Можно ли быть свободным без ответственности дискуссия

Дискуссия «Можно ли быть свободным без ответственности»

                   «Можно
ли быть свободным без ответственности»

                                        Дискуссия

Цель: создать условия дляобсуждения с
учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих
понятий в жизни человека.

Задачи:

Способствовать развитию у учащихся осознанного
понимания значимости данных понятий в реальной человеческой жизни

 Умения действовать сообразно нравственным законом
человеческой жизни.

Подготовка к дискуссии:

I. Готовясь к
дискуссии, можно предложить учащимся ответить на некоторые вопросы. Вопросы
учащимся предлагаются в виде анкеты.

1.    
Какой
смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?

2.    
Считаешь
ли ты себя свободным человеком?

3.    
В
чем выражается твоя свобода?

4.    
От
чего ты считаешь себя зависимым?

5.    
Считаешь
ли ты себя ответственным человеком?

6.    
Какие
качества ответственного человека ты можешь назвать?

7.    
Какие
качества ответственного человека у тебя?

8.    
Какие
качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

II. К данной
дискуссии учащимся можно предложить раскрыть собственное понимание афоризмов,
которые даны в книге В.Г. Кротова «Массаж мысли» и сравнить их с толкованием
данных понятий в словаре В.И. Даля. Ребята могут готовить эту часть дискуссии,
разделясь на группы. Задания учащимся можно приготовить в конвертах. Они могут
быть следующего содержания:

Конверт 1

1. Найдите в словаре В.И. Даля толкование слова
«свобода» и сравните его со следующим определением: «Свобода – это возможность
становиться самим собой».

2. Дайте собственное объяснение этого определения.

3. Приведите примеры подтверждений или опровержений из
собственных наблюдений.

Конверт 2

1. Найдите в словаре В.И. Даля толкование слова
«ответственность» и сравните его со следующим определением: «Ответственность –
это груз, дающий силы».

2. Дайте собственное объяснение этого определения.

3. Приведите примеры подтверждения или опровержения
данных определений из собственных наблюдений.

К дискуссии можно подготовить плакат под названием
«Статистика по проблеме». Для этого можно провести заранее опрос родителей,
учащихся, педагогов и самих учащихся класса. Плакат можно построить следующим
образом: слева написать следующие положения – я свободен, я – зависим, я –
ответственен и я – безответственен,
а справа отметить количество человек,
признающих в себе эти качества. Плакат выглядит примерно так:

Я свободен – 10 человек

Я зависим – 20 человек

Я ответственен – 10 человек

Я безответственен – 20 человек

В плакате необходимо отразить ответы участвовавших в опросе
и с цифровых данных плаката можно начать диспут. В ходе диспута на доске можно
фиксировать ответы участвующих в полемике.

Вопросы диспута заранее сообщаются
учащимся. Они могут быть такими:

Чем должен обладать человек, чтобы быть свободным?

Мы управляем страстями или страсти управляют нами?

Чем определяется поведение человека: собственным
выбором, окружающей средой или обстоятельствами?

 Как можно истолковать фразу А.И. Солженицына
«Находясь в заключении, преодолевая тяжелые обстоятельства жизни, я чувствовал
внутреннюю свободу»?

 Может ли свобода человека ограничиваться
определенными правилами?

Законы
ограничивают свободу или создают условия быть свободным?

 Свобода и ответственность – можно ли между этими
словами поставить знак равенства?

В конце диспута учащимся предлагается объединиться в
группы для того, чтобы выполнить завершающий этап обсуждения проблемы. Для
работы в группах ребята объединяются по 4 человека. Несколько групп должны
определить и составить правила поведения или нравственный свод законов,
регламентирующий поведение свободного и ответственного человека. Учащиеся
выполняют работу в течение 5-7 минут, а затем представляют в доказательной манере
то, что у них получилось.

Другие группы ребят получают задание изобразить с
помощью карандашей и красок понятия «ответственность» и «свобода» в виде ярких
красочных плакатов, которые должны помочь человеку в трудной жизненной ситуации
и заставят задуматься при принятии определенного решения. Получившиеся работы
ребята должны представить в течение 2-3 минут и защитить их. Эти задания
(плакаты и своды законов) могут быть предварительной работой учащихся при
подготовке к диспуту.

Источник

Классный час – дискуссия «Можно ли быть свободным без ответственности?»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской области

Классный час – дискуссия

«Можно ли быть свободным без ответственности?»

6.г.

, классный руководитель 10 класса.

Методическая форма: «статичная» — представление-коммуникация, приём: дискуссия (по ).

Участники: 10 класс, классный руководитель , социальный педагог

Цель: обсудить с учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи: развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.

Предварительная подготовка

I. Ответить на вопросы анкеты.

I Анкета

1.Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?

2.Считаешь ли ты себя свободным человеком?

3.В чём выражается твоя свобода?

4.От чего ты считаешь себя зависимым?

5.Считаешь ли ты себя ответственным человеком?

6.Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?

7. Какие качества ответственного человека присущи тебе?

8.Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

Читайте также:  Можно ли строить дом на участке где уже есть дом

II (задание для групп)

Подготовить ответы на понимание афоризмов, которые даны в книге «Массаж мысли» и сравнить их с толкованием данных понятий в словаре . Использовать Интернет-ресурсы.

Задание для 1и 2 групп.

Найдите в словаре толкование слова «свобода». Сравните его со следующим определением: «Свобода – это невозможность становиться самим собой». Дайте собственное объяснение этому определению. Приведите примеры подтверждений или опровержений из собственных наблюдений.

Задание для 3 и 4 групп.

Найдите в словаре толкование слова «ответственность» и сравните его со следующим определением: «Ответственность – это груз, дающий силы». Дайте собственное объяснение этому определению. Приведите примеры подтверждения или опровержения данных определений из собственных наблюдений.

На доске (из Интернет-ресурсов):

Толковый словарь трактует слово «совесть» — как нравственную (а, значит, и моральную — Ю. М) ответственность за свое поведение (слова и дела — Ю. М.) перед окружающими людьми, обществом.

Ответственность — это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

СВОБОДА ж. слобода южн. зап. сев. свободь вост. сев. своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода понятие сравнительное; она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и, наконец, к полному, необузданному произволу или самовольству. Свобода печати, отсутствие цензуры, но может быть ответ перед судом. Свобода мысли, безответственность за мысли, убеждения свои. Свобода слова, позволенье выражать мысли свои. Свобода крестьян противополагается рабству и крепостному быту. Выпустить пленника, пташку на свободу, на волю, на простор. Никакой свободишки нет, теснят всем, отовсюду.

III ( )

Подготовка статистических данных «Статистика по проблеме»: опрос родителей (20 человек), опрос учащихся (20 человек), опрос учителей (20 человек).

Можно ли быть свободным без ответственности дискуссияМожно ли быть свободным без ответственности дискуссия

Ответы учащихся в опросе « Статистика по проблеме» выслушиваются в процессе дискуссии.

Ход дискуссии

1. Обсуждение данных плаката «Статистика по проблеме».

Вопросы к полемике (на доске):

Чем должен обладать человек, чтобы быть свободным? Мы управляем страстями или страсти управляют нами? Чем определяется поведение человека: собственным выбором, окружающей средой или обстоятельствами? Как можно истолковать фразу «Находясь в заключении, преодолевая тяжёлые обстоятельства жизни, я чувствовал внутреннюю свободу»? Может ли свобода человека ограничиваться определёнными правилами? Законы ограничивают свободу или создают условия быть свободными? Свобода и ответственность – можно ли между этими словами поставить знак равенства?

II. В конце дискуссии – объединение детей в группы для обсуждения проблемы. Используется выполненное домашнее задание по группам: толкование слов «свобода», «ответственность»; сравнение с предложенными определениями, толкованием в словаре , собственное толкование.

Дополнительные задания в ходе дискуссии (3 минуты):

Две группы составляют свод законов, регламентирующих поведение свободного и ответственного человека. Две группы – изобразить понятия «свобода» и «ответственность».

Защита мини-проектов:

Изображение понятий. Приём: рисование на нравственные темы.

Составление свода законов. Приём: составление нравственных обязанностей.

III. Итог. Ответ на главный вопрос дискуссии: «Можно ли быть свободным без ответственности».

Дополнение классного руководителя в разработку сценария дискуссии «Можно ли быть свободным без ответственности». Установить взаимозависимость, взаимосвязь между двумя нравственными и правовыми понятиями, понять их значение в жизни человека. Обсуждение схем.

Можно ли быть свободным без ответственности дискуссия

Сообщение результатов анкетирования.

Используемые ресурсы:

1.Интернет-ресурсы

https://www. *****/works/91/3934.html

https://dal. /word036942.html

2.М. Ю Савченко, «Справочник классного руководителя. 10-11 классы». М., «Вако», 2006. с.84-86.

Источник

Дискуссия на тему: «Развитие личностных качеств»» Тема «Можно ли быть свободным без ответственности»

Дискуссия на тему:

«Развитие личностных качеств»»

Тема «Можно ли быть свободным без ответственности»

Цель: обсудить с участниками значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи: развивать у уч-ся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.

Предварительная подготовка:

предложить участникам ответить на вопросы анкеты.

1. Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?

2. Считаешь ли ты себя свободным человеком?

3. В чем выражается твоя свобода?

4. От чего ты считаешь себя зависимым?

5. Считаешь ли ты себя ответственным человеком?

6. Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?

7. Какие качества ответственного человека присущи тебе?

8. Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

Участникам можно предложить раскрыть собственное понимание афоризмов, которые даны в книге В.Г. Кротова «Массаж мысли» и сравнить их с толкованием данных понятий в словаре В.И. Даля. Ребята готовят эту часть дискуссии по группам. Задания даны в конвертах. Они имеют следующее содержание:

Конверт 1

1. Найдите в словаре В.И. Даля толкование слова «свобода» и сравните его со следующим определением: «Свобода — это возможность становиться самим собой».

2. Дайте собственное объяснение этому определению.

3. Приведите примеры подтверждений или опровержений из собственных наблюдений.

Конверт 2

1. Найдите в словаре В.И. Даля толкование слова «ответственность» и сравните его со следующим определением: «Ответственность — это груз, дающий силы».

Читайте также:  Можно ли есть тосты на диете

2. Дайте собственное объяснение этому определению.

3. Приведите примеры подтверждения или опровержения данных определений из собственных наблюдений.

Ш. Подготовить плакат под названием «Статистика по проблеме». Плакат строится

следующим образом — слева написать положения: «Л — свободен», «Л — зависим», «Я — ответствен», «Я — безответствен», а справа отметить количество человек, признающих в себе эти качества Плакат выглядит примерно так:

Я свободен-10 чел.

Я зависим — 20 чел.

Я ответствен — 10 чел.

Я безответствен — 10 чел.

В плакате необходимо отражать ответы участвовавших в опросе.

Ход дисскуссии

I. Обсуждение данных плаката «Статистика по проблеме».

Входе диспута на доске фиксируются ответы ребят в полемике. Вопросы дискуссии заранее сообщаются учащимся. Примерные вопросы для дискуссии:

1. Чем должен обладать человек, чтобы быть свободным?

2. Мы управляем страстями или страсти управляют нами?

3. Чем определяется поведение человека: собственным выбором, окружающей средой или обстоятельствами?

4. Как можно истолковать фразу А. И. Солженицына «Находясь в заключении, преодолевая тяжелые обстоятельства жизни, я чувствовал внутреннюю свободу»?

5. Может ли свобода человека ограничиваться определенными правилами?

6. Законы ограничивают свободу или создают условия быть свободным?

7. Свобода и ответственность — можно ли между этими словами поставить знак равенства?

П. В конце дискуссии участникам предлагается объединиться в группы по 4 человека, чтобы выполнить завершающий этап обсуждения проблемы. Несколько групп должны определить и составить правила поведения или нравственный свод законов, регламентирующий поведение свободного и ответственного человека. Ребята выполняют работу в течение 5-7 минут, а затем представляют в доказательной форме то, что у них получилось.

Другие группы ребят получают задание — изобразить с помощью карандашей и красок понятия «ответственность» и «свобода». Это должны быть яркие красочные плакаты, которые помогут человеку в трудной жизненной ситуации и заставят задуматься при принятии определенного решения. Свои работы ребята представляют и защищают в течение 2-3 минут. В конце дискуссии делаются общие выводы.

Источник

Классный час «Свобода и ответственность» | Классный час по теме:

Классный час «Свобода и ответственность».

Дата проведения: II четверть

Класс: 9, 10, 11

Классный руководитель: Алексахина Ирина Викторовна

Если Вы достаточно умны, чтобы сказать: «Да!»,

то я не достаточно глуп, чтобы сказать: «Нет!».

(Владимир Борисов)

Игла испорченного компаса не дрожит.

Свободна от ответственности.

(Станислав Ежи Лец)

Цель:

Дать старшеклассникам возможность задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность», соотнести эти категории.

Ход занятия:

Занятие начинается со вступительного слова, в котором учитель сообщает о цели встречи и обозначает все многообразие подходов к теме. Для того чтобы активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода», учитель предлагает познакомиться с определениями данного понятия, взятыми из различных словарей.

Свобода — это:

  1. отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
  2. сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
  3. способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
  4. реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
  5. не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
  6. степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
  7. наличие прав и их гарантированность;
  8. один из основополагающих принципов правового государства.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Примеры из высказываний:

«Удовлетворение личных потребностей напрямую связано с самостоятельностью и ответственностью человека за свои поступки, поэтому свобода — это не только независимость, но и воля, готовность выполнять свои обязанности».

«Если каждый будет думать, что свобода — это только отсутствие ограничений, то в мире будет хаос».

«Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».

Учитель. Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода».

Вместе с классом учитель вспоминает ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.

В ценности и значимости этого понятия вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы — одно из самых тяжких наказаний в жизни человека. Каждый из нас готов сейчас вкладывать в это понятие свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, и эта трансформация объясняется, кроме прочего, тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку свобод.

Попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни. Заполним таблицу.

Таблица

Я свободен в принятии решений

Раннее детство

Настоящее время

Взрослая жизнь

Таблица заполняется либо индивидуально, либо в ходе общего обсуждения. Делаются выводы об увеличении с возрастом не только числа предоставляемых свобод, но и степени их серьезности, глубины, смысла, а соответственно — возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.

Читайте также:  Грецкие орехи при сахарном диабете можно ли есть

Вопросы для обсуждения:

  1. За что мы ценим свободу?
  2. Может ли человек быть абсолютно свободен?
  3. В чем проявляется стремление к абсолютной свободе?
  4. Что ограничивает это стремление?

Учитель. Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?

Обычно ребята называют целый список возможностей: богатство, авторитет, знания, власть, творчество, преступления и т.д. Целесообразно рассмотреть все предлагаемые пути и обсудить их с точки зрения приемлемости в современных условиях, оправданности, целесообразности для личности.

В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие ответственности.

Учитель. Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека спонтанно. Оно формируется в ребенке в процессе воспитания в течение длительного времени — через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников.

Самое привычное, повседневное понимание ответственности — это способность отвечать. Но в таком случае естественно возникают вопросы: «За что и перед кем?» Есть ли обстоятельства, за которые мы не обязаны брать на себя ответственность? Что включает в себя понятие «ответственный человек»?

Класс разбивается на четыре микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:

  1. «Я ответственен за…» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);
  2. «Я ответственен перед…» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);
  3. «Я не обязан нести ответственность за…» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);
  4. «Ответственный человек — это…» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).

После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, подробно обсуждаются, при необходимости дополняются некоторыми характеристиками. Таким образом выстраивается своеобразный «круг ответственности».

В качестве обобщения и эмоциональной точки в занятии участникам предлагается выразить свое отношение к рассмотренным категориям через написание синквейнов (нерифмованных пятистиший по правилам). Если это первый опыт такой работы, целесообразно предложить создать варианты в микрогруппах.

Правила написания синквейна:

1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);

2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3-я строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;

4-я строка: фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;

5-я строка: завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Варианты созданных синквейнов зачитываются.

Примеры синквейнов на темы СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ВЫБОР:

Свобода.

Независимая. Самостоятельная.

Мыслить. Делать. Быть.

Всего дороже на свете.

Полет.

Ответственность.

Самостоятельная. Честная.

Была. Есть. Будет.

Тяготит тебя или радует.

Свобода.

Свобода.

Независимая. Достойная.

Думать. Говорить. Действовать.

Свобода — право каждого человека.

Независимость.

Ответственность.

Надежный. Обязательный.

Обещаю. Выполню. Смогу.

Всегда отвечу за слова!

Исполнительность.

Достоинство.

Личное. Возвышенное.

Ценить. Отвечать. Уважать.

Достигай величия любой ценой.

Честь.

Достоинство.

Надежный. Уверенный.

Уважать. Действовать. Решать.

Должно быть в человеке.

Самоуважение.

Выбор.

Уверенный. Свободный.

Подумать. Решить. Принять.

Готов ты сделать выбор?

Решай!

Выбор.

Свободный. Достойный.

Искать. Пробовать. Действовать.

Ответственное решение здравомыслящего человека.

Поиск.

ЭССЕ НА ТЕМУ «СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

  1. Ты кто?
  2. А ты что, не видишь? Я Свобода.
  3. Какая ещё Свобода? Не знаю таких.
  4. «Какая-какая» — обижается Свобода. — Я разная. Я свободная. Я ученическая. Я учительская. Я необходимая.
  5. Да поняла я. Ты толком говори.

Свобода теряется и чешет в затылке.

  1. Ну в общем так, — наконец говорит она.
  2. Понятно, — ехидничает собеседница.
  3. Нет, ты слушай, — Свобода машет руками, — Во-первых, я осознанная необходимость.
  4. Знаем, читали, — собеседница зевает.
  5. Во-вторых, смотри, ученики свободны делать всё, что не запрещено. Учителя тоже.
  6. Подерутся.
  7. Нет, не подерутся, — у Свободы на лице выражение «Всё знаю, но объяснить не могу» — Понимаешь, свобода, она ограничена. Свободой. Понимаешь? Ну например… Например, ученик свободен учиться, а учитель учить. А вот если их свободы пересекаются, то директор свободен разбираться как захочет. В пределах разумного, конечно.
  8. Нет! Это ты не понимаешь! Тут уже я появляюсь.
  9. А ты-то кто такая умная?
  10. Я? — гордо, — Я Ответственность.
  11. И чё?
  12. Да ни чё! Ты сядь и спокойно подумай: ну куда ты, Свобода Батьковна, без меня, без Ответственности? Это же Произвол получается.
  13. Ммм… — Свобода напряженно мыслит, — Наверно…
  14. Ты не мычи, ты головой подумай, — Ответственность откровенно развлекается. — Вот взял человек Свободу, должен взять и Ответственность. Тот же твой ученик: свободен учиться? Пусть отвечает за то, что не учится. Взялся учитель работать, пусть отвечает за качество работы. И пусть не обижаются.
  15. Слу-ушай! — радуется Свобода. — Да это же закон природы!
  16. Угу.
  17. Это же здорово!
  18. Угу.
  19. Это же…
  20. Да ясно, ясно… Заболтались мы с тобой, пошли лучше кофе пить.
  21. Ответственность, я тебя обожаю!
  22. Скажи проще: ты без меня не можешь, — Ответственность пытается освободиться из объятий Свободы.
  23. Ага, и это тоже! Пошли кофе пить!

Источник