Можно ли быть в синагоге при месячных

Можно ли в церковь с месячными?

можно ли в церковь с месячными

Можно ходить с месячными в церковь или нет?

в церковь с месячными можно, а в синагогу нельзя.

Многих женщин беспокоит важный вопрос: можно ли заходить в церковь во время менструации.

Посещение Святых мест во время критических дней. Что говорят священники? Почему МОЖНО и нужно посещать в эти дни церковь.

И что на самом деле нельзя. Есть ли запрет канонический запрет заходить в церковь с месячными?

Практика, запрещающая женщинам во время месячных прикладываться к иконам, принимать святую воду, брать благословения у священника и участвовать в Таинствах Церкви, кроме Таинства Евхаристии и Крещения, не подтверждена ни правилами святых отцов, ни постановлениями Святых Соборов.

Что есть по состоянию на сейчас в канонической плоскости: Православные и католические церкви не издавали официального запрета на посещения Святых мест или храмов во время т.н. «женских дней». Более того — женщины, которые посещают католические, протестантские, лютеранские и другие церкви вообще не задаются такими вопросами, т.к. в этих церквях более лояльны к женщинам и ВСЕГДА разрешают во время месячных или сразу после родов, посещать храмы.

Обращаем Ваше внимание — что в большинстве помесных православных церквей — совсем не стоит этот вопрос, т.к давно отдельно дали разъяснение на этот счет. Например, в Греческой, Сербской и т.д. Не издали такого разъяснения (спросите у своих священников почему?) только в т.н. церквях из орбиты РПЦ МП. (притом что в РПЦ зарубежной тоже нет запретов)

Запрет на посещение храмов (синагог) есть только у ортодоксальных иудеев. (согласно их Ветхого Завета)

Церковные синоды православных церквей Украины (УПЦ МП и ПЦУ) до сих пор не рассматривали отдельно этот вопрос, т.к. ответ на этот вопрос на самом деле уже изложен в Святом письме и Апостольских постановлениях. Наше личное мнение — синоды в этой ситуации должны дать официальное разъяснение для глупых ограниченных людей. Но в силу политических и религиозных причин, а также консервативной дремучести отдельных высших иерархов, они тянут с этим решением уже несколько десятков лет.

Также, утверждать, что посещения церквей во время критических дней является грехом — абсолютно неправильно, глупо и идет в разрез с Евангелием (читайте ниже)

можно ли идти в церковь с месячными?

Что говорят малообразованные с церковной жизнью люди? На самом деле, обычные люди (миряне), которые не заканчивали духовную семинарию, и в церковь ходят только на Пасху святить паску, яйца и колбасу — не имеют права давать церковные советы. Но при всем этом перебирают на себя полномочия священников и дают советы, связанные с посещением храмов во время месячных. Самый глупый совет — нельзя ходить в церковь во время месячных, потому что так принято было всю жизнь и это якобы грех, потому что якобы женщина в критические дни — «нечистая». Советовать не посещать церковь в критические дни — вот это самый настоящий грех.

Большая просьба к Вам, читающим сейчас данную статью. Если Вы знаете таких людей, которые рассказывают, что в критические дни нельзя идти в церковь — покажите им эту статью, а также спросите, кто дал право этим людям давать церковные советы, не имея богословского образования и опыта службы священнослужителем.

Есть рекомендации уважаемых в православном мире людей касательно запретов/разрешений, основанные на Евангелие.

В церковь с месячными.

Что говорит Евангелие? В Святом письме имеются слова апостола Павла, который утверждает, что все созданное Господом — прекрасно. Физиологические процессы в организме у человека — естественные. А месячные — необходимы для женского тела. Роль т.н. «критических дней» достаточно важна и именно поэтому вредно и глупо запрещать идти в эти дни в храм к Богу. Нам остается лишь проследить историческую практику Церкви по этому вопросу. Самое раннее свидетельство это так называемые Апостольские постановления, которые передают раннехристианскую практику. Так в книге 6 (О ересях, пп.27-30) говорится:

Итак, женщина, если ты, как ты думаешь и говоришь, что во дни месячного очищения не имеешь в себе Духа Святого, то, следовательно, должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не читаешь Евангелие и не молишься, то невольно призываешь нечистого к себе… Поэтому, женщина, воздерживайся от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не отмечая — ни законного совокупления, ни естественного очищения, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти не имеющие смысла изобретения людей глупых. Поэтому брак и честен, и рождение детей чисто; ибо в добром нет ничего плохого. И естественное очищение не мерзко пред Богом, Который премудро устроил, чтобы очищения (месячные) бывали у женщин в каждые тридцать дней, для их здоровья и укрепления, потому что они мало бывают в движении, от того, что сидят больше дома. Но и по Евангелию, когда кровоточивая женщина прикоснулась к краю одежды Иисуса, чтобы выздороветь, Господь не укорил её и отнюдь не обвинил, напротив исцелил её, сказав: «вера твоя спасла тебя».

Соответственно в самом Евангелии есть прямое указание и ответ на вопрос о критических днях. И Святое письмо запрещает называть женщину, у которой начались «красные дни календаря» — «грязной» или «нечистой».

Читайте также:  Можно ли есть конфеты качку

В церковь во время месячных. Что говорят православные священники?

А вот что говорит современный богослов, один из самых уважаемых в мире православных священников — патриарх Сербский Павел. (Единственный из иерархов православной церкви, который догадался об ограниченности и дремучести обычных людей касательно церковных вопросов и дал разъяснение, что можно и что нельзя на самом деле)

«Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы cлучайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячных, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать и освященную воду…»

Девушка в церквиМожно ли при месячных ходить в церковь и ставить свечи?

Ряд священников православной церкви разрешает делать это, но в тех случаях, когда это действительно важно и Ваше посещение церкви сопровождается искренней молитвой или покаянием возле Икон, к которым Вы ставите свечи. Просто так забежать в церковь поставить свечку, чтобы считалось, смысла нет никакого. Даже если у Вас и нет месячных.

Можно ли при месячных целовать иконы, кресты, мощи?

Относительно целования икон можно сказать, что все крещеные христианки носят на груди крест Христовый и (или) образы (ладанки) своих небесных покровителей, которые тоже освящены, как и иконы, и тоже являются святыней. Тогда, согласно мнению, запрещающему женщинам, находящимся в нечистоте, целовать иконы и прикасаться к святыням, что, нужно снимать крест и образа святых во время месячных?

Преподобный Ефрем Сирин пишет о ношении креста следующее: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку — украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90:10)»14. Преподобный Ефрем пишет о постоянном ношении креста невзирая ни на что, так как это является бессловесной проповедью об Иисусе Христе и защитой от «духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).

По поводу вкушения просфор и святой воды во время очищения у женщин не находим в истории правил святых отцов и постановлений Соборов каких-либо ограничений.

С месячными в церковь, современное мнение украинских священнослужителей. Исходя из вышесказанного, можно смело утверждать, на вопрос можно ли в церковь с месячными? — ответ нормального современного священника может быть только однозначным — можно. В Святом Писании нет запрета посещать храм женщине с таким процессом в организме. Чаще всего нормальные вменяемые священники абсолютно спокойно реагируют на эту ситуацию и разрешают женщинам во время месячных — ставить свечи, прикладываться к Святыням, но еще остаются ортодоксальные старорежимные священники, боящиеся всего нового. (например они против Биометрических паспортов и ИНН и могут не допустить Вас на исповедь или причастие, если у Вас есть паспорт с чипом).

Поэтому перед походом в церковь, мы рекомендуем согласовать этот вопрос у Вашего духовника — священника и получить благословение.

Купание в Святых источниках во время месячных? Как с этим быть?

В нашей практике ряд священников во время наших поездок на Источник Святой Анны — благословляли отдельно на омовение водой (не купание). Т.е. можно набрать воды из Святого Источника и омыться нею например из ведра. При этом вода не должна попасть в купель самого Источника.

Какие есть запреты на самом деле?

Среди условных запретов (именно в храмах УПЦ МП, и РПЦ МП) для женщин во время месячных, можно считать отдельные церковные обряды — такие, как — причастие; крещение; венчание. Хотя опять же все на усмотрения отдельных священников.

Почему нельзя в церковь с месячными?

Как видно с материалов выше — можно, но при условии личной гигиены. А что на самом деле нельзя? Запретом на самом деле является попадание крови (неважно чьей, женской или мужской) на священные книги, иконы, мощи и свечи. Но с сегодняшними средствами гигиены для женщин — эти вопросы можно снять с повестки дня. Таким образом — вопрос о т.н. «нечистоте» женщины — совсем нельзя ставить, согласно Святого письма. При это каждый, кто говорит о якобы запрете и женской «нечистоте» — берет большой грех на душу и при это должен понимать, что каждый из нас постанет перед Господом и ответит за все свои слова и поступки.

Источник

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СИНАГОГЕ

  • Одежда

Женщины

Мужчины

  • Мезуза
  • Поведение
  • Где взять молитвенник (Сидур)
  • Если Вы опоздали на молитву
  • В субботу

Каждый, кто пришел в синагогу — желанный гость. Не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан, если не знаете как поступить в том или ином случае. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.

Одежда

Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной. Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме, плавках или рабочей одежде сантехника.

Женщины

По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По законам еврейской скромности, руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена — юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше придти в юбке или в платье.

Читайте также:  Можно ли быть учредителем в нескольких фирмах

Мужчины

Мужчинам находиться в синагоге можно только с покрытой головой. Чаще всего на голову надевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Вообще-то покрывать голову, по еврейской традиции, следует не только в синагоге: это знак признания власти Бога, волю которого часто невозможно постигнуть разумом.

Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

Мезуза

Переступая порог синагоги, нужно дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы — футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Но в некоторых синагогах мезузы может не быть поскольку обязанность устанавливать мезузу распространяется прежде всего на частные жилые помещения, а синагога таковым не является.

Поведение

Правила поведения в синагоге подчиняются понятной логике и вполне очевидны. В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п. Не стоит брать с собой на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся. Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговарить о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.

По еврейскому закону, мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена, поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято пожимать руку, обниматься и целоваться.

Где взять молитвенник (Сидур)

Обычно для хранения молитвенников в синагоге есть специальный стеллаж или шкаф. Если его не видно, можно подойти и спросить у шамеса или у любого молящегося.

Если Вы опоздали на молитву

Как и любое опоздание, опоздание на молитву не приветствуется. Но если Вы все же опоздали на начало молитвы, это не значит что в молитвенный зал зайти нельзя. Заходите не стесняясь, вас никто не осудит. Нужно взять молитвенник и попросить, чтобы вам показали, где сейчас читают. Если вам по какой-то причине необходимо уйти раньше, чем закончится молитва, можно выйти из молитвенного зала, не привлекая к себе большого внимания.

В субботу

В субботу нельзя заниматься будничными делами, и говорить о делах тоже не принято. Совершать сделки также запрещено, поэтому в субботу синагогальный магазин закрыт. Ресторан работает, но, чтобы туда попасть, заказ следует оплатить заранее. Один из строжайших субботних запретов — запрет зажигать огонь, поэтому курить тоже запрещено.

Источник

ВСЕГДА ЛИ ЖЕНЩИНА МОЖЕТ МОЛИТЬСЯ В СИНАГОГЕ

Всегда ли женщина может молиться в синагоге?

Евгений Левин

Еще в поколении наших бабушек немало религиозных женщин бывало в синагоге довольно редко. А в некоторых хасидских и восточных общинах представительницы прекрасного пола и вовсе не переступали порог дома молитвы. Однако с тех пор ситуация радикально изменилась. Во-первых, бытовая техника и прочие достижения научно-технического прогресса позволили женщинам тратить гораздо меньше сил на домашнее хозяйство, и в том числе — на подготовку к субботе и праздникам. А во-вторых, почти все религиозные женщины получают сегодня полноценное религиозное образование, что, несомненно, усиливает их мотивацию полноценно участвовать в жизни общины. Поэтому во многих общинах никого не удивляет, что женское отделение переполнено не только в Йом Кипур, но и в обычную субботу.

Однако с полноценным участием женщин в общинной жизни есть определенная проблема. Согласно распространенным представлениям, запрещено заходить в синагогу во время менструации. Соответственно, как минимум, одну, а то и две субботы в месяц женщина вынуждена оставаться дома.

Насколько серьезен этот запрет и каково происхождение этого обычая?

Как нетрудно догадаться, ни в Торе, ни в других библейских книгах такого запрета нет и быть не может. Просто потому, что первые синагоги появились только в эпоху Второго храма. Соответственно, ни Моше, ни другим пророкам незачем было устанавливать законы и правила, как можно и как нельзя вести себя в этом месте.

В эпоху Второго храма, и особенно после его разрушения, синагога постепенно превратилась в главный центр еврейской религиозной жизни. Евреи собирались в синагогах для обязательных молитв и чтения Торы, там читали проповеди, проводили уроки Торы…

Согласно многочисленным свидетельствам, синагоги регулярно посещали не только мужчины, но и женщины. Одни приходили послушать известного проповедника, другие — чтобы участвовать в молитве (Ваикра Раба, 9, Вавилонский Талмуд, Сота, 22а). Согласно Мишне, женщин даже вызывали к Торе, хотя мудрецы и полагали, что это позорит общину (Мегила, 4:6), про которую могут подумать, что в ней нет семи грамотных мужчин (в те времена каждый из вызванных должен был читать сам).

Согласно Торе, менструальная кровь — один из источников ритуальной нечистоты. Мудрецы Талмуда относились к законам о чистом и нечистом весьма серьезно. Многие из них были хаверим, то есть придерживались ритуальной чистоты и в повседневной жизни (Алаха требует соблюдений этих правил только в Храме). Тем не менее во всей талмудической литературе нет даже намека на то, что женщина не может заходить в синагогу во время месячных.

Подобной позиции придерживались в этом вопросе вавилонские гаоны, а также алахические авторитеты средневекового сефардского еврейства. К примеру, Рамбам прямым текстом разрешил всем, кто находится в состоянии ритуальной нечистоты, и в том числе женщинам во время месячных, касаться свитка Торы и даже читать по нему. Впоследствии с этим мнением согласился «Шульхан арух» (Мишне Тора, Законы свитка Торы, 10:8; Йоре деа, 282:9).

Однако в Германии и Северной Франции сложилась иная ситуация. Не позднее XII века (а возможно, и раньше) возникло мнение, что в период менструации женщина не должна заходить в синагогу. Этой точки зрения придерживалось немало выдающихся раввинов: рав Элиэзер Рокеах из Вормса (А-Рокеах, 1165-1238), рав Элиэзер бен Йоэль Галеви (Раавия, 1140-1225), рав Ицхак бен Моше из Вены (Ор Заруа, 1180-1250) и др.

Читайте также:  Можно ли есть творог с медом перед тренировкой

Логика введения подобной строгости вполне очевидна. Талмуд называет синагогу «малым святилищем» (Вавилонский Талмуд, Мегила, 29а), то есть малым подобием Иерусалимского Храма, куда нельзя было зайти в состоянии ритуальной нечистоты. Поэтому вполне логично, что некоторые запреты, относившиеся к Храму, впоследствии были распространены и на синагоги.

Однако сефардские евреи тоже читали трактат Мегила. Почему же этот запрет возник именно в ашкеназских общинах? По мнению исследовательниц Дианы Вила и Моники Зискинд-Гольдберг, это было связано с тем, что сефардские общины в целом следовали вавилонской традиции, тогда как еврейство Германии и Италии находилось под сильным влиянием палестинской традиции. В Палестине же в VI-VII векax существовали общины, придерживавшиеся более строгих, чем это предписывалось Алахой, запретов в области ритуальной нечистоты. В этих кругах запрет входить в синагогу касался не только женщин во время месячных, но даже мужчин, на которых случайно капнула слюна нечистой женщины!

Эта гипотеза выглядит довольно обоснованно, поскольку труды некоторых ашкеназских раввинов явно свидетельствуют о том, что они были знакомы с наследием этих палестинских общин. Однако возможно и другое объяснение. В средневековой Европе женщин-христианок также не пускали в церковь и не допускали к причастию[1]. Евреи же никогда не были отделены от соседей непреодолимым барьером. Поэтому нельзя исключить, что еврейский запрет мог возникнуть, в частности, под влиянием нееврейского окружения.

Во многих ашкеназских общинах женщинам во время месячных не разрешалось не только заходить в синагогу, но даже прикасаться к священным книгам. О том, с какой серьезностью относились к этому запрету, свидетельствует следующий случай: будучи нечистой, жена рабби Йеуды-Хасида из Шпеера случайно дотронулась до шкафа, где хранились священные книги ее мужа. Узнав об этом, рабби Йеуда покинул родной город и переселился в Регенсбург, оставив в старом доме всю свою библиотеку с очень редкими и дорогими книгами (Шут Мааршаль, 29).

Русскоязычные евреи в большинстве своем — потомки ашкеназских евреев Центральной и Восточной Европы. Алаха же, как известно, рекомендует придерживаться обычаев предков. Поэтому на первый взгляд нынешним русским еврейкам следует вести себя так же, как вели себя их прапрабабки в Германии, Австрии и Польше, — то есть воздерживаться от посещения синагоги во время месячных. Однако не будем спешить с выводами.

Прежде всего, не стоит утвер­ждать, что все ашкеназские раввины были единодушны в том, что во время месячных нельзя заходить в синагогу. B числе несогласных с этим оказался, среди прочих, рабби Шломо бен Ицхак (Раши), величайший комментатор и алахист средневековой Европы. Ему было известно, что некоторые женщины не заходят в синагогу во время месячных, полагая, что в отношении «малого святилища» следует вести себя так же, как в отношении Иерусалимского Храма. Раши, однако, полагал, что эта аналогия в данном случае неуместна. А потому считал, что женщина может заходить в синагогу независимо от своего физического состояния (Махзор Витри, 60б).

Во-вторых, даже в тех общинах, где этот обычай укоренился прочно и глубоко, раввины полагали, что в определенных случаях им можно и даже нужно пренебречь. К примеру, известный австрийский раввин Исраэль Иссерлин (1380-1460) разрешил всем женщинам, независимо от физиологического состояния, молиться в синагоге в Дни трепета. По его мнению, невозможность находиться в это время вместе с общиной была бы для женщин слишком сильным ударом (Трумат а-дешен, 132).

С мнением рава Иссерлина согласился через сто лет и рав Моше Иссерлес (Рама), живший в Кракове. По его словам, даже в тех общинах, где этот запрет соблюдался очень строго, в Дни трепета пускали в синагогу всех женщин, не выясняя, нет ли у кого-то из них менструации.

Втретьих, далеко не все ашкеназские женщины придерживались запрета посещать синагогу в дни отлучения. К примеру, рав Яаков-Йеуда Ланда, живший в XV веке в Германии и Италии, пишет, что в его общинах женщины молились в синагоге в любое время. По его словам, единственная строгость, которой они придерживались во время месячных, — не смотреть на того, кто читал Тору.

Можно ли быть в синагоге при месячных

Наконец, даже после того, как запрет получил широкое распространение, некоторые крупные алахисты с ним не считались. Среди них был величайший талмудист XVIII века рав Элияу из Вильно (А-Гра). По его мнению, женщине разрешено молиться в синагоге даже непосредственно в дни менструального кровотечения.

Таким образом, говорить о един­стве ашкеназской традиции в данном случае не приходится. Напротив, перед нами — весь спектр возможных мнений, от тотального запрета до полного разрешения.

Так как же должна себя вести современная ашкеназская жен­щина? Разумеется, самый простой (и, возможно, самый правильный) в данном случае ответ: спросить своего раввина. Однако, поскольку это далеко не всегда возможно — в частности, не у всех евреев есть сегодня действительно свой раввин, — позволим себе высказать несколько общих соображений.

Во-первых, следует помнить, что речь идет об очень личной, интимной сфере. Следовательно, принимая то или иное решение, женщина в первую очередь должна руководствоваться личными ощущениями. Чувствуя, что в состоянии ритуальной нечистоты ей в синагоге не место, она, безусловно, вправе следовать мнению средневековых пиетистов, налагающему запрет. При этом она может руководствоваться постановлением бывшего главного раввина Израиля Овадьи Йосефа, который разрешил «устрожаться» даже восточным женщинам, чьи матери и бабушки не придерживались этого запрета и заходили в синагогу в любое время (Ихаве Даат, 3:8).

Если же женщина считает, что физиологическое состояние для нее не так важно, как молитва в синагоге, то она вполне может следовать разрешающему мнению Раши и гаона из Вильно. Тем более, вполне вероятно, что именно таков был обычай их благочестивых и праведных прабабок.

добавить комментарий

<< содержание

ЛЕХАИМ — ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Источник