святом крещении требуется один восприемник: если крещаемый мужского пола — муж-воспри¬емник; если женского — только восприемница».

Впоследствии Святейший Синод в 1937 году подтвердил указ от 1810 года и добавил : «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, то не напечатано и весь¬ма неизвестно».

Эти указы нашей Церкви действуют и сейчас. Их никто не отменял. Следовательно те, кто утверждает, что брак между кумовьями или их детьми невозможен — идут против действу¬ющих постановлений Русской Православной Церкви.

Кроме вышеприведенных указов, нужно обратиться и к исторической перспективе. Как совершалось Крещение в древней Церкви?

В древности к каждому желающему стать христианином прикреплялся верующий человек, который обучал его основам веры. Если же крестили младенцев, то крестными выступали сами родители.

«По обычаю Древней Церкви, в Крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это выте¬кало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница — крестные отец и мать. Кодекс императора святого Юстиниана I (534 г.), запрещающий брак между восприемником и воспри¬нятой, еще не рассматривает возможность брака между вос¬приемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII веке и легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал епископ Римский святой Лев I Великий (440-461 гг.), в 813 году Майнцский Собор осуждал эту практику, но она прочно укоренилась.

Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской Церкви он рас¬пространился уже в XIII веке. Этой практике противодейство¬вали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV века участие в крещении младенца двух восприемни¬ков, крестного отца и крестной матери — не встречало более возражений со стороны церковной власти». (Православная Энциклопедия, статья «Восприемники»).

Читайте также:  Можно ли есть гематоген на голодный желудок

«Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купе¬ли и восприемником того же пола, что и восприня¬тый (кумовство). Поскольку согласно канонам при Крещении требуется один восприемник того же пола, что и крещаемый, второй восприемник явля¬ется данью традиции и, следовательно, нет кано¬нических препятствий для заключения церковного брака между восприемниками одного младенца. Строго говоря, по той же причине между крес¬тным отцом и его крестницей и между крестной матерью и ее крестником также не существует духовного родства. Однако благочестивый обы¬чай запрещает такие браки, поэтому во избежа¬ние соблазна в таком случае следует испросить специальных указаний от правящего архиерея». («Настольная книга священнослужителя», издание Московской Патриархии, М. 1983 г.).

Если говорить о роли крестного, то очевидно, что первостепенная его задача — научить крест¬ника основам веры. И это главное. А дальше хоть два крестных, хоть шесть (на Украине бывает и такое) — не имеет никакого значения.

Крестные даются крещаемым не для числа и не для духов¬ного сродничества, а для научения и помощи во спасение души.

А если мы согласно отцам Церкви, постановлениям Святейшего Синода, тексту Требника и церковной истории считаем, что крестный должен быть только один, то не может быть и речи о невозможности брака с человеком, которого просто назвали, по народной традиции, кстати, пришедшей от католиков, вторым крестным.

И напоследок

Один мой знакомый священник рассказывал, что его матушка не берет себе в крестники нико¬го, чтобы впоследствии ее дети могли сочетаться браком с детьми ее знакомых и друзей из хоро¬ших православных семей.

Также слышал совершенно достоверные истории от своих знакомых священников о супругах, которые, став крестными у одного крещаемого и впоследствии воцерковившись, расторгали свой брак. Вот это, на мой взгляд, самая настоящая духовная трагедия, которая вырастает всего лишь из неверного понимания двух слов — «духовное родство».

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что многие, говоря о запрете на брак между кумовьями, просто перестраховываются, не до конца разобравшись в проблеме, и несколько побаиваясь не понимаемого ими понятия духовного родства. Но мы, чада нашей Церкви, должны руководствоваться постановлениями, принятыми в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постановления VI Вселенского Собора и гласят, что брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого, и все. Все остальные случаи — дозволительны.

Источник

Почему кумовьям нельзя жениться?

В жизни случаются такие ситуации, когда сердцу не прикажешь. Что делать, если образуются такие союзы, когда кумовья собираются вступить в брак друг с другом? Оказывается, что у Загса и церкви на этот счёт имеются абсолютно разные мнения и законы.

Традиция или правило?

У разных народов мнение насчёт крестных родителей разнится – где-то не принято иметь сразу двух родителей, а только одного. Где-то по церковным правилам у ребёнка не может быть единственного крестного, их обязательно должно быть двое – мама и папа. Прежде всего, нужно понимать, что нет такого закона, который ограничивал или запрещал бы количество крестных родителей. Всегда так было – родители решают сами, хотят ли они следовать традициям. Но правило, которое бы обязывало иметь крестных нет.

Кумовьям нельзя жениться – что делать, если возникла такая ситуация?

Насколько известно, крестными родителями могут стать только те, кто ещё не состоит в официальном браке или отношениях в целом. Именно поэтому не редкость, что новоиспеченные крестные могут обратить внимание друг на друга и начать отношения.

Есть документ, который подтверждает, что когда-то подобные браки были запрещены, ещё времена императора Юстиниана. Он объяснял это так, что во время крещения ребёнка крестные родители обретают особую духовную связь, которая связывает каждого из них не только с крестником, но и друг с другом. И поэтому такие браки приравнивались к браку с собственным ребёнком, а значит – были под категорическим запретом.

В дальнейшем церковь изменила своё решение, так как по мнению Синода русской церкви кум и кума не являются родственниками и кровного родства у них нет. Поэтому они могут вступать в брак, но только с разрешения епископа. Но так как вера – это дело каждого, если пара религиозна и хочет сделать все по правилам, следует подать прошение главному правящему архиерею, чтобы он разрешил этот союз и благословил влюблённых.

С точки зрения современности – ЗАГС распишет пару в любом случае, не важно являются ли влюблённые крестными родителями одного ребёнка или нет. Но, опять же – если пара не религиозна и не придерживается религиозных правил и традиций, то и решение принимать только им.

Читайте также:  Можно ли грудничку есть творог с кашей

Венчание кума и кумы с точки зрения церкви

Если пара кроме росписи в Загсе решила обвенчаться и не знает разрешено это или нет, следует обратиться в церковь и поговорить со священнослужителем. Он расскажет о священных правилах и о том, как правильно подать прошение верховному архиерею епархии.

Венчание проводится точно также, как и для любой другой пары. Важно знать, что обвенчаться молодожены смогут только после официального заключения брака в Загсе. То единое правило, которое применяется ко всем, кроме особых исключений, когда один из новоиспеченных супругов должен принять участие в военных действиях или при сильном заболевании, угрожающем жизни человека, а также в случае дальнейшего длительного вынужденного расставания будущих молодожёнов.

Поэтому подобные слухи и рассказы о том, что кумовьям нельзя жениться – это следствие:

  • Неправильной трактовки священных писаний;
  • Незнание правил церкви;
  • Суеверия;
  • Безграмотность православного населения;
  • Слухи и выдумки.

Среди людей существует такая информация, что в момент крещения ребёнка – приемные родители перед богом отказываются друг от друга, что они становятся от возможности и мысли, что между ними возможен брачный союз. Это неверное утверждение, так как нет никакого священного писания или любого другого источника, который мог бы подтвердить эту информацию. И в случае обращения к архиерею, который хорошо знает все священные писания и правила церкви – священнослужитель опровергнет эти ложные домыслы и убеждения.

Источник

Почему крестным нельзя жениться?

Дилемма, касающаяся вопроса «Могут ли жениться крестные родители, крестившие одного малыша?» волнует немало народа. В этом списке находятся как сами крестные родители, так и кровные родители ребенка. Если при выборе крестных руководствоваться тем принципом, что находящиеся в отношениях люди не могут стать крестными родителями, то, в таком случае, между свободными от отношений крестными вполне вероятно могут завязаться теплые и нежные отношения.

Молодая полюбившая друг друга пара начинает строить свои отношения и уже планировать свою свадьбу, как вдруг узнает о страшном факте, что им запрещено жениться. Как же поступить с образовавшейся проблемой? Могут ли пожениться кумовья или все-таки не стоит играть с судьбой? Недаром ведь подобного рода союзы на протяжении долгого времени считают запрещенными.

Почему крестным нельзя жениться? Стоит ли звать куму замуж

  • Важно понимать, что подобного рода ситуацию нужно рассматривать, в первую очередь, базируясь на законах церкви, а не руководствуясь в принятии такого судьбоносного решения на всякого рода суевериях. Стоит отметить, что церковь крайне неоднозначно относится к отношениям интимного характера, а также непосредственно к заключению брака между крестными родителями одного ребенка. Доподлинно известно, что в давние времена подобные браки находились под запретом со времен правления Юстиниана. Он аргументировал это тем, что в момент проведения таинства крещения, крестные родители вступают между собой в духовное родство ровным счетом так же, как и со своим крестником.
  • Сложившаяся ситуация была в корне изменена указом Синода РПЦ. Этот приказ был введен в действие в январе 1810 года. Там говорилось лишь о том, что узы брака запрещены между крестными родителями и их крестниками. Так же, под запрет попали и браки между мужчиной и женщиной, имеющих в лице крестного одного и того же человека. Снятие запрета с бракосочетания между кумовьями было объяснено тем фактом, что они не состоят в кровном родстве, а значит церковью такого рода отношения не запрещены.

Можно ли выходить замуж за кума

Во время проведения обряда крещения, новоиспеченные крестные родители дают клятву перед Богом, что ни при каких обстоятельствах не будут вступать друг с другом в отношения, носящие интимный характер. Этот обряд имеет место и по сей день, невзирая на принятый в 1810 году Синодом указ, о котором говорилось ранее.

Несмотря на то, что с момента принятия указа прошло уже более двух столетий, церковь все еще не может принять единое решение касательно факта, могут ли все-же крестные родители (крестившие одного ребенка) вступать в брачный союз. В связи с этим, прежде чем принять окончательное решение о заключении подобного рода брака, нужно обратиться в церковь и получить разрешение на данный союз. Хотя, если подумать, выполняется данный «ритуал» скорее для успокоения собственной совести, нежели для соблюдения каких-либо законов. Ведь если бракосочетание между кумовьями и правда грех, то, по меньшей мере, странно просить на это разрешения.

В заключении

Подводя итог всему вышесказанному хочется сказать следующее: если в жизни сложилось так, что между крестными все-таки появились некоторые чувства, то выход лишь один: или следовать законам Бога или же велению разума и голосу сердца. Помните о том, что какой бы выбор Вы ни сделали, на дальнейшей судьбе Вашего крестника это ни коим образом не отразится. Однако, если довериться слухам, подобные браки могут быть чреваты только для женившихся крестных родителей. Говорят, что эти браки отличаются своей непродолжительностью.

Источник