Можно ли быть учителем двух предметов

Может ли учитель вести предмет не по своему профилю

Не знаю, как дело обстоит в городах, но в сельской местности зачастую учитель ведет 1-2 предмета не по своему профилю. К примеру, физрук запросто может вести информатику, учитель литературы — историю, учитель русского — немецкий, учитель без педобразования — технологию. А еще учителя начальных классов работают в старшем звене.

Такая чехарда, объясняется легко:

Советские учителя постепенно уходят на пенсию, а молодежь в деревню не затащишь. Жить в деревне труднее, развлечений нет, по каждому пустяку нужно мотаться в город.

Если вести только свой профильный предмет, то просто не будет выходить ставка. К примеру, у нас информатика только с восьмого класса. Или, например, технология сокращена до минимума. Вот и приходится учителю брать какие-то другие предметы, на которых нет специалиста.

Попробуем найти плюсы и минусы

Для учеников я ни одного плюса не вижу. Представьте ситуацию — человек последний раз изучал историю только в школе. А ему на — «в этом году вы ведете историку, так как историка до сих пор нет». Садится он за книжки, готовится к урокам, но это будет не совсем то, так как учитель сам начинает «плавать» в датах, в событиях, в других исторических периодах. Может быть ученикам это и не сильно заметно, но такое есть.

Ладно, если эта история, которую можно просто прочитать, а потом попытаться объяснить ученикам. А если это, к примеру, информатика, или немецкий язык, или физика?

Для учителя плюс есть — с помощью этих часов набегает ставка и чуть больше. Но и минус значительный — вместо того, чтобы отдыхать в послерабочее время, он вынужден изучать новую для него науку.

И хорошо, если он этот новый предмет будет вести продолжительное время, к примеру, 10-15 лет. За это время он его освоит на хорошем уровне. Но бывает и так, что вдруг находится какой-то временный «настоящий» учитель, за год-два он полностью разочаровывается в профессии, уезжает, а его предмет снова достается кому-то из учителей.

Выгодна такая практика и государству — вообще не нужно париться насчет какого-то стимулирования тем, кто работает в местах, где не очень то привлекательно жить. Работает там кто-то в школе — вот и пусть они варятся в этой школе самостоятельно.

Есть, конечно, с недавних пор программа «земский учитель», но, сами понимаете, точечное стимулирование должного эффекта не вызовет.

***

А потом где-нибудь на методическом объединении или конференции вознкают такие ситуации:

— Вот ученики из такой-то школы плохо нынче сдали ОГЭ по географии. Ая-яй!

И учителю очень хочется воскликнуть.

— Да не пошли бы вы н**ер*! Я вообще учитель немецкого! Дуйте сами в деревню и ведите там географию, профессионалы, блин!

Но он скромного промолчит, так как учителям прилюдно материться нельзя.

***

Пользуясь служебным положением, я хотел бы задать вам два важных вопроса, которые мне действительно интересны.

Дано: вы выпускник педвуза. В кармане у вас ни гроша, а только красный диплом. И теперь вам нужно устроиться куда-то на работу.

Вопрос 1

Если бы вы согласились поехать работать в деревню (в реальную деревню, которая в 50-80 км от ближайшего города), то какую бы сумму денег вы согласились получать за работу, чтобы не было разочарования от работы? Важное условие — своего жилья нет.

Вопрос 2

Как вы считаете, если учитель ведет предметы не по своему профилю, то это скорее плюс или минус?

***

Мой Телеграм канал https://t.me/dnevnikmiko

На канале я ничего не скрываю, так как он не для случайной публики.

Источник

Статья. Совмещение нескольких предметов как препятствие становления профессиональной компетенции педагога

Управление по образованию и науке г. Астрахань

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 51»

Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А. И., учитель высшей категории, Ветеран труда

Совмещение преподавания:

«за» и «против».

Совмещение преподавания нескольких учебных предметов

как препятствие становления профессиональной компетентности педагога

Учителя, имеющие профессиональное педагогическое образование и уже работающие в системе образования определенное время, иногда совмещают преподавание курса ОБЖ с основной дисциплиной. На мой взгляд, такое совмещение может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Данная статья имеет цель обозначить совмещение преподавания нескольких учебных предметов как проблему современного образования и привлечь к ней внимание педагогического сообщества, а также рассмотреть особенности явления совмещения преподавания курса ОБЖ с точки зрения становления профессиональной компетентности преподавателя-организатора ОБЖ.

Явление совмещения преподавания нескольких учебных предметов имело место еще в советское время, но оно не становилось объектом исследований по целому ряду причин, из которых можно выделить основные:

— преподавались дисциплины, имеющие только «родственные» связи;

— достаточное количество профильных преподавателей в школах.

В конце XX века ситуация в стране изменилась. Нежелание выпускников педагогических ВУЗов идти работать в школы создало нехватку специалистов по различным предметам. Введенный в 1991 году в учебный план школ курс ОБЖ оказался вдвойне сложной ситуации: на фоне отсутствия специалистов, учебных и методических материалов и пр., предмет приходилось совмещать преподавателям самых различных дисциплин, безусловно, способных выявить общие темы между своим предметом и ОБЖ, но, по большому счету, специалистов только в своей предметной области (физики, химии, математики и т.п.). Говоря о профессиональной компетентности преподавателя-организатора ОБЖ, нельзя не учитывать указанное выше обстоятельство.

Читайте также:  Можно ли есть раков на следующий день после варки

Профессиональное развитие педагога может иметь не только прогрессивные, но и регрессивные тенденции, которые обусловлены как объективными (содержание деятельности, социально-психологический климат, статус в группе, условия работы, случайность), так и субъективными (биологическими, внутренними противоречиями, индивидуально-личностными особенностями) факторами. Позитивное направление в профессиональном развитии учителя, связанное с положительными социально и профессионально значимыми изменениями его личности, трактуется в отечественной науке как профессиональное становление. Становление есть всегда переход на более высокую ступень в профессиональном развитии.

По мере становления личности субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами, то-есть, человек, как активное существо, может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием.

Понятие «становление» правомерно соотносить не только с процессом развития личности, но и с развитием отдельных качеств человека, в том числе и профессиональных. Профессиональная компетентность, как уровень знаний, умений и готовности личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных и профессиональных условиях,может иметь прогрессивную и регрессивную направленность изменений. Сказанное позволяет рассматривать становление профессиональной компетентности как процесс прогрессивной направленности.

Поскольку профессиональное становление представляет собой протяженный во времени процесс перехода одного состояния в качественно новое, то в нем можно выделить определенные стадии. Например, Э.Ф. Зеер выделяет следующие стадии профессионального становления:

1) оптация (формирование профессионально-педагогических намерений, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально-психологических особенностей);

2) профессиональная подготовка (формирование педагогической направленности и системы педагогических знаний, умений и навыков, приобретение опыта решения типовых профессионально-педагогических задач);

3) профессиональная адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование социально и профессионально важных качеств, опыта самостоятельного выполнения педагогической деятельности);

4) первичная профессионализация (формирование профессиональной позиции, интеграция социально и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые формы, квалифицированное выполнение педагогической деятельности);

5) вторичная профессионализация, или профессиональное мастерство (полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе относительно подвижных интегративных психологических новообразований).

На начальных стадиях профессионального становления решающее значение имеют противоречия между личностью и внешними условиями среды.

На стадиях профессионализации и особенно профессионального мастерства ведущее значение приобретают противоречия внутриличностного характера, обусловленные внутриличностными конфликтами, неудовлетворенностью уровнем своего профессионального роста, потребностью в дальнейшем самоосуществлении.

Так как профессиональное становление педагога является стадиальным процессом, совмещение преподавания вызывает противоречие в динамике профессиональной деятельности.

Развитие профессионально-педагогической деятельности происходит в несколько этапов, каждый из которых отличается не только составом востребуемых умений, но и их структурой, что позволяет говорить о специфических формах профессиональной подготовки, повышения квалификации, самообразования и саморазвития специалиста на разных стадиях профессионального восхождения. Специалист, достигший определенного уровня профессионализации, в связи с усвоением содержания нового предмета и особенностей методики его преподавания, вынужден переходить к более низкой стадии профессионального становления, требующей создания системы новых знаний, сформированных навыков самообразования. Указанный процесс, протекающий на фоне уже сформировавшихся профессиональных умений и навыков, с одной стороны, и профессиональных деформаций, с другой, будет способствовать профессиональному развитию личности и становлению качественно нового профессионального уровня, либо дезорганизации деятельности с дальнейшим развитием профессиональных деструкций.

Процесс перехода личности от одной профессии к другой с учетом и на основе уже приобретенных профессиональных особенностей, личных качеств, интересов, знаний, опыта, способностей называется профессиональной переориентацией. В нашем случае происходит частичная профессиональная переориентация, требующая дополнительной профессиональной подготовки (или даже переподготовки) внутри одной профессии.

Существует высокая вероятность того, что специалист – предметник при реализации межпредметных связей курса ОБЖ станет уделять внимание в большей степени своему предмету в ущерб другим. Тогда учащиеся смогут увидеть взаимосвязи изучаемого явления только в одном аспекте. С другой стороны, взгляд «узкого специалиста» способен обнаружить более тесные связи между предметами, что обогатит содержание курса ОБЖ.

Совмещение преподавания нескольких предметов может иметь негативные последствия, если предмет ведется по каким – либо вынужденным причинам. Совмещенный предмет, в нашем случае – курс ОБЖ, принимает статус дополнительного, не основного. Недостаточное обеспечение специальной и методической литературой очень затрудняет самостоятельную подготовку учителя безопасности жизнедеятельности, что снижает мотивацию самого педагога, которому нужно будет тратить дополнительные силы и средства. В этом случае говорить о развитии интереса у учащихся к предмету и становлении профессиональной компетентности педагога не имеет смысла.

Таким образом, приступающие к обучению учащихся основам безопасности жизнедеятельности педагоги и совмещающие его преподавание со своим предметом, сталкиваются с рядом специфических условий, препятствующих становлению их профессиональной компетентности:

— статус совмещаемого предмета как дополнительного;

— появление противоречия в динамике профессиональной деятельности;

— развитие профессиональных деформаций;

— низкая мотивация профессионального самообразования;

— уменьшение количества свободного времени для саморазвития педагога.

Наилучшим выходом, на мой взгляд, из проблемы совмещения предметов, в первую очередь ОБЖ, является обеспечение школ квалифицированными кадрами, подготовленными в педагогических ВУЗах, а также качественная переподготовка педагогов в системе повышения квалификации с учетом специфики курса ОБЖ.

Читайте также:  Можно ли есть икру сазана при панкреатите

Источник

Семейное обучение по отдельному предмету — можно ли перейти?

Когда говорят о домашнем обучении, чаще всего представляют себе ученика, который вообще не ходит в школу и полностью осваивает программу на дому. Во многих случаях «семейники» действительно появляются в здании школы только в период промежуточной аттестации. Но есть и другие варианты. 

Возможные причины

Рассмотрим, почему может понадобиться перейти на домашнее обучение по одному предмету.  

Предмет не даётся

Когда в классе около тридцати человек, педагогу сложно уделять внимание каждому лично. Классическая ситуация — предмет понимают и идут в ногу с учителем лишь несколько учеников, остальные кое-как перебиваются и выходят из школы с весьма отрывочными знаниями. В начальной и средней школе ситуация, когда не даётся предмет, сильно давит школьнику на психику, заставляя нервничать и тревожиться.

Иногда способность к предмету бывает неочевидной, и педагог должен её распознать. Но, к сожалению, не все учителя любят и умеют это делать. Гораздо легче поставить двойку и больше внимания уделять тем, кто хорошо справляется.

Потенциальным выходом может стать репетитор. Многие родители прибегают к этому. Но и здесь есть подводные камни. Например, репетитор объясняет иначе, чем учитель, даёт другие способы решений, занимается по другому учебнику, и результаты ученика в школе остаются неудовлетворительными. 

Предмет даётся слишком легко

И наоборот — бывает, что ребёнок владеет предметом на высоком уровне. Чаще всего такое случается с иностранным языком. Лингвистические школы, курсы и поездки за границу в раннем возрасте могут положительно повлиять на степень владения языком. В таком случае обычные уроки неинтересны и бессмысленны, ведь если у ребёнка высокий уровень, а в школе английский только начался с самых азов — будет скучно. 

Конфликт с преподавателем

Распространённая ситуация: у ребёнка не сложились отношения с конкретным учителем. Плохие отношения в школе нередко становятся причиной полного перехода на семейное обучение, но если с другими предметами и одноклассниками всё хорошо, ребёнок вряд ли захочет покидать стены образовательной организации. 

Буква закона

Во всех примерах ситуаций домашнее обучение по одному предмету станет выходом. Давайте рассмотрим, как это устроено с юридической точки зрения.

Семейное обучение — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Оно подразумевает самостоятельное освоение всей основной образовательной программы или отдельных предметов. Это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. Но школьника необязательно учат сами мама с папой — можно подключать частных педагогов или онлайн-школы.

Рекомендуется регулярно проходить промежуточную аттестацию, чтобы отслеживать прогресс по предмету. Конечно, если ребёнок знает его хорошо — допустим, уже имеет сертификат уровня C1 по английскому языку, — и не хочет тратить время на ненужные контрольные, это необязательно. В остальных ситуациях промежуточная аттестация станет отличной тренировкой и доказательством прогресса. 

Как перейти на домашнее обучение по одному предмету

Шаг 1. Поговорите с администрацией, объясните ситуацию и напишите заявление на имя директора школы о том, что хотите обучать ребёнка самостоятельно по определённому предмету. 

Администрация не вправе отказать, но к сожалению, в силу отсутствия знаний законов вам могут попытаться вставить палки в колёса.

В случае непонимания важно спокойно и грамотно объяснить, что статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации» разрешает детям учиться вне школы как по всем предметам, так и по отдельным.

Шаг 2. Проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Уведомление о переходе на семейное образование можно составить в свободной форме или запросить шаблон в органах местного самоуправления.

Шаг 3. Если вы заинтересованы в промежуточных аттестациях, подпишите специальный договор. Полное название — «Договор об организации и проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающегося, получающего общее образование в форме семейного образования или самообразования». В нём вы сможете определить регулярность и желаемый формат аттестации, которая будет проходить в вашей же школе.

Шаг 4. Готово! Теперь вы выбираете, как ребёнок будет осваивать программу по предмету. С уроков можно уходить. Остальные дисциплины посещаются как обычно. 

Резюме

Домашнее обучение по отдельным предметам полностью законно в Российской Федерации. Можно перейти на семейное образование полностью, а можно взять на себя ответственность только за одну дисциплину. Нужно написать заявление о переходе на имя директора, уведомить органы и по желанию подписать договор об аттестациях, если ваш ребёнок собирается их сдавать.

Источник

Права учителя в школе: изучаем законы

“Вы не имеете права выставлять меня с урока, ставить оценку в журнал за поведение и задавать домашнее задание на каникулы!” — возмущённо заявляет мне ученик. И это абсолютная правда. Вы не знали?

В законе “Об образовании” прописаны права, обязанности и запреты для школьного учителя. В этой статье мы разберём, что преподавателю можно делать в школе, а что нет.

На что учитель имеет право?

Начнём с того, что учитель может делать. Данная информация прописана в статье 47 “Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации”. Обучающиеся и их родители, читая закон, обращают внимание только на свои права и обязанности, чтобы их отстаивать. Они не задумываются, что учителя тоже люди, и у них есть права.

Читайте также:  Можно ли есть цветную капусту вечером

Учитель имеет право на:

  • Защиту профессиональной чести и человеческого достоинства. В интернете есть видео, как ученики издеваются над учителями: позволяют себе высказываться в их сторону любыми словами и понимают, что им за это ничего не будет. Ведь учитель же “не имеет права”. Однако учитель может и имеет право на высказывание в корректной форме претензий и замечаний к ученику. Да, нельзя выгонять ученика с урока или ставить двойку в журнал за поведение, но вы можете высказать ученику, что так делать нельзя, и никто вас за это не “засудит”.
  • Условия необходимые для осуществления учебно-воспитательного процесса. Школа обязана предоставить вам кабинет и все необходимые учебные материалы. Проблема в том, что не все классы достаточно хорошо оборудованы (сделан ремонт, есть все необходимые принадлежности и т.д.). Главное, чтобы это никак не угрожало здоровью ученика.
  • Возможность участвовать в управлении школой в соответствии с уставом школы. А также предлагать свою кандидатуру на любую должность в коллективе. Ваши идеи или предложения могут улучшить учебный процесс и атмосферу в школе. Не бойтесь что-то предлагать и высказываться.
  • Выбор учебных пособий, методик обучения и методов оценки знаний. Вы можете выбирать и готовить все необходимое, чтобы эффективно выполнять свою работу. Другой вопрос — сможет ли школа все это вам обеспечить? Не факт. Но творческая инициатива не будет наказуема. Главное, чтобы она не мешала процессу изучения того, что есть в учебном плане школы.
  • Обращение индивидуально или в коллективе с заявлениями, предложениями или жалобами. Мы знаем, что родители могут писать заявления или жалобы. Учителя тоже имеют на это право, но никто об этом не говорит.

Если ваши права нарушены вы может обращаться к директору школы и классному руководителю ученика.

Если у вас сложный случай: обычные замечания и вызов родителей в школу не дает никаких результатов, то вы можете написать в отдел полиции по делам несовершеннолетних.

Если у вас сложности с коллегами, то можете обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Да, у учителей не большой выбор для защиты прав, по сравнению с учениками и их родителями, но главное, делать хоть что-то для разрешения ситуации.

  • Невмешательство в профессиональную деятельность. А с чем мы сталкиваемся довольно часто в школах? Именно с этим. Родитель может высказать свое мнение об учебном процессе, поделиться своими целями и какой он хочет видеть результат. Но он не имеет права указывать, как вы должны делать свою работу. Вы можете в корректной форме объяснить родителям, что вы квалифицированный специалист, который знает свое дело. Старайтесь не доводить такие ситуации до конфликтов.
  • Предупреждение о замене уроков заранее, отгул после работы в праздничные и выходные дни и оплату в двойном объеме за работу в законные выходные. Здоровье учителя очень важно. Для того, чтобы оно было в норме, нужен отдых. Поэтому не стоит соглашаться работать все время, даже в праздничные дни. Также вы вправе отказаться от выполнения административной работы, которая не входит в ваши обязанности. Все прекрасно понимают, что учителей в школе немного, и мало кто хочет идти сейчас работать в школу. Но лучше откажитесь от работы, чем впоследствии по состоянию здоровья не работать вовсе. Берегите себя!

Два аспекта, на которых учитель может настаивать:

  • чтобы учащиеся соблюдали правила школы;
  • чтобы родители посещали собрания и создавали все условия для учебного процесса детей (обеспечивали необходимыми школьными принадлежностями, следили за режимом сна и т.д.)

На что учитель не имеет права?

Стоит не забывать, что учителям делать нельзя, и за что их могут “засудить”. Полная информация в статье 34 “Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования”, в статье 21 ТК РФ и в СанПиН 2.4.2.2821-10

Учитель не имеет права:

  • Применять меры физического и психологического насилия;
  • Выгонять ученика с урока;
  • Выставлять в журнал ручкой оценку за плохое поведение ученика;
  • Ставить оценку не за его ответ, а за личные качества;
  • Задавать домашнее задание на каникулы, кроме чтения художественной литературы;
  • Отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков без согласия учеников. Правила “звонок для учителя” тут не работает;
  • Оставлять учеников в классе без присмотра.

Это основные правила, которые учителя в школах нарушают. Для чего? Чтобы улучшить дисциплину и выполнить другие правила закона “Об образовании”: поддерживать дисциплину в школе, обеспечить выполнение учебных программ, отвечать за жизнь и здоровье обучающихся.

Что вы можете сделать, чтобы повлиять на поведение учащегося, который срывает урок, не нарушая при этом его права:

  • корректно высказать мнение или замечание;
  • провести беседу один на один, без участия других учеников;
  • отвести ученика к директору;
  • вызвать родителей в школу;
  • написать заявление в отдел полиции по делам несовершеннолетних.

Директора и завучи не всегда становятся на сторону учителя в конфликтах, поэтому важно уметь защитить себя. Если правда на вашей стороне, не нужно терпеть хулиганов и некорректных родителей. Опираясь на знания законов, мягко, но твердо обозначьте свою позицию!

У вас есть права, а не только обязанности!Анастасия Пирогова

Источник