Можно ли быть свободным в несвободном обществе

Содержание статьи

Будущее личности: свободнее ли мы сейчас, чем сто лет назад?

Сергей Соколовский

доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН

С развитием науки, медицины, технологий становится ли человек свободнее?

Да, сейчас у нас больше возможностей, но мы все время должны отдавать себе отчет — относительно чего. Это же всегда сравнение. Мы сравниваем с нашим состоянием в прошлом. Хотя считается, что даже общество земледельцев уже было ограничено в передвижении, оно было привязано к месту жительства, было вынуждено воевать, чтобы защищать свои ресурсы, то есть появляется аппарат войны и насилия, создается специальный класс управленцев, потому что сами люди не решают свои задачи, общество становится слишком сложным. А с наращиванием сложности нарастают и обязательства каждого по отношению к обществу. С другой стороны, все эти технические средства работают как протезы: у нас есть средства для дальновидения, дальнослышания, быстрого перемещения в пространстве, у нас есть возможность не болеть, так как есть лекарства, но зато страдает наша генетика, потому что мы поддерживаем всех и в результате не происходит никакого отбора, болезни распространяются. То есть невозможно оценить однозначно: с помощью технологий мы становимся свободнее, но одновременно и более зависимы. Они позволяют нам больше, но и обязательства возрастают. Это как владелец автомобиля: казалось бы, получил новую свободу, но сколько он времени тратит на его обслуживание, сколько общество вкладывает в строительство дорог, заводы, топливо, сколько природы губится.

Свободнее ли мы сегодня, чем сто лет назад?

У антропологов есть интересная теория по поводу охотников и собирателей, то есть «примитивных» обществ. Потому что с точки зрения экономики — а это экономика присвоения, которая дает тебе все, что необходимо, — ты тратишь полтора часа в день на добывание пищи, а остальное время свободно. Никакой работы, никакого принуждения. Этот период назван первобытным обществом процветания, и неизвестно, насколько по отношению к этому наше общество, которое очень зарегулировано, свободнее. Мы встаем более-менее в одно время, ходим на работу, получаем отпуск раз в году — это больше свободы или меньше? Или с помощью этих технологий мы достигли чего-то невероятного? Или мы стали настолько от них зависимы, что потеряли сущность человека? Мы уже не можем без разных средств поддержки — искусственного климата, транспорта, мы быстро устаем, мы в большинстве своем не тренированы физически. Многие философы критиковали этот мир техники, изменяющий и насилующий природу человека. Может быть, наше общество уже не столь свободно, сколь первобытные, примитивные люди.

Может ли быть свободным человек в несвободном обществе?

Вы знаете, я ведь учился давно, у нас был марксизм, и там ответ ясный и однозначный: нет, не может. Надо сказать, что с тех пор я прочитал разные другие философские работы и почти все они дают такой же ответ: нет, не может, потому что каждое «я» очень зависимо от других и его становление без других невозможно, а если другие угнетены и порабощены, то какие тут свободы. Индивидуальная свобода без общества едва ли возможна. Разве что свобода тирана, но я не думаю, что к такого рода свободе вообще применимо понятие «свобода», это произвол.

Дмитрий Бутрин

журналист, заместитель главного редактора по экономической политике газеты «Коммерсант»

Становится ли свободнее человек по мере развития науки и технологий? Свободнее ли мы, чем, скажем, двадцать лет назад?

Однозначного ответа у меня нет. В противном случае мне не приходилось бы читать на этот счет лекции и много лет обсуждать этот вопрос в различных статьях. Все дело в том, что мы подразумеваем под сейчас. Я полагаю, что самым последним выбросом того, что мы называем свободой в самых разных ее проявлениях, стала информационная революция, случившаяся лет 25-30 назад. Мы несомненно получили больше возможностей свободы, но мы так же несомненно не осознали сейчас и 5% того, что у нас появилось, и следующие десятилетия мы, видимо, будем осваивать эти новые явившиеся свободы на практике. В целом, эти появившиеся возможности для свобод, видимо, существенно превосходят все, что человечество знало до этого. С другой стороны, появление этих свобод дает нам возможность рассуждать, какие свободы мы вообще имеем. И во многом информационная революция — это еще и процесс изучения того, как мы жили три последних тысячелетия и что на самом деле было свободой в эти последние три тысячелетия. У нас перед глазами случилась такая вспышка, и мы вышли на новый уровень. Теперь человечество может знать несравнимо больше, чем оно знало до сих пор, и первое, чем оно будет заниматься, это искать свободу в том, что уже было.

Значит ли это, что по мере развития истории мы получаем все больше свобод и свободы?

По мере развития истории мы являем в процессе свободы те или иные вещи, которые хотим объявить свободой, после чего пытаемся их развивать, затем стандартно стараемся кодифицировать — и превращаем в несвободы. Это обычный процесс для человечества. Вообще все свободы, которые когда-либо завоевывались, рано или поздно кодифицировались, превращались в систему ограничений, после чего ломались. Видимо, этот процесс заложен в человеческой психике и будет длиться вечно. Не стоит рассчитывать, что информационный взрыв тут что-то изменит. Человеческую природу он, по всей видимости, не поменяет. Человек по-прежнему будет искать какие-то места для творчества, дальше развивать это на свободных принципах, затем кодифицировать, превращать в несвободу и получать построенную из этих кирпичиков свободы тюрьму.

А может человек быть свободным в несвободном обществе?

Факты говорят, что да. Мы точно знаем, что в любом несвободном обществе, которое когда-либо существовало, существовали свободные люди. Просто всякое свободное или несвободное общество по-своему решает вопрос, как будут жить эти свободные люди. Но возможности для свободы в несвободном обществе существуют всегда, даже в тоталитарных обществах, которые вообще-то построены на идее полной, абсолютной несвободы. Да, вопрос: сколько свободных людей может быть в несвободном обществе. И свободное общество отличается от несвободного только количеством свободных людей, которое оно может вместить.

В чем же может проявиться свобода человека в тоталитарном обществе?

Прежде всего, по поводу тоталитарного общества — общество тоталитарным быть не может. Тоталитаризм есть в сущности продукт воздействия государственного аппарата на общества, попытка выставить для этого общества какой-то единый стандарт. Но как не существует абсолютно черного тела, так не существует и абсолютно эффективного тоталитарного государства. Практика показывает, что даже в самых тяжелых тоталитарных обществах исторически были возможности и пространства, куда у государства руки не дотягивались. К нашему счастью, тоталитарное государство всегда разрушается раньше, чем оно достигает коэффициента полезного действия больше 90%. Как правило, тоталитарное общество, даже когда оно охватывает 30-40% реальности, уже на последнем издыхании. А допустим, в авторитарном обществе, дай бог, чтобы государство могло освоить 10-15% реальности. Другое дело, что такое общество всегда будет считать гораздо более важными и весомыми именно эти проценты, а не то, что осталось за их пределами. Но у такого общества есть своя логика: оно традиционно стремится получить себе 100%, чтобы было из чего строить несвободу.

Василий Ключарев

декан Факультета психологии НИУ ВШЭ

Становится ли по мере развития науки, медицины и технологий человек свободнее?

Тут есть, мне кажется, два аспекта. С одной стороны, достижения науки и нейроэкономические исследования вообще ставят под вопрос текущую концепцию свободы. Если мы можем предсказать по активности мозга ваше решение, повлиять на него с помощью современных методов воздействия, если мы видим, как наше сознание достаточно независимо от нас в деле наших решений — мы можем думать одно, а принимать совсем другие решения, наверное, эта концепция должна быть как-то переформулирована. С другой стороны, нейроэкономика использует физические законы, а там столько неопределенности, непредсказуемости в химических и физических процессах, что становится понятно, что ничего принципиально до конца предсказать невозможно и в этом, видимо, и есть свобода. На мой взгляд, и многие из современных ведущих нейрофилософов согласятся со мной, наше классическое представление о свободе и свободе воли под очень серьезным вопросом. Возможно, это некая иллюзия свободы, если мы верим в принципы детерминизма и какие-то принципы физики и нейробиологии, возможно, сознательное допущение свободы — это такое комфортное объяснение непознанных нами реальных причин.

А становимся ли мы свободнее с течением истории?

В принципе общество в целом движется к большей свободе, это трудно отрицать. Вопрос в том, что есть свобода: свободы поступать, как ты хочешь, становится больше. Но это не определение свободы. Философское определение свободы — это возможность поступить иначе. С точки зрения детерминизма и нейробиологических исследований мы не можем поступить иначе. Мозг, генетика, гормоны приводят нас к такому решению. Ты можешь поступить, как хочешь, и в этом смысле ограничения общества становятся меньше. Наверное, это признак современного экономического состояния — множество мнений, стимулирование разнообразия. Глобальный же вопрос, а можем ли мы поступить иначе, так и остался в пределах лютеровских представлений о протестантизме, в котором люди просто не могут поступить иначе, потому что Бог накажет.

Можно ли быть свободным человеком в несвободном обществе?

Вы знаете, мне кажется, да. Сейчас сильно влияют политические процессы, конечно, но я всегда пытаюсь объяснить своим слушателям на примере Сахарова, что можно. Мы же все проходили через это, и я помню, как сидел маленьким на кухне, где собирались люди и о чем-то разговаривали. В такой ситуации, с точки зрения теории игр и с точки зрения эволюции, понятно, что нужно делать. Надо объединяться в маленькие группы свободных людей. Потому что все эти симуляции кооператоров и некооператоров обычно показывают, что когда кооператоры объединяются внутри группы, у них возникает преимущество. Раздельно никто не выиграет, а группа в долгосрочной перспективе побеждает все остальное. Так что способ один: внутренняя кооперация, создание сообщества свободных людей.

Источник

Почему мы не свободны и как жить в обществе, и быть свободным?

Приветствую, дорогой читатель! Данная статья будет в виде рассуждения данного вопроса. Мое мнение может не совпадать с вашим, прошу отнестись с пониманием.

Статуя Свободы — символизирует свободу и независимость.

Хотелось бы поделиться своим мнением с вами и, порассуждать на такую тему, как свобода, а также ответить на вопросы:

1. Почему мы не свободны?»

2. Как можно жить в обществе и быть свободным?

Приступим!

1. Почему мы не свободны?

Если вы считаете себя полностью свободными, то это не так. Объясню почему.

Во первых, мы зависим от государства и его законов, то есть мы обязаны соблюдать законы и подчиняться государственным правам, жить по правилам государства. Если мы не соблюдаем законы государства, то мы его враги, преступники и т.п. Государство контролирует нас, заставляет платить налоги, соблюдать законы и делать все так, как выгодно именно ему.

Во вторых, мы часто становимся жертвами обстоятельств. В этот момент мы не можем говорить о свободе, когда обстоятельства влияют на нас, а мы не контролируем их сами. Мы принимаем обстоятельства, возможно даже против своей воли. Например, я захотел сегодня провести вечер с семьей, но вдруг мой начальник задерживает меня на работе, а я не могу отказаться, потому что получу выговор или даже потеряю работу. В данной ситуации я не контролирую обстоятельства, а они контролируют ситуацию. Я ведь не могу говорить здесь о свободе, когда я иду по воле обстоятельств.

В третьих, наши собственные мысли не свободны, мы не всегда способны принимать решения самостоятельно. В основном большая часть людей думает и делает все по стандартным установкам. Например: надо учиться, чтобы потом работать, завести семью, выйти на пенсию. Я думаю, почти каждый человек с детства воспитывается по данной «штамповке». Потому что так «надо!» Это также выгодно и государству. Но выгодно ли это самому себе? Проживаешь ли ты жизнь так, как сам хочешь, или делаешь то, что «надо?» В данном случае говорить, что мы свободны — перечить самому себе. Большая часть людей проживает жизнь по сценарию, который идет извне, то есть навязанный чем-то или кем-то.

2. Как можно жить в обществе и быть свободным?

Поговорив и поняв, что большинство людей не свободны, не стоит смиряться с этим. Ведь даже в таких, казалось бы безвыходных ситуациях можно быть свободным и жить в обществе. Как же это сделать? Распишу все подробно и приведу примеры свободного, и зависимого от кого-то, или чего-то человека.

Как я писал заранее, мы зависим от государства, для них — мы выгодны как рабочая сила, которая приносит доходы. От государства избавиться мы не можем, да и нарушать законы это тоже преступление. Но я приведу пример, когда закон заставляет что-то сделать человека, внушая ему свои интересы. Как этого избежать? На примере я все покажу.

Возьмём двух персонажей: Петя и Кирилл. Им пришли повестки в армию, они оба не хотят туда идти. Но, Петя расстроился и смирился с этим, он вспомнил фразу: «Не служил — не мужик! Надо служить!», как говорили ему родители, государство, СМИ, и пошел в военкомат. В это время Кирилл, который также не хочет идти в армию начал принимать действия, чтобы туда не попасть. В итоге у него получилось это сделать. Да, он пошел против государства, он решил сам, что ему делать и как поступать, а не идти по воле обстоятельств и подчиняться.

Таких ситуаций может возникнуть много, но стоит думать своей головой, а не смиряться с данной ситуацией и подчиняться государству, которому выгодно так сделать для их интересов, но не для ваших.

Во втором пункте я писал про обстоятельства, которые влияют на нашу свободу. В примере с Петей и Кириллом я описал сразу все пункты. Кирилл пошел против государства и обстоятельств, а также принял свое решение. Он не смирился с этим и действовал так, как захотел сам. Он пошел против «штамповки» и уже можно сказать, что он свободный человек.

Я хочу рассказать сразу про два пункта, обстоятельства и решения. Мы часто, как я писал ранее опираемся на чьи-то решения, смотрим на обстоятельства. Как же этого избежать? Как все делать самому и жить так, как хочется, а не по «штамповке»?

Для начала нужно перестать ссылаться на обстоятельства и винить их в том, что вы не сделали. Виноваты всегда мы сами. От наших решений зависит все! Не смотря на обстоятельства и принимая собственные решения — мы становимся свободными. Необходимо самому думать и делать так, как хочется. Например, не стоит бояться уйти с работы, которая тебя не устраивает. Не стоит молчать и держать себе все то, что ты хочешь сказать. Пора быть свободным и делать, говорить, то что хочешь сам. Хватит действовать по чужой воле, воплощать чужие цели, мыслить одинаково, и жить «штамповками». Мы — умные существа, которые способны думать и делать то, что захочется. Хватит подчиняться другим! Живите как хотите и не слушайте тех, кто против вас!

И помните. Вы всегда правы, потому что это ваша жизнь и ваше мнение!

Спасибо за прочтение моей статьи. Надеюсь в вашей голове что-то промелькнуло, возможно вы узнали себя или, похожие ситуации случались с вами. Будьте самими собой, живите свободно. Всего доброго!

Источник

Дочка спросила о Свободе. Мифы о Свободе и независимости. Можно ли стать свободным? Почему мы чувствуем себя несвободными?

Недавно дочка меня спросила :

Мама, ведь это я сама выбираю, ходить мне в садик или нет ? Я же абсолютно свободна ?

Врать ребёнку я не привыкла, поэтому ответила правду.

По сути её вопрос касается всех нас.

Все хотят свободы, но кто знает, что это такое на самом деле?

Последнее время эта тема красной нитью проходит через все новости.

Далее слабонервным просьба не читать. Это может перевёрнут реальность.

Многие не хотят знать этого, предпочитая жить в неведении, иллюзии.

Кто-то не захочет в это верить , так как их жизненная парадигма строилась на этих мифах.

Не надо верить мне, все взрослые люди, проверяйте, анализируйте, делайте выводы сами.

Большая часть населения, судя по постам, модным трендам, тренингам, лидерам мнения считает, что свобода — это возможность выбора, отсутствие зависимости от кого или чего бы то ни было, возможность делать то, что хочешь и , чтобы за это ничего не было, получать то и столько, что и сколько хочешь . А ещё это много Денег????

Во именно на этом мифе о Свободе построена вся система нашего Мира Потребления.

На каждом углу есть тот, кто «торгует» всем и даже свободой и счастьем.

И вот мы уже клюём эту манипуляцию, веря, что не сами по себе свободны, а на свою свободу должны заработать, отвоевать.

И счастьем , смыслом жизни становится финансовая независимость — свобода потребления.

Миф первый

Финансовая свобода — если следовать той же логике о свободе , это возможность не думать о Деньгах , независимость от Денег, много легко зарабатывать и тратить.

По сути такая Свобода сродни Свободе животных в зоопарке или цирке. Им дают корм, а они за этот корм отрабатывают. У одних более активный у других более пассивный доход.

Кто же не думает о деньгах ? Миллионеры ? Они очень много думают о деньгах, только уже в большом масштабе ???? Так что они от них очень зависимы. Попробуй, отними у них их деньги ????

Так что, если ты хочешь абсолютной Свободы, то это не про Деньги.

Финансовая свобода — ещё один большой Миф о Свободе.

Её тоже нет, если ты только не монах, конечно. Хотя, и в этом случае есть зависимость от монастыря , который тебя кормит.

Во всех остальных случаях мы зависимы от денег.

Получается , что это вовсе не Свобода , а её имитация , подмена настоящей Свободы, которая весьма абстрактна, в отличие от денег.

Миф второй

Может есть информационная свобода?

То, что мы наблюдаем сейчас в мире — это имитация информационной среды , которой на самом деле нет.

Свобода выражать свою точку зрения люди очень сильно стали злоупотреблять. Потому что нет ответственности за свои слова, но есть выгода.

Я лично не могу назвать свободой то, что делает «свободными» одних и манипулирует другими.

Лучше всего продаётся ложь. Хотите заработать денег — придумайте в науке новое название , и вам будут давать больше денег , если это будет не понятно, но звучать магически. Это бизнес и ничего про науку.

Миф номер три

Социальная и физическая свобода

Ещё в социальной жизни у нас есть такие ограничители , как :

  1. Ограничения собственного тела (его надо кормить, за ним надо ухаживать и любить). Иначе оно быстро покажет , кто в доме хозяин.
  2. Границы, права и свободы других людей, т.е. наши права и свобода заканчиваются там, где начинаются права и свобода другого
  3. Законы систем, природы и общества
  4. Убеждения, стереотипы, верования, психологические особенности, привычки,наследственность
  5. Потребности (физические, ментальные, психологические, духовные)

И ещё есть такие большие ограничители , как:

  1. Совесть
  2. Нравственность
  3. Ответственность

Так что же такое истинная свобода, если ни финансовой , ни социальной , ни физической, ни информационной свободы не существует и есть столько ограничителей?

Нужна ли вообще тогда эта свобода? Зачем?

И как вы думаете, что я ответила дочке?

Мой ответ о Свободе

Абсолютно свободными живя в обществе себе подобных мы быть не можем.

И это та горькая пилюля ???? , которую принимать не хочется.

Есть ряд ограничений и зависимостей, с которыми мы точно ничего поделать не можем.

Исходя из этого можно сказать, что свобода — это точно

НЕ вседозволенность ,

НЕ независимость,

НЕ отсутствие ограничений ,

НЕ возможность делать все , что хочешь.

Но есть хорошая новость.

Внутренние человек рождён свободным.

И тут появляется Четвёртый Миф о Свободе

И это миф, что за свободу надо бороться.

По сути же, Свобода — это про чувствовать, это чувство подобное Любови.

Ты это чувствуешь или нет. Тебе это никто не может дать, не может или запретить заставить это чувствовать.

Мы свободны от рождения и никто, кроме нас самих эту свободу у нас не отнимает.

Мы сами принимаем решения следовать за каким-то трендами, ни думать, ни анализировать, слушаться каких-то дядек и тётек, которым мы же позволили нам диктовать условия жизни, бояться , подражать, верить или не верить.

Единственное, что не являлось решением нашей личности — это родиться в определённой семье при определенных обстоятельствах в определенном месте.

Все остальное -это осознанные или неосознанные решения, которые приводят к определенным результатам.

Мы и наша жизнь — это результат наших мыслей, чувств и действий. Избитая фраза , но постоянно забываемая нами.

Пятый миф о Свободе —

кто-то может дать мне Свободу

Сейчас время, когда люди выбрали (общество), что актёры, лицедеи и прочие поп лица стали лидерами мнения.

Люди почему-то стали думать, что эти медийные люди являются сверх-людьми.

И наделённые такой властью, они , похоже и сами начали в это верить.

Но это далеко не так.

Вся это медиа элита- обычные люди.

И тут каждый может задать себе вопрос, «почему я их мнению доверяю больше, чем себе?»

Вы задавались вопросом , почему люди, например, бегут ступать непонятные коины лишь потому что некий Маск их рекомендовал. А потом удивляются своим потерям..?

Потому что избалованный Миром потребления человек предпочитает получить готовое решение, т.е. от непонятного медийного лица получать фастфуд вместо полезной информации. Та же история и с едой. Чем медийные бренд, тем выше продажи. А качество давно уже не то.

И это тоже выбор, это тоже про свободу.

Про Свободу воли, которую никто не отменял. Нам причинить вред никто не может без нашего на то согласия, сознательного или бессознательного, но согласия.

Мы сами на себя одеваем путы несвободы, путы убеждений о несвободе.

Мы ограничены лишь своими верованиями и представлениями.

Почти как тот слон или лошадь, которые уже не привязаны верёвкой, но продолжают стоять в стойле. Вымученная беспомощность.

Так работает наша психика, наш главный защитник и помощник.

Осознание этого — первый шаг к свободе.

Свобода в первую очередь, это ответственность за себя , за свои мысли, чувства и действия. И чем больше свободы, тем больше ответственности.

И ,похоже, жаждущие свободы люди больше пытаются отвоевать вседозволенность, а не свободу, потому что за ответственность бороться не надо. Ее можно только принимать или нет.

Когда нет свободы внутри, то человек ищет её снаружи.

Но внешний мир — лишь отражение внутреннего.

Если ты никогда не чувствовал тепла, то как ты его узнаешь во внешнем мире?

Никакой магии, сплошная Психология.

Почему об этом молчат и не популяризируют эти темы?

Потому что это помогает получать триллионы денег людям, ищущим вседозволенность.

А мы поддерживаем этот энергообмен, добровольно отдавая им свою Свободу, платим за те игрушки, которые они нам продают, как за необходимость.

И чем мы тогда отличаемся от тех самым аборигенов острова «Свободы», которых стали рабами своих хочу, своего собственного потребления?

Как почувствовать, узнать чувство Свободы?

В каждом живет эта искра Свободы.

Её легко почувствовать.

Для этого достаточно просто покатайтесь на качелях.

Чувствуете , вот оно, то самое забытое чувство свободы. А теперь перенесите его в свою Жизнь!

Свободной вам Жизни ????

С любовью,

Ольга Максимова

Это одна из первых и любимых моих картин — Свободный Кит

Источник

Читайте также:  Можно ли есть сырую кукурузу и ее польза