Можно ли быть только учителем литературы

Как стать учителем литературы

У вас есть литературное чутье и гуманитарное образование, но нет квалификации «учитель литературы»? Тем не менее, вы жаждете преподавать литературу детям? Как и с чего начать, если есть желание работать учителем, но нет представлений о том, как это делается, и с чего стоит начинать?

Проверьте себя на готовность

Преподавание литературы – что ни говори, отличный вариант работы для писателя. Но для того чтобы преподавать, неважно где – в школе, университете или любом другом образовательном учреждении – необходима компетентность. Вы должны владеть предметом, знания о котором хотите передать детям. Если вы жаждете преподавать литературу, то вы должны изучить весь учебный материал. Из этого пункта вытекает следующий. Естественно, что вы не будете преподавать весь курс литературы от древних времен до наших дней. Поэтому подумайте, литературе какого времени вы хотели бы учить детей. Это могут быть несколько периодов и несколько учебных курсов. Определившись, приступайте к изучению материала.

Однако учитель – это не знаток в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», поэтому одного знания предмета недостаточно, чтобы быть ассом в своем деле. Учитель – на треть артист, на треть наставник, и на последнюю треть – источник знаний. Поэтому быть эрудитом и интеллектуалом недостаточно. Нужно уметь передать свое знание другому. А учителю приходится иметь дело с самым сложным народом на свете – с детьми. Передать свое знание детям или подросткам куда сложнее, чем проделать ту же операцию со взрослым. В основном же, многое зависит от ваших личных качеств. От доброжелательности, отзывчивости, внимательности, психологической устойчивости и просто любви к детям. Если вас тянет в школу, то, вероятно, вы обладаете всеми этими качествами. И если вы идете в школу на собеседование, важно это показать. Вас привлекает сама идея преподавания детям – и именно это является вашим основным козырем. Продемонстрируйте свой азарт, свое необузданное желание быть учителем, расскажите, что вы можете доходчиво и интересно излагать учебный материал.

Отбор специалистов в школе проводит директор. Поэтому на собеседовании соискателю предстоит разговор со своим начальством. Важно, с одной стороны, зарекомендовать себя как знатока в своей области, а, с другой – как хорошего организатора и человека с современным мышлением. В школе учителю придется отвечать за организационные моменты. Это стоит учитывать, отправляясь на собеседование».

Составьте программу

Перед тем как отправляться на встречу с директорами школ, вам нужно будет составить план занятий и уроков. Сделать это можно по специальной методической литературе, которая в больших количествах продается в книжных магазинах. Есть специальные пособия для учителей-практиков о том, как вести уроки, о психологических особенностях проведения занятий. Есть методическая литература, где расписаны готовые планы уроков – вы можете вести занятия, полностью ориентируясь на них. Однако ни один профессиональный учитель не отдается методической литературе без остатка. Поэтому вы можете взять методическую литературу за основу и составить собственные конспекты уроков, ориентируясь в том числе на лекции по литературе, которые вам читали в университете.

Используйте весь подручный материал, всю имеющуюся информацию. Подготовьте визуальный материал: фотографии авторов, книжные иллюстрации. Подготовить план занятий можно, ориентируясь на образцы, размещенные на образовательных Интернет-порталах. Там же можно почерпнуть информацию об психологических особенностях преподавания в школе. Вы сможете пообщаться с учителями и преподавателями на профессиональных форумах, а в специальных разделах вам могут встретиться вакансии и предложения работы.

Как искать нанимателя

Несколько слов о методике поиска работы. Скорее всего, наиболее удачным будет личный обход школ. Как правило, штат на будущий учебный год формируется в конце текущего, то есть в мае. Но и в течение учебного года иногда освобождаются рабочие места, поэтому вы смело можете приступать к поиску.

Приходите на собеседование со всем наработанным методическим материалом. Разместите свое резюме на сайтах, посвященных трудоустройству – это не самый популярный способ подбора учителей, и тем не менее шансы увеличатся. На сайте Комитета по образованию размещены координаты петербургских школ, предоставлена информация о трудоустройстве молодых специалистов. Есть смысл обратиться в Санкт-Петербургскую академию постдипломного педагогического образования и зайти на сайт академии.

Читайте также:  Можно ли мусульман есть кошерную еду

Источник

Жизнь учителя литературы в обычной школе

Публикуем статью Полины Куренковой, 23-летней учительницы литературы и русского из московской общеобразовательной школы. О самом смешном, грустном и восхитительном в работе молодого учителя.

Когда я начала работать в школе, сразу обнаружилось, насколько много вокруг учителей мифов — причём среди взрослых людей. Недавно мой папа спросил, чем я занимаюсь на каникулах: в его детстве учителя любили повторять, что они-то в отличие от школьников не отдыхают, а работают, а что именно делают, он так и не узнал.+

Расскажу, как всё на самом деле устроено: почему учителю необходимо разбираться в мемах и полезно быть зарегистрированным Вконтакте, сколько длится рабочий день и как же мы всё-таки проводим каникулы.

Рабочий день

Кажется, что учителя работают не так много: часов до трёх; а потом вроде бы свобода, счастье, личная жизнь. Но это иллюзия. Во-первых, учителя работают не с десяти, а с восьми. Уроки начинаются в половину девятого, но надо ещё совершить всякие приготовления: открыть класс, проветрить его, настроить технику.

Некоторым достаётся утреннее дежурство на первом этаже: почему нет карточки, где сменка, не кидаемся куртками, не задерживаем проход. Это довольно однообразно, но надо быть бдительным: посторонние типа домашних котов в школу проникают редко, а вот получить рюкзаком опаздывающего семиклассника по лицу можно вполне неиллюзорно. Ходи потом неделю с синяком.

Во-вторых, в 15—16:00 работа, конечно, не заканчивается. Ежевечерний учительский досуг — это тетради. Особенно тяжело предметникам пятого класса: тетради по русскому в первом полугодии учитель обязан проверять каждый день. Если делать это качественно — со всеми исправлениями, оценкой, комментариями — это 3—5 минут на тетрадь, т.е. от полутора до двух с половиной часов на класс из тридцати человек. Но вообще-то классов у учителя больше одного, поэтому часа 3—4 в день на проверку уходит, как ни крути.

Чтобы прочитать такую работу, требуется минут 7—10.

Кстати, «тяжело» относительно проверки тетрадей — это буквально. Они весят, как пакет из «Ашана» перед Новым годом, и вполне годятся в качестве средства экстренной самообороны — если что, грабителя как минимум оглушишь.

В-третьих, помимо уроков в школе есть и другие интересные занятия: планирование слаженной работы учителей в классах, педсоветы, олимпиады. Самое страшное — родительское собрание, потому что оно никогда не длится меньше 3 часов. И вот ты выползаешь в 9 из школы, а завтра в 8 снова урок, и очень хочется дать детям какой-нибудь тест, только чтобы полночи не работать ещё над сценарием урока и хоть немного выдохнуть. Останавливает только то, что тест придётся проверять вдобавок к тетрадям — но иногда решаешь, что это будет проблема тебя будущей, а в этот раз всё-таки посмотришь в окно и выпьешь кофе.

У учителей старшего поколения работы ещё больше: они по старинке всё фиксируют в бумажных тетрадях и по вечерам скрупулезно переносят оценки, «н»-ки, темы уроков и домашки в электронный журнал. Я ленюсь, поэтому хожу на уроки с ноутбуком и всё пишу в прямом эфире.

Каникулы

Вообще на каникулах учителя, конечно, тоже работают, но не так напряженно, как в обычные дни. Чаще всего на это время переносится всё, что требует уймы времени: медкомиссии, образовательные семинары, лекции про городские нововведения в сфере образования вроде проекта «Электронная школа».

Администрация отлично понимает, что никому не хочется идти к 9—10 в школу на каникулах, поэтому письма про все эти мероприятия снабжаются пометками «явка обязательна!», рассчитанными на неопытных и обязательных вроде меня. Раз за разом хожу туда — и раз за разом расстраиваюсь о двух часах сна, которые были бы гораздо более полезны, чем презентация о том, как входить в «Электронный журнал».

Ещё на каникулах надо принимать отработки у двоечников. Это происходит так: весь триместр Афанасий получал по две двойки за урок (нет домашки, ни на один вопрос ответить не может, в тетради дай Бог записано число). А к моменту наступления каникул внезапно оказывается, что родители и классный руководитель недовольны итоговым результатом. Поэтому они хитрыми манипуляциями заставляют ребенка вступать на путь истинный. По-хорошему, это требует от учителя по предмету посещения школы, но я пользуюсь преимуществами социальных сетей и принимаю отработки там: даю список работ, которые нужно переделать, и проверяю по фотографиям.

Читайте также:  При похудение можно ли есть молочку

Вообще, соцсети — классный ресурс, не знаю, чего их так все боятся. Одна девушка с помощью часа беседы со мной вконтакте разобралась со сложной темой и переписала тест с двойки на четверку. Я в это время ехала в транспорте, но могла бы совмещать такое «репетиторство» и с приготовлением ужина, и вечерними гостями. Гораздо проще, чем выделять какое-то специальное удобное для всех время и ехать в школу.

Мой рабочий стол дома на каникулах: проверяю почту и сажусь забивать результаты вводного административного теста в таблицу.

Уроки

Первое, что понимаешь, когда оказываешься по другую сторону парты: учителю много чего нельзя. Для меня было открытием, что нельзя выгонять ребенка с урока — ну правда же у всех так учителя делали? Но это, как внезапно оказалось, угроза безопасности ученика: мало ли он решит в это время сломать ногу на лестнице или из окна прыгнуть. По этой же причине нельзя оставлять детей в классе без присмотра, если выходишь в туалет или напечатать тесты.

Внутренняя инструкция для учителя по ведению электронного журнала: нельзя просить учеников купить тетради или сдать деньги на экскурсию. И обязательно не использовать “обязательно”.

Возможно, нельзя и забирать у ребенка не относящиеся к уроку вещи — я не спрашивала. Но на всякий случай действую осторожно и технически ни у кого ничего не забираю: просто прошу положить спиннеры или мобильники мне на стол, а после урока забрать.

Школьники, кстати, прекрасно понимают, что за учителем наблюдают похлеще, чем за ними, так что прежде чем предупреждать о наказании, нужно твёрдо понимать свои права и не угрожать заведомо неисполнимыми вещами типа «Мама с тобой за партой будет сидеть, оболтус!». Лучше использовать что-нибудь менее страшное, но наверняка: сходить после урока вместе к куратору, написать докладную. Это звучит не так пугающе, но работает — и довольно быстро ученики предпочитают договариваться и не доводить до крайностей. Мои восьмые классы — это как трехлетний ребенок: прощупывание границ идет полным ходом.

Правда, есть случаи, когда ничего не работает и нужно просто перетерпеть. Если пятому классу в учебнике попалось слово «повар» — не поможет ни крик, ни шантаж, ни угрозы. (Пояснение для родителей и учителей старшего поколения размещаем по ссылке:  https://www.youtube.com/watch?v=JyD13ifbAN4).

Первые десять минут будет смеяться весь класс, включая самых скромных отличниц, а потом до конца урока обязательно несколько раз кто-нибудь всё-таки скажет «пооовар» — и всё сначала. Так что приходится проявлять бдительность — и ни в коем случае не давать учить стихотворение, в котором есть этот (или любой другой) неожиданный детский триггер.

Вообще в школе работать тяжело, но интригующе: каждый день приносит что-то удивительное. Иногда весёлое: например, когда приходят две мамы из одного класса и синхронно жалуются на количество домашки — одной слишком мало, другой чересчур много. Иногда злящее: как-то мне заявили, что литература в пятом классе «должна быть жизнерадостной», и я несколько дней гневно трясла кулаками и скрипела зубами (как будто русская классика — сплошной позитив) .

А иногда — восхищающее: один мальчик объяснил соотношение языка и речи так — «это как конвейер с мороженым». И сразу понятно: раз породил художественный образ, значит понял.

Но спать всё-таки хочется страшно.

План сочинения-повествования ученицы пятого класса — и правда, лучший день.

Школьный учитель литературы и русского языка,
Полина Куренкова.

Источник

Учитель русского языка и литературы: где учиться? Кто это такой, чем занимается, образование и зарплата? Плюсы и минусы профессии. Куда поступить, что сдавать и сколько учиться после 9 и 11 класса, чтобы стать учителем русского языка и литературы?

В 2020 году Роструд включил профессию учителя русского языка и литературы в число наиболее востребованных в сфере образования. На hh.ru за месяц публикуется около 220 вакансий, на сервисе SuperJob.ru — более 2900 объявлений.

Русский язык обязателен к сдаче ОГЭ и ЕГЭ для школьников, поэтому только в Яндекс за ноябрь 2020 года пользователи набрали запрос «репетитор по русскому языку» 23 000 раз!

В этой статье узнаете, к чему должен быть готов человек, решивший стать учителем русского языка и литературы:

  • какие должностные обязанности его ждут;
  • какими качествами должен обладать педагог;
  • какая зарплата ждет учителя;
  • как получить эту специальность.

Описание профессии

Учитель русского языка и литературы:

  • обучает грамотной письменной и устной речи;
  • воспитывает в своих учениках высокие моральные качества, любовь к родному языку и словесности, здоровый патриотизм, нравственность.
Читайте также:  Как можно узнать есть ли у меня долгов по фссп

Сухого знания правил грамматики, орфографии, фактов из биографии писателей недостаточно. Учитель — профессия для тех, кто готов обучать подрастающее поколение в соответствии с принципами доброты, чести и достоинства.

Плюсы и минусы профессии

Профессия учитель имеет и плюсы, и минусы. Из первого — это:

Творческая работа, позволяющая заниматься любимым делом, открывать новые таланты, развивать способности юных дарований к языку и писательству.

Возможность получения дополнительного дохода от репетиторства. Русский язык — востребованный предмет для дополнительных занятий.

Продолжительный отпуск — 56 календарных дней (без учета дополнительных дней).

Большой спрос школ на учителей русского языка и литературы в муниципальных и в частных школах.

Высокий заработок в частных школах.

В государственной также есть возможность получения хорошей зарплаты. В зависимости от стажа, наработок и профпереподготовок, школами гарантирован стабильный рост зарплаты учителя. Но при этом педагогу не избежать высоких требований к своей профессиональной деятельности и личностным качествам.

Минусы:

Низкий доход на старте карьеры. Но репетиторство по конкурентной цене даст неплохой дополнительный заработок даже новичку.

Возможны сложные стрессовые ситуации. Учитель по должностной инструкции обязан придерживаться определенных стандартов в общении с учениками и родителями, даже при неприятных ситуациях.

Личные и профессиональные качества

Для многих учеников учитель русского языка и литературы — нравственный ориентир. Поэтому к нему предъявляются высокие требования не только в знании русского языка и литературы, но и в порядочности.

Главный профессиональный навык педагога — любовь к преподаванию, но требуются и другие качества:

  • порядочность, этичность;
  • желание не только обучать юное поколение, но и закладывать в них моральные нормы;
  • любовь к детям;
  • умение доходчиво объяснять новое, заинтересовать детей;
  • профессиональный художественный взгляд для оценки творческого потенциала;
  • спокойствие;
  • грамотность, знание русского языка и литературы.

Эти личные и профессиональные навыки помогут стать хорошим учителем, завоевать расположение учеников, доверие родителей и уважение коллег.

Обязанности

Обязанности учителя русского языка и литературы прописаны в должностной инструкции и могут меняться в зависимости от организации. В основном — это: 

  • обучать и воспитывать, формировать культуру личности, способствовать социализации;
  • использовать разные формы и приемы для обучения;
  • готовить планы уроков по программе;
  • проводить олимпиады по русскому языку и литературе;
  • составлять и проводить контрольные срезы для оценки успешности учеников;
  • готовить учащихся к сдаче экзаменов.

Главной обязанностью русского языка и литературы как предметов и преподавателя остается воспитание подрастающего поколения в соответствии с морально-нравственными принципами. С полным списком требований и должностной инструкцией педагог может запросить у администрации организации, где собирается работать.

Зарплата и карьерный рост

По данным портала russia.trud.com, средняя зарплата учителя русского языка и литературы в России — 22 456 рублей. Зарплата зависит от региона.

Например, учителя из Чукотского автономного округа получают в среднем 77 500 рублей. В Московской области — 40 714 рублей, в Ленинградской области — 34 282 рублей.

Перспективы увеличения заработка:

  • надбавки положены за квалификацию, непрерывный стаж работы, подготовку к ЕГЭ, проведение олимпиад, использование интерактивных технологий — подробнее в нашей статье;
  • репетиторство;
  • работа в частной школе.

Также есть возможность совмещать со смежными сферами:

  • журналистика;
  • реклама и PR;
  • копирайтинг.

Как стать учителем русского языка и литературы?

Чтобы стать педагогом в школе необходим диплом о высшем или среднем образовании. Получить его можно:

1. Поступив на специальность «Филология», пройти переподготовку или получить магистерское образование по специальности «Педагогическое образование». Обучение займет от 4 до 6 лет А требования для поступления на филфак довольно высоки: в 2020 году проходной балл на бюджет в МГУ составил 269, на коммерцию — 237. Предметы для сдачи ЕГЭ:

  • литература;
  • обществознание;
  • русский язык.

2. Поступить в колледж после 9-го класса с переподготовкой и начать свою профессиональную деятельность раньше.

В АНПОО «НСПК» после обучения вы получите сразу две специальности: «Учитель начальных классов» и «Учитель русского языка».

  • На базе 9-ти классов обучение длится 4 года и 10 месяцев.
  • На базе 11-ти — 3 года и 10 месяцев.

Два документа об образовании:

  • государственный диплом о среднем профессиональном образовании;
  • диплом о проф.переподготовке.

Увеличат ваши возможности в получении работы.

В АНПОО «НСПК» минимум требований к поступающим:

  • Прием документов ведется без вступительных экзаменов и ЕГЭ.
  • Обучение проходит дистанционно* из любой точки мира с возможностью совмещать учебу и работу.

Поступление в АНПОО «НСПК» — простой и быстрый способ получить образование и диплом для устройства на работу.

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Источник