Можно ли быть учителем только русского языка

Учитель русского языка и литературы: где учиться? Кто это такой, чем занимается, образование и зарплата? Плюсы и минусы профессии. Куда поступить, что сдавать и сколько учиться после 9 и 11 класса, чтобы стать учителем русского языка и литературы?

В 2020 году Роструд включил профессию учителя русского языка и литературы в число наиболее востребованных в сфере образования. На hh.ru за месяц публикуется около 220 вакансий, на сервисе SuperJob.ru — более 2900 объявлений.

Русский язык обязателен к сдаче ОГЭ и ЕГЭ для школьников, поэтому только в Яндекс за ноябрь 2020 года пользователи набрали запрос «репетитор по русскому языку» 23 000 раз!

В этой статье узнаете, к чему должен быть готов человек, решивший стать учителем русского языка и литературы:

  • какие должностные обязанности его ждут;
  • какими качествами должен обладать педагог;
  • какая зарплата ждет учителя;
  • как получить эту специальность.

Описание профессии

Учитель русского языка и литературы:

  • обучает грамотной письменной и устной речи;
  • воспитывает в своих учениках высокие моральные качества, любовь к родному языку и словесности, здоровый патриотизм, нравственность.

Сухого знания правил грамматики, орфографии, фактов из биографии писателей недостаточно. Учитель — профессия для тех, кто готов обучать подрастающее поколение в соответствии с принципами доброты, чести и достоинства.

Плюсы и минусы профессии

Профессия учитель имеет и плюсы, и минусы. Из первого — это:

Творческая работа, позволяющая заниматься любимым делом, открывать новые таланты, развивать способности юных дарований к языку и писательству.

Возможность получения дополнительного дохода от репетиторства. Русский язык — востребованный предмет для дополнительных занятий.

Продолжительный отпуск — 56 календарных дней (без учета дополнительных дней).

Большой спрос школ на учителей русского языка и литературы в муниципальных и в частных школах.

Высокий заработок в частных школах.

В государственной также есть возможность получения хорошей зарплаты. В зависимости от стажа, наработок и профпереподготовок, школами гарантирован стабильный рост зарплаты учителя. Но при этом педагогу не избежать высоких требований к своей профессиональной деятельности и личностным качествам.

Минусы:

Низкий доход на старте карьеры. Но репетиторство по конкурентной цене даст неплохой дополнительный заработок даже новичку.

Возможны сложные стрессовые ситуации. Учитель по должностной инструкции обязан придерживаться определенных стандартов в общении с учениками и родителями, даже при неприятных ситуациях.

Личные и профессиональные качества

Для многих учеников учитель русского языка и литературы — нравственный ориентир. Поэтому к нему предъявляются высокие требования не только в знании русского языка и литературы, но и в порядочности.

Главный профессиональный навык педагога — любовь к преподаванию, но требуются и другие качества:

  • порядочность, этичность;
  • желание не только обучать юное поколение, но и закладывать в них моральные нормы;
  • любовь к детям;
  • умение доходчиво объяснять новое, заинтересовать детей;
  • профессиональный художественный взгляд для оценки творческого потенциала;
  • спокойствие;
  • грамотность, знание русского языка и литературы.

Эти личные и профессиональные навыки помогут стать хорошим учителем, завоевать расположение учеников, доверие родителей и уважение коллег.

Обязанности

Обязанности учителя русского языка и литературы прописаны в должностной инструкции и могут меняться в зависимости от организации. В основном — это: 

  • обучать и воспитывать, формировать культуру личности, способствовать социализации;
  • использовать разные формы и приемы для обучения;
  • готовить планы уроков по программе;
  • проводить олимпиады по русскому языку и литературе;
  • составлять и проводить контрольные срезы для оценки успешности учеников;
  • готовить учащихся к сдаче экзаменов.

Главной обязанностью русского языка и литературы как предметов и преподавателя остается воспитание подрастающего поколения в соответствии с морально-нравственными принципами. С полным списком требований и должностной инструкцией педагог может запросить у администрации организации, где собирается работать.

Зарплата и карьерный рост

По данным портала russia.trud.com, средняя зарплата учителя русского языка и литературы в России — 22 456 рублей. Зарплата зависит от региона.

Например, учителя из Чукотского автономного округа получают в среднем 77 500 рублей. В Московской области — 40 714 рублей, в Ленинградской области — 34 282 рублей.

Перспективы увеличения заработка:

  • надбавки положены за квалификацию, непрерывный стаж работы, подготовку к ЕГЭ, проведение олимпиад, использование интерактивных технологий — подробнее в нашей статье;
  • репетиторство;
  • работа в частной школе.

Также есть возможность совмещать со смежными сферами:

  • журналистика;
  • реклама и PR;
  • копирайтинг.

Как стать учителем русского языка и литературы?

Чтобы стать педагогом в школе необходим диплом о высшем или среднем образовании. Получить его можно:

Читайте также:  Можно ли одновременно быть в двух партиях

1. Поступив на специальность «Филология», пройти переподготовку или получить магистерское образование по специальности «Педагогическое образование». Обучение займет от 4 до 6 лет А требования для поступления на филфак довольно высоки: в 2020 году проходной балл на бюджет в МГУ составил 269, на коммерцию — 237. Предметы для сдачи ЕГЭ:

  • литература;
  • обществознание;
  • русский язык.

2. Поступить в колледж после 9-го класса с переподготовкой и начать свою профессиональную деятельность раньше.

В АНПОО «НСПК» после обучения вы получите сразу две специальности: «Учитель начальных классов» и «Учитель русского языка».

  • На базе 9-ти классов обучение длится 4 года и 10 месяцев.
  • На базе 11-ти — 3 года и 10 месяцев.

Два документа об образовании:

  • государственный диплом о среднем профессиональном образовании;
  • диплом о проф.переподготовке.

Увеличат ваши возможности в получении работы.

В АНПОО «НСПК» минимум требований к поступающим:

  • Прием документов ведется без вступительных экзаменов и ЕГЭ.
  • Обучение проходит дистанционно* из любой точки мира с возможностью совмещать учебу и работу.

Поступление в АНПОО «НСПК» — простой и быстрый способ получить образование и диплом для устройства на работу.

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Источник

Все о профессии учитель русского языка и литературы

Все о профессии учитель русского языка и литературы

Правильная речь, владение языком, грамотное письмо – все это показатели высокого уровня образованности. Профессия учителя русского языка и литературы в настоящий момент стала еще более востребованной за счет введения обязательных экзаменов в школах и при поступлении в высшее учебное заведение. Полноценную подготовку учащимся сможет обеспечить только высококлассный специалист.

Можно ли быть учителем только русского языка

Характеристика профессии

Важность профессии учителя русского языка и литературы трудно переоценить. Это тот педагог, который формирует личность учащегося посредством языковой культуры и литературы русского народа. От его работы во многом зависят коммуникативные навыки учеников, а от преподавателя русского языка как иностранного – уровень владения речью, грамотность и четкость произношения.

Учитель русского языка и литературы решает следующие задачи.

  • Прежде всего, он создает среду для развития у учеников интереса и мотивации к изучению русского языка, через отечественную литературу прививает любовь к слову.
  • Во время научно-исследовательской работы с учащимися позволяет юному поколению анализировать литературные произведения и языковые явления, формируя у них ключевые знания по данным предметам.
  • Учитель русского языка и литературы выстраивает структуру уроков, соблюдая современные требования к практической стороне обучения. Важным моментом является соблюдение госстандартов преподавания.

Можно ли быть учителем только русского языка

Получив квалификацию учителя русского языка и литературы, специалист может утроиться на работу как в школу и вуз, так и в частное учреждение образования. Высокий уровень образованности позволяет устроиться в СМИ, быть пиарщиком, архивариусом, библиотекарем. Таких специалистов ждут в органах власти, ведь грамотные специалисты везде нужны.

Сегодня многие компании и предприятия содержат в своем штате учителя русского языка и литературы.

Но основная деятельность лежит все же в педагогической сфере, где лингвист испытывает большую нагрузку: для каждого урока нужен план, преподавание должно включать разные формы и приемы. Ему постоянно приходится освежать в своей памяти произведения, вести домашнюю подготовку к занятиям. А ведь в нагрузку ко всему этому педагогу часто дают и классное руководство.

Можно ли быть учителем только русского языка

Учитель родного языка

Профессия педагога очень благородна и играет чрезвычайно важную роль в жизни каждого человека. А значение учителя родного языка увеличивается вдвойне, ведь с его помощью у учеников формируется правильное восприятие, развивается мыслительный процесс, раскрываются творческие способности. От профессионализма педагога-лингвиста зависит, насколько учащиеся усвоят уроки грамотности, он должен убедить школьников в важности знания родного языка на высоком уровне.

Именно учитель родного языка в большей степени прививает любовь к родному краю через язык и литературу.

Можно ли быть учителем только русского языка

На современном этапе учителя русского языка и литературы отслеживают результативность своего труда не только по тому, насколько глубоко их ученики усвоили родной язык, но и по тому, как они сдали итоговую аттестацию в виде ЕГЭ и ОГЭ по предмету. Успешная сдача выпускных экзаменов – залог продолжения обучения в вузах.

К учителю родного языка требования высокие. Сегодня лингвистам приходится бороться с телевидением, интернетом, которые, по мнению многих, нарушают нормы литературного языка и снижают интеллектуальный и нравственный уровень молодых людей. Кроме того, многие современные школьники не имеют привычки читать литературу. В этих условиях роль педагога требует повышенной самоотдачи и постоянного саморазвития. Только в этом случае он сможет помочь своим ученикам правильно ориентироваться в потоке информации.

Можно ли быть учителем только русского языка

Преподаватель русского для иностранцев

Русский язык иностранцы воспринимают весьма сложно. Большинство из них из-за особенностей произношения и речевого аппарата при изучении не распознают, например, букву «ъ». Поэтому все слова с твердым знаком и без него они произносят одинаково.

Обучать иностранцев очень нелегко. Тут больше важны знания не столько русского языка, сколько методики преподавания. Именно от умения донести все тонкости языка зависит скорость его изучения иностранными гражданами.

Сложности возникают и с литературой. Произведения славянских авторов благозвучны и красивы в оригинале, но переводы не доносят совершенства слова.

Читайте также:  Можно ли есть сыр с яйцами

От преподавателя-лингвиста, обучающего иностранца, зависит, насколько точно будет передан слог и весь национальный колорит русской речи.

Можно ли быть учителем только русского языка

Личные характеристики педагога

Без любви к детям не состоится ни один педагог. Чтобы стать наставником, недостаточно только осведомленности в предмете. Нужно еще иметь талант передать эти знания ученикам. А это с детьми проделать гораздо сложнее, чем с взрослыми. Многое зависит от личных качеств педагога, среди которых:

  • доброжелательность;
  • отзывчивость;
  • деликатность;
  • внимательность;
  • психологическая устойчивость;
  • терпение;
  • любовь к профессии и детям;
  • харизма.

Можно ли быть учителем только русского языка

Если вам назначили собеседование в школе, нужно обязательно рассказать обо всех этих качествах. Вашим козырем должно стать желание преподавать детям и мечта быть учителем. Вам нужно продемонстрировать, как вы умеете излагать школьную программу, насколько доходчиво и интересно это поучается. Профессию педагога не относят ни к женской, ни к мужской. Она одинаково подходит всем.

Как стать?

Многие дети обожают играть в школу. Ребятня подражает взрослым учителям, вызывая к доске и не подозревая, что потом для некоторых это станет делом всей жизни. Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут понять, на правильном ли вы пути.

Можно ли быть учителем только русского языка

Прежде чем пойти учиться в педагогический вуз или колледж, нужно серьезно подумать о готовности работать в школе.

Профессионализм учителя определяет не только специальное образование, но и проявление уважения к детям. Каждый ученик, получая знания, формируется как личность и учится жизни. Задача мудрого учителя – стать опорой, через доброжелательность заручиться доверием. Еще Антон Павлович Чехов писал о том, что дети – это святые и чистые создания, и их нельзя превращать в игрушку в зависимости от настроения.

Миллионы людей во всем мире ежедневно с неохотой идут к своему рабочему месту. Часто это происходит потому, что выбор профессии оказался неверным. Чтобы работа была в радость, в учителя нужно идти только по призванию, тогда удастся без проблем найти общий язык и с учениками. Уместно вспомнить слова Льва Николаевича Толстого, который был убежден в том, что если в педагоге есть любовь к делу и к детям, то он совершенный учитель.

Можно ли быть учителем только русского языка

Грамотность и знание предмета особенно актуальны для учителя русского зыка и литературы, который обязан соблюдать языковые нормы, грамотно писать и говорить.

Еще Конфуций в свое время призывал учиться так, словно постоянно есть нехватка знаний.

Получив филологическое образование в одном из вузов, важно уметь ориентироваться в современном поле информации, не упускать из вида новинки литературы, театра и кинематографа. Молодому специалисту еще многому придется научиться после вуза, уже работая в школе, ибо предстоят аттестации, после которых ему присвоят квалификационную категорию.

Можно ли быть учителем только русского языка

В общении с детьми нужен особый подход, ведь хороший педагог – это еще и психолог, готовый поддержать детей в трудноразрешимых ситуациях. Учитель ни в коем случае не поддерживает и не развивает конфликт, а лишь предотвращает его, повышая мотивацию учеников к получению знаний.

Надо признать, что не все педагоги могут увлечь своим предметом школьников. Не каждому ребенку так просто дается усвоение учебного материала, но с помощью творческого мышления учитель может превратить стандартное преподавание темы в увлекательное путешествие в страну знаний. Это особенно актуально для учителя языка и литературы.

Можно ли быть учителем только русского языка

Сократ учил в каждом человеке найти солнце и дать ему засветить.

Секретов того, как стать хорошим учителем, на самом деле гораздо больше, но без вышеописанных качеств даже не стоит пытаться поступать в педагогический вуз. И еще: нужно знать о том, что у педагога практически нет карьерного роста, директорами и завучами становятся единицы. Если вы готовы из года в год проверять тетради, решать задачи по совершенствованию методики ведения уроков, способны пробудить интерес и увлекать детей предметом, тогда вас ждут в школе.

Можно ли быть учителем только русского языка

Источник

Интервью о профессии: учитель русского языка и литературы

Оканчивая школу, любой из нас становится перед важнейшим в жизни каждого человека выбором. Выбором профессии, которая впоследствии диктует наш стиль и образ жизни, становясь неотъемлемой частью личности. Мы листаем справочники, страницы интернета в поисках будущего для души и кошелька. Но лишь некоторые из нас задумываются о том, что информация, изложенная во всевозможных справочниках, далеко не полная, и утаивает от абитуриента многие значимые детали, незнание которых искажает наше представление о выбранной профессии. Поэтому я предлагаю Вам, дорогие студенты и ученики, узнать о профессии, так сказать, изнутри, от людей, которые являются представителями ее на практике уже многие годы.

– Расскажите о себе и о своей профессии. Кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

Ну, зовут меня Зубкова Ирина Валентиновна. Я работаю по профессии «учитель русского языка и литературы», она так и называется. Стаж моей работы составляет уже 29 лет. Я учитель высшей категории, обладатель гранта губернатора Астраханской области.

– Почему Вы выбрали эту профессию?

С самого детства мне нравилось играть в учительницу. Я сажала кукол за столы и заставляла их писать диктанты, а потом ругала за сделанные ошибки. (Задорно рассмеялась.) Потом уже когда пошла в школу полюбила свою первую учительницу. И решила, что точно буду преподавателем.

Читайте также:  Можно ли есть утонувшую рыбу

– Чем Вас привлекает Ваша профессия?

Ну, во-первых, тем, что я постоянно нахожусь в тесных отношениях с детьми. К тому же, я преподаю интересный предмет – литературу, который связан с жизнью. Русский язык любит не каждый ребенок, а литература нравится всем.

– Что является самым сложным в Вашей работе?

(Задумалась.) Наверное, организационный процесс. Необходимо распределить время для урока так, чтобы на всё хватило, и детям было интересно. Кроме того, нелегко достичь взаимной отдачи. Когда обучаешь чему-то ребенка, нацелено ведешь его, всегда очень сложно добиться хорошего результата.

– Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?

Конечно. Но сейчас, если честно, я уже устала из-за бумажной волокиты. Сегодня учителя не наслаждаются своей работой, а мучаются от неё. Потому что хочется вести хорошие уроки, а приходится писать отчеты, доклады. Нет возможности учителям заниматься творчеством.

– В чем, по Вашему мнению, заключаются достоинства и недостатки Вашей профессии?

Достоинства в том, что мы воспитываем детей. Литературой мы воспитываем нравственные понятия, а русским языком делаем человека грамотным. А недостатки в том, что сложная программа и большая нагрузка не позволяют в должном объеме учителю заниматься самообразованием.

– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?

Есть учащиеся, которые смогли бы быть хорошими учителями. Причем хорошими во всех отношениях. Потому что они не только хорошо учатся, но они и организаторы хорошие, и активисты, и творческие ребята. Такие «палочки-выручалочки», школьный опыт которых им всегда пригождается.

– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

У детей изменилось нравственное сознание. В результате чего придется не только давать знания детям, но и много воспитывать их. Сейчас дети могут многого добиться самостоятельно, поэтому нужно помогать детям добывать эти знания, чтобы ребенок смог превзойти своего учителя.

– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Сложности, конечно, были, мы же изучали не только русский язык и литературу. Изучали политэкономию, философию, славянский язык. Чтобы освоить профессию учителя русского языка и литературы нужно закончить филологический факультет, получить высшее специальное образование.

– Какие школьные предметы пригодятся будущим учителям русского языка и литературы, помимо русского языка и литературы?

Конечно, история, потому что литература и история неразрывны. Пригодится также знание языков, знание лингвистики и др. предметы (биология, география, даже та же математика) Это своего рода предметные связи. Они помогают нам организовать урок.

– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Несомненно. Самое главное – это интерес к своему предмету. Необходима и любовь к детям, желание помочь другому человеку. Нужно правильно суметь направлять ребенка на правильный путь, учитывая его индивидуальные черты характера.

– На какую профессию похожа Ваша работа и что в этих профессиях общего?

Возможно, профессия юриста. Он же тоже помогает человеку, учит, как правильно поступить. Капитан, неважно какого плавания. Который должен сам видеть путь и проложить его, помогать рядом находящимся правильно идти по этому пути. А каждому помочь правильно выбрать свой путь.

– Что на Ваш взгляд стоит изменить или дополнить в принципе подхода к Вашей профессии? Возможны ли и необходимы нововведения? И какие?

Я считаю, необходимы новые формы и методы работы с детьми — современные. Которые не будут ущемлять достоинства детей, но и возбудят интерес к учебе. Должны быть уменьшены количества учащихся в классах (15-20) и увеличено количество программных часов.

– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

Если сравнивать с тем, чтобы раньше, то доход присутствует. Если раньше приходилось ездить в аренду, чтобы прокормить ребенка, то сейчас денег на жизнь хватает. Хотя на собственные прихоти их иногда нет. Я бы сказала, дохода нет, но есть достаток. (Весело усмехнулась.)

– И напоследок, традиционный вопрос: что бы Вы хотели пожелать будущим коллегам?

Оптимизма, огромного желания работать, успехов и удачи во всем! И чтобы, конечно, не боялись, потому что в школе работать интересно. С детьми ты молодеешь, развиваешься сам. И после нескольких лет работы учителем вам уже никогда не захочется покидать свой пост.

Среди множества наставников ученик запоминает на всю жизнь только одного или двух. Тех, кто сыграл особую роль в какой-то момент его жизни. Тех, чья мудрость и доброта помогали им познавать мир. Тех, кто… Перечень этот бесконечен. Не у всех были такие учителя? Естественно, ведь учитель – профессия уникальная. Поэтому в заключение своего интервью мне хотелось бы сказать: «Учитель – это не профессия, учитель – это призвание!»

Интервью провела Юлия Кузнецова, ученица 11-го класса

Источник