Можно ли быть ученым ислама
Содержание статьи
Как стать ученым?
Основополагающие принципы и методы учебы.
Как знание велико, как необъятно!
Кто же может все это собрать?
А если суждено тебе учиться,
То самое полезное стремись сначала познать.
Ибн аль-Мубарак сказал: «Начало знания — намерение, затем слушание урока, осмысление, запоминание, применение на практике и, наконец, передача другим».
Существует шесть ступеней овладения знаниями:
первая – умение задавать вопрос; вторая — умение хорошо и внимательно слушать; третья- хорошее осмысление; четвертая – запоминание; пятая — обучение им других; шестая — применение знаний на практике, соблюдая, установленные рамки.
Некоторые люди остаются лишенными знаний из-за неумения задать вопрос. Они либо не спрашивают вообще, либо спрашивают о чем-то несущественном, оставляя без внимания более важные вопросы, которые ему действительно необходимы. Таково положение многих невежественных учеников. Некоторые люди остаются невежественными из-за не умения внимательно слушать. Это одна из самых распространенных болезней современной молодежи. Они больше любят и предпочитают говорить и спорить, нежели выслушивать. Этот недостаток — притаившаяся беда большинства ищущих знания, которая лишает их многих познаний, даже если они вполне способны их получать.
Существует следующие основные правила усвоения знаний.
Правило первое: для изучения необходимо выбирать лучшее и самое полезное из знаний, а не стремиться к их большому количеству. Ищущему знания следует выбирать из всех видов науки самую лучшую – ту, в которой он нуждается для исповедания своей религии, а затем ту науку, которая необходима ему в будущем. Поэтому ему следует, в первую очередь, изучить науку единобожия и познания Всевышнего Аллаха, чтобы познать Аллаха (Его атрибуты) при помощи доказательств. Ведь, поистине, вера человека, слепо следующего за другим без требований доказательств, хоть и засчитывается по вероубеждению ахль ус-сунна ва-ль-джама’а, но все же попадает в грех из-за отсутствия поиска доказательств.
А так же ему следует отдать предпочтение ранним наукам (наукам которые существовали во времена Пророка (мир ему и благословение), сподвижников, во времена первых трёх поколений), нежели новым. Ведь сказано: «Вы придерживайтесь ранних наук и остерегайтесь новых (которые появились после трёх поколений, таких как логика и т.д.)».
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Знания бесконечны, из всякой науки берите лучшее». Сердце подобно сосуду, поэтому ищущему знания следует подумать, чем он его наполнит. Учащиеся бывают трех категорий: тот, который записывает все, что слышит; тот, который ничего не записывает; и тот, который выбирает из того, что говорит ученый, он — лучший из них. Следуя по пути знаний, всегда помните, что тот, кто займется бесполезными делами, упустит важные.
Следует запомнить следующее мудрое изречение, посвященное делу усвоения знаний, которое должно стать той дорогой, по которой будут следовать ищущие знания в своей жизни: «Уважаемый ученый тот, кто записывает лучшее из того, что слышит, заучивает лучшее из того, что записывает, рассказывает лучшее из того, что выучил».
Что касается времени начала изучения новой дисциплины, то желательно в среду. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Любое дело, начатое в среду, завершится». Так поступал и Абу Ханифа. Он передал этот хадис от своего наставника, шейха, великого имама, Ахмада ибн ‘Абд ар-Рашида, да смилуется над ним Аллах. Шейх Юсуф аль-Хамдани, да смилуется над ним Аллах, откладывал начало всех своих благих деяний в среду. И это он делал, потому что среда – день, в которой был сотворен нур (Божественный свет), и он не благодатен для неверующих. Но для мусульман этот день, наоборот, благодатный.
Выбор книг
1. Следует выбирать книги, детально проверенные учеными, и начать чтение именно с них, прежде чем приступить к чтению других, непроверенных книг.
2. Следует отдавать предпочтение, насколько это представится возможным в особенности после того, как добились определенных успехов на пути знания, книгам ранних авторов, не увлекаясь более поздними.
3. Необходимо сторониться книг авторов, измышляющих порицаемые религией нововведения (бид’а).
4. Следует останавливать свой выбор на книгах, написанных на литературном языке, о чем можно судить, исходя из опыта знающих и достойных доверия людей или спросив их.
5. Желательно предпочитать книги, от которых можно получить больше пользы, коими являются, например книги таких авторов, как Имам аль-Газали, ан-Навави, Мухаммад Амин аль-Курди, Хасана-афанди из Кахиба, Мухаммад Са‘ид Рамазана аль-Бути, Мухаммад ибн ‘Алави аль-Малики и. т.
Особенно нужно остерегаться книг ваххабитского толка. Также крайне нежелательно читать книги в переводе приверженцев опасного течения ваххабизм, даже если оригинал достоверный. Поэтому в настоящее время опасно сделать выводы, опираясь только на книжные знания, необходимо получить знания у достоверного ученого.
Правило второе: постепенность.
Что касается объема урока в начале, то очень важно, чтобы объем урока для начинающего был таким, какой он сможет спокойно выучить, прочитав два раза. Учитель постепенно должен увеличивать объем урока так, чтобы, если этот урок окажется большим, ученик смог выучить его, прочитав два раза. Он увеличивает урок постепенно, проявляя снисхождение. А если он будет задавать большие уроки, и ученику приходится десять раз повторять их, то в конце его учебы результат будет плохим. Это войдет в его привычку, и он сможет избавиться от нее, только с большим трудом. Мудрость гласит: «Урок размером в букву, а повторение тысячу раз».
Необходимо начинать изучение науки с более легкого и близкого к восприятию материала. Шейх Шарафуддин аль-‘Укайли, да смилуется над ним Аллах, считал правильным то, что делали его учителя. Они выбирали для начинающих учеников более упрощенные, маленькие брошюры, потому что они наиболее доступны пониманию и запоминанию и не утомляют.
Ищущему знания желательно не возлагать на себя непосильное, а следует ограничиться тем малым, что может правильно усвоить, хорошо выучить и овладеть в полной мере.
Аз-Зухри сказал: «Кто будет стремиться обрести все знание целиком, оно целиком ускользнет от него, и знания добивается лишь тот, кто берется учить понемногу».
Ищущий знания должен знать, что высот и выдающихся результатов в какой бы то ни было области знаний можно добиться, только приобретая соответствующие навыки: научиться понять его принципы и основы, ознакомиться с его вопросами, отличить второстепенное от главного. И пока человек не приобретет таких способностей, он не сможет добиться выдающихся результатов в изучаемой им дисциплине.
И для того, чтобы приобрести такие навыки, ученик должен изучить выбранную науку в три этапа:
на первом этапе необходимо изучить основные и важнейшие вопросы каждого раздела приобретаемых знаний;
на втором этапе нужно всецело обеспечить знакомство с предметами исследования изучаемого знания, опираясь на книги среднего уровня сложности и на овладевших на первом этапе знаний, ясно изложенных на основе приводимых доводов и примеров.
на третьем этапе учащийся глубоко овладевает изучаемым им предметом во всех деталях, не оставляя неясным или непонятным ни одного вопроса, как следует уясняя их и раскрывая все тонкости, тем самым завершая изучение этой области знаний и вместе с этим приобретя соответствующие навыки.
При изучении любой области знаний желательно также идти следующим путем:
1. Заучивать основные положения знаний, изложенные в краткой форме и без ошибок;
2. Если возможно, ознакомиться с комментариями у хорошо знающего учителя;
3. Полностью погрузиться в изучение той книги, по которой занимается, чтобы овладеть ею в полной мере. Не желательно переходить от одной книги к другой без ее завершения, поскольку это является признаком досады и неудачи.
Ищущий знания должен браться за заучивание и чтение комментариев по мере своих сил, не утомляя себя и не проявляя небрежности, что может навредить.
4. Не следует приступать к изучению деталей и чтению различных книг, пока хорошо не освоил и как следует неовладел основами изучаемого, иначе учащийся потеряет время и рассредоточится.
Ибн Халдун сказал: «Учащемуся не следует отвлекаться на что-либо, помимо той книги, изучению которой он предался, насколько это представляется возможным. Тогда он сумеет изучить ее от начала до конца, добиться желаемого результата и приобрести навыки, которые он сможет применить и в другом деле».
5. Когда учащийся ознакомится с комментариями к изложенным в краткой форме основным положениям, которые он выучил и точно усвоил важнейшие сведения, содержащиеся в них, то ему следует перейти к рассмотрению ясно изложенных вопросов. При этом он должен постоянно читать, стремиться к разъяснению ценных сведений и тонкостей этой науки и проблем, которые встречаются ему или которые он слышит, а также разбираться в проблемных решениях по сомнительным вопросам, встречающимся во всех областях знаний.
Правило третье: последовательность и преемственность.
Этапы освоения одной области знаний должны следовать друг за другом поочередно, поскольку непоследовательность и разрыв между ними — это один из путей, ведущих к забыванию и оторванности отдельных вопросов этой области знаний друг от друга, что затрудняет приобретение человеком соответствующих навыков. А если человек, не забывая, сможет держать в памяти и начало, и конец, то приобрести навыки ему будет легче, они будут более тесно связаны и больше будут соотноситься с ним по характеру, поскольку навыки приобретаются только благодаря последовательности и повторяемости мысли.
Правило четвертое: необходимость изучения знаний по одной специальности отдельно от другой (Это правило очень трудновыполнимо в процессе приобретения знания и ко всем относится поразному, оставаясь, во всяком случае, наиболее предпочтительным).
Шейх аль-Ислама Казихан говорил: «Тому, кто хочет получить знания по фикху, необходимо выучить одну какую-нибудь книгу по этой дисциплине и повторять её постоянно, чтобы в дальнейшем ему было легче запоминать и понимать услышанное из фикха». Рассредоточение мысли более чем в одном направлении ослабляет ее. По мере возможности пусть ищущий знания не приступит к изучению сразу двух областей знаний одновременно, поскольку в этом случае он не овладеет в совершенстве ни одной из них, ведь мысль окажется рассредоточенной и будет переходить от осмысления одного знания к постижению другого.
Пусть и учитель не предоставляет своему ученику возможности заниматься изучением сразу двух областей знаний, а научит его сначала более важному.
Омаров М. А.
Источник
Как стать ученым Ислама
Вопрос: Что необходимо сделать, чтобы стать ученым Ислама?
Ответ: Вы спросили о серьезном деле, но оно легкое для того, кому облегчит Аллах. Знание — признак наставления. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кому Аллах желает добра, тому Он дает понимание религии.» Это подразумевает, что тому, кому Аллах не желает добра, Он не дает понимания религии.
Аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Глава: необходимо знать что-либо перед тем, как говорить или действовать по этому, согласно аяту:
«И знай, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха…» (Мухаммад 47:19)
Так что следует начинать со знания. Ученые являются наследниками Пророков, т.е. они наследуют знание. Кто бы не получил знание — приобрёл успех, и кто бы не вступил на путь поиска знаний, Аллах облегчит ему путь в Рай. Аллах сказал:
«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием…» (Творец 35:28)
Аллах также сказал:
«…Но разумеют их только обладающие знанием.» (Паук 29:43)
«Они скажут: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени».» (Власть 67:10)
И Он сказал:
«Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (Толпы 39:9)
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знания приобретаются путём обучения.»
Ибн Аббас сказал: «Будьте верными рабами своего Господа, терпеливыми и учеными». И также говорят, что хороший учитель — это тот, кто начинает обучение людей с простых вопросов до того, как перейти к более сложным.
Передаётся, что Кайс ибн Касир сказал: «Пришел мужчина из Медины к Абу ад-Дарда, когда он был в Дамаске, и он сказал ему: «Что привело тебя, о брат мой?» Тот ответил: «Хадис, который, как до меня дошло, ты передаешь от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Абу ад-Дарда сказал: «Ты не пришел с какой-то еще целью?» Тот сказал: «Нет». Он сказал: «Разве ты не пришел для торговли?» Он сказал: «Нет, я пришел только для того, чтобы услышать этот хадис». Он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кто вступит на путь поиска знаний, Аллах облегчит ему путь в Рай. Ангелы расстилают свои крылья, выражая свое довольство ищущим знания. И просят прощение для знающего те, кто в небесах и на земле, и даже рыбы в море. Превосходство ученого над поклоняющимся подобно превосходству луны над всеми остальными небесными телами. Ученые – наследники Пророков, а Пророки не оставляют в наследство ни динара, ни дирхама, но они оставляют в наследство знания, и тому, кто приобрел его, достался великий удел.» (Передал ат-Тирмизи, 2606; Альбани назвал его сахих)
Вот некоторые из достоинств знания, и это только капля в море. Если бы мы перечисляли все достоинства знания, то это заняло бы слишком много времени. Возможно, то, что мы упомянули здесь, послужит «напоминанием для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом». (Каф, 50:37). См. вопрос №. 10471.
Что касается способа требования знаний, то он заключается в боязни Аллаха (таква) и осознании того, что Он постоянно видит раба, в скрытом и явном. Затем, следует учиться у ученых, знание и религия которых заслуживают доверия. Если ты встретишь ученого, подходящего под это описание, то держись за него и советуйся с ним в требовании знаний. А если ты не можешь найти ученого, тогда ищи требующего знаний (толиб ‘ильм), и если ты не можешь найти такого человека, то ты должен учиться, используя аудио записи и книги, в которых рассматриваются основы Ислама в соответствии с правильной шариатской методологией.
А если ты спросишь, какие книги нужно изучить, то ответ будет следующим.
Прежде всего необходим последовательный подход к требованию исламских знаний.
Для каждой области знания есть определённые книги. Первое, что ты должен изучить, это акыда (основные догматы веры, доктрина), затем науки, которые помогут тебе понять Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, такие как грамматика арабского языка, усуль аль-фикх, мусталях аль-хадис, затем фикх и тафсир. Ноо прежде всего этого, тебе следует начать с заучивания Корана, потому что все остальные области знания изучаются для того, чтобы достичь правильного понимания Корана.
Ниже мы представляем тебе список книг, расположенных в порядке убывания по значимости.
По акыде:
— начни с книги «Усуль ас-Саляса» («Три основы»),
— затем «Китаб ат-Таухид» («Книга Единобожия»),
— затем «Кашф аш-Шубухат» («Отведение сомнений») шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба;
— затем прочти «Китаб аль-Акыда аль-Васитыя» («Книга основ исламской веры») шейх-уль-Ислама ибн Таймии.
После прочтения и понимания этих книг, перейди к книге «Китаб аль-Аджрумия» по арабской грамматике,
затем «Китаб аль-Усуль фи Ильм аль-Усуль» по усуль аль-фикх,
затем «Китаб Усуль ат-Тафсир» — обе написанные шейхом Мухаммадом ибн Усеймином, да смилуется над ним Аллах.
Затем изучи «40 хадисов ан-Навави»
и «Умдат аль-Ахкам», обе по хадисам.
После этого перейди к изучению фикха, и допустимо изучение книг по фикху любого из признанных мазхабов, таких как «Бидая ас-Саликин», «Умдат аль-Фикх», «Матн Аби Шуджа», «Матн Халиль».
Мы не хотим, чтобы ты склонялся к одному из мазхабов, но чтобы твоё обучение было организованным и основанным на общепринятых принципах, чтобы ты укрепился в требовании знаний и следовал за доказательствами, а не склонялся к какому-то одному мазхабу.
Следует отметить, что вышеупомянутые книги следует пройти, чтобы заучить и понять их. Постарайся раздобыть аудио записи ученых, которые делали шарх на эти книги, таких как шейх Абд аль-Азиз Ибн Баз, шейх Мухаммад ибн Усаймин, шейх Абд-Аллах ибн Джибрин и других.
После изучения фикха, прочти две книги по тафсиру. Начни с «Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи Тафсир Калам аль-Маннан» шейха АбдарРахмана ибн Са’ади, да помилует его Аллах, и «Тафсира» Ибн Касира.
Источник
О том, кто является ученым в Исламе
О ТОМ, КТО ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕНЫМ В ИСЛАМЕ
«Поистине, эти знания – религия, так смотрите же, от кого вы берете свою религию»
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в своей книге “Джами‘уль-баяниль-‘ильм уа фадлих” 2/43 назвал главу следующим образом: «О том, кого можно называть факъих или ‘алим».
Имам аль-Фудайль говорил: “Что ты будешь делать, когда наступят такие времена, когда ты будешь видеть людей, неспособных отличить истину ото лжи, верующего от неверного, предателя от правдивого и невежду от ученого?!” См. “аль-Ибана” 1/24.
Ибн Мас’уд сказал: “Поистине вы сейчас находитесь в том времени, когда много факъихов и мало ораторов, мало просящих и много дающих, и деяния руководят страстями. Но наступит после вас такое время, когда будет мало факъихов и много ораторов, много просящих и мало дающих, и страсть в это время будет руководить делами. Так знайте же, что следовать правильному пути в конце времен будет лучше, чем некоторые праведные дела!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 2/258.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Иснад этого сообщения достоверный, и такие вещи от себя не говорят”. См. “Фатхуль-Бари” 10/510.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Подтвердилась истинность слов Ибн Мас’уда в наши дни, как знамение”. См. “аль-Изтискар” 6/345.
Также Ибн Мас’уд говорил: “Какой бы день ни настал, он обязательно будет хуже, чем предыдущий, и так будет вплоть до наступления Часа! И я не имею ввиду правителя, который будет лучше предыдущего, или год, который будет лучше предыдущего, однако ваши ученые исчезнут и вы не найдете из их числа никого. А затем появятся люди, которые будут давать фатуа, основываясь на своем мнении!” В другой версии сказано: “Какой бы день вы ни застали, обязательно в нем будет меньше знания, чем в предыдущем дне”. аль-Фасауи 3/393. Хафиз Ибн Хаджар назвал это предание хорошим в “Фатхуль-Бари” 13/21.
Имам аль-Ауза’и говорил: “Ислам не исчезнет, но будут исчезать приверженцы Сунны, и так будет продолжаться до тех пор, пока не останется из их числа в городе, лишь один человек”. См. “Ахадис филь-фитан уаль-хауадис” 27.
‘Имран аль-Мункъари рассказывал: “Однажды, я спросил аль-Хасана о чем то и сказал: “А разве фукъаха не так говорят?!” На что он мне сказал: “Горе тебе! Ты никогда не видел факъиха! Факъих – это отрешенный от мира этого, боящийся мира иного, знающий повеления религии и постоянно поклоняющийся своему Господу”. ад-Дарими 302, Абу Ну’айм 2/147.
Исхакъ ибн Рахауейх сказал: “Я не слышал о настоящем ученом уже пятьдесят лет, который держался бы сильней всех пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), чем Мухаммад ибн Аслям!” См. “аль-И’тисам” 1/778.
Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Так называемых ученых много, а мудрых из них мало. И поистине, под знанием подразумевается мудрость, «а тот, кому дарована мудрость, наделен великим благом!» (аль-Бакъара 2:269)” См. “Ахлякъуль-‘уляма” 63.
Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Образованные люди и охваченные энтузиазмом проповедники не заменят исламской общине ее ученых. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что «к концу времен увеличатся чтецы и уменьшатся знающие». ат-Табарани 3277, аль-Хаким 4/457. Иснад хадиса хороший. Эти образованные люди и проповедники – являются чтецами, но не учеными, и применение слова «ученые» в отношении них неуместно. Смысл познается сущностью предмета, а не по его названию. Много таких, кто, украшая слова, привлекает тем самым к себе толпы неграмотных людей, но на самом деле не являясь факихом. И выявляет реальную сущность таких людей то, что когда они сталкиваются со сложными вопросами, постигшими общину мусульман (науазиль), которые нуждаются в знании шариатского постановления, …. и настает время истинных ученых. Так давайте уделим внимание этому, и будем отдавать должное нашим ученым, будем знать их степень и достоинство!” См. “Мухадарат филь-‘акъида уа ад-да’уа” 2/186-187.
Также нужно отметить, что множество слов о религии не указывает на наличие больших знаний, как это полагают многие. Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Множество мусульман из числа последующих поколений впало в заблуждение, полагая, что чем больше человек говорит или спорит о религии, тем больше у него знаний, в отличие от того, кто так не поступает. Это страшное невежество. Ведь если посмотреть на великих сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), то они говорили меньше чем кто-либо другой”. См. “Фадлю ‘ильм ас-саляф ‘аля аль-халяф” 46.
Критерии ученого
Имам аш-Шатыби сказал: “Тот, о ком ученые не сказали, что он ученый, не является таковым до тех пор, пока ученые не засвидетельствуют о нем, что он ученый!” См. “аль-И’тисам” 2/738.
Шейх аль-Альбани сказал: “Это наставление имама аш-Шатыби адресовано ученому, который способен донести до людей какое-либо знание: не делать этого, пока не засвидетельствуют о нем ученые, что он годится для этого. Смысл этого состоит в опасении того, что подобный человек может быть из числа приверженцев страстей. Что бы сказал имам аш-Шатыби, увидев некоторых людей, приписывающих себя к знанию в наши дни?!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2/713.
«Ученые дают рекомендации (тазкия) друг другу, что берет свое начало от сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), которым в свое время дал тазкия сам пророк (мир ему и благословение Аллаха). Сахабы делали тазкия таби’инам, таби’ины своим последователям, и цепочка продолжалась. И так имам Малик дал тазкия аш-Шафи’и, аш-Шафи’и — Ахмаду. И таким образом эта Сунна продолжается, и будет продолжаться вплоть до преддверья Судного дня, что когда появится ‘Иса (мир ему), он даст тазкия Махди». См. “аль-Кауашифуль-джалия ли-фурукъ байна ас-саляфия уа-дда’ауат аль-бид’ия” 230.
Например, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обучайтесь Корану у четверых: Ибн Мас’уда, Убай ибн Ка’ба, Му’аза ибн Джабаля и Салима, вольноотпущенника Абу Хузайфы». аль-Бухари 3/299, Муслим 7/149. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Самым знающим в вопросах дозволенного и запретного в этой общине является Му’аз ибн Джабаль». Ибн Хиббан, Абу Я’ля. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1224.
Имам Малик говорил: “Я не давал фатуа до тех пор, пока семьдесят людей из числа обладающих знанием не засвидетельствовали, что я этого достоин”. Абу Ну’айм 6/316.
Са‘ид ибн Джубайр сказал: “Человек продолжает оставаться ученым до тех пор, пока продолжает учиться. Если же он перестанет учиться и решит, что больше в этом не нуждается, то он самый невежественный человек”. См. «Тазкирату-ссами’» 116.
От Абу ‘Асыма ан-Набиля сообщается, что однажды, когда он сидел в обществе Суфьяна ас-Саури, пришел молодой парень из числа обладающих знанием, который стал разговаривать, превознося себя с помощью знания над теми, кто был старше него. Тогда разгневался Суфьян, и сказал: “Не были саляфы такими. Ни один из них не претендовал на звание имама и не садился на почетное место, пока не приобретал знание тридцать лет! А ты превозносишься над теми, кто старше тебя в годах. Встань и уходи, ибо я не вижу никого, кто был бы ниже тебя в мое собрании (маджлис)”. См. “аль-Мадхаль” имама аль-Байхакъи” 1/388.
Шейх ‘Абду-Ссалям ибн Барджис говорил: “Из того, что отличает ученого от неученого – это преклонный возраст. Даже если это и не является условием того, чтобы быть ученым, но в наше время необходимо это делать условием из-за огромного вреда, который несет в себе приобретение знания от молодых, а также из-за того, что множество людей в наши дни не в состоянии отличить ученого от неученого!” См. “Ман хум аль-‘уляма” 23.
Основанием на слова шейха служит хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Одним из признаков Судного Часа является то, что знание будут приобретать от малых». Ибн аль-Мубарак 61, ат-Табарани 908, аль-Лялякаи 102. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ‘Абдуль-Гъанни аль-Макъдиси и шейх аль-Альбани.
Среди ученых было разногласие в понимании слова «малые». Одни сказали, что это приверженцы нововведений. Другие сказали, что речь идет о молодых. А третьи сказали, что речь идет о людях, которые ставят свое мнение выше слов сподвижников. Но как бы то ни было, слово «малые» в хадисе является обобщенным и поэтому неприемлемо брать знание у всех этих трех категорий людей. См. “Ахлякъу махмуда уа ахлякъу мазмума фи талябиль-‘ильм” 51.
Также на то, что этот хадис включает в себя и молодых в годах указывают слова Ибн Мас’уда, который говорил: “Люди будут пребывать в благополучии до тех пор, пока будут приобретать знания от пожилых, достойных доверия ученых. А когда они станут приобретать знания от молодых, то впадут в противоречия из-за своих порочных желаний, а затем погибнут”. ат-Табарани 8589, ‘Абдур-Раззакъ 11/249, аль-Байхакъи 1/275. Достоверность подтвердил хафиз Ибн Хаджар.
Имам Ибн Къутайба о словах Ибн Мас’уда сказал: “Он хотел сказать, что люди будут пребывать в благополучии до тех пор, пока их учеными будут пожилые шейхи, а не молодые люди. Ведь шейх уже забыл об усладах молодости, о свойственной ей горячности, поспешности и неразумности, приобрел знание и опыт. В отношении его знания его не посещают сомнения, им не овладевает страсть, его не охватывают желания, и шайтан уже не может заставить его ошибиться так, как в молодости. С возрастом приходит серьезность, величавость и почтение. Молодому же человеку свойственны все эти недостатки, от которых обезопасил себя шейх, и если они им овладеют, и он вынесет фатуа, то погубит себя и других”. См. “Насыхату ахлиль-хадис” 93.
Имам аль-Хатыб аль-Багъдади, который привел слова Ибн Къутайбы, также отдал предпочтение тому, что под словом «малые» речь идет о молодых в годах!
От Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Благословение (барака) с вашими старцами». Ахмад, аль-Байхакъи, аль-Баззар, ат-Табарани, аль-Къада’и. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хиббан, ад-Дайлями, Ибн Дакъикъ аль-‘Ид и шейх аль-Альбани. См. “Файдуль-Къадир” 3/128 и «Сахихуль-джами’» 2884.
А что касается произвольного толкования религии молодыми, то это один из характерных признаков хариджитов, как сказал о них пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Молодые в годах и бестолковые в умах». аль-Бухари 3611.
Имам ан-Науауи об этом хадисе сказал: “Из этого хадиса извлекаем то, что стойкость и сила знания достигаются с преклонным возрастом”. См. “Фатхуль-Бари” 12/300.
Имам Ибн аль-Мубарак сказал: “Если молодой передает от большого ученого, то он уже не является малым”. См. “аз-Зухд” 31.
Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто отправил Своего посланника с верным руководством и религией истины, чтобы сделать ее явной над прочими религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (ат-Тауба 9:33; ас-Саф 61:9).
Истинное знание будет всегда явным, и истинные ученые этой религии будут всегда открыто придерживаться истины, как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них до тех пор, пока не придет повеление от Аллаха!» аль-Бухари 4/187, Муслим 6/52.
Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха, дай мне наставление!” Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поклоняйся Аллаху и никого не придавай Ему в сотоварищи; совершай молитву; выплачивай закят; постись в Рамадан; совершай Хадж и Умру; слушайся и повинуйся правителю мусульман; и придерживайся открытости и остерегайся скрытности!»” Ибн Абу ‘Асым 1070. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса хорошим.
‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз говорил: “Если ты увидишь людей, которые втайне от всех говорят что-либо о своей религии, то знай, что они в основе заблуждения!” Ибн ‘Абдуль-Барр в «аль-Джами’» 2/932.
Он также сказал: “Знание не пропадет, пока оно не станет тайным”. См. «‘Умдатуль-къари» 2/129.
Рекомендации и отзывы (тазкия) современных ученых друг о друге
Шейх Мухаммад ибн Ибрахим, учитель Ибн База, сказал о шейхе аль-Альбани: “Приверженец Сунны, помощник истины и противник сторонников заблуждения”. См. “Фатауа Ибн Ибрахим” 4/92.
Шейх Ибн Баз сказал о нем: “Я не знаю никого под сводом небес в настоящее время, кто был бы более знающим, чем шейх аль-Альбани!” См. “Каукаба мин аиматиль-хуада” 227.
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз Али Шейх и шейх Салих аль-Фаузан сказали о нем: “Защитник Сунны наших дней!” См. “Мухаддисуль-асри уа насыру-Ссунна” 33.
Шейх ‘Абдуллах ибн ‘Абдур-Рахман аль-Бассам сказал: “Шейх аль-Альбани из числа великих имамов нашего времени, который был усердным в служении Сунне, не жалея на этом пути ни самого себя, ни своего имущества”. См. “Кашфу-ттальбис” 76.
Шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад сказал: “Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, был из числа выдающихся ученых, которые посвятили свои годы служению Сунне, написанию книг, призыву к Аллаху, победе саляфитского призыва и борьбе против нововведений. Он был защитником Сунны посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и, несомненно, потеря такого ученного – это великая утрата для мусульман. Да воздаст ему Аллах наилучшим воздаянием за его великие заслуги и поселит его в Раю”. См. “Хаятуль-Альбани” 7.
Шейх ‘Абдуллах аль-‘Убайлян сказал: “Я и мусульмане всего мира тяжело скорбим в связи с кончиной имама, выдающегося ученного, мухаддиса, аскета, шейха Мухаммада Насыруддина аль-Альбани. В действительности, словами не передать все его достоинства, и если бы у него не было бы никаких заслуг, кроме того, что он возродил призыв к саляфии, то одно это уже было бы недостижимой заслугой. Но вместе с тем, он был одним из самых больших проповедников, призывающих к саляфии, который жил на основе Сунны и предостерегал от нововведений. Наш шейх ‘Абдуллах ад-Дуайш говорил: «Уже на протяжение многих столетий мы не знали подобного шейху Насыру, вложившего значительный труд в уточнение достоверности хадисов (тахкъикъ). После смерти имама ас-Суюты и вплоть до наших дней, не было никого, кто изучил науку о хадисах (‘ильму-хадис) так обширно и точно, как шейх аль-Альбани»”. См. “Хаятуль-Альбани” 9.
Шейх Салих Али Шейх сказал: “Нет сомнения в том, что потеря выдающегося ученного Мухаммада Насыруддина аль-Альбани является горем, ибо это был ученый из числа ученых исламской общины, мухаддис из мухаддисов, посредством которого Всевышний Аллах охранял эту религию и распространял Сунну!” См. “Каукаба мин аиматиль-худа” 252.
Сам шейх же аль-Альбани говорил: “Земля лишилась ученых, и в наше время я знаю из их числа лишь малое количество. И хотел бы из них особо выделить выдающегося ученого — шейха ‘Абдуль-‘Азиза ибн База и выдающегося ученого — шейха Ибн ‘Усаймина”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур”.
Также шейх аль-Альбани на вопрос о шейхе Мукъбиле и аль-Мадхали ответил: “Они являются призывающими к Корану и Сунне и к тому, на чем были саляфы, и сражаются с теми, кто противоречит этому правильному манхаджу, а тот, кто им противостоит, является одним из двух: либо он невежда (джахиль), либо приверженец своих страстей. И если он джахиль, то его надо обучить, а если он приверженец своих страстей, то следует прибегать к защите Аллаха от его зла, и мы просим Аллаха, чтобы Он повел его прямым путем или сломал ему хребет”. Сл. “Сильсиля худа уан-нур” № 851.
Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о шейхе Мукъбиле, он ответил: “Это его следует спрашивать обо мне”, а когда ‘Абдуллах ибн ‘Усман спросил его о правдивости слухов, что якобы он нелестно отзывался о шейхе Мукъбиле, Ибн ‘Усаймин сказал: “Это неправда, клянусь Аллахом, я убежден в том, что шейх Мукъбиль является имамом из числа имамов”. Сл. “аль-Къаулюль-амин фи раса”.
Шейх Ахмад ан-Наджми сказал: “Уважаемый шейх Мукъбиль ибн Хади, да смилуется над ним Аллах, являлся ‘алимом, саляфитом, который следовал манхаджу саляфов, на что указывают его книги и призыв. И его ученики также изучили от него манхадж саляфов. Он всегда начинал с единобожия Всевышнего Аллаха и воевал с многобожием во всех его проявлениях; распространял Сунну и сражался с приверженцами нововведений”. См. “Имам Мукъбиль” 16.
Шейха Салиха аль-Фаузана спросили: “Уважаемый шейх, в наши дни множество людей занимается призывом, и молодежь желает знать, кто является ученым, к которым вы советуете обращаться, брать от них пользу, посещать их уроки и слушать их кассеты, а также обращаться к ним по вопросам связанным со смутами, постигшими общину мусульман?” Шейх, сделав прекрасное наставление о том, как следует призывать к Аллаху и кто должен этим заниматься, и о том, что в наши дни распространились проповедники, призывающие к вратам Ада, сказал: “Среди ученых, это наш шейх ‘Абдуль-‘Азиз Ибн Баз, также это ученые, которые дают фатауа в передаче «Нурун ‘аля дарб». Также это шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин. Также среди этих ученых, уважаемый шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад, уважаемый шейх Раби’ аль-Мадхали, также шейх Салих ас-Сухайми, шейх Мухаммад Аман аль-Джами. Эти люди проявляют усердие в призыве, и они опровергают тех, кто искажает правильный призыв, независимо от того искажают они это осознано или нет. У них есть знание, опыт, уравновешенность в словах и различение правильного от неправильного. Необходимо держаться этих ученых и извлекать пользу из их уроков и кассет, поистине в них для мусульман великая польза”. Сл. “ад-Да’уа иля-Ллах”.
Спросили мухаддиса Йемена шейха Мукъбиля: “К каким ученым вы советуете обращаться, чьи книги следует читать и чьи кассеты следует слушать?!” Он ответил: “Мы говорили об этом много раз, но я повторю это еще раз! Среди них шейх Насыруддин аль-Альбани и его лучшие ученики, как ‘Али ибн Хасан аль-Халяби, Салим аль-Хиляли и Машхур ибн Хасан Али Сальман”. См. “Тухфатуль-муджиб” 160.
Но также следует отметить, что тазкия ученых дается не на всю жизнь, ибо были случаи, когда те, за кого в свое время делали тазкия большие ученые, сходили с истинного пути. Примером чему является ‘Абдур-Рахман ибн Мульджим, которому в свое время тазкия сделал сам ‘Умар ибн аль-Хаттаб, однако впоследствии он сошел с пути истины и стал хариджитом, который убил ‘Али ибн Абу Талиба. Имам аз-Захаби в “аль-Мизан” писал: “Он был усердным в поклонении и покорным Аллаху, но имел дурной конец, ибо убил он повелителя правоверных ‘Али ибн Абу Талиба, желая приблизиться к Аллаху пролитием его крови!”
Ибн ‘Умар сказал: “Пусть тот из вас, кто желает следовать хорошему