Можно ли быть учителем обществознания без истории
Содержание статьи
Как я очень хотела стать учителем, но не вышло
Четыре года бакалавриата, педагогическая практика, защита ВКР. И вот, диплом бакалавра философии с правом преподавания обществознания у меня в руках. Осталось перевести дух и выбрать, чем заниматься дальше.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
Желания оставаться на факультете у меня не было. Это удел тех, кто хочет делать науку и преподавать в вузе, или тех, кто хочет ещё на два года отсрочить выбор профессии. Брать gap year — тоже. Я остановила свой выбор на годовых курсах по психологии, которые позволят мне через год поступить в магистратуру на психологический факультет. Так как курсы вечерние, встал вопрос о том, чем же занимать первую половину дня. И тут я вспомнила об этой приписке в дипломе «с правом преподавания обществознания» и о моем восторге от педагогической практики. Но поиск работы в школе, увы, не дал результатов. Оговорюсь сразу, здесь изложен мой личный опыт, я старалась не называть конкретных имён. Впрочем, обо всём по порядку.
Педагогическая практика
Непосредственному проведению уроков в школе предшествовало три семестра дисциплин, связанных с педагогикой, инструктаж руководителя практики от факультета и выбор школы, в которой предполагается прохождение практики. Можно было поехать по распределению от факультета. Факультет всё делает за вас, вам только нужно приходить в школу для консультаций и проведения уроков. Или можно отправиться в свою родную школу, согласовать этот ответственный шаг с учителем и директором, который должен подписать договор между школой и факультетом (все это делает студент самостоятельно).
Я выбрала путь наибольшего сопротивления и отправилась в родную школу, где, как известно, и стены помогают
Несмотря на то, что со времён моего обучения поменялся директор, а моя учительница истории и обществознания больше там не преподает, мне удалось достаточно легко найти общий язык с новым директором и учителем. Эта учитель когда-то готовила меня к ЕГЭ. Итак, договор подписан в нескольких экземплярах, согласие учителя-руководителя практики от школы на проведение уроков получено. Сначала меня очень расстроил тот факт, что в моей школе теперь учатся только до восьмого класса. И мне достались седьмой и восьмой классы, когда мои однокурсники выкладывали фото с уроков у десятого и одиннадцатого. Но потом я поняла, что мне повезло больше всех.
У седьмого класса я вела урок по теме «Экономика семьи. Семейный бюджет». Я тщательно к нему готовилась, продумала план урока, сделала презентацию и перелопатила все дидактические материалы. С трясущимися коленками вошла в класс на перемене, чтобы сделать всё необходимое, пока ученики не пришли на урок. Добила меня услышанная из коридора фраза от одной из учениц: «там какая-то тётка в классе сидит». И это в мои-то 21! Однако урок прошёл на ура, детям было интересно, они легко и с удовольствием отвечали на мои вопросы, задавали свои, отлично справились с письменной работой по теме. Неожиданным было то, что я, привыкшая к парам по два академических часа, с успехом уложилась в один. Когда я проверяла работы дома, я чуть не плакала от умиления, смеялась и думала, что это работа моей мечты. Но оценки пришлось выставить со всей строгостью.
Впереди был урок у восьмого класса, что, по заверению учителя, должно было стать испытанием, так как мне достался чуть более проблемный класс
И снова подготовка к уроку, план. И вот я стою у доски, где проектор светит в лицо слайдом «Роль государства в экономике». Снова нужно было перебороть себя, представиться как Ксения Юрьевна и надеяться хоть на какую-нибудь дисциплину. Я никогда так не ошибалась. Это были лучшие ученики на свете, а их классным руководителем, оказалось, была моя любимая учительница французского. Я не могла и представить, какой это кайф, найти с ними общий язык. Рассказывать о таких скучных вещах, как налогообложение, и слушать, как ребята сами приводят примеры. Как они говорят какие-то факты, которых я и сама не знала (стыд мне и позор), как они с жадностью слушают о вещах чуть более сложных, чем от них требует ФГОС. Это были, наверное, самые продуктивные 45 минут в моей истории взаимодействия со школой. Мне даже удалось урвать пять минут в конце урока для рассказа о факультете.
И тут случилось то, чего я меньше всего ожидала, и что до сих пор вспоминаю с трепетом и благодарностью к этим ребятам. После звонка они не разбежались, а окружили меня и начали задавать вопросы. По теме урока, про факультет, про философию, про мои интересы. И эти вопросы были гораздо глубже стандартных вопросов от взрослых в духе «и что ты будешь делать после философского?». Но перемена, увы, ограничена по времени, и я оставила ученикам свои контакты, чтобы они могли задать мне вопросы в своё свободное время. И они мне написали, и даже попросили прийти ещё раз и рассказать что-нибудь интересное. Я предложила им несколько тем на выбор, среди которых были «Философия видеоигр» (моя тема исследований на факультете), «Мифологические образы сегодня», «Современное искусство» и «Феминизм».
Как ни странно, они выбрали феминизм. Признаюсь, это было большим испытанием для меня: правильно выстроить разговор на эту сложную тему с ребятами 13-15 лет, особенно учитывая тот факт, что на эту встречу пришли только молодые люди. Но я справилась и даже надеялась ещё на несколько подобных мероприятий, однако майские праздники, госы и защита диплома внесли свои коррективы в эти наполеоновские планы по просвещению молодежи.
Потом была прекрасная рекомендация от учителя-руководителя практики, экамен в университете, сданный на «отлично», надежда на продолжение работы в школе. Оказалось, что в моей школе (ожидаемо) вакансии учителя обществознания нет. На экзамене я спросила у комиссии, что бы мне могли посоветовать в плане поиска работы. Они пожали плечами и предложили участвовать в программе «Учитель для России».
Поиск работы
Что такое программа «Учитель для России», мне уже было известно. В целом, это отличная возможность, кроме того, что вероятность по распределению уехать из Москвы на пару лет весьма высока. Мне этот вариант никак не подходил, так как я очень люблю свой город, у меня тут дом, родители, любимый человек, кот, в конце концов. Плюс я не хотела лишаться возможности продолжить обучение в магистратуре без перерыва в несколько лет. Так что я кинулась искать вакансии по топорному запросу «учитель обществознания вакансии москва».
И тут меня ждал первый удар: в отличие от учителей только истории, учителя только обществознания никому не нужны
А в классах с экономическим профилем на должности учителя экономики больше рады экономистам, нежели философам. Права преподавать историю у меня нет. Может, кто-нибудь знает, можно ли без него? Я готова. Так что я упорствовала в поиске заветной вакансии «учитель обществознания -истории».
Здесь меня поджидал второй удар: каждая подобная вакансия в требованиях содержала как минимум «опыт работы от пяти лет». Или ещё лучше — «первая или высшая квалификационная категория». Ни того, ни другого у меня нет, хотя есть опыт работы репетитором обществознания и всех гуманитарных дисциплин сразу в детском доме в рамках волонтёрской программы (что, увы, нигде не зафиксировано). Размещение резюме на сайте департамента образования Москвы не дало результатов, эта система устроена максимально непрозрачно и сложно для соискателя.
Ради интереса я посмотрела на проходные баллы бакалавриата МПГУ, где, насколько я знаю, гораздо дольше длится педагогическая практика и есть возможность трудоустройства по распределению. Даже баллы первой волны ощутимо ниже проходных на мой факультет (без учёта внутреннего экзамена). При том, что философский факультет МГУ, в частности кафедра философии образования, принимает активное участие в формировании школьной программы по обществознанию, его выпускнице, увы, не удалось найти работу по специальности и месту жительства. Работа репетитором или преподавателем в образовательных центрах для меня сейчас не актуальна из-за вечернего обучения. Тем более, опыт однокурсников показывает, что это достаточно неблагодарный и низкооплачиваемый труд без стабильности.
Чем всё это закончилось
Сейчас я с теплотой вспоминаю свою педагогическую практику и иногда, начитавшись статей про образование, снова хватаюсь за поиск «учитель обществознания вакансии москва». Каждый раз меня ждёт одно и то же разочарование. Я искренне удивляюсь публикациям молодых учителей, которые нашли себя в этой сфере сразу после выпуска. Возможно, мне стоит быть более настойчивой и добиваться собеседований, даже не соответствуя требованиям, указанным в вакансии.
Я не поддерживаю прямого контакта с теми ребятами, у которых вела уроки, но мы подписаны друг на друга в соцсетях
Никакого панибратства между нами не было, но с некоторыми из них после окончания практики мы перешли на «ты». Почему-то все очень тревожатся за этих детей, за их будущее, считают их детьми XXI века, не интересующимися ничем, кроме интернета и гаджетов. А я с огромным удовольствием слежу за их постами. Это какие-то совершенно другие люди, которые меня удивляют каждый раз. Я вижу модную тамблер-гёрл, а в следующем посте она пишет восторженную рецензию на книгу Ремарка. По рецензии понятно, что правда читала, а не просто сфоткала. Молодой человек со спиннером внезапно показывает очень крутой скилл в фотографии, а их хобби выходят далеко за рамки видеоблогов и гонок за лайками. Мне очень радостно видеть такие подтверждения их успехов. Они замечательные, каждый из них уже к окончанию школы будет знать минимум два иностранных языка, а их способность к самообразованию и жажда знаний не может не восхищать.
Мне очень хотелось бы однажды снова выйти к ним, чтобы проектор светил в лицо, тряслись коленки, и сказать «Здравствуйте, меня зовут Ксения Юрьевна, сегодня я буду вести у вас урок обществознания». Но, видимо, это не произойдёт в ближайшее время.
Источник
Учитель истории и обществознания
Где учиться?
Чтобы работать учителем истории и обществознания, необходимо на выбор:
- получить диплом о высшем или среднем профессиональном образовании по педагогическому направлению;
- поступить в вуз или ссуз, который готовит специалистов на базе 9 или 11 классов;
- получить базовое педагогическое образование и пройти профессиональную переподготовку. Это позволит расширить спектр компетенций.
Какие предметы сдают на учителя истории и обществознания?
Чтобы получить профильное образование в вузе, абитуриенты сдают вступительные экзамены по направлениям история, обществознание и предоставляют результаты ЕГЭ по этим же предметам. Дополнительно сдают русский язык.
Для поступления в АНПОО «НСПК» не нужно сдавать ЕГЭ и вступительные экзамены. Достаточно аттестата об окончании 9 или 11 классов.
Обучение ведется по официальной лицензии, в дистанционной форме. Выпускники получают два диплома — о среднем профессиональном образовании и профпереподготовке по направлению «Учитель истории» (обществознание тоже можно преподавать).
Сколько учиться?
В вузе нужно учиться не менее пяти лет. При обучении в ссузе стать учителем истории можно за четыре года и даже быстрее. При поступлении после 11 класса на обучение потребуется от 2 лет 10 месяцев.
В АНПОО «НСПК» также есть программа перезачета ранее пройденных дисциплин. Она позволяет максимально сократить обучение без потери его качества и стать учителем истории в кратчайший срок.
Плюсы и минусы профессии
У профессии учитель есть плюсы — длительный отпуск, возможность заниматься репетиторством, давать частные уроки параллельно с основной деятельностью. Это творческая работа, связанная с интересными предметами.
К минусам относится высокий уровень личной ответственности. Учитель — профессия, связанная с высокими психоэмоциональными нагрузками. В обязанности учителя в школе входит заполнение множества документов, нужно подолгу стоя говорить.
Что должен знать и уметь учитель истории и обществознания
Учителя истории и обществознания должны знать об:
- определяющих направлениях развития образования в РФ;
- актуальных положениях российского законодательства, регулирующего эту сферу;
- особенностях исторического процесса на разных стадиях развития общества в России и мире — от древности до начала XXI века;
- актуальных методиках преподавания истории, обществознания (активная познавательная, сравнительная, основанная на принципе повторения, экспериментальная и т.д.);
- основных положениях школьной гигиены — обустройство помещений, требования к учебным принадлежностям, школьные болезни (близорукость, искривление позвоночника) и т.д.
Учителя истории и обществознания должны ориентироваться в смежных дисциплинах — мировой культуре, археологии, политологии. Им важно уметь анализировать и структурировать информацию, доносить свою мысль до учеников, разрешать конфликтные ситуации. Учитель истории и/или обществознания должен разбираться в современных образовательных технологиях и цифровых способах поиска информации (поисковые системы, электронные библиотеки, образовательные платформы).
Должностные обязанности и функции учителя истории и обществознания
Основная обязанность учителя — сформировать у учеников базу теоретических знаний и навыков по предмету. В этом он руководствуется учебной программой и планом. Обязанности специалиста регулируются ФГОС и правилами учебного заведения, где работает учитель истории и обществознания. Конкретный список определяется должностной инструкцией.
Дополнительные функции учителя истории и обществознания:
- планирование учебного процесса, составление программ уроков;
- контроль знаний по предмету;
- организация внеурочных мероприятий, которые должны проводиться учителем истории и обществознания — олимпиады, школьные конкурсы и т.д.;
- ведение журналов, отчетности;
- организация самостоятельной работы учеников и помощь в освоении пройденного материала.
Личные качества учителя истории и обществознания
Учителем истории и обществознания может стать человек, который интересуется прошлым, с охотой работает в большом коллективе и любит детей. Важно быть неконфликтным, терпеливым, толерантным. Другие личные качества, необходимые учителю истории и обществознания:
- умение перерабатывать научный материал в доступный для восприятия учениками;
- аналитические способности — анализ собственных знаний и знаний учеников, оценка их осведомленности;
- организованность — для достижения целей учебного плана и показателей успеваемости;
- умение объяснять, ораторские способности;
- пунктуальность;
- стрессоустойчивость;
- желание совершенствовать знания в области истории, обществознания и других науках.
Зарплата и карьерные перспективы
Сколько зарабатывают учителя, зависит от региона, места трудоустройства, опыта специалиста. Поэтому так важно повышать квалификацию и наращивать компетенции. В Москве в муниципальной школе зарплата учителя истории составляет, в среднем, от 20 до 60 тысяч рублей. В частных образовательных учреждениях ставки выше, поэтому там зарплата учителя истории может доходить до 250 тысяч рублей. В регионах РФ средний ежемесячный доход составляет 34 000 рублей: минимальная зарплата учителей — 14-21 тысяча рублей, максимальная — 50 000 рублей.
Повышать доход можно, занимаясь репетиторством. Зарплата учителя истории, который дает только частные уроки, составляет, в среднем 30 тысяч рублей в регионах РФ. Для Москвы показатель выше: зарплаты учителей-репетиторов составляют 3000-4500 рублей за занятие, количество определяет сам специалист.
Чтобы получать больше, учителю придется брать подработку или строить карьеру. Возможные пути роста:
- руководящие должности в школе, учреждениях образования — с профессией и опытом учителя по социально значимому предмету можно добиться высоких постов;
- в частных школах, центрах дополнительного образования — зарплата учителя истории будет выше;
- дистанционное обучение детей, подготовка к ЕГЭ и экзаменам — сколько получит учитель истории, зависит от его работоспособности и умения «рекламировать» свои онлайн-курсы;
- самозанятость, свой бизнес — организация курсов по профессии, лекций по истории, открытие частной школы и т.д.
Если вы хотите подробнее узнать, как стать таким учителем и получить среднее профессиональное образование по профилю история/обществознание, обратитесь в приемную комиссию АНПОО «НСПК».
Источник
Как я работала учителем истории
Моя работа, несмотря на все корпоративные бонусы и перспективы, действовала на меня удушающее. В прошлом июле я достигла точки уныния и написала заявление на увольнение. Новую работу я не искала, хотелось целый год спать, читать книги, пить кофе или жить в деревне.
И тут случилась магическая вещь: мне позвонили из моей сельской школы и спросили не хочу ли пойти к ним учителем истории поработать. Я со школы, класса с 10-го, мечтала быть учителем, именно истории и именно в своей школе.
В университетские годы мой пыл поостыл, после педагогической практики я думала, что ошиблась, что это все не моё, дети такого пугливого и стеснительного учителя не заслуживают, какой пример я могу им дать? Да и самой страшно с ними один на один оставаться.
Поэтому, долго не раздумывала и согласилась на предложение директора, предупредив, что только на год. Мама, когда узнала, два дня со мной не разговаривала, вообще вышел форменный скандал: все родственники звонили и отговаривали, спрашивали, может случилось чего у меня, и никак поверить не могли, что я все оставлю и вернусь в деревню и кем! Учителем!
Собеседования не было, директор по телефону мне озвучила примерную зп, нагрузку и какие льготы (70% жкх-счетов оплачивается) + необходимо предоставить медкнижку, паспорт прививок и справку об отсутствии судимостей. По договоренности с прежним начальством я работала до середины сентября, потом съездила в отпуск, и 1 октября приехала в школу.
Больше всего меня с самого начала волновал вопрос моей квалификации. Историю, я конечно, люблю и читаю статьи интересные разные, книги по античной культуре, на группы вк подписана сплошь исторические. Но, на минуточку, универ я закончила в 2008 и по специальности и даже около не проработала ни дня. Но еще более странно, то что волновал этот вопрос только меня одну и больше никого. Я решила, что разберусь на месте, за месяц который мне оставался прочитала несколько полезных книг по педагогике, записалась на он-лайн курс Истории России СПБГУ, пересмотрела сериал «Романовы», все фильмы про школу и учителей, биографии художников заодно (это для МХК).
В дальнейшем это мне очень помогло, т.к. ни на какие курсы повышения квалификации или типо того меня отправлять не собирались, наставник, который мне полагался делиться знаниями не собиралась и на все мои вопросы был один ответ: в интернете найдешь. Про нее отдельное эссе написать можно «WTF»: она бывший директор и серый кардинал школы, в кабинет с табличкой «История» всем другим учителям вход был заказан, мне запрещала пользоваться компьютером (школьная собственность) и проектором (вдруг сломаю), я как-то все-таки воспользовалась ноутбуком, так она потом его запаролила. Смех))) Как к руководителю школьного метод-объединения, к ней поступала вся информация по конференциям и конкурсам, мне она сообщала за день или два, что исключало моё в них участие. При попытках сопротивления и неповиновения напускала родительниц. Но вместе с тем постоянно строила козни и ученикам из своего класса, если они как-то ей перечили, отзывалась о неугодных «он слабак», «этот трус». Вот с этим учителем было самое большое разочарование, как в человеке и наставнике, так и как в педагоге, когда сама училась в школе этого учителя боготворила.
Предыдущий учитель истории из этой школы ушла из-за странной и тяжелой атмосферы вокруг предмета: кабинета нет (он есть фактически, но в него не пускают или там ничем не воспользуешься), других кабинетов не дают, хочешь вести урок с проектором — актовый зал, пожалуйста, нагрузку и расписание сначала выбирает старая историчка, потом остатки — тебе, все узнаешь в последнюю очередь. Директор улыбается и плечами пожимает.
Большая часть учителей относились ко мне хорошо и очень помогли. Самый лучший и ценнейший совет: ставить оценки сначала в черновик, потом в журнал. Исправления не приветствовались, если исправлена оценка — внизу печать и подпись директора школы, в теме урока или сзади журнала — заклеивай и пиши заново. Точки ставить нельзя, за наполняемостью оценок следят, неявки — обязательно. Я сначала дрожащей рукой вносила оценки, путалась, исправляла, ходила к директору с повинной головой, нервничала, что такая растяпа. И вот эта штука с черновиком журнала — мое спасение: и домашки там записывала (самой не забыть, чего задала и кому какой доклад), контрольные и тесты, когда наобещала провести, чего проходим (за программой не всегда успевали, а иногда и опережали), двойкам — раздолье, долгам всяким — отдельное место. А в конце недели все в тишине и аккуратности переносилось мною в журнал.
Еще лайфхак для учителей — пользуйтесь одной и той же ручкой, с бледно-синей пастой — как правило её терпеть не могут ученики, меня это несколько раз выручало, когда особо отличившиеся ставили сами себе оценки.
Ученики — самое лучшее, что есть в школе. Если вы человек нормальный и адекватный, это видят. Но все ваши недостатки тоже. Вы как голый, ничего скрыть нельзя. И бесит собственное бессилие, неопытность, незнание, когда ты хочешь говорить интересно, и чтобы все слушали, а они зевают и смотрят в окно. Но когда получается, когда все работают и спорят о чем-то по теме и делают домашку так, как ты учила и говорят «спасибо за урок» — вот сразу забываешь обо всех неудачах.
К внешнему виду, привычкам и разным гаджетам очень пристальное внимание. Мне тяжело было первое время много говорить, прям до спазмов, и я носила с собой ромашковый чай в термокружке, сколько было комментариев и вопросов «зачем», «а с коньяком, наверно» и «можно попить». Как-то нарисовала стрелки на глазах, иду по коридору навстречу 6-му классу, и мальчик один во весь голос: «Вы глаза накрасили???!!!»
В мой первый день девочка из 11-го класса спросила могу ли я её подготовить к ЕГЭ и какой у меня педагогический опыт. Я честно ответила — 4-й урок.
В 9-м классе рассказываю, как проходил первый визит советского лидера в США, куда возили, что показывали. Спрашиваю у класса: кто этот советский лидер? Молчат. Давайте, ребята, мы в четверг на истории России говорили об этом? Класс: Сталин? Ленин? Я: подсказка — кукуруза. Ученик: Кукурузин?!
В 6-м классе писали эссе на тему «Как я могу заработать карманные деньги». Девочка написала: «Я могу сочинять стихи и продавать их, а еще время от времени сдавать кровь».
Самое трудное — отказаться от личного отношения и ставить оценки объективно. Один из главных уроков жизни, что я усвоила в школе: если ребенок начинает вести себя по-другому: не ходит на уроки, домашнюю не делает, огрызается или едко комментирует все и вся, то по любому что-то случилось в семье и такое, что врагу не пожелаешь. Но есть такие, которые премерзко ведут себя всегда, товарищ один мне всегда напоминал шакала, приспешника Шерхана, было в его поведении с другими учениками что-то похожее, сам на уроках не работал, только болтал и хихикал, домашние, в лучшем случае, списаны.
Получается у него тройка в четверти (и то, много!), приходит с директором и отцом, ставьте ему «4» и все тут! У мальчишки глаза огромные, слёзы стоят. Что вы, да я не разговаривал! Что вы, да я все сам делал! Что вы, да я руку тянул (в туалет можно, ага). Что вы, я был на каждом уроке! Где тетрадка? Тетрадку я потерял, дал списать и не вернули. И, вот честно, в этот момент я — дракон, он — кролик. Такие актеры)))
Много детей под опекой, при живых родителях, кто-то с синяками ходит, в одежде грязной, девочки некоторые в 7-8 классе, а «не первый год замужем». Питание в школе платное, 270-300 р в неделю, но многие родители себе и этого позволить не могут, поэтому дети голодные, ходят хлеб едят (в столовой можно брать сколько хочешь, если каша или суп остаются, то и их раздают желающим), некоторые стоя едят. Мальчик один написал заявление, чтобы его в детдом забрали по собственному желанию, из-за невыносимых условий в семье. Как мне сказал социальный педагог, для многих школа — единственное место, где они могут побыть нормальными детьми. Поэтому и общая политика такая ходят в школу и ладно.
Еще с начальной школы детей делят по социальному статусу семей (поселок и все всех знают), поэтому разница между «А» и «Б» огромная. Некоторые классы в параллели, из-за нехватки средств на зарплату учителям, объединены в один. У меня было два таких 6 и 8. Это катастрофа. И если шестиклашкам ещё все интересно, то с 8-м классом тяжело справиться. В одной из своих книг я вычитала, что большую аудиторию можно настроить на рабочий лад дав письменное задание. Так в основном мы с ними и делали. Если я пыталась что-то рассказать, тут же начинался гул голосов. Уроки с дебатами или игровые формы очень быстро выходили из-под контроля
Дети, которым родители уделяют внимание (занимаются с ними, проверяют дневник, домашние задания, ходят на собрания, кружки, секции, находят время, чтобы интересоваться жизнью своего ребенка) и все остальные разделены огромной пропастью.
Ко всем ученикам я обращалась на «вы», за что директор в конце года учебного назвала меня «интеллигентнейшей женщиной» при всей школе и грамоту вручила. Детям многим не нравилось, спрашивали почему другие учителя «ты» им говорят, я придумала, что это от того, что другие знают их с самых первых классов, когда они были малышами, а я первый год их вижу).
Формы ни для учеников, ни для учителей нет, только дресскод. Зимой было так холодно, что сидели в шапках и куртках (вечно что-то ломалось), но мне как-то стеснительно было в верхней одежде, поэтому я вещала, закутавшись в шарф.
Все уроки вела стоя, это и дисциплине в классе помогает и внимание держит лучше.
Спускаюсь как-то по лестнице и… мимо ступеньки, растянулась, ногу подвернула (вообще подумала, что, как минимум, сломала лодыжку), лежу, навстречу мне началка с физры идут и как давай ржать надо мной. Пришлось с каменным лицом вставать и ковылять в учительскую. Пришла и давай реветь, хорошо, что там никого не было. И больно и обидно и смешно, но уже потом.
Еще один бесценный педагогический совет, который я получила: никогда не пытаться говорить, когда в классе шумно, поэтому в минуты всеобщего галдежа я молча ждала, когда все угомонятся. Сначала на это уходило и 5 и 10 минут, но потом к моей тактике привыкли и пары минут хватало, чтобы вернуться к уроку. Дети долго привыкали, что я не кричу на них, некоторые давали советы: «Вы крикните на нас, мы сразу успокоимся».
Тяжело работать, когда постоянно отвлекаешься на чьи-то разговоры, комментарии, как учителю, так и тем ученикам, которые вовлечены в процесс.
Нагрузка у меня была небольшая — 18 часов в неделю, зато раскиданы они были со вт по сб вразнобой (через окно или 5 и 6 урок — на два часа приходи в школу), я вела предметы: история России, Всеобщая история, обществознание, МХК, историческое краеведение. Плюс я согласилась на классное руководство одного из 9-х классов и школьный музей. Ниже я и моя зп))))
Один мой урок стоил 120р, а готовилась к каждому по 2-3 часа. Так как очень много информации для запоминания, часть работы я делала вечером, а потом вставала в три часа утра и повторяла все заново. Для каждого урока я делала презентацию, это очень удобно, т.к. у меня ни карт исторических, ни каких-то других наглядных материалов не было, да и зачем, если все есть в цифровом виде и превосходном качестве, старалась добавить что-то интересное, забавное (если тема позволяла). Но часто были такие случаи, что готовилась-готовилась, а дали кабинет без проектора и досвидули всей подготовке.
Для привлечения внимания использовалось все, в том числе и творчество из тетрадей)
Сильная загруженность, как правило, только в первый год работы, потом ты уже только корректируешь свои наработки. Многие учителя жалуются на большой объем различных отчетов, на тяжёлый учительский труд, у меня эти жалобы вызвали лишь улыбку. Серьезно?! В два часа никого нет в школе, два выходных в неделю, все каникулы (надо только свое кол-во часов посидеть в школе), карантин (две недели в феврале был), морозы, все праздники государственные, больничный — пожалуйста, отгул — на, заслужил! отпуск, внимание, 56 дней подряд. Ну, правда)))) отчеты — это 10 часть того, что выполняет специалист какой-нибудь корпорации. Мне подготовка к урокам была в удовольствие, поэтому я в расчет это время не беру)
Тетради всегда проверяла в школе, с мылом и дезинфектором, боялась клопов, вшей и чесотки, домой никогда не носила. Математике и русскому языку доплачивают за проверку, всем остальным — нет. Как правило, это скучное занятие, все списывают со списанного, поэтому я периодически задавала писать эссе — смеялась до слез, хоть какая-то радость. Учительница по математике рассказала историю: она всегда носила тетради в холщовой котомке домой проверять, идет как-то раз, а её соседка спрашивает с укоризной, что это вы из школы сумками таскаете?!
Раз в месяц ездила сопровождающим на школьном автобусе по близлежащим деревням. За два часа поездки, которая начиналась в шесть утра платили 60 рублей. 60 рублей, Карл! Весной хорошо — рассвет, леса, поля вокруг. Раз в неделю надо стоять в коридоре и дежурить, чтобы все не носились как угорелые, не засовывали пальцы в железные петли, не дрались.
Само здание школы — долгострой, еще с советских времен, но школа считается новой: учебные кабинеты просторные, над кабинетом директора — спортзал, во время физры там настоящий ипподром, библиотека на третьем этаже (все норм, пока не наступает момент сдачи учебников). При школе, спонсором построен футбольный стадион, и начиная с начальных классов и до 9-х ребята тренируются, ездят на игры, форма есть игровая, тренировочная, зимняя и проч. Это такое большое дело, не просто благотворительность, а внимание и работа постоянная с детьми. У многих из них появилась цель в жизни и мечта и возможности, которые их родители, в силу обстоятельств, дать им не могут.
Коллектив отличный, за некоторым исключением, все учителя в основном 30 +, дружные, веселые, но все разговоры вокруг школы. Многие работают по федеральной программе: дом + машина. Также многие участвуют в различных конкурсах, выигрывают гранты (100-400 тыс). Зп учителя зависит от нагрузки часов, категории и системы баллов, которые зарабатываются в течении года.
Конечно, тяжело привыкнуть к жизни в деревне, после города. Куда бы я не шла — везде ученики. Радуются, здороваются, потом на уроке объявляют, что мы вас видели, вы куда-то шли в серой шапке/тряпичных сапогах/синем платье. Не хватает обычного городского комфорта, чтобы был тротуар, например, или магазины закрывались не в шесть вечера все. Очень много внимания, личной жизни нет, только общественная. Но зато свежий воздух, вода из-под крана, зима с белыми сугробами, всюду доехать можно за 10 минут. Как-то ко мне в гости приехала подружка, мы пошли в единственное суши-кафе, один столик — учительницы из моей школы, второй — одинацатиклассницы, третий — мы))))
Я кардинально поменяла свое мнение о школе, многие статьи, которые печатают в журналах модных оторваны от реальности, у половины детей, в стремительно меняющейся культуре, потоке информации, нет ни ориентиров, ни авторитетов, ни дисциплины. И учителя и родители, в одной лодке и должны идти в одном направлении, грести в разные стороны не имеет смысла.
За этот год я получила бесценный опыт, работа интересная очень, при должном старании можно и зарабатывать нормально.
Ну и напоследок, минутка истории: теперь правильно говорить Древнерусское государство (а не Киевская Русь) и монгольское нашествие (а не татаро-монгольское)
Всем спасибо за внимание)
Источник