Можно ли быть свободным в нашем обществе
Содержание статьи
Может ли человек быть абсолютно свободным?
Свобода. Очень часто мы говорим о том, как важно для человека быть свободным. Каждый хотел бы быть свободным, а у многих эта потребность особенно сильна. Все психологи, коучи и сторонники саморазвития то и дело призывают нас к тому, чтобы мы жили так, чтобы чувствовать себя свободными.
Но задумывались ли вы: действительно ли возможно быть абсолютно свободным?
Может ли человек жить так, чтобы влиять абсолютно на всё в своей жизни и не страдать под гнётом различных обстоятельств и проблем?
Посудите сами: ведь с рождения мы не свободны. С самого детства мы что-то должны. И может быть, это нормально?
Человек, который ничего не должен хотя бы перед собой или высшими силами, обычно потерян и несчастен. Он просто не видит смысла и цели. Детьми мы вынуждены жить в определённых обстоятельствах, так как у нас ещё нет денег и многих прав, мы не можем за себя постоять, мы ничего не умеем делать, мы не можем выбирать место жительства и людей, с которыми мы находимся вместе.
Можем выбирать только, с кем мы пойдём в секцию или в кино в субботу. К примеру. Можем выбрать, какую книгу читать. И так далее. Со временем, с возрастом наши границы расширяются, и мы уже способны на большее. Но увы, не на всё.
Так хотелось бы верить, что в любой момент ты можешь взять и пойти куда угодно и сделать что угодно, но это всё настолько относительно… Мы все вынуждены ждать нужного момента. Хотелось бы прямо сейчас, но не всегда это разумно.
Если я прямо сейчас поеду в гости к другу вместо работы, последствия убьют любую радость от проведённого времени. Ну и всё в таком духе. Главное, чтобы основное направление движения совпадало со внутренним стремлением и удовлетворяло потребности.
Как сказано у Экзюпери в «Маленьком принце», «Должен же я стерпеть двух-трёх гусениц, чтобы познакомиться с бабочками?»
Уже не говоря о внешних обстоятельствах. Даже став взрослыми, мы вдруг осознаём, что всё такие же дети.
В данный момент речь не о способности радоваться, а о том, какие возможности у нас есть по сравнению с детством. Ведь получается забавная вещь. У нас возрастают возможности: работа, права, деньги, независимость, мы можем выбирать, где и с кем жить, что есть и чем вообще заниматься, можем что-то изменить.
То есть в глобальном плане мы взрослые. Но как это всё условно… Ведь растут не только возможности, но и потребности. В детстве нам было довольно того, что вокруг, теперь же нужен весь мир. В 6 лет нас могла порадовать поездка к бабушке или поход в лунапарк.
Теперь же нас может не порадовать и вечер в баре или в кино. Нам хочется качественно по-другому проводить время. Взрослого человека делает сущим дитём необходимость платить за счета, налоги, терпеть пробки, плохой транспорт, бюрократию.
Вроде ты не дерево, но и не птица в небесах ,как у Кипелова. Взрослый ответственен не только за себя, но и за родителей, ребёнка, собаку, рыбок (хотя здесь уже речь об эгоизме или отсутствии его).
Прямо сейчас мы хотим куда-то поехать, но не можем, ведь надо заработать денег или остаться с больным родственником, а это значит, ещё какое-то время всё в том же месте, где не хочется находиться. Так есть ли она вообще, абсолютная свобода?
Если мы заброшены в жизнь, то наверное, есть смысл только играть по её правилам. Поэтому такой отдушиной и радостью для нас становятся моменты, когда мы чувствуем себя свободными и живыми.
Чем чаще это нам удаётся, тем мы счастливее. Просто надо к этому стремиться. Но пока мы живы, вся наша свобода в том, чтобы выбрать как можно более приятную тюрьму:)
Источник
Почему мы не свободны и как жить в обществе, и быть свободным?
Приветствую, дорогой читатель! Данная статья будет в виде рассуждения данного вопроса. Мое мнение может не совпадать с вашим, прошу отнестись с пониманием.
Статуя Свободы — символизирует свободу и независимость.
Хотелось бы поделиться своим мнением с вами и, порассуждать на такую тему, как свобода, а также ответить на вопросы:
1. Почему мы не свободны?»
2. Как можно жить в обществе и быть свободным?
Приступим!
1. Почему мы не свободны?
Если вы считаете себя полностью свободными, то это не так. Объясню почему.
Во первых, мы зависим от государства и его законов, то есть мы обязаны соблюдать законы и подчиняться государственным правам, жить по правилам государства. Если мы не соблюдаем законы государства, то мы его враги, преступники и т.п. Государство контролирует нас, заставляет платить налоги, соблюдать законы и делать все так, как выгодно именно ему.
Во вторых, мы часто становимся жертвами обстоятельств. В этот момент мы не можем говорить о свободе, когда обстоятельства влияют на нас, а мы не контролируем их сами. Мы принимаем обстоятельства, возможно даже против своей воли. Например, я захотел сегодня провести вечер с семьей, но вдруг мой начальник задерживает меня на работе, а я не могу отказаться, потому что получу выговор или даже потеряю работу. В данной ситуации я не контролирую обстоятельства, а они контролируют ситуацию. Я ведь не могу говорить здесь о свободе, когда я иду по воле обстоятельств.
В третьих, наши собственные мысли не свободны, мы не всегда способны принимать решения самостоятельно. В основном большая часть людей думает и делает все по стандартным установкам. Например: надо учиться, чтобы потом работать, завести семью, выйти на пенсию. Я думаю, почти каждый человек с детства воспитывается по данной «штамповке». Потому что так «надо!» Это также выгодно и государству. Но выгодно ли это самому себе? Проживаешь ли ты жизнь так, как сам хочешь, или делаешь то, что «надо?» В данном случае говорить, что мы свободны — перечить самому себе. Большая часть людей проживает жизнь по сценарию, который идет извне, то есть навязанный чем-то или кем-то.
2. Как можно жить в обществе и быть свободным?
Поговорив и поняв, что большинство людей не свободны, не стоит смиряться с этим. Ведь даже в таких, казалось бы безвыходных ситуациях можно быть свободным и жить в обществе. Как же это сделать? Распишу все подробно и приведу примеры свободного, и зависимого от кого-то, или чего-то человека.
Как я писал заранее, мы зависим от государства, для них — мы выгодны как рабочая сила, которая приносит доходы. От государства избавиться мы не можем, да и нарушать законы это тоже преступление. Но я приведу пример, когда закон заставляет что-то сделать человека, внушая ему свои интересы. Как этого избежать? На примере я все покажу.
Возьмём двух персонажей: Петя и Кирилл. Им пришли повестки в армию, они оба не хотят туда идти. Но, Петя расстроился и смирился с этим, он вспомнил фразу: «Не служил — не мужик! Надо служить!», как говорили ему родители, государство, СМИ, и пошел в военкомат. В это время Кирилл, который также не хочет идти в армию начал принимать действия, чтобы туда не попасть. В итоге у него получилось это сделать. Да, он пошел против государства, он решил сам, что ему делать и как поступать, а не идти по воле обстоятельств и подчиняться.
Таких ситуаций может возникнуть много, но стоит думать своей головой, а не смиряться с данной ситуацией и подчиняться государству, которому выгодно так сделать для их интересов, но не для ваших.
Во втором пункте я писал про обстоятельства, которые влияют на нашу свободу. В примере с Петей и Кириллом я описал сразу все пункты. Кирилл пошел против государства и обстоятельств, а также принял свое решение. Он не смирился с этим и действовал так, как захотел сам. Он пошел против «штамповки» и уже можно сказать, что он свободный человек.
Я хочу рассказать сразу про два пункта, обстоятельства и решения. Мы часто, как я писал ранее опираемся на чьи-то решения, смотрим на обстоятельства. Как же этого избежать? Как все делать самому и жить так, как хочется, а не по «штамповке»?
Для начала нужно перестать ссылаться на обстоятельства и винить их в том, что вы не сделали. Виноваты всегда мы сами. От наших решений зависит все! Не смотря на обстоятельства и принимая собственные решения — мы становимся свободными. Необходимо самому думать и делать так, как хочется. Например, не стоит бояться уйти с работы, которая тебя не устраивает. Не стоит молчать и держать себе все то, что ты хочешь сказать. Пора быть свободным и делать, говорить, то что хочешь сам. Хватит действовать по чужой воле, воплощать чужие цели, мыслить одинаково, и жить «штамповками». Мы — умные существа, которые способны думать и делать то, что захочется. Хватит подчиняться другим! Живите как хотите и не слушайте тех, кто против вас!
И помните. Вы всегда правы, потому что это ваша жизнь и ваше мнение!
Спасибо за прочтение моей статьи. Надеюсь в вашей голове что-то промелькнуло, возможно вы узнали себя или, похожие ситуации случались с вами. Будьте самими собой, живите свободно. Всего доброго!
Источник
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя сочинение
- Сочинения
- Свободная тема
- Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя
Эта фраза принадлежит В. И. Ленину. В обществе человек формируется как личность. Процесс взаимодействия индивида с разными людьми формирует его характер, жизненные ценности, манеру общения.
С детства каждый человек тесно связан с обществом. Сначала это его ближайшие родственники. В семье ребенок получает воспитание, поддержку, любовь и заботу родителей.
Потом его отводят в детский сад. Там дитя развивается с помощью игр и общения со сверстниками, обучающих занятий с воспитателями, а так же начинает придерживаться определенного режима. Как правило, дети, которые ходят в сад — быстрее учатся говорить, а их речь разнообразнее по сравнению с теми, кого воспитывают дома до школы.
В школе человека начинают учить ответственности, у него появляются определенные обязанности. Зарождается дружба, которая у многих остается на всю жизнь. Кто-то находит здесь первую любовь. Затем начинается колледж или университет, а потом работа. И повсюду индивида окружают люди.
Еще в древности людям приходилось объединяться в общины для выживания. Так им было легче добывать пропитание и отбиваться от врагов. И неспроста в то время страшнейшим наказанием являлось изгнание. В таких обществах формировались обычаи, которые потом стали национальной культурой.
Находясь в обществе человек преодолевает разные трудности. Так закаляется его характер. В каждой стране есть свои законы и нормы морали, не подчиняться которым — чревато неприятными последствиями. Еще в любом государстве есть средства массовой информации, через которые манипулируют обществом, формируя определенные взгляды.
Катаклизмы и катастрофы способны сплотить людей, войны — вызывать чувство патриотизма, самоотверженности и героизма. Находясь в обществе, люди подвержены влиянию моды — начиная от одежды, гаджетов, автомобилей и заканчивая местами для отдыха и путешествий.
Таким образом, нельзя жить в обществе и не поддаться его влиянию.
Вариант 2
Люди с древних времен объединялись в различные общества по разным причинам для облегчения своего образа жизни. Первобытные люди начинали объединяться в общины для того, чтобы можно было легче добывать пищу. Объединившись, им гораздо легче было загнать и убить крупного животного, мяса которого хватала на более длительное время, чем от убийства мелкого зверька. Вместе было легче ухаживать за землей и защищать себя и свою семью от нападения хищных животных, поддерживать тепло в своей пещере или хижине, строить новое жилище.
Прогресс не стоял на месте. Жизнь для человека стала более легкой и комфортной. У людей не стало уже такой острой необходимости быть в постоянном контакте с другими людьми. Они стали жить в отдельном комфортном жилище, в городе, по которому уже не разгуливают дикие животные и любые вопросы уже рассматриваются со стороны буквы закона, а не закона силы: «Кто сильнее, тот и прав!».
Но чтобы поддерживать этот порядок в обществе, необходимы действия очень многих людей. Даже если человек живет обособленно и мало общается с людьми, то он понимает что в то время, пока он занимается своим делом, кто-то выполняет другие функции в обществе.
Заработав деньги, человек покупает товар и услуги, которые создают ему комфортное проживание. Например, когда он идет с работы и покупает булку хлеба, он понимает, что хлебороб для приготовления этого хлеба вырастил рожь или пшеницу. Мельник- перемолол зерна в муку, а пекарь приготовил из муки свежий хлеб и «воздушные» булочки. Человек понимает, что дом, в котором он живет, строит строитель, а свет, который он включил с помощью нажатия одной кнопки, тоже кто-то произвел и подвел в дом человека с помощью проводов.
Поэтому, жить в обществе и быть свободным от общества у каждого человека не получится. Каждый человек в современном обществе имеет свои права и обязанности. И с помощью усилий каждого человека создаются условия жизни общества в целом. А для того, чтобы полностью не зависеть от общества человек должен опять пойти жить в пещеры и в одиночку преодолевать все свои проблемы, возникающие в продолжение всей жизни!
Также читают:
Картинка к сочинению Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения Печальный детектив Астафьева
Виктор Петрович Астафьев — один из знаменитых и популярных писателей России и Советского Союза. Его произведения вполне популярны среди читателей и любителей русской литературы.
- Сочинение Смысл жизни Обломова в романе Гончарова 10 класс
Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком
- Сочинение Дружба Жилина и Дины 5 класс кратко (Кавказский пленник Толстого)
Жилин был пленен вместе с офицером Костылиным, который бросил его, как только увидел приближающихся татар. В плену он и встретил Дину — молодую татарку, лет тринадцати на вид. Произошла эта встреча, когда он попросил у татар воды
- 9 класс ОГЭ
Школьные сочинения для 9 класса и ОГЭ
- Каретник Михеев в поэме Мертвые души Гоголя характеристика сочинение
Поэма Гоголя изобилует дополнительными деталями, которые создают фактурность и глубину. Наряду с канвой помещиков, которые задают основное направление сюжету и формируют структуру есть незначительные герои
Источник
Хотим ли мы быть свободными на самом деле?
Мало кто станет спорить с тем, что свобода лучше несвободы. Однако на деле многие из нас готовы пожертвовать ею ради спокойствия, комфорта, традиций. Так что такое истинная свобода и нужна ли она нам?
Основные идеи
- Мы не рождаемся свободными. Свобода — состояние, до которого нужно дорасти, и удается это не всем.
- Свобода неотделима от ответственности. Нельзя быть свободным человеком, не осознавая последствий своих поступков. Готовность совершить поступок и отвечать за него — главный критерий свободы.
- Борьба с ограничениями не может быть смыслом и целью. Отсутствие ограничений не означает свободы, если мы не знаем, что делать дальше.
В последнее время мы часто говорим о свободе. И редко задумываемся о том, что же это такое. Рождаемся мы свободными или обретаем свободу через опыт? Должна ли свобода непременно быть завоевана? И что общего у свободы холостяка и свободы, которую прославляет политик, выступая перед избирателями?
Внешние проявления
«Все люди рождаются свободными», — повторяют (и во все времена любили повторять) те, кто желал для человечества лучшей участи. Но всегда были и те, кто чувствовал: наши отношения со свободой не так просты, как кажется на первый взгляд. Многие поколения школьников исправно раскрывали в сочинениях «тему свободы в лирике Пушкина», но только в уже неютном возрасте можно оценить, как много разных ликов свободы соседствуют в пушкинских строках: природная (воля), любовная, бунтарско-романтическая, либеральная, свобода поэта, наконец.
У психологов свой взгляд на свободу. Для них наша врожденная свобода, мягко говоря, неочевидна. Просто потому, что психология связывает свободу с нашими действиями, а не с нами самими. И до тех пор, пока нет поступков, рассуждать о человеческой свободе нет никакого смысла, вернее — повода.
Однако ребенок, появившись на свет, совершает множество действий. И скажем, в любящей семье ребенок спит, если ему хочется спать, ест, если ему хочется есть, а еще ползает, прыгает и играет — тоже тогда, когда ему этого хочется. Значит ли это, что он свободен? Нет, потому что все эти действия — проявления спонтанности, непосредственных импульсов, объясняет психолог Дмитрий Леонтьев1.
Какие действия можно считать настоящими проявлениями свободы? Те, что мы совершаем с ясным осознанием последствий и готовностью за них отвечать
«Свобода соотносится со спонтанностью как высшая психическая функция с низшей. Низшие психические функции действуют сами по себе, словно бы механически. Высшие функции — то, что мы совершаем осознанно, исходя из собственного опыта и представлений о том, как надлежит поступить». И хотя внешне проявления высших и низших функций могут быть схожими, причины их часто абсолютно различны.
Так какие же действия можно считать настоящими проявлениями свободы? Те, что мы совершаем с ясным осознанием последствий и готовностью за них отвечать. И если, к примеру, под окном среди ночи голосит сигнализацией машина, то немедленно сбросить на нее горшок с цветком — это проявление спонтанности. А вот если, бросая, мы отдаем себе отчет в том, что сейчас на пороге возникнет разъяренный сосед с монтировкой в руке, то это уже свобода. Кстати, это означает, что поступать свободно — не значит поступать хорошо, свобода вообще не оценочная категория. Свободно — то есть по собственной воле, с полным осознанием последствий и готовностью за них отвечать — можно совершать и очень дурные поступки.
Андрей Архангельский, журналист
«Откуда берется желание, требование свободы? Непонятно. Иррационально. Даже Фукуяма писал: «Это загадка». Ниоткуда. А вот он — механизм. Стоят люди на Тверской, кричат: «Свободу, свободу». Если знать контекст, то имеется в виду — «свободу Навальному». Но рядом стоят два иностранца. С их точки зрения: «Люди вышли и требуют свободы». Им все понятно. И не нужно уточнять. Так бывает везде. Это же так понятно: люди требуют свободы. Полтора года прошло — всего ничего — а люди уже все поняли, требуют главного, принципиального. Дошли до сути».
Две стороны медали
Есть и другая неожиданная сторона свободы, если смотреть на нее трезво: свобода существует не сама по себе, а только в неразрывной связи с ответственностью. Дмитрий Леонтьев, изучавший психологические аспекты свободы больше 25 лет, предлагает еще более радикальную формулировку: «Свобода и ответственность — одно и то же, если мы говорим об их зрелой, полноценной форме. Две стороны одной медали, каждая из которых не существует сама по себе». И хотя мы слышали, что «свобода — это осознанная необходимость», для русского уха такой тезис звучит по-прежнему странно.
Словари русского языка считают очевидным синонимом слова «свобода» вовсе не необходимость и уж тем более не ответственность. Синоним же свободы — воля. Между тем в каком-то смысле эти понятия противоположны, утверждает Дмитрий Леонтьев. В западной философской традиции принято различать «свободу от» и «свободу для», говорит он: «Свобода от» подразумевает отсутствие любых ограничений. Но само по себе их отсутствие не может быть конечной целью. И зачем бороться с ними, не понимая, что делать дальше? Свобода ценна только тогда, когда мы знаем, как ею распорядиться». К сожалению, в нашей традиции этот вопрос всегда оказывается второстепенным. Главное, все сломать, а уж что дальше — там видно будет.
Петр Офицеров, предприниматель
«Я запретил себе думать о том, что нас освободят. Когда любое ограничение получаешь, начинаешь чувствовать, как дорога свобода. Люди до ограничения свободы не думают о том, что она так важна. Как воздухом дышишь. Но если воздуха нет, начинаешь понимать, что его не хватает. Когда взяли подписку, я выторговал себе у следователей поездку в Воронеж, или в Ижевск, не помню, я стоял в аэропорту и дышал полной грудью, потому что уже был за пределами черты, за которую нельзя выходить».
Долой ограничения!
Русская воля — именно «свобода от», стихийный порыв, и никакого конструктивного продолжения не предусматривает. Вообще борьба с любыми ограничениями — яркая психологическая черта нашей нации (что не исключает также свойственной нам готовности подчиняться — как известно, крайности сходятся). «Пристрастие к алкоголю, так характерное для России, означает, с точки зрения психологии, именно отказ от самоконтроля. А самоконтроль — это одно из ограничений, только не внешнее, а внутреннее. Мы же стремимся избежать любого управления собой».
Не бывает свободы без освобождения. В России же путь к обретению свободы и к умению ей распоряжаться во многом так и остался непройденным
Искать причины этого явления — задача для масштабных исследований. Но можно предположить, что наше упрямое стремление к «свободе от» при отсутствии «свободы для» связано с историей. Крепостное право — а фактически рабство — было отменено в России только в 1861 году, позже, чем в европейских странах. К тому же свободу (со множеством оговорок) спустили сверху, а не завоевали снизу. Вряд ли это лучший способ: не бывает свободы без освобождения. У нас же путь к обретению свободы и к умению ей распоряжаться во многом так и остался непройденным.
Параллельные прямые
Свобода и ответственность растут из разных корней. Первоисточник свободы — та самая детская спонтанность. Ответственность в нас воспитывают ограничения: родительские запреты, моральные установки и религиозные учения, свойственные любой культуре, и, наконец, наш внутренний самоконтроль. Эти «параллельные прямые» пересекаются не сразу. А бывает, что и вовсе не пересекаются. Но точка потенциального пересечения (а в идеале и слияния) свободы и ответственности — подростковый возраст. Экспериментально исследуя соотношение свободы и ответственности с конца 1980-х годов, психологи выделили у подростков четыре типа поведения: автономное, импульсивное, симбиотическое и конформное2.
Автономное поведение — это оптимальный баланс свободы и ответственности; так ведут себя те, кого с полным правом можно назвать свободными людьми. У импульсивных подростков (это, как правило, мальчики) спонтанность поведения явно преобладает над ответственностью за свои поступки. «Симбиотические» подростки готовы подстроиться под любые требования: идеальные исполнители, они демонстрируют высокий уровень ответственности и явный недостаток свободы. И наконец, конформные подростки предпочитают просто плыть по течению — им не хватает ни ответственности, ни свободы.
Людмила Улицкая, писатель
«Мне кажется, я свободный человек. Может быть, какие-то страхи срабатывают внутри меня, но я их не ощущаю. Если они есть, я буду очень огорчена. Потому что я считаю, что единственное осмысленное жизненное задание — быть свободным. Становиться свободным. В каком-то смысле это была наша жизненная программа, потому что мы освобождались очень от многого. Приходилось какие-то блоки из себя выбрасывать, и до сих пор все время происходит пересмотр».
Стабильная цифра
Через несколько лет социальная ситуация в стране резко изменилась. Многие жизненные ориентиры и нормы просто исчезли, им на смену пришли совершенно другие общественные требования. «Когда мы повторили свои эксперименты в середине 1990-х годов, — рассказывает Дмитрий Леонтьев, — мы увидели, что подростки стали другими. Свобода и ответственность перестали быть главными параметрами, и мы уже не обнаружили прежней четкой структуры».
С тех пор аналогичные исследования проводили несколько раз с участием подростков из различных социальных групп, от воспитанников детских домов и до детей из благополучных семей. И каждый раз четко определялся только один тип: автономный. «В том-то и дело, что это — свободные люди, которые не зависят от пертурбаций социума и окружающей среды», — объясняет Дмитрий Леонтьев. Во всех группах и на всех временных этапах число принадлежащих к автономному типу оказывалось примерно одинаковым — 25%.
Можно предположить (хотя такой вывод будет заведомо слишком смелым), что эта цифра и указывает процент потенциально свободных людей в обществе. Во всяком случае, в России.
Опрос
53% россиян считают, что «государство должно запрещать книги и фильмы, которые оскорбляют нравственность». Причем число тех, кто так думает, растет с 2002 года, когда за жесткую цензуру выступали 43%. И лишь 18% сограждан полагают, что «любая цензура недопустима, человек должен сам решать, что ему читать и смотреть».
43% склонны отказаться от свободы слова и гражданских прав, в частности от возможности ездить за границу, если государство обеспечит им достойную зарплату и пенсию. Решительно не согласны на такой «обмен» 20% опрошенных.
57% выступают за то, чтобы власти более жестко контролировали экономику и политическую жизнь в стране, и лишь 34% опрошенных хотели бы от руководства страны, чтоб им предоставили «свободу заниматься своими делами и следить только за тем, чтобы они не нарушали закон».
По данным опросов «Левада-центра» в июне 2013 года.
Русские европейцы?
Косвенно это предположение подтверждают данные социологических опросов. Социологи Владимир Магун и Максим Руднев на протяжении многих лет изучают ценности, которые объединяют россиян и жителей других европейских стран3. Понятие свободы в их числе не фигурирует, но есть близкое к нему по смыслу понятие самостоятельности, причем важность самостоятельных действий россияне оценивают ниже, чем жители большинства государств Европы (россияне на 18-м месте из 25). По сравнению с другими европейцами мы как нация не любим риск и новизну, не очень открыты изменениям, предпочитаем самоутверждение ценностям заботы и на первое место ставим безопасность.
И все-таки оказалось, что 22% наших сограждан разделяют общеевропейские ценности. Любопытно, что эти люди достаточно равномерно распределены по профессиональным и социальным группам, а также по месту проживания. Это опровергает расхожее мнение о том, что «русские европейцы» принадлежат сплошь к элите или «креативному классу» и проживают внутри МКАД.
Другой важный вывод состоит в том, что эти 22% имеют куда больше общего с жителями Франции или Швеции, чем с остальными 78% своих сограждан.
Главная ценность… не для всех
Итак, социологи и психологи сходятся в том, что автономных «от природы» людей не так уж много. Как и почему вырастают свободными и в детских домах, и в любящих семьях эти 22-25%, какими путями соединяются в них свобода и ответственность — вопрос, на который ответа пока нет. Хотя удивительная стабильность результатов заставляет задуматься о биологических предпосылках свободы. Но это не более чем догадка.
Может быть, даже важнее другое — как и почему обходятся без подлинной свободы остальные три четверти наших сограждан? «Свобода — это явление факультативное, не обязательное для всех, — констатирует Дмитрий Леонтьев. — До нее нужно дорасти. Свобода не входит в число базовых психологических потребностей человека и вовсе не гарантирует благополучия».
В свободном обществе никто не может заставить человека не быть рабом
Сколько и какой свободы нужно каждому из нас? У каждого свои ограничения и свои потребности. Сегодняшняя жизнь демонстрирует это вполне наглядно. Почти у каждого наверняка есть знакомые, добровольно втискивающие себя в жесткие, а часто и уродливые рамки корпоративной культуры с ее дресс-кодами, присутственными часами, которые превышают число часов в сутках, тимбилдингами и хоровым исполнением гимна компании.
И также наверняка есть другие, вдохновенно-инфантильные, следующие на поводу у собственных желаний и практически никогда не задумывающиеся о последствиях. Не свободны ни те ни другие. Но и те и другие вполне могут чувствовать себя достаточно комфортно. А если наша внутренняя несвобода нам мешает, у нас всегда есть способы ослабить давление внешних обстоятельств, собственного характера и личной истории. Тем более что свобода, уверены психологи, — пусть и факультативная, но главная ценность.
Выбрать свой путь
«Для меня очевидна связь свободы и психологического благополучия, — резюмирует Дмитрий Леонтьев. — Человек, который сам выбирает свой путь, чувствует себя лучше. А если этого не делать, то рано или поздно дефицит свободы даст о себе знать. Психосоматическими проблемами со здоровьем, ощущением пустоты своей жизни.
Другое дело, что и свободным быть очень непросто. Давит ответственность. Кроме того, в России свободе мешает исторически живущий в нас страх. А на Западе — гедонизм, возможность обменять эту свободу на новую порцию материальных благ. Словом, можно считать, что быть свободным или нет — дело вкуса». С исключительной точностью эту мысль сформулировал в одном из интервью скульптор Эрнст Неизвестный. Он сказал: «В свободном обществе никто не может заставить человека не быть рабом».
1 Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий лабораторией в НИУ «Высшая школа экономики».
2 Е. Калитеевская, Д. Леонтьев «Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте». Вопросы психологии, 2006, № 3.
3 В. Магун, М. Руднев «Базовые ценности россиян в европейском контексте». Общественные науки и современность, 2010, № 3-4.
Источник фотографий:ИГОРЬ СКАЛЕЦКИЙ
Источник