Можно ли быть суеверным

Стоит ли быть суеверным


7434

65 подписчиков

16 июля 2014

Так сложилось, что исторически из поколения в поколение люди передают часть своей коммуникативной и фольклорной культуры. Даже в древности старожилы определяли по погоде будущее своего удела или княжества. В современном мире к суевериям и предрассудкам можно относиться по-разному. Верить в них или нет, каждый человек решает для себя сам.

История суеверных страхов уходит корнями в глубокое прошлое. Происхождение некоторых из них весьма логично, а вот откуда появились другие, зачастую понять довольно непросто. В наше время на месте развенчанных древних примет быстро возникают новые, актуальные на данный момент.

Суеверными являются не только простые смертные, но и именитые таланты и гении. К примеру, Н. В. Гоголь оставил завещание, в котором описывал собственные похороны, потому что боялся летаргического сна. А.С. Пушкина, в свою очередь, не постигла судьба повешенного в одном ряду с декабристами, потому что он вернулся домой после того, как заяц дважды перебежал дорогу перед его каретой.

Следует отметить, что различным страхам больше подвержены представительницы слабого пола. Такова уж природа женской натуры: рассыпанная соль или разбитое зеркало вызывают смутное опасение и страх перед неудачей в будущем.

Множество суеверий сопровождают практически все торжественные мероприятия в нашей жизни, начиная от Нового года и дня рождения и заканчивая свадьбой и крестинами ребенка. Стоит понять, что приметы опасны не тем, что привлекают несчастье и беду, а тем, что суеверный человек всегда находится в ожидании этих негативных событий.

Чтобы избавиться от негативного восприятия различных примет, нужно учиться смотреть на вещи позитивным взглядом. Все плохие суеверия можно трактовать и с положительной стороны:

  • Все разбитое можно приравнять в посуде, а это, как известно, к счастью.
  • Все животные и птицы всего лишь братья наши меньшие, которые не замышляют против нас ничего вредного.
  • У природы нет плохой погоды, так же как и чисел, дней недели или сезонов.

Всем людям в равной степени присуще желание избежать неблагоприятных ситуаций. А народные приметы как раз и дают такую возможность. Однако слепое потакание суевериям может только лишь портить настроение и восприятие жизни в целом. Важно научиться смотреть на мир проще и не придавать никакого значения как сказочным суевериям, так и повсеместным приметам.

Источник

«Суеверие – это пустота, глупость и самообман». Проф. А.И. Осипов / Православие.Ru

Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если
оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу
или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство
из нас знает лишь о малом их числе, а то бы…
Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с
христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало
суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или
даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по
своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже
паломничеству. О том, где корень живучести суеверий,
почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в
себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем
с Алексеем
Ильичом Осиповым.

Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели
поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально
захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на
какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А
как бы вы определили суть суеверия?

– Слово «суеверие» встречается во многих
языках. В частности в греческом есть такое понятие –
«мэтэотис», которое как раз и переводится на
славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно
означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в
еврейском языке слово со схожим значением: «дым,
пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не
имеет сути», а также «глупость и обман».
Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский –
поскольку это языки Священного Писания и именно о суете
говорится в Священном Писании – очень хорошо
передают нам суть этого явления – суеверия. По
своему содержанию это некая пустота и глупость. А если
говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае
– самообман. Вот что такое суеверие.

Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то,
чего на самом деле нет. А человек придает этому значение
как будто бы чему-то существующему в действительности, и в
результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе,
естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие:
вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и
сути вещам.

Читайте также:  Можно ли есть при сахарном диабете орехи и сухофрукты

Почему суеверие называется грехом? Это
тоже страсть?

– Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о,
сейчас дам определение!) – это то, что вредит
человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе
палец – будет грех. Или иголку всажу – это
будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку.
А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что
черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со
мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне
навстречу… Человек расстраивается, не знает, что
делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь
– потому это и грех. А есть ведь суеверия разного
порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил:
«Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого
плеча, надо сверху, сверху! – то он
останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое
ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то
через левое плечо – так многие шарахаются даже
– до чего доходит!

Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые
приводят людей к самым печальным выводам. Например, в
одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году
нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда
искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек
от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость,
Господи! – разливается по нашей России-матушке, и
многие начинают: «Обязательно надо искупаться
– смыть грехи». Как легко: искупался –
всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда –
ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания
стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем,
Православие – лучшая религия в мире.

А как бороться с суеверием, с этой
пустотой? Как в нее не попасть?

Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога,
тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!

– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в
Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит,
что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет
никаких случайностей и что воля Божия – это не
просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что
вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и
что Бог только как Врач посылает нам наилучшие
обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так
вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия,
конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше
ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о
Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати,
на этом всё и построено – язычество и есть в
конечном счете суеверие.

Какова природа возникновения суеверия?
Необразованность? Какие еще есть причины этого
явления?

Можно ли быть суеверным

    

– Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает,
что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка
дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе
коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что
человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе
нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей
укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов,
которые присутствуют в нашей жизни.

Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что
вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность –
перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед
верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне
будет показано и принесет мне действительные страдания,
если я делал что-то злое.

Вера в Бога – это ответственность, труд,
необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко

В общем, вера в Бога – это ответственность, труд,
необходимость понуждения себя. В суеверии же –
ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то
мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до
смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И
при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу
– а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты
хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже
мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни
– это принцип любви, и этот принцип в данном случае
отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.

Читайте также:  Можно ли есть одну гречку для похудения

Крестик валяется в храме на полу – никто не
поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно
рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала,
в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы
кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или
неприятность – представляете: суеверие становится
уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему
суеверие – грех. Оно становится зловерием.

В любом случае суеверие не налагает на меня никакой
моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди
мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому
суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек
следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с
трудом. В этом основная причина.

То есть заполнение своего сознания
какими-то неоправданными страхами – это и есть
суеверие, и нужно просто с этим решительно
бороться?

Можно ли быть суеверным


Объяснять надо. К сожалению, довольно часто
приходится слышать, что в проповеди объясняют историю
праздника, объясняют, что такое свечка, что такое
амвон, и очень мало, почти никогда не говорят о том,
что существуют духовные законы жизни, нарушать
которые опасно для тебя – так же, как нарушить
закон тяготения или закон температуры: нельзя тебе
– ты обожжешься или замерзнешь, нельзя прыгать
с десятого этажа. Есть законы: не Бог меня накажет,
когда я прыгаю с пятого этажа, а закон тяготения. Так
и в духовной жизни – то же самое: если ты
желаешь кому-то зла, этим самым ты вонзаешь нож в
свое тело. Завидуешь кому-то – недаром говорят:
«позеленел от зависти», – а
святитель Василий Великий писал: «И не
зарождалось в душах человеческих более пагубной
страсти, нежели зависть». Оказывается, любой
грех – это рана, которую мы наносим себе. И в
данном случае суеверие связано очень часто со
зловерием, и всегда оно наносит человеку урон, грех,
рану, которой надо, конечно же, стараться избегать.
Но для этого нужно, увы, знать Православие, что его
суть не в правильном исполнении просто всех церковных
требований, а в том, чтобы бороться со своими дурными
желаниями и влечениями: не лгать, не притворяться, не
обманывать и т.д. – вот в чем суть
Православия-то. «Дай мне сердце твое,
сыне», – говорит Господь, – а не
ноги и руки. А мы – нет: руки и ноги.

Магическое отношение к православным
святыням – это тоже очень распространенное явление.
От болезни – такой-то источник, найти квартиру
– надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление
укоренилось?

– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас,
когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ
поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на
приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от
пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой
Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не
вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или
Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все
сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та
же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить
свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из
поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с
самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед
– победа над собой». Действительно, я готов
проделать сотни километров к «Неупиваемой
Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от
лишней рюмки – это уж слишком, конечно.

Бой с самим собой – самое трудное дело, и
Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим
ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит
водичка: натыкается на камень – обходит его и течет
дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии
– и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот
этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется
«субботой». Главное – исполни субботу.
Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот,
оказывается, какие вещи.

Посмотрите, как писал святитель
Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об
одном крестном ходе, где священник перед его началом
объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают
полное отпущение всех грехов, которые совершили».
Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он
трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как
очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание
к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот
– ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан
Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не
заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в
голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не
лучше ли вам отказаться от странствования?» –
пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге
– чего не наберетесь, чего не навидитесь и не
наслушаетесь!»

Читайте также:  Можно ли есть пюре при похудении на ужин

Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по
всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй
сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как
святитель относился даже к паломничеству – кажется,
хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни.
Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что
человеку, который еще почти ничего не знает о вере,
который не может вести никакой христианской жизни у себя
дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко,
когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться,
причаститься. «Для таких людей, – говорит он,
– ну, что же, это может быть и полезно. А для
человека, укрепленного в вере, это может явиться только
причиной рассеянности».

Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да
вы покажите, как люди готовятся к посту!

А вот наша Масленица,
посмотрите, во что она превращается! «После
Божественной Литургии – масленичные гуляния»,
– читаю я. И это объявляется на церковных страницах!
Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши
подвижники – одного епископа даже убили за то, что
он грозно обличал то распутство, которое начиналось на
Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу
жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где
мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то
миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это,
напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что
есть люди, которые действительно готовятся к посту,
– покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут,
– они уже начинают готовиться к посту. А то
происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И
что говорить об этом? Масленица – языческое
празднество, совершенно очевидное.

Как бороться со страхами (страхом перед
черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают
люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но
никак не могут с нею справиться…

Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только
веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не
будет

– Христос ответил: «Когда
услышите…» – и перечисляет те страшные
вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он
говорит: «Когда услышите, то поднимите головы
ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди
будут, говоря по-славянски, «издыхать» от
страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие
страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы
– то есть христиане), то поднимите голову, ибо
приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять
приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас
веры во Христа, тем больше у нас всяких не только
суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и
закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со
мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я
не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если
есть эта вера – только веру нужно в себе
подогревать, – тогда, естественно, у человека этот
страх будет отходить в сторону, отступать от него.
Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен
Никон
(Воробьев): «Правильные мысли нужно не
запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно
напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они
согревают душу и помогают человеку в его жизни».

Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы
ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова
приобретают все большую значимость.

Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала
«Православие.ру»
и всех наших читателей и зрителей.

– Спаси, Господи, всех вас. И всех нас тоже.

Источник