Можно ли быть в школе отличником

Содержание статьи

Почему не нужно быть отличником в школе?

Вы когда-нибудь слышали про синдром отличника? В двух словах, это заниженная самооценка + зависимость от чужого мнения + боязнь делать ошибки + гора комплексов, которые даром никому не нужны.

1. Неправильные приоритеты: оценка, а не знание

От ребенка требуют хороших отметок — он работает на отметки, а НЕ НА ЗНАНИЯ. Вызубрить можно все, что угодно, но надолго ли эта информация задержатся в голове? Отвечать не нужно. Вопрос риторический. Давайте, не будем лукавить, образование — это не то, что мы получаем в школе, а то, что остается в голове после школы.

Поэтому так важно помочь ребенку правильно расставить приоритеты. Пусть учителя ставят какие угодно оценки, лишь бы школьник понимал, что оценки — это всего лишь цифры в дневнике, а знания — это то, что ему действительно пригодится в жизни.

2. Хорошие оценки — не гарант успешной жизни

Значимость «пятерок» любят преувеличивать. Все мы вышли из оценочной системы и попали под ее влияние. Нам внушают, что «пятерки» гарантируют высокооплачиваемую работу и, как следствие, успех в жизни. А потом мы вырастаем и понимаем, что все работает не так.

Отличник вырастет, получит красный диплом и пойдет подметать дворы, а двоечник устроит свою жизнь так, что обзавидуешься. Загуглите, например, «богатые неучи» и увидите список, а там все знакомые имена: Билл Гейтс, Генри Форд, Марк Цукерберг, Стив Джобс и много еще кого.

3. Страх совершить ошибку

Отличник уверен, что у него нет «права на ошибку». Этого права его лишили родители и учителя. Любая ошибка или даже небольшая оплошность воспринимаются как катастрофа вселенского масштаба. Поэтому школьник с синдромом отличника (а впоследствии и взрослый человек) предпочтет либо идеально выполнить задачу, либо не выполнять ее вообще.

Но именно ошибки двигают нас вперед. С ними легче освоить новые знания, новые профессии, не бояться важных в жизни решений, перестать сомневаться в себе и с головой уйти в любимое дело. «Ошибки — это опыт — подаренный нам судьбой», помните?

4. Неумение принимать критику

К боязни ошибок добавляем неумение принимать критику и работать над собой. Если работа сделана идеально, исправлять попросту нечего. К этому быстро привыкаешь. А как только дело доходит до конструктивной критики, мы слышим лишь придирки.

5. Неподготовленность к жизни

Отличникам почти всегда создают тепличные условия для жизни: родители пожертвуют всем, лишь бы ребенок учился. И ребенок в комфортных условиях делает все, что от него требуют неугомонные родители. А потом наш ударник попадает в суровую действительность, и комфортных условий уже нет. Не привыкший проигрывать, он тут же впадает в депрессию и занимается самоедством и самобичеванием. В то время троечник посмеется над проигрышем и продолжит жить и работать над собой дальше.

6. Хорошо учиться — вредно для здоровья

Отличники, как правило, это не те люди, которые «схватывают все на лету». Они, скорее, привыкли брать усидчивостью и трудолюбием. Это хорошие качества, но пользоваться ими надо грамотно. Не нужно зубрить все, что задают в школе, жертвуя прогулками на свежем воздухе, режимом дня и, не дай бог, едой и сном. Такие подвиги никому не нужны. Учителя часто задают слишком много только для того, чтобы внушить ученикам СОБСТВЕННУЮ ВАЖНОСТЬ и ВАЖНОСТЬ ПРЕДМЕТА. Это не всегда так, но, признайтесь, у вас тоже было такое ощущение? Мораль: учеба не должна отнимать все время, помимо нее есть много других важных дел.

7. Место для ваших минусов

Ребенок, который много учится, жертвует новыми знакомствами. У него неоправданно завышенные требования к себе. Он зациклен на результате, а не на процессе. Ориентирован на формальные показатели, а не содержательные. Минусов, на самом деле столько, что статья может стать бесконечной.

Если вы знаете, почему ругать ребенка за оценки — это вредно, пишите в комментариях. Если их накопится много, мы напишем продолжение этой статьи. Нам важно получать от вас обратную связь.

Понравилась статья? Тогда смелее ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал Robby Fox в ЯндексДзен. Этим вы нас поддержите и вдохновите на новые интересны материалы.

Подробнее о Robby Fox на сайте, а также в Instagram.

Возможно, вам также понравятся статьи:

Перестаньте говорить ЭТО ребенку!

Читайте также:  Можно ли с утра есть яблоки беременным

Что случится, если перестать покупать детям игрушки?

Как распугать детские кошмары?

Источник

Плюсы быть отличником

«Ботаники», «зануды», «заучки»-прозвища, которые дают отличникам в школе. Чаще всего люди думают, что отличник-человек, зацикленный на учёбе, ничего не знающий, кроме школьной программы и ничего не умеющий, кроме зубрёжки.

На самом деле это не так. Многие отличники, имея превосходные оценки в табеле, умудряются преуспевать в иных областях, совершенно порой не связанных с учебными предметами. Но я сейчас хочу поговорить совершенно не об этом. Я сама-отличница и за годы обучения в школе выделила для себя несколько плюсов хорошей учёбы, которые влияют на жизнь только положительным образом. Погнали!

Многие считают, что у отличников в доме есть только книги.

  • Самый логичный плюс-возможность поступления в любой вуз страны на бюджетное (бесплатное) отделение. Естественно, можно усмехнуться и сказать: «У меня богатые родители, они оплатят моё поступление». Это конечно так, но вы не задумывались, что в среднем стоимость обучения за год равняется 120-150 тысячам рублей (в моём городе, в крупных городах будет выше!)? Средний срок обучения-5 лет. А теперь представьте, что вместо оплаты обучения родители будут откладывать вам на машину? Или на первоначальный взнос по ипотеке, а то и вовсе на однокомнатную квартиру? 600-750 тысяч? Задумывались, что на них можно приобрести? А ведь эти деньги могут кануть в небытие, если продолжите валять дурака на уроках.
  • Знания в разных сферах. Мой очень банальный пример-твёрдая «5» по русскому-успех в написании текстов, заработок. Хорошо шаришь в физике? Легко поймёшь радиоэлектронику. Знаток английского+информатики? Иди, посмотри в интернете средний заработок программистов. Знаешь иностранные языки-будь репетитором для школьников младших классов, не бери много и у тебя будут постоянные клиенты. Таких примеров великое множество. Вот только я не знаю, кому пригодились синусы-косинусы и интегралы, но скорей всего, это я чего-то не знаю…
  • Почёт среди одноклассников. Одни добиваются его, срывая уроки и хамя учителям, другие строят крутым мальчикам глазки, третьи красиво поют. Не относишься к этим типам, но быть аутсайдером, которого все избегают надоело? Начни учить уроки и стань отличником! Тебя будут любить и уважать, обращаться за помощью и подсказкой, а если это ты обеспечить сможешь-лучшее место в столовой, авторитет среди одноклассников и возможность обращения за помощью к «чётким пацанам» обеспечены!
  • Любовь и уважение родителей. Стань отличником-и родители перестанут видеть в тебе глупого несамостоятельного ребёнка, начнут понимать, что ты способен на многое и вовсе не лодырь и бездельник, коим тебя считали долгое время. А отсюда пойдут и разрешения на то, чего раньше ты бы не добился, похвалы и всевозможные «плюшки» от родителей.
  • Доверие учителей. Пунктик-то на самом деле важный. Тебе среди них находиться долго и даже если ты не очень любишь педагогов, то их доверие тебе не помешает. Веди себя хорошо, учись отлично и на тебя сразу перестанут сваливать пакости класса и винить во всех смертных грехах. Круто, да?

Плюсы хорошего обучения в школе есть, их немало. Стать отличником нетрудно, важно лишь захотеть и немного постараться. Возможно, чтоб заполнить пробелы в знаниях потребуется не одна неделя, но оно того стоит!

Про меня и мой канал-статья, рекомендуемая к прочтению.

Про самоизоляцию и дураков

Ещё про чудеса удалёнки

Источник

Почему быть отличником вредно?

В школе учителя твердят о важности пятерок, в университете преподаватели убеждают, что красный диплом — главное, а родители требуют безукоризненной учебы. При этом, согласно исследованиям, между исключительной успеваемостью и будущим успехом нет четкой связи. О том, почему нет смысла стремиться к одним пятеркам, — в материале «Учёбы.ру».

Фото: Araí Moleri Riva-Zucchelli / Flickr / CC BY 2.0

Никто не спросит про оценки

Что бы ни твердили педагоги, в будущем ни один работодатель не поинтересуется, была ли у вас пятерка по химии в школе или насколько хорошо вы сдали древнерусскую литературу в университете. Никому не важны формальности: ценятся реальные знания (которые, если понадобится, у вас проверят с помощью вопросов или тестового задания) и опыт работы по специальности.

В жизни совсем немного ситуаций, в которых окажутся важны высокие баллы, и все они связаны исключительно с учебой. Например, чтобы поступить в нужный вуз, вам необходимо будет набрать определенное количество баллов на ЕГЭ. Хорошие оценки в университете дадут возможность получать стипендию и претендовать на определенные бонусы и т. п., но как только вы закончите учебу, оценки перестанут играть какую-либо роль.

Знакомства важнее пятерок

Огромное преимущество, которое дают учебные заведения, — возможность найти единомышленников. Уже в школе, тем более, если вы учитесь в специализированном классе, вы находите людей, близких вам по духу и интересам. В дальнейшем, во время учебы в вузе, знакомства становятся не только приятными, но и полезными. Люди, с которыми вы сидели вместе на парах, спустя несколько лет могут стать видными фигурами в своей области. Если вы поддерживаете контакт с преподавателями, они тоже могут порекомендовать вас своим коллегам или устроить на стажировку.

Отличники, сосредоточенные только на получении оценок, часто лишают себя общения — у них просто не остается на это времени. Пока другие первокурсники отправляются на посвящение или развлекаются, они спешат домой, чтобы подготовить лучший на курсе реферат по непрофильной дисциплине или в третий раз повторить лекцию. В итоге самые способные ученики оказываются в социальном вакууме, не знают, куда идти и кому предлагать свои знания.

Читайте также:  Можно ли быть свидетелями на свадьбе друг у друга

В школе слишком серьезное отношение к учебе часто приводит к тому, что отличники становятся изгоями. Более легкие на подъем одноклассники не понимают их, а иногда и начинают задирать, издеваются, используют только для того, чтобы списать, и забывают сразу после контрольной.

Завышенная планка создает стресс

Пытаясь во всем добиваться идеального результата, школьники и студенты изматывают себя непомерно высокими нагрузками. Чем дальше, тем меньше остается сил, а тревожность только возрастает. К необходимости учиться на отлично примешивается страх подвести родителей и преподавателей, которые ставят учащихся в пример, прочат им великое будущее и всевозможные успехи.

В конечном итоге отличники загоняют себя в угол. С одной стороны, у них нет ресурсов на то, чтобы продолжать учиться в выбранном темпе. С другой, они не могут позволить себе ошибки и неудачи и просиживают за подготовкой заданий еще больше времени.

Такое поведение приводит к нервному истощению и, как ни парадоксально, к отсутствию веры в себя и свой ум. Несмотря на все достижения, отличники начинают считать себя ленивыми и недостаточно сообразительными. Малейшая ошибка воспринимается как катастрофа, что в конечном итоге может привести к депрессии.

«Ненужные» знания все равно исчезнут

Большинство студентов зубрят билеты в ночь перед экзаменом и забывают полученную из них информацию, как только выходят с зачеткой из аудитории. Как правило, отличники готовятся гораздо тщательнее, планомерно изучая все, что рассказывает преподаватель. Знания, полученные таким образом, лучше закрепляются, но и они исчезают, если неинтересны и не используются. Упорные школьники и студенты тратят массу времени на подготовку и заучивание формул или терминов, но в конечном итоге остаются практически в такой же позиции, что и остальные. Более того, действительно значимая для дальнейшей работы информация может затеряться.

Гораздо полезнее оказывается сразу фильтровать получаемые знания, выделять среди них нужные и отсеивать лишнее, и из-за этого часто более успешными становятся «увлеченные троечники» — те, кто тратит время только на любимые предметы.

Нет возможности сосредоточиться на интересах

Отличники должны быть одинаково успешными в самых разных сферах: писать сочинения так же хорошо, как решать задачки по алгебре, а оптику знать не хуже, чем историю династии Романовых. В такой ситуации нет возможности сосредоточиться на том, что на самом деле важно и интересно. Более того, часто отличники не знают, какие у них сильные и слабые стороны, чем им хочется заниматься.

В результате получается, что они знакомы с самыми разными областями, но ни одну не изучают углубленно и ни в чем не становятся настоящими профи. В школе это подчас мешает определиться с выбором вуза даже на уровне направления: как подростку понять, гуманитарий он или технарь, если и там, и там ставят пятерки? А в вузе могут возникнуть сложности со специализацией и дальнейшей работой, когда однокурсники, сосредоточенные на одной теме, окажутся в более выигрышной позиции.

Несмотря на общепринятое мнение, быть круглым отличником не так уж и полезно. Вместо того чтобы во всем стремиться к идеалу, способным ученикам лучше научиться достигать баланса. Стоит решить, какие предметы на самом деле интересны и нужны, и уделять им максимум времени и внимания. Не стоит забывать и про отдых и общение с однокашниками — это бессмысленное на первый взгляд времяпрепровождение может оказаться куда полезнее, чем часы, потраченные на написание идеального реферата «Способы укрыться от ядерного взрыва».

Источник

8 причин, почему отличник в школе — не отличник в жизни

Любого родителя радуют достижения ребенка. Приятно, когда сын или дочь прекрасно справляется с заданиями в школе и регулярно получает одобрение учителей. Некоторые родители к этому привыкают. А другим кажется, что быть отличником — прямая обязанность ребенка. Они продолжают давить, даже когда он теряет интерес к какому-то предмету.

Но так ли хорошо получать одни пятерки и прилежно зубрить уроки?

Мы в AdMe.ru составили список пояснений, почему быть отличником в школе не равно быть успешным в жизни. И нашли причины, по которым требование от ребенка одних пятерок может привести к весьма удручающим последствиям.

1. Испортит здоровье

Если ребенок успевает хорошо учиться, заниматься спортом и общаться со сверстниками, значит, все отлично. Но в реальном мире многие дети испытывают большие нагрузки. Довольно редко работа ребенка ограничивается одной школой. Часто родители добавляют к этому уроки музыки, английского и другие дополнительные кружки. Плюс обязанности по дому.

В попытке вырастить из наследника гения родители не учитывают возможностей его организма. Часто равнодушно относятся к физическим нагрузкам, если только ребенок сам не проявляет к ним интереса. Видимо, поэтому все больше детей в мире страдает лишним весом, а свободное время проводит за компьютером, чтобы отключиться от реальности. Однако физическое и психическое здоровье ребенка важны так же, как и интеллект: их необходимо развивать и защищать, чтобы вырастить полноценную личность.

Читайте также:  Можно ли есть рябину при лактации

2. Не научится правильно расставлять приоритеты

Что важнее: получить пятерки по всем предметам в четверти или разбавить оценки четверками, но подготовиться к важной конференции, которая поможет поступить в вуз? Ответ, казалось бы, очевиден. Но только не для тех, кто привык учиться на отлично. В старшей школе таким детям по-прежнему важнее получать одобрение учителей и родителей, чем выбирать то, что поможет им состояться во взрослой жизни.

Хорошие оценки — это хорошо. Но важнее научить ребенка не механически зубрить материал, а ориентироваться в реальной жизни и определять, что на самом деле будет для него полезно.

3. Не научится самостоятельно мотивировать себя

Может показаться, что отличники — это самые мотивированные дети. Но это не всегда так. У многих с ранних лет, из-за давления родителей, закрепился навык хорошо учиться и вовремя выполнять домашнюю работу. В старшей школе такие дети продолжают прилежно учиться, но избегают других занятий, где нужно самостоятельно себя контролировать. Других мотивирует страх перед наказанием или разочарованием родителей, и именно это заставляет их усердно учиться.

Взрослому человеку приходится самостоятельно себя хвалить, подбадривать и заставлять. У тех, кто в детстве не привык делать что-либо без внешнего давления, есть риск довольно быстро превратиться из отличника в неудачника.

4. Не разовьет социальные навыки

В подростковых фильмах отличников избегают и дразнят, а они не могут постоять за себя. И этот стереотип, к сожалению, не всегда далек от истины. Знания не заменят общения. Можно сколько угодно говорить себе, что ваш ребенок особенный и не ровня невоспитанным одноклассникам. Или думать, что он пойдет в вуз — и все изменится. Но социальные навыки не появляются из ниоткуда. Их, как и другие, надо развивать. Иначе в конце концов умный ребенок будет завидовать обаятельному однокласснику-троечнику, который легко общается с девочками и нравится учителям так, что они завышают ему оценки.

Ко взрослому возрасту человеку важно научиться заводить связи и легко общаться с другими. Не стоит изолировать ребенка от сверстников ради хороших оценок.

5. Привыкнет оценивать себя и других по внешним достижениям

Дети недолюбливают отличников еще и потому, что они считают себя лучше других. Но упрекать в этом ребенка сложно: с ранних лет он привыкает думать, что хорошие оценки делают хорошим и его, а плохие — наоборот.

Такая логика не только помешает завести друзей, но и может испортить взрослую жизнь. Ведь если оценивать себя только по достижениям, любая неудача будет превращать из победителя в лузера. Важно воспитать в ребенке безусловную ценность себя и других, чтобы он понимал, что оценки, да и другие внешние достижения тоже, не определяют ни его личность, ни личность окружающих.

6. Будет избегать неудач

Всем рано или поздно приходится столкнуться с провалом. И лучше, если это произойдет рано. Тогда ребенок научится справляться с неприятными эмоциями и двигаться дальше. Если же он привыкнет к мысли, что все должно даваться легко, во взрослой жизни, скорее всего, неудач он будет избегать и бояться.

Для людей, которые привыкли оценивать свои способности как врожденные, провал — это сигнал о том, что они не так уж умны и талантливы. Те, кто понимает, что способности развиваются, относятся к неудачам как к урокам и неизбежным ошибкам на пути к совершенствованию. Проще говоря, ребенку полезнее получить тройку, исправить ее и вынести из этого урок, чем отчаянно зубрить и трястись от ужаса, что он ее получит.

7. Не научится мыслить креативно

Высокие оценки — во многом результат хорошей памяти и усидчивости. Но взрослая жизнь не дает готовых решений и не выставляет баллы за результаты теста. Ребенку придется столкнуться со сложными этическими вопросами, регулярно делать выбор в ситуациях, где нет однозначно правильного решения, самостоятельно анализировать данные и делать выводы на их основе.

Фантазия, мышление и логика гораздо полезнее в жизни, чем умение вызубрить за вечер два параграфа. Стоит сосредоточиться на развитии у ребенка этих навыков, а не на получении идеальных оценок.

8. Не научится отстаивать свою точку зрения

Если сын или дочка усердно зубрит, ответственно выполняет задания и покорно следует всем вашим указаниям, не стоит радоваться покладистости и послушанию.

Дети готовы днями играть в футбол, запоем читать книги по истории или фантастику. И это нормально — отстаивать свои интересы и стараться избегать того, чего делать не хочется. Если ребенка не интересует ничего, кроме хороших оценок, он старается выполнять все требования взрослых и боится возражать — дело плохо. Покорность и слабый характер — не лучшие черты для взрослой жизни. Лучше предоставить ребенку хотя бы минимальную свободу и ответственность в принятии решений, в том числе и в учебе. Это разовьет самостоятельность и облегчит дальнейшую жизнь.

Учиться на отлично, конечно, неплохо. Но нет ничего страшного и в том, чтобы иметь средние оценки. В конце концов, успех в жизни определяет не школьный аттестат. А как оценки в школе повлияли на вашу дальнейшую жизнь?

Источник