Можно ли быть ученым ислам
Как стать ученым?
Основополагающие принципы и методы учебы.
Как знание велико, как необъятно!
Кто же может все это собрать?
А если суждено тебе учиться,
То самое полезное стремись сначала познать.
Ибн аль-Мубарак сказал: «Начало знания — намерение, затем слушание урока, осмысление, запоминание, применение на практике и, наконец, передача другим».
Существует шесть ступеней овладения знаниями:
первая – умение задавать вопрос; вторая — умение хорошо и внимательно слушать; третья- хорошее осмысление; четвертая – запоминание; пятая — обучение им других; шестая — применение знаний на практике, соблюдая, установленные рамки.
Некоторые люди остаются лишенными знаний из-за неумения задать вопрос. Они либо не спрашивают вообще, либо спрашивают о чем-то несущественном, оставляя без внимания более важные вопросы, которые ему действительно необходимы. Таково положение многих невежественных учеников. Некоторые люди остаются невежественными из-за не умения внимательно слушать. Это одна из самых распространенных болезней современной молодежи. Они больше любят и предпочитают говорить и спорить, нежели выслушивать. Этот недостаток — притаившаяся беда большинства ищущих знания, которая лишает их многих познаний, даже если они вполне способны их получать.
Существует следующие основные правила усвоения знаний.
Правило первое: для изучения необходимо выбирать лучшее и самое полезное из знаний, а не стремиться к их большому количеству. Ищущему знания следует выбирать из всех видов науки самую лучшую – ту, в которой он нуждается для исповедания своей религии, а затем ту науку, которая необходима ему в будущем. Поэтому ему следует, в первую очередь, изучить науку единобожия и познания Всевышнего Аллаха, чтобы познать Аллаха (Его атрибуты) при помощи доказательств. Ведь, поистине, вера человека, слепо следующего за другим без требований доказательств, хоть и засчитывается по вероубеждению ахль ус-сунна ва-ль-джама’а, но все же попадает в грех из-за отсутствия поиска доказательств.
А так же ему следует отдать предпочтение ранним наукам (наукам которые существовали во времена Пророка (мир ему и благословение), сподвижников, во времена первых трёх поколений), нежели новым. Ведь сказано: «Вы придерживайтесь ранних наук и остерегайтесь новых (которые появились после трёх поколений, таких как логика и т.д.)».
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Знания бесконечны, из всякой науки берите лучшее». Сердце подобно сосуду, поэтому ищущему знания следует подумать, чем он его наполнит. Учащиеся бывают трех категорий: тот, который записывает все, что слышит; тот, который ничего не записывает; и тот, который выбирает из того, что говорит ученый, он — лучший из них. Следуя по пути знаний, всегда помните, что тот, кто займется бесполезными делами, упустит важные.
Следует запомнить следующее мудрое изречение, посвященное делу усвоения знаний, которое должно стать той дорогой, по которой будут следовать ищущие знания в своей жизни: «Уважаемый ученый тот, кто записывает лучшее из того, что слышит, заучивает лучшее из того, что записывает, рассказывает лучшее из того, что выучил».
Что касается времени начала изучения новой дисциплины, то желательно в среду. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Любое дело, начатое в среду, завершится». Так поступал и Абу Ханифа. Он передал этот хадис от своего наставника, шейха, великого имама, Ахмада ибн ‘Абд ар-Рашида, да смилуется над ним Аллах. Шейх Юсуф аль-Хамдани, да смилуется над ним Аллах, откладывал начало всех своих благих деяний в среду. И это он делал, потому что среда – день, в которой был сотворен нур (Божественный свет), и он не благодатен для неверующих. Но для мусульман этот день, наоборот, благодатный.
Выбор книг
1. Следует выбирать книги, детально проверенные учеными, и начать чтение именно с них, прежде чем приступить к чтению других, непроверенных книг.
2. Следует отдавать предпочтение, насколько это представится возможным в особенности после того, как добились определенных успехов на пути знания, книгам ранних авторов, не увлекаясь более поздними.
3. Необходимо сторониться книг авторов, измышляющих порицаемые религией нововведения (бид’а).
4. Следует останавливать свой выбор на книгах, написанных на литературном языке, о чем можно судить, исходя из опыта знающих и достойных доверия людей или спросив их.
5. Желательно предпочитать книги, от которых можно получить больше пользы, коими являются, например книги таких авторов, как Имам аль-Газали, ан-Навави, Мухаммад Амин аль-Курди, Хасана-афанди из Кахиба, Мухаммад Са‘ид Рамазана аль-Бути, Мухаммад ибн ‘Алави аль-Малики и. т.
Особенно нужно остерегаться книг ваххабитского толка. Также крайне нежелательно читать книги в переводе приверженцев опасного течения ваххабизм, даже если оригинал достоверный. Поэтому в настоящее время опасно сделать выводы, опираясь только на книжные знания, необходимо получить знания у достоверного ученого.
Правило второе: постепенность.
Что касается объема урока в начале, то очень важно, чтобы объем урока для начинающего был таким, какой он сможет спокойно выучить, прочитав два раза. Учитель постепенно должен увеличивать объем урока так, чтобы, если этот урок окажется большим, ученик смог выучить его, прочитав два раза. Он увеличивает урок постепенно, проявляя снисхождение. А если он будет задавать большие уроки, и ученику приходится десять раз повторять их, то в конце его учебы результат будет плохим. Это войдет в его привычку, и он сможет избавиться от нее, только с большим трудом. Мудрость гласит: «Урок размером в букву, а повторение тысячу раз».
Необходимо начинать изучение науки с более легкого и близкого к восприятию материала. Шейх Шарафуддин аль-‘Укайли, да смилуется над ним Аллах, считал правильным то, что делали его учителя. Они выбирали для начинающих учеников более упрощенные, маленькие брошюры, потому что они наиболее доступны пониманию и запоминанию и не утомляют.
Ищущему знания желательно не возлагать на себя непосильное, а следует ограничиться тем малым, что может правильно усвоить, хорошо выучить и овладеть в полной мере.
Аз-Зухри сказал: «Кто будет стремиться обрести все знание целиком, оно целиком ускользнет от него, и знания добивается лишь тот, кто берется учить понемногу».
Ищущий знания должен знать, что высот и выдающихся результатов в какой бы то ни было области знаний можно добиться, только приобретая соответствующие навыки: научиться понять его принципы и основы, ознакомиться с его вопросами, отличить второстепенное от главного. И пока человек не приобретет таких способностей, он не сможет добиться выдающихся результатов в изучаемой им дисциплине.
И для того, чтобы приобрести такие навыки, ученик должен изучить выбранную науку в три этапа:
на первом этапе необходимо изучить основные и важнейшие вопросы каждого раздела приобретаемых знаний;
на втором этапе нужно всецело обеспечить знакомство с предметами исследования изучаемого знания, опираясь на книги среднего уровня сложности и на овладевших на первом этапе знаний, ясно изложенных на основе приводимых доводов и примеров.
на третьем этапе учащийся глубоко овладевает изучаемым им предметом во всех деталях, не оставляя неясным или непонятным ни одного вопроса, как следует уясняя их и раскрывая все тонкости, тем самым завершая изучение этой области знаний и вместе с этим приобретя соответствующие навыки.
При изучении любой области знаний желательно также идти следующим путем:
1. Заучивать основные положения знаний, изложенные в краткой форме и без ошибок;
2. Если возможно, ознакомиться с комментариями у хорошо знающего учителя;
3. Полностью погрузиться в изучение той книги, по которой занимается, чтобы овладеть ею в полной мере. Не желательно переходить от одной книги к другой без ее завершения, поскольку это является признаком досады и неудачи.
Ищущий знания должен браться за заучивание и чтение комментариев по мере своих сил, не утомляя себя и не проявляя небрежности, что может навредить.
4. Не следует приступать к изучению деталей и чтению различных книг, пока хорошо не освоил и как следует неовладел основами изучаемого, иначе учащийся потеряет время и рассредоточится.
Ибн Халдун сказал: «Учащемуся не следует отвлекаться на что-либо, помимо той книги, изучению которой он предался, насколько это представляется возможным. Тогда он сумеет изучить ее от начала до конца, добиться желаемого результата и приобрести навыки, которые он сможет применить и в другом деле».
5. Когда учащийся ознакомится с комментариями к изложенным в краткой форме основным положениям, которые он выучил и точно усвоил важнейшие сведения, содержащиеся в них, то ему следует перейти к рассмотрению ясно изложенных вопросов. При этом он должен постоянно читать, стремиться к разъяснению ценных сведений и тонкостей этой науки и проблем, которые встречаются ему или которые он слышит, а также разбираться в проблемных решениях по сомнительным вопросам, встречающимся во всех областях знаний.
Правило третье: последовательность и преемственность.
Этапы освоения одной области знаний должны следовать друг за другом поочередно, поскольку непоследовательность и разрыв между ними — это один из путей, ведущих к забыванию и оторванности отдельных вопросов этой области знаний друг от друга, что затрудняет приобретение человеком соответствующих навыков. А если человек, не забывая, сможет держать в памяти и начало, и конец, то приобрести навыки ему будет легче, они будут более тесно связаны и больше будут соотноситься с ним по характеру, поскольку навыки приобретаются только благодаря последовательности и повторяемости мысли.
Правило четвертое: необходимость изучения знаний по одной специальности отдельно от другой (Это правило очень трудновыполнимо в процессе приобретения знания и ко всем относится поразному, оставаясь, во всяком случае, наиболее предпочтительным).
Шейх аль-Ислама Казихан говорил: «Тому, кто хочет получить знания по фикху, необходимо выучить одну какую-нибудь книгу по этой дисциплине и повторять её постоянно, чтобы в дальнейшем ему было легче запоминать и понимать услышанное из фикха». Рассредоточение мысли более чем в одном направлении ослабляет ее. По мере возможности пусть ищущий знания не приступит к изучению сразу двух областей знаний одновременно, поскольку в этом случае он не овладеет в совершенстве ни одной из них, ведь мысль окажется рассредоточенной и будет переходить от осмысления одного знания к постижению другого.
Пусть и учитель не предоставляет своему ученику возможности заниматься изучением сразу двух областей знаний, а научит его сначала более важному.
Омаров М. А.
Источник
Достоинства религиозных ученых
Самыми почитаемыми и достойными перед Богом, а также перед остальными людьми были пророки, которые становились такими благодаря знаниям, дарованным им Всевышним, о чем сказано в Коране. Пророки получали знания непосредственно от Аллаха без стараний и учебы. О достоинстве ученых и их приближенности к Аллаху много сказано в высокочтимом Коране и в благородных хадисах Пророка Мухаммада (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам).
Аллах в Коране говорит:
﴿قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لا يَعْلَمُون ﴾ سورة الزمر : الاية 9
[Смысл]: «Скажи: “Разве одинаковы перед Аллахом те, которые знают, и те, которые не знают?!». Согласно этому аяту уровень обладателей религиозных наук несравненно выше тех, кто несведущ в вопросах религии.
В Коране говорится:
﴿شَهِدَ اللهُ أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ﴾ سورة آل عمران : الاية 1
[Смысл]: «Аллах извещает и разъясняет, приводя доводы и доказательства, что нет никого [ничего], достойного поклонения, кроме Него, ангелы и обладатели истинных знаний покорно соглашаются, будучи стойкими в этом». Аллах, хвала Ему, в первую очередь после Себя назвал ангелов, а затем — обладающих знанием, которых Он призвал засвидетельствовать, что Он является единственным Богом.
Аллах в Коране говорит:
﴿ولوْ ردُّوه إلىَ الرَّسولِ وإلى أُولي الأَمر منهمْ لعلِمهُ الذينَ يستنبطونهَ منهم﴾ سورة النساء : الاية 83
[Смысл]: «А если бы вы, когда приходит весть о каком-то случае, оставляли бы его на усмотрение Посланника и обладателей знаний из вас, вникающих в их суть, то они разъяснили бы вам из нее, что вам нужно».
Решение о возникающих вопросах Аллах возложил на ученых, вникающих в знания, ниспосланные пророкам, и уподобил их уровень уровню пророков в доведении до людей велений Аллаха.
Для доказательства достоинств праведных ученых, богословов и всех, кто обладает знаниями в религии, кроме аятов, часть которых мы привели здесь, есть еще очень много хадисов и преданий сподвижников и последующих праведников.
Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:
(العلماءُ وَرَثةُ الأنبياءِ)
«Ученые-алимы – наследники пророков».
Как известно, наследником человека становится самый ему близкий. Пророки оставляют в наследство не богатство, а полезные знания, опыт и работу, которую они выполняли, то есть наставление людей на путь истины с чистым намерением. Согласно этому хадису, эту работу и должны выполнять ученые, которые после пророков являются самыми почетными и заслуживающими уважения рабами Аллаха.
Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:
(يستغفر للعالم ما في السمواتِ و الأرضِ)
«За прощения грехов ученого просят все на небесах и на земле». Это очень высокая степень для человека.
Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:
(أفضلُ الناسِ المؤمن العالمُ الذي إنْ احتيجَ إليه نفع, و إنْ استغنيَ عنه أعنى نفسهُ)
«Лучший из людей – правоверный ученый, который помогает тем, кто нуждается, а с теми, кто не нуждается, ведет себя пристойно и непритязательно, довольствуясь имеющимся».
Он (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:
(أقربُ الناسِ من درجة النبوّة أهل العلم و الجِهادِ. أماّ أهلُ العلم فدلّو الناسَ على ما جاءَت به الرُسُلُ, و أمّا أهلُ الجِهادِ فجَهادوا بأَسيافهمْ على ما جاءَتْ بهِ الرُسُلُ)
«Из людей наиболее близки к степени пророчества ученые и борцы за веру. Что касается ученых, то они наставляют людей на то, с чем пришли посланники Божьи, а что касается борцов за веру, то они защищают то, с чем пришли посланники Божьи».
Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:
(يبعث الله سبحانه العبادَ يومَ القيامة ثمّ يبعثُ العلماءَ ثمَ يقول: يا معشر العلماء اني لم أضعْ علمى فيكم إلاّ لعلمى بكم, و لمْ أضعْ علمى فيكم لأعذبكم, اذهبوا فقد غفرتُ لكم)
«Аллах воскресит в Судный день усердно поклонявшихся, потом воскресит ученых, а затем скажет: «О, ученые, Я вложил в вас знание только потому, что знал вас, и не вносил Своего знания в вас, чтобы наказывать вас! Ступайте в Рай, Я уже простил вас».
Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:
(ما عبدَ الله تعالى بشيءِ أفضل من فقهٍ في الدين, و فقيهٌ واحدٌ أشدّ على الشيطانِ من ألفِ عابدٍ, و لكلّ شيءٍ عمادٌ و عمادٌ هذا الدين الفقهُ)
«Лучшим поклонением Аллаху является поклонение с пониманием религии. Одного знатока религии труднее для шайтана (дьявола) сбить с верного пути, чем тысячу просто поклоняющихся. У каждой вещи есть опора, и опора этой религии — понимание и знание религии».
Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:
(موتُ قبيلة أيسرُ من موتِ عالم)
«Смерть племени легче, чем смерть праведного ученого». Имеется в виду, что из-за смерти ученого люди останутся без учителя, а это приводит к духовной гибели людей.
Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:
(العالمُ أمينُ الله سُبحانهُ في الأرضِ)
«Ученый – доверенный Аллаха на земле». То есть ученым доверено доведение до людей истинной религии.
Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:
( صنفان من أمّتىِ إذا صلحوا صلح الناس, وإذا فسدوا فسد الناسُ: الأُمراءُ والفقهاءُ)
«Есть два рода людей в моей общине, и если они праведны, то праведны и люди общины, а если они совращаются, то совращаются все люди общины, – это правители и религиозные ученые».
Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал по поводу знатоков религии, перед поклоняющимися без достоверных знаний:
(فضل العالمِ على العابد كفضلي على أدنى رجُلٍ من أصحابي)
«Преимущество и достоинство ученого (алим) перед абидом – как мое преимущество и достоинство перед наименее авторитетным из моих сподвижников».
Ищущему знания необходимо обратить внимание на то, как Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) возвышает в этом хадисе ученого-алима. Ведь не было бы самого поклонения без знаний.
Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:
( فضل العالمِ على العابد كفضل القمر ليلةَ البدر على سائر الكواكبِ)
«Достоинство ученого перед поклоняющимся подобно достоинству луны в ночь полнолуния перед прочими небесными светилами».
В дни полнолуния луна освещает землю, как днем. А свет других планет до земли и не доходит. Подобно этому ученый приносит несравненно больше пользы, чем простой поклоняющийся.
Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) говорил:
(يشفع يومَ القيامة ثلاثةٌ: الأنبياءُ ثمّ العلماءُ ثمّ الشهداءُ)
«В Судный день право заступничества получат люди трех категорий: пророки, ученые и павшие за веру (шахиды)».
Как же велика степень ученых, следующая сразу за степенью пророчества и находящаяся выше степени павшего за веру, при всем том, что сказано о достоинстве истинного шахида.
Для подтверждения сказанного можно привести и следующий хадис Пророка (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам):
(بين العالمِ والعابد مائة درجةٍ بين كلّ درجتينِ حضر الجوادِ المضَمّر سبعين سنةً)
«Между ученым (алим) и усердно поклоняющимся (абид)– сто степеней, а между каждыми двумя степенями– путь в семьдесят лет для выезженного коня».
Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) также говорил:
(إنّ الله سبحانه وملائكته وأهل سمواته وأرضه حتى النملة في حفرها وحتى الحوتَ في البحر ليُصلّون على معلمِ الناسِ الخيرَ)
«Воистину, Аллах, Его ангелы и все те, кто населяет Его небеса и землю, даже муравей в своей щели и рыбы в море благословляют того, кто учит людей добру».
Также в хадисе сказано:
(لا حسدَ إلا فى اثنين: رجلُ ﺁتاه الله عزّ و جلّ حكمةً فهو يقضي بها ويعلّمها الناس و رجلٍ ﺁتاهُ اللهُ مالا فسلطه على هلكته فى الخيرِ)
«Можно завидовать лишь двоим: человеку, которому Аллах даровал мудрое знание, опираясь на то, что он судит и учит людей, и человеку, которому Аллах даровал богатство, сделав его расходующим это богатство на добрые дела».
Пророк (салла ллаhу ‘алайhи ва саллам) сказал:
على خلفائى رحمة الله.
«Да смилуется Аллах над моими преемниками!
قيل: ومن خلفاؤك؟
– А кто твои преемники?
قال: الذين يحيونَ سنّتي ويعلمونها عبادَ اللهِ.
– Те, которые возрождают мою Сунну и учат ей рабов Аллаха». Они и есть истинные ученые религии.
Абдуллах Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ученым (алимам) Аллах дает уровень на семьсот степеней выше уровня простых уверовавших, и расстояние между двумя степенями – пятьсот лет пешего пути».
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Кто доведет до людей хадис Пророка(мир ему и благословение Аллаха), за которым они последуют, тот получит вознаграждение, равное награде всех, кто следовал ему».
Некоторые ученые говорят: «Ученые (алимы) – светочи своего времени, каждый из них — светильник своей эпохи, которым освещаются его современники». Аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Если бы не ученые, то люди стали бы подобны скоту». То есть ученые посредством обучения поднимают людей с уровня животного на уровень человека.
Яхья ибн Муаз сказал: «Ученые милосерднее к умме Пророка, чем их отцы и матери». У него спросили: «Как это?». Он ответил: «Потому что отцы и матери беспокоятся об их благополучии в земной жизни, а ученые-богословы оберегают их от мучений того света (аль-ахира)».
Аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Чернила ученых будут взвешены с кровью павших за веру, и чернила ученых перевесят кровь мучеников». То есть перед Аллахом степень праведных ученых будет выше, чем степень отдавших свою душу ради возвеличивания религии Аллаха.
Абу Бакр аль-Аджури, говоря об ученых, сказал: «Аллах отдавал им предпочтение перед другими верующими всегда и во все времена, Аллах возвышал их посредством знания и украшал их кротостью, с их помощью мы узнаем дозволенное (халал) и запретное (харам), истину и ложь, вредное и полезное, прекрасное и безобразное. Их значение огромно. Они являются наследниками пророков. Они станут заступниками за верующих в Судный день после пророков. Общение с ними помогает обрести мудрость, а благодаря их делам беспечные воздерживаются от дурного. Они лучше простых поклоняющихся и выше их по положению. Они благо для людей, их смерть – большая беда. Они напоминают невнимательным и обучают невежественных. Никто не страдает от них, а, напротив, получает пользу. Благодаря их воспитанию люди соревнуются друг с другом в послушании Аллаху, благодаря их добрым проповедям исправляются нерадивые. Все нуждаются в их знаниях. Кто подчинится им, пойдет по правильному пути, а кто ослушается, тот заблуждается. Они подобны светочу для поклоняющихся и маяку, излучающему свет в своей стране, они — опора общины, источник мудрости и причина гнева шайтанов. Благодаря им оживают сердца сбившихся с истинного пути. Они подобны путеводным звездам».
Наивысшей ступенью, достигаемой творениями Аллаха, является ступень посланнической миссии и пророчества, посланников же Аллах выбирает из числа людей. И как же не быть наилучшими творениями Аллаха тем, кого Он сделал посредниками между Ним и Его рабами, чтобы им передать Свои послания, рассказать о Своих заповедях, о том, чем Он бывает доволен и на что гневается, за что дает вознаграждение и за что наказывает. Всевышний особо выделил их, ниспослав им откровение (вахью), избрал их для выполнения посланнической миссии. Он сделал их самыми чистыми, самыми высоконравственными, самыми совершенными в знаниях и делах, самыми приятными и самыми любимыми и принимаемыми сердцами людей творениями. Он избавил их от всякого позора, недостатков и подлости.
Самыми благородными людьми после пророков Он сделал благочестивых ученых, которые продолжают их дело. Они дают добрые наставления своим общинам, указывают правильную дорогу заблудшим, исходя из Корана и Сунны. Они обучают незнающих, побуждая к одобряемым Шариатом поступкам и показывая им примеры. Таковыми являются истинные ученые-алимы.
Одно из главных отличий человека от всех других созданий – это способность приобретения знаний. Если не будет знаний, у человека останется лишь простое животное начало. Он потеряет превосходство над животными, более того, может стать даже хуже их.
Знания управляют всем. Каждый раз, когда возникают разногласия по поводу наличия или отсутствия чего-либо, пригодности или непригодности, пользы или вреда, перевеса или нехватки, совершенства или недостатка, восхваления или порицания — знания дают возможность сделать правильный выбор. Знания нужны для управления государствами, политикой, богатством. Ведь власть, не подкрепленная знаниями, не будет существовать, меч, применяемый без знания — дырокол в руках играющего, а перо, используемое без знания — движение руки забавляющегося.
Люди нуждаются в истинных религиозных ученых больше, чем в еде и питье, и следование за ними является обязанностью каждого человека.
Зд: мусульманьский ученый — алим, имеющий высокий уровень исламского образования и ведущий себя в соответствии с этими знаниями.
‘Алим – здесь: ученый, который посвятил себя обучению людей шариатским наукам, их наставлению и составлению книг.
‘Абид – тот, кто усердствует в поклонении Богу и имеет минимум знания.
Нельзя путать с террористами, которые называют себя «шахидами».
То есть пожелать то, что имеют они, не желая, чтобы Аллах забрал у них это.
‘Абдаллах ибн ‘Аббас, или Ибн ‘Аббас (619 – 686 г. по хр. л.) – двоюродный брат Пророка Мухаммада, передал многие его хадисы, известен как толкователь Корана и вопросов права.
Аль-Хасан аль-Басри, Абу Саид аль-Хасан ибн Йасар (22 – 111/642 –728)– крупнейший исламский ученый первых веков Ислама.
Абу Закарийа Яхья ибн Муаз ар-Рази (ум. в 258/871-72) – видный суфий и проповедник из г. Рей.
Омаров.М.А. Каримов.М.О.
Источник